Программа «Развитие и интеграция основного и дополнительного образования»
В «Концепции модернизации российской системы образования» определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения.
Основная цель современного дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности.
С учетом возрастных и психологических особенностей учащихся на каждом этапе обучения меняются общие задачи дополнительного образования.
Таблица 1.
Дифференциация задач дополнительного образования
на разных ступенях обучения
Ступень |
Задачи |
1-я ступень: начальная школа |
1. Расширение познавательных возможностей обучающихся. 2. Диагностика уровня общих и специальных способностей школьников. 3. Создание условий для последующего выбора дополнительного образования. |
2-я ступень: средняя школа |
1. Формирование теоретических знаний и практических навыков. 2. Раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности. |
3-я ступень: старшая школа |
1. Достижение обучающимися повышенного уровня знаний и умений в избранной области. 2. Создание условий для самореализации, самоопределения личности, ее профориентации. |
I. Цель Программы
Создание оптимальных условий для личностно-ориентированного воспитания, развития и обучения школьников в ходе познавательной деятельности на уроках и во внеурочное время.
II. Задачи Программы
1. Индивидуализация учебно-воспитательного процесса за счет внедрения новых педагогических технологий и развития альтернативных форм обучения.
2. Совершенствование системы методической работы.
3. Социализация школьников в ходе учебной деятельности, подготовка к дальнейшему получению профессионального образования на основе профессионального самоопределения.
4. Развитие материально-технической базы, методического и дидактического обеспечения учебного процесса.
5. Выявление одаренных и потенциально одаренных школьников.
6. Организация развивающей деятельности обучающихся, имеющих более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и познавательные потребности, испытывающих радость от умственного труда.
7. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
8. Организация масштабной внеурочной деятельности детей в составе кружков, студий, творческих коллективов, научно-исследовательских групп, спортивных секций.
9. Организация дифференцированного обучения детей на уроке и во внеурочной деятельности.
10. Методическое обеспечение процесса работы с одаренными и потенциально детьми.
11. Методическое обеспечение процесса работы с детьми «группы риска», а также с детьми с пониженной мотивацией к учебной деятельности.
III. Принципы построения Программы
При организации дополнительного образования обучающихся школа опирается на следующие приоритетные принципы:
1. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования.
2. Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования.
3. Принцип индивидуализации образовательных траекторий.
4. Принцип системно-деятельностного подхода. Через систему мероприятий (коллективных творческих дел, акций, социальных проектов) учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребенка.
5. Принцип творчества. Каждое дело, занятие – творчество обучающегося (или коллектива школьников) и педагогов.
6. Принцип разновозрастного единства. Существующая система дополнительного образования должна обеспечивать сотрудничество обучающихся разных возрастов. В разновозрастных объединениях школьники могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
7. Принцип открытости системы. Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов и учреждений культуры направлена на обеспечение каждому ребенку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
Главной специфической чертой развития и совершенствования системы дополнительного образования в школе должна быть опора на содержание основного образования. Интеграция основного и дополнительного образования призвана обеспечить ряд преимуществ:
· целостность всей образовательной системы школы со всем ее многообразием;
· определенную стабильность и постоянное качественное развитие;
· необходимый уровень знаний и умений школьников;
· развитие эмоционально-образной сферы и формирование духовно-нравственных качеств обучающихся;
· активное использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей и технологий;
· поддержку школьных традиций и поиск новых форм организации жизни ученического и педагогического коллективов.
IV. Основные мероприятия Программы
Работа с педагогами:
1. Сохранение и развитие традиций методической работы в школе: активизация работы по обобщению и обмену опытом (открытые уроки, школьные, окружные, муниципальные и областные методические семинары, творческие отчеты), пополнение школьного методического кабинета.
2. Создание модели работы школы с одаренными и потенциально одаренными школьниками, обучение методам и формам дифференцированной работы с одаренными и потенциально детьми и школьниками со сниженной учебной мотивацией.
Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
В процессе изучения проблемы одаренности исследователи рассматривают различные ее виды или направления. Различают творческую, академическую, социальную, художественную, музыкальную, интеллектуальную, литературную, психомоторную одаренность.
