Программа Scratch
Оценка 4.8

Программа Scratch

Оценка 4.8
docx
16.11.2021
Программа Scratch
-Программа Scratch_1 год_19-20уч.г.docx

Эмблема ЦИТ 600х600

Управление образования города Батайска

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр развития детей и юношества на основе инновационных технологий»

(МБУ ДО «ЦИТ»)

 

 

 

РАССМОТРЕНО и СОГЛАСОВАНО

на заседании Методического  совета

протокол № _1_ от 30.08.2019 г.

__________________ А.Б.Исаева

                   Председатель

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор  МБУ ДО «ЦИТ»

_________________  Н.Н.Хижняков

30. 08. 2019 г

РАССМОТРЕНО и СОГЛАСОВАНО

на Педагогическом  совете

Протокол №  1 от 30.08.2019 г.

Председатель ________Н.Н.Хижняков

 

 

Приказ    №  64  от 30.08.2019 г.

 

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

детского объединения

«Программирование в среде Scratch»

(техническое направление)

 

Автор-составитель:

Виноградова Наталья Юрьевна,

педагог дополнительного образования

 

Возраст обучающихся: 7 -11 лет

 

Срок реализации: 1  год

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Управляющего совета

Протокол № 1 от 30. 08. 2019 г

_________________  В.А. Табунщикова

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель ПК МБУ ДО «ЦИТ»

Протокол № 1 от 28. 08. 2018 г

_________________  Цыбулина И.А

 

 

 

 

г. Батайск

Электронный адрес док.:

         ЦИТ/Образовательные программы/2019-20

 

 

Пояснительная записка

 

Дополнительная общеобразовательная программа «Программирование в среде Scratch» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ.

2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

3. Сан-Пин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41)

4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

 

Направленность дополнительной общеобразовательной программы – техническое.

 

 

Актуальность

Актуальность данной дополнительной образовательной программы продиктована развитием современного информационного общества, широким внедрением информационных технологий в образовательные процессы и обычную жизнь каждого человека, а также обусловлена тем, что способствует развитию мотивации к получению новых знаний, возникновению интереса к программированию как к инструменту самовыражения в творчестве, помогает в повышении самооценки, в самоопределении и выявлении профессиональной направленности личности. Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в программировании, в проектной деятельности и выбрать для себя оптимальное продвижение в изучении материала по своим способностям.

 

Цель– обучение программированию через создание творческих проектов в среде Scratch.

Задачи:

1.      Научить работать с программой Scratch.

2.       Сформировать навыки работы в программной среде Sctratch с целью освоения основ программирования для управления действиями исполнителя, а также представления результатов исследования в виде авторских проектов в программной среде Scratch.

3.      Развить способности детей к алгоритмическому мышлению, исследовательской и проектной деятельности.  

4.      Воспитать настойчивость, инициативу, чувство ответственности, самодисциплину.

 

 

 

Отличительные возможности

 

Новизна программы заключается в комбинировании исследовательской деятельности с изучением основ программирования и создания проекта в программной среде Scratch. Аспект новизны заключается в том, что Scratch не просто язык программирования, а еще и интерактивная среда, где результаты действий визуализированы, что делает работу с программой понятной, интересной и увлекательной. Особенность среды Scratch, позволяющая создавать мультфильмы, анимацию и даже простейшие игры, делает программу практически значимой для современного школьника. Это дает возможность увидеть практическое назначение алгоритмов и программ, что будет способствовать развитию интереса к профессиям, связанным с программированием.

 

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, – от 7 до 11 лет.  В изучении образовательной программы могут принять участие все желающие школьники города.

Формы организации образовательного процесса

-          групповая,

-          фронтальная,

-          индивидуальная,

-          парная.

 Виды занятий:

-          теоретические

-          практические

-          мастер-класс

-          соревнование,

-          экскурсия,

-          конкурсы

-           

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

 

Знать:

- отдельные способы планирования деятельности;

- составление плана предстоящего проекта в виде рисунка, схемы;

 

- составление плана предстоящего проекта в виде таблицы объектов, их свойств и взаимодействий; - разбиение задачи на подзадачи; - распределение ролей и задач в группе;

 

Уметь:

 

- составить план проекта, включая: выбор темы; анализ предметной области; разбиение задачи на под-задачи; проанализировать результат и сделать выводы; найти и исправить ошибки; - подготовить небольшой отчет о работе; публично выступить с докладом; - наметить дальнейшие пути развития проекта;

 

 

Иметь первичные навыки:

- работы в группе;

- ведения дискуссии;

- донесения своих мыслей до других.

