Программа школьного кружка "Развивайка"
Оценка 5

Программа школьного кружка "Развивайка"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
дефектология +1
06.01.2023
Программа школьного кружка "Развивайка"
Программа школьного кружка "Развивайка" мнаправлена на работ с детьми ОВЗ, т.к. кружок дефектологический. Работаем над развитием внимания, памяти, моторики, усидчивости, и т.д.
дефектология.docx

Управление образования Администрации МО «Город Можга»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Среднее общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов имени прапорщика А.А. Городилова»

 

 

Принято                                                                                          Утверждаю

На заседании                                                      Директор МБОУ «СОШ №3»

 Методического совета                                         ___________С.П. Кузнецова

Протокол №1                                         Приказ № 94 ОД от 30 августа 2022г.

От «30» августа 2022г.                                                                                               

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественно-научной направленности

«Развивайка»

Базовый уровень

 

 

 

 

Возраст обучающихся: 10-11 лет

Срок реализации: 1 год

 

Автор-составитель:

Ельцова А.А.

Учитель начальных классов

 

 

г. Можга

2022 год

Оглавление

1.   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3

1.1. Цель и задачи программы. 4

1.2. Формы контроля реализации программы. 4

1.3. Система оценки учебных достижений обучающихся. 5

2.   УЧЕБНЫЙ ПЛАН.. 5

2.1. Содержание программы.. 7

2.2. Ожидаемые результаты.. 8

2.3. Формы контроля. 10

Контроль личностных результатов. 11

Контроль метапредметных результатов. 11

2.4. Календарный учебный график. 12

3.   МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.. 13

4.   УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.. 13

4.1.   Материально-техническое оснащение. 13

4.2.   Информационное обеспечение. 13

4.3.   Кадровое обеспечение. 13

5.   ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ.. 13

5.1.   Рабочая программа воспитания. 13

5.2.   Календарный план воспитательной работы.. 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. 14

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивайка» составлена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области образования на основании нормативно-правовых документов (приложение).

Программа имеет естественно-научное направление и ориентирована на формирование логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся.

Актуальность программы. Обучающиеся        с ЗПР испытывают наибольшие затруднения в познавательные сферы в социальном взаимодействии и адаптации. Ребенок с задержкой психического развития как бы соответствует по своему психическому развитию более младшему возрасту, однако это соответствие является только внешним. Особенности такого развития негативно сказываются на формировании базовых учебных навыков, обучающихся с ЗПР, а также способности к обобщению, переносу и использованию знаний, умений и навыков в новой ситуации. Курс «Дефектология» представляет очень большую ценность для преодоления недостатков развития ребенка с ЗПР. Его значимость определяется важностью развития познавательных процессов для всех аспектов жизнедеятельности школьника.

Отличительные особенности. Развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам с ОВЗ легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое.

Адресат программы: дети 10-11 лет. Для обучения требуются специальные знания, умения и навыки, сформированные в 1,2,3 классах.

Наполняемость группы: 10 человек.

Объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 36 часов.

Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год.

Уровень реализации программы – базовый.

Формы организации образовательного процесса. Занятия в кружке проводятся в очной форме, предполагается коллективная и индивидуальная работа. Большая часть занятий предполагает выполнение учащимися практических работ. Основные методы обучения словесный, наглядный, практический, проблемный.

Виды занятий по программе. Занятия предполагают проведение практических работ, которые сопровождаются пояснениями учителя по ходу их выполнения.

Режим занятий: продолжительность занятий составляет 1 занятие по 45 минут - 1 раз в неделю по академическому часу.

Язык обучения по программе – русский.

Форма обучения по программе – очные занятия с возможностью перехода на электронное обучение и дистанционные формы образовательного процесса.

1.1. Цель и задачи программы

Цель программысоздание специальных педагогических условий для детей с ЗПР, направленных на интеграцию в образовательную и социокультурную среду, помощь в освоении основной образовательной программы начального общего образования, совершенствование учебной деятельности, коррекцию и активизацию познавательных процессов.

 

Задачи:

-диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности);

- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей);

- развитие внимания, памяти, пространственного восприятия;

- развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);

-формирование позитивной мотивации к обучению.

1.2. Формы контроля реализации программы

           На каждом занятии учащиеся выполняют практические работы, хороший уровень выполнения которых будет являться свидетельством результативности усвоения образовательной программы кружка.

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся с ОВЗ проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как индивидуальных, так и в целом коллектива.

1.3. Система оценки учебных достижений обучающихся

Система оценки учебных достижений позволяет проследить связи процесса усвоения программного материала на разных его этапах, поэтому предполагает текущий (тематический) и итоговый контроль.

В качестве диагностического показателя самореализации обучающихся в процессе познавательной деятельности выделены уровни успешности выполнения ребёнком самостоятельных познавательно-творческих задач.

Высокий уровень самореализации присущ тем детям, которые стремятся и могут выделить идею и, используя её как основу решения задачи, оперируют познавательным материалом и его аргументацией в ходе решения (испытывают эмоциональную удовлетворённость от процесса и результата своей деятельности). Данный уровень характеризуется устойчивым интересом и самостоятельностью ребёнка в решении творческих задач, проявлением инициативы, адекватной самооценкой результатов творческой деятельности, умением согласовывать свои действия с другими детьми в условиях коллективного выполнения творческих заданий.

