Лицей № 1 городского округа город Волгореченск Костромской области имени героя советского союза Н. П. Воробьёва
Рабочая программа шахматного кружка
«Белая ладья»
Пояснительная записка
Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.
Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с раннего возраста
помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает
дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение
круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации
позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: “Разумом одерживать победу”.
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.
Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предусматривает 70 часов по 2 часа в неделю. В кружке занимаются дети среднего и старшего школьного возраста. В кружок принимаются все желающие. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются в ту или иную группу. В первой группе совершенствования занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии игры, владеющие фундаментальными знаниями по теории игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, а также имеющие некоторый игровой опыт. Во второй группе совершенствования занимаются учащиеся, уверенно владеющие тактическими приемами, умеющие выстраивать стратегические планы, знающие основные дебюты, имеющие опыт выступления в соревнованиях разного уровня и имеющие спортивный разряд по шахматам не ниже третьего.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.
К концу обучения учащиеся должны
знать:
уметь:
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия:
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
2. Познавательные УУД:
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Основные формы и средства обучения:
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры здоровья учащихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Содержание программы кружка
1. |
Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция, запись позиции. Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
2. |
Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований. Геометрические мотивы траектории перемещения шахматных фигур. Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не».ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила ее выполнения. Практическая работа: упражнения по выполнению ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. |
3. |
Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей. Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов. |
4. |
Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур. Практическая работа: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды. |
5. |
Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество. Практическая работа: решение арифметических задач (типа «Укого больше?») и логических задач («типа «Какая фигура ценнее?») |
6. |
Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. |
7. |
Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль аппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат. Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур. Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля. |
8. |
Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах. Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партии. |
9. |
Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. Понятие о варианте. Логическая связка «если, то …». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально. Вскрытие и запирание линии. Блокада. |
10. |
Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами. Матование двумя ладьями, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования. Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах. |
11. |
Соревнования Показательные выступления наиболее успешных учащихся. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы). |
12. |
Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год. |
Учебно-тематический план
№ |
Темы и виды деятельности |
Количество часов |
|||
на теоретические занятия |
на практические занятия |
на индивидуальные занятия |
Итого |
||
1. |
Организационное занятие. |
2 |
2 |
||
2. |
Шахматы – спорт, наука, искусство. |
2 |
2 |
||
3. |
Правила игры. |
2 |
1 |
1 |
4 |
4. |
Первоначальные понятия. |
2 |
1 |
1 |
4 |
5. |
Тактика игры. |
3 |
2 |
1 |
6 |
6. |
Стратегия игры. |
3 |
2 |
1 |
6 |
7. |
Эндшпиль. |
5 |
5 |
1 |
11 |
8. |
Дебют. |
5 |
5 |
1 |
11 |
9. |
Конкурсы решения задач, этюдов. |
5 |
3 |
8 |
|
10. |
Сеансы одновременной игры. |
5 |
5 |
||
11. |
Соревнования. |
10 |
10 |
||
12. |
Итоговое занятие. |
1 |
1 |
||
Всего: |
30 |
34 |
6 |
70 |
Материально-техническое обеспечение.
