Программа работы с одаренными детьми "Талант и успех"
Оценка 4.9

Программа работы с одаренными детьми "Талант и успех"

Оценка 4.9
pdf
12.10.2022
Программа работы с одаренными детьми "Талант и успех"
Программа Талант и успех.pdf

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 «Талант и успех»  на 2021-2023 гг.

Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

Наименование Программы

«Талант и успех» (2021-2023 гг.)

Руководитель программы

Директор

Разработчик Программы

Филина С.Н., заместитель директора по УВР Чупахина Г.А., заместитель директора по МР

Кем  утверждена программа

Приказом директора школы №205/ 3 - о/д от 04.12. 2020 г.

Заказчики Программы

Родительская общественность, педагогический коллектив, социум 

Исполнители Программы

Администрация  и  педагогический  коллектив  МБОУ «Пичаевская СОШ»,  ученический коллектив, родительская общественность.

Нормативноправовая база программы

      основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948

      основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989

      Федеральный Закон «Об образовании в РФ»

      Концепция модернизации российского образования

      Федеральная целевая программа «Одаренные дети»

      Программа развития МБОУ «Пичаевская СОШ» на 2021-2023 г.г.;

      Устав МБОУ «Пичаевская СОШ»

      Рабочая программа воспитания школы

Срок действия программы

2021-2023 гг

Этапы реализации программы

2020- 2021 учебный год – проектировочно - аналитический 

2021-2022 учебный год – экспериментально– диагностический 2022-2023 учебный год – переход в режим функционирования – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся 2024 год - аналитический отчет

Концепция

Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива школы. Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

Основная цель

Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Основные задачи

      Выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников.

      Разработка научно-методического обеспечения диагностики, обучения и развития одаренных детей.  

      Создание     базы    данных одаренных   детей   в          рамках Программы. 

 

      Внедрение в учебный процесс интерактивных технологий. Развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей и социума.

      Подготовка и повышение квалификации кадров по  работе с одаренными детьми.

      Повышение социального престижа школы на муниципальном и региональном уровнях.

Приоритетные направления программы

Создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим потенциалом, привлечение их к научно- исследовательской деятельности.

Ресурсное обеспечение реализации программы

Основными ресурсами для реализации Программы являются:

. кадры, их высокий уровень мотивации и профессионализма;

.инновационный потенциал (использование современных педагогических технологий);

. общественная форма управления 

Ожидаемые результаты Программы

      Увеличение количества одарённых детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.

      Повышение качества образования и воспитания школьников в целом.

      Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня.

      Создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие личности, важнейшими качествами которого станут инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

      Создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ, апробации экспериментов и инноваций, стимулирующих развитие профессиональных педагогических компетенций.

источники финансирования программы

Не требуется

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

       Программа «Талант и успех» разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «Пичаевская СОШ» и является основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе с учетом внедрения ФГОС второго поколения.

        Развитие детской одаренности является одним из направлений образовательной модели МБОУ «Пичаевская СОШ». Реализация программы приведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными детьми через совершенствование и развитие основ образовательного пространства школы.

         Программа охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения, содержит оценку реального состояния системы работы с одаренными детьми, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития в области работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.

        Программой предусмотрено развитие системы работы с одаренными детьми, развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров, работу с одаренными детьми.

         Кроме того, выделяются проблемы не только диагностики, обучения и развития самого одаренного ребенка, но и проблемы педагога, призванного поддержать детскую одаренность в процессе ее социализации. К ним можно отнести профессионально-личностную готовность к работе с одаренными детьми, что подразумевает:

      овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностноориентированного обучения, методологией и методикой научного поиска;

      психологическая компетентность, широта и гибкость педагогического мышления;

      зрелость педагогического самосознания: позитивная «Я - концепция» учителя, ценностные ориентации и установки на саморазвитие и самосовершенствование личности.

      Необходимо сохранить и развивать те качества общеобразовательной школы, которые обеспечивают «индивидуальный» характер воспроизводства и развития интеллектуального потенциала:

      единство школы на базе учета возрастных особенностей учащихся, преемственности, межпредметных связей,

      достижения федерального государственного образовательного стандарта образования на всех возрастных уровнях;

      изменение массовых способов учебной работы в пользу интеллектуально-ориентированных учебных систем

 Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития, определенные ФГОС. Основной задачей должно стать воспитание молодых людей, обладающих нестандартным мышлением, склонных к научным исследованиям, тех, кто будет готов заниматься внедрением результатов этих исследований в жизнь.