Средний уровень характерен для детей, понимающих взаимосвязи между фактами и познавательной информацией, оперирование которой необходимо для успешного выполнения творческой задачи, но недостаточно самостоятельных в выдвижении идеи, ограниченных в выборе познавательного материала, испытывающих эмоциональный дискомфорт при возникновении трудностей и необходимости их преодоления. Это проявляется в эпизодической инициативности, неустойчивом интересе к решению творческих задач, завышенной или заниженной самооценке, недостаточной сформированности умений действовать согласованно с другими детьми в процессе выполнения творческих заданий.

Низкий уровень самореализации наблюдается у тех детей, которые не склонны проявлять активность и самостоятельность в решении творческих задач, механически воспроизводят случайные факты, испытывают значительные трудности в оперировании ими, не могут установить и объяснить причинно-следственные связи в процессе решения познавательной задачи. На данном уровне у детей отсутствуют собственные творческие инициативы, наблюдается избегание самостоятельных решений, ориентация на образец и помощь взрослого, возникают трудности в установлении межличностных отношений при создании совместных творческих продуктов, выражена заниженная самооценка.

Учебный план

п.п.

Раздел

Всего часов

в том числе

формы аттестации/контроля

теория

практика

1.

Дефектологическое обследование

2

 

2

Тестирование

2.

Мыслительные операции

8

1

7

 Выполненное задание.

3.

Внимание

 

10

2

8

Выполненное задание.

4.

Память

10

2

8

Выполненное задание.

5.

Пространственное восприятие

4

1

3

Выполненное задание.

6.

Дефеклогическое обследование

2

 

2

Тесты, выполненное задание.

 

Итого часов

36

6

30

 

 

2.1.   Содержание программы

Раздел

Теория

Практика

1

Дефектологическое обследование

 

Выполнение тестовых творческих и интеллектуальных заданий

2

Мыслительные операции

Разъяснение понятий мыслительных операций.

Выполнение упражнений на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, классифицировать предметы и слова, вербально – смыслового анализа и синтеза.

3

Внимание

 

Размышление о том, что такое внимание и что от него зависит.

Выполнение упражнений на развитие, тренировку внимания

4

Память

Разъяснение понятий ассоциативная память, образная память, для чего нужна память, где хранится информация.

Выполнение упражнений на развитие ассоциативной и образной памяти

5

Пространственное восприятие

Размышления о строение тела, о функциях органов человека (зрение, обоняние, тактильные ощущения, слух, вкус). 

Выполнение упражнений на развитие пространственного восприятия собственного тела, ориентировке в тетради и на рабочем столе, пространстве кабинета.

6

Дефеклогическое обследование

 

Выполнение тестовых творческих и интеллектуальных заданий.

 

2.2. Ожидаемые результаты

Метапредметные результаты

-учиться прогнозировать последствия своих поступков;

-определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя;

-учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок, фото)

-делать выводы;

-учиться договариваться и приходить к общему решению

-учиться понимать эмоции и поступки других людей.

 

Личностные результаты

- концентрировать, переключать своё внимание;

- копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ;

- самостоятельно выполнять задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;

- находить несколько способов решения задач.

Предметные результаты

- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- сравнивать предметы, понятия;

- выделять существенные признаки и закономерности предметов;

- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

- концентрировать, переключать своё внимание;

-  удерживать зрительный образ;

- самостоятельно выполнять задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;

- увеличится скорость и гибкость мышления, улучшается память.

2.3. Формы контроля

В течение года наиболее распространёнными формами контроля являются наблюдение и беседа. Данные формы контроля позволяют диагностировать уровень сформированности ожидаемых личностных результатов. Так же благодаря этому педагог имеет возможность оценить качество выполняемой работы, аккуратность, точность и проверить уровень освоения практических навыков. Это даёт педагогу возможность внести коррективы в воспитательную работу, определить кому нужна конкретная помощь в том или ином виде практической деятельности.

Контроль личностных результатов

Форма контроля: наблюдение и беседа.

Общие критерии оценки личностных результатов:

·        интерес к изучению математики, окружающего мира;

·        коммуникация во время занятия;

·        самоорганизации деятельности.

Критерии оценки: 2 – соответствует критерию; 1 – соответствует частично;
0 – не соответствует.

Уровни освоения программы: «В» – высокий уровень – от 1,76 до 2 баллов; «С» – средний уровень – от 1 до 1,75 баллов; «Н» – низкий уровень – от 0 до 0,99 баллов.

 

Контроль метапредметных результатов

Форма контроля: выполнение практических заданий.

Критерии оценки выполнения практических заданий.

Высокий уровень усвоения темы: ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

Средний уровень усвоения темы: ученик выполнил требования к высокому уровню, но допущены 2-3 недочета.

Низкий уровень усвоения темы: ученик выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.

Критерии оценивания заданий.

1.     Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного.

2.     Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки.

3.     Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля учащегося.

4.     Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы.

            Проверка уровня теоретических знаний осуществляется с помощью промежуточного и итогового контроля знаний в виде тестовых заданий.

