Программа работы с одаренными детьми "Талант и успех"

  • pdf
  • 12.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа Талант и успех.pdf

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 «Талант и успех»  на 2021-2023 гг.

Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

Наименование Программы

«Талант и успех» (2021-2023 гг.)

Руководитель программы

Директор

Разработчик Программы

Филина С.Н., заместитель директора по УВР Чупахина Г.А., заместитель директора по МР

Кем  утверждена программа

Приказом директора школы №205/ 3 - о/д от 04.12. 2020 г.

Заказчики Программы

Родительская общественность, педагогический коллектив, социум 

Исполнители Программы

Администрация  и  педагогический  коллектив  МБОУ «Пичаевская СОШ»,  ученический коллектив, родительская общественность.

Нормативноправовая база программы

      основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948

      основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989

      Федеральный Закон «Об образовании в РФ»

      Концепция модернизации российского образования

      Федеральная целевая программа «Одаренные дети»

      Программа развития МБОУ «Пичаевская СОШ» на 2021-2023 г.г.;

      Устав МБОУ «Пичаевская СОШ»

      Рабочая программа воспитания школы

Срок действия программы

2021-2023 гг

Этапы реализации программы

2020- 2021 учебный год – проектировочно - аналитический 

2021-2022 учебный год – экспериментально– диагностический 2022-2023 учебный год – переход в режим функционирования – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся 2024 год - аналитический отчет

Концепция

Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива школы. Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

Основная цель

Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Основные задачи

      Выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников.

      Разработка научно-методического обеспечения диагностики, обучения и развития одаренных детей.  

      Создание     базы    данных одаренных   детей   в          рамках Программы. 

 

      Внедрение в учебный процесс интерактивных технологий. Развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей и социума.

      Подготовка и повышение квалификации кадров по  работе с одаренными детьми.

      Повышение социального престижа школы на муниципальном и региональном уровнях.

Приоритетные направления программы

Создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим потенциалом, привлечение их к научно- исследовательской деятельности.

Ресурсное обеспечение реализации программы

Основными ресурсами для реализации Программы являются:

. кадры, их высокий уровень мотивации и профессионализма;

.инновационный потенциал (использование современных педагогических технологий);

. общественная форма управления 

Ожидаемые результаты Программы

      Увеличение количества одарённых детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.

      Повышение качества образования и воспитания школьников в целом.

      Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня.

      Создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие личности, важнейшими качествами которого станут инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

      Создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ, апробации экспериментов и инноваций, стимулирующих развитие профессиональных педагогических компетенций.

источники финансирования программы

Не требуется

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

       Программа «Талант и успех» разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «Пичаевская СОШ» и является основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе с учетом внедрения ФГОС второго поколения.

        Развитие детской одаренности является одним из направлений образовательной модели МБОУ «Пичаевская СОШ». Реализация программы приведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными детьми через совершенствование и развитие основ образовательного пространства школы.

         Программа охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения, содержит оценку реального состояния системы работы с одаренными детьми, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития в области работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.

        Программой предусмотрено развитие системы работы с одаренными детьми, развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров, работу с одаренными детьми.

         Кроме того, выделяются проблемы не только диагностики, обучения и развития самого одаренного ребенка, но и проблемы педагога, призванного поддержать детскую одаренность в процессе ее социализации. К ним можно отнести профессионально-личностную готовность к работе с одаренными детьми, что подразумевает:

      овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностноориентированного обучения, методологией и методикой научного поиска;

      психологическая компетентность, широта и гибкость педагогического мышления;

      зрелость педагогического самосознания: позитивная «Я - концепция» учителя, ценностные ориентации и установки на саморазвитие и самосовершенствование личности.

      Необходимо сохранить и развивать те качества общеобразовательной школы, которые обеспечивают «индивидуальный» характер воспроизводства и развития интеллектуального потенциала:

      единство школы на базе учета возрастных особенностей учащихся, преемственности, межпредметных связей,

      достижения федерального государственного образовательного стандарта образования на всех возрастных уровнях;

      изменение массовых способов учебной работы в пользу интеллектуально-ориентированных учебных систем

 Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития, определенные ФГОС. Основной задачей должно стать воспитание молодых людей, обладающих нестандартным мышлением, склонных к научным исследованиям, тех, кто будет готов заниматься внедрением результатов этих исследований в жизнь.

