Программа развития
музея Воинской славы
Краснознаменного Северного флота
МОУ «Средняя школа№55»
города Ярославля
на 2019-2024 годы
1. Паспорт программы развития школьного музея
Наименование программы |
Программа развития школьного музея Воинской славы Краснознаменного Северного флота муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №55» на 2019-2024 годы |
Сроки реализации программы |
5 лет |
Основания для формирования программы |
1.Федеральный закон «О музейном фонде РФ и музеях в РФ», принят ГД 24.04.2006г. (в ред. ФЗ от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08 2004 № 122-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ 23. 07. 2008, 08.05.2010) 2.Федеральный закон № 32 - ФЗ от 10 февраля 1995г. «О днях воинской славы и памятных днях России» (с изменениями и дополнениями) 3.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы». Утверждена Правительством РФ от 05.11. 2010г. № 795 4.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 5.Письмо Минобразования России от 12.03.2003 № 28-51-181/16. «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)» 6.Письмо Департамента образования Ярославской области от 14.04.2003 № 01-10/707. «О деятельности музеев образовательных учреждений» 7.Письмо Департамента образования Ярославской области от 22.02.2011 № 646 /01-10 «О разработке программ развития общеобразовательных учреждений». 8.Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 55 Дзержинского района города Ярославля, утверждена приказом по школе № 07/162 от 01.09.2011года. 9.Положение о работе школьного музея, утвержденное приказом директора 28 августа 2015 года. 10.Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года. (проект), опубликована 09.12.2013года. |
Заказчик программы |
Департамент образования Ярославской области, департамент образования мэрии города Ярославля, администрация школы, родители, обучающиеся. |
Разработчики программы |
Руководитель музея |
Назначение программы |
Программа развития музея школы предусматривает расширение поиска, хранения, изучения и систематизации подлинных памятников истории, различных предметов, документов, связанных с боевыми подвигами моряков- подводников в военное и мирное время. Она ориентирована на развитие личности, на социализацию подрастающего поколения, на развитие коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы обучающихся, поддержку творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей в соответствии с программой, осуществляет культурно-просветительскую, методическую, информационную деятельность для педагогов, обучающихся и их родителей. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, является центром военно-патриотической деятельности образовательного учреждения и включен в учебно-воспитательный процесс. |
Цель программы |
Стремление к изменениям (улучшениям) является целью программы развития, которая создает условия для модернизации и устойчивого функционирования музея. Это способствует развитию, воспитанию, социализации, самореализации обучающихся, формированию ценностей и компетенций для их жизненного самоопределения. |
Основные задачи программы |
1.Расширить поисковую работу по всем направлениям и ее результаты сделать достоянием социума. 2.Создать программы внеурочной деятельности для начальной школы и программы дополнительного образования. 3.Учить обучающихся различных видам научно-исследовательской деятельности для развития их способностей. 4.Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения. 5.Расширить материально-техническую базу музея (компьютер, запасники материалов, витрины). 6.Увеличить количество экскурсий, уроков, посвященных героическим подвигам моряков–подводников, уроков Мужества, встреч с ветеранами войны, с теми, кто служил и служит на подводных лодках в мирное время. 7.Воспитывать толерантность по отношению к другим людям. 8.Развивать информационно-коммуникативные способности обучающихся. |
Исполнители основных мероприятий |
Руководитель школьного музея, педагогический коллектив, обучающиеся школы, родители, социальные партнеры. |
Источники финансирования |
Бюджетные и внебюджетные средства. Средства, полученные в результате организации акций. Добровольные пожертвования выпускников, родителей и другие источники, не противоречащие законодательству РФ. |
Ожидаемые результаты и оценка эффективности программы развития музея |
1.Обучающиеся будут активно участвовать в военно- патриотических мероприятиях. 2.Созданная система воспитательной работы ориентирована на становление личности школьников, которые любят свой народ, свой край, свою Родину, активно и заинтересованно познают мир, социально активны. 3.Возрастет значимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. 4. 20% педагогов будут использовать материалы музея в своей работе. 5.Все члены Совета музея будут уметь работать с документацией, знать информацию об экспонатах. 6. Старшеклассники будут уметь проводить экскурсии и находить информацию об экспонатах. 7.На 30% увеличится количество интерактивных экскурсий. 8.Увеличится количество поездок, экскурсий обучающихся для сбора материалов. 9.Осуществление мониторинга по проведению массовых мероприятий на военно-патриотические темы, по проведению классных часов, интерактивных экскурсий, поездок будет проводиться ежегодно. |
Организация контроля и самоконтроля исполнения программы |
Контроль исполнения программы осуществляет департамент образования Ярославской области, департамент образования мэрии города Ярославля, администрация школы. Самоанализ - ежегодный отчет руководителя музея на педагогическом совете школы. |
2.Анализ исходного состояния музея Воинской славы Краснознаменного Северного флота и актуальность перехода к новой модели его развития.