2.4. Календарный учебный график

 

Месяц

Неделя

1 год обучения

Первое полугодие

сентябрь

1

учебная неделя

2

учебная неделя

3

учебная неделя

4

учебная неделя

октябрь

1

учебная неделя

2

учебная неделя

3

учебная неделя

4

учебная неделя

ноябрь

1

учебная неделя

2

учебная неделя

3

учебная неделя

4

учебная неделя

декабрь

1

учебная неделя

2

учебная неделя

3

учебная неделя

4

учебная неделя

Второе полугодие

январь

1

праздничная неделя

2

учебная неделя

3

учебная неделя

4

учебная неделя

февраль

1

учебная неделя

2

учебная неделя

3

учебная неделя

4

учебная неделя

март

1

учебная неделя

2

учебная неделя

3

учебная неделя

4

учебная неделя

апрель

1

учебная неделя

2

учебная неделя

3

учебная неделя

4

учебная неделя

май

1

учебная неделя

2

учебная неделя

3

учебная неделя

4

учебная неделя

Всего учебных недель

36

36

Всего часов по программе

 

36

 

Методическое обеспечение программы

Обеспечение программы методическими видами продукции:

·        рекомендации по проведению коррекционно-развивающих занятий;

·        методики по коррекционно-развивающей работе;

·        карточки;

·        раздаточный материал.

Условия реализации программы

Программа кружка будет реализована на в кабинете начальных классов №11 МБОУ «СОШ №3» города Можги. Предполагается использование ИКТ технологий.

4.1. Материально техническое оснащение

Для реализации данной программы необходимы материально-техническое

оснащение и инвентарь:

·        компьютер;

·        колонки;

·        телевизор.

4.2. Информационное обеспечение

Для реализации данной программы необходимы информационное обеспечение:

·        точка доступа к сети Интернет;

·        флэш-накопитель (USB);

·        компьютер и МФУ.

4.3. Кадровое обеспечение

Программа реализуется педагогом школы, имеющим педагогическое образование и необходимую квалификацию.

Программа воспитания

5.1. Рабочая программа воспитания

Цель воспитания: формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.

Основные задачи воспитательной работы:

Развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся, через создание разнообразных форм занятий.

Совершенствование работы по здоровому образу жизни учащихся.

Привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу кружка.

Предполагаемый результат воспитательной работы: повышение уровня общей культуры обучающегося, усвоение части основных общественных норм поведения.

Работа с коллективом обучающихся:

-       формирование опыта организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;

-       развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе участия в совместной деятельности;

-       воспитание сознательного отношения к труду и природе.

Работа с родителями:

-       организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (индивидуальные консультации);

5.2. Календарный план воспитательной работы

№ п/п

Наименование мероприятий

Предполагаемые сроки

1

День открытых дверей

01 сентября

2

Родительское собрание

Сентябрь

3

Акция «Мы вместе»

Ноябрь

4

Чаепитие в честь празднования Нового Года

25-30 декабря

5

Просмотр видеофрагмента к празднованию Дня защитника Отечества

Февраль

6

Сюрпризы маме 8 Марта

01-15 марта

7

День героев России

6-9 мая

8

Торжественное вручение сертификатов по итогам года

Май

9

Решение творческих задач

Ежемесячно

 

Список литературы для учителя

1. 400 узоров для развития моторики мелких мышц у детей дошкольного возраста. / Узорова О.В. , Е.А. Нефѐдова М.: Издательство АСТ.

2.                     Ителлектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития./ Бабкина Н.В. – Москва. 2006.

3. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших      школьников: Книга для учителя. –М.: АРКТИ, 2002.

4. Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2000.

5. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.

6. Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 1. — с. 47 – 54

7. Вильшанская А.Д. Коррекционно-педагогическая работа с младшими школьниками с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в общеобразовательной школе: Автореф. дисс. … канд. педагог. наук. – М., 2005. – 23 с. 9.

8.       Вильшанская А.Д. Организация и содержание работы учителя- дефектолога в системе КРО // Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М.: Школьная Пресса, 2005. –96с. — С. 65-73.

9. Вильшанская А.Д. Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с      ЗПР на занятиях дефектолога// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — № 5. — С. 73–77.

10. Математика 1-4 класс (в 2-х частях). Учебник. ФГОС Школа России,/М.И. Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанов.

11. Математика за 5 шагов 1-4 классы./В.А. Крутецкая Спб.: Литера, 2017.

12. Окружающий мир. 1-4 класс (в 2-х частях). Учебник. ФГОС /Плешаков А.А. М.: Просвещение,2015

13. Психолого-педагогическая диагностика / Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. Издательский центр  «Академия», 2003.

14. Тренажѐр по математике 1-4 класс / Е.О. Пожилова М.: Эксмо, 2018.

15. Тренажер для начальной школы. Математика 1-4 класс. / Латышева Н.А. М.: Издательский Дом АСТ, 2018.   

16. Математика. Все примеры и задания для начальной школы. 1-4 класс / Кочурова Е.Э. М.:  Издательство АСТ, 2018.

17. Полный курс математики 1-4 класс./Узорова О.В. , Е.А. Нефѐдова М.: Издательство     АСТ, 2015.                      

18. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, Курс РПС 1-4 класс /Рабочая тетрадь в 2-ух ч./ М., Издательство РОСТ, 2017.

19. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, - Курс РПС 1-4 класс, М.,  Издательство РОСТ, 2017.

