«Талант и успех» на 2021-2023 гг.
Учреждение |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пичаевская средняя общеобразовательная школа» |
Наименование Программы |
«Талант и успех» (2021-2023 гг.) |
Руководитель программы |
Директор |
Разработчик Программы |
Филина С.Н., заместитель директора по УВР Чупахина Г.А., заместитель директора по МР |
Кем утверждена программа |
Приказом директора школы №205/ 3 - о/д от 04.12. 2020 г. |
Заказчики Программы |
Родительская общественность, педагогический коллектив, социум |
Исполнители Программы |
Администрация и педагогический коллектив МБОУ «Пичаевская СОШ», ученический коллектив, родительская общественность. |
Нормативноправовая база программы |
• основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 • основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 • Федеральный Закон «Об образовании в РФ» • Концепция модернизации российского образования • Федеральная целевая программа «Одаренные дети» • Программа развития МБОУ «Пичаевская СОШ» на 2021-2023 г.г.; • Устав МБОУ «Пичаевская СОШ» • Рабочая программа воспитания школы |
Срок действия программы |
2021-2023 гг |
Этапы реализации программы |
2020- 2021 учебный год – проектировочно - аналитический 2021-2022 учебный год – экспериментально– диагностический 2022-2023 учебный год – переход в режим функционирования – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся 2024 год - аналитический отчет |
Концепция |
Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива школы. Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка. |
Основная цель |
Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями. |
Основные задачи |
• Выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников. • Разработка научно-методического обеспечения диагностики, обучения и развития одаренных детей. • Создание базы данных одаренных детей в рамках Программы. |
|
• Внедрение в учебный процесс интерактивных технологий. Развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей и социума. • Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми. • Повышение социального престижа школы на муниципальном и региональном уровнях. |
Приоритетные направления программы |
Создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим потенциалом, привлечение их к научно- исследовательской деятельности. |
Ресурсное обеспечение реализации программы |
Основными ресурсами для реализации Программы являются: . кадры, их высокий уровень мотивации и профессионализма; .инновационный потенциал (использование современных педагогических технологий); . общественная форма управления |
Ожидаемые результаты Программы |
• Увеличение количества одарённых детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности. • Повышение качества образования и воспитания школьников в целом. • Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня. • Создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие личности, важнейшими качествами которого станут инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. • Создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ, апробации экспериментов и инноваций, стимулирующих развитие профессиональных педагогических компетенций. |
источники финансирования программы |
Не требуется |
Программа «Талант и успех» разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «Пичаевская СОШ» и является основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе с учетом внедрения ФГОС второго поколения.
Развитие детской одаренности является одним из направлений образовательной модели МБОУ «Пичаевская СОШ». Реализация программы приведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными детьми через совершенствование и развитие основ образовательного пространства школы.
Программа охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения, содержит оценку реального состояния системы работы с одаренными детьми, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития в области работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.
Программой предусмотрено развитие системы работы с одаренными детьми, развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров, работу с одаренными детьми.
Кроме того, выделяются проблемы не только диагностики, обучения и развития самого одаренного ребенка, но и проблемы педагога, призванного поддержать детскую одаренность в процессе ее социализации. К ним можно отнести профессионально-личностную готовность к работе с одаренными детьми, что подразумевает:
• овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностноориентированного обучения, методологией и методикой научного поиска;
• психологическая компетентность, широта и гибкость педагогического мышления;
• зрелость педагогического самосознания: позитивная «Я - концепция» учителя, ценностные ориентации и установки на саморазвитие и самосовершенствование личности.
Необходимо сохранить и развивать те качества общеобразовательной школы, которые обеспечивают «индивидуальный» характер воспроизводства и развития интеллектуального потенциала:
• единство школы на базе учета возрастных особенностей учащихся, преемственности, межпредметных связей,
• достижения федерального государственного образовательного стандарта образования на всех возрастных уровнях;
• изменение массовых способов учебной работы в пользу интеллектуально-ориентированных учебных систем
Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития, определенные ФГОС. Основной задачей должно стать воспитание молодых людей, обладающих нестандартным мышлением, склонных к научным исследованиям, тех, кто будет готов заниматься внедрением результатов этих исследований в жизнь.