2.1 Информационная справка о музее.
В 1982 году пионерской дружине школы №55 города Ярославля райком ВЛКСМ поручил собрать материал о земляке, уроженце Рыбинского района, контр- адмирале, Герое Советского Союза, Иване Александровиче Колышкине.
Ребята и педагоги собрали много материалов и пионерской дружине школы присвоили имя И. А Колышкина и решено было создать музей моряков-подводников. 19 сентября 1988 года состоялось его официальное открытие, на котором присутствовала племянница Ивана Александровича, Газетова Валентина Сергеевна. Она сделала первую запись в Книге отзывов, которая начиналась со слов: «Великолепно!»
Школьный музей создан совместными усилиями взрослых и детей, входит в структуру образовательного учреждения.
Паспортизирован музей в 2003, 2008, 2013, 2018 годах.
Все экспозиции музея связаны с именами моряков- подводников. В ходе встреч с ветеранами, по итогам трех поездок на подводные лодки в Североморск и Мурманск, собрано много экспонатов: фотодокументы о боевых операциях в годы Великой Отечественной войны, материалы о службе на подводных лодках «Ярославский комсомолец», «Ярославль», АПРК «Курск», морская форма, водолазное снаряжение, законсервированные продукты питания, гильзы снарядов, модели кораблей. В фондах музея - переписка школьников с ветеранами, письма ветеранов своим близким, их ордена и значки, воспоминания о боевых походах, переписка с командующим Кольской флотилии, командирами подводных лодок, родителями погибших подводников.
В музее несколько постоянных экспозиций:
- «Моряки-подводники в годы Великой Отечественной войны»
- «Подводные лодки «Ярославский комсомолец» (1 и 2 поколение)
- «Краснознаменный Северный флот»
- «АПРК «Курск»: служба, гибель, память»
- «Подводная лодка «Ярославль»
- «Служба на атомной подводной лодке «К-19»
- «Памяти старшего лейтенанта АПРК «Курск» М.А. Рванина
- «Памяти капитан-лейтенанта АПРК «Курск» С.С. Кокурина.
Деятельность школьного музея включает в себя:
- обучение активистов музейному делу;
- поиск, сбор и накопление материала по профилю музея;
- исследовательская деятельность;
- выставочная работа;
- привлечение музея к образовательной деятельности;
- экскурсионная работа;
- участие в городских, областных конкурсах, связанных с музейным делом;
- проведение мероприятий военно-патриотическому направленности.
С 1988 года собрано 1310 подлинных экспонатов. За 31 год Музей посетили около 7000 человек, проведено 477 экскурсий для обучающихся и выпускников нашей школы, школьников города и области, ветеранов войны и труда, моряков — подводников, слушателей курсов ИРО, преподавателей ОБЖ города, учителей, родителей, дошкольников, жителей района. О чем свидетельствует Книга учета экскурсий и две Книги отзывов.
