Управление образования города Батайска
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр развития детей и юношества на основе инновационных технологий»
(МБУ ДО «ЦИТ»)
РАССМОТРЕНО и СОГЛАСОВАНО на заседании Методического совета протокол № _1_ от 30.08.2019 г. __________________ А.Б.Исаева Председатель |
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО «ЦИТ» _________________ Н.Н.Хижняков 30. 08. 2019 г |
РАССМОТРЕНО и СОГЛАСОВАНО на Педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08.2019 г. Председатель ________Н.Н.Хижняков
|
Приказ № 64 от 30.08.2019 г. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
детского объединения
«Программирование в среде Scratch»
(техническое направление)
Автор-составитель:
Виноградова Наталья Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Возраст обучающихся: 7 -11 лет
|
Срок реализации: 1 год |
СОГЛАСОВАНО Председатель Управляющего совета Протокол № 1 от 30. 08. 2019 г _________________ В.А. Табунщикова
|
|
СОГЛАСОВАНО Председатель ПК МБУ ДО «ЦИТ» Протокол № 1 от 28. 08. 2018 г _________________ Цыбулина И.А
|
г. Батайск
Электронный адрес док.:
ЦИТ/Образовательные программы/2019-20
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Программирование в среде Scratch» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
3. Сан-Пин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41)
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
Направленность дополнительной общеобразовательной программы – техническое.
Актуальность
Актуальность данной дополнительной образовательной программы продиктована развитием современного информационного общества, широким внедрением информационных технологий в образовательные процессы и обычную жизнь каждого человека, а также обусловлена тем, что способствует развитию мотивации к получению новых знаний, возникновению интереса к программированию как к инструменту самовыражения в творчестве, помогает в повышении самооценки, в самоопределении и выявлении профессиональной направленности личности. Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в программировании, в проектной деятельности и выбрать для себя оптимальное продвижение в изучении материала по своим способностям.
Цель– обучение программированию через создание творческих проектов в среде Scratch.
Задачи:
1. Научить работать с программой Scratch.
2. Сформировать навыки работы в программной среде Sctratch с целью освоения основ программирования для управления действиями исполнителя, а также представления результатов исследования в виде авторских проектов в программной среде Scratch.
3. Развить способности детей к алгоритмическому мышлению, исследовательской и проектной деятельности.
4. Воспитать настойчивость, инициативу, чувство ответственности, самодисциплину.
Отличительные возможности
Новизна программы заключается в комбинировании исследовательской деятельности с изучением основ программирования и создания проекта в программной среде Scratch. Аспект новизны заключается в том, что Scratch не просто язык программирования, а еще и интерактивная среда, где результаты действий визуализированы, что делает работу с программой понятной, интересной и увлекательной. Особенность среды Scratch, позволяющая создавать мультфильмы, анимацию и даже простейшие игры, делает программу практически значимой для современного школьника. Это дает возможность увидеть практическое назначение алгоритмов и программ, что будет способствовать развитию интереса к профессиям, связанным с программированием.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, – от 7 до 11 лет. В изучении образовательной программы могут принять участие все желающие школьники города.
Формы организации образовательного процесса
- групповая,
- фронтальная,
- индивидуальная,
- парная.
Виды занятий:
- теоретические
- практические
- мастер-класс
- соревнование,
- экскурсия,
- конкурсы
-
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Знать:
- отдельные способы планирования деятельности;
- составление плана предстоящего проекта в виде рисунка, схемы;
- составление плана предстоящего проекта в виде таблицы объектов, их свойств и взаимодействий; - разбиение задачи на подзадачи; - распределение ролей и задач в группе;
Уметь:
- составить план проекта, включая: выбор темы; анализ предметной области; разбиение задачи на под-задачи; проанализировать результат и сделать выводы; найти и исправить ошибки; - подготовить небольшой отчет о работе; публично выступить с докладом; - наметить дальнейшие пути развития проекта;
Иметь первичные навыки:
- работы в группе;
- ведения дискуссии;
- донесения своих мыслей до других.