 

 


 

Приложение 1

Перечень основных нормативно-правовых документов

для разработки и реализации дополнительной общеобразовательной программы

1.     Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.     Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

3.     Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р)

4.     Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам

5.     СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»

6.     Федеральный закон от 31.06.2018 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам

7.     Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 12.03.2018 г. № 241-р «О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Удмуртской Республике»

8.     Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 20.03.2018 г. № 281 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Удмуртской Республике» (в редакции, утверждённой приказом МОиН УР от 05.04.2021 г. № 427)

9.     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (приложение к письму «Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме»)

 


 

Приложение 2

Диагностический материал для дефектологического обследования.

 

Протокол обследования учащегося 4 класса.

Ф.И. учащегося___________________________________________________

возраст  ___________________________________________      

Учитель-дефектолог _____________________________________________________

 

Исследуемые параметры

Содержание

Динамика усвоения

Начало

Середина

Конец

Зрительное восприятие

Константность,

целостность, осмысленность

восприятия

Узнавать и называть «Зашумленные» изображения, «Наложенные» изображения», «Недорисованные» изображения, «Химеры».

Часть и целое

Составлять «Разрезные картинки», проводить пространственный анализ и синтез элементов узора. Восполнять сюжетный рисунок недостающими элементами.

Пространственно-временные представления

Ориентировка в ближайшем пространстве

Использовать в речи пространственные термины, предлоги. Понимать и употреблять логико-грамматические конструкции.

Временная ориентировка

Называть времена года, их признаки, месяцы времен года. Знать части суток. Ориентироваться по часам.

Конструирование

Складывать узоры из кубиков (9-16 кубиков).

Внимание

Объем, устойчивость

Таблица Шульте.

Концентрация, переключение

Корректурная проба.

Память

Зрительная  память

Запоминание 10 символов.

Слухоречевая  память

Запоминание 10 слов.

Тормозилось следов слухоречевой памяти

Воспроизведение 10 слов через 20-30 минут.

Смысл помогает запоминанию

Ассоциативное запоминание.

Мышление

Причинно-следственные зависимости

Устанавливать и соблюдать закономерность между объектами, выполнять серию из сюжетных картинок. Составлять по серии картинок логичный рассказ.

Понимание скрытого смысла

Понимать и объяснять скрытый смысл сюжета, текста, метафор, пословиц.

Обобщение

Выделять «4-й лишний» предмет на невербальном и вербальном уровне, Объяснять свой выбор, проводить обобщения.

Выделение существенных признаков

Проводить аналогии, выполнять классификацию по самостоятельно найденному основанию, сравнивать понятия.

Программные знания

Математика

Числовой ряд в пределах 1000.

Разряды чисел в пределах 1000.

Чтение и запись чисел в пределах 1000.

Навык устных и письменных вычислений в пределах 1000.

Решение простых и составных задач.

Таблица умножения.

                                              2-ое полугодие

Разряды и классы в пределах 1 000 000.

Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Сложение, вычитание.

Умножение и деление.

Названия компонентов и результатов арифметических действий.

Таблица умножения.

Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.

Решение задачи в 1—3 действия.

Критерии оценки:

1 – не сформировано

2 – в стадии формирования

3 – сформировано частично

4 – сформировано

5 – закреплено

 

Диагностика развития учащихся

Мышление

1. Методика "Простые аналогии"

Цель: исследование логичности и гибкости мышления. 
Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

1. Бежать Кричать
стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня
2. Паровоз Конь
вагоны а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня
3. Нога Глаза
сапог а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос
4. Коровы Деревья
стадо а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник
5. Малина Математика
ягода а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел

6. Рожь Яблоня
поле а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья
7. Театр Библиотека
зритель а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож
8. Пароход Поезд
пристань а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы
9. Смородина Кастрюля
ягода а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар
10. Болезнь Телевизор
лечить а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер
11. Дом Лестница
этажи а) жители, б) ступеньки, в) каменный,
Порядок исследования.

Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

Обработка и анализ результатов.

О высоком уровне логики мышления свидетельствуют 8-10 правильных ответов,

о хорошем 6-7 ответов,

о достаточном - 4-5,

о низком - менее чем 5.

2. Методика "Исключение лишнего"

Цель: изучение способности к обобщению.

Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа: 
1. Лампа, фонарь, солнце, свеча. 
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки. 
3. Собака, лошадь, корова, лось. 
4. Стол, стул, пол, кровать. 
5. Сладкий, горький, кислый, горячий. 
6. Очки, глаза, нос, уши. 
7. Трактор, комбайн, машина, сани. 
8. Москва, Киев, Волга, Минск. 
9. Шум, свист, гром, град. 
10. Суп, кисель, кастрюля, картошка. 
11. Береза, сосна, дуб, роза. 
12. Абрикос, персик, помидор, апельсин


Порядок исследования.

Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов.
1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова). 
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда). 
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия. 
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.). 


Ключ к оценке результатов.

Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями;

хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним;

средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием;

низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.


