Муниципальное общеобразовательное учреждение
Судиславская средняя общеобразовательная школа
Судиславского муниципального района Костромской области
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
«СТУПЕНИ»
Автор: Лебедев Е.М.
п. Судиславль
Пояснительная записка
В основу «Программы развития классного коллектива» положена идея о необходимости закрепления у детей ценностей (норм) коллектива. Жизнь в коллективе и для коллектива способствует формированию и развитию навыков групповой работы, креативного стиля мышления, рефлексии.
В основе программы воспитания в классе лежаит “педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-новаторы – С.Т.Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Ж. Ж Руссо, Я. Корчак.
В основе теории следующие принципы:
· Все дети талантливы.
· Плох не ребенок, плох его поступок.
· В каждом ребенке чудо, ожидай его.
· Для того чтобы наши дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно всего-навсего самим стать такими.
· Человеку нужно быть нужным.
· Воспитание—это жизнь рядом и вместе.
Цель программы: сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды для ребенка.
План реализации программы:
Название этапа |
Задачи программы |
I этап. Подготовительный 2014-2015 г.г. |
· изучение психологических особенностей личности, · создание коллектива, · развитие творческой активности каждого ученика, · укрепление связи семьи и школы |
II этап. Внедрение 2015-2019 г.г. |
· создание в классе позитивных межличностных отношений, · сплочение класса, · воспитание сознательного отношения к учению, · повышение уровня воспитанности и культуры поведения учащихся |
III этап. Отслеживание и анализ результатов 2019-2021 г.г. |
· самоопределение учащихся, · формирования активной жизненной позиции взрослеющего человека |
Технология моделирования воспитательной системы
Технология моделирования воспитательной системы предполагает три направления совместной деятельности классного руководителя, его коллег, учеников и их родителей:
1) изучение детей в классе, отношений, общения и деятельности в классном коллективе;
2) проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества;
3) сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды для ребенка.
Работа с родителями
Обе стороны должны быть заинтересованы в раскрытии и развитии лучших качеств и свойств ребенка, необходимых для его самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы уважения и доверия, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Формы работы с родителями:
· анкетирование;
· беседы;
· консультации;
· посещение семьи;
· проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.
Направления воспитательной работы
Воспитательная система функционирует за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах. Выделяются следующие направления воспитательной работы:
С- самоуправление
Т- творчество
У- учение
П- патриотизм
Е- единство
Н- нравственность
И- интеллект
«Самоуправление»
Цель: формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности
Задачи:
1. создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
2. дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
3. создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
4. создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
5. формировать толерантность, умение общаться.
Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Принципы деятельности органов самоуправления:
· добровольность;
· демократизм;
· гуманизм;
· социальная направленность;
· творчество;
· разновариативность;
· самостоятельность.
Для достижения данных принципов необходимо:
· предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
· формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
· воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.
Структура самоуправления класса
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.
Классное собрание избирает:
• дежурного командира, совет класса;
• избирает представителей на школьную ученическую конференцию;
• решает вопросы жизни классного коллектива;
• утверждает общественные поручения;
• слушает отчеты об их исполнении;
• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;
• вырабатывает предложения в адрес Совета дежурных командиров.
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса. В него входят руководители центров ученического самоуправления.
Дежурный командир выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Дежурный командир совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.
Центр «Образование» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.
Центр «Экология» - отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса.
Центр «Патриот» - организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике (в частности мероприятии, приуроченные к памятным датам: Дню согласия и примирения, выводу советских войск из Афганистана, Дню защитника Отечества, Дню Победы и т.д.), отвечает за возложение цветов в парке Победы и участие класса в ежегодном смотре песни и строя.
Центр «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы.
Центр «Информационный» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах.
Центр «Физкультуры и спорта» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе.
Центр «Труда и заботы»- организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях милосердия и прочих акциях. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников.
Таким образом, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
«Творчество»
Цель: развитие творческой активности.