Ожидаемые результаты обучения по программе
Учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
- знают принципы и структуру Scratch проектов, формы представления и управления информацией в проектах;
- умеют спроектировать, изготовить и разместить в сети или подготовить для иной формы представления Scratch проекты;
- владеют способами работы с изученными программами;
- знают и умеют применять при создании Scratch проектов основные принципы композиции и колористики;
- способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по разработке Scratch проектов.
Программа рассчитана на 144 часа (4 часа в неделю). Занятия в соответствии с требованиями СанПиНа 2.4.4.3172-14 разделены на академические часы (45 минут) с перерывами между ними по 10 минут. Набор в группы свободный, состав групп является постоянным, количество обучающихся в группе – 10 человек.
Форма подведения итогов реализации программы:
Представляют портфолио творческих работ, участие в конкурсах.
Защита творческих работ. Участие в конкурсах и соревнованиях по программированию в среде Scratch. Представление проектов через размещение на Всемирном Scratch портале.
Учебный план
п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Форма аттестации/ контроля |
||
|
|
Всего |
Теория |
Практика |
|
1. |
Что такое Scratch? |
3 |
|
|
|
1.1 |
Инструктаж |
1 |
1 |
|
Анкетирование |
1.2 |
Установка программы. |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
2. |
Знакомство со Scratch |
9 |
|
|
|
2.1 |
Знакомство с интерфейсом |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
2.2 |
Первый проект |
3 |
2 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
2.3 |
Блоки звука |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
2.4 |
Создание своего звука |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
3. |
Усложнение первого проекта |
6 |
|
|
|
3.1 |
Загрузка проекта |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
3.2 |
Изменение скорости |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
3.3. |
Автомобиль с пятью скоростями |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
4. |
Знакомство с эффектами |
16 |
|
|
|
4.1 |
Создание 2го проекта |
3 |
1 |
2 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
4.2 |
Цветовой эффект |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
4.3 |
Эффект рыбьего глаза |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
4.4 |
Эффект завихрения |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
4.5 |
Эффект укрупнения пикселов |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
4.6 |
Эффекты мозаики и яркости. Эффект призрака |
3 |
1 |
2 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
4.7 |
Ассимация |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
5. |
Знакомство с отрицательным числом |
6 |
|
|
|
5.1 |
Ходим задом наперед |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
5.2 |
Переворачиваем звуки |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
5.3 |
Привидение |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
6. |
Знакомство с пером |
4 |
|
|
|
6.1 |
Рисуем каракули |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
6.2 |
Рисуем красиво |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
7. |
Циклы |
14 |
|
|
|
7.1 |
Знакомство с циклами |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
7.2 |
Циклы и эффекты цвета |
3 |
1 |
2 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
7.3 |
Циклы и эффект призрака |
3 |
1 |
2 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
7.4 |
Вращение |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
7.5 |
Бесконечный цикл |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
7.6 |
Автоматическая печать |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
8. |
Условный блок |
5 |
|
|
|
8.1 |
Знакомство с условным блоком |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
8.2 |
Игра «Погоня» |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
8.3 |
Доработка игры |
1 |
|
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
9. |
Мультфильм «Акула и рыбка» |
8 |
|
|
|
9.1 |
Создаем персонажей |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
9.2 |
Программируем акулу |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
9.3 |
Программируем рыбку |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
9.4 |
Тестируем программу |
2 |
|
2 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
10. |
Что такое координаты х и у? |
6 |
|
|
|
10.1 |
Перемещение по горизонтали |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
10.2 |
Перемещение по вертикали |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
10.3 |
