Программа развития классного коллектива "Ступени"

  • doc
  • 09.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа развития коллектива1.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Судиславская средняя общеобразовательная школа

Судиславского муниципального района Костромской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

«СТУПЕНИ»

 

 

 

 

Автор: Лебедев Е.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Судиславль

 

 

Пояснительная записка

 

В основу «Программы развития классного коллектива» положена идея о необходимости закрепления у детей ценностей (норм) коллектива. Жизнь в коллективе и для коллектива способствует формированию и развитию навыков групповой работы, креативного стиля мышления, рефлексии.

В основе программы воспитания в классе лежаит “педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-новаторы – С.Т.Шацкий,  В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Ж. Ж Руссо, Я. Корчак.

В основе теории следующие принципы:

·         Все дети талантливы.

·         Плох не ребенок, плох его поступок.

·         В каждом ребенке чудо, ожидай его.

·         Для того чтобы наши дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно всего-навсего самим стать такими.

·         Человеку нужно быть нужным.

·         Воспитание—это жизнь рядом и вместе.

 

Цель программы: сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды для ребенка.

 

План реализации программы:

 

Название этапа

Задачи программы

I этап. Подготовительный

2014-2015 г.г.

·         изучение психологических особенностей личности,

·         создание коллектива,

·         развитие творческой активности каждого ученика,

·         укрепление связи семьи и школы

II этап. Внедрение

2015-2019  г.г.

·         создание в классе позитивных межличностных отношений,

·         сплочение класса,

·         воспитание сознательного отношения к учению,

·         повышение уровня воспитанности и культуры поведения учащихся

III этап. Отслеживание и анализ результатов

2019-2021 г.г.

·         самоопределение учащихся,

·         формирования активной жизненной позиции взрослеющего человека

 

 

 

 

 

Технология моделирования воспитательной системы

Технология моделирования воспитательной системы предполагает три направления совместной деятельности классного руководителя, его коллег, учеников и их родителей:

1) изучение детей в классе, отношений, общения и деятельности в классном коллективе;

2) проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества;

3) сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды для ребенка.

 

 

Работа с родителями

Обе стороны должны быть заинтересованы в раскрытии и развитии лучших качеств и свойств ребенка, необходимых для его самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы уважения и доверия, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

 

Формы работы с родителями:

·         анкетирование;

·         беседы;

·         консультации;

·         посещение семьи;

·         проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.

 

Направления воспитательной работы

Воспитательная система функционирует за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах. Выделяются следующие направления воспитательной работы:

С- самоуправление

Т- творчество

У- учение

П- патриотизм

Е- единство

Н- нравственность

И- интеллект

«Самоуправление»

Цель: формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности

Задачи:

1.      создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

2.      дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;

3.      создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;

4.      создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

5.      формировать толерантность, умение общаться.

Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.

 

Принципы деятельности органов самоуправления:

·         добровольность;

·         демократизм;

·         гуманизм;

·         социальная направленность;

·         творчество;

·         разновариативность;

·         самостоятельность.

Для достижения данных принципов необходимо:

·         предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;

·         формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;

·         воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.

 

Структура самоуправления класса

Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.

 Классное собрание избирает:

• дежурного командира, совет класса;

• избирает представителей на школьную ученическую конференцию;

• решает вопросы жизни классного коллектива;

• утверждает общественные поручения;

• слушает отчеты об их исполнении;

• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;

• вырабатывает предложения в адрес Совета дежурных командиров.

В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса. В него входят руководители центров ученического самоуправления.

Дежурный командир  выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Дежурный командир  совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.

Центр «Образование» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.

Центр «Экология» -  отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса.

Центр «Патриот» - организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике (в частности мероприятии, приуроченные к памятным датам: Дню согласия и примирения, выводу советских войск из Афганистана, Дню защитника Отечества, Дню Победы и т.д.), отвечает за возложение цветов в парке Победы и участие класса в ежегодном смотре песни и строя.

Центр «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров,  составление развлекательной программы.

Центр «Информационный» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах.

Центр «Физкультуры и спорта» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе.

Центр «Труда и заботы»- организует  поздравление  ветеранов,  обеспечивает  участие  класса  в  проводимых  школою  акциях  милосердия  и  прочих  акциях. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников.

Таким образом,  внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.

 

«Творчество»

Цель: развитие творческой активности.

Задачи:

1.      выявление и развитие индивидуальных способностей;

2.      развитие умений и навыков в творческой деятельности;

3.      развитие творческого воображения.