Кроме того, существует понятие общей одаренности, в основе развития которой лежат общие интеллектуальные способности, или способности, появляющиеся сразу в нескольких областях деятельности.
Дети, проявляющий незаурядные способности, демонстрирующий выдающиеся результаты в определенной области знаний, а также школьники, имеющие определенный потенциал в той или иной области, нуждаются в специальных условиях для дальнейшего развития. Эти условия должны быть направлены на удовлетворение особых образовательных потребностей, связанных с углубленной предметной подготовкой, а также сопровождением личностного развития.
Таблица 2.
Модель работы школы с одаренными и потенциально одаренными детьми
Направления |
Мероприятия |
Координационное |
1. Организация работы педагогического коллектива. 2. Обеспечение нормативно-правовой базы. 3. Организация работы кружков, студий, секций. 4. Ресурсное обеспечение. 5. Контроль и анализ деятельности. 6. Формирование банка данных «Одаренные дети». |
Диагностическое |
1. Формирование банка методического инструментария для выявления одаренных и потенциально одаренных детей. 2. Проведение диагностики обучающихся. 3. Создание банка данных «Одаренные дети». 4. Создание системы психолого-педагогического сопровождения одаренных и потенциально одаренных детей. |
Кадровое |
1. Повышение квалификации педагогов по проблеме детской одаренности. 2. Повышение мотивации педагогов, оказание необходимой информационной и методической помощи. |
Развивающее |
1. Создание образовательной среды для развития одаренных и потенциально одаренных детей. 2. Организация внеклассных и внеурочных занятий по углубленному изучению предметов. 3. Создание условий для участия одаренных и потенциально одаренных школьников в интеллектуально-творческих мероприятиях. 4. Использование системы информационно-коммуникационных технологий. |
Информационное |
1. Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей (законных представителей) школьников к проблемам одаренных и потенциально одаренных детей (реклама, создание интернет-сайта, выпуск стенгазет). 2. Организация информационно-просветительской работы библиотеки. |
Формы работы с одаренными и потенциально одаренными школьниками в рамках основного и дополнительного образования:
· индивидуальный подход, использование элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков и внеурочных занятий;
· дополнительные занятия с одаренными и потенциально одаренными детьми по индивидуальным учебным планам;
· участие в интеллектуально-творческих мероприятиях различного уровня;
· проектная деятельность по предметам;
· участие в работе школьного научного общества;
· посещение предметных и творческих кружков, студий, секций, внеклассных мероприятий;
· создание и защита портфолио достижений.
Таблица 3.
Мероприятия реализации модели работы школы
с одаренными и потенциально одаренными детьми
№ |
Мероприятия |
Ответственные |
1. |
Выявление одаренных и потенциально одаренных детей, определение типов одаренности. |
Заместители директора, педагог-психолог, классные руководители |
2. |
Разработка и утверждение Положения о работе с одаренными и потенциально одаренными детьми. |
Заместители директора, педагог-психолог |
3. |
Разработка и утверждение программ методической поддержки и психолого-педагогического сопровождения одаренных и потенциально одаренных детей, программы работы школьного научного общества, а также программ кружков, студий и секций. |
Заместители директора, педагог-психолог, педагоги-предметники, классные руководители, руководители кружков, секций |
4. |
Создание банка данных «Одаренные дети» и информационно-методической базы по проблеме детской одаренности.
|
Заместители директора, педагог-психолог, педагоги-предметники, классные руководители, руководители кружков, секций |
5. |
Повышение квалификации педагогов по проблеме детской одаренности. |
Заместители директора |
6. |
Деятельность Методического совета школы по организации работы с одаренными и потенциально одаренными детьми. |
Заместители директора |
7. |
Система работы с родителями (законными представителями) по проблеме детской одаренности. |
Заместители директора, педагог-психолог, педагоги-предметники, классные руководители, руководители кружков, секций |
Таблица 4.