Деятельность педагогического коллектива МБОУ «Пичаевская СОШ» направлена на информатизацию образовательного процесса и организацию широкого спектра предложений в системе дополнительного образования. Ежегодно осуществляется традиционное психологопедагогическое сопровождение и поддержка детей начальных классов, выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований, системное диагностирование педагогом - психологом. С целью выявления способных, мотивированных и одарённых детей, их самореализации и профессионального самоопределения, педагогом - психологом школы проводится ежегодное тестирование и диагностическое исследование среди обучающихся. По итогам диагностических наблюдений и исследования составляются карты мониторинга, формируется база данных детей, определяется уровень мотивации учащихся.  

Мотивация обучающихся к учебной деятельности в школе создается за счёт:

      внедрения в учебно- воспитательный процесс личностно ориентированных технологий обучения и воспитания;

      применения информационно - коммуникативных технологий; разработки для обучающихся индивидуальных маршрутов;

      организации научно - исследовательской деятельности обучающихся (участие в конкурсах, олимпиадах, проектах, конференциях и т.д.);

      профессиональной компетентности учителя как одной из важнейших средств мотивации; применения личностно - ориентированной подхода, с учётом индивидуализации;

      привлечения специального дополнительного образования.

 

   Продолжается ежедневная работа по выявлению творческого потенциала обучающегося. Педагогами школы уделяется в своей работе внимание средне- и слабоуспевающим обучающимся наряду с сильными. Продолжается совместно с психолого-социальной службой школы поиск путей мотивации средне- и слабоуспевающих для привлечения их к творческо-исследовательской деятельности. 

Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление всех обучающихся и вся система внеурочной занятости детей, сложившаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной, а сама школа привлекательней. Успешно продвигается вовлечение учеников школы в научно -исследовательскую деятельность.

Ежегодно отслеживаются итоги участия детей школы в конкурсах, предметных олимпиадах различного уровня и активно привлекаются все ученики школы к участию в них.

           Вместе с тем, отсутствует механизм взаимодействия для более успешной работы. Сложность заключается и в специфике работы с одарёнными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:

1.      Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией обучающихся.

2.      Проблемным полем остаётся психолого-педагогическое сопровождение      способных и одарённых детей.

3.      Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.

4.      Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.

5.      Не отлажен механизм межведомственного взаимодействия, способствующий развитию одарённых детей, росту их творческого и интеллектуального потенциала. 

 Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одарённых детей не раскрывается в полной мере. Разрешение вышеуказанных проблем возможно при комплексном и системном подходе.

Очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива школы, родителей обучающихся и общественности к проблеме одарённости, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности школы. 

Таким образом, программа «Талант и успех» на 2021-2023 гг. позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять её на более качественный уровень.

 

Виды одаренности, на развитие которых направлена программа

Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности:

      Интеллектуальная

      Академическая

      Художественная

      Организаторская

      Психомоторная (иначе - спортивная)

Интеллектуальная одарённость. Таких детей называют «светлыми головами» и «надеждой образовательного учреждения». Как правило, такие дети почти всегда вступают в конфликт с педагогами, оспаривают свою правоту, иногда конфликт перерастает в принципиальное несогласие педагога с ребёнком, и ребёнок либо замыкается в себе, либо попадает в разряд трудновоспитуемых.

Академическая одарённость. Дети этого вида одарённости, прежде всего, блестяще учатся.  Академическая одарённость имеет свои подвиды: 1) дети с широкой способностью к обучению (легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех сферах учебной деятельности) и 2) дети, у которых повышенные способности к усвоению знаний проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (в точных науках или в гуманитарных).

Художественная одарённость. Этот вид одарённости, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности: в музыке, танце, живописи, сценической деятельности.

Организаторская, или лидерская, одарённость. Она характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими; предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию.

