Программа развития музея Боевой славы моряков-подводников МОУ "Средняя школа № 55" города Ярославля на 2019-2024 годы.
Оценка 4.9

Программа развития музея Боевой славы моряков-подводников МОУ "Средняя школа № 55" города Ярославля на 2019-2024 годы.

Оценка 4.9
doc
20.11.2020
Программа развития музея Боевой славы моряков-подводников МОУ "Средняя школа № 55" города Ярославля на 2019-2024 годы.
Программа развития музея.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Программа развития

                             музея Воинской славы

                 Краснознаменного Северного флота

 

   МОУ «Средняя школа№55»

                                 города Ярославля

                                 на 2019-2024 годы

 

 

1. Паспорт программы развития школьного музея

 

Наименование программы

Программа развития школьного музея Воинской славы Краснознаменного Северного флота муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя  школа №55» на 2019-2024 годы

Сроки реализации программы

 5 лет

Основания для

формирования

 программы

1.Федеральный закон «О музейном фонде РФ и музеях в РФ», принят ГД 24.04.2006г. (в ред. ФЗ от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08 2004 № 122-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ 23. 07. 2008, 08.05.2010)

 2.Федеральный закон № 32 - ФЗ от 10 февраля 1995г. «О днях воинской славы и памятных днях России» (с изменениями и дополнениями)

3.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы». Утверждена Правительством РФ от 05.11. 2010г. № 795

4.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

 5.Письмо Минобразования России от 12.03.2003 № 28-51-181/16. «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)»

 6.Письмо Департамента образования Ярославской области от 14.04.2003 № 01-10/707. «О деятельности музеев образовательных учреждений»

7.Письмо Департамента образования Ярославской области от 22.02.2011 № 646 /01-10 «О разработке программ развития общеобразовательных учреждений».

 8.Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 55 Дзержинского района города Ярославля, утверждена приказом по школе № 07/162 от 01.09.2011года.

 9.Положение о работе школьного музея, утвержденное   приказом директора 28 августа 2015 года.

10.Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года. (проект), опубликована 09.12.2013года.

Заказчик программы

Департамент образования Ярославской области, департамент образования мэрии города Ярославля, администрация школы, родители, обучающиеся.

Разработчики программы

Руководитель музея

Назначение программы

Программа развития музея школы предусматривает расширение поиска, хранения, изучения и систематизации подлинных памятников истории, различных предметов, документов, связанных с боевыми подвигами моряков- подводников в военное и мирное время. Она ориентирована на развитие личности, на социализацию подрастающего поколения, на развитие коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы обучающихся, поддержку творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей в соответствии с программой, осуществляет культурно-просветительскую, методическую, информационную деятельность для педагогов, обучающихся и их родителей. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, является центром военно-патриотической деятельности образовательного учреждения и включен в учебно-воспитательный процесс.   

Цель программы

 Стремление к изменениям (улучшениям) является целью программы развития, которая создает условия для модернизации и устойчивого функционирования музея. Это способствует развитию, воспитанию, социализации, самореализации обучающихся, формированию ценностей и компетенций для их жизненного самоопределения.

Основные задачи

программы

1.Расширить поисковую работу по всем направлениям и ее результаты сделать достоянием социума.

2.Создать программы внеурочной деятельности для начальной школы и программы дополнительного образования.

3.Учить обучающихся различных видам научно-исследовательской деятельности для развития их способностей.

4.Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.

5.Расширить материально-техническую базу музея (компьютер, запасники материалов, витрины).

6.Увеличить количество экскурсий, уроков, посвященных героическим подвигам моряков–подводников, уроков Мужества, встреч с ветеранами войны, с теми, кто служил и служит на подводных лодках в мирное время.

7.Воспитывать толерантность по отношению к другим людям.

8.Развивать информационно-коммуникативные способности обучающихся.

Исполнители основных мероприятий

Руководитель школьного музея, педагогический коллектив, обучающиеся школы, родители, социальные партнеры.

Источники финансирования

Бюджетные и внебюджетные средства. Средства, полученные в результате организации акций. Добровольные пожертвования выпускников, родителей и другие  источники,  не противоречащие  законодательству РФ.

Ожидаемые результаты

и оценка эффективности программы развития музея

1.Обучающиеся будут активно участвовать в военно- патриотических мероприятиях.

2.Созданная система воспитательной работы ориентирована на становление личности школьников, которые любят свой народ, свой край, свою Родину, активно и заинтересованно познают мир, социально активны.

