ПРОЕКТ Школьного научного общества учащихся «АРТ» (Академия развития талантов)
Разработчик: Водопьянова С.В. учитель истории и обществознания
Новосибирск
|
Оглавление
I. Введение
II. Основная часть
1.Актуальность темы
2. Цель и задачи
3.Проектное решение
4. Результаты освоения
5. Содержательные линии программы
III. Заключение
V. Учебно-методическая литература
I. Введение
Дополнительная общеразвивающая программа проекта «Научное общество учащихся «АРТ» для учащихся 1-11 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897); Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ №187 г. Новосибирска.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых
для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательных отношений (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности. Ценность программы проекта «Научное общество учащихся «АРТ» заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
1. Актульность
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Ведущим в реализации курса является проектный подход, которого сегодня осознается всеми. Федеральный государственный образовательный стандарт требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Современные программы образования включают проектную деятельность в содержание учебных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность данной программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности при получении среднего профессионального и высшего образования в колледжах, техникумах, вузах, трудовой деятельности и т.д.
Рабочая программа проекта «Научное общество учащихся «АРТ» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
2. Цель и задачи
Цель программы проекта «Научное общество учащихся «АРТ» - развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе; создание условий для формирования познавательного интереса учащихся, формирования навыков научно – исследовательской и творчески – проектной деятельности.
Ø воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;
Ø выявлять наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развивать их творческие способности;
Ø готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области:
Ø развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
Ø овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;
Ø развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;
Ø пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;
Ø формировать единое школьное научное сообщество со своими традициями;
Ø осуществлять материально-техническое, научно-информационное обеспечение отдельных исследовательских работ членов научного общества на основе соглашения с различными учреждениями по использованию их материально- технической базы.
3. Проектное решение
Педагоги, осуществляющие реализацию программы проекта «Научное общество учащихся «АРТ» используют следующие образовательные технологии:
• уровневая дифференциация;
• проблемное обучение;
• критическое мышление;
• моделирующая деятельность;
• поисковая деятельность;
• информационно-коммуникационные технологии;
• здоровьесберегающие технологии и др.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Итогом обучения младших школьников может быть альбом, газета, гербарий, жур нал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальная подборка, наглядные пособия, паспарту, плакат, план, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, сценарий праздника, учебное пособие, фото-альбом, экскурсия и т.д.
По завершению обучения старшеклассников должен быть разработан и защищен проект. Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Порядок действий при работе над проектом:
1. Знакомство с темой.
2. Сбор информации.
3. Выбор проектов.
4. Работа над проектами.
5. Презентация проектов.
Выполнение проекта складывается из трёх основных этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта на школьном, муниципальном и региональном уровнях. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап - интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части - мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, опрашивают взрослых, согласно темы проекта. Разрабатывается вся необходимая документация, подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы - внесение необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы - аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы.
В процессе обучения предусмотрены и другие направления деятельности:
· организация членами научного общества лекториев по темам проектов, по вопросам культуры умственного труда, по отдельным вопросам науки, техники, искусства;
· проведение регулярных обзоров научно-популярной литературы;
· подготовка, организация и проведение школьной научно-практической конференции, где подводятся итоги научно-исследовательской работы, выполненной учащимися в течение года: формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся могут быть реферативные сообщения, доклады, статьи, компьютерные программы и др.;
· участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках, предметных неделях;
· организация творческих встреч с исследователями и учеными;
· организация и проведение воспитательно-образовательных мероприятий (экспедиции, экскурсии и др.);
· рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях и др.
При оценке работ учитываются:
- использование знаний, выходящих за рамки школьной программы;
- научное и практическое значение результатов работы:
- новизна работы:
ü получены новые теоретические результаты, разработано и выполнено новое оригинальное изделие, макет или эксперимент;
ü имеется новый подход к решению известной задачи, проблемы;
ü эрудированность автора в рассматриваемой области, использование известных ре зультатов и научных фактов, знакомство с современным состоянием проблемы;
ü объём библиографии (полнота цитируемой литературы, ссылки на учёных и иссле дователей в данной области);
ü логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления;
ü продуманность структуры работы.
Пример критериев при выставлении оценок:
· Постановка проблемы;
· Методы решения;
· Актуальность;
· Наглядность;
Экспериментальный характер работы;
· Практическая направленность;
· Оформление работы;
· Эмоциональность изложения;
· Знание научной терминологии и свободное владение научной проблемой;
рецензия научного руководителя.
4. Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация проекта позволит сформировать целостную систему, способствующую развитию и саморазвитию обучающихся, для которых НОУ «АРТ» должно стать обществом для получения знаний, школой культуры, развития, общения, творчества, традиций, здорового образа жизни.
В процессе освоения курса внеурочной деятельности у ребят будут сформированы следующие виды универсальных учебных действий:
Личностные развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;
развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;
пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;
формировать единое школьное научное сообщество со своими традициями;
Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
В результате реализации программы обучающиеся будут знать:
- как разрабатывать и реализовывать проектную деятельность в различных областях жизни школы;
- как заниматься научно-исследовательской работой;
- правила обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;
- как осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- как использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов, высказываться в устной и письменной формах;
- как ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- какие существуют проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
5. Содержательные линии программы
Образовательные линии – содержат идеи, характеризующие исследовательские методы работы над проектами и исследование темы.
Ценностные линии – предполагают формирование общекультурного и краеведческого мировоззрения.
Деятельностные линии - побуждают учащихся к действию познания и включения критического мышления.
Творческие линии - предусматривают развитие исследовательских и творческих способностей учащихся, создание проблемных ситуаций, активизацию познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте.
Программа рассчитана на детей 1-11 классов и включает три этапа.
Первый этап - формирование исследовательского поведения. Предполагается формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса и выявление наиболее способных к творчеству учеников. Идет обучение проектным методам.
Второй - развивающий этап. На основе сформированного исследовательского поведения идет усовершенствование научных методов познания и общеучебных ЗУН, совершенствование навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса на данном этапе играет работа с первоисточниками, проектный метод является основным.
Третий - исследовательский этап. Учащиеся приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности, занимаются непосредственной исследовательской деятельностью, ведется разработка как общешкольных, так и индивидуальных проектов, работ.
Проектом предусмотрены теоретические и практические занятия, работа в группах и индивидуальная, консультации, и другие формы работы.
Структура организации НОУ «АРТ»
С целью чёткой организации работы сформирована структура, позволяющая осуществлять процесс научно-исследовательской деятельности.
Члены[у1] НОУ «АРТ» обязаны:
· подчиняться требованиям преподавателей;
· аккуратно посещать занятия;
· иметь хорошую успеваемость в школе.
Учащиеся имеют право:
· посещать заседания
· вести научную работу;
· участвовать в олимпиадах
Принципы НОУ «АРТ»:
Деятельность общества основывается на следующих принципах:
- интегральности – объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности учащихся;
- сотрудничества учащихся и педагогов;
- демократичности отношений;
- добровольности;
- индивидуализации в процессе исследовательской и инновационной деятельности;
- единства управления и самоуправления;
- корректного контроля и своевременной помощи.
Членство в НОУ «АРТ»:
Членами школьного научного общества могут быть:
· учащиеся, изъявившие желание работать в объединении, проявляющие интерес к творчеству, расширению кругозора, желающие определить и развивать свои способности, самоопределиться и самоутвердиться;
· учителя занимающиеся научно-методической деятельностью.
В Совет НОУ входит не менее пяти человек. Заседания Совета НОУ - 2 раза в год. Заседания совета НОУ дают возможность прогнозировать и осуществлять контроль над организацией научно-исследовательской работы в школе, корректировать деятельность самого совета. Содержание работы Совета НОУ направлено на изучение результатов диагностики, проведения анализа участия членов НОУ в предметных олимпиадах, подготовку интеллектуальных мероприятий, научных конференций.
Вступив в НОУ «АРТ» ученик работает в одной из секций, в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей.
Итоговой инстанцией является научно - исследовательская конференция. Она созывается раз в год для обсуждения хода и итогов научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы. На конференцию могут быть представлены творческие работы поискового и исследовательского характера, выполненные членами школьных секций индивидуально или в группе в форме доклада или отчета об эксперименте. Защита работы может сопровождаться слайдами, видеофрагментами, рисунками, чертежами, схемами.
