Программа развития памяти
Оценка 4.6

Программа развития памяти

Оценка 4.6
doc
20.01.2020
Программа развития памяти
Программа дана со всеми занятиями и упражнениями
Программа развитие памяти.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОЛВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДННЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34» города Воркуты

 

УТВЕРЖДАЮ ДИРЕКТОР  МОУ «СОШ № 34»

                                                                                                                               Н.Ф. КИТАЧ___________________

                                                                                                      « 9 » сентября 2010г.

 

 

 

 

Элективный курс

«РАЗВИТИЕ    ПАМЯТИ»

 (на материале по предметам истории и обществознания)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Руководитель : учитель истории и обществознания Л.М.Лалетина,

                                                  высшая категория, «Почетный работник общего образования РФ» 2007г.

 

2010г.

 

Конкурс-проект «Новое содержание образования»

1.     Паспорт программы

 

1

Фамилия, имя, отчество участника

Лалетина Лариса Михайловна

2

Место работы (официальное наименование и адрес образовательного учреждения)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34»  МО ГО Воркуты.

Р.К.  г.Воркута, п/г Заполярный, ул. Твардовского, 4

3

Занимаемая должность

Заместитель директора по воспитательной работе.

4

Преподаваемый предмет и стаж работы по специальности

История и обществознание.

26 лет

5

Адреса электронной почты, контактные телефоны

Laletina4@rambler.ru

Рабочий телефон 4-90-22.

Домашний телефон  7-13-41, 89225804424.

6

Домашний почтовый адрес с индексом

169936 г.Воркута, РК, п\г Заполярный, ул Землячки , д.26, кв. 74.

7

Наименование разработанной программы

Элективный курс «Развитие памяти»(на материале  по предметам истории и обществознания»

8

Целевая аудитория (на кого нацелена программа)

Учащиеся 10 – 11 классов

9

Продолжительность обучения по программе

1 год.

10

Количество времени, необходимое на освоение программы (в академических часах)

35 часов

11

Данная программа…

 

Проходит апробацию (реализуется менее 3-х лет)

 

12

Данная программа…

 

 

Не имеет экспертного заключения

                            

 

                                         2. Пояснительная записка.

   Память – важнейшая характеристика мыслительной деятельности человека, с этим трудно спорить. Каждый из нас по своему опыту знает, как выручает в жизни способность запоминать, хранить и воспроизводить нужную информацию, но редко кто доволен своей памятью. А между тем это свидетельствует скорее не об отсутствии природного дара, а о некоторой лености ума. Способность запоминать любой вид информации можно развивать, а сделать это занятие увлекательным и интересным помогут упражнения и методики, используемые в данном курсе.

     По мнению большинства антропологов и психологов, основное отличие человека от животного состоит именно в умении передавать свои знания от поколения к поколению, причем, иногда между «отправителем» знания  и его «получателем» могут лежать десятки и сотни лет. Только у человека существует понятие «потерянные знания», что в самом названии подразумевает возможность вновь их обрести – у животных же подобное невозможно. В животном мире знания, приобретенные в процессе жизни одним животным, умирают вместе с ним, особенно если оно не имело своих детенышей и не смогло им передать, хотя бы крупицы своего опыта.

  Актуальность темы.

    Сегодня мы уже можем с уверенностью утверждать, что живем в информационную эру. В настоящее время владение и умение эффективно оперировать нужной информацией становится залогом успеха любого дела, особенно если речь идет об образовании. Но проблема состоит совсем не в недостатке нужной информации, а как раз наоборот. На современного человека сваливается море разных сведений, как нужных, так и абсолютно бесполезных, причем огромную их часть мы получаем путем чтения. Объем информации, доступный человеку, растет в геометрической прогрессии, при этом немалую лепту в этот процесс вносит и Интернет, который, с одной стороны, делает информацию более доступной, а с другой -  увеличивает долю так называемого «информационного шума» (т.е. бесполезной информации типа навязчивой рекламы).    Подобные тенденции в современном информационном обществе приводят к тому, что к человеку нашего времени выдвигаются достаточно жесткие требования, касающиеся его способности работать с информацией, немалая часть которой, как мы уже упоминали, поступает к нам путем чтения. Поскольку уменьшить объем информации, поступающей к нам, мы не в силах, значит, необходимо увеличить скорость восприятия этой информации и ее переработки. Бесспорно, эта скорость не может увеличиваться беспредельно, но, одним из наиболее доступных и эффективных способов увеличения скорости работы с информационным потоком является скорочтение и развитие памяти.

    Данный курс должен способствовать для успешного  запоминания  информации и подготовки к  аттестации. Определение видов памяти, развитие  памяти, её функции,  виды и способы запоминания - все это нарабатывается в процессе выполнения определенных упражнений. Курс «Развитие памяти на уроках истории и обществознания» рассчитан на 1 год для учащихся 11 классов, 1 час в неделю – итого 34 часа в год. Занятия добровольные, после уроков.

Задачи курса:

  • Сформировать стойкий познавательный интерес.
  • Повысить уровень мотивации к обучению в школе.
  • Расширить и обогатить кругозор.
  • Применять полученные навыки в повседневной жизни.
  • Укрепить внутренние и социальные мотивы ребенка.
  •  Выработать мотив достижения успеха.
  • Помочь развить свою память.

    Для полного и  содержательного освоения курса, считаю возможным не разрывать ее с изучением истории России и  всеобщей истории, используя материалы в соответствующих упражнения.

    В планировании учтены различные формы проведения занятий: занятие – лекция, занятие - практикум, дискуссия, игра и т.д.

  Формы диагностики знаний учащихся:

  •  Устный опрос;
  • Письменный опрос;
  • Тестирование;
  • Практические  работы;
  • Презентации;
  • Итоговая форма аттестации -  успешная сдача ЕГЭ.

 

 

Структура программы:

 

 

Порядковый номер занятия

Содержание занятия

Кол-во часов на занятие

1

Память и ее виды.

 

6

2

Развитие зрительной и слуховой памяти

 

6

3

Через образы и опорные слова запоминаем текст.

 

10

4

Работа по запоминанию цифр и дат.

 

5

5

Запоминание теста и терминов через ассоциации

 

8

Итого

 

35 часов

 

 

                               

 

 

 

                                    3.Содержание программы элективного курса

Календарный        план курса «Развитие памяти»  (на материале  по предметам  истории и обществознания»

2010 – 2011 учебный год.

№ занятия

№ в теме

Тема занятия

Кол-во часов

Практические занятия

Лекции

Форма контроля

 

 

Память и ее виды.

6

4

2

 

1

1

История письменности.

1

 

1

 

2

2

Виды памяти.

Определение  памяти - тест.

1

 

1

 

Тест

3

3

Виды запоминаний.

1

1

 

 

4

4

Способы запоминаний.

1

1

 

 

5

5

Концентрация внимания. Дыхательная гимнастика.

1

 

1

 

 

6

6

Возможные ошибки.

1

 

1

Запись в тетрадях.

 

 

Развитие зрительной и слуховой памяти

6

5

1

 

7

1

Развитие всех видов памяти.

1

1

 

Подборка новых текстов для упражнений.

8

2

 Упражнения на тренировку памяти и внимания.

 

1

1

 

 

9

3

Упражнения на развитие зрительного типа памяти.

1

1

 

 

10

4

Упражнения на развитие слухового типа памяти.

1

1

 

Подборка новых текстов для упражнений.

11-12

5,6

 От общего – к частному.

2

1

1

Подборка новых текстов для упражнений.

 

 

Через образы и опорные слова запоминаем текст.

10

10

 

 

13-14

1,2

Запоминаем прозаические тексты в образах.

2

2

 

Подборка новых текстов для упражнений.

15-16

3,4

Специфический текст в образах.

