Оконешникова Оксана Григорьевна,
старший воспитатель
Программа службы раннего развития «Колыбелька»
(комплексная модель психолого-педагогического сопровождения семей и
детей раннего возраста начиная с внутриутробного периода
в условиях детского сада)
Актуальность
Ситуация сегодняшнего дня требует последовательных и эффективных шагов по улучшению психологического здоровья матери и младенца. «Базовый капитал доверия» ребенок получает именно от матери в течение ее беременности, рождения, кормления грудью и благодаря всему комплексу заботы, который осуществляет мать на протяжении раннего детства ребенка. Это является важнейшим вкладом в развитие здоровой, психически устойчивой и гармоничной личности.
В связи с этим, впервые в практике нашей ДОО создана «цепочка» психолого-педагогической поддержки и помощи беременным женщинам и матерям с детьми раннего возраста от 0 до 2 лет, где сфокусированы самые важные психологические и педагогические аспекты взаимоотношений в диаде «матери и дитя», «ребенок и общество», которая также является важнейшим фактором для раскрытия материнства, успешного развития ребенка и налаживания комфортных отношений матери и ребенка.
Цель программы:
Создание комплексной модели психолого-педагогического сопровождения и организация качественного педагогического взаимодействия с семьями, ожидающими рождение ребенка и семьями, воспитывающими детей раннего возраста, не посещающими ДОО, направленное на формирование родительской компетенции, поддержки всестороннего развития личности, обеспечения успешной социализации и адаптации детей к условиям детского сада.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение семей и детей с внутриутробного периода.
Предмет исследования: комплексная модель психолого-педагогического сопровождения семей и раннее развитие детей с внутриутробного периода в условиях детского сада.
Гипотеза. Предполагается, что разработанная, в ходе инновационной деятельности, комплексная модель психолого-педагогического сопровождения семей и раннего развития детей с внутриутробного периода в условиях детского сад, в структуру которой входят вариативные формы дошкольного образования (центр игровой поддержки, служба ранней помощи, консультационный центр, дистанционный консультационный центр) позволит повысить психолого-педагогическую компетенцию будущих мам, родителей в вопросах образования и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, окажет содействие в успешной социализации детей, обеспечит их всестороннее развитие и адаптации при поступлении в детский сад.
Задачи проекта:
- Создать условия, способствующие эффективной деятельности ДОО, направленную на методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь будущим мамам и родителям детей раннего возраста в условиях детского сада.
- Оказать необходимую коррекционную, психологическую и педагогическую поддержку детям раннего возраста через своевременное диагностирование проблем в развитии и использование современных образовательных и игровых технологий.
- Повысить психолого-педагогическую компетенцию родителей по вопросам образования, развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
- Повысить профессиональную компетенцию педагогов в вопросах сотрудничества с родителями.
Методы исследования:
- изучение и теоретический анализ методической литературы по проблеме исследования;
- методы отбора текущей информации, педагогического анализа и оценки;
- обобщение педагогического опыта;
- педагогическое наблюдение и мониторинг;
- беседа и опрос, анкетирование, интервью и тестирование;
- методы математической и статистической обработки данных.
Новизна проекта состоит в том, что осуществляется системный подход к проектированию комплексной модели психолого - педагогического сопровождения семей и развития детей раннего возраста начиная с внутриутробного периода в условиях детского сада с учетом использования различных вариативных форм дошкольного образования: ЦИПР, КЦ, СРП, ДКЦ, которые связаны между собой системным взаимодействием и в итоге направлены на получение конечного результата.
Этапы реализации инновационной образовательной программы:
Диагностический (сентябрь - октябрь 2017 г.) - системный анализ деятельности ДОО на основе мониторинга и выявления проблем, формирования темы исследования и ее обоснование. Анализ условий, имеющихся для проведения исследования: кадровых, материально-технических, культурно-исторических.
Прогностический этап (ноябрь - декабрь 2017 г.) - разработка концепции инновационной деятельности и плана программы.
Организационный этап (январь - февраль 2018 г.) - изучение состояния ресурсов ДОО: финансовых, материально-технических, кадровых, нормативно-правовых, необходимых для реализации инновационной образовательной программы, возможность привлечения дополнительных ресурсов, готовность педагогов к инновационной деятельности.
Практический реализационный этап (март 2018 г. - март 2019 г.) - последовательная реализация инновационной программы - изучение начального состояния педагогического процесса, отбор наиболее адекватных методик, диагностика, планирование, анализ, обобщение результатов, внесение корректировки.
Обобщающий этап (июнь - декабрь 2019) - обработка полученных материалов, их качественный и количественный анализ, соотнесение результатов с поставленными целями, задачами, описание результатов, формулирование выводов.
Внедренческий этап (январь- декабрь 2020) - распространение результатов инновационной деятельности.
Комплексная модель психолого-педагогического сопровождения
семей и раннее развитие детей с внутриутробного периода
в условиях детского сада
1 направление: «В колыбели матери» - школа для будущих мам.
Цель: психолого-педагогическая поддержка беременных женщин, повышение уровня родительской компетентности и педагогической грамотности в деле воспитания и развития детей раннего возраста, сформирование мотивации к своему здоровью и здоровью своих детей ещё до их рождения.
2 направление: «В нежных маминых руках " - клуб молодых матерей, воспитывающих детей от 0 до 1 года.
Цель: Сопровождение семьи и ребенка раннего возраста, создание оптимальных условий психического развития ребенка, укрепления эмоциональных связей в диаде «мать-дитя», стимуляция его потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребенка с родителями и окружающим миром.
3 направление: «В поле зрения матери» сообщество матерей, воспитывающих детей от 1 года до 2 лет.