Тематический план
№ |
Тема |
Цель |
Дата |
Ответственные |
Результат работы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Установочное межсекционное собрание: утверждение плана работы |
Утверждение совета НОУ «АРТ», утверждение плана работы НОУ «АРТ» |
Сентябрь |
Руководители секций, Водопьянова С.В. |
Папка материалов |
2 |
Формирование предметных секций научного общества |
Комплектование предметных НОУ, составление расписания занятий |
Сентябрь |
Руководители секций, Водопьянова С.В. |
Список участников предметных НОУ, расписание занятий |
3 |
Межсекционное занятие: «Библиотека - твой помощник» (о правилах работы с научной литературой); экскурсия в библиотеку; |
Знакомство с научно-популярной литературой |
Сентябрь |
Руководители секций, Водопьянова С.В. |
Папка материалов |
4 |
Подготовка к участию в районной конференции |
Обсуждение научно-исследовательских работ. |
Октябрь |
Руководители секций, Водопьянова С.В. |
Методические рекомендации |
5 |
Посвящение в члены НОУ «АРТ» |
|
Октябрь |
Руководители секций, Водопьянова С.В. |
Сценарий |
6 |
Заседание совета НОУ «АРТ», |
Обсуждение вопросов Участия в районной научно-исследовательской конференции |
Октябрь |
Водопьянова С.В. |
Протокол |
7 |
Практическое занятие НОУ «АРТ», №1 «Что такое словарь парадоксов» |
Изучение познавательных и творческих способностей |
Октябрь |
Водопьянова С.В. |
Памятки участни-кам |
8 |
Представление предметных кружков НОУ «АРТ», |
Освещение состава деятельности предметного кружка. |
Ноябрь |
Члены НОУ «АРТ» |
Рекламные листы. |
9 |
Подготовка диагностических материалов и собственная диагностика членов НОУ «АРТ»,
|
Выявление интересов, способностей и склонностей |
Ноябрь |
Водопьянова С.В. |
Тесты |
10 |
Практическое занятие НОУ «АРТ», №2 «Учимся слушать себя и других»
|
Изучение познавательных и творческих способностей |
Ноябрь |
Водопьянова С.В. |
Методические материалы занятия |
11 |
Участие членов НОУ «АРТ», в школьном, районном туре олимпиад. |
Анализ результатов участия членов НОУ в олимпиаде.
|
Ноябрь Декабрь |
Руководители секций, Водопьянова С.В. |
Справка |
12 |
Занятие НОУ «АРТ» №2 «Развитие интеллектуального потенциала. Мышление. Логика. Интеллект» |
Изучение познавательных и творческих способностей |
Декабрь |
Руководители секций, Водопьянова С.В. |
Памятки. |
13 |
Занятие НОУ «АРТ», №3 «Как оформить научную работу» |
Развитие творческого мышления учащихся. |
Январь |
Водопьянова С.В., Коллерова Т.Н |
Анализ интеллектуальных заданий. |
14 |
Заседание НОУ «АРТ», №4 Развитие дикции, произношения и речевых умений» |
Развитие наблюдательности и памяти. |
Февраль |
Коллерова Т.Н |
Анализ интеллектуальных заданий. |
15 |
Индивидуальные консультации по оформлению исследовательских работ |
Обучение грамотному оформлению исследовательских работ |
Февраль |
Руководители секций, Водопьянова С.В. |
Памятка |
16 |
Заседание НОУ «АРТ», №6 «индивидуальный стиль человека. Секреты хорошего выступления» |
Развитие речевых навыков, умения правильно построить своё выступление. |
Март |
Коллерова Т.Н., Водопьянова С.В. |
Анализ интеллектуальных заданий. |
17 |
Практические занятия по секциям «Оформление тезисов работы»; |
Подготовка тезисов выступления на школьной конференции НОУ |
Март |
Руководители секций |
Методические рекомендации |
18 |
Практические занятия по секциям «Методика защиты исследовательской работы»; |
Отработка навыков представления и защиты исследовательской работы |
Март |
Руководители секций |
Методические рекомендации |
19 |
Рецензирование работ руководителями. |
Подготовка рецензий |
Март |
Руководители секций |
Рецензии |
20 |
Школьный тур конкурса исследовательских работ учащихся. |
Представление и защита творческих работ учащихся. |
Март |
Руководители секций, Водопьянова С.В. |
Видеозапись. |
21 |
Оформление и выпуск брошюры с тезисами исследовательских работ; |
Публикация лучших исследовательских работ учащихся |
Март |
Руководители секций, Водопьянова С.В. |
Методические рекомендации |
22 |
Заседание Совета НОУ «АРТ», «Подготовка и проведение школьной научно-исследовательской конференции» |
Анализ готовности секций к проведению конференции. |
Апрель |
Совет НОУ |
Видеоза-пись |
23 |
Итоги работы за год |
Анализ результатов работы за год. Парад секций НОУ. |
Май |
Руководители секций, Водопьянова С.В. |
Методические рекомендации |
Предполагаемые результаты реализации проекта
Реализация проекта позволит сформировать целостную систему, способствующую развитию и саморазвитию обучающихся, для которых НОУ «АРТ» должно стать обществом для получения знаний, школой культуры, развития, общения, творчества, традиций, здорового образа жизни.