Деятельность педагогического коллектива МБОУ «Пичаевская СОШ» направлена на информатизацию образовательного процесса и организацию широкого спектра предложений в системе дополнительного образования. Ежегодно осуществляется традиционное психологопедагогическое сопровождение и поддержка детей начальных классов, выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований, системное диагностирование педагогом - психологом. С целью выявления способных, мотивированных и одарённых детей, их самореализации и профессионального самоопределения, педагогом - психологом школы проводится ежегодное тестирование и диагностическое исследование среди обучающихся. По итогам диагностических наблюдений и исследования составляются карты мониторинга, формируется база данных детей, определяется уровень мотивации учащихся.
Мотивация обучающихся к учебной деятельности в школе создается за счёт:
• внедрения в учебно- воспитательный процесс личностно ориентированных технологий обучения и воспитания;
• применения информационно - коммуникативных технологий; разработки для обучающихся индивидуальных маршрутов;
• организации научно - исследовательской деятельности обучающихся (участие в конкурсах, олимпиадах, проектах, конференциях и т.д.);
• профессиональной компетентности учителя как одной из важнейших средств мотивации; применения личностно - ориентированной подхода, с учётом индивидуализации;
• привлечения специального дополнительного образования.
Продолжается ежедневная работа по выявлению творческого потенциала обучающегося. Педагогами школы уделяется в своей работе внимание средне- и слабоуспевающим обучающимся наряду с сильными. Продолжается совместно с психолого-социальной службой школы поиск путей мотивации средне- и слабоуспевающих для привлечения их к творческо-исследовательской деятельности.
Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление всех обучающихся и вся система внеурочной занятости детей, сложившаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной, а сама школа привлекательней. Успешно продвигается вовлечение учеников школы в научно -исследовательскую деятельность.
Ежегодно отслеживаются итоги участия детей школы в конкурсах, предметных олимпиадах различного уровня и активно привлекаются все ученики школы к участию в них.
Вместе с тем, отсутствует механизм взаимодействия для более успешной работы. Сложность заключается и в специфике работы с одарёнными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:
1. Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией обучающихся.
2. Проблемным полем остаётся психолого-педагогическое сопровождение способных и одарённых детей.
3. Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.
4. Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.
5. Не отлажен механизм межведомственного взаимодействия, способствующий развитию одарённых детей, росту их творческого и интеллектуального потенциала.
Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одарённых детей не раскрывается в полной мере. Разрешение вышеуказанных проблем возможно при комплексном и системном подходе.
Очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива школы, родителей обучающихся и общественности к проблеме одарённости, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности школы.
Таким образом, программа «Талант и успех» на 2021-2023 гг. позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять её на более качественный уровень.
Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности:
• Интеллектуальная
• Академическая
• Художественная
• Организаторская
• Психомоторная (иначе - спортивная)
Интеллектуальная одарённость. Таких детей называют «светлыми головами» и «надеждой образовательного учреждения». Как правило, такие дети почти всегда вступают в конфликт с педагогами, оспаривают свою правоту, иногда конфликт перерастает в принципиальное несогласие педагога с ребёнком, и ребёнок либо замыкается в себе, либо попадает в разряд трудновоспитуемых.
Академическая одарённость. Дети этого вида одарённости, прежде всего, блестяще учатся. Академическая одарённость имеет свои подвиды: 1) дети с широкой способностью к обучению (легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех сферах учебной деятельности) и 2) дети, у которых повышенные способности к усвоению знаний проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (в точных науках или в гуманитарных).
Художественная одарённость. Этот вид одарённости, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности: в музыке, танце, живописи, сценической деятельности.
Организаторская, или лидерская, одарённость. Она характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими; предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию.
