ГБОУ ООШ с. Колодинка
ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
по теме: «Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся
на уроках русского языка и литературы»
Автор программы - учитель русского языка и литературы
ГБОУ ООШ с. Колодинка
Белоусова Елена Александровна
2020г.
Пояснительная записка
«Воспитание, полученное человеком,
закончено, достигло своей цели,
когда человек настолько созрел,
что обладает силой и волей
самого себя образовывать в течение
дальнейшей жизни, и знает способ
и средства, как он это может
осуществить в качестве индивидуума,
воздействующего на мир».
А. Дистервег
Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. На 2020-2023 учебные годы я определила для себя следующую тему самообразования: «Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы».
Самообразование – это потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для учителя. Для того чтобы учить других, нужен хороший запас определенных знаний, нужен профессионал, который будет готов совершенствоваться в процессе своей деятельности. Чтобы сформировать и развивать компетенции, нужно дать их объяснение. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.
Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями.
Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.
Актуальность темы
Целью школьного образования является не сумма знаний, умений и навыков, а запас компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализация и успешная социальная адаптация выпускников. Задача учителя-помочь подрастающему поколению, а значит, и сам учитель должен повышать уровень профессионального мастерства.
Актуальность выбранной темы заключается для реализации ФГОС, в основу которого положен системно - деятельностный подход, ориентированный на личность обучающегося, на развитие его личностных качеств.
Цель программы: повышение собственного теоретического и научно-методического уровня по теме самообразования.
Задачи:
- изучение и анализ опыта работы по вопросам формирования речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы;
- изучение и овладение новыми технологиями по теме самообразования;
- внедрение на уроках русского языка и литературы форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи обучающихся;
- подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;
Срок реализации программы: 2020 – 2023 гг. Реализация программы самообразования запланирована мною в срок до 3 лет с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.
Источники самообразования: СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная). Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи.
На уроках русского языка и литературы предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано. Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
Формирование коммуникативных и языковых компетенций
Компетенции |
Общепредметные компетенции |
Русский язык и литература |
Коммуникативная компетенция |
Устный диалог |
Задавание
вопросов собеседнику. |
Диалог в письменной форме |
Самопрезентация в форме резюме. |
|
Полилог(коллективная дискуссия) |
Ролевая форма представления текста произведения. |
|
Языковая компетенция |
Письмо |
Орфографическая
и пунктуационная грамотность. |
Речь |
Орфоэпические нормы. |
|
Чтение |
Выразительность, эмоциональность |
Методы, формы, ориентированные на развитие компетенций
Компетенции: |
Методы, ориентированные на устную коммуникацию: |
Коммуникативная компетенция |
|
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию: |
|
|
№ |
План мероприятий |
Сроки |
Отметка о выполнении |
1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка
|
Теоретическое изучение темы. Подписка на методическую литературу. Повышение квалификации по предмету, курсы. Участие в вебинарах и семинарах различного уровня. Изучение инновационных методов работы ведущих учителей России в области обучения и воспитания. Участие в комиссиях предметных олимпиад, научно-практических конференций, экспертной проверке ОГЭ по русскому языку. Аттестация на первую квалификационную категорию (подтверждение). |
2020- 2023 систематически
2020, январь. |
|
2. Использование современных образовательных технологий и ИКТ области |
Использование на уроках русского языка и литературы ЭОР. Проведение уроков с использованием ИКТ. Обзор в Интернете информации по русскому языку и литературе, педагогике и психологии. Работа на персональном сайте. Создание презентаций по предмету. Использование на уроках сайты: Музей-онлайн, Библиотека-онлайн, Российский учебник, Инфоурок, Урок РФ, Знанио, Мультиурок и другие. |
2020 – 2023 систематически |
|
3. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта |
Выступление перед коллегами. Проведение открытых уроков. Взаимопосещение уроков. Публикация методических разработок, статей. |
2020- 2023 систематически |
|
4. Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время |
Совершенствовать систему подготовки к экзаменам в форме ОГЭ. Создать условия для участия детей в дистанционных олимпиадах и конкурсах. Добиться активного и результативного участия обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на региональном уровне. Вовлекать больше обучающихся, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, в исследовательскую деятельность. |
2020- 2023 систематически |
|
Действия учителя по реализации направления
Формы результативности
Профессиональное:
- изучение программ, учебников по теме самообразования;
- знакомство с новыми технологиями, предложенными другими специалистами – филологами по формированию навыков речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы;
- посещение курсов повышения квалификации по теме самообразования
Психолого-педагогическое:
- тезисное конспектирование.
Методическое:
- знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения;
- составление методической папки – копилки по теме самообразования;
- составление творческих аналитических отчётов по теме самообразования.
Информационно-коммуникативное:
- знакомство с ЭОР по теме самообразования;
- публикация методических разработок на собственном сайте в сети Интернет.
Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы для обучающихся:
- понимать коммуникативную цель чтения (слушания) текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- осознавать содержание текста;
- фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, конспекта, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);
- определять основную мысль текста, его стиль и тип речи;
- дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, по данному началу; предвосхищать возможное развитие основной мысли лингвистического текста, комментировать и оценивать информацию текста;
- осознавать языковые особенности текста и смысловые трудности его восприятия;
- использовать информацию текста в других видах деятельности (например, составлять рабочие материалы для использования их при подготовке докладов, рефератов).
Ожидаемые результаты по реализации программы для педагога:
- повышение собственного профессионального уровня по теме самообразования
- повысить качество преподавания предмета
- трансляция опыта работы в педагогических сообществах
- размещение материалов по теме самообразования на собственном портфолио – сайте.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.