3.Возрастет значимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

4. 20% педагогов будут использовать материалы музея в своей работе.

5.Все члены Совета музея будут уметь работать с документацией, знать информацию об экспонатах.

6. Старшеклассники будут уметь проводить экскурсии и находить информацию об экспонатах.

7.На 30% увеличится количество интерактивных экскурсий.

8.Увеличится количество поездок, экскурсий обучающихся для сбора материалов.

9.Осуществление  мониторинга по проведению массовых мероприятий на военно-патриотические темы, по проведению классных часов, интерактивных экскурсий, поездок будет проводиться ежегодно.

Организация контроля и самоконтроля исполнения программы

Контроль исполнения программы осуществляет департамент образования Ярославской области, департамент образования мэрии города Ярославля, администрация школы.

Самоанализ - ежегодный отчет руководителя музея на педагогическом совете школы.

 

         2.Анализ исходного состояния музея Воинской славы Краснознаменного Северного флота и актуальность перехода к новой модели его развития.

 

   2.1 Информационная справка о музее.

В 1982 году пионерской дружине школы №55 города Ярославля райком ВЛКСМ поручил собрать материал о земляке, уроженце Рыбинского района, контр- адмирале, Герое Советского Союза, Иване Александровиче Колышкине.

Ребята и педагоги собрали много материалов и пионерской дружине школы присвоили имя И. А Колышкина и решено было создать музей моряков-подводников. 19 сентября 1988 года состоялось его официальное открытие, на котором присутствовала племянница Ивана Александровича, Газетова Валентина Сергеевна. Она сделала первую запись в Книге отзывов, которая начиналась со слов: «Великолепно!»

Школьный музей создан совместными усилиями взрослых и детей, входит в структуру образовательного учреждения.

           Паспортизирован музей в 2003, 2008, 2013, 2018 годах.

      Все экспозиции музея связаны с именами моряков- подводников. В ходе встреч с ветеранами, по итогам трех поездок на подводные лодки в Североморск и Мурманск, собрано много экспонатов: фотодокументы о боевых операциях в годы Великой Отечественной войны, материалы о службе на подводных лодках «Ярославский комсомолец», «Ярославль», АПРК «Курск», морская форма, водолазное снаряжение, законсервированные продукты питания, гильзы снарядов, модели кораблей.  В фондах музея - переписка школьников с ветеранами, письма ветеранов своим близким, их ордена и значки, воспоминания о боевых походах, переписка с командующим Кольской флотилии, командирами подводных лодок, родителями погибших подводников.

       В музее несколько постоянных экспозиций:

         - «Моряки-подводники в годы Великой Отечественной войны»

         - «Подводные лодки «Ярославский комсомолец» (1 и 2 поколение)

         - «Краснознаменный Северный флот»

         - «АПРК «Курск»: служба, гибель, память»

         - «Подводная лодка «Ярославль»

         - «Служба на атомной подводной лодке «К-19»

         - «Памяти старшего лейтенанта АПРК «Курск» М.А. Рванина

         - «Памяти капитан-лейтенанта АПРК «Курск» С.С. Кокурина.

 

      Деятельность школьного музея включает в себя:

- обучение активистов музейному делу;

- поиск, сбор и накопление материала по профилю музея;

- исследовательская деятельность;

- выставочная работа;

- привлечение музея к образовательной деятельности;

- экскурсионная работа;

- участие в городских, областных конкурсах, связанных с музейным делом;

- проведение мероприятий военно-патриотическому направленности.

          С 1988 года собрано 1310 подлинных экспонатов. За 31 год Музей посетили около 7000 человек, проведено 477 экскурсий для обучающихся и выпускников нашей школы, школьников города и области, ветеранов войны и труда, моряков — подводников, слушателей курсов ИРО, преподавателей ОБЖ города, учителей, родителей, дошкольников, жителей района. О чем свидетельствует Книга учета экскурсий и две Книги отзывов. 


                         2.2. Анализ работы школьного музея

                                  Сильные и слабые стороны

Сильные стороны

Слабые стороны (проблемы)

1.Обширная экспозиция и большое количество подлинников.

2.Устойчивое и длительное функционирование школьного музея.

3.Преемственность в работе руководителей музея.

4.Сильный, сплоченный, заинтересованный состав Совета музея.

5.Каждый год увеличивается количество учащихся, желающих заниматься в музее (от 12 до 80 человек).

