Актуальность.
Природа и не подозревает, что её люди
разделили между различными
научными институтами, и продолжает
существовать сама по себе, будучи единой.
Н. Семенов.
В целом школьный музей можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Он обладает неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души подростков. Учащиеся овладевают навыками исследования. У детей формируется аналитический подход к решению жизненных проблем, умение ориентироваться в поиске информации, отличать достоверное от фальсификации.
Необходимость создания и функционирования музея Природы в школе очевидна, как и очевиден тот факт, что сегодня как никогда не хватает экологического просвещения и воспитания подростков. Создание музея природы - это одна из форм работы по развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, поиска, исследования, обработки, оформления материалов, имеющих воспитательную и научно – познавательную ценность. Тесно связанный с образовательным процессом школы, музей создаст благоприятные условия для индивидуальной и коллективной творческой деятельности учащихся.
Принимая участие в создании музея, у ребят формируется чувство ответственности, уважения к родной природе. Деятельность учащихся в «Музее природы» направлена на вовлечение в поисково – исследовательскую работу по изучению истории своего края.
Музей Природы обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как экспонаты представленные в нем собраны руками учащихся. Еще одним важным аспектом является тот факт, что музей природы создан исключительно по инициативе ребят, при их непосредственном участии.
Музей Природы это не только собрание различных экспонатов экологической тематики, но и возможности ведения исследовательской работы, проявления творчества в создании его экспозиций.
Школьный музей создан в целях активного участия обучающихся в общешкольной работе по сбору, хранению и пропаганде природных и культурных ценностей и призван решать актуальные проблемы научно-фондовой, экспозиционной, исследовательской, массовой работы.
Используются различные по методике типы занятий: лекции, лабораторно-практические занятия, учебно-полевые практики, изучается опыт работы лучших школьных музеев.
Музей Природы позиционирует себя как структурное подразделение школы осуществляющий историко-краеведческую работу, включающий в себя направление краеведения Забайкалья
2. Цели и задачи
2.1. Школьный музей отличается от различного рода выставок, уголков, организуемых в школе, наличием подлинных памятников развития природы и общества. К хранению подлинников и экспозиционной работе в школьном музее предъявляются требования, соответствующие общим принципам музейного дела.
2.2. Деятельность школьного музея включается в общий план учебно – воспитательной работы школы.
2.3. Основной целью музея Природы является формирование чувства ответственности за сохранение природы, гордости за свое Отечество, чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины;
Задачи: расширение образовательного пространства для школьников, обеспечивающее развитие личностных качеств; формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологической культуры.
-расширение социальных связей школы: школьный музей, являясь частью открытого культурно-образовательного пространства, призван быть связующей нитью между школой, различными учреждениями, занимающимися природоохранной деятельностью и общественными организациями.
- систематически формировать экологические знания, знания о закономерностях взаимоотношений природы и общества, природы и человека.
- учить школьников быть знающими, бережливыми, рачительными хозяевами своей Родины.
- развитие интереса к природе своего края через краеведческую и природоохранную деятельность.
- организация активной экскурсионной работы с учащимися и населением Забайкальского края.
- организация социальной практики, через исследовательскую деятельность.
- собирание, хранение и изучение предметов, относящихся к тематике музея, формирование музейных коллекций.
Развитие сетевого взаимодействия детей, родителей, ученых.
Формирование информационно-коммуникативного пространства основных субъектов воспитания и дополнительного образования (музеи, научные центры)
2.4. Музей способствует: формированию у учащихся творческой самодеятельности, общественной активности, расширению кругозора, познавательных интересов и способностей, овладению практическими навыками поисковой, собирательской, исследовательской работы, совершенствованию учебно – воспитательного процесса 3.1. Приказ об открытии школьного музея и назначении руководителя издается директором школы.
3.2. Музей в школе сформирован на общественных началах и при наличии фонда подлинных материалов, соответствующих профилю музея Природы, а также необходимых помещений и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций.
3.3. Содержание и формы работы. Свою работу музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой. В зависимости от профиля музея и плана работы, постоянный актив музея:
- пополняет фонды музея путем организации походов и экспедиций;
- проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;
- изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;
- осуществляет создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
- проводит экскурсии для учащихся, других школьных музеев, гостей;
- оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.
Из числа членов совета музея избираются председатель и руководители секций музея (собирательской, экспозиционной, экскурсионно-массовой, секции фондов).
5.1. Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет совет музея во главе с руководителем, ответственным за школьный музей.
5.2. Состав совета музея утверждается соответственным решением педагогического совета и директора школы.
Совет музея разрабатывает план работы, организует экскурсии, учебно-полевые практики, осуществляет подготовку экскурсоводов, лекторов, поисково-исследовательскую и собирательскую работу.
5.2. Педагогическое руководство работой музея осуществляет учитель школы, ответственный за школьный музей, который назначен приказом директора школы.
6. Формы работы.
6.1.Поисково-собирательская работа
Задачи и основные направления поисковой работы определяются тематическим планом, т.к. именно тематический план делает поиск целенаправленным с самого начала. По отдельным разделам тематического плана разрабатываются конкретные задания для поисковых групп. Задания должны раскрывать основные задачи поисковой группы и последовательность в выполнении собирательской работы: изучение памятников природы, написание краткой справки, поиск по маршруту. Во время походов необходимо вести дневник, делать фотографии, зарисовки, магнитофонную запись.
6.2. Научная работа предполагает изучение источников. При чтении источников составляются необходимые выписки и краткие справки по теме.
6.3. Пропагандистская и учебно-воспитательная работа.
Созданная экспозиция школьного музея - центр пропагандистской и учебно-воспитательной работы в школе. Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея Природы является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, работа с местным населением и связь с другими школьными музеями.
7. Экспозиции музея Природы
7.1. «География наших путешествий» (Магниты с географическими названиями.мест , где побывали учащиеся)
7.2. Почвы России
7.3.Полезные ископаемые
7.4.Подводный мир Мирового океана
7.5.Дары леса
7.5.Виды промышленного сырья
Ожидаемый результат. В ходе реализации программы экологического кружка учащиеся должны проявлять:
познавательный интерес к изучению природы, роли человека в ней;
бережное отношение к природе;
творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдая основное правило поведения в природе: не навреди!
самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;
духовно-нравственные качества, восприятие себя как человека и гражданина.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.