На занятиях используются:
Список литературы
Календарно-тематическое планирование кружка «Белая ладья»
№ |
Дата |
Тема занятия |
Содержание |
Кол-во час |
Формирование УУД |
1 |
сентябрь |
Организационное занятие. |
Чтение-инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и чёрные поля. Чередование белых и чёрных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение-инсценировка дидактической сказки «Котята-хвастунишки». |
1 |
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: потребность слушать учителя и вступать в диалог. |
2 |
Из истории шахмат. |
Положение доски между партнёрами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и чёрных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль» и др. |
1 |
Регулятивные: организация своего рабочего места для игры. Познавательные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные: участие в диалоге, умение слушать и понимать партнера по игре. |
|
3 |
Шахматы – это спорт. |
Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. |
1 |
Личностные: формирование мотивации и интереса к учению. Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя. Познавательные: развитие внимания, наблюдательности. Коммуникативные: ответы на вопросы учителя, одноклассников. |
|
4 |
Шахматы – наука, искусство |
Количество полей в диагонали. Большая белая и большая чёрная диагональ. Короткие диагонали. |
1 |
||
5 |
октябрь |
Правила игры. Цель игры. |
Количество полей в диагонали. Большая белая и большая чёрная диагональ. Короткие диагонали. |
1 |
Личностные: формирование мотивации и интереса к учению. Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя. 6Познавательные: развитие внимания, наблюдательности. Коммуникативные: ответы на вопросы учителя, одноклассников. |
6 |
Понятие о плане в игре. |
Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактические задания и игры «Поиграем – угадаем», «Диагональ» и др. |
1 |
Личностные: формирование мотивации и интереса к учению. Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя. Познавательные: развитие внимания, наблюдательности. Коммуникативные: ответы на вопросы учителя, одноклассников. |
|
7 |
Сравнительная сила фигур. |
Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактические задания и игры «Поиграем – угадаем», «Диагональ» и др. |
1 |
Личностные: формирование интереса к учению. Регулятивные: организация своего рабочего места, Познавательные: развитие внимания, наблюдательности Коммуникативные: потребность в общении, умение слушать, вступать в диалог |
|
8 |
Влияние позиции на состояние сил |
Дидактические задания «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых». Дидактические игры «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности». |
1 |
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: потребность слушать учителя и вступать в диалог. |
|
9 |
ноябрь |
Ходы фигур и их особенности. |
Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Короля не бьют, но под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых». Дидактические игры «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля». |
1 |
Регулятивные: волевая саморегуляция, анализ объектов. Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: потребность в общении с учителем и партнером по игре. |
10 |
Организация подвижности. Заграждение, отрезание полей. |
Дидактические задания «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Перехитри часовых», «Сними часовых». Дидактические игры «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности». |
1 |
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Регулятивные: соотнесение выполненных заданий с образом. Познавательные: наблюдение и умение самостоятельно делать выводы. Коммуникативные: умение работать в паре. |
|
11 |
Защищающая фигура. Связка. Отсутствие времени. |
Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». |
1 |
Регулятивные: организация своего рабочего места для игры. Познавательные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные: участие в диалоге, умение слушать и понимать партнера по игре. |
|
12 |
декабрь |
Форсирующие ходы. Шах. Двойной удар. |
Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». |
1 |
|
13 |
Взятие. Превращение пешек. Угроза. |
Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». |
1 |
Личностные: целостное восприятие происходящего. Регулятивные: организация своего рабочего места. Познавательные: развитие внимания, наблюдательности у детей. Коммуникативные: умение отвечать на вопросы учителя. |
|
14 |
Взаимодействие фигур. |
Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». |
1 |
Регулятивные: определение цели учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя. Познавательные: наблюдение, умение самостоятельно делать выводы. Коммуникативные: умение выполнять различные роли в шахматной игре. |
|
15 |
Нападение на незащищенного короля. |
Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». |
1 |
||
16 |
Централизация. Концентрация сил против важного пункта. |
Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». |
1 |
Личностные: освоение смысла учения. Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности. Познавательные: развитие интереса к занятиям, внимания, наблюдательности. |
|
17 |
январь |
Прорыв пешечной позиции. Выигрыш темпа и цугцванг. |
Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей. |
1 |
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Регулятивные: соотнесение выполненных заданий с образом. Познавательные: наблюдение и умение самостоятельно делать выводы. Коммуникативные: умение работать в паре. |
18 |
Противодействие планам противника. |
Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей. |
1 |
||
19 |
Техника расчета. |
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. |