Психомоторная, или спортивная, одарённость. Следует отметить: бытующее мнение о пониженных умственных способностях спортсменов не соответствует действительности. Дети со спортивной одарённостью далеко не всегда хорошо учатся. Это связано, прежде всего, с недостатком времени и соответствующего желания. Если у детей, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, могут превосходно учиться.

При моделировании учтены возрастные особенности, что позволяет детям ориентироваться в образовательном пространстве. Данная система позволяет обучающимся выбирать готовую или самостоятельно моделировать свою образовательную траекторию. 

Принципы, заложенные в основу программы

1.    Важнейший принцип работы – ориентация на дифференциацию процесса обучения, обновление методов обучения, использование современных образовательных технологий. Это выражается в замене традиционных методов обучения диалоговыми формами общения учительученик, ученик-ученик, при работе в микрогруппах, в использовании ИКТ, технологии разноуровневого обучения, проектной деятельности.

2.    Принцип целостности образования – под целостностью образования понимается единство процессов развития, обучения, воспитания обучающихся, адекватность педагогических технологий задачам обучения.

3.    Принцип индивидуализации – подразумевающий всесторонний и всеобъемлющий учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе индивидуальных программ развития и обучения.

4.    Принцип вариативности. Данный принцип предполагает гибкое сочетание обязательных базовых и профильных предметов, курсов по выбору, дополнительного образования, позволяющих обучающемуся раскрыть и развить склонностями и способностями, с учетом его возрастных особенностей и уровня развития.

5.    Принцип развивающего обучения – развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития ребенка и способствует ускорению развития.

6.    Принцип обновления содержания и методов обучения – использование эффективных образовательных технологий, внедрение в практику инноваций, ФГОС.

 

Приоритетные направления:

      реализация государственной и политики в сфере образования;

      сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

      обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на социальный опыт;

      создание комплекса условий, обеспечивающих доступность качественного

      образования с учётом образовательных потребностей жителей села и факторов его социально-экономического развития.

Принципы реализации программы:

1. Принцип социальной обусловленности и непрерывного обновления целей, содержания и методов обучения одаренных детей. Данный принцип предполагает подготовку личности одаренного ребенка к вхождению в современное мировое сообщество, реализацию социального заказа образованию на формирование и развитие базовых компонентов социокультурных компетенций. 2. Принцип единства, преемственности целей, содержания и методов воспитания и обучения, обеспечивающий единое образовательное пространство, целостность образовательной системы для одарённых детей.

3.    Принцип индивидуально-личностной ориентации, право на самореализацию, самобытность, автономию, свободное развитие, что является основным критерием успешного образования и развития одарённого ребенка.

4.    Принцип единства деятельностного и творческого подходов к содержанию и организации процесса педагогической, психологической и социальной поддержки одарённых детей.

 

Стратегия работы с одарёнными детьми

I      этап: аналитический - выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей обучающихся.

II   этап:     диагностический    -           на        этом    этапе   проводится    индивидуальная   оценка

познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одарёнными обучающимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать обучающихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.

III этап: формирование, углубление и развитие способностей обучающихся -

старшее звено школы является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса компетенции, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства.

 

Сроки и этапы реализации Программы 2021-2023 гг.

1. 2020- 2021 учебный год – проектировочно - аналитический  

Цель: совершенствование условий по формированию системы работы с одаренными учащимися в школе. Задачи: 

       Изучение нормативно-правовых аспектов сопровождения развития одаренных детей.

       Обновление банка данных об одаренных детях. 

       Разработка системы работы с одаренными учащимися.

       Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.

       Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

       Обновление банка олимпиадных заданий по предметам и разноуровневых заданий для проведения интеллектуальных конкурсов.

2.  2021-2022 учебный год – экспериментально– диагностический

Цель: совершенствование системы работы с одаренными учащимися. Задачи: 

      Диагностика склонностей учащихся.

      Обновление методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.

      Создание банка данных  методических приёмов по работе с талантливыми учащимися.

      Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов.

      Сохранение традиции работы с портфолио учащихся. Повышение квалификации педагогов.

