Программа работы с родителями
"Семья + школа"
2019-2020
Введение
Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования и воспитания обучающихся.
Семья играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения обучающихся. В качестве основного условия успешного воспитания - выступает рационально организованный быт, режим жизни в семье. В связи с этим возникает необходимость повышения педагогической грамотности родителей, что может быть реализовано посредством взаимодействия родителей и педагогов. Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечении координации усилий по всем направлениям воспитания – идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического. Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключатся в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.
Идеальная цель – это полноценный человек, культурная личность. Союз с родителями может быть установлен, если обе стороны этого взаимодействия осознают, что только совместными усилиями можно создать условия для реализации намеченной цели. Важно, чтобы педагог и родители действовали как партнеры, делясь с обучающимися своей добротой, опытом, знаниями, чтобы родители стали настоящими и искренними помощниками классного руководителя, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если между педагогом и родителями существует взаимодоверие, значит, и обучающиеся будут доверять семье и школе, а это фундамент для сотрудничества и общего успеха.
Как ни парадоксально, но, несмотря на многочисленные методические рекомендации, литературу, посвященную работе с семьей, проблема взаимодействия семьи и школы существует.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.
С одной стороны, происходящие в обществе, кризисные явления, перестройка его социально-экономических структур обостряют кризис семьи. Низкий уровень взаимодействия внутри семьи, многочисленный распад семей, снижение авторитета родителей, ослабление духовных основ семьи, увеличение разрыва между поколениями отрицательно воздействуют на характер педагогических отношений. С другой стороны, ориентацию на воспитание личности нового типа, возрастание значимости процессов самовоспитания и социализации, индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса и другие явления можно рассматривать как позитивное изменение.
Разрешение этих противоречий требует максимального сближения семьи и школы, так как их объединяет общая цель: развитие личности обучающегося через обеспечение гармонии индивидуального и коллективного, поскольку каждый обучающийся одновременно является объектом и субъектом разнообразных социальных отношений. Развивая в каждом из нихиндивидуальное, семья и школа подготавливают обучающихся к жизни в обществе и сотрудничеству с членами общества.
Обеспечить такое гармоничное взаимодействие индивидуального и коллективного можно с помощью обновления системы семейно-общественного воспитания. Современный педагог, владея такой информацией, должен хорошо представлять себе особенности семьи, предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие обучающегося, на его характер, поведение.
Цель программы
Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения обучающихся в единый дружный коллектив, создание в классе благоприятных условий для свободного развития личности.
Основные задачи программы
1. Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и школы .
2. Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители.
3. Способствование формированию здорового образа жизни в семьях.
4. Создание условий для профилактики асоциального поведения обучающихся.
5. Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.
6. Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);
Исполнители мероприятий программы
Ученический, родительский коллектив класса. Педагогический коллектив
Актуальность психолого-педагогической работы с родителями
Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.
Воспитательная функция семьи имеет два аспекта:
1)Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).
2) Формирование эмоционально-волевой сферы.
Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.
Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Но самое страшное то, что лишь 10% обучающихсяимеют I группу здоровья.
Отсюда следует вывод:
Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности обучающегося, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители обучающихся.
Работу с родителями условно можно разделить на две части:
1) со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;
2) с частью родителей в форме коррекционно - развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок
Сроки реализации программы: 2019-2020 г.г.
Правила работы:
· к родителям каждого обучающегося нужно проявлять искренне уважение;
· общение с родителями обучающегося должно быть не во вред ему, а во благо;
· изучение семей обучающихся должно быть тактичным и объективным;
· изучение семей обучающихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу
Направления и формы работы
1. Изучение семьи обучающихся
Изучение семей обучающихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Психолого-педагогическая диагностика:
· наблюдение;
· беседа;
· тестирование по методике «Дерево»;
· материалы детского творчества;
· интерактивные игры.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей
Умело организованное продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах
· родительские собрания;
· конференции;
· тренинги;
· индивидуальные и тематические консультации;
· беседы.
3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Поскольку родители являются социальным заказчиком школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и классе
· открытые уроки, классные часы и внеклассные мероприятия;
· помощь в организации и проведении внеклассных дел;
· дни здоровья;
· шефская помощь.
4.Участие родителей в управление учебно-воспитательным процессом
· участие родителей класса в работе родительского комитета класса и школы;
Ожидаемые результаты.
1.Установление партнерских отношений педагогов, родителей, обучающихся в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.
2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.
3. Формирование культуры здорового образа жизни.
4. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие национальных духовных традиций.
5. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.
6. Повысить просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики;
7. Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей.
Механизм оценки результатов включает следующие критерии:
· положительные отзывы партнеров и участников программы
· новые формы сотрудничества семьи и школы
Циклограмма работы классного руководителя с родителями
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Совместно с родителями подготовить класс к новому учебному году |
август |
Классный руководитель Родители |
2. |
Привлекать родителей к организации классных, школьных мероприятий, выпускного вечера. |
В течение года |
Классный руководитель |
3. |
Осуществлять с помощью родителей работу по профориентации (беседы, встречи, экскурсии на предприятия) |
В течение года |
Классный руководитель Родители |
4. |
Общешкольные, классные родительские собрания |
1 раз в четверть |
Классный руководитель Зам.по ВР |
5. |
Организовать консультации для родителей |
В течение года |
Администрация школы |
6. |
Родительский всеобуч (лекторий) |
1 раз в четверть |
Администрация Классный руководитель
|
План работы с родителями
Направления работы с родителями |
Сроки |
Задачи |
Формы работы |
Название мероприятия |
|
Диагностика |
сентябрь |
1. Торжественное собрание
2. Провести анкетирование родителей. |
Анкетирование |
Родительское собрание «Итак, здравствуйте!» |
|
октябрь |
1.Выяснитьтрудности родителей при воспитании детей в период адаптации в школе. 2. Предложить практические советы организации общения с обучающимися. |
Круглый стол
|
Родительское собрание по итогам I четверти «Первые проблемы подросткового возраста».