1. Результаты первого уровня – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, приобретение знаний:
- об этике и эстетике повседневной жизни человека;
- о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп;
- о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны;
- о современных СМИ, пропаганде и идеологических войнах;
- о международном экологическом движении;
- о правилах конструктивной групповой работы;
- об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2. Результаты второго уровня – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:
- развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. Школьник может приобрести:
- опыт исследовательской деятельности;
- опыт публичного выступления по проблемным вопросам;
- опыт природосберегающей и природоохранной деятельности;
- опыт охраны памятников истории и культуры;
- опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения;
- опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками т очевидцами Великой Отечественной войны;
- опыт волонтерской деятельности;
- опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
- опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Материально-техническая база
Материальная база НОУ формируется из собственных средств школы. Под базой подразумеваются кабинеты, библиотека, читальные залы, отдельные приборы, оборудование, материалы, множительная техника, стенды и др.
IV. Заключение
Школьное
научное сообщество учащихся «АРТ» имеет для учащихся школы огромное
практическое значение.
Школьники приобщаются к миру науки,
приобретают навыки исследовательской работы:
- у ребят появляется возможность
продемонстрировать наиболее интересные работы;
- они могут представить работы для участия в
городских, областных и общероссийских конференциях и конкурсах,
- ребята имеют возможность более верного
выбора своего профессионального пути.
В заключение хотелось бы ещё раз напомнить о
том, что учитель – духовный наставник, обладающий жизненной мудростью и
способностью "возвращаться" в детство. "Духоподъемное"
качество педагога является залогом пробуждения в ребёнке интереса к
исследованию.
V. Учебно-методическая литература
Книги
1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М, 2001.- 48 с. - (Школьному педагогу: советы, рекомендации, решения)
2. Исследовательская деятельность студентов и школьников как фактор личностного и профессионального развития: Материалы научно - практической конференции 9 -10 дек. 2003 г. - Вологда, 2004. - 376 с. - (ВИРО, ВГПУ)
3. Исследовательская работа школьников / Сост. Н.С.Криволап. - Минск: ИООО "Красико-Принт", 2005.-176 с. -(Педагогическая мастерская)
4. Маслова Е.В. Творческие работы школьников: Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 64 с. - (Школьное образование)
5. Научно - исследовательская деятельность учащихся: Московские конференции исследовательских и проектных работ школьников – 2002 / Отв. ред. Л.Е.Курнешова. - М.: Центр "Школьная книга". Вып.2. - 2002.
6. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / Отв. ред. М.А.Ушакова.-М.: Сентябрь, 2003. - 204 с. - (Библиотека журнала "Директор школы". Вып. 8)
7. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие для вузов.-М.: Ось - 89, 2006. - 480 с.
8. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Как развить свои исследовательские способности: Учебник - тетрадь для учащихся средней школы. - М.: Генезис, 2005.
Статьи
Теория и методика исследовательской работы учащихся
1. Арцев М. Н. Учебно - исследовательская работа учащихся: (методические рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч. - 2005. - № 6.
2. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3.
3. Бушковская Е.А. Методическое сопровождение в исследовательской деятельности обучающихся и учителей, ориентированное на самореализацию индивидуальных проявлений и использование витагенного опыта: [Академический лицей г.Томска] / Е.А.Бушковская, И.Н. Тоболкина // Одаренный ребенок. - 2008. - № 2.
4. Витте И. Маленькая кузница большой науки: [привитие навыков научно - исследовательской работы учащимся]
// Управление школой. - 2008. - № 5.
Этапы научного исследования школьника; Как работать над рефератом; Защита
5. Иванов Г. А. Интегративные основы организации научно - исследовательской деятельности учащихся
// Педагогические технологии. - 2006. - № 1.
6. Кудрова И. А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5.
7. Кудрова И. А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5.
8. Кущенко И. Ю. Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций школьников // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3. -
Организация исследовательской работы в школе
1. Алейникова И. Интеллект будущего: [организация учебно - исследовательской работы учащихся] // Управление школой. - 2007. - № 1. - С. 25 – 27 2. Алексеев Н. Г. и др. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся: Концепции и программы // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1.
3. Бессолицына Р. Организация научно - исследовательской деятельности учащихся и педагогов // Управление школой. - 2005. - № 17.
4. Блинова Т. В. Организация исследовательской деятельности учащихся на основе интеграции учреждений общего и дополнительного образования: [опыт ЦДТ г. Ижевска] / Блинова Т.В., Матвеева О.Г., Ворожцова Т.В.
// Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3.
Скачано с www.znanio.ru
[у1]ОУ «АРТ»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.