3. Методика "Изучение скорости мышления"

Цель: определение скорости мышления.  
Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.  
 Слова:

п-ра

д-р-во

п-и-а

п-сь-о

г-ра

з-м-к

р-ба

о-н-

п-ле

к-м-нь

ф-н-ш

з-о-ок

к-са

п-с-к

х-кк-й

к-ш-а

т-ло

с-ни

у-и-ель

ш-ш-а

р-ба

с-ол

к-р-ца

п-р-г

р-ка

ш-о-а

б-р-за

ш-п-а

п-ля

к-и-а

п-е-д

б-р-б-н

с-ло

с-л-це

с-ег

к-нь-и

м-ре

д-с-а

в-с-а

д-р-в-

Порядок исследования.

В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.  

Обработка и анализ результатов:

25-30 слов - высокая скорость мышления;

20-24 слова - хорошая скорость мышления;

15-19 слов - средняя скорость мышления;

10-14 слов - ниже средней;

до 10 слов - инертное мышление. 
Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня:

19-16 слов - высокий уровень мышления;

10-15 слов - хороший;

5-9 слов - средний;

до 5 слов - низкий.

 

Методика «Выявление общих понятий»

Методика предназначена для выявления способности к обобщению, анализу и классификации.

Обследуемым предлагается бланк с 20-ю рядами слов. В каждом из них набор из 5-ти слов, два из которых более всего с ним связаны. Задача обследуемого — найти в каждом ряду по два слова, наиболее соответствующих обобщающему понятию, и подчеркнуть их. Время на выполнение работы — 3 минуты.

Оценка выставляется по 9-бальной шкале с помощью следующей таблицы:

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Кол-во правильных ответов

18

17

16

14-15

12-13

10-11

8-9

6-7

5

  1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
  3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
  4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).
  5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
  6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
  7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).
  8. Чтение (глава, книга, печать, картина, слово).
  9. Газета (правда, приложение, телеграммы, 6умага. редактор).
  10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
  11. Воина (самолеты, пушки, сражения, ружья, солдаты).
  12. Книга (рисунки, война, бумаги, любовь, текст).
  13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).
  14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы.шум, наполнение).
  15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).
  16. Лес (лист, яблоня, дерево, охотник, волк).
  17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).
  18. Больница (помещение, сад, враг, радио, больные).
  19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).
  20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

 

Инструкция:«В каждой строчке Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее — пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

 

Исследование понимания картин со скрытым смыслом.

 Цель:

- Оценка качества восприятия.

- Оценка способности воспринимать сюжет в целом.

- Оценка способности определять эмоциональное состояние героев, их мысли, чувства.

- Оценка способности устанавливать причинно – следственные отношения, лежащие в основе ситуации.

Диагностический материал:

Для детей 10- 11 лет – предъявляются картинки «Опять двойка»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=f0e68f4fcc8ba8536a4f41e0f7fc6551_l-5257673-images-thumbs&n=13

Процедура обследования:

Ребенку предъявляются сюжетные картины, с просьбой внимательно рассмотреть их и сказать, что на них произошло.

Просят раскрыть смысл изображенного. Задается серия последовательных вопросов.

 Предлагается дать оценку героям и их действиям.

Анализ результатов

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Лишь иногда требуют помощь в форме стимуляции внимания или наводящих вопросов.

 Чаще всего они самостоятельно справляются с заданием.

Нуждаются в организующей помощи в форме наводящих вопросов или дополнительных объяснений.

 Помощь принимают, с заданием в целом справляются. Испытывают небольшие трудности при определении эмоциональных состояний героев.

С заданием практически не справляются. Осмысливают картинку конкретно.

 Помощь не принимают.

 

Исследование восприятия и понимания картин с нелепыми сюжетами.

Цель:

- Оценка качества внимания и восприятия.

- Оценка запаса знаний и представлений об окружающем мире.

- Возможности выявления нелепостей.

- Оценка эмоционального восприятия, понимания юмористической стороны задания.

- Оценка чувства юмора.

Диагностический материал:

Предъявляют картинки:

- Для детей 10-11 лет – картинка-нелепость «Водолаз»

Процедура обследования:

Ребенку предъявляют картинку с нелепым изображением.

Затем предлагают картинку рассмотреть и отметить, чем она интересна, назвать элементы нелепостей.

Просят оценить эмоциональное состояние ребенка при рассматривании картинки.

Анализ результатов

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Очень живо, эмоционально, часто со смехом, описывают обнаруживаемые ими нелепости.

Объясняют, почему такое не может быть.

 В помощи практически не нуждаются.

Не сразу воспринимают комическое содержание сюжета.

 Нуждаются в активизации внимания, помощи в виде наводящих вопросов. Обычно обнаруживают 60-80% изображенных нелепостей.

 Четкая адекватная реакция отсутствует.

Не отмечают нелепого характера изображений. Эмоциональная реакция отсутствует.

 Описывают конкретно изображенное на картинке.

 

 Исследование понимания литературных текстов.

Цель:

- Выявить понимание скрытого смысла текста.

- Выявить умение воспроизвести текст в логической последовательности.

- Оценить умение делать выводы и умозаключения.

- Оценка умения использовать помощь.

- Оценка состояния речи.

Диагностический материал:

В качестве диагностического материала используются:

Для детей  10-11  лет - рассказ “Жадная собака”

Жадная собака.

Шла собака по дощечке и несла в зубах мясо. Посмотрела она на воду и увидела там другую собаку, несущую мясо в зубах. Решила она её мясо забрать, своё в воду бросила и кинулась отнимать мясо у той собаки. Но той собаки вовсе не было, а её мясо волной унесло.