Деятельность педагогического коллектива МБОУ «Пичаевская СОШ» направлена на информатизацию образовательного процесса и организацию широкого спектра предложений в системе дополнительного образования. Ежегодно осуществляется традиционное психологопедагогическое сопровождение и поддержка детей начальных классов, выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований, системное диагностирование педагогом - психологом. С целью выявления способных, мотивированных и одарённых детей, их самореализации и профессионального самоопределения, педагогом - психологом школы проводится ежегодное тестирование и диагностическое исследование среди обучающихся. По итогам диагностических наблюдений и исследования составляются карты мониторинга, формируется база данных детей, определяется уровень мотивации учащихся.  

Мотивация обучающихся к учебной деятельности в школе создается за счёт:

      внедрения в учебно- воспитательный процесс личностно ориентированных технологий обучения и воспитания;

      применения информационно - коммуникативных технологий; разработки для обучающихся индивидуальных маршрутов;

      организации научно - исследовательской деятельности обучающихся (участие в конкурсах, олимпиадах, проектах, конференциях и т.д.);

      профессиональной компетентности учителя как одной из важнейших средств мотивации; применения личностно - ориентированной подхода, с учётом индивидуализации;

      привлечения специального дополнительного образования.

 

   Продолжается ежедневная работа по выявлению творческого потенциала обучающегося. Педагогами школы уделяется в своей работе внимание средне- и слабоуспевающим обучающимся наряду с сильными. Продолжается совместно с психолого-социальной службой школы поиск путей мотивации средне- и слабоуспевающих для привлечения их к творческо-исследовательской деятельности. 

Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление всех обучающихся и вся система внеурочной занятости детей, сложившаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной, а сама школа привлекательней. Успешно продвигается вовлечение учеников школы в научно -исследовательскую деятельность.

Ежегодно отслеживаются итоги участия детей школы в конкурсах, предметных олимпиадах различного уровня и активно привлекаются все ученики школы к участию в них.

           Вместе с тем, отсутствует механизм взаимодействия для более успешной работы. Сложность заключается и в специфике работы с одарёнными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:

1.      Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией обучающихся.

2.      Проблемным полем остаётся психолого-педагогическое сопровождение      способных и одарённых детей.

3.      Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.

4.      Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.

5.      Не отлажен механизм межведомственного взаимодействия, способствующий развитию одарённых детей, росту их творческого и интеллектуального потенциала. 

 Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одарённых детей не раскрывается в полной мере. Разрешение вышеуказанных проблем возможно при комплексном и системном подходе.

Очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива школы, родителей обучающихся и общественности к проблеме одарённости, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности школы. 

Таким образом, программа «Талант и успех» на 2021-2023 гг. позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять её на более качественный уровень.

 

Виды одаренности, на развитие которых направлена программа

Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности:

      Интеллектуальная

      Академическая

      Художественная

      Организаторская

      Психомоторная (иначе - спортивная)

Интеллектуальная одарённость. Таких детей называют «светлыми головами» и «надеждой образовательного учреждения». Как правило, такие дети почти всегда вступают в конфликт с педагогами, оспаривают свою правоту, иногда конфликт перерастает в принципиальное несогласие педагога с ребёнком, и ребёнок либо замыкается в себе, либо попадает в разряд трудновоспитуемых.

Академическая одарённость. Дети этого вида одарённости, прежде всего, блестяще учатся.  Академическая одарённость имеет свои подвиды: 1) дети с широкой способностью к обучению (легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех сферах учебной деятельности) и 2) дети, у которых повышенные способности к усвоению знаний проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (в точных науках или в гуманитарных).

Художественная одарённость. Этот вид одарённости, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности: в музыке, танце, живописи, сценической деятельности.

Организаторская, или лидерская, одарённость. Она характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими; предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию.

Психомоторная, или спортивная, одарённость. Следует отметить: бытующее мнение о пониженных умственных способностях спортсменов не соответствует действительности. Дети со спортивной одарённостью далеко не всегда хорошо учатся. Это связано, прежде всего, с недостатком времени и соответствующего желания. Если у детей, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, могут превосходно учиться.

При моделировании учтены возрастные особенности, что позволяет детям ориентироваться в образовательном пространстве. Данная система позволяет обучающимся выбирать готовую или самостоятельно моделировать свою образовательную траекторию. 