6.Возможность проведения различных мероприятий на базе музея.

7.Сохранение традиций школы в военно-патриотическом воспитании школьников.

8.Поиск новых форм работы музея (успешная работа Мобильного музея).

9.Положительный имидж музея в социуме, во взаимосвязях через Интернет.

10.Экскурсионно-выставочная деятельность музея.

11.Обеспечение единства познавательного и воспитательного начал в деятельности музея.

1.Недостаточная площадь помещения и запасников музея.

2.Трудности в поиске новых экспонатов.

3.Недостаточное желание учащихся заниматься проведением исследовательской работы.

4.Редкая сменность экспозиций.

5.Незаинтересованность социальных партнеров во взаимодействии с музеем.

6.Отсутствие финансирования для   поездок на базы подводных лодок в город Североморск, Полярный, Видяево, в военно-морской музей города Санкт - Петербурга на встречу с ветеранами-подводниками, для проведения массовых краеведческих мероприятий.

7.Невысокий интерес учащихся к овладению навыками музейной работы.

8. Недостаточное количество программ дополнительного образования и внеурочной деятельности в области музейной педагогики для использования в работе.

9.Недостаточное обеспечение материально-технической базы для организации интерактивных занятий и практической деятельности.

 

 

                              Возможности и опасности

Возможности

                         Угрозы

1.Увеличение количества обучающихся для участия в музейных программах.

2.Разработка программ научно-исследовательской работы кружковцев.

3.Разработка тематики сменных экспозиций.

4.Расширение социального партнерства.

5.Разработка интерактивных уроков по истории, МХК, ОБЖ на базе школьного музея.

6.Систематическое участие в городских и областных конкурсах, чтениях, фестивалях.

7.Разработка интерактивных программ, программ внеурочной деятельности.

8.Взаимодействие с учреждениями культуры, музеями и общественными организациями города и области.

9.Помощь органов образования города, ГОУ ЯО ЦДЮиЭ.

 

1.Недостаточный интерес современных школьников к событиям прошлого.

2.Ослабление воспитательной функции школы и общества.

3.Сокращение численности активистов среди обучающихся старших классов и уменьшение их заинтересованности в краеведческой работе.

4.Трудности в получении подлинников о подводном флоте (Ярославль в центре России, вдали от морей).

5.Сокращение переписки с ветеранами-подводниками из-за их возраста.

6.Отсутствие финансовой возможности для поездок на базы подводных лодок.


                                Аналитические выводы

Исходя из анализа внешней и внутренней среды,  согласно принятым государством  законам, направленным на формирование личности,  можно сделать вывод, что реализация программы развития музея поможет в решении таких проблем, как: расширение площадей для экспозиций материалов; она  позволит организовывать поездки и экскурсии на базы подводных лодок в Североморск, Полярный, Видяево; увеличит количество учащихся, занимающихся в музее;  увеличит количество   программ по дополнительному образованию; улучшит материальную базу музея  и будет способствовать расширению  взаимодействия с социальными партнерами.

 

          2.3. Актуальность разработки новой программы

Сегодня, как никогда, остро встает вопрос воспитания социально-активной личности, патриота, гражданина своей страны. Музей осуществляет связь времён. Каждый экспонат музея, каждая встреча с участниками боевых походов, каждое письмо ветерана заставляют молодого человека задуматься о себе, о своей роли, о будущем страны. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, и находится в стенах музея.

Федеральный государственный стандарт образования поставил перед школой задачу: научить обучающихся добывать знания. Поэтому миссия музея состоит в том, чтобы познакомить с героическими страницами прошлого и с трудностями службы на подводном флоте, научить сохранять экспонаты, способствовать воспитанию гражданина, патриота, социально-активной личности. 

 

          2.4. Социальные функции школьного музея

Встречи с ветеранами, знакомство с историческими фактами о боевых операциях Краснознаменного Северного флота помогают обучающимся узнать историю Великой Отечественной войны. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, гордость за родную страну.

События, происходящие на флоте в наше время, трудности службы знакомят с профессиями на подводном флоте, готовят к будущей жизни.

Школьный музей учит научно- исследовательской деятельности: умению описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты, сравнивать документы, делать выводы, публично выступать и владеть аудиторией.

Участвуя в походах и экскурсиях, школьники получают физическую закалку, учатся действовать в необычных ситуациях, приобретают социальный опыт.