Процедура исследования:

1 вариант – Исследователь сам прочитывает текст ребенку.

2 вариант – Ребенок сам прочитывает текст рассказа.

Анализ результатов

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Чаще справляются самостоятельно, лишь иногда возникает необходимость в помощи в форме наводящих вопросов. Они проводят анализ содержания рассказов, делают выводы, эмоционально реагируют на содержание.

Нуждаются в помощи, которая оказывается в форме наводящих вопросов, повторного чтения, интонационного выделения значительных слов, понятий, разъяснений, актуализации прошлого опыта.

 Эмоции не имеют яркого проявления.

 Дети скорее напряжены и легко теряются.

Не понимают смысла рассказов. Оказываемая им помощь оказывается не эффективной.

 

Память

Методика «Запоминание 10 слов» (по а. Р. Лурия)

Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсро­ченного их воспроизведения. Использование методики дает дополнительную информацию о возможности целенаправленной и длительной работы ребен­ка со слухоречевым материалом.

Для запоминания используются простые (односложные или короткие двусложные), частотные, не связанные по смыслу слова в единствен­ном числе именительного падежа. В зависимости от целей исследования количество повторов ограничено (чаще всего 5 повторов) либо слова повторяются вплоть до полного запоминания (9-10 слов).

+Анализируемые показатели:

·         объем слухоречевого запоминания;

·         скорость запоминания данного объема слов;

·         объем отсроченного воспроизведения;

·         особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вер­бальных парафазии и т.п.);

·         особенности слухового, в том числе фонематического, восприятия.

Возрастные особенности выполнения. Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Запоминание в объеме 9±1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме 8±2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы. Для детей младше 7 лет используется словарный материал меньшего объема (5-8 слов).

 

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ПАМЯТИ»

Цель: определение преобладающего типа памяти

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер. Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут. Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут. Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут. Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а - 10 количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по тому, в каком из рядовбыло большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

 

"Изучение логической и механической памяти"

Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

  Первый ряд:   

Второй ряд:

  • кукла – играть
  • курица – яйцо
  • ножницы – резать
  • лошадь – сани
  • книга – учитель
  • бабочка – муха
  • снег – зима
  • лампа – вечер
  • щетка – зубы
  • корова – молоко
  • жук – кресло
  • компас – клей
  • колокольчик – стрела
  • синица – сестра
  • лейка – трамвай
  • ботинки – самовар
  • спичка – графин
  • шляпа – пчела
  • рыба – пожар
  • пила – яичница

Порядок исследования.

Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интер вал между парой - пять секунд).

После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Аналогичная работа проводится со словами второго ряда. 
Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Таблица

Объем смысловой и механической памяти

Объем смысловой памяти

Объем механической памяти

Количество слов первого ряда (А)

Количество запомнив-
шихся слов (В)

Коэффициент смысловой памяти C=B/A

Количество слов второго ряда (А)

Количество запомнив-
шихся слов (В)

Коэффициент механической памяти C=B/A



 

«Запомни рисунки»

  1. Исследование кратковременной зрительной памяти

Стимульный материал: картинки с изображением геометрических фигур.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/27/s_5c9be1cec9598/1124657_1.png

Процедура: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения испытуемого и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока испытуемый не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Критерии оценки:

10 баллов — испытуемый узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов — испытуемый узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов — испытуемый узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов — испытуемый узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла — испытуемый узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл — испытуемый не узнал на картинке ни одного изоб­ражения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

 

Внимание

Методика Пьерона -Рузера

Цель исследования: определить уровень концентрации внимания.

Возраст: 6-10 лет

Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

Процедура проведения: Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования. Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды "Начали!" и "Стоп!"

Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.

Инструкция испытуемому: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".

Обработка и анализ результатов:

Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

Уровень концентрации внимания определяют по таблице.

Число обработанных фигур

Ранг

Уровень концентрации внимания

100 л

очень высокий

91-99

высокий

80-90 65-79

средний низкий

64 и меньше

очень низкий


За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2, то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.

При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. Среди них важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориентации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности). Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь.

Испытуемый: ____________ Дата _______

Экспериментатор: _________ Время _______

Тест

 

 

 

https://konspekta.net/infopediasu/baza12/3382237669406.files/image004.gif

 

«Изучение переключения внимания»

Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания.

Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку; секундомер.

Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа:

черного цвета от 1 до 12; красного цвета от 12 до 1; черного цвета в возрастающем порядке, а красного – в убывающем (например, 1 – черная, 12 – красная, 2 – черная, 11 – красная и т. д.).

Время опыта фиксируется с помощью секундомера.

Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.

 

Зрительный гнозис

Узнавание реалистических изображений

Ребенку предъявляются реалистические изображения бытовых предметов. В данном комплекте используются изображения, взятые из классического альбома А. Р. Лурия без изменения их стиля и цветового оформления. Практика исследования особенностей зрительного гнозиса показывает, что использование предметов в дизайне 40-50-х годов, практически неизвестных современных детям, дает возможность более качественного анализа особенностей детского восприятия.

Ребенка просят назвать предъявляемые изображения и отдельные части этих предметов (активный словарь).

Для исследования пассивного словаря просят показать предмет, или его часть по названию.