2.2. Анализ работы школьного музея
Сильные и слабые стороны
Сильные стороны |
Слабые стороны (проблемы) |
1.Обширная экспозиция и большое количество подлинников. 2.Устойчивое и длительное функционирование школьного музея. 3.Преемственность в работе руководителей музея. 4.Сильный, сплоченный, заинтересованный состав Совета музея. 5.Каждый год увеличивается количество учащихся, желающих заниматься в музее (от 12 до 80 человек). 6.Возможность проведения различных мероприятий на базе музея. 7.Сохранение традиций школы в военно-патриотическом воспитании школьников. 8.Поиск новых форм работы музея (успешная работа Мобильного музея). 9.Положительный имидж музея в социуме, во взаимосвязях через Интернет. 10.Экскурсионно-выставочная деятельность музея. 11.Обеспечение единства познавательного и воспитательного начал в деятельности музея. |
1.Недостаточная площадь помещения и запасников музея. 2.Трудности в поиске новых экспонатов. 3.Недостаточное желание учащихся заниматься проведением исследовательской работы. 4.Редкая сменность экспозиций. 5.Незаинтересованность социальных партнеров во взаимодействии с музеем. 6.Отсутствие финансирования для поездок на базы подводных лодок в город Североморск, Полярный, Видяево, в военно-морской музей города Санкт - Петербурга на встречу с ветеранами-подводниками, для проведения массовых краеведческих мероприятий. 7.Невысокий интерес учащихся к овладению навыками музейной работы. 8. Недостаточное количество программ дополнительного образования и внеурочной деятельности в области музейной педагогики для использования в работе. 9.Недостаточное обеспечение материально-технической базы для организации интерактивных занятий и практической деятельности.
|
Возможности и опасности
Возможности |
Угрозы |
1.Увеличение количества обучающихся для участия в музейных программах. 2.Разработка программ научно-исследовательской работы кружковцев. 3.Разработка тематики сменных экспозиций. 4.Расширение социального партнерства. 5.Разработка интерактивных уроков по истории, МХК, ОБЖ на базе школьного музея. 6.Систематическое участие в городских и областных конкурсах, чтениях, фестивалях. 7.Разработка интерактивных программ, программ внеурочной деятельности. 8.Взаимодействие с учреждениями культуры, музеями и общественными организациями города и области. 9.Помощь органов образования города, ГОУ ЯО ЦДЮиЭ.
|
1.Недостаточный интерес современных школьников к событиям прошлого. 2.Ослабление воспитательной функции школы и общества. 3.Сокращение численности активистов среди обучающихся старших классов и уменьшение их заинтересованности в краеведческой работе. 4.Трудности в получении подлинников о подводном флоте (Ярославль в центре России, вдали от морей). 5.Сокращение переписки с ветеранами-подводниками из-за их возраста. 6.Отсутствие финансовой возможности для поездок на базы подводных лодок. |
Аналитические выводы
Исходя из анализа внешней и внутренней среды, согласно принятым государством законам, направленным на формирование личности, можно сделать вывод, что реализация программы развития музея поможет в решении таких проблем, как: расширение площадей для экспозиций материалов; она позволит организовывать поездки и экскурсии на базы подводных лодок в Североморск, Полярный, Видяево; увеличит количество учащихся, занимающихся в музее; увеличит количество программ по дополнительному образованию; улучшит материальную базу музея и будет способствовать расширению взаимодействия с социальными партнерами.
2.3. Актуальность разработки новой программы
Сегодня, как никогда, остро встает вопрос воспитания социально-активной личности, патриота, гражданина своей страны. Музей осуществляет связь времён. Каждый экспонат музея, каждая встреча с участниками боевых походов, каждое письмо ветерана заставляют молодого человека задуматься о себе, о своей роли, о будущем страны. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, и находится в стенах музея.
Федеральный государственный стандарт образования поставил перед школой задачу: научить обучающихся добывать знания. Поэтому миссия музея состоит в том, чтобы познакомить с героическими страницами прошлого и с трудностями службы на подводном флоте, научить сохранять экспонаты, способствовать воспитанию гражданина, патриота, социально-активной личности.