Рисование по координатам |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
11. |
Мультфильм «Пико и приведение» |
8 |
|
|
|
11.1 |
Координатная плоскость |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
11.2 |
Новые блоки перемещения по координатной плоскости |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
11.3 |
Создаем мультфильм |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
11.4 |
Программируем Пико и приведение |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
12. |
Игра «Лабиринт» |
6 |
|
|
Наблюдение, ответы на вопросы |
12.1 |
Рисуем лабиринт |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
12.2 |
Программируем Гигу и Нано |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
12.3 |
Усложняем игру |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
13. |
Мультфильм «Кот и летучая мышь» |
6 |
|
|
|
13.1 |
Рисуем сцену и костюмы кота |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
13.2 |
Рисуем костюмы летучей мыши |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
13.3 |
Программируем кота и летучую мышь |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
14. |
Игра «Пройди сквозь кактусы» |
4 |
|
|
|
14.1 |
Создаем спрайты |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
14.2 |
Программируем поведение спрайтов |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
15. |
Игра «Ведьма и Волшебник» |
6 |
|
|
|
15.1 |
Создаем спрайты |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
15.2 |
Программируем спрайты |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
15.3 |
Всплывающие подсказки |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
16. |
Игра «Кот - математик» |
8 |
|
|
|
16.1 |
Переменные |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
16.2 |
Конструируем игру |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
16.3 |
Отгадай число |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
16.4 |
Виды отображения переменных |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
17. |
Игра «Вертолет» |
5 |
|
|
|
17.1 |
Создаем спрайты и фон |
3 |
1 |
2 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
17.2 |
Программируем спрайты |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
18. |
Полет с ускорителем «Флэппи Берд» |
6 |
|
|
|
18.1 |
Создаем спрайты и фон |
4 |
1 |
3 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
18.2 |
Программируем поведение спрайтов |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
19. |
Игра «Защита базы» |
6 |
|
|
|
19.1 |
Создаем спрайты и фон |
4 |
1 |
3 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
19.2 |
Программируем поведение спрайтов |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
20. |
Викторина |
6 |
|
|
|
20.1 |
Работа с текстом |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
20.2 |
Простая викторина |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
20.3 |
Викторина со списками |
2 |
2 |
2 |
Наблюдение, ответы на вопросы |
21. |
Участие в конкурсах |
6 |
|
|
Результат работы |
Содержание изучаемого курса:
1. Что такое Scratch?
Теория: Правила техники безопасности. Знакомство с программой кружка.
Практика: Установка программы
2. Знакомство со Scratch
Теория: Знакомство с интерфейсом
Практика: Создание первого проекта, работа со блоками звука, создание своего звука.
3. Усложнение первого проекта
Теория: Знакомство с блоками скорости
Практика: Создание автомобиля с пятью скоростями
4. Знакомство с эффектами
Теория: Виды эффектов в программе
Практика: Создание проекта с различными эффектами.
5. Знакомство с отрицательным числом
Теория: знакомство с отрицательным числом
Практика: Использование отрицательного числа в программе при создании игры
6. Знакомство с пером
Теория: Знакомство с пером
Практика: Рисование с помощью пера
7. Циклы
Теория: знакомство с циклами в программировании.
Практика: Создание различных видов циклов
8. Условный блок
Теория: Знакомство с блоками.
Практика: использование блоков в игре.
9. Мультфильм «Акула и рыбка»
Теория: Готовые объекты с интернета
Практика: Создание мультфильма
10. Что такое координаты х и у?
Теория: Знакомство с координатами
Практика: Рисование по координатам
11. Мультфильм «Пико и приведение»
Теория: Знакомство с координатной плоскостью
Практика: Создание мультфильма
12. Игра «Лабиринт»
Теория: Программирование персонажей
Практика: Создание и усложнение игры
13. Мультфильм «Кот и летучая мышь»
Теория: Рисование персонажей
Практика: Создание мультфильма
14. Игра «Пройди сквозь кактусы»
Теория: Создание спрайтов
Практика: Программирование спрайтов.
15. Игра «Ведьма и Волшебник»
Теория: Создание спрайтов и выплывающих подсказок
Практика: Создание игры
16. Игра «Кот - математик»
Теория: Переменные.