 3.  2022-2023 учебный год – переход в режим функционирования этап формирования, углубления и развития способностей учащихся

Цель: функционирование системы работы с одаренными учащимися: формирование, углубление и развитие способностей учащихся.

Задачи: 

      Обновление системы деятельности педагогического коллектива по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.

      Обеспечение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения.

      Анализ итогов реализации программы.

      Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.

      Обобщение результатов работы школы. 

4.  2024 год - аналитический отчет

      Обобщение педагогического опыта в работе с одарёнными детьми.

      Выпуск  методического пособия «Опыт работы с одарёнными детьми».

Принципы обучения одаренных детей

Основные направления научно- методического сопровождения деятельности педагогов по развитию одаренности определяют широкий спектр принципов обучения одаренных детей. Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы и возрастающих потребностей привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам программы:

1.     применение междисциплинарного подхода;

2.     углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;

3.     насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;

4.     поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;

5.     поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы; 6. поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;

7.        оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов,

8.        установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин,

9.        установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.

Программа работы с одаренными детьми использует основные стратегии обучения детей с высоким умственным потенциалом – ускорение, горизонтальное и вертикальное обогащение.

 

Факторы, способствующие адаптации образовательной среды школы к образовательным потребностям одаренных детей 1. Подбор оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития.

2.     Разнообразные виды поддержки обучающихся:

-    психолого-педагогические (системность стимулирования, обеспечение отношений

«человек- человек», комфортность, сотрудничество, совместимость), правовые (обеспечение демократических норм и правил поведения),

-    социальные (обеспечение всем равных стартовых возможностей в обучении),

-    валеологические (обеспечение условий здорового образа жизни- переключения видов деятельности, пауз, физкультминуток, нормализации режима и объема домашних заданий).

3.     Право свободного выбора:

-    уровня,

-    вида творческого труда.

4.     Комфортность и гуманность вещно-пространственной среды (дизайн в оформлении, нормированная мебель, воздушный световой режим, озеленение, внешний вид всех субъектов образовательного процесса).

 

Этапы и план реализации программы

 

1. 2020- 2021 учебный год – проектировочно аналитический

 

Виды работ

Ответственные

Анализ современных концепций работы с одаренными детьми

Администрация

Отбор образовательных технологий, позволяющих реализовать потенциальные способности одаренных детей

Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, руководители ММО

Планирование психологического сопровождения

Психолого-педагогическая служба школы

Мотивация педагогов

Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, руководители ММО

Определение и формирование условий, необходимых для успешной реализации программы

Администрация

Формирование организационных структур: секции по работе с одаренными детьми, объединений дополнительного образования

Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР

 

Создание банка данных педагогических технологий по развитию одаренности

Руководитель МО

Адаптация воспитательной системы к условиям работы с одаренными детьми

Зам. директора по ВР, педагоги дополнительного образования

Консультативная и просветительская работа среди родителей

Классные руководители

 

2. 2021-2022 учебный год – экспериментально– диагностический

 

Виды работ

Ответственные

Внедрение управленческой модели, обеспечивающей продуктивную реализацию Программы

Администрация

Апробация новых форм работы с одаренными детьми

Педагогический коллектив

Апробация  инновационного опыта педагогов в работе с одаренными детьми

Руководители ММО, педагогический коллектив школы

Участие обучающихся в олимпиадах, научно- практических конференциях, конкурсах различного уровня (муниципального, регионального, федерального), в том числе дистанционных

Администрация, руководители ММО

Психологическое сопровождение: апробация и адаптация методик выявления и отслеживания динамики развития одаренности, уровня комфортности субъектов образовательного процесса

Психолого-педагогическая служба школы, классные руководители

Консультативная и просветительская работа среди обучающихся, родителей, педагогов

Классные руководители, психолог

3.  2022-2023 учебный год – переход в режим функционирования

 

Виды работ

Ответственные

Отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка

Классные руководители, руководитель Центра по работе с одаренными детьми

Отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;