2

2

 

Подборка новых текстов для упражнений.

17-18

5,6

Запомни текст по опорным словам

2

2

 

Подборка новых текстов для упражнений.

19-20

7,8

Магические вопросы.

2

2

 

 

21-22

9,10

Выявляем существенную информацию в тексте.

2

 

2

 

Подборка новых текстов для упражнений.

 

 

Работа по запоминанию цифр и дат.

5

5

 

 

23-24-25

1,2,3

Метод бравого солдата Швейка.

 

3

3

 

Таблица ассоциации.

26-27

1,2

Выявляем понятия.

2

2

 

 Термины и понятия.

 

 

Запоминание теста и терминов через ассоциации

8

 

 

 

28

1

Работа над текстами.

1

1

 

Приготовить свои тексты.

29

2

 Запоминание терминов с помощью ассоциаций.

 

1

1

 

Термины по обществу.

30

3

Запоминаем с интересом

1

1

 

Работа с текстом учебника по истории.

31-35

4,5,6,7,8

Занятия над тестами ЕГЭ по обществу и истории.

5

4

1

Тесты 2010г

 

 

Итого

35

31

4

 

 

 

4. Заключение.

      Вы получили навыки быстрого и точного запоминания и стали гораздо аккуратнее относиться к природной кладовой, дарованной человеку, имя которой «память». Запомните, что как неиспользуемый орган в организме постепенно атрофируется, так и редко тренируемая способность человека, в том числе и способность, запоминать, начинает допускать сбои в выполнении своих прямых обязанностей. Тренируйте память, не давайте ей застаиваться: в этом случае она будет служить вам верой и правдой на протяжении всей жизни. Как правило, те, кто с детства привык запоминать большие объемы информации, сохраняют эту способность на протяжении всей жизни, тогда как те, кто свою память экономил, стремился не загружать лишними фактами или не упорядочивать уже имеющиеся, остались  « у разбитого корыта». Актуальным остается высказывание Шерлока Холмса: «Память, хорошо организованная, гораздо важнее, чем память, хорошо неполная».

        Саморазвитие памяти должно идти параллельно развитию оценивающей способности человека по отношению к миру. Памятью может воспользоваться  по назначению лишь тот, кто знает, зачем ему это нужно, лишь тот, кто имеет перед собой какие-то цели и жизненные приоритеты.

 

                          5.Список используемой литературы.

  1. 1.Браль Д.В. «Уроки скорочтения: эффективная методика».М.: «Мой мир». 2004 г.
  2.   Данилов А.А, Филиппова А.В. «История России 1900 - 1945» М.  

                           Просвещение, 2009 г.

  1. Данилов А.А., Уткин А.И., Филиппова А.В. «История России 1945-

2008» М. Просвещение, 2008 г.

  1. Загладин Н.В.,Симония Н.А.«Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века» М. «Русское слово» 2010 г.
  2. Зиганов М, Козаренко В. «Методика усовершенствования памяти» М: «Издательство Мир книги», 2005 г.
  3. Кравченко А.Н.,  Плевцов  Е.А.«Обществознание» М. «Просвещение» 2006 г.
  4. Кортукова Л.Н. Сборник олимпиадных заданий для учащихся 9-11 классов. История. Обществознание. М. АРКТИ, 2006 г.,2008 г.
  5. Сахаров Н.А, Буганов Н.В. «История России с древнейших времен до  XIX века» М: «Русское слово», 2008 г.
  6.   Матюгин И.Ю. «Как развить хорошую память: цифры, английские слова, тренировка памяти». М: «РИПОЛ классик», 2006 г.
  7. Методические сборники для подготовки к ЕГЭ по истории. М. «Экзамен» 2006 – 2010 гг.
  8. Поляков Л.В. «Глобальный мир в XXI веке» М. «Просвещение» 2008 г.
  9. http: // www.gramma.ru
  10. http:// www.krugosvet.ru

         

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Основные разработки занятий курса «Развитие памяти» на материале по предметам  истории и обществознания .

 

Занятие 1.

      Древнейшие изображения и тексты вырезали и высекали на скалах, каменных плитах, деревянных дощечках, наносили краской на кожу, выдавливали на глиняных табличках и посуде. Тексты не только наносились на различные материалы, но и имели различное письменное изображение – в арсенале человечества есть и клинопись, и иероглифическое письмо.

     Одной из первых была рукописная книга. Её изготовление было весьма трудоемко, стоила такая книга очень дорого. Лишь немногие богатые люди могли приобрести рукописные книги. Владение письменностью и умение читать ценились чрезвычайно высоко. Книг было очень мало, и они представляли собой порой большую ценность, чем драгоценности: «…Того, кто посмеет унести эти таблицы… пускай покарает своим гневом Ашшур и Бэлит, а имя его и его наследников навсегда пусть будет предано забвению в этой стране». Это предостережение похитителям книг (речь идет о глиняных табличках с клинописным письмом, которые были одним из прообразов книг) было найдено в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала, в некотором роде даже более знаменитой, чем Александрийская библиотека, так как она была прообразом современных научных библиотек, где не только хранят книги, но и ведут научные исследования.

     В библиотеке Ашшурбанипала работали математики, астрономы и пр., так как в ней содержались труды по медицине, астрономии, истории, грамматике и художественные произведения.

    Но шло время, и технология книгопечатания шагнула далеко вперед.   Объем выпускаемых книг, газет, журналов, альманахов и т.д. стремительно увеличивался, росла их специализация, и, соответственно, росло время, необходимое для того, чтобы прочитать если не все, то по крайне мере самые необходимые издания.    

   Сегодня мы уже можем с уверенностью утверждать, что живем в информационную эру. В настоящее время владение и умение эффективно оперировать нужной информацией становится залогом успеха любого дела, особенно если речь идет об образовании. Но проблема состоит совсем не в недостатке нужной информации, а как раз наоборот.

Презентация «История возникновения письменности»  (использован материал из Интернета)

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 2

Упражнение №1.

Какой у вас тип памяти?

Это тест поможет определить  ваш тип памяти, подскажет, на что вам опираться во время учебы.  Выберите из трех предложенных вариантов ответов один, который, для вас наиболее близок.

1.       Когда вы вспоминаете прошлое?

А) вы видите перед собой как будто отрывки фильма;

Б) вы «слышите» свой разговор с кем-то;

В) и то и другое.

             2.    Вы предпочитаете:

                     А) смотреть телевизор. Ходить в кинотеатр;

                     Б) слушать радиоприемник, магнитофон;

                    В) зависит от настроения.

         3.Если к вам обратились с вопросом, как пройти в какое-либо место, вы:

                 А) нарисуете дорогу к тому месту;

                Б) четко и ясно объясните;

                 В) зависит от человека, который спрашивает.

           4.Вы давно посмотрели фильм, помните ли, каким он был – черным или цветным:

                 А) конечно, помню;

                  Б) не помню;

                  В) меня это не волнует.

           5.Какие вы любите слушать стихи:

                   А) когда вы сами их читаете про себя;

                   Б) когда кто-то их читает;

                    В) когда как.

          6.Можете ли вы  воспользоваться чужими шпаргалками:

                     А) конечно;

                      Б) нет, я в них ничего не пойму;

                      В) если шпаргалка написана понятно, то могу.

         7.Помните ли вы, что находиться под окном вашей комнаты:

                   А) конечно, помню;

                  Б) нет, не помню;

                  В) в общих чертах.

         8. Бывает ли так, что в вашей голове крутиться какая-либо мелодия, которая никак не отвяжется:

                   А) нет;

                   Б) да, часто;

                   В) очень редко.

          9. Можете ли вы подробно пересказать услышанную интересную историю:

                   А) смогу только в общих чертах;

                  Б) конечно, смогу;

                  В) когда как.

