Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»
671840, Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Рукавишникова, 6
тел. 8(30142) 91963
«Согласовано» Заседание МО Протокол № __1__ от_29 августа_ 2019 г. Руководитель МО_________ подпись ________________________ ФИО |
Рассмотрено на заседании Научно-методического совета МБОУ «Кяхтинская СОШ №1» Протокол № __1__ от__30 августа__ 2019 г.
|
«Утверждаю» Директор школы ___________/Анчиков В.Д./ Приказ № _70, п. 6_ от__30 августа__ 2019 г.
|
Программа реализации предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» в рамках изучения курса «История России»
6-9 классы
Составлена: Максимовым Л.А.
учителем истории высшей категории
Кяхта
2019г.
Пояснительная записка
Согласно статье 87 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули). Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
В соответствии с пунктом 18.3.1. приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» предметная область ОДНКНР является обязательной и должна быть представлена в учебных планах общеобразовательных организаций. В то же время для данной предметной области в стандартах не прописаны составляющие её учебные предметы, что позволяет изучать ее на данном этапе через учебные курсы по выбору за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Содержание и планируемые результаты освоения
предметной области «ОДНКНР» в соответствии с ФГОС ООО
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями. Базовые национальные ценности раскрываются через систему нравственных ценностей (представлений), которые приведены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» // Авторы А.Я., Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.
Концепция определяет:
- характер современного национального воспитательного идеала;
- цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
-систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
-основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся».
В соответствии с ФГОС основного общего образования изучение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" должно обеспечить:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
- воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
ОДНКНР в учебном плане образовательной организации
Согласно Письму Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 № 08-761, письму Министерства образования Нижегородской области от 19.09.2016 г. № 316-01-100-3467/16-00 «Об изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации» предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» может быть реализована в трёх вариантах:
Вариант I. Занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.
Вариант II. включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания.
Вариант III. включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
В МБОУ «Кяхтинская СОШ № 1» принято решение о реализации предметной области ОДНКНР по второму варианту, т.е. включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
Широкие возможности для обеспечения предметной области ОДНКНР представляет курс «История России»
Интеграция содержания учебного предмета «История» с предметной областью ОДНКНР в основной школе создает патриотическую основу для воспитания у молодого поколения гордости за свою страну, понимания ее роли в мировой истории, а также осознания школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Тематическое планирование реализации предметной области ОДНКНР
6 класс
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
33 |
Народы и государства нашей страны в древности |
1 |
37 |
Зарождение государственности у восточных славян |
1 |
40 |
Князь Владимир и Крещение Руси |
1 |
43 |
Древняя Русь: общество и государство |
1 |
44 |
Развитие городов и быт жителей Руси |
1 |
45 |
Православная церковь в Древней Руси |
1 |
46 |
Литература Древней Руси |
1 |
47 |
Искусство Древней Руси |
1 |
57 |
Золотая Орда. Народы и государства евразийской степи и Сибири в XIII—XV вв. |
1 |
65 |
Русская православная церковь во второй половине XIII — XV в. |
1 |
66 |
Русская литература во второй половине XIII — XV в. |
1 |
67 |
Искусство во второй половине XIII — XV в. |
1 |
|
|
Итого: 12 |
7 класс
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
33 |
Общественный строй и новая идеология Московского государства |
1 |
39 |
Русская православная церковь в XVI веке |
1 |
40 |
Русская письменность, книжность и литература XVI века |
1 |
41 |
Живопись и архитектура России в XVI веке |
1 |
42 |
Наука и техника России в XVI веке |
1 |
55 |
Русская деревня в XVII веке |
1 |
57 |
Раскол в Русской православной церкви |
1 |
58 |
Никониане и старообрядцы |
1 |
62 |
Русские за Байкалом |
1 |
63 |
Просвещение, литература и театр в XVII веке |
1 |
64 |
Архитектура России XVII века |
1 |
65 |
Живопись России XVII века |
1 |
66 |
Жизнь и быт различных сословий |
1 |
67 |
Жизнь и быт различных сословий |
1 |
|
|
Итого: 14 |
8 класс
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
35 |
Преобразования Петра I |
1 |
38 |
Преобразования в области культуры и быта |
1 |
48 |
Внутренняя политика Екатерины II и просвещенный абсолютизм |
1 |
49 |
Губернская реформа и сословная политика Екатерины II |
1 |
50 |
Крепостное право в России во второй половине XVIII века |
1 |
51 |
Экономическая жизнь России во второй половине XVIII века |
1 |
52 |
Экономическая жизнь России во второй половине XVIII века |
1 |
56 |
Народы Российской империи в XVIII веке |
1 |
57 |
Освоение Новороссии |
1 |
60 |
Школа, образование и воспитание в XVIII веке |
1 |
61 |
Российская наука в XVIII веке |
1 |
62 |
Михаил Васильевич Ломоносов |
1 |
63 |
Общественная мысль второй половины XVIII века |
1 |
64 |
Русская литература, театральное и музыкальное искусство |
1 |
65 |
Русская художественная культура XVIII века. Архитектура. |
1 |
66 |
Русская художественная культура XVIII века. Скульптура и живопись. |
1 |
67 |
Культура и быт российских сословий. Крестьяне и горожане. |
1 |
68 |
Культура и быт российских сословий. Дворянство |
1 |
|
|
Итого: 18 |
9 класс
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
30 |
Российское общество в первой половине XIX века. Деревня. |
1 |
31 |
Промышленность, торговля, городская жизнь в первой половине XIX века |
1 |
40 |
Общественная и духовная жизнь в 1830-1850-х гг. |
1 |
41 |
Народы России в первой половине XIXв. |
1 |
43 |
Золотой век русской литературы |
1 |
44 |
Культура России в первой половине XIX в. |
1 |
46 |
Отмена крепостного права в России |
1 |
47 |
Великие реформы 1860-1870-х годов |
1 |
48 |
Сельское хозяйство и промышленность в пореформенный период |
1 |
49 |
Народное самодержавие Александра III |
1 |
51 |
Образование и наука России второй половины XIXв. |
1 |
52 |
Культура России во второй половине XIX в. |
1 |
53 |
Народы России во второй половине XIXв. Национальная политика самодержавия |
1 |
54 |
Народничество |
1 |
55 |
Общественная жизнь России в конце XIXв. |
1 |
58 |
Российское общество в условиях модернизации |
1 |
62 |
Формирование политических партий в России |
1 |
63 |
Становление российского парламентаризма |
1 |
64 |
Общество и власть после революции |
1 |
66 |
Серебряный век российской культуры |
1 |
67 |
Просвещение и наука России в начале XX века |
1 |
|
|
Итого: 21 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.