Психомоторная, или спортивная, одарённость. Следует отметить: бытующее мнение о пониженных умственных способностях спортсменов не соответствует действительности. Дети со спортивной одарённостью далеко не всегда хорошо учатся. Это связано, прежде всего, с недостатком времени и соответствующего желания. Если у детей, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, могут превосходно учиться.
При моделировании учтены возрастные особенности, что позволяет детям ориентироваться в образовательном пространстве. Данная система позволяет обучающимся выбирать готовую или самостоятельно моделировать свою образовательную траекторию.
1. Важнейший принцип работы – ориентация на дифференциацию процесса обучения, обновление методов обучения, использование современных образовательных технологий. Это выражается в замене традиционных методов обучения диалоговыми формами общения учительученик, ученик-ученик, при работе в микрогруппах, в использовании ИКТ, технологии разноуровневого обучения, проектной деятельности.
2. Принцип целостности образования – под целостностью образования понимается единство процессов развития, обучения, воспитания обучающихся, адекватность педагогических технологий задачам обучения.
3. Принцип индивидуализации – подразумевающий всесторонний и всеобъемлющий учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе индивидуальных программ развития и обучения.
4. Принцип вариативности. Данный принцип предполагает гибкое сочетание обязательных базовых и профильных предметов, курсов по выбору, дополнительного образования, позволяющих обучающемуся раскрыть и развить склонностями и способностями, с учетом его возрастных особенностей и уровня развития.
5. Принцип развивающего обучения – развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития ребенка и способствует ускорению развития.
6. Принцип обновления содержания и методов обучения – использование эффективных образовательных технологий, внедрение в практику инноваций, ФГОС.
Приоритетные направления:
• реализация государственной и политики в сфере образования;
• сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
• обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на социальный опыт;
• создание комплекса условий, обеспечивающих доступность качественного
• образования с учётом образовательных потребностей жителей села и факторов его социально-экономического развития.
Принципы реализации программы:
1. Принцип социальной обусловленности и непрерывного обновления целей, содержания и методов обучения одаренных детей. Данный принцип предполагает подготовку личности одаренного ребенка к вхождению в современное мировое сообщество, реализацию социального заказа образованию на формирование и развитие базовых компонентов социокультурных компетенций. 2. Принцип единства, преемственности целей, содержания и методов воспитания и обучения, обеспечивающий единое образовательное пространство, целостность образовательной системы для одарённых детей.
3. Принцип индивидуально-личностной ориентации, право на самореализацию, самобытность, автономию, свободное развитие, что является основным критерием успешного образования и развития одарённого ребенка.
4. Принцип единства деятельностного и творческого подходов к содержанию и организации процесса педагогической, психологической и социальной поддержки одарённых детей.
I этап: аналитический - выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей обучающихся.
II этап: диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка
познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одарёнными обучающимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать обучающихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.
старшее звено школы является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса компетенции, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства.
Сроки и этапы реализации Программы 2021-2023 гг.
Цель: совершенствование условий по формированию системы работы с одаренными учащимися в школе. Задачи:
• Изучение нормативно-правовых аспектов сопровождения развития одаренных детей.
• Обновление банка данных об одаренных детях.
• Разработка системы работы с одаренными учащимися.
• Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
• Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
• Обновление банка олимпиадных заданий по предметам и разноуровневых заданий для проведения интеллектуальных конкурсов.
Цель: совершенствование системы работы с одаренными учащимися. Задачи:
• Диагностика склонностей учащихся.
• Обновление методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
• Создание банка данных методических приёмов по работе с талантливыми учащимися.
• Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов.
• Сохранение традиции работы с портфолио учащихся. Повышение квалификации педагогов.
Цель: функционирование системы работы с одаренными учащимися: формирование, углубление и развитие способностей учащихся.
Задачи:
• Обновление системы деятельности педагогического коллектива по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.
• Обеспечение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения.
• Анализ итогов реализации программы.
• Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
• Обобщение результатов работы школы.
• Обобщение педагогического опыта в работе с одарёнными детьми.