           10.Вам нужно запомнить чей-то адрес или номер телефона:

                  А) вы обязательно запишите его;

                  Б) запомните и так;

                   В) когда запишу, когда нет.

    Теперь посчитайте, сколько ответов получилось у вас с буквой «А», сколько с «Б» и сколько с «В». Если с  «А» шесть или больше, значит, во время учебы вам следует опираться на зрительную память: вам нужно делать конспект, записывать какие-либо тезисы, в общем, создавать для себя наглядные пособия.

    Если с буквой «Б» шесть или больше, то вы обладаете слуховой памятью. Во время учебы внимательно слушайте лекции, старайтесь повторять материал вслух, рассказывайте своим друзьям выученный материал, если они все поняли, значит, выучили вы отлично.

    Если с буквой «В» шесть или более ответов, то вы обладаете почти в равной степени и слуховой и зрительной памятью, т.е. можете использовать во время учебы как зрительные, так и слуховые представления.

      В современной науке под термином «память» понимается система запоминания, хранения и воспроизведения информации. Память  - процесс динамический, это именно процесс, который длиться на протяжении всей жизни человека. Память помогает нам не только адекватно реагировать на ту или иную ситуацию, но и делать прогнозы на будущее, прогнозировать ситуации, а также наше собственное поведение в них.

     Психологи, признавая функцию человеческой памяти одной из самых сложных, выделяют два ее вида: наследственная   и  прижизненная. Наследственная память – не что иное как всем нам хорошо знакомые инстинкты. Объем наследственной памяти определен и не зависит от условий и образа жизни человека. Иное дело – память прижизненная. К ней относится вся информация, с которой человек знакомится на протяжении всей своей жизни и которая откладывается в его сознании. Прижизненная память бывает несколько видов, исходя из следующих оснований:

    1.по характеру запоминаний;

    2.по характеру материала;

   3. по особенностям запоминания;

   4.по длительности хранения информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 3.

По характеру запоминания память делится на следующие виды: образная, словесно-сословная, эмоциональная и длительная.

Образная память помогает нам запомнить самые разные образы – от людей и живых организмов до природных явлений и неодушевленных предметов. Образная память отвечает в нашем мозгу за хранение информации о вкусовых, обонятельных, осязательных и слуховых образах. Этот вид памяти особенно развит у детей. По мере взросления этот вид памяти ослабевает и на первый план выходит иной вид в зависимости от индивидуальности для каждого человека.

Образно-словесная память отвечает за процессы запоминания, сохранения и воспроизведения словесных выражений, мыслей и понятий.

Эмоциональный вид памяти отвечает за запоминание, хранение и воспроизведение разных чувств, переживаний и эмоций. Благодаря разнообразной памяти мы можем вспомнить того или иного человека или событие, а благодаря эмоциональной памяти – заново пережить чувства, которые были вызваны встречей или событием. Эмоциональная память во многом облегчает процессы запоминания и припоминания.

Двигательная память отвечает за процесс запоминания и воспроизведения движений. Именно этот вид памяти, лежащий в основе выработке двигательных навыков, помогает нам осваивать движения и различные операции, которые мы выполняем изо дня в день или время от времени.

Задание: примеры видов памяти. (самостоятельно)

 

Упражнение №2

Память на образы.

   Предлагается таблица образов.

   Методика предназначена для изучения образной памяти. Посмотрите, пожалуйста, на таблицу с образами. За 20 секунд постарайтесь запомнить как можно больше образов. Затем, закрыв таблицу, запишите, какие запомнили. Можно использовать образы исторических личностей, или орудия труда, строения, занятия и т.д.

Норма – 6 правильных ответов из 16.

Задания: приготовить таблицу образов по теме «Общественные сферы государства»

 

 

 

 

 

Занятие 4.

Исходя,  из особенностей запоминания выделяются три «чистых» типа памяти:

·        Зрительный,

·        Слуховой,

·        Двигательный.

       Несмотря на то, какой вид памяти и тип запоминания у вас доминирует, следует развивать и все остальные  виды, поскольку наилучшим образом запоминается информация, которая нами увидена, услышана, прочувствована и так далее, т.е. тогда, когда к процессу запоминания подключено как можно больше органов, когда одновременно в работе участвуют все виды памяти.

       В зависимости от сроков хранения в нашей голове той или иной информации память бывает мгновенная, кратковременная, промежуточная и долговременная. О длительности хранения информации при задействовании мгновенной памяти можно судить по ее названию. Кратковременная память обеспечивает хранение в человеческом мозгу информации в течение нескольких минут. Промежуточная память находится на стыке кратковременной и долговременной памяти и отвечает за процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации в сроках от нескольких часов до нескольких дне. Информация, в процессе запоминания которой участвует долговременная память, хранится месяцами, годами либо даже на протяжении всей жизни.

      Говоря о видах памяти, следует также упомянуть о способах запоминания:

·        Непроизвольный – происходит во время знакомства с интересной, привлекающей внимание информацией, когда мы не ставим цель запомнить новый материал.

·        Произвольный -  вызван осознанной необходимостью запомнить новый материал для дальнейшего воспроизведения, когда перед учащимися стоит четкая цель, а мозгу дана установка на запоминание.

·        Механический – осуществляется путем многократного повторения материала, когда новая информация не анализируется и не связывается по смыслу с той информацией, которая уже хранится в памяти. Механическое запоминание необходимо при знакомстве с иностранными словами, терминами и понятиями, датами исторических событий; оно отвечает за дословное воспроизведение запоминаемого материала.

·        Смысловой – предполагает не простую зубрежку нового материала, а понимание того, о чем идет речь. Здесь также важно обобщение, умение выделять основные мысли и делать выводы на основе разбираемого материала.

    Для того чтобы были достигнуты максимальные результаты при восстановлении информации, человек при ее восприятии должен видеть, слышать, осязать, ощущать, чувствовать запахи, иметь вкусовые ощущения, т.е. задействовать все пять органов чувств. Чем больше различных компонентов будет вовлечено в процесс запоминания, в процесс восприятия текста. Тем глубже, полнее и эффективнее будет процесс восприятия и воспроизводства, т.е. степень развития нашей памяти.

    Необходимо проявить максимум усилий и учиться видеть, воспринимая, учиться сознательно, воздействовать на пять органов чувств.

 Закройте глаза и запомните, что вы услышали. Затем произнесите все, что вы слышали за это время.

Упражнение № 3.

Память на слова.

    Методика предназначена для изучения зрительной памяти, ее объема, логической  обработки материала.

Список из 20  слов.

     За 40 секунд постарайтесь запомнить 20 слов, предложенных учителем. Закройте текст и воспроизведите те слова, которые запомнили.

Норма- 10 и выше.

    Каждый вспоминает по 10 слов из определений по истории или обществознания. Пытаемся вспомнить их и дать определение.

Упражнение № 4.

Память на числа.

   Упражнение предназначено для оценки зрительной памяти, ее объема и точности.

Посмотрите на таблицу с числами. За 20 секунд постарайтесь запомнить как можно больше чисел. Затем запишите все числа, которые запомнили.

  18

    99

  33

  45

   48

    27

  92

  12

  54

    71

  64

  86

Норма – 7 и выше.

Каждый предлагает свой вариант цифр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 5.

Нельзя не отметить тот факт. Что умение вспоминать во многом зависит от умения сосредоточиться. Несмотря на то, что когда-либо ранее человек прикладывал неимоверные усилия, желая запомнить тот или иной материал, он не может вспомнить его просто рефлекторно, по щелчку или по команде. Концентрация, безусловно, необходима, и затрата энергии велика. Даже для элементарного стихотворения нашему организму приходиться тратить определенные резервы, запасы так называемого жизненного топлива. В том случае, если сконцентрироваться вам удастся достаточно быстро, и времени и сил потратиться немного.