   Творческая активность в процессе обучения представляет собой высший уровень познавательной активности, характеризующийся стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий. Творческая активность проявляется в готовности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебно-творческих задач, в создании нового продукта деятельности.

     Уровни развития творческой активности характеризуются следующими критериями и показателями: мотивационно-целевой - развитие познавательных интересов, способность к целеполаганию на основе исследования проблем и потребностей; когнитивный - усвоение и осознанность знаний, стремление к самопознанию и самоопределению; эмоционально-волевой - способность к преодолению познавательных трудностей; удовлетворенность деятельностью по разработке оригинального и качественного идеального или материального продукта, самооценка; деятельностно-практический - самостоятельность реализации собственных возможностей, творчество (полнота исследований, разнообразие идей, оригинальность и сложность разработки), качество продукта, самоопределение.

  Развитие творческой активности школьников определяется рядом условий: педагогической поддержкой, предполагающей выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в процессе проектной деятельности; вариативностью содержания обучения, обеспечивающей индивидуальный характер развития учащихся; организацией групповой работы учащихся, способствующей формированию опыта управления собственной учебной деятельностью.

  Эффективными педагогическими средствами развития творческой активности школьников являются

·         конкурсы;

·         выставки;

·         концерты;

·         уроки творчества;

·         театральные постановки;

·         вечера;

·         акции и проекты;

·         посещение театров, музеев, выставок.

 

«Учение»

Цель: развитие познавательной активности.

Задачи:

1.      формирование потребности в самообразовании;

2.      ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;

3.      ценностное и творческое отношение к учебному труду;

4.      выявление индивидуальных способностей;

5.      развитие самостоятельности мышления;

6.      первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности.

     В связи с переходом на ФГОС ООО у обучающихся необходимо сформировать следующие универсальные учебные действия:

       Личностные

В сфере личностных универсальных учебных действий необходимо формировать внутреннюю позицию обучающегося, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентацию на моральные нормы и их выполнение.

       Регулятивные

В сфере регулятивных универсальных учебных действий необходимо научить обучающихся овладению всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

       Познавательные

В сфере познавательных универсальных учебных действий нужно научить обучающихся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

       Коммуникативные.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

           Формы реализации:

·         олимпиады по предметам;

·         тематические КВНы;

·         брейн-ринги;

·         викторины;

·         мозговые штурмы.

 

 

«Патриотизм»

Цель: воспитывать человека, обладающего значимыми общечеловеческими нравственными качествами необходимыми для жизни в обществе.

Задачи:

1.      ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно- историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;

2.      первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2.       начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

3.      нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

4.      почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

5.      знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

 

         В патриотическом воспитании значительная часть самого его содержания - исторические, культурные, личностные проблемы. Необходимо формировать у обучающихся  патриотическое сознание и гражданское поведение; развивать нравственные качества, такие, как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие через создание проблемных ситуаций, социально-значимую деятельность, акции и проекты. Необходимо формировать опыт социального поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; нравственные привычки, нравственное сознание, основными категориями которого является нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этические оценки. Этому будет способствовать активное использование метода коллективно-творческого дела, метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, различные методики изучения личности воспитанника, его гражданской мотивации, изучения среды и ее влияния на воспитание (анкетирование, ранжирование, неполные предложения, опросы и т.д.)

     Формы организации деятельности учащихся:

·         уроки Мужества,

·         социально-значимые акции,

·         создание совета Дела,

·         НОУ,

·         поисковые группы,

·         деловые и спортивно-военизированные игры, необходимые для создания условий для выражения личностной, патриотической и гражданской позиции учащихся.

 

«Единство»

Цель: создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе.

Задачи:

·         развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;

·         повышение самооценки в результате позитивной обратной связи и поддержки группы;

·         обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов.

     Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как его мощный педагогический инструмент.  Человек существо социальное, и начиная с малых лет, он должен жить совместно с другими людьми вступать с ними во взаимодействие, в сотрудничество. Этому можно научиться только в групповом общении взаимодействии. Ученический коллектив учебно-воспитательный. Его цель – овладение определенной суммой знаний, профессиональными умениями, навыками, формирование способностей и социально полезных качеств личности. Создание и сплочение организованного, дружного классного коллектива – задача лишь начального этапа работы классного руководителя,за которым следует этап постоянного развития и совершенствования всех сторон коллективной жизни, преодоления возникающих в ходе этого развития противоречит личности каждого школьника.

