Программа самообразования по теме:«Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»
Оценка 5

Программа самообразования по теме:«Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Оценка 5
docx
21.01.2020
Программа самообразования по теме:«Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»
Программа самообразования.docx

ГБОУ ООШ с. Колодинка

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

по теме: «Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся

на уроках русского языка и литературы»

 

 

 

Автор программы - учитель русского языка и литературы

ГБОУ ООШ с. Колодинка

   Белоусова Елена Александровна       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020г.

Пояснительная записка

«Воспитание, полученное человеком,

закончено, достигло своей цели,

когда человек настолько созрел,

что обладает силой и волей

самого себя образовывать в течение

дальнейшей жизни, и знает способ

и средства, как он это может

осуществить в качестве индивидуума,

воздействующего на мир».

А. Дистервег

 

Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. На 2020-2023 учебные годы я определила для себя следующую тему самообразования: «Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы».

 Самообразование – это потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для учителя. Для того чтобы учить других, нужен хороший запас определенных знаний, нужен профессионал, который будет готов совершенствоваться в процессе своей деятельности.  Чтобы сформировать и развивать компетенции, нужно дать их объяснение. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.

Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями.

 Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.

Актуальность темы

Целью школьного образования является не сумма знаний, умений и навыков, а запас компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализация и успешная социальная адаптация выпускников. Задача учителя-помочь подрастающему поколению, а значит, и сам учитель должен повышать уровень профессионального мастерства.

Актуальность выбранной темы заключается для реализации ФГОС, в основу которого положен системно - деятельностный подход, ориентированный на личность обучающегося, на развитие его личностных качеств.

Цель программы: повышение собственного теоретического и научно-методического уровня по теме самообразования.

Задачи:

- изучение и анализ опыта работы по вопросам формирования речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы;

- изучение и овладение новыми технологиями по теме самообразования;

- внедрение на уроках русского языка и литературы форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи обучающихся;

- подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;              

Срок реализации программы: 2020 – 2023 гг. Реализация программы самообразования запланирована мною в срок до 3 лет с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.

Источники самообразования:  СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная). Интернет;  медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи.

На уроках русского языка и литературы предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано. Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

Формирование коммуникативных и языковых компетенций

Компетенции

Общепредметные компетенции

Русский язык и литература

Коммуникативная компетенция

Устный диалог

Задавание вопросов собеседнику.
Конструирование ответа на вопрос.

Диалог в письменной форме

Самопрезентация в форме резюме.

Полилог(коллективная дискуссия)

Ролевая форма представления текста произведения.

Языковая компетенция

Письмо

Орфографическая и пунктуационная грамотность.
Составление документации.

Речь

Орфоэпические нормы.

Чтение

Выразительность, эмоциональность

Методы, формы, ориентированные на развитие компетенций

Компетенции:

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

Коммуникативная компетенция

  • все формы учебного диалога;
  • доклады и сообщения;
  • ролевые и деловые игры;
  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;
  • обсуждения, дискуссии, диспуты;
  • выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

  • ролевые и деловые игры
  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
  • подготовка заметок и статей с учетом целевой аудитории;
  • рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.

 

План мероприятий

Сроки

Отметка о выполнении

1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

 

Теоретическое изучение темы. Подписка на методическую литературу.

Повышение квалификации по предмету, курсы.

Участие в вебинарах и семинарах различного уровня.

Изучение инновационных методов работы ведущих учителей России в области обучения и воспитания.

Участие в комиссиях предметных олимпиад, научно-практических конференций, экспертной проверке ОГЭ по русскому языку.

Аттестация на первую квалификационную категорию (подтверждение).

2020- 2023 систематически

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020, январь.

 

2. Использование современных образовательных технологий и ИКТ области

Использование на уроках русского языка и литературы ЭОР.

Проведение уроков с использованием ИКТ.

Обзор в Интернете информации по русскому языку и литературе, педагогике и психологии.

Работа на персональном сайте.

Создание презентаций по предмету.

Использование на уроках сайты: Музей-онлайн, Библиотека-онлайн, Российский учебник, Инфоурок, Урок РФ, Знанио, Мультиурок и другие.

2020 – 2023 систематически

 

3. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Выступление перед коллегами.

Проведение открытых уроков.

Взаимопосещение уроков.

Публикация методических разработок, статей.

2020- 2023 систематически

 

4. Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время

Совершенствовать систему подготовки к экзаменам в форме ОГЭ.

Создать условия для участия детей в дистанционных олимпиадах и конкурсах.

Добиться активного и результативного участия обучающихся в  творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на региональном уровне.

Вовлекать больше обучающихся, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, в исследовательскую деятельность.

2020- 2023 систематически

 

Действия учителя по реализации направления

Формы результативности

Профессиональное:

- изучение программ, учебников по теме самообразования;

- знакомство с новыми технологиями, предложенными другими специалистами – филологами по формированию навыков речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы;

- посещение курсов повышения квалификации по теме самообразования

Психолого-педагогическое:

- тезисное конспектирование.

Методическое:

- знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения;

- составление методической папки – копилки по теме самообразования;

- составление творческих аналитических отчётов по теме самообразования.

Информационно-коммуникативное:

- знакомство с ЭОР по теме самообразования;

- публикация методических разработок на собственном сайте в сети Интернет.

Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы для обучающихся:

- понимать коммуникативную цель чтения (слушания) текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

- осознавать содержание текста;

- фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, конспекта, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);

- определять основную мысль текста, его стиль и тип речи;

- дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;   выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую;

- прогнозировать содержание текста по заголовку, по данному началу; предвосхищать возможное развитие основной мысли лингвистического текста, комментировать и оценивать информацию текста;

- осознавать языковые особенности текста и смысловые трудности его вос­приятия;

- использовать информацию текста в других видах деятельности (например, составлять рабочие материалы для использования их при подготовке докладов, рефератов).

Ожидаемые результаты по реализации программы для педагога:

повышение собственного профессионального уровня по теме самообразования

- повысить качество преподавания предмета

- трансляция опыта работы в педагогических сообществах

- размещение материалов по теме самообразования на собственном портфолио – сайте.

 

 

 

Программа самообразования по теме:«Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Программа самообразования по теме:«Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Программа самообразования по теме:«Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Программа самообразования по теме:«Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Программа самообразования по теме:«Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Программа самообразования по теме:«Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Программа самообразования по теме:«Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Программа самообразования по теме:«Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Программа самообразования по теме:«Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Программа самообразования по теме:«Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Программа самообразования по теме:«Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Программа самообразования по теме:«Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Программа самообразования по теме:«Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Программа самообразования по теме:«Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Программа самообразования по теме:«Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Программа самообразования по теме:«Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Программа самообразования по теме:«Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Программа самообразования по теме:«Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Программа самообразования по теме:«Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Программа самообразования по теме:«Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020