Для концентрации и возможности сосредоточиться на том, что необходимо восстановить предлагаю специальную дыхательную систему – чередование вдохов и выдохов с неравномерной длительностью. Эта система поможет достичь состояния равновесия. Совершенствуя технику данной дыхательной системы, ученик может не только научиться получать необходимые воспоминания, но и принимать очень важные решения в самых тупиковых ситуациях. Использование данного приема позволит активизировать ту часть головного мозга, которая ответственна конкретно за данный вид деятельности. ( Система предложена Анатолием Семенцовым)

 

Упражнение № 5.

    Сидя, дышим ритмично. Вдох – удлиненный выдох – задержка дыхания. С каждым разом выдох чуть-чуть длиннее. Проводим 5-7 циклов. На выдохе произносим про себя. А главное – представляем:

1.      Успокоение. На выдохе представляем, как мы успокаиваемся, заботы уходят. Делаем еще один вдох, выдох с удержание образа.

2.      Расслабление. Представляем, как мышцы расслабляются, и волны расслабления прокатываются по всему телу.

3.      Тяжесть. Все тело тяжелеет, и тяжелеет все больше и больше.

4.      Тепло. Приятное тепло наполняет все тело. Образ – погружения в горячую ванну.

5.      Спокойствие. Огромные и плавные волны спокойствия заполняют все тело.

Произносим про себя  ключевое слово для настройки организма в нужный режим работы. Например: если запоминаем информацию – запомнить, если вспоминаем – вспомнить и т.д.          

     Одновременно с этим сжимаем руку в кулак и поднимаем большой палец вверх. Эмоциональное состояние играет огромную роль, когда мы пытаемся что-либо вспомнить. Такие составляющие, как самочувствие, настроение, желание заниматься, готовность к занятиям, могут повлиять на вашу способность воспроизводить информацию. Важно максимально сосредоточиться на том, что необходимо вспомнить, и отключиться от посторонних раздражителей.

      Концентрация внимания, которой требует выполнение упражнений на тренировку памяти и воображения, способна быстро утомить ваш организм, а в состоянии усталости эффективность от занятий существенно снижается. Чтобы этого не происходило, между заданиями необходимо делать небольшие паузы, во время которых вы будете активно и грамотно отдыхать и расслабляться. Помогут вам в этом упражнения на расслабление.

 

 

 

 

Упражнение. А.

Встаньте прямо. Затем разведите руки  в стороны тыльной стороной вниз. Сделайте вдох и поднимитесь на носках, медленно потянитесь всем корпусом вверх, сосредоточивая внимание на мышцах рук и ног. Затем выдохните и расслабьтесь. Повторите упражнение 10 раз.

Упражнение Б.

Встаньте прямо. Ноги на ширину плеч. Руки вытяните прямо перед собой. Ладони сведите вместе. Медленно вдохните через нос. Одновременно разводя руки в стороны. Затем задержите дыхание на 4 секунды, руки отведите за спину. После этого сделайте медленный выдох через рот, одновременно возвращая руки в исходное положение. Расслабьтесь. Повторите упражнение 4-5 раз.

Упражнение В.

Встаньте прямо, ноги на ширину плеч, ступни параллельно друг другу. Опустите руки вниз вдоль тела ладонями внутрь и расслабьте их. Затем сделайте плавный вдох. Одновременно поднимая перед собой вытянутые руки до уровня плеч. Кисти и предплечья должны находиться на одной линии, ладони обращены вниз, пальцы расслаблены.

    Держите спину прямо, руки поднятыми, согните ноги в коленях и сделайте полуприсед. Голова, шея и спина при этом должны находиться на одной линии: не наклоняйте корпус вперед, держите прямо. Затем плавно опустите руки вниз, расслабьте их, коснитесь кистями колен, после чего резко поднимите руки перед собой и встаньте. Продолжительность выполнения  упражнения составляет около  10 секунд, повторите 5 раз.

Упражнения  Г.

 1.Глаза открыты. Поднимите глаза максимально вверх, опустите максимально вниз – 10 раз.

2.Смотрите максимально далеко влево, затем  вправо – 10 раз.

3.Вращайте глазами по часовой и против часовой стрелки -  по 5 раз

Старайтесь выполнять на каждом занятии  эти упражнения.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 6

Возможные ошибки.

      Для предотвращения ошибок:

1.проверьте, что нужно запомнить;

2.помните о влиянии отвлекающих факторов;

3.пользуйтель подсказками;

4.планируйте заранее;

5.храните все на своих местах;

6.поддерживайте форму.

   Работа  над Упражнениями № 2-4 с материалом принесенным  учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие № 7

Развитие всех видов памяти.

     Для развития памяти мы используем несколько утверждений, которые позволяют нашему подсознанию настроить мозг на более продуктивную работу. Эти утверждения можно записать в конце тетради или на стенде на видном месте:

1.вижу цель – не вижу преграды.

2. у моей памяти безграничные возможности.

3.я все вспоминаю вовремя.         

4. я сейчас все больше и больше доверяю своей памяти и т.д.

     Память, подобно другим задаткам, развивается одним путем – упражнениями. Поэтому не правы те, кто, жалуясь на слабость памяти. Стремиться не очень-то ее обременять. Таким людям следует помнить: тот. Кто воздерживается открывать рот, никогда не станет оратором.

Но, развивая память, надо знать: тренировки не самоцель, а лишь вспомогательное средство.

Вспомните    по минутам ваш вчерашний день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 8.

Упражнения на тренировку памяти и внимания.

Упражнение № 6.

Мысленно рисуем предметы.

        Для выполнения этого упражнения всем необходимы стать художниками, однако рисовать мы будем не реально, а виртуально. Представьте, что вы рисуете карандашом на листе бумаги следующие предметы  (при этом вы должны увидеть мысленным взором, как проводите линии и как изображение появляется на бумаге постепенно):

1.      Пирамида.

2.      Амфора.

3.      Яблоко.

4.      Дерево.

5.      Дом.

6.      Стул.

7.      Горящая свеча.

8.      Гриб

9.      Новогодняя елка.

10. Ваза с цветами.

Ваши предметы, которые мы нарисуем мысленно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 9.

Упражнения на развитие зрительного типа памяти.

Упражнение № 7.

Внимание, число.

     Методика предназначена для оценки переключения внимания. Посмотрите, пожалуйста, на таблицу с числами. Вы должны отыскать выделенные  шрифтом и не выделенные шрифтом числа попеременно, причем не выделенные в убывающем порядке, от25 до 1, а выделенные – в возрастающем порядке – от1-25. Записывать надо только буквы, стоящие рядом с числом. Время выполнения 5 минут.

15-А

2-с

3-г

14-з

12-д

8-ш

5-л

11-я

18-к

11-х

8-т

22-с

16-с

19-а

25-с

6-м

1-н

23-г

4-а

20-б

13-г

11-ц

6-ф

14-к

24-д

2-н

20-б

9-в

10-м

24-п

12-р

19-к

7-ц

17-и

16-о

1-м

21-к

10-о

5-б

22-ш

23-л

7-ф

3-к

4-м

15-и

13-е

18-т

21-х

9-в

Упражнение № 8

Найди слово.

Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача – как можно быстрее считывая текст, выписать эти слова. Время выполнения 2 минуты. Оценивается количество выписанных слов и количество ошибок.

ШНПШПОЛКАВИТВАГОНКПРОЗЕТКАВРПЫРП

ВАВОЛКЩЦРУЧКАМЛДОЛИРМВЕДРОШРЛРМТ

МЫЛЬГНЕПОСЕДАШРПРСМОЛОКОЩГМРЛОИТ

ФВЦГЕНЕРАЛЪХАМХЗОПЗЖЛШРДОРОГАЗШРН

ЕКЫРАКЕТАШПШСОБАКАНАЕПОЛХАФОДФОИ

ШУБАГВНАОГПОЕЗДРПЕРРОНСРФСОРМОЗГЛО.  