 По окончании школы обучающиеся, занимавшиеся музейной деятельностью, выбирают для себя профессии, связанные с историей, археологией, с архивным делом и туризмом.

3. Основные сферы стратегических изменений в деятельности музея.

        Стратегия развития школы основывается на том, что школа существует для человека и во имя человека. Целью школы становится создание условий для достижения каждым обучающим высокого уровня образования, соответствующего ФГОС, что в дальнейшем обеспечит успешную социализацию личности.

Музей школы, как часть учебно-воспитательной системы, способствует реализации данной цели в разных сферах: 

Сферы

 

Сфера образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сфера музейного

пространства

 

 

 

 

 

 

Сфера социального партнерства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сфера музейного

менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сфера кадрового

потенциала

Необходимые изменения

 

1.Обучающийся -  не наблюдатель, а — исследователь.

2. Разработка программ дополнительного образования, внеурочной деятельности.

3.Интеграция музейно-краеведческого материала в учебный процесс.

4.Использование компьютерных технологий.

 

1.Организация выставок вне помещения музея.

2.Обустройство кабинета истории в соответствии с направлением деятельности музея.

3.Организация Мобильного музея.

 

1.Сотрудничество с музеем Боевой славы, музеем истории города Ярославля и другими музеями области.

2.Взаимодействие с Воронежской организацией ветеранов-подводников.

3. Поддержание связей с Санкт-Петербургским объединением моряков –подводников.

 

1.Организация поездки в Североморск, Полярный, Видяево, на подводную лодку «Ярославль».

2.Привлечение обучающихся области на экскурсии.

3.Установление мемориальной доски «Музей имени Колышкина И.А.».

4.Изготовление сувенирной продукции о музее: значки, вымпелы, флажки, ленты, брошюры о музее.

 

1.Подготовка обучающихся к взаимозаменяемости, оказание помощи в формировании лидерских качеств.

2.Работа по развитию познавательных способностей обучающихся.

 

 

 

 

 

 

3. Обучение педагогов на семинарах по вопросам  использования арсенала музея в военно- патриотическом воспитании  обучающихся.

Ожидаемый результат

 

1.Проводятся ежегодные открытые практические занятия на военно- патриотические, духовно-нравственные темы.

2.Разработаны программы ВД для обучающихся начальной школы.

3. Созданы видеоматериалы по тематике музейной работы.

4.Увеличится количество тематических экскурсий. 

 

 

1.Размещены передвижные выставки экспонатов музея в кабинете истории, конференц-зале.

2. Часть материалов музея станут оформлением кабинета истории.

3. Укрепление материально-технической базы музея.

 

1.Обмен материалами, находками.

2.Проведение совместных мероприятий.

3.Поездка в Санкт-Петербург на встречу ветеранов подводников.

4. Участие во Всероссийском культурно-образовательном форуме «Санкт-Петербург – морская столица России»

 

 

 

1.Привезено огромное количество материалов, предметов, подаренных моряками-подводниками ПЛ «Ярославль», что обновит экспозиции музея.

2.Заключен договор с ГОУ ЯО ЦДЮТиЭ, который направляет группы экскурсантов в музей.

3.В распоряжении музея    литература, сувениры для проведения массовых мероприятий, встреч с подводниками, для интерактивных занятий.

 

 

1.Старшие школьники Совета музея инициативны, самостоятельны и творчески подходят к решению вопросов.

2.Ребята умеют работать с литературой, со справочниками, документами, с вещественными экспонатами.

3.Рост мастерства юных экскурсоводов.

4.Формируются коммуникативные, исследовательские, когнитивные, морально-нравственные компетентности обучающихся.

5.Проведены семинары для классных руководителей работниками музеев, учреждений культуры.

6.Осуществляется поощрение педагогов, обучающихся за активное участие в мероприятиях, проводимых музеем.

 

 

4. Смета расходов, предусмотренных на реализацию программы развития школьного музея Воинской славы МОУ СШ №55

 

Действия

Сроки

Необходимые средства

Разработка программ  дополнительного   образования и внеурочной деятельности

2019

-

Проведение практических семинаров, массовых мероприятий

2019-2024

500 руб.

Сканирование фотографий, документов   для передвижных выставок

2019-2024

1 000 руб.

Поездка  в Санкт-Петербург на встречу ветеранов-подводников и на Всероссийский культурно-образовательный форум «Санкт-Петербург –морская столица России»

2021

10 000 руб.