2.4. Социальные функции школьного музея
Встречи с ветеранами, знакомство с историческими фактами о боевых операциях Краснознаменного Северного флота помогают обучающимся узнать историю Великой Отечественной войны. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, гордость за родную страну.
События, происходящие на флоте в наше время, трудности службы знакомят с профессиями на подводном флоте, готовят к будущей жизни.
Школьный музей учит научно- исследовательской деятельности: умению описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты, сравнивать документы, делать выводы, публично выступать и владеть аудиторией.
Участвуя в походах и экскурсиях, школьники получают физическую закалку, учатся действовать в необычных ситуациях, приобретают социальный опыт.
По
окончании школы обучающиеся, занимавшиеся музейной деятельностью, выбирают для
себя профессии, связанные с историей, археологией, с архивным делом и туризмом.
3. Основные сферы стратегических изменений в деятельности музея.
Стратегия развития школы основывается на том, что школа существует для человека и во имя человека. Целью школы становится создание условий для достижения каждым обучающим высокого уровня образования, соответствующего ФГОС, что в дальнейшем обеспечит успешную социализацию личности.
Музей
школы, как часть учебно-воспитательной системы, способствует реализации данной
цели в разных сферах:
Сферы
Сфера образования
Сфера музейного пространства
Сфера социального партнерства
Сфера музейного менеджмента
Сфера кадрового потенциала |
Необходимые изменения
1.Обучающийся - не наблюдатель, а — исследователь. 2. Разработка программ дополнительного образования, внеурочной деятельности. 3.Интеграция музейно-краеведческого материала в учебный процесс. 4.Использование компьютерных технологий.
1.Организация выставок вне помещения музея. 2.Обустройство кабинета истории в соответствии с направлением деятельности музея. 3.Организация Мобильного музея.
1.Сотрудничество с музеем Боевой славы, музеем истории города Ярославля и другими музеями области. 2.Взаимодействие с Воронежской организацией ветеранов-подводников. 3. Поддержание связей с Санкт-Петербургским объединением моряков –подводников.
1.Организация поездки в Североморск, Полярный, Видяево, на подводную лодку «Ярославль». 2.Привлечение обучающихся области на экскурсии. 3.Установление мемориальной доски «Музей имени Колышкина И.А.». 4.Изготовление сувенирной продукции о музее: значки, вымпелы, флажки, ленты, брошюры о музее.
1.Подготовка обучающихся к взаимозаменяемости, оказание помощи в формировании лидерских качеств. 2.Работа по развитию познавательных способностей обучающихся.
3. Обучение педагогов на семинарах по вопросам использования арсенала музея в военно- патриотическом воспитании обучающихся. |
Ожидаемый результат
1.Проводятся ежегодные открытые практические занятия на военно- патриотические, духовно-нравственные темы. 2.Разработаны программы ВД для обучающихся начальной школы. 3. Созданы видеоматериалы по тематике музейной работы. 4.Увеличится количество тематических экскурсий.
1.Размещены передвижные выставки экспонатов музея в кабинете истории, конференц-зале. 2. Часть материалов музея станут оформлением кабинета истории. 3. Укрепление материально-технической базы музея.
1.Обмен материалами, находками. 2.Проведение совместных мероприятий. 3.Поездка в Санкт-Петербург на встречу ветеранов подводников. 4. Участие во Всероссийском культурно-образовательном форуме «Санкт-Петербург – морская столица России»
1.Привезено огромное количество материалов, предметов, подаренных моряками-подводниками ПЛ «Ярославль», что обновит экспозиции музея. 2.Заключен договор с ГОУ ЯО ЦДЮТиЭ, который направляет группы экскурсантов в музей. 3.В распоряжении музея литература, сувениры для проведения массовых мероприятий, встреч с подводниками, для интерактивных занятий.