|
||
январь |
1. Провести мониторинг удовлетворенности обучением детей. 2.Обратить внимание родителей на важность систематического выполнения домашнего задания. 2.Определить эффективные формы и успешного выполнения домашнего задания. |
Устный журнал
Круглый стол
Подготовка памяток |
Родительское собрание по итогам I полугодия «Роль домашнего задания в самообразовании школьника». |
||
март |
1.Ознакомить родителей с такими понятиями как «спокойствие», «уверенность». 2. Формирование у родителей понимание необходимости устранения у обучающегося негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности. |
Круглый стол
Анкетирование |
Родительское собрание по итогам III четверти «Положительные эмоции и их значение в жизни человека». |
||
май |
1.Ознакомить с результатом анкетирования детей. |
Анкетирование родителей
Видеопросмотр роликов из школьной жизни детей. |
Родительское собрание по итогам года: «Компьютер в жизни школьника. Итоги учебного года» |
||
Психолого- педагогическое просвещение |
октябрь |
Возрастные психологические особенности обучающихся с ОВЗ Подведение итогов 1 четверти |
Лекторий |
Практикум для родителей 6 класса « Организация внеурочной деятельности» |
|
май |
Итоги успеваемости и посещаемости за год. Организация летнего отдыха учащихся. |
Круглый стол |
Родительское собрание по итогам года. |
||
Вовлечение родителей в учебно -воспитательный процесс |
сентябрь |
1. Организовать совместную работу родителей и детей |
Торжественная линейка Помощь в подготовке выставки поделок |
Праздник «С днем учителя!» Осенний бал |
|
ноябрь |
1. Организовать совместный праздник родителей и обучающихся, с целью воспитания доброжелательного, бережного отношения между матерью и ребенком. 2. Сплотить родительский коллектив класса. |
Праздник «День Матери» |
Приглашение родителей на мероприятия, посвященные Дню матери
Совместный день здоровья |
||
декабрь |
Включение родителей в деятельность по проведению новогоднего праздника, зимних каникул. |
Утренник |
Строительство снежного городка Совместное проведение новогоднего праздника |
||
февраль |
1. Вовлекать родителей в воспитание патриотических чувств у обучающихся. 2.Организовать совместный праздник родителей и обучающихся, с целью воспитания умения радоваться за свои и чужие успехи. 3. Приглашение родителей на открытые уроки и классные часы. |
Классный час |
Военно-патриотическая неделя. Конкурсная программа «А ну-ка, мальчики!». Весёлые старты.
|
||
Март |
1. Организовать совместную работу родителей и обучающихся |
Конкурсы творческих дел |
Конкурс «Мамы и дочки» |
||
Апрель |
Организовать совместную работу родителей и обучающихся |
1 апреля - день смеха |
|||
Май |
1. Вовлекать родителей в воспитание патриотических чувств у обучающихся, уважения подвига защитников Отечества в ВОВ. 3.Привлекать родителей активному отдыху совместно с обучающимися. 4. Прививать понимание о пользе ЗОЖ. |
Открытое общешкольное мероприятие Митинг у памятника павшим в ВОВ
Спортивный конкурс |
Праздничная программа, посвященная Дню Победы. Декада «Я за здоровый образ жизни» Спортивный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» |
||
В течение года |
1.Организовать совместную работу с родителями с целью помощи обучающемуся. 2. Предложить практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка. |
Индивидуальная беседа |
Профилактическая работа с обучающимися и их семьями
|
|
|
В течение года |
1.Обратить внимание на важность соблюдения режима дня и выполнения домашнего задания. |
Посещение семей обучающихся с целью проверки режима дня и выполнения домашнего задания. |
|||
Вовлечение родителей в управление воспитательным процессом |
Сентябрь |
Планирование работы на год |
Выборы родительского комитета |
Родительское собрание |
|
Октябрь |
Об организации УВР в учебном году |
Родительское собрание |
|||
Декабрь |
Подведение итогов 2 четверти |
Родительское собрание |
|||
Март |
О соблюдении санитарно – гигиенического режима и ТБ; Питание обучающихся; реализация комплексно – целевых программ |
Родительское собрание |
|||
Апрель |
Выявление причин неуспеваемости, определение совместных мер по коррекции успеваемости |
Обследование домашних условий обучающихся. |
|||
Май |
Итоги успеваемости и посещаемости за год, уровень сформированности учебной деятельности. Организация летнего отдыха обучающихся. О ремонте и подготовке школы к новому учебному году. Итоги работы класса и школы за учебный год; |
Родительское собрание по итогам года. |
План проведения родительского всеобуча (лектория)
в 2019-2020уч.г.
№ |
Тема |
Сроки |
Ответственные
|
1. |
1.Безопасность обучающихся на улице. Ответственность родителей за управление несовершеннолетними транспортным средством. Пожарная безопасность в быту. 2. Влияние вредных привычек на здоровье ребенка |
I четверть |
Зам.директора по ВР Классные руководители |
2. |
Причины детской лжи |
II четверть |
Зам.директора по ВР Классные руководители |
3. |
Природа суицида. Как помочь детям?
|
III четверть |
Зам.директора по ВР Классные руководители |
4. |
Причины детской агрессии. Неформальные подростковые течения. |
IV четверть
|
Зам.директора по ВР Классные руководители |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.