Принципы, заложенные в основу программы

1.    Важнейший принцип работы – ориентация на дифференциацию процесса обучения, обновление методов обучения, использование современных образовательных технологий. Это выражается в замене традиционных методов обучения диалоговыми формами общения учительученик, ученик-ученик, при работе в микрогруппах, в использовании ИКТ, технологии разноуровневого обучения, проектной деятельности.

2.    Принцип целостности образования – под целостностью образования понимается единство процессов развития, обучения, воспитания обучающихся, адекватность педагогических технологий задачам обучения.

3.    Принцип индивидуализации – подразумевающий всесторонний и всеобъемлющий учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе индивидуальных программ развития и обучения.

4.    Принцип вариативности. Данный принцип предполагает гибкое сочетание обязательных базовых и профильных предметов, курсов по выбору, дополнительного образования, позволяющих обучающемуся раскрыть и развить склонностями и способностями, с учетом его возрастных особенностей и уровня развития.

5.    Принцип развивающего обучения – развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития ребенка и способствует ускорению развития.

6.    Принцип обновления содержания и методов обучения – использование эффективных образовательных технологий, внедрение в практику инноваций, ФГОС.

 

Приоритетные направления:

      реализация государственной и политики в сфере образования;

      сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

      обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на социальный опыт;

      создание комплекса условий, обеспечивающих доступность качественного

      образования с учётом образовательных потребностей жителей села и факторов его социально-экономического развития.

Принципы реализации программы:

1. Принцип социальной обусловленности и непрерывного обновления целей, содержания и методов обучения одаренных детей. Данный принцип предполагает подготовку личности одаренного ребенка к вхождению в современное мировое сообщество, реализацию социального заказа образованию на формирование и развитие базовых компонентов социокультурных компетенций. 2. Принцип единства, преемственности целей, содержания и методов воспитания и обучения, обеспечивающий единое образовательное пространство, целостность образовательной системы для одарённых детей.

3.    Принцип индивидуально-личностной ориентации, право на самореализацию, самобытность, автономию, свободное развитие, что является основным критерием успешного образования и развития одарённого ребенка.

4.    Принцип единства деятельностного и творческого подходов к содержанию и организации процесса педагогической, психологической и социальной поддержки одарённых детей.

 

Стратегия работы с одарёнными детьми

I      этап: аналитический - выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей обучающихся.

II   этап:     диагностический    -           на        этом    этапе   проводится    индивидуальная   оценка

познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одарёнными обучающимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать обучающихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.

III этап: формирование, углубление и развитие способностей обучающихся -

старшее звено школы является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса компетенции, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства.

 

Сроки и этапы реализации Программы 2021-2023 гг.

1. 2020- 2021 учебный год – проектировочно - аналитический  

Цель: совершенствование условий по формированию системы работы с одаренными учащимися в школе. Задачи: 

       Изучение нормативно-правовых аспектов сопровождения развития одаренных детей.

       Обновление банка данных об одаренных детях. 

       Разработка системы работы с одаренными учащимися.

       Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.

       Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

       Обновление банка олимпиадных заданий по предметам и разноуровневых заданий для проведения интеллектуальных конкурсов.

2.  2021-2022 учебный год – экспериментально– диагностический

Цель: совершенствование системы работы с одаренными учащимися. Задачи: 

      Диагностика склонностей учащихся.

      Обновление методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.

      Создание банка данных  методических приёмов по работе с талантливыми учащимися.

      Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов.

      Сохранение традиции работы с портфолио учащихся. Повышение квалификации педагогов.

 3.  2022-2023 учебный год – переход в режим функционирования этап формирования, углубления и развития способностей учащихся

Цель: функционирование системы работы с одаренными учащимися: формирование, углубление и развитие способностей учащихся.

Задачи: 

      Обновление системы деятельности педагогического коллектива по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.

      Обеспечение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения.

      Анализ итогов реализации программы.

      Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.

      Обобщение результатов работы школы. 

4.  2024 год - аналитический отчет

      Обобщение педагогического опыта в работе с одарёнными детьми.

      Выпуск  методического пособия «Опыт работы с одарёнными детьми».

Принципы обучения одаренных детей

Основные направления научно- методического сопровождения деятельности педагогов по развитию одаренности определяют широкий спектр принципов обучения одаренных детей. Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы и возрастающих потребностей привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам программы:

1.     применение междисциплинарного подхода;

2.     углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;

3.     насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;

4.     поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;

5.     поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы; 6. поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;

7.        оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов,

8.        установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин,

9.        установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.

Программа работы с одаренными детьми использует основные стратегии обучения детей с высоким умственным потенциалом – ускорение, горизонтальное и вертикальное обогащение.