Педагогический коллектив

Углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей

Руководители ММО, психолого-педагогическая служба школы

Методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов

Администрация, руководители ММО

Отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция

Психолого-педагогическая служба школы, классные руководители

Систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуальнотворческих мероприятий

Администрация, классные руководители, психолог

Пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик

Заместитель директора по МР

Психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей

Психолого-педагогическая служба школы, классные руководители

 

4. 2024 год обобщающий этап - аналитический отчет

 

Виды работ

Форма предъявления

Ответственные

Анализ и оформление результатов реализации Программы

Педагогический совет «Программа работы с одаренными детьми: итоги и перспективы»,

Администрация

Совершенствование форм работы с одаренными детьми. Создание пакета описаний форм работы с одаренными детьми на уровнях дошкольного образования, начальной, основной, средней школы

Методическая панорама, выпуск серии исследователь-ских и творческих работ «Первые шаги»

Заместители директора

Обобщение и распространения опыта психологического сопровождения программы

Выводы и рекомендации

Психолог

Взаимодействие с другими образовательными учреждениями

 

Администрация

 

Планируемый результат реализации программы

Данная Программа позволяет обеспечить целостный подход к многоаспектному решению проблемы выявления и поддержки детской одаренности: от определения природы этого феномена до внедрения современных образовательных технологий работы с одаренными детьми и управления этой деятельностью.

В ходе реализации Программы будут внесены организационные и структурные изменения в образовательное пространство школы, учитывающие тенденции современной психологопедагогической науки и быстро меняющиеся условия социума:

-    разработка и внедрение новых путей выявления, поддержки и развития одаренности для удовлетворения растущих потребностей одаренных детей и увеличивающихся возможностей социума;

-    создание авторских педагогических технологий работы с одаренными детьми;

-    повышение профессиональной компетентности педагогов по работе с одаренными детьми;

-    налаживание сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями, системы взаимодействия с высшими учебными заведениями, способствующие социализации одаренных детей;

-    функционирование системы комплексной поддержки развития одаренных детей.

 

Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми

1.     Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

2.     Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

3.     Адаптация детей к социуму в настоящем и в будущем времени.

4.     Повышения уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

 

Критерии реализации программы

Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я-концепции».

1)   динамическое Я - то, каким субъект намерен стать;

2)   социальное Я - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;

3)   экзистенциальное Я - как оценка себя в аспекте жизни и смерти;

4)   идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;

фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным. Я-концепция - важный структурный элемент облика психологического личности, складываемая в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Формирование Яконцепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Становление Я-концепции, в конечном счете, обусловленное широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и так отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-концепции, и, прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.

 

Ключевые критерии

Критерии

Показатели

Методика изучения

 

Самоактуализирован ность личности  

1.Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.

2.Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

3.Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

4.Способность к рефлексии.

5.Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуальнопознавательного плана, мотивация общения и поведения.

Уровень коммуникативной культуры 6.Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.

7.Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятель

8.Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

9.Способность к рефлексии.

10.Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуальнопознавательного плана, мотивация общения и поведения.

11.Уровень коммуникативной культуры

Наблюдение, заполнение листов самооценки Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки. Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся. Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к

деятельности, самому себе и окружающим. Метод незаконченного предложения. Тест «Исследование школьной мотивации».

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе

1.Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе.

2.Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.

3.Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и

Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе. Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе.

Тест школьной тревожности Филипса.

 

развития своего ребенка.

 

Конкурентоспособнос ть одаренных учащихся

1.Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся.

2.Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д.

3.Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.

Методики статистическ ого анализа данных, их динамика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1 к «Программе работы с одаренными детьми»

 

План реализации направлений программы «Талант и успех» на 2021-2023 годы

 

п/п

Основные направления

Сроки

Исполнители

Подготовительная работа

 

1

Формирование банка данных «Одаренные дети»:

-                     Выявление, поддержка и развитие творческих способностей одаренных учащихся начальной школы;

-                     Проведение мониторинга условий и результатов учебной деятельности и участия в олимпиадном движении; - Проведение мониторинга условий и результатов внеурочной деятельности, достижений учащихся

2021-2023

Учебно-методический совет

 

Учителя начальной школы

 

Директор школы

 

 

2

Развитие взаимодействия с семьей одаренного ребенка

2021-2022

Классные руководители

3

Создание информационной системы дополнительного образования детей, включая: банк данных образовательных программ дополнительного образования.