Таким образом, тест используется как для выявления особенностей зрительного восприятия, так и для определения объема активного и пассивного словаря, в том числе и на материале малочастотных слов (диск, трубка, цепь, педаль, спица, форзац, пряжка и т.п.).

 

Анализируемые показатели:

— возможность узнавания предметов и соотнесения устаревших изображений с современными;

·                     отсутствие целостности восприятия (фрагментарность восприятия);

·                      когнитивная стратегия узнавания;

·                     объем необходимой помощи.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=1c080e8cac8aba5f09a28ad1cb96895a_l-4593412-images-thumbs&n=13

 

Узнавание перечеркнутых изображений

Ребенку предлагают узнать изображенный на листе перечеркнутый предмет и дать ему название. Целесообразно не показывать ребенку, с какого изображения необходимо начинать узнавание, поскольку это позволяет обнаружить особенности стратегии восприятия. На листе слева направо расположены: в верхнем ряду — бабочка, лампа, ландыш; в нижнем ряду — молоток, балалайка, расческа.

Анализируемые показатели:

·                     возможность узнавания перечеркнутых изображений;

·                     возможность адекватного выделения фигуры (устойчивость зрительного образа предмета);

·                     стратегия направления обзора (справа налево, слева направо, хаотично или последовательно).

https://studfile.net/html/2706/228/html_aOvPk6Px3F.Lhv3/htmlconvd-ma6RaM_html_6666559ac7b7dcea.jpg

 

Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора)

Ребенку предлагают узнать все изображения наложенных друг на друга контуров реальных объектов и дать каждому из объектов свое название. На листе приводятся две наиболее известные классические «фигуры Поппельрейтора»: ведро, топор, ножницы, кисточка, грабли и чайник, вилка, бутылка, миска, граненый стакан.

Анализируемые показатели:

·                     доступность выполнения задания;

·                     наличие фрагментарности восприятия;

·                     возможность выделения целостной фигуры;

·                     наличие парагнозий;

— стратегия выделения изображений.

https://findout.su/findoutsu/baza1/3791493026188.files/image010.jpg

 

Узнавание недорисованных изображений

Ребенку предлагается узнать недорисованные предметы и дать им название. Предметы расположены на листе в следующем порядке (слева направо): верхний ряд — ведро, лампочка, клещи; нижний ряд — чайник, сабля (меч), английская булавка. При этом учитывается вероятностный характер узнавания.

Анализируемые показатели:

- сохранность зрительного образа объекта;

- возможность образного «дорисовывания» изображения;

- характер ошибок восприятия в зависимости от того, правая или левая часть изображения не дорисована;

- наличие фрагментарности восприятия;

- анализ ошибок узнавания с точки зрения проекции.

https://iknigi.net/books_files/online_html/146730/i_001.png

Буквенный гнозис

Ребенку предлагается назвать различным образом расположенные буквы и выделить правильно, неправильно, сложно расположенные (зеркальные и наложенные) буквы. В зависимости от возраста и обучаемости ребенка оцениваются разные параметры выполнения.

Анализируемые показатели:

— узнавание букв в различных шрифтах;

— узнавание букв в зеркальном изображении;

— узнавание наложенных и перечеркнутых букв.

Примечание. Специалист, безусловно, должен учитывать уровень овладения ребенком той или графемой.

 

Сформированность пространственных представлений.

Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов

Материалы используются для выявления трудностей в понимании и употреблении предлогов при анализе взаиморасположения объектов. Целесообразно начинать работу с ребенком с выявления знания им предлогов, обозначающих расположение объектов (реалистических и абстрактных изображений) в пространстве по вертикальной оси Оценивается правильное владение ребенком предлогами и понятиями: вышениже, на, над, под, снизу, сверху, между.

Вначале целесообразно исследовать понимание предлогов на конкретных предметах. Для этого ребенка просят показать, какие предметы изображены выше медведя (или любого другого изображения на второй снизу полке), ниже медведя. После этого он должен показать, что нарисовано над и под медведем, какие игрушки нарисованы на верхней полке, какие — на нижней полке. В этой же логике исследуется понимание предлогов (по вертикальной оси на разноцветных геометрических фигурах.

Примечание. Тонированные геометрические фигуры, расположенные на листе в горизонтальной плоскости, анализируются в ситуации оценки право-левой ориентировки.

В этой же логике исследуется употребление и понимание, обозначающих взаиморасположение объектов в пространстве по горизонтальной оси, исключая право-левую ориентировку. В данном случае подразумевается возможность ребенка ориентироваться в горизонтальной плоскости, используя понятия ближе, дальше,  перед, за, спереди от, сзади от.

Целесообразно начинать это исследование с анализа расположения объемных геометрических фигур, переходя к анализу расположения персонажей сюжетной картинки «Звери идут в школе».  

Далее исследуется возможность самостоятельного употребления предлогов и составление пространственных речевых конструкций. Например, для конкретных изображений: «Где находится машина по отношению к медведю?», «Как ты думаешь, где находится елка по отношению к медведю?» и т.п.

Для абстрактных изображений в горизонтальной плоскости: «Где находится крест по отношению к кругу?», «Как ты скажешь, где находится ромб по отношению к треугольнику?» и т.п.