• Выпуск методического пособия «Опыт работы с одарёнными детьми».
Основные направления научно- методического сопровождения деятельности педагогов по развитию одаренности определяют широкий спектр принципов обучения одаренных детей. Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы и возрастающих потребностей привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам программы:
1. применение междисциплинарного подхода;
2. углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
3. насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
4. поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
5. поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы; 6. поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;
7. оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов,
8. установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин,
9. установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.
Программа работы с одаренными детьми использует основные стратегии обучения детей с высоким умственным потенциалом – ускорение, горизонтальное и вертикальное обогащение.
Факторы, способствующие адаптации образовательной среды школы к образовательным потребностям одаренных детей 1. Подбор оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития.
2. Разнообразные виды поддержки обучающихся:
- психолого-педагогические (системность стимулирования, обеспечение отношений
«человек- человек», комфортность, сотрудничество, совместимость), правовые (обеспечение демократических норм и правил поведения),
- социальные (обеспечение всем равных стартовых возможностей в обучении),
- валеологические (обеспечение условий здорового образа жизни- переключения видов деятельности, пауз, физкультминуток, нормализации режима и объема домашних заданий).
3. Право свободного выбора:
- уровня,
- вида творческого труда.
4. Комфортность и гуманность вещно-пространственной среды (дизайн в оформлении, нормированная мебель, воздушный световой режим, озеленение, внешний вид всех субъектов образовательного процесса).
Виды работ |
Ответственные |
Анализ современных концепций работы с одаренными детьми |
Администрация |
Отбор образовательных технологий, позволяющих реализовать потенциальные способности одаренных детей |
Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, руководители ММО |
Планирование психологического сопровождения |
Психолого-педагогическая служба школы |
Мотивация педагогов |
Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, руководители ММО |
Определение и формирование условий, необходимых для успешной реализации программы |
Администрация |
Формирование организационных структур: секции по работе с одаренными детьми, объединений дополнительного образования |
Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР
|
Создание банка данных педагогических технологий по развитию одаренности |
Руководитель МО |
Адаптация воспитательной системы к условиям работы с одаренными детьми |
Зам. директора по ВР, педагоги дополнительного образования |
Консультативная и просветительская работа среди родителей |
Классные руководители |
2. 2021-2022 учебный год – экспериментально– диагностический
Виды работ |
Ответственные |
Внедрение управленческой модели, обеспечивающей продуктивную реализацию Программы |
Администрация |
Апробация новых форм работы с одаренными детьми |
Педагогический коллектив |
Апробация инновационного опыта педагогов в работе с одаренными детьми |
Руководители ММО, педагогический коллектив школы |
Участие обучающихся в олимпиадах, научно- практических конференциях, конкурсах различного уровня (муниципального, регионального, федерального), в том числе дистанционных |
Администрация, руководители ММО |
Психологическое сопровождение: апробация и адаптация методик выявления и отслеживания динамики развития одаренности, уровня комфортности субъектов образовательного процесса |
Психолого-педагогическая служба школы, классные руководители |
Консультативная и просветительская работа среди обучающихся, родителей, педагогов |
Классные руководители, психолог |
Виды работ |
Ответственные |
Отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка |
Классные руководители, руководитель Центра по работе с одаренными детьми |
Отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми; |
Педагогический коллектив |
Углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей |
Руководители ММО, психолого-педагогическая служба школы |
Методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов |
Администрация, руководители ММО |
Отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция |
Психолого-педагогическая служба школы, классные руководители |
Систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуальнотворческих мероприятий |
Администрация, классные руководители, психолог |
Пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик |
Заместитель директора по МР |
Психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей |
Психолого-педагогическая служба школы, классные руководители |
4. 2024 год обобщающий этап - аналитический отчет
Виды работ |
Форма предъявления |
Ответственные |
Анализ и оформление результатов реализации Программы |
Педагогический совет «Программа работы с одаренными детьми: итоги и перспективы», |
Администрация |
Совершенствование форм работы с одаренными детьми. Создание пакета описаний форм работы с одаренными детьми на уровнях дошкольного образования, начальной, основной, средней школы |
Методическая панорама, выпуск серии исследователь-ских и творческих работ «Первые шаги» |
Заместители директора |
Обобщение и распространения опыта психологического сопровождения программы |
Выводы и рекомендации |
Психолог |
Взаимодействие с другими образовательными учреждениями |
|
Администрация |
Данная Программа позволяет обеспечить целостный подход к многоаспектному решению проблемы выявления и поддержки детской одаренности: от определения природы этого феномена до внедрения современных образовательных технологий работы с одаренными детьми и управления этой деятельностью.