   Методика организации и воспитания ученического коллектива базируется на двух аспектах:

·         во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную деятельность;

·         во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружелюбный и работоспособный коллектив.

Отсюда следует два существенных вывода:

1.В качестве важнейших среды в воспитания ученического коллектива вступает учебная и воспитательная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся.

2.В процессе организации указанных выше видов деятельности нужно принять специальную методику, направленную на создание и воспитание сплочённого коллектива.

Педагогическую основу этой методики составляют:

·         Воспитание ученического актива;

·         Организация мероприятий в учебной, трудовой, художественно-эстетический и спортивно-оздоровительной деятельности.

·         Формирование здорового общественного мнения;

·         Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.

 

      Формы реализации:

  • тренинги общения;
  • ролевые игры;
  • вечера отдыха;
  • экскурсии, походы, совместный отдых на природе;
  • коллективные творческие дела;
  • КВНы;
  • акции и проекты;
  • посещение театров, музеев, выставок.

 

 

«Нравственность»

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

1.      формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.

2.      формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Основные моменты деятельности классного руководителя:

·         Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

·         Знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.

·         Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

       Основные ориентиры нравственного воспитания:

·         Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.

·         Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.

·         Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.

·         Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека.

·         Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.

·         Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.

       Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:

·         Культура чувств – умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте самопроявлению в горизонте меры и нравственности.

·         Способность к нравственному усилию, как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования.

·         Чувство эмпатии – эмоциональное «чувствование» другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению.

     Формы работы с классным коллективом:

·         Тематические классные часы по нравственной тематике.

·         Дискуссии по нравственной тематике.

·         Изучение нравственного наследия мира.

·         Читательские конференции.

·         Организация циклов бесед «Уроки нравственности».

·         Праздники, сюрпризы, конкурсы.

·         Изучение нравственного наследия своей страны.

·         Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.

 

«Интеллект»

  Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

  

 

 Задачи:

1.      Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.

2.      Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

3.      Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

4.      Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.

5.      Развитие памяти, внимания, логики, мышления.

     Формирование гармонического склада ума – одна из основных задач педагогического процесса. Школьники обладают разными складами ума – у одних аналитический, у других преобладает наглядно – образный, у третьих образные и абстрактные компоненты развиты относительно равномерно. Поэтому необходимо как можно выше поднять планку как логического, так и абстрактного мышления.

      Для успешного обучения у учащихся должны быть сформулированы 3 составляющие мышления:

·         высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, суждения, умозаключения

·         высокий уровень активности, раскованности мышления, которая заключается в возникновении нескольких вариантов решения проблемы, большого количества гипотез, идей.

·         высокий уровень организованности и целенаправленности, которые проявляются в ориентации на выделения существенного в явлении, в использовании обобщённых схем анализа явления.

      Основные моменты деятельности классного руководителя:

1.                Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.

2.                Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.

3.                 Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.

4.                Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.

 

Формы работы с классным коллективом:

·         внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений  школьников;

·         интеллектуальные игры внутри класса, среди школ муниципалитета, региона;

·         интеллектуальные бои.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наш класс – «Пятнашка»

Наш девиз –

 «Соперники знают: «Пятнашка» всегда побеждает!»

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

Диагностика

Знание особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что в свою очередь делает воспитательную работу более рациональной.

Направления диагностики:

Изучение индивидуальных особенностей личности ученика:

·         общие сведения;

·         способности;

·         темперамент;

·         тип личности в общении;

·         самооценка;

·         успешность в деятельности;

·         уровень воспитанности.

Изучение межличностных отношений:

·         социометрия;

·         социально-психологический климат в классе.

Формы диагностики:

·         анкетирование;

·         тестирование;

·         наблюдения;

·         беседы.

 

Критерии оценки

Критериями оценки результатов воспитательной программы  являются следующие:

·         уровень сформированности классного коллектива.

·         уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.

·         уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.

·         уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.

 

 

Механизм оценки результатов Программы

·         Коллектив класса - хорошо организованный, самоуправляющийся с демократично сформированными органами самоуправления;

·         Каждый член коллектива живет интересами класса, болеет и переживает за его дела, успехи или неудачи;

·         Все имеют возможность участвовать в управлении школой и защищать ее честь;

·         Подавляющее большинство сопричастно с делом школы;

·         Обязательность участия в классных и общешкольных  мероприятиях и  делах, которые бы объединяли всех.