 

Факторы, способствующие адаптации образовательной среды школы к образовательным потребностям одаренных детей 1. Подбор оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития.

2.     Разнообразные виды поддержки обучающихся:

-    психолого-педагогические (системность стимулирования, обеспечение отношений

«человек- человек», комфортность, сотрудничество, совместимость), правовые (обеспечение демократических норм и правил поведения),

-    социальные (обеспечение всем равных стартовых возможностей в обучении),

-    валеологические (обеспечение условий здорового образа жизни- переключения видов деятельности, пауз, физкультминуток, нормализации режима и объема домашних заданий).

3.     Право свободного выбора:

-    уровня,

-    вида творческого труда.

4.     Комфортность и гуманность вещно-пространственной среды (дизайн в оформлении, нормированная мебель, воздушный световой режим, озеленение, внешний вид всех субъектов образовательного процесса).

 

Этапы и план реализации программы

 

1. 2020- 2021 учебный год – проектировочно аналитический

 

Виды работ

Ответственные

Анализ современных концепций работы с одаренными детьми

Администрация

Отбор образовательных технологий, позволяющих реализовать потенциальные способности одаренных детей

Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, руководители ММО

Планирование психологического сопровождения

Психолого-педагогическая служба школы

Мотивация педагогов

Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, руководители ММО

Определение и формирование условий, необходимых для успешной реализации программы

Администрация

Формирование организационных структур: секции по работе с одаренными детьми, объединений дополнительного образования

Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР

 

Создание банка данных педагогических технологий по развитию одаренности

Руководитель МО

Адаптация воспитательной системы к условиям работы с одаренными детьми

Зам. директора по ВР, педагоги дополнительного образования

Консультативная и просветительская работа среди родителей

Классные руководители

 

2. 2021-2022 учебный год – экспериментально– диагностический

 

Виды работ

Ответственные

Внедрение управленческой модели, обеспечивающей продуктивную реализацию Программы

Администрация

Апробация новых форм работы с одаренными детьми

Педагогический коллектив

Апробация  инновационного опыта педагогов в работе с одаренными детьми

Руководители ММО, педагогический коллектив школы

Участие обучающихся в олимпиадах, научно- практических конференциях, конкурсах различного уровня (муниципального, регионального, федерального), в том числе дистанционных

Администрация, руководители ММО

Психологическое сопровождение: апробация и адаптация методик выявления и отслеживания динамики развития одаренности, уровня комфортности субъектов образовательного процесса

Психолого-педагогическая служба школы, классные руководители

Консультативная и просветительская работа среди обучающихся, родителей, педагогов

Классные руководители, психолог

3.  2022-2023 учебный год – переход в режим функционирования

 

Виды работ

Ответственные

Отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка

Классные руководители, руководитель Центра по работе с одаренными детьми

Отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;

Педагогический коллектив

Углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей

Руководители ММО, психолого-педагогическая служба школы

Методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов

Администрация, руководители ММО

Отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция

Психолого-педагогическая служба школы, классные руководители

Систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуальнотворческих мероприятий

Администрация, классные руководители, психолог

Пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик

Заместитель директора по МР

Психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей

Психолого-педагогическая служба школы, классные руководители

 

4. 2024 год обобщающий этап - аналитический отчет

 

Виды работ

Форма предъявления

Ответственные

Анализ и оформление результатов реализации Программы

Педагогический совет «Программа работы с одаренными детьми: итоги и перспективы»,

Администрация

Совершенствование форм работы с одаренными детьми. Создание пакета описаний форм работы с одаренными детьми на уровнях дошкольного образования, начальной, основной, средней школы

Методическая панорама, выпуск серии исследователь-ских и творческих работ «Первые шаги»

Заместители директора

Обобщение и распространения опыта психологического сопровождения программы

Выводы и рекомендации

Психолог

Взаимодействие с другими образовательными учреждениями

 

Администрация

 

Планируемый результат реализации программы

Данная Программа позволяет обеспечить целостный подход к многоаспектному решению проблемы выявления и поддержки детской одаренности: от определения природы этого феномена до внедрения современных образовательных технологий работы с одаренными детьми и управления этой деятельностью.

В ходе реализации Программы будут внесены организационные и структурные изменения в образовательное пространство школы, учитывающие тенденции современной психологопедагогической науки и быстро меняющиеся условия социума:

-    разработка и внедрение новых путей выявления, поддержки и развития одаренности для удовлетворения растущих потребностей одаренных детей и увеличивающихся возможностей социума;

-    создание авторских педагогических технологий работы с одаренными детьми;

-    повышение профессиональной компетентности педагогов по работе с одаренными детьми;

-    налаживание сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями, системы взаимодействия с высшими учебными заведениями, способствующие социализации одаренных детей;

-    функционирование системы комплексной поддержки развития одаренных детей.