 Закодируйте слова связанные с историей России  (можно дать задание по определенным периодам развития России).

 

Упражнение № 9.

К каждому понятию подберите слово.

    Внимательно посмотрите на список  понятий  с определениями. Затем закройте его листком бумаги и дайте устное определение.

1.Кровавое воскресенье.

2.Красная роза.

3.Февральская революция.

4.Смутное время.

5.Холодная война.

6.Экономическая реформа.

7.Новое время.

8.Международные отношения.

9.Массовая культура.

10.Дворцовый переворот.

11.Междоусобная распря.

12. Экологическая катастрофа.

13.Сложная обстановка.

14.Норманская теория.

15.Большая тройка.

     Обратитесь к столбцам, в одном из которых даны только понятия, а во втором – определения. Подберите по памяти к каждому понятию верное, на ваш взгляд, определение. После выполнения проверьте себя.

Понятие

Определение

воскресенье

экологическая

отношения

кровавое

одежда

массовая

культура

норманнская

Время

Красная

война

сложная

революция

междоусобная

роза

Большая

тройка

экономическая

обстановка

новое

теория

холодная

переворот

смутное

реформа

международные

распря

февральская

катастрофа

дворцовый

 

 

Какие ассоциации вызывают  каждое словосочетание?

 

Занятие 10.

Упражнения на развитие слухового типа памяти.

Упражнение № 10.

Вспоминаем речь по опорным словам.

  Лекция учителя «Социальная мобильность»

Во время лекции учителя, постарайтесь выписать опорные слова  (которые являются ключевыми, самые главные в речи, те события и факты, результаты и итоги) из лекции учителя. Затем, после лекции, посмотрите на лист с выписанными словами и с их помощью постарайтесь воспроизвести всю информацию или ее основные моменты. Особое внимание обратите на выделение пунктов  в речи и вывод.

Упражнение № 11.

Трудное – запомни.

 

    Учитель показывает ученикам за 25-30 секунд десять определений  трудных в  написании и убирает их. Затем под диктовку ученики пишут эти слова на листке. Зрительная память в этом случае как бы подстраховывает слуховую память, а затем ученики дают определения этим понятиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Занятие 11- 12.

От общего – к частному.

Упражнение № 12.

 

    Посмотрите на список слов, обобщающих понятия, и попробуйте подобрать к ним конкретный образ. Например: «образование» - «книга», «цирк» - «клоун».

1.      Неволя;

2.      Пресса;

3.      Монархия;

4.      Политика

5.      Тоталитаризм.

6.      Рыночная экономика.

7.      Революция.

8.      Капитализм

9.      Демократия

10.   Права.

Ученики  знакомятся с  методами научного исследования: дедукция и индукция. Из источников  подбирают материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 13 -14.

Запоминаем прозаические тексты в образах.

Упражнение № 13.

     Эта методика запоминания текста разработана американским психологом Даниэлем Лаппо. Что же она собой представляет? Для начала внимательно прочтите текст от начала и до конца, затем возьмите лист бумаги и подробно опишите образы, которые возникли у вас при чтении текста, в той последовательности, в какой они возникали. После этого с помощью имеющихся перед глазами описанных образов на бумаге перескажите текс. Теперь закройте глаза, пусть образы возникнут в вашем сознании. Перескажите текст, не подглядывая в описанные образы.

    Тексты, с которыми вы познакомились таким способом, останутся в вашей памяти на долгие годы в общих чертах, а при желании или необходимости вы сможете вспомнить их во всех подробностях, вызывая в памяти ассоциативные образы, на примере любого материала из текста учебника или любой хрестоматии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 15 - 16

Специфический текст в образах.

Упражнение № 14

             А теперь усложним упражнение. Вам предстоит работать со специфическим текстом, содержащим абстрактные понятия и термины. Ваша задача – прочитать текст, представить каждое понятие в конкретном образе и связать их между собой в единый сюжет. После этого попробуйте пересказать текст. Если пересказ не получился, не расстраивайтесь: главное в этом упражнении – работа вашего воображения. Каждое понятие или термин вы можете представить в виде сказочного животного или забавного человечка с характерной внешностью или особым атрибутом.

                В период между 16 и 18 вв. основные европейские страны находились под влиянием экономических теорий меркантилизма. Меркантилисты считали, что нации, подобно торговцам, должны конкурировать между собой за получение прибыли. Следовательно, правительство, по их мнению, должно поддерживать промышленность такими законами, которые позволяют делать издержки на зарплату и другие ресурсы низкими, а экспорт (продажу товаров в другие страны) – высокими. Так можно достичь так называемого благоприятного торгового баланса.

«Благоприятный торговый баланс»  являет собой ситуацию, при которой экспорт превышает импорт. Такое превышение, которое похоже на прибыль продавца, приведет к росту национального запаса золота и серебра. Как считало большинство людей того времени, такой запас и является реальной мерой благосостояния нации.

         Для достижения благоприятного торгового баланса основные европейские страны пытались захватить колонии. Они считали, что колонии смогут обеспечить метрополии дешевой рабочей силой, сырьем и создать рынок сбыта продукции.

       Например, для достижения этих целей в своих американских колониях Англией был принят Закон о навигации. Он защищал британскую промышленность, запретив колониям производить шляпы, шерстяные вещи, кованое железо и другие товары. Закон содержал также список «особых товаров» (в основном сырьевых), которые не могли продаваться ни в одной стране, кроме Англии.

  Возмущение этим  законом было настолько велико, что его назвали одной из главных причин Войны за независимость.

 

 

 

 

 

 

 

Занятие № 17 - 18

Запомни текст по опорным словам.

Упражнение № 15.

                  Один из самых эффективных способов запоминания текста – выделить в нем так называемые опорные слова, которые помогут вам запомнить и воспроизвести основную суть текста. Для выполнения этого упражнения вам понадобиться помощник. Попросите его прочитать текст, а сами по ходу прослушивания выделите в каждом предложении одно (или больше, если предложение сложное или содержит однородные члены) опорное слово и запишите его на бумаге. После прослушивания текста с помощью опорных слов попробуйте его воспроизвести.

 Текст можно взять из учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 19 -20

Магические вопросы.

Упражнение 16.

Еще один способ запомнить текст заключается в следующем. Когда вы читаете текст, перед вами стоит задача ответить на вопросы:

1.      Кто;

2.      Что сделал;

3.      Каким образом;

4.      Зачем;

5.      Где;

6.      Когда.

            Обратите внимание на последовательность вопросов: начнем с самого главного, а затем уточняем то, о чем говорится в тексте. Попробуйте пересказать следующий текст, ответив после его прочтения на вышеприведенные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 21 - 22

Выявляем существенную информацию в тексте.

Упражнение 17

        Это упражнение, так же как  предыдущие входит в методику развития памяти М. Зиганова. Автор методики предлагает рассматривать каждый текст как хранилище определенной информации. Поэтому для того, чтобы запомнить текст, необходимо запомнить в первую очередь ту информацию, которую он содержит. Но для начала необходимо научиться вычленять существенную информацию (субъекты, объекты, их действия, состояния, характеристики), понимать ее, и только  в результате этого можно с успехом запомнить необходимый текст.

      Итак, перейдем непосредственно к упражнению. Вам необходимо прочитать текст и по ходу чтения подчеркнуть в нем то, что вам кажется существенным, т.е. выделить информацию, которая оказывает существенное влияние на осмысление содержания текста. Читать текст необходимо быстро и так же быстро подчеркивать все отдельно стоящие значимые слова или словосочетания, значимые числа, термины, имена собственные. После этого отложите книгу с текстом на несколько минут. Затем снова возьмите ее и прочитайте  только то, что вы для себя выделили и подчеркнули.         Теперь попробуйте вспомнить содержание текста и пересказать его. Начнем с текста, не содержащего большое количество терминов и не сложного для запоминания и воспроизведения.