1 |
Личностные: умение оценивать жизненные ситуации и поступки окружающих. Регулятивные: использование при выполнении заданий ранее полученных знаний. Познавательные: наблюдение, сравнение. Коммуникативные: умение работать в паре. |
|
20 |
февраль |
Правило квадрата. |
Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. |
1 |
|
21 |
Подсчет ходов. |
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. |
1 |
Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение. Коммуникативные: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. |
|
22 |
Подсчет количества ударов. |
Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество. |
1 |
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Регулятивные: соотнесение выполненных заданий с образом. Познавательные: наблюдение и умение самостоятельно делать выводы. Коммуникативные: умение работать в паре. |
|
23 |
«Блуждающий квадрат» |
Решение арифметических задач (типа «У кого больше?») |
1 |
Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение. Коммуникативные: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. |
|
24 |
Критические поля проходной пешки. |
Решение арифметических задач (типа «Укого больше?») |
1 |
Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение, развитие внимания. Коммуникативные: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. |
|
25 |
Критические поля блокированной пешки. |
Решение логических задач («типа «Какая фигура ценнее?») |
1 |
||
26 |
Поля соответствия. |
Решение логических задач («типа «Какая фигура ценнее?») |
1 |
Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение внимание Коммуникативные: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. |
|
27 |
Мотивы и идея комбинации. |
Понятие о дебюте. Классификация дебютов. |
1 |
Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение. Коммуникативные: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. |
|
28 |
Виды комбинаций и их особенности. |
Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. |
1 |
||
29 |
Техника комбинаций. |
Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте. |
1 |
Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение. Коммуникативные: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. |
|
30 |
Позиция. Слабые пункты. |
Понятие о шахматном турнире. |
1 |
||
31 |
Слабости временные и постоянные. |
Правила поведения при игре в шахматных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах. |
1 |
Личностные: формирование мотивации и интереса к учению. Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя. Познавательные: развитие внимания, наблюдательности. Коммуникативные: ответы на вопросы учителя, одноклассников. |
|
32 |
Центр (пешечный и фигурный). |
Игровая практика; анализ учебных партий |
1 |
||
33 |
Позиция и сила фигур. Два слона. |
Игровая практика; анализ учебных партий |
1 |
||
34 |
Оценка позиции. |
Игровая практика; анализ учебных партий |
1 |
||
35 |
Дебют и его задачи. |
Игровая практика; анализ учебных партий |
1 |
Личностные: формирование интереса к учению. Регулятивные: организация своего рабочего места, Познавательные: развитие внимания, наблюдательности Коммуникативные: потребность в общении, умение слушать, вступать в диалог |
|
36 |
Владение центром. Лучшее развитие. |
Анализ дебютной части партии. |
1 |
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: потребность слушать учителя и вступать в диалог. |
|
37 |
Примеры разыгрывания дебютов. |
Матование двумя ладьями, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. |
1 |
Регулятивные: волевая саморегуляция, анализ объектов. Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: потребность в общении с учителем и партнером по игре. |
|
38 |
Основные идеи эндшпиля. |
Матовые и патовые позиции. |
1 |
Личностные: умение оценивать жизненные ситуации и поступки окружающих. Регулятивные: использование при выполнении заданий ранее полученных знаний. Познавательные: наблюдение, сравнение. Коммуникативные: умение работать в паре. |
|
39 |
Реализация преимущества. |
Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски. |
1 |
Регулятивные: организация своего рабочего места для игры. Познавательные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные: участие в диалоге, умение слушать и понимать партнера по игре. |
|
40 |
Теоретические окончания. |
Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования. |
1 |
||
41 |
Эндшпиль в практической партии. |
Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования. |
1 |
Личностные: целостное восприятие происходящего. Регулятивные: организация своего рабочего места. Познавательные: развитие внимания, наблюдательности у детей. Коммуникативные: умение отвечать на вопросы учителя. |
|
42 |
Стратегические задачи миттельшпиля. |
Решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах. |
1 |
Регулятивные: определение цели учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя. Познавательные: наблюдение, умение самостоятельно делать выводы. Коммуникативные: умение выполнять различные роли в шахматной игре. |
|
43 |
Атака и способы ее проведения. |
Решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах. |
1 |
||
44 |
Защита и контратака. |
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связки и защита от нее. Завлечение, отвлечение и разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение пространства, уничтожение защиты. |
1 |
Личностные: освоение смысла учения. Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности. Познавательные: развитие интереса к занятиям, внимания, наблюдательности. |
|
45 |
Равные позиции. |
Сквозное действие фигур (рентген). Завлечение, отвлечение и разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение пространства, уничтожение защиты. |