1.Старшие школьники Совета музея инициативны, самостоятельны и творчески подходят к решению вопросов. 2.Ребята умеют работать с литературой, со справочниками, документами, с вещественными экспонатами. 3.Рост мастерства юных экскурсоводов. 4.Формируются коммуникативные, исследовательские, когнитивные, морально-нравственные компетентности обучающихся. 5.Проведены семинары для классных руководителей работниками музеев, учреждений культуры. 6.Осуществляется поощрение педагогов, обучающихся за активное участие в мероприятиях, проводимых музеем. |
4. Смета расходов, предусмотренных на реализацию программы развития школьного музея Воинской славы МОУ СШ №55
Действия |
Сроки |
Необходимые средства |
Разработка программ дополнительного образования и внеурочной деятельности |
2019 |
- |
Проведение практических семинаров, массовых мероприятий |
2019-2024 |
500 руб. |
Сканирование фотографий, документов для передвижных выставок |
2019-2024 |
1 000 руб. |
Поездка в Санкт-Петербург на встречу ветеранов-подводников и на Всероссийский культурно-образовательный форум «Санкт-Петербург –морская столица России» |
2021 |
10 000 руб. |
Поездка на базы подводных лодок в Североморск, Полярный, Видяево |
2022 |
30 000 руб. |
Сувенирная продукция школьного музея(значки, буклеты, вымпелы, флажки) |
2019- 2024 |
1 000 руб. |
Информация о музее на школьном сайте |
2019-2024 |
- |
Организация семинаров для педагогов |
2019-2024 |
- |
Итого: 42 500 руб.
5. План мероприятий по реализации программы
Год |
Мероприятия |
2019 |
1.
Обсуждение со всеми заинтересованными лицами способов развития школьного
музея, сбор идей и предложений; написание программы развития музея;
обсуждение и утверждение ее. |
2019 |
1. Организация конференции на военно-патриотическую тему. 2. Создание программ внеурочной деятельности краеведческой направленности для обучающихся начальной школы. 3. Организация экскурсии в город Североморск, на базу подводных лодок, с целью сбора новых материалов для музея. 4. Проведение обучающих семинаров для педагогов. |
2019-2020 |
1.Расширение площади музея (сканирование фотографий, негативов, документов и материалов из фондов музея). 2.Публикация материалов музея в сети Интернет 3.Организация экскурсии в Санкт-Петербург на встречу с ветеранами – подводниками. 4.Участие во Всероссийском культурно-образовательном форуме «Санкт-Петербург –морская столица России». |
2019-2024 |
1.Расширение экспозиции музея за счет новых материалов, собранных за период с 2019 года. 2.Публикация материалов. 3.Проведение цикла Мобильных музеев, посвященных военно -историческим событиям на флоте. |
2019-2024
|
1.Поисковая работа для увеличения фондов музея. 2.Замена витрин в музее. 3.Подведение итогов реализации программы. |
6. Реализация программы осуществляется в несколько этапов:
Подготовительный этап (январь 2019 – март 2019года)
Его основной задачей является анализ ситуации и создание условий для успешной реализации программы. Он включает в себя: обсуждение со всеми заинтересованными лицами способов развития школьного музея, сбор идей и предложений; написание программы развития музея; обсуждение и утверждение ее.
Основной этап (сентябрь 2019- август 2023 года)
Предполагается организация деятельности по реализации целей и задач программы. Предусмотрена деятельность по основным направлениям музея: поиск материалов, исследования, проведение экскурсий, поездок, обновление экспозиций, совершенствование научно-методической работы.
Обобщающий этап (декабрь 2024года)
Анализ деятельности по реализации программы, подведение итогов и постановка новых задач.
7. Механизм реализации программы
Программа будет реализована через систему планирования: стратегического плана и ежегодных планов. Координацию деятельности по реализации программы осуществляет Совет музея: определяет содержание конкретных мероприятий, организует их выполнение, обсуждает предложения, подводит итоги, определяет перспективы.
Ноябрь 2020 года - Выполнение Программы подтверждается фотоматериалами музея, Дипломами и сертификатами учащихся и руководителя.
Руководитель музея, отличник народного просвещения Шушаричева Л.А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.