Мониторинг результативности системы работы школы с одаренными детьми
№ |
Критерии |
Показатели |
1. |
Создание банка данных «Одаренные дети». |
Учет обучающихся с различными типами одаренности по результатам психологической диагностики и педагогического наблюдения. |
2. |
Создание портфолио всех школьников из банка данных «Одаренные дети». |
Повышение учебной мотивации, самооценки и уровня притязаний школьников. |
3. |
Разработка и реализации программ сопровождения одаренных и потенциально детей. |
Наличие утвержденных программ методической поддержки и психолого-педагогического сопровождения одаренных и потенциально одаренных детей, программы работы школьного научного общества, а также программ кружков, студий и секций. |
4. |
Создание эффективной системы взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, внесенных в банк данных «Одаренные дети». |
Наличие программы работы с родителями (законными представителями) обучающихся из банка данных «Одаренные дети». |
5. |
Конкурентоспособность одаренных и потенциально одаренных детей. |
Достижение более высоких результатов в интеллектуальной и творческой деятельности в сравнении с предыдущим периодом, личностный рост, потребность в самообразовании и самосовершенствовании. |
Недостаточный уровень учебной мотивации – одна из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания образования, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, формированием у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.
В настоящее время наиболее часто встречается три типа неверно сформированной учебной мотивации:
· отсутствие положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности;
· сформированность мотивации, направленной на учебный процесс, но ориентированный не на результат деятельности, а только на отметку;
· преобладание мотива «избегания неудач» над познавательными потребностями и учебными интересами.
Таблица 5.
Методические приемы формирования учебной мотивации
№ |
Этапы формирования мотивации |
Методические приемы |
1. |
Возникновение |
1. Фиксация мотивов предыдущих достижений: «Результаты проверочной работы по итогам изучения предыдущей темы достаточно высокие...». 2. Вызов мотивов относительной неудовлетворенности: «К сожалению, мы не успели рассмотреть один из самых важных вопросов…». 3. Усиление мотивов ориентации на предстоящую деятельность: «А между тем, это пригодится вам в будущем…». |
2. |
Подкрепление и усиление |
1. Чередование разных видов деятельности. 2. Чередование учебных заданий по уровню сложности. 3. Использование индивидуальных и дифференцированных заданий. 4. Активация поисковой и исследовательской деятельности. 5. Использование приемов самооценки и рефлексии. |
3. |
Сформированность |
1. Положительная мотивационная перспектива. 2. Ориентация на личный положительный опыт. 3. Развернутая дифференцированная оценка педагогом деятельности школьника. |
3. Обучением методам и приемам целенаправленного педагогического наблюдения и диагностики.
Таблица 6.
Методы педагогического наблюдения и диагностики
№ |
Методы |
Разновидности методов |
1. |
Педагогическое наблюдение – это целенаправленный сбор сведений о фактах поведения и деятельности обучающегося в естественных условиях (на уроке и во внеурочной деятельности). При наблюдении могут использоваться технические средства. Недостатком данного метода является субъективизм по отношению к наблюдаемому объекту или явлению. |
По частоте: · постоянные; · повторные; · однократные. По объему: · сплошные; · частичные. По способу получения сведений: · прямые (непосредственные); · косвенные (опосредованные). По включенности в деятельность: · включенное; · внешнее. |
2. |
Опрос – это сбор первичной информации в форме постановки стандартизированных вопросов. Недостатком данного метода является возможность получения недостоверной информации. |
По способу предъявления вопросов: · беседа; · интервью; · анкетирование. |
3. |
Тестирование – это процесс оценки соответствия личностной модели знаний испытуемого экспертной модели знаний. Недостатком данного метода в тестах закрытого типа является возможность случайного выбора («угадывания») правильного ответа. |
По типу ответов: · открытые; · закрытые. |
4. |
Социометрия – это способ исследования структуры и характера межличностных отношений на основе измерения межличностного выбора испытуемого. |
По типу выборов: · только положительные выборы; · положительные и отрицательные выборы. |
5. |
Диагностические контрольные и проверочные работы. |
По видам контроля: · входные; · текущие; · тематические; · итоговые. |
6. |
Анализ продуктов деятельности – это изучение письменных, графических, творческих работ, тетрадей, рисунков испытуемого с целью выявления достигнутого уровня знаний, умений и навыков в той или иной области. |
По частоте: · постоянные; · повторные; · однократные.
|
7. |
Анализ документации – это изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний) с целью выявления положительных и отрицательных сторон образовательного процесса. |
По частоте: · постоянные; · повторные; · однократные.
|
4. Активизация участия педагогов школы в профессиональных и творческих конкурсах, проектах, конференциях и семинарах различного уровня.