 

Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми

1.     Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

2.     Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

3.     Адаптация детей к социуму в настоящем и в будущем времени.

4.     Повышения уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

 

Критерии реализации программы

Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я-концепции».

1)   динамическое Я - то, каким субъект намерен стать;

2)   социальное Я - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;

3)   экзистенциальное Я - как оценка себя в аспекте жизни и смерти;

4)   идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;

фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным. Я-концепция - важный структурный элемент облика психологического личности, складываемая в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Формирование Яконцепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Становление Я-концепции, в конечном счете, обусловленное широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и так отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-концепции, и, прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.

 

Ключевые критерии

Критерии

Показатели

Методика изучения

 

Самоактуализирован ность личности  

1.Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.

2.Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

3.Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

4.Способность к рефлексии.

5.Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуальнопознавательного плана, мотивация общения и поведения.

Уровень коммуникативной культуры 6.Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.

7.Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятель

8.Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

9.Способность к рефлексии.

10.Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуальнопознавательного плана, мотивация общения и поведения.

11.Уровень коммуникативной культуры

Наблюдение, заполнение листов самооценки Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки. Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся. Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к

деятельности, самому себе и окружающим. Метод незаконченного предложения. Тест «Исследование школьной мотивации».

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе

1.Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе.

2.Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.

3.Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и

Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе. Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе.

Тест школьной тревожности Филипса.

 

развития своего ребенка.

 

Конкурентоспособнос ть одаренных учащихся

1.Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся.

2.Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д.

3.Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.

Методики статистическ ого анализа данных, их динамика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1 к «Программе работы с одаренными детьми»

 

План реализации направлений программы «Талант и успех» на 2021-2023 годы

 

п/п

Основные направления

Сроки

Исполнители

Подготовительная работа

 

1

Формирование банка данных «Одаренные дети»:

-                     Выявление, поддержка и развитие творческих способностей одаренных учащихся начальной школы;

-                     Проведение мониторинга условий и результатов учебной деятельности и участия в олимпиадном движении; - Проведение мониторинга условий и результатов внеурочной деятельности, достижений учащихся

2021-2023

Учебно-методический совет

 

Учителя начальной школы

 

Директор школы

 

 

2

Развитие взаимодействия с семьей одаренного ребенка

2021-2022

Классные руководители

3

Создание информационной системы дополнительного образования детей, включая: банк данных образовательных программ дополнительного образования.

2021-2022

Учреждения дополнительного образования, классные руководители, вожатые

4

Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка

2021-2023

Творческие группы учителейпредметников

Научно-методическое и образовательное направление

 

1

Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации

2021-2022

Администрация школы

2

Создание системы психолого-медикосоциального сопровождения

2021-2022

Администрация школы

3

Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей

2021-2022

Классные руководители, учителяпредметники

4

Апробация и внедрение программ развития и поддержки одаренности

С 2022 года

Директор школы учителя-

предметники

5

Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса

2021-2024

Учебно-методический совет

 

 

6

Повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми

2021-2023

Администрация

7

Создание нормативной, материальнотехнической, методической базы

2021-2023

Администрация

8

Организация семинара «Одаренность как психолого-педагогическая проблема»

2021-2022

Администрация

9

Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития

2021-2023

Классные руководители 

10

Участие педагогов в научных, научнопрактических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка

2021-2023

Администрация

11

Привлечение внимания общественности к потребностям одаренных учащихся

2021-2023

Директор, родительский комитет

12

Создание информационной базы по проблемам одаренности детей

2021-2022

Администрация

13

Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей

2021-2023

Педагоги школы

14

Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам:

-                     опыт педагогической работы с одаренными детьми;

-                     родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться

2021-2023

Зав. библиотекой, педагоги

15

Деятельность методического совета: - рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме;

- организация апробации методик обучения школьников

2021-2024

Администрация

Социально-экономическое

1

Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической, медицинской помощи

2021-2024

Директор, родительский комитет

2

Разработка Положения о поощрении одаренных детей – победителей олимпиад, конкурсов 

2021

Директор 

3

Создание среды общения, самореализации, социализации:

- заключение договоров с учреждениями образования различного уровня;

2021-2024

 

 

Директор

 

 

-                     организация и проведение предметных олимпиад различного уровня; - организация смотров творческих достижений;