               

 

Ожидаемые результаты обучения по программе

 

Учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

-            знают принципы и структуру Scratch проектов, формы представления и управления информацией в проектах;

-            умеют спроектировать, изготовить и разместить в сети или подготовить для иной формы представления Scratch проекты;

-            владеют способами работы с изученными программами;

-            знают и умеют применять при создании Scratch проектов основные принципы композиции и колористики;

-            способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по разработке Scratch проектов.

 

 

Программа рассчитана на 144 часа (4 часа в неделю). Занятия в соответствии с требованиями СанПиНа 2.4.4.3172-14 разделены на академические часы (45 минут) с перерывами между ними по 10 минут. Набор в группы свободный, состав групп является постоянным, количество обучающихся в группе – 10 человек.

 

 

Форма подведения итогов реализации программы:

 

Представляют портфолио творческих работ, участие в конкурсах.

Защита творческих работ. Участие в конкурсах и соревнованиях по программированию в среде Scratch. Представление проектов через размещение на Всемирном Scratch портале.

 

 

Учебный план

 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

 

 

Всего

Теория

Практика

 

1.

Что такое Scratch?

3

 

 

 

1.1

Инструктаж

1

1

 

Анкетирование

1.2

Установка программы.

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

2.

Знакомство со  Scratch

9

 

 

 

2.1

Знакомство с интерфейсом

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

2.2

Первый проект

3

2

1

Наблюдение, ответы на вопросы

2.3

Блоки звука

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

2.4

Создание своего звука

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

3.

Усложнение первого проекта

6

 

 

 

3.1

Загрузка проекта

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

3.2

Изменение скорости

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

3.3.

Автомобиль с пятью скоростями

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

4.

Знакомство с эффектами

16

 

 

 

4.1

Создание 2го проекта

3

1

2

Наблюдение, ответы на вопросы

4.2

Цветовой эффект

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

4.3

Эффект рыбьего глаза

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

4.4

Эффект завихрения

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

4.5

Эффект укрупнения пикселов

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

4.6

Эффекты мозаики и яркости. Эффект призрака

3

1

2

Наблюдение, ответы на вопросы

4.7

Ассимация

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

5.

Знакомство с отрицательным числом

6

 

 

 

5.1

Ходим задом наперед

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

5.2

Переворачиваем звуки

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

5.3

Привидение

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

6.

Знакомство с пером

4

 

 

 

6.1

Рисуем каракули

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

6.2

Рисуем красиво

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

7.

Циклы

14

 

 

 

7.1

Знакомство с циклами

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

7.2

Циклы и эффекты цвета

3

1

2

Наблюдение, ответы на вопросы

7.3

Циклы и эффект призрака

3

1

2

Наблюдение, ответы на вопросы

7.4

Вращение

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

7.5

Бесконечный цикл

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

7.6

Автоматическая печать

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

8.

Условный блок

5

 

 

 

8.1

Знакомство с условным блоком

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

8.2

Игра «Погоня»

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

8.3

Доработка игры

1

 

1

Наблюдение, ответы на вопросы

9.

Мультфильм «Акула и рыбка»

8

 

 

 

9.1

Создаем персонажей

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

9.2

Программируем акулу

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

9.3

Программируем рыбку

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

9.4

Тестируем программу

2

 

2

Наблюдение, ответы на вопросы

10.

Что такое координаты х и у?

6

 

 

 

10.1

Перемещение по горизонтали

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

10.2

Перемещение по вертикали

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

10.3

Рисование по координатам

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

11.

Мультфильм «Пико и приведение»

8

 

 

 

11.1

Координатная плоскость

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

11.2

Новые блоки перемещения по координатной плоскости

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

11.3

Создаем мультфильм

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

11.4

Программируем Пико и приведение

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

12.

Игра «Лабиринт»

6

 

 

Наблюдение, ответы на вопросы

12.1

Рисуем лабиринт

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

12.2

Программируем Гигу и Нано

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

12.3

Усложняем игру

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

13.

Мультфильм «Кот и летучая мышь»

6

 

 

 

13.1

Рисуем сцену и костюмы кота

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

13.2

Рисуем костюмы летучей мыши

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

13.3

Программируем кота и летучую мышь

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

14.