2021-2022

Учреждения дополнительного образования, классные руководители, вожатые

4

Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка

2021-2023

Творческие группы учителейпредметников

Научно-методическое и образовательное направление

 

1

Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации

2021-2022

Администрация школы

2

Создание системы психолого-медикосоциального сопровождения

2021-2022

Администрация школы

3

Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей

2021-2022

Классные руководители, учителяпредметники

4

Апробация и внедрение программ развития и поддержки одаренности

С 2022 года

Директор школы учителя-

предметники

5

Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса

2021-2024

Учебно-методический совет

 

 

6

Повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми

2021-2023

Администрация

7

Создание нормативной, материальнотехнической, методической базы

2021-2023

Администрация

8

Организация семинара «Одаренность как психолого-педагогическая проблема»

2021-2022

Администрация

9

Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития

2021-2023

Классные руководители 

10

Участие педагогов в научных, научнопрактических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка

2021-2023

Администрация

11

Привлечение внимания общественности к потребностям одаренных учащихся

2021-2023

Директор, родительский комитет

12

Создание информационной базы по проблемам одаренности детей

2021-2022

Администрация

13

Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей

2021-2023

Педагоги школы

14

Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам:

-                     опыт педагогической работы с одаренными детьми;

-                     родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться

2021-2023

Зав. библиотекой, педагоги

15

Деятельность методического совета: - рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме;

- организация апробации методик обучения школьников

2021-2024

Администрация

Социально-экономическое

1

Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической, медицинской помощи

2021-2024

Директор, родительский комитет

2

Разработка Положения о поощрении одаренных детей – победителей олимпиад, конкурсов 

2021

Директор 

3

Создание среды общения, самореализации, социализации:

- заключение договоров с учреждениями образования различного уровня;

2021-2024

 

 

Директор

 

 

-                     организация и проведение предметных олимпиад различного уровня; - организация смотров творческих достижений;

-                     организация проектной деятельности; - Организация и совершенствование работы творческих объединений и спортивных секций различной направленности

 

 

 

Руководители творческих групп

Учителя-предметники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2 к «Программе работы с одаренными детьми» Перспективный план деятельности на 2021-2022 учебный год

п/п

Направления реализации программы

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу

«Одаренные дети»

1. Семинар «Одаренность:

понятие; виды одаренности»

Сентябрь 

Учебно-методический совет

2. Знакомство с новинками педагогической литературы: «Особенности работы с одаренными детьми»

Ноябрь 

Библиотекарь школы

3. «За круглым столом» (изучение специальных исследований педагогов и психологов: А.Проскуры, Л.Выготского. А.Матюшкина)

Январь  

Руководители МО

4. Практикум «Организация индивидуальной и

дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках математики и русского языка»

Апрель 

Учителя-предметники

5. Педсовет «Роль школы в развитии и обучении одаренных детей

Январь 

Администрация

2

Создание банка данных одаренных детей школы

1. Анкетно-биографические сведения по одаренным детям

В течение учебного года

Классные руководители

2. Психодиагностические обследования среди учащихся

В течение учебного года

Классные руководители

3. Анкетирование детей

В течение учебного года

Учебно-методический совет

4. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов

В течение учебного года

Классные руководители

3

Психологическая помощь одаренным детям

1. Регулярные психологические консультации для одаренных детей

В течение учебного года

Классные руководители

2. Организация психологического

сопровождения в ходе олимпиад, турниров и других

интеллектуальных и творческих конкурсов

В течение учебного года

Директор, классные руководители, учителя-предметники

 

 

 

3. Психологические тренинги, направленные на повышение эмоциональной устойчивости

В течение учебного года

Классные руководители

4

Создание методической копилки по

работе с одаренными детьми

1. Комплектование методического кабинета соответствующей учебной и научно-методической литературой

В течение учебного года

Библиотекарь школы

2. Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по предметам, разработки интеллектуальных марафонов, игр)