В ходе реализации Программы будут внесены организационные и структурные изменения в образовательное пространство школы, учитывающие тенденции современной психологопедагогической науки и быстро меняющиеся условия социума:
- разработка и внедрение новых путей выявления, поддержки и развития одаренности для удовлетворения растущих потребностей одаренных детей и увеличивающихся возможностей социума;
- создание авторских педагогических технологий работы с одаренными детьми;
- повышение профессиональной компетентности педагогов по работе с одаренными детьми;
- налаживание сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями, системы взаимодействия с высшими учебными заведениями, способствующие социализации одаренных детей;
- функционирование системы комплексной поддержки развития одаренных детей.
1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
3. Адаптация детей к социуму в настоящем и в будущем времени.
4. Повышения уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я-концепции».
1) динамическое Я - то, каким субъект намерен стать;
2) социальное Я - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;
3) экзистенциальное Я - как оценка себя в аспекте жизни и смерти;
4) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;
фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным. Я-концепция - важный структурный элемент облика психологического личности, складываемая в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Формирование Яконцепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Становление Я-концепции, в конечном счете, обусловленное широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и так отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-концепции, и, прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.
Критерии |
Показатели |
Методика изучения |
Самоактуализирован ность личности |
1.Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей. 2.Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности. 3.Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях. 4.Способность к рефлексии. 5.Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуальнопознавательного плана, мотивация общения и поведения. Уровень коммуникативной культуры 6.Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей. 7.Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятель 8.Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях. 9.Способность к рефлексии. 10.Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуальнопознавательного плана, мотивация общения и поведения. 11.Уровень коммуникативной культуры |
Наблюдение, заполнение листов самооценки Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки. Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся. Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим. Метод незаконченного предложения. Тест «Исследование школьной мотивации». |
Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе |
1.Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе. 2.Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе. 3.Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и |
Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе. Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе. Тест школьной тревожности Филипса. |
|
развития своего ребенка. |
|
Конкурентоспособнос ть одаренных учащихся |
1.Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся. 2.Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д. 3.Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников. |
Методики статистическ ого анализа данных, их динамика. |
Приложение № 1 к «Программе работы с одаренными детьми»
№ п/п |
Основные направления |
Сроки |
Исполнители |
Подготовительная работа |
|
||
1 |
Формирование банка данных «Одаренные дети»: - Выявление, поддержка и развитие творческих способностей одаренных учащихся начальной школы; - Проведение мониторинга условий и результатов учебной деятельности и участия в олимпиадном движении; - Проведение мониторинга условий и результатов внеурочной деятельности, достижений учащихся |
2021-2023 |
Учебно-методический совет
Учителя начальной школы
Директор школы
|
2 |
Развитие взаимодействия с семьей одаренного ребенка |
2021-2022 |
Классные руководители |
3 |
Создание информационной системы дополнительного образования детей, включая: банк данных образовательных программ дополнительного образования. |
2021-2022 |
Учреждения дополнительного образования, классные руководители, вожатые |
4 |
Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка |
2021-2023 |
Творческие группы учителейпредметников |
Научно-методическое и образовательное направление |
|
||
1 |
Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации |
2021-2022 |
Администрация школы |
2 |
Создание системы психолого-медикосоциального сопровождения |
2021-2022 |
Администрация школы |
3 |
Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей |
2021-2022 |
Классные руководители, учителяпредметники |
4 |
Апробация и внедрение программ развития и поддержки одаренности |
С 2022 года |
Директор школы учителя- предметники |
5 |
Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса |
2021-2024 |
Учебно-методический совет |
6 |
Повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми |
2021-2023 |
Администрация |
7 |
Создание нормативной, материальнотехнической, методической базы |
2021-2023 |
Администрация |
8 |
Организация семинара «Одаренность как психолого-педагогическая проблема» |
2021-2022 |
Администрация |
9 |
Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития |
2021-2023 |
Классные руководители |
10 |
Участие педагогов в научных, научнопрактических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка |
2021-2023 |
Администрация |
11 |
Привлечение внимания общественности к потребностям одаренных учащихся |
2021-2023 |
Директор, родительский комитет |
12 |
Создание информационной базы по проблемам одаренности детей |
2021-2022 |
Администрация |
13 |
Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей |
2021-2023 |
Педагоги школы |
14 |
Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам: - опыт педагогической работы с одаренными детьми; - родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться |
2021-2023 |
Зав. библиотекой, педагоги |
15 |
Деятельность методического совета: - рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме; - организация апробации методик обучения школьников |
2021-2024 |
Администрация |
Социально-экономическое |
|||
1 |
Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической, медицинской помощи |
2021-2024 |
Директор, родительский комитет |
2 |
Разработка Положения о поощрении одаренных детей – победителей олимпиад, конкурсов |
2021 |
Директор |
3 |
Создание среды общения, самореализации, социализации: - заключение договоров с учреждениями образования различного уровня; |
2021-2024 |
Директор
|
|
- организация и проведение предметных олимпиад различного уровня; - организация смотров творческих достижений; - организация проектной деятельности; - Организация и совершенствование работы творческих объединений и спортивных секций различной направленности |
|
Руководители творческих групп Учителя-предметники
|
№ п/п |
Направления реализации программы |
Мероприятия |
Дата |
Ответственные |
1 |
Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу «Одаренные дети» |
1. Семинар «Одаренность: понятие; виды одаренности» |
Сентябрь |
Учебно-методический совет |
2. Знакомство с новинками педагогической литературы: «Особенности работы с одаренными детьми» |
Ноябрь |
Библиотекарь школы |
||
3. «За круглым столом» (изучение специальных исследований педагогов и психологов: А.Проскуры, Л.Выготского. А.Матюшкина) |
Январь |
Руководители МО |
||
4. Практикум «Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках математики и русского языка» |
Апрель |
Учителя-предметники |
||
5. Педсовет «Роль школы в развитии и обучении одаренных детей |
Январь |
Администрация |
||
2 |
Создание банка данных одаренных детей школы |
1. Анкетно-биографические сведения по одаренным детям |
В течение учебного года |
Классные руководители |
2. Психодиагностические обследования среди учащихся |
В течение учебного года |
Классные руководители |
||
3. Анкетирование детей |
В течение учебного года |
Учебно-методический совет |
||
4. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов |
В течение учебного года |
Классные руководители |
||
3 |
Психологическая помощь одаренным детям |
1. Регулярные психологические консультации для одаренных детей |
В течение учебного года |
Классные руководители |
2. Организация психологического сопровождения в ходе олимпиад, турниров и других интеллектуальных и творческих конкурсов |
В течение учебного года |
Директор, классные руководители, учителя-предметники |
|
|
3. Психологические тренинги, направленные на повышение эмоциональной устойчивости |
В течение учебного года |
Классные руководители |
4 |
Создание методической копилки по работе с одаренными детьми |
1. Комплектование методического кабинета соответствующей учебной и научно-методической литературой |
В течение учебного года |
Библиотекарь школы |
2. Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по предметам, разработки интеллектуальных марафонов, игр) |
В течение учебного года |
Учителяпредметники, классные руководители |
||