Игра «Пройди сквозь кактусы»

4

 

 

 

14.1

Создаем спрайты

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

14.2

Программируем поведение спрайтов

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

15.

Игра «Ведьма и Волшебник»

6

 

 

 

15.1

Создаем спрайты

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

15.2

Программируем спрайты

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

15.3

Всплывающие подсказки

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

16.

Игра «Кот - математик»

8

 

 

 

16.1

Переменные

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

16.2

Конструируем игру

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

16.3

Отгадай число

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

16.4

Виды отображения переменных

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

17.

Игра «Вертолет»

5

 

 

 

17.1

Создаем спрайты и фон

3

1

2

Наблюдение, ответы на вопросы

17.2

Программируем спрайты

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

18.

Полет с ускорителем «Флэппи Берд»

6

 

 

 

18.1

Создаем спрайты и фон

4

1

3

Наблюдение, ответы на вопросы

18.2

Программируем поведение спрайтов

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

19.

Игра «Защита базы»

6

 

 

 

19.1

Создаем спрайты и фон

4

1

3

Наблюдение, ответы на вопросы

19.2

Программируем поведение спрайтов

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

20.

Викторина

6

 

 

 

20.1

Работа с текстом

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

20.2

Простая викторина

2

1

1

Наблюдение, ответы на вопросы

20.3

Викторина со списками

2

2

2

Наблюдение, ответы на вопросы

21.

Участие в конкурсах

6

 

 

Результат работы

 

Содержание изучаемого курса:

1.      Что такое Scratch?

Теория: Правила техники безопасности. Знакомство с программой кружка.

Практика: Установка программы

2.      Знакомство со  Scratch

Теория: Знакомство с интерфейсом

Практика: Создание первого проекта, работа со блоками звука, создание своего звука.

3.      Усложнение первого проекта

Теория: Знакомство с блоками скорости

Практика: Создание автомобиля с пятью скоростями

4.      Знакомство с эффектами

Теория: Виды эффектов в программе

Практика: Создание проекта с различными эффектами.

5.      Знакомство с отрицательным числом

Теория: знакомство с отрицательным числом

Практика: Использование отрицательного числа в программе при создании игры

6.      Знакомство с пером

Теория: Знакомство с пером

Практика: Рисование с помощью пера

7.      Циклы

Теория: знакомство с циклами в программировании.

Практика: Создание различных видов циклов

8.      Условный блок

Теория: Знакомство с блоками.

Практика: использование блоков в игре.

9.      Мультфильм «Акула и рыбка»

Теория: Готовые объекты с интернета

Практика: Создание мультфильма

10.  Что такое координаты х и у?

Теория: Знакомство с координатами

Практика: Рисование по координатам

11.  Мультфильм «Пико и приведение»

Теория: Знакомство с координатной плоскостью

Практика: Создание мультфильма

12.  Игра «Лабиринт»

Теория: Программирование персонажей

Практика: Создание и усложнение игры

13.  Мультфильм «Кот и летучая мышь»

Теория: Рисование персонажей

Практика: Создание мультфильма

14.  Игра «Пройди сквозь кактусы»

Теория: Создание спрайтов

Практика: Программирование спрайтов.

15.  Игра «Ведьма и Волшебник»

Теория: Создание спрайтов и выплывающих подсказок

Практика: Создание игры

16.  Игра «Кот - математик»

Теория: Переменные.

Практика: Создание игры

17.  Игра «Вертолет»

Теория: Создание спрайтов

Практика: Программирование спрайтов, создание игры

18.  Полет с ускорителем «Флэппи Берд»

Теория: Создание спрайтов

Практика: Создание игры

19.  Игра «Защита базы»

Теория: Создание спрайтов и фонов

Практика: Создание игры

20.  Викторина

Теория: Работа с текстом

Практика: Создание викторин

21.  Участие в конкурсах

Теория: Знакомство с конкурсами, с положениями

Практика: создание мультфильмов, игр.

 

 

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы дополнительного образования детей:

1.        Голиков Д. В. Scratch для юных программистов. — СПб.: БХВ-Петербург, 2017. — 192 с.: ил.

2.        Шпынева С. М. Методическое пособие Технологии Scratch. – Тамбов, 2014. – 29с: ил.