В течение учебного года

Учителяпредметники, классные руководители

3. Работа библиотеки по реализации программы: создание тематических картотек, подборка отечественной и зарубежной литературы (монографии, статьи, тезисы, словари и т.д.) по вопросам

одаренности детей

В течение учебного года

Школьный библиотекарь

5

Систематизация работы учителей с одаренными детьми в урочной деятельности

1. Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, Интернета, компьютерных игр по предметам, электронных энциклопедий

В течение учебного года

Учителя-

предметники, учитель информатики

2. Применение на уроках современных технологий: игровых, учебноисследовательских, коммуникативных, проблемнопоисковых, здоровьесберегающих

В течение учебного года

Учителя начальных классов и учителяпредметники

3. Использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся

В течение учебного года

Учителя начальных классов и учителяпредметники

4. Проведение нестандартных форм уроков: урок-КВН, уроксказка, урок-путешествие, урок-

В течение учебного года

Учителя начальных классов и учителяпредметники

 

 

 

игра, урок-творческая мастерская, урок-исследование, урок-поиск и др.

 

 

6

Создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время (предметные и творческие кружки, спортивные секции)

1. Функционирование творческих кружков, а также спортивных секций

В течение года

Педагоги дополнительного образования, зам. директора по ВР

2. Предметные классные, школьные и муниципальные олимпиады (2-9 классы)

Октябрь –  январь 

Учителя, работающие в 2-9 классах, директор школы

3. Интеллектуальный марафон «Во всех науках мы сильны» (5-9 классы)

Октябрь 

Классные руководители

4. Защита предметных проектов по экологии (тема «Охрана окружающей среды») 7-9 классы

Февраль 

Учитель биологии

5. Математические турниры «Считай, решай, отгадывай» 2-4 классы

Ноябрь 

Учителя начальных классов

6. Музыкальные конкурсы

Апрель  Май 

Учитель музыки

7. Выставка изобразительного искусства «Волшебная кисточка»

Март

Учитель ИЗО

8. «На старт!», спортивные соревнования 

В течение года

Учитель физкультуры, руководители спортивных секций

7

Проведение мероприятий с родителями одаренных детей

1. Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к данной проблеме

Май - сентябрь

Классные руководители

2. Родительский всеобуч «Развитие творческого потенциала ребенка»

Октябрь

Классные руководители

3. Операция «Каникулы» - «Организация досуга одаренных детей»

Каникулярное время

Классные руководители

4. Индивидуальные психологопедагогические консультации

Март 

Классные руководители 

5. Совместное творчество родителей и детей. Выставки детских работ 

В течение года

Педагоги дополнительного образования, классные

 

 

 

 

руководители

6. Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»

В течение года

Руководители спортивных секций, учитель-физкультуры

7. Вручение благодарственных писем родителям учащихся на общешкольной линейке

Май 

Директор школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3 к «Программе работы с одаренными детьми»

Учебная программа спецкурса

«Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми» Пояснительная записка

Цель: формирование у педагогов системного видения процесса развития и поддержки одаренных детей и актуализация потребности педагогов в совершенствовании и обновлении практики работы с одаренными детьми. Задачи:

1.     Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых.

2.     Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современной цивилизации. 3. Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

4. Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одарённости. 5. Расширить пространство повышения квалификации педагогов , как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными.

Совершенствование системы выявления одарённых школьников, их развития и социальной ознакомления слушателей с современными методологическими подходами и теоретическими концепциями работы с одаренными.

В ходе данного спецкурса педагоги получат информацию о теоретических и технологических разработках ведущих отечественных и зарубежных ученых актуальных проблем в работе с одаренными детьми. Слушатели знакомятся с основным понятиями, исходными положениями и принципами, приемами и методами, с их методологическим значением и ролью при определении целевого, содержательного, организационно - деятельностного и оценочно- результативного компонентов процесса диагностики, развития и поддержки одаренности. В ходе занятий у участников спецкурса должно сформироваться отчетливое представление о возможностях и условиях применения этих методологических ориентаций в совершенствовании и преобразовании своей педагогической практики.