5. Развитие системы внутришкольного контроля на основе использования современных мониторинговых технологий и методик.
Работа с обучающимися и их родителями (законными представителями):
1. Изучение образовательных запросов обучающихся посредством проведения анкетирования школьников и их родителей (законных представителей).
2. Диагностика индивидуальных способностей и профессиональных склонностей обучающихся с выработкой рекомендаций и ознакомлением школьников и их родителей (законных представителей) с полученными результатами.
3. Организация дистанционного обучения школьников.
4. Организация обучения старшеклассников по индивидуальным учебным планам; организация предпрофильного обучения и профильного обучения.
5. Разработка индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и школьников, проявляющих высокие способности в отдельных областях науки и искусства.
6. Обучение школьников методам самоконтроля, развитие навыков самообразования посредством расширения системы научно-практической, проектной, творческой и исследовательской деятельности.
7. Сохранение и развитие традиций проведения предметных олимпиад, недель, конкурсов, а также внеклассных мероприятий, смотров, фестивалей и праздников.
8. Организация психологической помощи в преодолении неуспешности в учении.
9. Проведение психолого-педагогических консилиумов по проблемам детей, испытывающих определенные сложности в учении.
10. Организация профильного каникулярного пришкольного лагеря.
11. Сохранение и развитие деятельности школьного научного общества.
Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационное пространство сформулировали новое поле образовательной деятельности. Большое влияние на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
В этих условиях одной из наиболее эффективной форм работы с обучающимися является привлечение их к научно-исследовательской деятельности. Это довольно емкое понятие, включающее в себя и профильное обучение, и дополнительное образование.
Деятельность школьного научного общества учащихся (ШНОУ) направлена на повышение качества и эффективности образовательного процесса через создание условий для формирования познавательного интереса обучающихся по различным предметам, развитие навыков исследовательской, проектной и творческой деятельности в рамках интеграции основного и дополнительного образования.
Для руководства деятельностью ШНОУ создается Совет ШНОУ, в состав которого входят заместитель директора школы по научной работе (Председатель Совета ШНОУ), руководители школьных методических объединений (руководители секций), учителя-предметники и педагог-психолог.
Основные направления работы ШНОУ:
1. Включение в научно-исследовательскую деятельность обучающихся в соответствии с их научными интересами.
2. Обучение школьников работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
3. Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи обучающимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
4. Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований обучающихся.
5. Привлечение научных сил к руководству научными работами школьников.
6. Рецензирование научных работ обучающихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
7. Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.
Таблица 7.
Циклограмма деятельности Совета школьного научного общества учащихся (ШНОУ)
№ |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
Результаты |
1. |
Подготовка и проведение организационного собрания ШНОУ: 1. Утверждение (рассмотрение, переизбрание) кандидатур Председателя и руководителей секций Совета ШНОУ. 2. Ознакомление с годовой циклограммой работы Совета ШНОУ. 3. Утверждение годовой циклограммы работы Совета ШНОУ. |
Сентябрь |
Председатель Совета ШНОУ, руководители секций |
Папка с материалами: · списки членов Совета ШНОУ; · годовая циклограмма работы Совета ШНОУ. |
2. |
Обсуждение результатов диагностического исследования обучающихся: 1. Утверждение кандидатур членов ШНОУ. 2. Торжественное посвящение обучающихся в члены ШНОУ. 3. Ознакомление членов ШНОУ с графиком проведения школьного этапа предметных олимпиад «Путь к Олимпу». 4. Подготовка и проведение школьного этапа предметных олимпиад «Путь к Олимпу». |
Октябрь |
Председатель Совета ШНОУ, руководители секций, учителя-предметники, педагог-психолог |
Папка с материалами: · данные исследования; · списки членов ШНОУ; · график проведения школьного этапа предметных олимпиад «Путь к Олимпу». |
3. |