Практика: Создание игры
17. Игра «Вертолет»
Теория: Создание спрайтов
Практика: Программирование спрайтов, создание игры
18. Полет с ускорителем «Флэппи Берд»
Теория: Создание спрайтов
Практика: Создание игры
19. Игра «Защита базы»
Теория: Создание спрайтов и фонов
Практика: Создание игры
20. Викторина
Теория: Работа с текстом
Практика: Создание викторин
21. Участие в конкурсах
Теория: Знакомство с конкурсами, с положениями
Практика: создание мультфильмов, игр.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы дополнительного образования детей:
1. Голиков Д. В. Scratch для юных программистов. — СПб.: БХВ-Петербург, 2017. — 192 с.: ил.
2. Шпынева С. М. Методическое пособие Технологии Scratch. – Тамбов, 2014. – 29с: ил.
Условия реализации программы:
1. Кабинет
2. Компьютер (для педагога)
3. 12 Raybook (для детей)
4. Интерактивная доска
5. Программа Scratch
Контрольно измерительные материалы (диагностические материалы)
Критерии оценки знаний, умений и навыков, полученных в результате
освоения программы
Высокий уровень – учащийся глубоко изучил учебный материал, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, задание выполняет правильно, уверенно и быстро; владеет логическими операциями, выделять существенные признаки
И выделяет самостоятельно закономерности; хорошо ориентируется в изученном материале, может самостоятельно найти нужный источник информации, умеет самостоятельно наблюдать и делать простые выводы; проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности, самостоятельно занимается дома, помогает другим, активно участвует в конкурсах, проявляет доброжелательность.
Средний уровень – учащийся знает лишь основной материал, на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, при выполнении практической работы испытывает затруднения, устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов педагога, может допускать ошибки, не влияющие на результат; владеет логическими операциями частично, группирует по несущественным признакам; не всегда может определить круг своего незнания и найти нужную информацию в дополнительных источниках; понимает различные позиции других людей, но не всегда проявляет доброжелательность, дает обратную связь, когда уверен в своих знаниях, проявляет интерес к
деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только при изучении определенных тем или на определенных этапах работы.
Низкий уровень – учащийся не может достаточно полно и правильно ответить на оставленные вопросы, имеет отдельные представления об изученном материале, при выполнении практической работы задание или не сделано, или допущены ошибки, влияющие на результат; логические операции не сформированы; самостоятельно не может определять круг своего незнания, не может делать самостоятельные выводы; редко понимает и принимает позицию других людей, считая свое мнение единственно верным, присутствует на занятиях, но не активен, выполняет задания только по четким инструкциям и указаниям педагога.
Список литературы или Интернет источники
1. Голиков Д. В. Scratch для юных программистов. — СПб.: БХВ-Петербург, 2017. — 192 с.: ил.
2. Шпынева С. М. Методическое пособие Технологии Scratch. – Тамбов, 2014. – 29с: ил.
3. Рындак В. Г., Дженжер В. О., Денисова Л. В. Проектная деятельность школьника в среде программирования Scratch. — Оренбург: Оренб. гос. ин-т. менеджмента, 2009;
4. «Пропедевтика идей параллельного программирования в средней школе при помощи среды Scratch», В.Г. Рындак, В.О. Джинжер, Л.В. Денисова;
5. «Ранее обучение программирование в среде Scratch», В.Г. Рындак, В.О. Джинжер, Л.В. Денисова;
6. Д.И. Голиков «Scratch для юных программистов», «БХВ-Петербург», Санкт-Петербург, 2017.
7. Буляница Т. Дизайн на компьютере: Самоучитель. – СПб.: Питер, 2014. 2.
8. Залогова Л. Практикум по компьютерной графике. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2013.
9. Фридланд А. Я. Информатика и компьютерные технологии: Основные термины: Толков. Слов.: Более 1000 базовых понятий и терминов. – 6-е изд., испр. и доп. А. Я. Фридланд. – М. : ООО «Издательство Астрель»: ООО»Издательство АСТ», 2013.
10. Ресурсы Интернет: Zakonrf. infozakon-ob-obrazovanii - закон об Образовании РФ.
11. https://scratch.mit.edu/ сайт пользователей Scratch
12. https://scratch.mit.edu/projects/editor/ Онлайн версия программы Scratch
13. http://scratch-wiki.info/ ScratchWiki
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.