Задачи:
1. выявление и развитие индивидуальных способностей;
2. развитие умений и навыков в творческой деятельности;
3. развитие творческого воображения.
Творческая активность в процессе обучения представляет собой высший уровень познавательной активности, характеризующийся стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий. Творческая активность проявляется в готовности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебно-творческих задач, в создании нового продукта деятельности.
Уровни развития творческой активности характеризуются следующими критериями и показателями: мотивационно-целевой - развитие познавательных интересов, способность к целеполаганию на основе исследования проблем и потребностей; когнитивный - усвоение и осознанность знаний, стремление к самопознанию и самоопределению; эмоционально-волевой - способность к преодолению познавательных трудностей; удовлетворенность деятельностью по разработке оригинального и качественного идеального или материального продукта, самооценка; деятельностно-практический - самостоятельность реализации собственных возможностей, творчество (полнота исследований, разнообразие идей, оригинальность и сложность разработки), качество продукта, самоопределение.
Развитие творческой активности школьников определяется рядом условий: педагогической поддержкой, предполагающей выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в процессе проектной деятельности; вариативностью содержания обучения, обеспечивающей индивидуальный характер развития учащихся; организацией групповой работы учащихся, способствующей формированию опыта управления собственной учебной деятельностью.
Эффективными педагогическими средствами развития творческой активности школьников являются
· конкурсы;
· выставки;
· концерты;
· уроки творчества;
· театральные постановки;
· вечера;
· акции и проекты;
· посещение театров, музеев, выставок.
«Учение»
Цель: развитие познавательной активности.
Задачи:
1. формирование потребности в самообразовании;
2. ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
3. ценностное и творческое отношение к учебному труду;
4. выявление индивидуальных способностей;
5. развитие самостоятельности мышления;
6. первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности.
В связи с переходом на ФГОС ООО у обучающихся необходимо сформировать следующие универсальные учебные действия:
Личностные
В сфере личностных универсальных учебных действий необходимо формировать внутреннюю позицию обучающегося, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентацию на моральные нормы и их выполнение.
Регулятивные
В сфере регулятивных универсальных учебных действий необходимо научить обучающихся овладению всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Познавательные
В сфере познавательных универсальных учебных действий нужно научить обучающихся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Коммуникативные.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Формы реализации:
· олимпиады по предметам;
· тематические КВНы;
· брейн-ринги;
· викторины;
· мозговые штурмы.
«Патриотизм»
Цель: воспитывать человека, обладающего значимыми общечеловеческими нравственными качествами необходимыми для жизни в обществе.
Задачи:
1. ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно- историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
2. первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2. начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
3. нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
4. почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
5. знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
В патриотическом воспитании значительная часть самого его содержания - исторические, культурные, личностные проблемы. Необходимо формировать у обучающихся патриотическое сознание и гражданское поведение; развивать нравственные качества, такие, как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие через создание проблемных ситуаций, социально-значимую деятельность, акции и проекты. Необходимо формировать опыт социального поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; нравственные привычки, нравственное сознание, основными категориями которого является нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этические оценки. Этому будет способствовать активное использование метода коллективно-творческого дела, метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, различные методики изучения личности воспитанника, его гражданской мотивации, изучения среды и ее влияния на воспитание (анкетирование, ранжирование, неполные предложения, опросы и т.д.)
Формы организации деятельности учащихся:
· уроки Мужества,
· социально-значимые акции,
· создание совета Дела,
· НОУ,
· поисковые группы,
· деловые и спортивно-военизированные игры, необходимые для создания условий для выражения личностной, патриотической и гражданской позиции учащихся.
«Единство»
Цель: создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе.
Задачи:
· развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
· повышение самооценки в результате позитивной обратной связи и поддержки группы;
· обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов.
Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как его мощный педагогический инструмент. Человек существо социальное, и начиная с малых лет, он должен жить совместно с другими людьми вступать с ними во взаимодействие, в сотрудничество. Этому можно научиться только в групповом общении взаимодействии. Ученический коллектив учебно-воспитательный. Его цель – овладение определенной суммой знаний, профессиональными умениями, навыками, формирование способностей и социально полезных качеств личности. Создание и сплочение организованного, дружного классного коллектива – задача лишь начального этапа работы классного руководителя,за которым следует этап постоянного развития и совершенствования всех сторон коллективной жизни, преодоления возникающих в ходе этого развития противоречит личности каждого школьника.
Методика организации и воспитания ученического коллектива базируется на двух аспектах:
· во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную деятельность;
· во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружелюбный и работоспособный коллектив.
Отсюда следует два существенных вывода:
1.В качестве важнейших среды в воспитания ученического коллектива вступает учебная и воспитательная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся.
2.В процессе организации указанных выше видов деятельности нужно принять специальную методику, направленную на создание и воспитание сплочённого коллектива.
Педагогическую основу этой методики составляют:
· Воспитание ученического актива;
· Организация мероприятий в учебной, трудовой, художественно-эстетический и спортивно-оздоровительной деятельности.
· Формирование здорового общественного мнения;
· Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.
Формы реализации:
«Нравственность»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
1. формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
2. формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
· Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
· Знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
· Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Основные ориентиры нравственного воспитания:
· Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.
· Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.
· Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.
· Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека.
· Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.
· Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.
Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:
· Культура чувств – умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте самопроявлению в горизонте меры и нравственности.
· Способность к нравственному усилию, как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования.
· Чувство эмпатии – эмоциональное «чувствование» другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению.
Формы работы с классным коллективом:
· Тематические классные часы по нравственной тематике.
· Дискуссии по нравственной тематике.
· Изучение нравственного наследия мира.
· Читательские конференции.
· Организация циклов бесед «Уроки нравственности».
· Праздники, сюрпризы, конкурсы.
· Изучение нравственного наследия своей страны.
· Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
«Интеллект»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи:
1. Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
3. Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
4. Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
5. Развитие памяти, внимания, логики, мышления.
Формирование гармонического склада ума – одна из основных задач педагогического процесса. Школьники обладают разными складами ума – у одних аналитический, у других преобладает наглядно – образный, у третьих образные и абстрактные компоненты развиты относительно равномерно. Поэтому необходимо как можно выше поднять планку как логического, так и абстрактного мышления.
Для успешного обучения у учащихся должны быть сформулированы 3 составляющие мышления:
· высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, суждения, умозаключения
· высокий уровень активности, раскованности мышления, которая заключается в возникновении нескольких вариантов решения проблемы, большого количества гипотез, идей.
· высокий уровень организованности и целенаправленности, которые проявляются в ориентации на выделения существенного в явлении, в использовании обобщённых схем анализа явления.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.
2. Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.
3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.
Формы работы с классным коллективом:
· внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений школьников;
· интеллектуальные игры внутри класса, среди школ муниципалитета, региона;
· интеллектуальные бои.
Наш класс – «Пятнашка»
Диагностика
Знание особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что в свою очередь делает воспитательную работу более рациональной.
Направления диагностики:
Изучение индивидуальных особенностей личности ученика:
· общие сведения;
· способности;
· темперамент;
· тип личности в общении;
· самооценка;
· успешность в деятельности;
· уровень воспитанности.
Изучение межличностных отношений:
· социометрия;
· социально-психологический климат в классе.
Формы диагностики:
· анкетирование;
· тестирование;
· наблюдения;
· беседы.
Критерии оценки
Критериями оценки результатов воспитательной программы являются следующие:
· уровень сформированности классного коллектива.
· уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
· уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.
· уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.
Механизм оценки результатов Программы
· Коллектив класса - хорошо организованный, самоуправляющийся с демократично сформированными органами самоуправления;
· Каждый член коллектива живет интересами класса, болеет и переживает за его дела, успехи или неудачи;
· Все имеют возможность участвовать в управлении школой и защищать ее честь;
· Подавляющее большинство сопричастно с делом школы;
· Обязательность участия в классных и общешкольных мероприятиях и делах, которые бы объединяли всех.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.