3. Работа библиотеки по реализации программы: создание тематических картотек, подборка отечественной и зарубежной литературы (монографии, статьи, тезисы, словари и т.д.) по вопросам одаренности детей |
В течение учебного года |
Школьный библиотекарь |
||
5 |
Систематизация работы учителей с одаренными детьми в урочной деятельности |
1. Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, Интернета, компьютерных игр по предметам, электронных энциклопедий |
В течение учебного года |
Учителя- предметники, учитель информатики |
2. Применение на уроках современных технологий: игровых, учебноисследовательских, коммуникативных, проблемнопоисковых, здоровьесберегающих |
В течение учебного года |
Учителя начальных классов и учителяпредметники |
||
3. Использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся |
В течение учебного года |
Учителя начальных классов и учителяпредметники |
||
4. Проведение нестандартных форм уроков: урок-КВН, уроксказка, урок-путешествие, урок- |
В течение учебного года |
Учителя начальных классов и учителяпредметники |
|
|
игра, урок-творческая мастерская, урок-исследование, урок-поиск и др. |
|
|
6 |
Создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время (предметные и творческие кружки, спортивные секции) |
1. Функционирование творческих кружков, а также спортивных секций |
В течение года |
Педагоги дополнительного образования, зам. директора по ВР |
2. Предметные классные, школьные и муниципальные олимпиады (2-9 классы) |
Октябрь – январь |
Учителя, работающие в 2-9 классах, директор школы |
||
3. Интеллектуальный марафон «Во всех науках мы сильны» (5-9 классы) |
Октябрь |
Классные руководители |
||
4. Защита предметных проектов по экологии (тема «Охрана окружающей среды») 7-9 классы |
Февраль |
Учитель биологии |
||
5. Математические турниры «Считай, решай, отгадывай» 2-4 классы |
Ноябрь |
Учителя начальных классов |
||
6. Музыкальные конкурсы |
Апрель Май |
Учитель музыки |
||
7. Выставка изобразительного искусства «Волшебная кисточка» |
Март |
Учитель ИЗО |
||
8. «На старт!», спортивные соревнования |
В течение года |
Учитель физкультуры, руководители спортивных секций |
||
7 |
Проведение мероприятий с родителями одаренных детей |
1. Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к данной проблеме |
Май - сентябрь |
Классные руководители |
2. Родительский всеобуч «Развитие творческого потенциала ребенка» |
Октябрь |
Классные руководители |
||
3. Операция «Каникулы» - «Организация досуга одаренных детей» |
Каникулярное время |
Классные руководители |
||
4. Индивидуальные психологопедагогические консультации |
Март |
Классные руководители |
||
5. Совместное творчество родителей и детей. Выставки детских работ |
В течение года |
Педагоги дополнительного образования, классные |
||
|
|
|
|
руководители |
6. Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья» |
В течение года |
Руководители спортивных секций, учитель-физкультуры |
||
7. Вручение благодарственных писем родителям учащихся на общешкольной линейке |
Май |
Директор школы |
Учебная программа спецкурса
«Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми» Пояснительная записка
Цель: формирование у педагогов системного видения процесса развития и поддержки одаренных детей и актуализация потребности педагогов в совершенствовании и обновлении практики работы с одаренными детьми. Задачи:
1. Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых.
2. Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современной цивилизации. 3. Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
4. Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одарённости. 5. Расширить пространство повышения квалификации педагогов , как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными.
Совершенствование системы выявления одарённых школьников, их развития и социальной ознакомления слушателей с современными методологическими подходами и теоретическими концепциями работы с одаренными.
В ходе данного спецкурса педагоги получат информацию о теоретических и технологических разработках ведущих отечественных и зарубежных ученых актуальных проблем в работе с одаренными детьми. Слушатели знакомятся с основным понятиями, исходными положениями и принципами, приемами и методами, с их методологическим значением и ролью при определении целевого, содержательного, организационно - деятельностного и оценочно- результативного компонентов процесса диагностики, развития и поддержки одаренности. В ходе занятий у участников спецкурса должно сформироваться отчетливое представление о возможностях и условиях применения этих методологических ориентаций в совершенствовании и преобразовании своей педагогической практики.