Цель: педагогическое просвещение родителей, всестороннее развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребенка условиям ДОУ и школы.
Формы работы в условиях реализации программы: семинары-практикумы; групповые лекционные и тренинговые занятия; коррекционные занятия; индивидуальные консультации; дистанционные консультации; творческие мастерские; игровые тренинги; диагностика и мониторинг.
Методы организации занятий: беседы, консультации; психологические тренинги и игры; музыкотерапия; движения под музыку; арт-терапия; стретчинг упражнения; песочная терапия; обучающие развивающие игры; дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; коррекционные занятия; ЛФК.
Практическая значимость и перспективы развития программы
Практическая значимость программы заключается в том, что в результате инновационной деятельности будет создана комплексная модель психолого-педагогического сопровождения семей и раннее развитие детей с внутриутробного периода в условиях детского сада в структуру которой входят вариативные формы дошкольного образования (центр игровой поддержки, служба ранней помощи, консультационный центр, дистанционный консультационный центр), разработан алгоритм ее построения и функционирования.
Особое значение могут иметь разработанные методики, которые помогут оценить эффективность внедрение данной модели.
Результаты инновационной деятельности могут найти применение в работе дошкольных образовательных учреждений улуса и республики.
Обоснование наличия необходимых ресурсов
для выполнения задач программы
Проблемный анализ условий для реализации инновационной образовательной программы показал, что в дошкольной организации созданы для этого все условия: кадровые, материально - технические, создана современная развивающая предметно -пространственная среда.
Для обеспечения педагогического процесса, сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду работают 16 педагогов: 1 старший воспитатель, 1 педагог – психолог, 1 учитель-логопед, 1 музыкальный руководитель, 1 инструктор по физической культуре, 1 педагог дополнительного образования, 10 воспитателей.
В ДОО практически нет текучести кадров, за счет этого увеличивается количество педагогов с длительным стажем работы. Повышается уровень образования и квалификации, 75% педагогических работников имеют первую и высшую квалификационные категории. С высшим образованием 13 педагогов, и у 3 педагогов - средне специальное. Все педагоги прошли курсы повышения квалификации по теме "Концептуальные основы введения ФГОС ДО". В ДОО созданы оптимальные условия для профессионального роста педагогов.
Педагоги активно участвуют в конкурсах различного уровня, научно- практических конференциях и форумах, что способствует активному внедрению в практику работы учреждения новых технологий и методов.
В процессе реализации инновационной образовательной программы ДОО «Формирование единого информационно-коммуникационного пространства ДОО, обеспечивающего повышение эффективности доступности и качества образования» в статусе муниципальной инновационной площадки в 2013-2020 г.г., организована работа по формированию информационной компетентности педагогов через различные формы методической работы.
В результате у педагогов повысилась мотивация и личная заинтересованность в применении компьютерных технологий ввоспитательно-образовательном процессе с детьми и в формах сотрудничества с родителями. 88% педагогов владеют ПК, из них 57 % являются продвинутыми пользователями, 10% воспитателей и специалистов имеют личные блоги на платформе Blogspot.
В дошкольной образовательной организации создана развивающая предметно-пространственная среда, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей, направленную и на их развитие: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.
В ДОО создан интерактивный центр, оснащенный современным оборудованием: интерактивными досками, мультимедийными комплексами, интерактивным столом, детскими планшетами.
В здании детского сада есть кабинеты специалистов и дополнительные помещения для работы с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами.
Ожидаемые результаты программы:
Школа будущих мам «Колыбель матери»
- у беременных женщин будет сформировано более чёткое представление о беременности, родах и принципах развития детей первого года жизни;
- нормализация физического и психического состояния улучшение самочувствия и настроения мамы во время беременности;
- расширение знаний по правилам личной гигиены и по уходу за новорождёнными;
- сформирование навыков преодоления всплеска эмоций и умения разрешать конфликты и острые ситуации;
- развитие навыков коммуникативности, сенситивности, взаимовосприятия и понимания.
Клуб молодых матерей с детьми от 0 до 1 года «В нежных маминых руках»
- иституциональная модель социализации детей младенческого и раннего возраста;
- расширение социума для ранней социализации детей;
- эффективное сотрудничество педагогов и родителей;
- психолого-педагогическая компетентность родителей по вопросам ранней социализации детей;
- успешная адаптация детей раннего возраста к условиям МДОУ;
- высокие показатели индивидуально-личностного развития ребенка.
Сообщество матерей с детьми от 1до 2 лет «В поле зрения матери»
- привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ;
- создание консультационного центра молодой семьи по вопросам воспитания детей, не посещающих детский сад;
- становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников;
- Создание системы совместного подхода к решению проблем воспитания детей раннего возраста, сохранения и укрепления их здоровья (физического и психического).
- Увеличение доли детей, проходящих адаптацию к ДОУ в лёгкой степени, без стресса и заболевания до 95 %.
- Стабильная привлекательность учреждения для родительского контингента микрорайона «Спортивный» села Чурапча.
Список литературы:
1. Белая К. Семейный детский сад и другие формы взаимодействия с семьёй. - М.: Чистые пруды, 2009. (Библиотека «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 26)
2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. ,Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 2007.
3. Галигузова Л. Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
4. Квитова Л.Ф. Новые организационные формы дошкольного образования: расширение спектра услуг. Тюмень, ТОГИРРО, 2009.
5. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в ясельной группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2010.
6. Контроль качества образовательных услуг, их соответствия современным требованиям образования детей дошкольного возраста. http ://www. svedom. ru/ewww/infoprint/13081. html
7. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.