1 |
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Регулятивные: соотнесение выполненных заданий с образом. Познавательные: наблюдение и умение самостоятельно делать выводы. Коммуникативные: умение работать в паре. |
|
46 |
Переход в эндшпиль. |
Перегрузка. Комбинаторика в шахматах. |
1 |
||
47 |
Современный дебют и практика его разыгрывания. |
Понятие о комбинации. Комбинации на мат и достижение материального перевеса. |
1 |
Личностные: умение оценивать жизненные ситуации и поступки окружающих. Регулятивные: использование при выполнении заданий ранее полученных знаний. Познавательные: наблюдение, сравнение. Коммуникативные: умение работать в паре. |
|
48 |
Открытые дебюты. |
Мельница как алгоритм с циклами. Эстетика шахматных комбинаций. |
1 |
||
49 |
Полуоткрытые дебюты. |
Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы; участие в турнирах. |
1 |
Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение. Коммуникативные: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. |
|
50 |
Закрытые дебюты. |
Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы; участие в турнирах. |
1 |
||
51 |
Развитие шахматного стиля. |
Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. |
1 |
Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение. Коммуникативные: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. |
|
52 |
Пешечная защита Филидора. |
Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. |
1 |
Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение, развитие внимания. Коммуникативные: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. |
|
53 |
Стратегические принципы Морфи. |
Роль аппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат. |
1 |
||
54 |
Первые шаги русской школы. А.Петров. |
Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур. |
1 |
Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение внимание Коммуникативные: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. |
|
55 |
Позиционные методы игры Стейница. |
Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур. |
1 |
Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение. Коммуникативные: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. |
|
56 |
Основоположник русской школы – Михаил Чигорин. |
Отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля. |
1 |
Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение внимание Коммуникативные: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. |
|
57 |
Эммануил Ласкер – мыслитель и борец. |
Отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля. |
1 |
||
58 |
Хосе Рауль Капабланка – шахматный виртуоз |
Отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля. |
1 |
Личностные: формирование мотивации и интереса к учению. Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя. Познавательные: развитие внимания, наблюдательности. Коммуникативные: ответы на вопросы учителя, одноклассников. |
|
59 |
В поисках совершенного стиля . Александр Алехин. |
Понятие о варианте. Логическая связка «если, то …». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. |
1 |
Личностные: освоение смысла учения. Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности. Познавательные: развитие интереса к занятиям, внимания, наблюдательности. |
|
60 |
Решение задач и этюдов. |
Понятие о варианте. Логическая связка «если, то …». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. |
1 |
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Регулятивные: соотнесение выполненных заданий с образом. Познавательные: наблюдение и умение самостоятельно делать выводы. Коммуникативные: умение работать в паре. |
|
61 |
Решение задач и этюдов. |
Форпост. Позиция короля. Атака на короля. |
1 |
||
62 |
Решение задач и этюдов. |
Централизация. Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально. |
1 |
Личностные: формирование интереса к учению. Регулятивные: организация своего рабочего места, Познавательные: развитие внимания, наблюдательности Коммуникативные: потребность в общении, умение слушать, вступать в диалог |
|
63 |
Решение задач и этюдов. |
Вскрытие и запирание линии. Блокада. |
1 |
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: потребность слушать учителя и вступать в диалог. |
|
64 |
Решение задач и этюдов. |
Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально. Вскрытие и запирание линии. Блокада. |
1 |
Регулятивные: волевая саморегуляция, анализ объектов. Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: потребность в общении с учителем и партнером по игре. |
|
65 |
Шахматный турнир. |
Отработка на практике миттельшпиля. |
1 |
Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение. Коммуникативные: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. |
|
66 |
Шахматный турнир. |
Отработка на практике миттельшпиля. |
1 |
Регулятивные: организация своего рабочего места для игры. Познавательные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные: участие в диалоге, умение слушать и понимать партнера по игре. |
|
67 |
Шахматный турнир. |
Отработка на практике умений играть |
1 |
||
68 |
Шахматный турнир. |
Отработка на практике умений играть |
1 |
Личностные: целостное восприятие происходящего. Регулятивные: организация своего рабочего места. Познавательные: развитие внимания, наблюдательности у детей. Коммуникативные: умение отвечать на вопросы учителя. |
|
69 |
Шахматный турнир. |
Отработка на практике умений играть |
1 |
Регулятивные: определение цели учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя. Познавательные: наблюдение, умение самостоятельно делать выводы. Коммуникативные: умение выполнять различные роли в шахматной игре. |
|
70 |
Итоговое занятие. |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.