На решении этой задачи направлено зачетное занятие спецкурса в форме продуктивной игры по разработке и защите проектов по выбору:
1. «Совершенствование форм внеурочной занятости одаренных детей».
2. «Модель основных стратегий ускорения обучения одаренных детей: вертикального и горизонтального обогащения».
В учебно-тематический план спецкурса целесообразно включить следующие занятия:
№ |
Тема |
Основные понятия |
Форма занятия |
Кол- во часов |
1. |
Основные категории теории развития одаренности |
- Понятия (категории) как главный инструмент мыследеятельности педагога - Эвристическая функция понятийного аппарата - Современные представления о сущности, цели, содержании, организации, критериях эффективности процесса развития одаренности |
Деловая игра |
1 |
2. |
Современные концепции развития одаренности |
- Индивидуализация - Стратегии ускорения обучения - Обогащение обучения -Свободоспособность |
Проблемный стол |
1 |
3. |
Классификация видов одаренности и специфика их развития |
- Общая интеллектуальная (академическая) одаренность -Информационно- коммуникативная одаренность - Творческая одаренность - Социальная одаренность - Спортивная одаренность |
Лекция Семинар |
2 |
4. |
Личностно ориентированный подход к развитию и поддержке одаренности |
- Индивидуальность - Личность - Самоактуализация - Субъектность - Я- концепция -Педагогическая поддержка |
Лекция |
1 |
5. |
Иерархия целей и задач в обучении одаренных |
- Рефлексия |
Лекция |
2 |
6. |
Становление креативных способностей , через трансформацию предметно- пространственной среды |
- Креативность - Ролевые игры - Компоненты образовательного пространства - Разновозрастные группы |
Лекция Деловы е игры |
3 |
7. |
Роль ИКТ в развитии образовательного пространства программы |
- Сетевое взаимодействие - Электронная презентация - Виртуальная образовательная коллекция |
Практикум |
1 |
8. |
Специфика работы с обучающимися, имеющими повышенные учебные способности |
- Дифференцированное обучение - Интеллектуальный потенциал - Дивергентность мышления - Типы понимания по Г.Д. Чистяковой |
Проблемный стол |
1 |
9. |
Возрастные особенности одаренности |
- Психосоциальная чувствительность - |
Лекция |
1 |
10. |
Критерии оценки качества обучения одаренных |
- Портфолио - Рейтинговая система |
Практикум |
1 |
|
Проблемы одаренных детей |
- Конформность - Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием - Игровые интересы - Потребность во внимании |
Лекция |
1 |
11. |
Укрепление здоровья одарённых детей |
- Асинхрония интеллектуального, эмоционального, социального и физического развития - Психологические издержки одарённости - Функциональная грамотность |
Лекция Практикум |
2 |
12. |
Зачетное занятие |
- Совершенствование форм внеурочной занятости одаренных детей -Модель основных стратегий ускорения обучения одаренных детей: вертикального и горизонтального обогащения |
Защита проектов |
2 |
Основными критериями результативности спецкурса являются следующие:
- сформированность у слушателей научных представлений о современных подходах и концепциях работы с одаренными детьми, системного видения процесса развития и поддержки одаренности;
- теоретическая и методическая готовность педагогов к деятельности по совершенствованию и обновлению системы работы с одаренными детьми в школе ;
- эмоционально- психологическая удовлетворенность педагогов занятиями спецкурса.
1. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995,
№4
2. Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? Учительская газета. 1997. 13 мая
3. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск:
ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993 22.Драйден Г., Вос Д. Революция в обучении. - Москва, Парвинэ, 2003
4. .Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев.-М.:ООО «АиФ Принт», 2003
5. .Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников.М.: 2000
6. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6 7. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн.
для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989
8. Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и дома. Потенциал личности и программа развития.-Екатеринбург: У-Фактория, 2004
9. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997
10. Хуторской А.В. развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения.
Пособие для учителя. -М.: Владос,2000
11. Шумакова
Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии.
- 1996.- №3.- с.34. 31.Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в
работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.5
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.