Работа научных секций: 1. Ознакомление членов ШНОУ с примерной тематикой научно-исследовательских работ. 2. Ознакомление членов ШНОУ с требованиями к структуре научного исследования (актуальность, тема, гипотеза, цели, задачи, объект, предмет и методы исследования), оформлению данных и сопроводительных материалов. |
Ноябрь, декабрь, январь |
Председатель Совета ШНОУ, руководители секций, учителя-предметники |
Папка с материалами: · списки примерной тематики научно-исследовательских работ по секциям; · памятка «Требования к структуре научного исследования»; · памятка «Оформление данных исследования». |
4. |
Анализ результатов участия членов ШНОУ в школьном и городском этапах предметных олимпиад «Путь к Олимпу»: 1. Ознакомление членов ШНОУ с итогами предметных олимпиад «Путь к Олимпу» школьного и городского этапов. 2. Обсуждение итогов участия членов ШНОУ в предметных олимпиадах «Путь к Олимпу» школьного и городского этапов. |
Декабрь |
Председатель Совета ШНОУ, руководители секций, учителя-предметники |
Папка с материалами: · протоколы оценки жюри работ участников предметных олимпиад «Путь к Олимпу» школьного и городского этапов; · аналитическая справка об итогах участия членов ШНОУ в школьном и городском этапах предметных олимпиад «Путь к Олимпу». |
5. |
Подготовка и проведение школьного этапа научно-исследовательской конференции «Шаги в науку»: 1. Утверждение списка участников и тематики работ школьного этапа научно-исследовательской конференции «Шаги в науку». 2. Ознакомление участников с регламентом школьного этапа научно-исследовательской конференции «Шаги в науку» и системой оценки работ. 3. Проведение школьного этапа научно-исследовательской конференции «Шаги в науку». 4. Торжественное награждение победителей и участников школьного этапа научно-исследовательской конференции «Шаги в науку». |
Январь |
Председатель Совета ШНОУ, руководители секций, учителя-предметники |
Папка с материалами: · список участников и тематики научно-исследовательских работ школьного этапа конференции «Шаги в науку»; · протоколы оценки жюри работ участников школьного этапа конференции «Шаги в науку»; · сборник материалов школьного этапа конференции «Шаги в науку»; · сертификаты участников школьного этапа конференции «Шаги в науку»; · фото- и видеосъемка школьного этапа конференции «Шаги в науку». |
6. |
Участие членов ШНОУ в муниципальном этапе научно-исследовательской конференции «Шаги в науку»: 1. Утверждение списка участников и тематики работ муниципального этапа научно-исследовательской конференции «Шаги в науку». |
Февраль |
Председатель Совета ШНОУ, руководители секций |
Папка с материалами: · список участников и тематики научно-исследовательских работ муниципального этапа конференции «Шаги в науку». |
7. |
Анализ результатов участия членов ШНОУ в муниципальном этапе научно-исследовательской конференции «Шаги в науку»: 1. Ознакомление членов ШНОУ с итогами участия в муниципальном этапе научно-исследовательской конференции «Шаги в науку». 2. Обсуждение итогов участия членов ШНОУ в муниципальном этапе научно-исследовательской конференции «Шаги в науку». |
Март |
Председатель Совета ШНОУ, руководители секций, учителя-предметники |
Папка с материалами: · протоколы оценки жюри работ участников муниципального этапа конференции «Шаги в науку»; · сборник материалов муниципального этапа конференции «Шаги в науку»; · сертификаты участников муниципального этапа конференции «Шаги в науку»; · аналитическая справка по итогам участия членов ШНОУ в муниципальном этапе конференции «Шаги в науку». |
8. |
Анализ участия членов ШНОУ в традиционных интеллектуальных мероприятиях различного уровня за год: · Международная игре-конкурс по русскому языку «Русский медвежонок – языкознание для всех»; · Международная игра-конкурс по математике «Кенгуру»; · Международный конкурс по МХК «Золотое руно»; · Международный интеллектуальный детский конкурс «ПОНИ»; · Международный конкурс-игра по русскому языку «Еж»; · Международный конкурс-игра по математике «Слон»; · Международный конкурс-игра по ОБЖ «Муравей». |
Апрель |
Председатель Совета ШНОУ, руководители секций, учителя-предметники |
Папка материалами: · протоколы оценки жюри работ участников в мероприятиях различного уровня; · аналитическая справка по итогам участия членов ШНОУ в мероприятиях различного уровня за год.
|
9. |
Анализ деятельности ШНОУ за год |
Май |
Председатель Совета ШНОУ, руководители секций |
Папка с материалами: · аналитическая справка по итогам работы Совета ШНОУ за год. |
12. Сохранение и развитие экскурсионной работы: посещение музеев, выставок, тематических лекториев.