      С точки зрения военного фактора положение Российской империи было очень уязвимым в силу ее материкового расположения на севере и в центре Евразии. Особенно по сравнению с другими странами. Так, США находились за пределами двух океанов – Тихого и Атлантического, Великобритания и Япония – на островах. Что делало их практически недосягаемыми для сухопутных армий противника, представляющих основной вид вооруженных сил начала ХХ века.

Поэтому в силу своего геостратегического положения Россия была вынуждена содержать самую большую по численности (в мирное время) армию, доходившую в отдельные периоды до 1,4 млн. человек.

                                   (А.Данилов. Геостратегическое положение Российской империи в начале ХХ века)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 23-24

Метод бравого солдата Швейка.

      Как вы запоминаете номера телефонов? Кто-то в цифрах телефона ищет номера квартиры, автобуса, день рождения, праздники, а также производит сложные манипуляции с цифрами: сложение, вычитание, извлечение корня и тому подобное. Они так влюблены в свой способ, что не хотят и слышать о других приемах запоминания.

    Итак, начнем изобретать велосипед еще раз.

Упражнение №  18.

Предлагаем следующие варианты:

11 9 7 5 3 1 – убывающая последовательность нечетных чисел.

2 4 6 8 10 12 – возрастающая последовательность четных чисел.

Зеркальный эффект, например 1814 – 1841 – годы жизни Лермонтова.  1881 – год смерти Достоевского.

339 – последняя цифра – результат перемножения первых двух.

625 – это 25 в квадрате.

96 – цифры акробаты.

Примеры: 1924г – 1(не берем в учет), 9 (9мая-День Победы), 24 (24 месяца служба в армии)

                     1633г- 1(не учитываем), 6 (перевернутая 9), 33(возраст Иисуса Христа)

                          (придумайте сами) 1881, 1825, 1223, 2008 и т.д.

                                                Упражнение №  19.

Исторические и другие смысловые ассоциации к цифрам.

0

(160)0 – сожжение Джордано Бруно

(180)0 – смерть Суворова.

(190)0 – Цеппелин построил дирижабль.

    1

(0)1 – пожарные.

(111)1 – крестовый поход князей во главе с Владимиром Мономахом против половцев

(180)1 – начало правления Александра 1.

 2

(0)2 – милиция

(190)2- завершилось объединение  Партии социалистов – революционеров (эсеры).

3

(0)3 – скорая помощь.

(170)3 – основание Санкт-Петербурга.

(180)03 – указ о вольных хлебопашцах.

(190)3 – первый полет на самолете братьев Райт (США).

4

(0)4 – газ

(180)4 – открытие Казанского университета.

(190)4 – начало русско-японской войны.

5

(0)5 – платная справочная служба.

(150)5 – начало правления Василия 3.

(160)5 -    (1606) правление Лжедмитрия 1.

(190)5 – окончание русско-японской войны,  первая революция в России.

               Кровавое воскресенье, манифест Николая 2 «Об усовершенствовании государственного порядка». Образование партии кадетов.

6.

(0)6 – заказ телеграмм по телефону.

6 – континентов.

(190)6- Первая Государственная дума.

(160)6 – начало правления Василия Шуйского.

(180)6 – (1812) –русско-турецкая война.

7.

(0)7 – семь чудес света.

(170)7 – начало восстания под руководством К.А.Булавина.

(180)7 – Тельзитский  мир.

(190)7 – Вторая Государственная дума (20 февраля -2 июня) и начало третьей Государственной думы. (1912)

8.

(0)8 – Восьмое марта.

(180)8 -   Русско-шведская война (1809) , присоединение Финляндии.

(190)8 – в  Сибири упал гигантский метеорит.

9.

(0)9 -  День Победы.

(170)9 – Полтавская битва.

10.

10 -  Х век – крещение Руси.

(19)10 – смерть Л.Н.Толстого.

11.

11 коп. – стоило мороженое –эскимо в СССР.

(11)11 - поход князей во главе с Владимиром Мономахом против половцев.

(16)11 – создание Первого ополчения.

(17)11 – учреждение Сената.

12.

12 – месяцев в году.

(16)12 – создание Второго ополчения, освобождение Москвы.

(18)12 – Отечественная война.

(19)12 -  окончание Третьей Государственной думы и начало Четвертой.

13

13 – чертова дюжина, несчастливое число.

(16)13 – избрание Михаила Романова царем на Земском соборе.

(18)13 – Лейпцигское сражение.

14.

14- получение паспорта.

(17)14 – Гангутское  сражение.

(18)14 – Венский конгресс (1815).

(19)14 – начало Первой мировой войны.

15.

15 – 15 республик в составе СССР.

16.

16 – окончание школы.

17.

17 –

(18)17 – Кавказская война (1864)

(19)17 – октябрьский переворот большевиков.

18.

18 – совершеннолетие.

(19)18 – разгон Учредительного собрания, подписание Брестского мира, начало  гражданской войны.

19.

19- золотой век русской литературы.

(19)19 – Э. Резерфорд произвел первую искусственную ядерную реакцию.

20.

20 – башен Кремля.

(19)20 –  принятие «сухого закона» в США.

21.

21 – «Очко», карточная игра.

(17)21 – провозглашение России империей, Петр 1 стал императором.

22.

(17)22 – издание Табели о рангах.

(19)22 – образование СССР.

23.

(12)23 – битва на Калке.

24.

24-часа в сутках.

(19)24 – смерть Ленина.

25.

(11)25 – начало правления Юрия Долгорукого в Суздале, Мстислава Великого в Киеве.

(13)25 – начало правления Ивана Калита  в Москве. (1340)

(17)25 – учреждение Академии наук, начало правления Екатерины 1.

(18)25 – восстание декабристов и начало правления Николая 1.

26.

26  бакинских  комиссаров.

27.

(17)27 – начало правления Петра 2.

(19)27- первый звуковой фильм «Певец из джаза».

28.

(18)28 – русско-турецкая война.

(19)28 – первый пятилетний план развития народного хозяйства.

29.

(17)29 – убийство Грибоедова в Персии.

(19)29 – великая депрессия в Америке.

30.

(17)30 – начало правления Анны.

(18)30 – восстание в Польше, русско-польская война.

31.

(14)31 – сожжение Жанны д, Арк.

(19)31 – в Нью-Йорке построен  449-метровый небоскреб .

32.

32 зуба.

(16)32 -  Смоленская война (1634).

33.

33 букв в алфавите.

(18)33 -  утверждение Свода законов Российской империи.

(19)33 – Гитлер приходит к власти.

34

(19)34 – ночь длинных ножей (убийство Гитлером своих штурмовиков) в Германии.

35

35см-самая тонкая талия у Екатерины Медичи.

(15)35 – возведение стен Китай-города.

(19)35 – отмена карточек на хлеб.

36.

36 – нормальная температура тела у человека.

(19)36- гражданская война в Испании.

37.

37 –тройка, семерка, туз.

(19)37 год – начало сталинских репрессий.

38.

38 попугаев в мультфильме.

39.

(19)39 – начало Второй мировой войны.

40

 

41

(12)41- основание Батыем Золотой Орды.

(19)41-нападение Германии на СССР.

42.

(12)42- Ледовое побоище.

43.

(15)43- Коперник установил, что Земля вращается вокруг Солнца.

(19)43 – Сталинградская битва.

44.

(19)44- открытие 2-го фронта в Нормандии.

 45.

(19)45 – конец Великой Отечественной войны.

46.

(19)46 – рождение легкового автомобиля «Москвич».