Поездка на базы подводных лодок в Североморск, Полярный, Видяево

2022

30 000 руб.

Сувенирная  продукция школьного музея(значки, буклеты, вымпелы, флажки)

2019-     2024

1 000 руб.

Информация о музее на школьном сайте

2019-2024

-

Организация семинаров для педагогов

2019-2024

-

 

                                                                           Итого: 42 500 руб.

 

        5. План мероприятий по реализации программы

 

Год

Мероприятия

2019

 1. Обсуждение со всеми заинтересованными лицами способов развития школьного музея, сбор идей и предложений; написание программы развития музея; обсуждение и утверждение ее.

2019

1. Организация конференции на военно-патриотическую тему.

2. Создание программ внеурочной деятельности краеведческой направленности для обучающихся начальной школы.

3. Организация экскурсии в город Североморск, на базу подводных лодок, с целью сбора новых материалов для музея.

4. Проведение  обучающих семинаров для педагогов.

2019-2020

1.Расширение площади музея (сканирование фотографий, негативов, документов и материалов из фондов музея).

2.Публикация материалов музея в сети Интернет

3.Организация экскурсии в Санкт-Петербург на встречу с ветеранами – подводниками.

4.Участие во Всероссийском культурно-образовательном форуме «Санкт-Петербург –морская столица России».

2019-2024

1.Расширение экспозиции музея за счет новых материалов, собранных за период с 2019 года.

2.Публикация материалов.

3.Проведение цикла Мобильных музеев, посвященных военно -историческим событиям на флоте.

2019-2024

 

1.Поисковая работа для увеличения фондов музея.

2.Замена витрин в музее.

3.Подведение итогов реализации программы.

 

 

6.     Реализация программы осуществляется в несколько этапов:

 

Подготовительный этап (январь 2019 – март 2019года)

      Его основной задачей является анализ ситуации и создание условий для успешной реализации программы. Он включает в себя: обсуждение со всеми заинтересованными лицами способов развития школьного музея, сбор идей и предложений; написание программы развития музея; обсуждение и утверждение ее.

Основной этап (сентябрь 2019- август 2023 года)

      Предполагается организация деятельности по реализации целей и задач программы.  Предусмотрена деятельность по основным направлениям музея: поиск материалов, исследования, проведение экскурсий, поездок, обновление экспозиций, совершенствование научно-методической работы.


           Обобщающий этап (декабрь 2024года)

       Анализ деятельности по реализации программы, подведение итогов и постановка новых задач.

 

7.     Механизм реализации программы

Программа будет реализована через систему планирования: стратегического плана и ежегодных планов. Координацию деятельности по реализации программы осуществляет Совет музея: определяет содержание конкретных мероприятий, организует их выполнение, обсуждает предложения, подводит итоги, определяет перспективы.

 

Ноябрь 2020 года - Выполнение Программы подтверждается фотоматериалами музея, Дипломами и сертификатами учащихся и руководителя.

Руководитель музея, отличник народного просвещения Шушаричева Л.А.

 

 

 

 


Программа развития музея

Программа развития музея

Паспорт программы развития школьного музея

Паспорт программы развития школьного музея

Разработчики программыРуководитель музея

Разработчики программыРуководитель музея

Основные задачи программы 1

Основные задачи программы 1

Анализ исходного состояния музея

Анализ исходного состояния музея

С 1988 года собрано 1310 подлинных экспонатов

С 1988 года собрано 1310 подлинных экспонатов

Возможности и опасности

Возможности и опасности

Сегодня, как никогда, остро встает вопрос воспитания социально-активной личности, патриота, гражданина своей страны

Сегодня, как никогда, остро встает вопрос воспитания социально-активной личности, патриота, гражданина своей страны

Сфера музейного пространства

Сфера музейного пространства

Сфера кадрового потенциала

Сфера кадрового потенциала

Проведение практических семинаров, массовых мероприятий2019-2024500 руб

Проведение практических семинаров, массовых мероприятий2019-2024500 руб

Расширение площади музея (сканирование фотографий, негативов, документов и материалов из фондов музея)

Расширение площади музея (сканирование фотографий, негативов, документов и материалов из фондов музея)

Программа развития музея Боевой славы моряков-подводников МОУ "Средняя школа № 55" города Ярославля на 2019-2024 годы.

Программа развития музея Боевой славы моряков-подводников МОУ "Средняя школа № 55" города Ярославля на 2019-2024 годы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2020