13. Организация работы над «Портфолио достижений».
Таблица 9.
Пример сетки занятости внеурочной деятельностью
обучающегося начальных классов
Понедельник |
Вторник |
1240 – 1325 «Занимательная грамматика» Руководитель Дудко О. В., учитель начальных классов Кабинет №9
1340 – 1425 Хоровая студия «Камертон» Руководитель Кузнецова Г. П., ПДО Кабинет №36 |
1240 – 1325 «Я – гражданин» Руководитель Дудко О. В., учитель начальных классов Кабинет №9
1340 – 1425 Хоровая студия «Камертон» Руководитель Кузнецова Г. П., ПДО Кабинет №36 |
Среда |
Четверг |
0815 – 0835 Классный час Классный руководитель Дудко О. В., учитель начальных классов Кабинет №9
1300 – 1345 «Волшебный мир бумаги» Руководитель Дудко О. В., учитель начальных классов Кабинет №9 |
1300 – 1340 Хоровая студия «Камертон» Руководитель Кузнецова Г. П., ПДО Кабинет №36
1400 – 1440 Деятельность в рамках ШНОУ Руководитель Дудко О. В., учитель начальных классов Кабинет №9 |
Пятница |
Суббота |
1240 – 1325 «Хочу всё знать» Руководитель Дудко О. В., учитель начальных классов Кабинет №9
1340 – 1425 Театральная студия «Искорки» Руководитель Ломакина В. П., ПДО Кабинет №37 |
1240 – 1325 «Уроки здоровья» Руководитель Рейсвих В. А., ПДО Кабинет №25
1340 – 1425 Хоровая студия «Камертон» Руководитель Кузнецова Г. П., ПДО Кабинет №36 |
Организационная и методическая работа:
1. Развитие партнерского сотрудничества с профессиональными учебными заведениями города и учреждениями дополнительного образования.
2. Организация оперативного сотрудничества с родителями на основе новых информационных технологий.
3. Организация лекториев для родителей (законных представителей) школьников по проблемам развития, воспитания и обучения.
4. Проведение творческих отчетов кружков, секций и студий.
5. Сохранение традиций деятельности школьной музейной комнаты.
6. Анкетирование педагогов с целью выявления необходимости в пополнении материально-технической базы и дидактического обеспечения уроков.
7. Накопление библиотечного фонда по проблемам работы с одаренными школьниками и детьми группы риска.
8. Создание системы общего и дополнительного дошкольного развития, воспитания и образования.
V. Ожидаемые результаты реализации Программы
1. Повышение результативности образовательного процесса.
2. Социализация обучающихся на основе высокого уровня развития креативных способностей и способности к профессиональному самоопределению.
3. Удовлетворенность обучающихся, их родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг, предоставляемых школой.
4. Увеличение числа школьников, включенных в систему дополнительного образования.
5. Увеличение числа обучающихся, вовлеченных в проектную, творческую и научно-исследовательскую деятельность.
6. Индивидуальные образовательные траектории учащихся.
7. Обеспечение дистанционными формами обучения детей, нуждающихся в данной форме получения образования.
8. Совершенствование системы предпрофильного и профильного образования.
9. Включение в общую систему работы школы дошкольной ступени образования.
VI. Мониторинг ожидаемых результатов реализации Программы «Развитие и интеграция основного и дополнительного образования»
Таблица 10.