Условия реализации программы:

1.      Кабинет

2.      Компьютер (для педагога)

3.      12 Raybook (для детей)

4.      Интерактивная доска

5.      Программа Scratch

 

Контрольно измерительные материалы (диагностические материалы)

 

Критерии оценки знаний, умений и навыков, полученных в результате

освоения программы

Высокий уровень – учащийся глубоко изучил учебный материал, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, задание выполняет правильно, уверенно и быстро; владеет логическими операциями, выделять существенные признаки

И выделяет самостоятельно закономерности; хорошо ориентируется в изученном материале, может самостоятельно найти нужный источник информации, умеет самостоятельно наблюдать и делать простые выводы; проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности, самостоятельно занимается дома, помогает другим, активно участвует в конкурсах, проявляет доброжелательность.

Средний уровень – учащийся знает лишь основной материал, на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, при выполнении практической работы испытывает затруднения, устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов педагога, может допускать ошибки, не влияющие на результат; владеет логическими операциями частично, группирует по несущественным признакам; не всегда может определить круг своего незнания и найти нужную информацию в дополнительных источниках; понимает различные позиции других людей, но не всегда проявляет доброжелательность, дает обратную связь, когда уверен в своих знаниях, проявляет интерес к

деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только при изучении определенных тем или на определенных этапах работы.

Низкий уровень – учащийся не может достаточно полно и правильно ответить на оставленные вопросы, имеет отдельные представления об изученном материале, при выполнении практической работы задание или не сделано, или допущены ошибки, влияющие на результат; логические операции не сформированы; самостоятельно не может определять круг своего незнания, не может делать самостоятельные выводы; редко понимает и принимает позицию других людей, считая свое мнение единственно верным, присутствует на занятиях, но не активен, выполняет задания только по четким инструкциям и указаниям педагога.

 

Список литературы или Интернет источники

 

1.      Голиков Д. В. Scratch для юных программистов. — СПб.: БХВ-Петербург, 2017. — 192 с.: ил.

2.      Шпынева С. М. Методическое пособие Технологии Scratch. – Тамбов, 2014. – 29с: ил.

3.      Рындак В. Г., Дженжер В. О., Денисова Л. В. Проектная деятельность школьника в среде программирования Scratch. — Оренбург: Оренб. гос. ин-т. менеджмента, 2009;

4.      «Пропедевтика идей параллельного программирования в средней школе при помощи среды Scratch», В.Г. Рындак, В.О. Джинжер, Л.В. Денисова;

5.      «Ранее обучение программирование в среде Scratch», В.Г. Рындак, В.О. Джинжер, Л.В. Денисова;

6.      Д.И. Голиков «Scratch для юных программистов», «БХВ-Петербург», Санкт-Петербург, 2017.

7.      Буляница Т. Дизайн на компьютере: Самоучитель. – СПб.: Питер, 2014. 2.

8.      Залогова Л. Практикум по компьютерной графике. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2013.

9.      Фридланд А. Я. Информатика и компьютерные технологии: Основные термины: Толков. Слов.: Более 1000 базовых понятий и терминов. – 6-е изд., испр. и доп. А. Я. Фридланд. – М. : ООО «Издательство Астрель»: ООО»Издательство АСТ», 2013.

10.  Ресурсы Интернет: Zakonrf. infozakon-ob-obrazovanii - закон об Образовании РФ.

11.  https://scratch.mit.edu/ сайт пользователей Scratch

12.  https://scratch.mit.edu/projects/editor/ Онлайн версия программы Scratch

13.  http://scratch-wiki.info/ ScratchWiki

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Управление образования города Батайска

Управление образования города Батайска

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Программирование в среде

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Программирование в среде

Аспект новизны заключается в том, что

Аспект новизны заключается в том, что

Scratch проектов основные принципы композиции и колористики; - способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по разработке

Scratch проектов основные принципы композиции и колористики; - способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по разработке

Знакомство с эффектами16 4

Знакомство с эффектами16 4

Автоматическая печать211 Наблюдение, ответы на вопросы 8

Автоматическая печать211 Наблюдение, ответы на вопросы 8

Рисуем лабиринт211 Наблюдение, ответы на вопросы 12

Рисуем лабиринт211 Наблюдение, ответы на вопросы 12

Создаем спрайты и фон 3 1 2

Создаем спрайты и фон 3 1 2

Практика: Рисование с помощью пера 1

Практика: Рисование с помощью пера 1

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы дополнительного образования детей: 1

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы дополнительного образования детей: 1

Рындак В. Г., Дженжер В. О., Денисова

Рындак В. Г., Дженжер В. О., Денисова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2021