-                     организация проектной деятельности; - Организация и совершенствование работы творческих объединений и спортивных секций различной направленности

 

 

 

Руководители творческих групп

Учителя-предметники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2 к «Программе работы с одаренными детьми» Перспективный план деятельности на 2021-2022 учебный год

п/п

Направления реализации программы

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу

«Одаренные дети»

1. Семинар «Одаренность:

понятие; виды одаренности»

Сентябрь 

Учебно-методический совет

2. Знакомство с новинками педагогической литературы: «Особенности работы с одаренными детьми»

Ноябрь 

Библиотекарь школы

3. «За круглым столом» (изучение специальных исследований педагогов и психологов: А.Проскуры, Л.Выготского. А.Матюшкина)

Январь  

Руководители МО

4. Практикум «Организация индивидуальной и

дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках математики и русского языка»

Апрель 

Учителя-предметники

5. Педсовет «Роль школы в развитии и обучении одаренных детей

Январь 

Администрация

2

Создание банка данных одаренных детей школы

1. Анкетно-биографические сведения по одаренным детям

В течение учебного года

Классные руководители

2. Психодиагностические обследования среди учащихся

В течение учебного года

Классные руководители

3. Анкетирование детей

В течение учебного года

Учебно-методический совет

4. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов

В течение учебного года

Классные руководители

3

Психологическая помощь одаренным детям

1. Регулярные психологические консультации для одаренных детей

В течение учебного года

Классные руководители

2. Организация психологического

сопровождения в ходе олимпиад, турниров и других

интеллектуальных и творческих конкурсов

В течение учебного года

Директор, классные руководители, учителя-предметники

 

 

 

3. Психологические тренинги, направленные на повышение эмоциональной устойчивости

В течение учебного года

Классные руководители

4

Создание методической копилки по

работе с одаренными детьми

1. Комплектование методического кабинета соответствующей учебной и научно-методической литературой

В течение учебного года

Библиотекарь школы

2. Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по предметам, разработки интеллектуальных марафонов, игр)

В течение учебного года

Учителяпредметники, классные руководители

3. Работа библиотеки по реализации программы: создание тематических картотек, подборка отечественной и зарубежной литературы (монографии, статьи, тезисы, словари и т.д.) по вопросам

одаренности детей

В течение учебного года

Школьный библиотекарь

5

Систематизация работы учителей с одаренными детьми в урочной деятельности

1. Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, Интернета, компьютерных игр по предметам, электронных энциклопедий

В течение учебного года

Учителя-

предметники, учитель информатики

2. Применение на уроках современных технологий: игровых, учебноисследовательских, коммуникативных, проблемнопоисковых, здоровьесберегающих

В течение учебного года

Учителя начальных классов и учителяпредметники

3. Использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся

В течение учебного года

Учителя начальных классов и учителяпредметники

4. Проведение нестандартных форм уроков: урок-КВН, уроксказка, урок-путешествие, урок-

В течение учебного года

Учителя начальных классов и учителяпредметники

 

 

 

игра, урок-творческая мастерская, урок-исследование, урок-поиск и др.

 

 

6

Создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время (предметные и творческие кружки, спортивные секции)

1. Функционирование творческих кружков, а также спортивных секций

В течение года

Педагоги дополнительного образования, зам. директора по ВР

2. Предметные классные, школьные и муниципальные олимпиады (2-9 классы)

Октябрь –  январь 

Учителя, работающие в 2-9 классах, директор школы

3. Интеллектуальный марафон «Во всех науках мы сильны» (5-9 классы)

Октябрь 

Классные руководители

4. Защита предметных проектов по экологии (тема «Охрана окружающей среды») 7-9 классы

Февраль 

Учитель биологии

5. Математические турниры «Считай, решай, отгадывай» 2-4 классы

Ноябрь 

Учителя начальных классов

6. Музыкальные конкурсы

Апрель  Май 

Учитель музыки

7. Выставка изобразительного искусства «Волшебная кисточка»

Март

Учитель ИЗО

8. «На старт!», спортивные соревнования 

В течение года

Учитель физкультуры, руководители спортивных секций

7

Проведение мероприятий с родителями одаренных детей

1. Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к данной проблеме

Май - сентябрь

Классные руководители

2. Родительский всеобуч «Развитие творческого потенциала ребенка»

Октябрь

Классные руководители

3. Операция «Каникулы» - «Организация досуга одаренных детей»

Каникулярное время

Классные руководители

4. Индивидуальные психологопедагогические консультации

Март 

Классные руководители 

5. Совместное творчество родителей и детей. Выставки детских работ 

В течение года

Педагоги дополнительного образования, классные

 

 

 

 

руководители

6. Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»

В течение года

Руководители спортивных секций, учитель-физкультуры

7. Вручение благодарственных писем родителям учащихся на общешкольной линейке

Май 

Директор школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3 к «Программе работы с одаренными детьми»

Учебная программа спецкурса

«Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми» Пояснительная записка

Цель: формирование у педагогов системного видения процесса развития и поддержки одаренных детей и актуализация потребности педагогов в совершенствовании и обновлении практики работы с одаренными детьми. Задачи:

1.     Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых.