Мониторинг ожидаемых результатов реализации Программы
«Развитие и интеграция основного и дополнительного образования»
Показатели |
Методы контроля |
Сроки контроля |
Ответственные |
Успеваемость по учебным предметам |
Проверка, анализ |
1 раз в четверть |
Заместители директора, учителя-предметники |
Качество знаний по учебным предметам |
Проверка, анализ |
1 раз в четверть |
Зам. директора по УВР, учителя-предметники |
Уровня индивидуального развития обучающихся |
Тестирование, анкетирование, анализ |
2 раза в год |
Заместители директора, педагог-психолог, классные руководители |
Портфолио достижений обучающихся |
Проверка, анализ |
1 раз в год |
Заместители директора, учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков, секций |
Участие обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах, викторинах, проектах, фестивалях и соревнованиях различного уровня |
Анализ |
1 раз в четверть |
Заместители директора, учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков, секций |
Социализация выпускников школы |
Анализ |
Ежегодно |
Заместители директора, социальный педагог, классные руководители |
Уровень удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг, предоставляемых школой |
Анкетирование, анализ |
1 раз в полугодие |
Заместители директора, учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков, секций |
Организация и эффективность работы ступени дошкольного образования |
Проверка, анализ |
В течение года |
Заместители директора, воспитатели |
Таблица 9.
Мониторинг деятельности педагогов в рамках внеурочной деятельности
Показатели |
Методы контроля |
Сроки контроля |
Ответственные |
Эффективность работы кружков и секций |
|||
Количество обучающихся, посещающих кружки и секции |
Анализ |
1 раз в четверть |
Заместители директора, классные руководители, руководители кружков, секций |
Количество обучающихся, принимающих участие в школьных мероприятиях (акции, фестивали, выставки, смотры, соревнования, конференции, проекты, конкурсы) |
Анализ |
1 раз в четверть |
Заместители директора, классные руководители, руководители кружков, секций |
Количество обучающихся, принимающих участие во внешних мероприятиях (акции, фестивали, выставки, смотры, соревнования, конференции, проекты, конкурсы) |
Анализ |
1 раз в четверть |
Заместители директора, классные руководители, руководители кружков, секций |
Количество обучающих, принимающих участие в экскурсиях, походах в музеи, театры, досуговые центры |
Анализ |
1 раз в четверть |
Заместители директора, классные руководители, руководители кружков, секций |
Эффективность работы с родителями |
|||
Количество родителей (законных представителей), принимающих участие в школьных мероприятиях (акции, фестивали, выставки, смотры, соревнования, конференции, проекты, конкурсы) |
Анализ |
1 раз в год |
Заместители директора, классные руководители, руководители кружков, секций |
Удовлетворенность обучающихся и родителей организацией внеурочной деятельности |
|||
Удовлетворенность обучающихся организацией внеурочной деятельности |
Анкетирование, анализ |
1 раз в полугодие |
Заместители директора, руководители кружков, секций |
Удовлетворенность родителей (законных представителей) организацией внеурочной деятельности |
Анкетирование, анализ |
1 раз в полугодие |
Заместители директора, руководители кружков, секций |
Проектирование и прогнозирование программы внеурочной деятельности |
|||
Наличие рабочей программы внеурочной деятельности, составленной в соответствии с предъявляемыми требованиями |
Анализ, проверка |
Сентябрь |
Заместители директора, руководители кружков, секций |
Наличие подпрограмм (программы кружков, секций) |
Анализ, проверка |
Сентябрь |
Заместители директора, руководители кружков, секций |
Наличие подробного календарно-тематического планирования внеурочной работы |
Анализ, проверка |
Сентябрь |
Заместители директора, руководители кружков, секций |
Ведение документации (журналы кружков, секций) |
Проверка |
В течение года |
Заместители директора, руководители кружков, секций |
Эффективность использования образовательных технологий во внеурочной деятельности |
|||
Применение образовательных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения (выбор индивидуального образовательного маршрута) |
Анализ |
1 раз в год |
Заместители директора, руководители кружков, секций |
Профессиональный рост педагогов в рамках направлений внеурочной деятельности |
|||
Прохождение курсов повышения квалификации |
Анализ |
1 раз в год |
Заместители директора, руководители кружков, секций |
Работа над методической темой |
Анализ |
1 раз в год |
Заместители директора, руководители кружков, секций |
Обобщение и распространение опыта педагогами |
|||
Участие в профессиональных конкурсах |
Анализ |
1 раз в полугодие |
Заместители директора, руководители кружков, секций |
Наличие публикаций в СМИ |
Анализ |
1 раз в полугодие |
Заместители директора, руководители кружков, секций |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.