На решении этой задачи направлено зачетное занятие спецкурса в форме продуктивной игры по разработке и защите проектов по выбору:

1.     «Совершенствование форм внеурочной занятости одаренных детей».

2.     «Модель основных стратегий ускорения обучения одаренных детей: вертикального и горизонтального обогащения».

Содержание спецкурса

В учебно-тематический план спецкурса целесообразно включить следующие занятия:

 

 

Тема

 

Основные понятия

Форма занятия

 Кол- во часов

1.

Основные категории теории развития одаренности

-   Понятия (категории) как главный инструмент мыследеятельности педагога

-   Эвристическая функция понятийного аппарата

-   Современные представления о сущности, цели,

содержании, организации, критериях эффективности процесса развития одаренности

Деловая игра

1

2.

Современные концепции развития одаренности

-   Индивидуализация

-   Стратегии ускорения обучения

-   Обогащение обучения

-Свободоспособность

Проблемный

стол

1

 

3.

Классификация видов одаренности и специфика их развития

-   Общая интеллектуальная

(академическая) одаренность -Информационно- коммуникативная

одаренность

-   Творческая одаренность

-   Социальная одаренность

-   Спортивная одаренность

Лекция Семинар

2

4.

Личностно ориентированный подход к развитию и поддержке одаренности

-   Индивидуальность

-   Личность

-   Самоактуализация

-   Субъектность

-   Я- концепция

-Педагогическая поддержка

Лекция

1

5.

Иерархия целей и задач

в

обучении одаренных

- Рефлексия

Лекция

2

6.

Становление креативных способностей , через трансформацию предметно- пространственной среды

-   Креативность

-   Ролевые игры

-   Компоненты         образовательного пространства

-   Разновозрастные группы

Лекция Деловы

е игры

3

7.

Роль ИКТ в развитии образовательного пространства программы

-                 Сетевое взаимодействие

-                 Электронная презентация - Виртуальная образовательная коллекция

Практикум

1

8.

Специфика работы с обучающимися, имеющими повышенные учебные способности

-   Дифференцированное обучение

-   Интеллектуальный потенциал

-   Дивергентность мышления

-   Типы понимания по Г.Д. Чистяковой

Проблемный

стол

1

9.

Возрастные особенности одаренности

- Психосоциальная чувствительность

-

Лекция

1

10.

Критерии оценки качества

обучения одаренных

-   Портфолио

-   Рейтинговая система

Практикум

1

 

Проблемы одаренных детей

-                 Конформность

-                 Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием

-                 Игровые интересы

-                 Потребность во внимании

Лекция

1

11.

Укрепление здоровья одарённых детей

-                 Асинхрония интеллектуального, эмоционального, социального и физического развития - Психологические издержки одарённости

-                 Функциональная грамотность

Лекция

Практикум

2

12.

Зачетное занятие

- Совершенствование форм внеурочной занятости одаренных детей -Модель основных стратегий ускорения обучения одаренных детей: вертикального и горизонтального обогащения

Защита проектов

2

Критерии результативности спецкурса

Основными критериями результативности спецкурса являются следующие:

-    сформированность у слушателей научных представлений о современных подходах и концепциях работы с одаренными детьми, системного видения процесса развития и поддержки одаренности;

-    теоретическая и методическая готовность педагогов к деятельности по совершенствованию и обновлению системы работы с одаренными детьми в школе ;

-    эмоционально- психологическая удовлетворенность педагогов занятиями спецкурса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.  Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995,

№4

2.  Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? Учительская газета. 1997. 13 мая

3.  Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск:

ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993 22.Драйден Г., Вос Д. Революция в обучении. - Москва, Парвинэ, 2003

4.  .Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев.-М.:ООО «АиФ Принт», 2003 

5.  .Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников.М.: 2000

6.  Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6 7. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн.

для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989

8.      Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и дома. Потенциал личности и программа развития.-Екатеринбург: У-Фактория, 2004

9.      Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997

10.  Хуторской А.В. развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения.

Пособие для учителя. -М.: Владос,2000

11.  Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34. 31.Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.5

 

Посмотрите также