47.

(11)47-первое упоминание о Москве.

(19)47- план Маршала.

48.

(19)48-образование государства Израиль.

49.

(11)49- правление Ю.Долгорукого в Москве.

(19)49-создание СЭВ.

50.

50-юбилей, золотая свадьба.

51.

(15)51-Стоглавый собор русской церкви.

(18)51-открытие Николаевской железной дороги между Москвой и Петербургом.

52.

(15)52-поход Ивана Грозного на Казань.

(19)52-принятие названия партии КПСС.

53.

Фильм «Холодное лето 53»

(19)53- смерть Сталина.

54.

(19)54-издание романа Эренбурга «Оттепель».

55.

55 лет - пенсионный возраст для женщин.

(17)55-основание Московского университета.

56

(19)56-Венгерское восстание.

57.

(19)57- первый искусственный спутник Земли.

               Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.

58.

(15)58- Ливонская война.

59.

(19)59- рождение куклы Барби.

60.

60лет-пенсионный возраст для мужчин.

61.

(18)61-отмена крепостного права в России.

(19)61- построена Берлинская стена. Полет Гагарина в космос.

62.

(16)62- Медный бунт. Поход Разина.

(17)62 – убийство Петра 3. Дворцовый переворот. Царствие Екатерины 2.

63.

(19)63- начало триумфальных гастролей «Битлз»  по миру.

64.

(19)64- заговор  против Н.Хрущева, снятие его с занимаемых постов.

             Избрание Л.И.Брежнева Первым секретарем ЦК КПСС.

65.

(19)65- взят курс на проведение экономических реформ «Реформа Косыгина».

66.

(19)66- конец гастролей «Битлз».

67.

(18)67- продажа Аляски.

68.

(19)68- публикация повести А.Солженицына «В круге первом».

69.

(19)69-высадка первого человека на Луну.

70.

70 лет средняя продолжительность жизни.

(17)70- Чесменское  сражение

(18)70- реформа городского самоуправления.

71.

71 г. до нашей эры - смерть Спартака.

72.

(15)72- Варфоломеевская ночь.

73.

(17)73- восстание Пугачева.

(19)73- публикация произведения А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

74.

(19)74- запуск космического корабля «Союз - Апполон».

75.

(17)75- казнь Пугачева.

76.

(17)76- основание США, Декларация независимости.

(18)76- изобретение двигателя внутреннего сгорания.

77.

(14)77- поход Ивана 3 на Новгород.

78.

 

79.

(19)79-советские войска в Афганистане.

80.

(13)80-Куликовская битва, разбит Мамай.

(19)80- Олимпиада в Москве. Смерть Высоцкого. Ввод войск в Афганистан.

81.

(18)81-убийство Александра 2, бомбу смастерил Н. Кибальчич, автор реактивного двигателя.

82.

(19)82—смерть      Генсека Брежнева.

83.

(17)83-присоединение Крыма к России.

84.

(15)84- гибель Ермака.

(19)84- смерть Генсека Ю.В.Андропова.

85.

(19)85- смерть Генсека К.У.Черненко.

86.

(19)86- катастрофа в Чернобыле.

87.

(19)87- начало перестройки М.С.Горбачева.

88.

(19)88- 1000-летие крещения Руси. Издание романа Б.Пастернака «Доктор Живаго».

89.

(17)89- падение Бастилии.

(19)89- разрушение Берлинской стены.

90.

(19)90- избрание М.С.Горбачева первым и единственным Президентом СССР.

91.

(19)91- распад СССР, ГКЧП.

92.

(19)92 – реформы Гайдара.

93.

(19)93- штурм парламента. Обстрел Белого дома.

94.

(18)94- начало царствования Николая 2.

95.

(19)95- начало Чеченской войны.

96.

(19)96- избрание Б.Н.Ельцина президентом России.

97.

(14)97- «Юрьев день», закон о переходе крестьян от одного помещика к другому.

98.

 

99.

(17)99-рождение А.С.Пушкина.

(19)99- вторая Чеченская война.

100.

100- Столетняя война Англии с Францией.

100-век.

            Ты можешь сам делать выбор или придумать свои ассоциации.  Заполни сам или дополни список. Не только смысловые, исторические. Но и личные, например: день рождения, номер твоего автобуса, квартиры и т.д.

           Ну, а мы посмотрим, сколько баллов ты набрал за эту игру.

Подобрать свои ассоциации к цифрам:

Могу легко                 – 10 баллов;

Могу, но не ко всем – 8 баллов;

Не могу                         - 1 балл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зантие26-27.

Выявляем понятия.

    Автор методики усовершенствования памяти М.Зиганов наряду с выявлениями существенной информации предлагает научиться выявлять понятия в тексте для того, чтобы быстро его запомнить и удерживать в памяти на долгое время.

   Одно понятие может заключать одно предложение или целую группу предложений. Может быть так, что одно предложение заключает в себе несколько понятий.

 

Упражнение № 19.

             Выделим в следующем тексте все понятия: «Под палящим солнцем в Сирии медленно двигался караван арабских купцов. Они вышли из Мекки. Около сорока дней длилось путешествие к югу каравана, нагруженного всевозможными товарами – арабским ладаном, индийскими специями и шелком. Они продали или обменяли их на рынках Сирии, большую часть в Дамаске, и теперь, заполнив все свободное место на спинах верблюдов, уже с другими товарами, были на пути к дому».

        А теперь проверим, правильно ли вы выделили и выписали понятия из текста. Для этого задайте к каждому понятию вопрос: «Что говорится в тексте об этом?» В том случае, если вы выявили понятие верно, на помощь придет фраза из текста  и вам самим не придется строить новое предложение с использованием слов, которых в данном тексте нет.

Перечислим выделенные понятия: «караван арабских купцов», «они (т.е. арабские купцы)», «путешествие», «всевозможные товары», «арабский ладан», «индийские специи», «шелк», «большая часть товара», «другие товары».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 28

Работа над текстом.

Упражнение №20

Представляем текст в виде дерева.

       Для того чтобы выполнить это упражнение, прочитайте текст. Выделите в нем основную и побочные мысли, после чего попробуйте нарисовать текст в виде дерева. Его ствол составит основная мысль, а побочные будут отходить  от него в виде веток. Если побочная мысль развивается в новую мысль текста, изобразите последнюю в качестве отростка от  ветки или листочка. После чего перескажите текст, пользуясь подсказкой.

     «Развитие банковской системы началось в Средние века. Основной формой денег в те  времена были золотые и серебряные монеты, неудобные для переноски и привлекательные для воров. Чтобы сделать деловые операции более безопасными и удобными. Люди начали приносить свои монеты местным ювелирам, которые давали им расписки в обмен на монеты. Таким образом, ювелиры предоставляли некоторые услуги, подобные услугам современных банков.

      Купцы охотно принимали расписки в уплату за товары, так как они могли поменять их на золото в ювелирных мастерских. Со временем ювелирные расписки стали очень популярными среди торговцев и путешественников, перевозящих большие суммы денег. Широкое использование расписок является наиболее ранней формой денег, введенных в оборот в Западной Европе.

      Первоначально расписки золотых дел мастеров полностью обменивались на золото, т.е. представляли собой определенное количество золота на хранении. Со временем, однако, ювелиры заметили, что количество золота, которое люди изымали, было меньше, чем то, которое было вложено. Это позволило им предоставлять другим людям часть золота своих вкладчиков за плату – под проценты. Во  многих случаях заемщики наряду с реальным металлом также соглашались принимать бумажные расписки. В этом смысле ювелиры создавали деньги. Это было началом современной банковской системы.

                              Составляем план ответа.