2.     Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современной цивилизации. 3. Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

4. Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одарённости. 5. Расширить пространство повышения квалификации педагогов , как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными.

Совершенствование системы выявления одарённых школьников, их развития и социальной ознакомления слушателей с современными методологическими подходами и теоретическими концепциями работы с одаренными.

В ходе данного спецкурса педагоги получат информацию о теоретических и технологических разработках ведущих отечественных и зарубежных ученых актуальных проблем в работе с одаренными детьми. Слушатели знакомятся с основным понятиями, исходными положениями и принципами, приемами и методами, с их методологическим значением и ролью при определении целевого, содержательного, организационно - деятельностного и оценочно- результативного компонентов процесса диагностики, развития и поддержки одаренности. В ходе занятий у участников спецкурса должно сформироваться отчетливое представление о возможностях и условиях применения этих методологических ориентаций в совершенствовании и преобразовании своей педагогической практики.

На решении этой задачи направлено зачетное занятие спецкурса в форме продуктивной игры по разработке и защите проектов по выбору:

1.     «Совершенствование форм внеурочной занятости одаренных детей».

2.     «Модель основных стратегий ускорения обучения одаренных детей: вертикального и горизонтального обогащения».

Содержание спецкурса

В учебно-тематический план спецкурса целесообразно включить следующие занятия:

 

 

Тема

 

Основные понятия

Форма занятия

 Кол- во часов

1.

Основные категории теории развития одаренности

-   Понятия (категории) как главный инструмент мыследеятельности педагога

-   Эвристическая функция понятийного аппарата

-   Современные представления о сущности, цели,

содержании, организации, критериях эффективности процесса развития одаренности

Деловая игра

1

2.

Современные концепции развития одаренности

-   Индивидуализация

-   Стратегии ускорения обучения

-   Обогащение обучения

-Свободоспособность

Проблемный

стол

1

 

3.

Классификация видов одаренности и специфика их развития

-   Общая интеллектуальная

(академическая) одаренность -Информационно- коммуникативная

одаренность

-   Творческая одаренность

-   Социальная одаренность

-   Спортивная одаренность

Лекция Семинар

2

4.

Личностно ориентированный подход к развитию и поддержке одаренности

-   Индивидуальность

-   Личность

-   Самоактуализация

-   Субъектность

-   Я- концепция

-Педагогическая поддержка

Лекция

1

5.

Иерархия целей и задач

в

обучении одаренных

- Рефлексия

Лекция

2

6.

Становление креативных способностей , через трансформацию предметно- пространственной среды

-   Креативность

-   Ролевые игры

-   Компоненты         образовательного пространства

-   Разновозрастные группы

Лекция Деловы

е игры

3

7.

Роль ИКТ в развитии образовательного пространства программы

-                 Сетевое взаимодействие

-                 Электронная презентация - Виртуальная образовательная коллекция

Практикум

1

8.

Специфика работы с обучающимися, имеющими повышенные учебные способности

-   Дифференцированное обучение

-   Интеллектуальный потенциал

-   Дивергентность мышления

-   Типы понимания по Г.Д. Чистяковой

Проблемный

стол

1

9.

Возрастные особенности одаренности

- Психосоциальная чувствительность

-

Лекция

1

10.

Критерии оценки качества

обучения одаренных

-   Портфолио

-   Рейтинговая система

Практикум

1

 

Проблемы одаренных детей

-                 Конформность

-                 Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием

-                 Игровые интересы

-                 Потребность во внимании

Лекция

1

11.

Укрепление здоровья одарённых детей

-                 Асинхрония интеллектуального, эмоционального, социального и физического развития - Психологические издержки одарённости

-                 Функциональная грамотность

Лекция

Практикум

2

12.