Далее анализируется владение ребенком понятиями: лево, право, слева, э, левее, правее и т.п. на материале конкретных изображений «Полка с игрушками», «Звери идут в школу» и абстрактных изображений — тонированные геометрические фигуры. Вначале эти понятия анализируются на уровне понимания и показа ребенком (импрессивный уровень). Далее исследуется возможность самостоятельного употребления предлогов и составление пространственных речевых конструкций по этим понятиям (экспрессивный уровень).

 Примеры: «Скажи, что находится на полке слева от ракеты? Что находится на полке справа от елки?»

 

Понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций

Диагностика понимания логико-грамматических конструкций

Ребенку дается два типа инструкций.

1. Я сейчас скажу что-то, а ты оцени, правильно ли я сказал или сделал ошибку.

2. Я скажу тебе что-то. Выслушай внимательно. Потом я задам тебе вопрос, а ты ответь на него.

 

Диагностические вопросы:

 

A. «Правильно ли я сказал?»

Телега везет лошадь.

Кошка поймала мышку.

Лошадь везет телегу.

Мышка поймала кошку.

Земля освещается солнцем.

Море омывается берегами.

Солнце освещается землей.

Берега омываются морем.

Фонарь освещается улицей.

Улица освещается фонарем.

 

Б. «Ответь на вопросы».

Учитель наказал мальчика. Кто провинился?

Собаку укусила оса. Кто кусался?

Мама зовет домой дочку. Кто дома? Кто на улице?

Витю слушал учитель. Кто говорил?

Петю ударил Ваня. Кто драчун?

Володю ждет Лена. Кто задержался?

 

Развитие   мелкой   моторики

Анализ школьных тетрадей

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Управление образования Администрации

Управление образования Администрации

Оглавление 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

Оглавление 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивайка» составлена в соответствии с действующим законодательством

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивайка» составлена в соответствии с действующим законодательством

Режим занятий: продолжительность занятий составляет 1 занятие по 45 минут - 1 раз в неделю по академическому часу

Режим занятий: продолжительность занятий составляет 1 занятие по 45 минут - 1 раз в неделю по академическому часу

Данный уровень характеризуется устойчивым интересом и самостоятельностью ребёнка в решении творческих задач, проявлением инициативы, адекватной самооценкой результатов творческой деятельности, умением согласовывать свои действия с другими…

Данный уровень характеризуется устойчивым интересом и самостоятельностью ребёнка в решении творческих задач, проявлением инициативы, адекватной самооценкой результатов творческой деятельности, умением согласовывать свои действия с другими…

Память10 28 Выполненное задание

Память10 28 Выполненное задание

Пространственное восприятие

Пространственное восприятие

Формы контроля В течение года наиболее распространёнными формами контроля являются наблюдение и беседа

Формы контроля В течение года наиболее распространёнными формами контроля являются наблюдение и беседа

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы

Программа воспитания 5.1. Рабочая программа воспитания

Программа воспитания 5.1. Рабочая программа воспитания

Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников:

Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников:

Программа школьного кружка "Развивайка"

Программа школьного кружка "Развивайка"

Приложение 1 Перечень основных нормативно-правовых документов для разработки и реализации дополнительной общеобразовательной программы 1

Приложение 1 Перечень основных нормативно-правовых документов для разработки и реализации дополнительной общеобразовательной программы 1

Приложение 2 Диагностический материал для дефектологического обследования

Приложение 2 Диагностический материал для дефектологического обследования

Причинно-следственные зависимости

Причинно-следственные зависимости

Диагностика развития учащихся

Диагностика развития учащихся

Очки, глаза, нос, уши. 7. Трактор, комбайн, машина, сани

Очки, глаза, нос, уши. 7. Трактор, комбайн, машина, сани

Методика «Выявление общих понятий»

Методика «Выявление общих понятий»

Оценка способности воспринимать сюжет в целом

Оценка способности воспринимать сюжет в целом

Процедура обследования : Ребенку предъявляют картинку с нелепым изображением

Процедура обследования : Ребенку предъявляют картинку с нелепым изображением

Анализ результатов Дети с нормой интеллекта

Анализ результатов Дети с нормой интеллекта

Порядок исследования . Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать

Порядок исследования . Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать

Запомни рисунки» Исследование кратковременной зрительной памяти

Запомни рисунки» Исследование кратковременной зрительной памяти

Методика Пьерона -Рузера Цель исследования : определить уровень концентрации внимания

Методика Пьерона -Рузера Цель исследования : определить уровень концентрации внимания

Изучение переключения внимания»

Изучение переключения внимания»

Ребенка просят назвать предъявляемые изображения и отдельные части этих предметов (активный словарь)

Ребенка просят назвать предъявляемые изображения и отдельные части этих предметов (активный словарь)

Узнавание наложенных изображений (фигуры

Узнавание наложенных изображений (фигуры

Анализируемые показатели: - сохранность зрительного образа объекта; - возможность образного «дорисовывания» изображения; - характер ошибок восприятия в зависимости от того, правая или левая часть изображения…

Анализируемые показатели: - сохранность зрительного образа объекта; - возможность образного «дорисовывания» изображения; - характер ошибок восприятия в зависимости от того, правая или левая часть изображения…

Сформированность пространственных представлений

Сформированность пространственных представлений

A. «Правильно ли я сказал?»

A. «Правильно ли я сказал?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2023