         Этот метод запоминания и воспроизведения текста подходит для тех, кому  предстоят экзамены  или произносить речи. Для того чтобы надежнее  запомнить и потом без особого труда воспроизвести текст, можно воспользоваться такой подсказкой, как план ответа или речи. В план обычно выносятся основные мысли текста, опорные понятия. Можно также вынести имена собственные и даты, если вы не уверены в том, что сможете их вспомнить наверняка. Таким образом, в плане мы отражаем то, что важно не упустить в нашем ответе.

 

Упражнение № 21.

      Давайте попробуем составить план ответа на вопрос школьного экзамена по истории, взяв за основу параграф из учебника.

  «Начало ХХ в. – переломное время не только в политической и социально-экономической жизни России, но и в духовном состоянии российского общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности и представления людей. Агрессивный натиск материального производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, нивелировке человеческой индивидуальности, к торжеству стандартизации и унификации всех сторон человеческого бытия. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы

      Несмотря на отставание в области индустриального производства, Россия рубежа  XIXXX вв. внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван «революцией в естествознании», так как сделанные в этот период научные открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающей среде. Русским ученым принадлежат выдающиеся открытия в области физики, математики, биологии, химии и других отраслях науки.

       Вступление России в новую эпоху сопровождалось поисками  идеологии, способной не только объяснить происходящие в ней перемены, но и наметить перспективы развития страны. Наиболее популярной философской теорией в России начала ХХв. был марксизм. Он подкупал своей логичностью, кажущейся простотой, универсальностью. К тому же марксизм имел в России благодатную почву в лице революционно настроенной интеллигенции, воплотившей в себя особенности русского национального характера с его жаждой справедливости и равенства, склонностью к мессианству.

       Неоднозначный характер русского общества начала ХХв. Наиболее выпукло отразился в русской художественной культуре «серебряного века».  С одной стороны,  в  произведениях писателей сохраняются устойчивые традиции «критического реализма» XIXв. Вместе с тем все громче начинают звучать голоса иного поколения, представляющего свой счет представителям реализма, протестующего против главного принципа реалистического искусства – принципа непосредственного изображения окружающего мира. Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты – символисты».

                                                            (А.Данилов, Л.Косулина. «Серебряный век» русской культуры. Параграф  учебника «История России. ХХ в.»)

                  Краткий план

1.       Начало ХХ в. – переломное время во всех сферах общественной жизни.

2.       Духовная сфера: чувство надвигающейся катастрофы.

3.       Наука: «революция в естествознании».

4.       Поиски новой идеологии: марксизм.

5.       «Серебряный век» в литературе: критический реализм – символизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 29.

Запоминание терминов с помощью ассоциаций.

      Для того чтобы легче запомнить новые термины, следует воспользоваться методом искусственных ассоциаций. Тогда процесс запоминания терминов покажется вам не только не сложным, но и интересным и даже забавным. Знакомясь с новыми терминами, попробуйте представить его в виде человечка с определенным выражением лица, т.е. этот человечек должен выражать определенную эмоцию. Что это за эмоция – решать вам. Вы можете воспользоваться чисто звуковым сходством термина и названия эмоции. А может быть. Связь термина и чувства возникнет у вас неосознанно. Главное, чтобы в вашем сознании они были тесно связаны.

    Итак. Допустим, термин «улус» чем-то напоминает нам слово «грусть», возможно, связаны эти слова тем, что в составе и того и другого есть буква «у». Представим  себе человека с грустным выражением лица, над его головой или внизу мысленно увидим надпись «улус» - это имя грустного человечка. Теперь, чтобы вспомнить звучание этого термина. Вам достаточно вспомнить, что оно связано с эмоцией «грусть», в вашем сознании возникнет образ человечка и его имя – «улус».

 

Упражнение № 22.

Эмоциональные характеристики терминов.

        Попробуйте подобрать эмоциональные характеристики следующим терминам и мысленно закрепить их в образах человечков с определенным выражением лица и именем. Однако, не забудьте запомнить значение тех терминов, которые вам предлагаю:

                      Список терминов:

1.     Адаптация;

2.     Сепаратизм;

3.     Конфессии;

4.     Нигилизм;

5.     Кульминация;

6.     Консолидация;

7.     Плюрализм;

8.     Пацифизм;

9.     Деспотизм;

10.  Экономика.

 

Упражнение № 23.

      Еще один вариант интересного знакомства с терминами незнакомыми сложными словами и эффективного запоминания их звучания и значения.

Пользуясь звуковой стороной термина. Подберите ассоциации к нижеперечисленным терминам из мира животных и птиц. Например: акциз – киса.

Список терминов:

1.       Коррупция;

2.       Девальвация;

3.       Урбанизация;

4.       Концепция;

5.       Мобилизация;

6.       Модернизация;

7.       Глобализация.

               Упражнение № 24.

         Теперь, пользуясь звуковым сходством термина с тем или иным мужским или женским именем,  дайте  каждому термину человеческое имя.  Пример: альтернатива – Екатерина.

                                           Список терминов:

  1. Директория;
  2. Лексикон;
  3. Декларация;
  4. Волюнтаризм;
  5. Конституция;
  6. Пакт.

Не забудьте посмотреть значение незнакомых вам терминов в словаре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 30

Запоминаем с интересом.

          Автор методики 100%-ного запоминания текстов М.Зиганов уверен в том, что для  лучшего запоминания нужно быть искренне заинтересованным в процессе  и особенно результатах запоминания текста. Если вы не испытываете особого интереса к тому, что вам следует запомнить, его можно развить. Для этого вам предлагаются специальные упражнения.

Упражнение № 25.

    Перед внимательным прочтением и запоминанием того или иного текста посмотрите его «по диагонали», чтобы иметь представление о том, что в нем содержится.

   После этого ответьте на вопросы:

  1. Стоит ли перейти к внимательному прочтению текста либо информация, представленная в нем, вам и так хорошо знакома или кажется бесполезной?
  2. Что именно вам следует запомнить из текста?
  3. В чем заключается цель запоминания текста, при каких обстоятельствах вам может понадобиться информация, представленная в тексте?
  4. На какой срок вам нужно запомнить информацию?
  5. Что вы уже знаете по тому предмету, о котором пойдет речь в тексте?

        Вы можете кратко сформулировать ответы на вопросы устно, но лучше записать их на листке бумаги. Затем внимательно прочтите текст. Теперь обратитесь к вопросам. Ответьте на них еще раз. Скорее всего, нынешние ваши ответы не по всем пунктам будут совпадать с предыдущими. Возможно так же, что в процессе внимательного чтения вы почувствуете возрастание интереса к тому, о чем в нем говорится.

 Значимость данного метода для запоминания  очень велика:

  1. Ответ на первый вопрос поможет вам сэкономить время и избежать перегрузки памяти незначительным материалом. Вы учитесь выделять в тексте главное и несущественное.
  2. Ответ на второй вопрос обеспечит вам целенаправленность восприятия информации. А это в свою очередь способствует системному восприятию и запоминанию.
  3. Третий ответ придаст вам стимул для запоминания, ведь вы определили цель, с которой  знакомитесь и стараетесь запомнить текст. Значит, вы выявляете в себе и интерес знакомства с той или иной информацией.
  4. Срок запоминания текста. Который вы определили, важен для дальнейшего обращения с новой информацией. Поэтому, чтобы запомнить текст на длительное время, рекомендую время от времени мысленно восстанавливать его структуру или важные информативные моменты или перечитывать текст.
  5. Уже имеющиеся знания по теме существенно облегчат процесс восприятия и запоминания новой информации, придадут  дополнительный интерес вашему знакомству с текстом.

 

 

 

 

 

 

Занятие 31-35.

      Используя  предложенные методики и рекомендованные упражнения, продолжить занятия на  экзаменационном материале  ЕГЭ по истории и обществознанию.

 

 

 

 

 

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти

Программа развития памяти
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020