Зачетное занятие

- Совершенствование форм внеурочной занятости одаренных детей -Модель основных стратегий ускорения обучения одаренных детей: вертикального и горизонтального обогащения

Защита проектов

2

Критерии результативности спецкурса

Основными критериями результативности спецкурса являются следующие:

-    сформированность у слушателей научных представлений о современных подходах и концепциях работы с одаренными детьми, системного видения процесса развития и поддержки одаренности;

-    теоретическая и методическая готовность педагогов к деятельности по совершенствованию и обновлению системы работы с одаренными детьми в школе ;

-    эмоционально- психологическая удовлетворенность педагогов занятиями спецкурса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.  Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995,

№4

2.  Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? Учительская газета. 1997. 13 мая

3.  Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск:

ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993 22.Драйден Г., Вос Д. Революция в обучении. - Москва, Парвинэ, 2003

4.  .Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев.-М.:ООО «АиФ Принт», 2003 

5.  .Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников.М.: 2000

6.  Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6 7. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн.

для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989

8.      Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и дома. Потенциал личности и программа развития.-Екатеринбург: У-Фактория, 2004

9.      Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997

10.  Хуторской А.В. развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения.

Пособие для учителя. -М.: Владос,2000

11.  Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34. 31.Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.5

 

Программа работы с одаренными детьми "Талант и успех"

Программа работы с одаренными детьми "Талант и успех"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «Талант и успех» на 2021-2023 гг

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «Талант и успех» на 2021-2023 гг

Основные задачи •

Основные задачи •

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Деятельность педагогического коллектива

Деятельность педагогического коллектива

Очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива школы, родителей обучающихся и общественности к проблеме одарённости, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления…

Очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива школы, родителей обучающихся и общественности к проблеме одарённости, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления…

Принцип индивидуализации – подразумевающий всесторонний и всеобъемлющий учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе индивидуальных программ развития и обучения

Принцип индивидуализации – подразумевающий всесторонний и всеобъемлющий учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе индивидуальных программ развития и обучения

ЗУНов к созданию условий для становления комплекса компетенции, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства

ЗУНов к созданию условий для становления комплекса компетенции, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства

Программа работы с одаренными детьми использует основные стратегии обучения детей с высоким умственным потенциалом – ускорение, горизонтальное и вертикальное обогащение

Программа работы с одаренными детьми использует основные стратегии обучения детей с высоким умственным потенциалом – ускорение, горизонтальное и вертикальное обогащение

Мотивация педагогов Зам

Мотивация педагогов Зам

Отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;

Отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;

В ходе реализации Программы будут внесены организационные и структурные изменения в образовательное пространство школы, учитывающие тенденции современной психологопедагогической науки и быстро меняющиеся условия социума: -…

В ходе реализации Программы будут внесены организационные и структурные изменения в образовательное пространство школы, учитывающие тенденции современной психологопедагогической науки и быстро меняющиеся условия социума: -…

Формирование адекватной Я-концепции, и, прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества

Формирование адекватной Я-концепции, и, прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе 1

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе 1

Приложение № 1 к «Программе работы с одаренными детьми»

Приложение № 1 к «Программе работы с одаренными детьми»

Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка 2021-2023

Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка 2021-2023

Создание информационной базы по проблемам одаренности детей 2021-2022

Создание информационной базы по проблемам одаренности детей 2021-2022

Приложение № 2 к «Программе работы с одаренными детьми»

Приложение № 2 к «Программе работы с одаренными детьми»

Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу «Одаренные дети» 1

Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу «Одаренные дети» 1

Психологические тренинги, направленные на повышение эмоциональной устойчивости

Психологические тренинги, направленные на повышение эмоциональной устойчивости

Психологические тренинги, направленные на повышение эмоциональной устойчивости

Психологические тренинги, направленные на повышение эмоциональной устойчивости

Проведение нестандартных форм уроков: урок-КВН, уроксказка, урок-путешествие, урок-

Проведение нестандартных форм уроков: урок-КВН, уроксказка, урок-путешествие, урок-

Приложение № 3 к «Программе работы с одаренными детьми»

Приложение № 3 к «Программе работы с одаренными детьми»

Совершенствование форм внеурочной занятости одаренных детей»

Совершенствование форм внеурочной занятости одаренных детей»

Становление креативных способностей , через трансформацию предметно- пространственной среды -

Становление креативных способностей , через трансформацию предметно- пространственной среды -

Литература 1. Брюно Ж. и др

Литература 1. Брюно Ж. и др

Еремкин А.И. Школа одаренности

Еремкин А.И. Школа одаренности

Программа работы с одаренными детьми "Талант и успех"

Программа работы с одаренными детьми "Талант и успех"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2022