«Средняя общеобразовательная школа №49»
Рекомендовано |
«Утверждено» |
Лабораторией НИОКР «Я и мой мир» |
Советом НИОКР |
|
|
«___»__________2014 г. |
«___»__________2014 г. |
Программа деятельности
детско-взрослого сообщества
«ЮНИС»
Составители программы:
Зарубина Ю.П.,
Мещерякова А.И.
Срок реализации – 3 года
Возраст обучающихся – 8-11 лет
Улан-Удэ, 2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа деятельности детско-взрослого сообщества соответствует прежде требованиям Закона РФ «Об образовании» и Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Эти документы являются нормативными документами, направляющими деятельность руководителя детского объединения и воспитанников, а также выступают как средство контроля за работой учреждения в целом. Кроме этих документов, к основным нормативным документам, положенным в основу образовательных программ можно отнести следующие:
- Конституция РФ;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Национальная доктрина образования в РФ;
- Федеральная программа развития образования;
- Федеральная программа «Дети России»;
- Федеральная программа «Молодежь России»;
- Решение коллегии Министерства образования РФ «О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения»;
- Решение Коллегии Министерства образования РФ «О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования»
Согласно ФГОС начального общего образования от 6 октября 2009 года важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, создать условия для его всестороннего развития, помочь вырасти настоящим гражданином своей страны.
Актуальность программы
Программа “ЮНИС” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель программы:
создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности;
содействие максимальному раскрытию интересов и склонностей учащихся школы к научно-поисковой и научно-исследовательской деятельности
Задачи программы:
— формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
— обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
— формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
— развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Ключевые понятия, технологии реализации программы:
ü проект
ü актуальность
ü цель проекта
ü задачи проекта
ü гипотеза
ü проблема
ü решение проблемы
ü продукт проекта
ü наблюдение
ü опыт
ü эксперимент
ü исследование
ü сообщение
ü визитка
ü защита проекта
Форма организации
Заседания сообщества «ЮНИС» проводятся 2 раза в месяц.
Формы работы:
· деловые игры;
· практические занятия «Играем в учёных»;
· беседы, диспуты, викторины;
· исследовательская деятельность;
· коллективные творческие дела;
· смотры-конкурсы, выставки;
· экскурсии;
· устные журналы;
· оформление стендов;
· проект;
Объект деятельности:
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, группа может менять свой состав в течение учебного года, т.к. набор носит свободный характер, группа основана на принципе добровольности, равенства всех членов сообщества.
Сроки реализации программы: 3 года.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Первый год |
Второй год |
Третий год
|
Предполагает приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи |
Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. |
Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции. |
Личностные и метапредметные результаты
Результаты |
Формируемые умения |
Средства формирования |
личностные |
• формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
|
организация на занятии парно-групповой работы
|
регулятивные |
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; |
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
|
познавательные |
• умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; |
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
коммуникативные |
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). • умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • задавать вопросы; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
|
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; • с учетом целей коммуникации достаточно точно, по-следовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
|
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
3. Тематический план
№ |
Наименование
|
Количество часов |
Время проведения |
Домашнее задание |
1. |
Знакомство. Тематика занятий. Обсуждение эмблемы |
1 |
18.09.2014 |
Эскиз эмблемы |
2. |
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Выбор темы проекта |
1 |
25.09.2014 |
Выбрать тему проекта |
3. |
Проблема, гипотеза, цель, задачи проекта |
1 |
09.10.2014 |
|
4. |
Интересные люди - твои помощники |
1 |
23.10.2014 |
|
5. |
Деловая игра «Тема. Проблема. Решение проблемы». Выбор темы коллективного проекта. Тема проекта «Бактерии» |
1 |
13.11.2014г. |
Самостоятельный поиск информации, подготовка сообщений (по группам) |
6. |
«Какие бывают бактерии?» Сообщения детей: «Полезные бактерии», «Вредные бактерии» |
1 |
20.11.2014г. |
Провести опыт с живыми бактериями(купить в аптеке) |
7. |
Беседа «Роль бумаги в нашей жизни», исследовательская работа «Свойства бумаги» |
1 |
11.12.2014г. |
Самостоятельный поиск информации: 1группа – история возникновения бумаги, 2 группа – промышленный способ изготовления бумаги |
8. |
Практическая работа «Изготовление бумаги в домашних условиях» |
1 |
18.12.2014г. |
|
9. |
Практическая работа «Изготовление бумаги в домашних условиях» |
1 |
19.12.2014г. |
|
10. |
Создание устного журнала «Берегите бумагу!» |
1 |
22.01.2015г. |
Сделать плакат на тему «Берегите бумагу!» |
11. |
Подготовка публичного выступления |
1 |
29.01. 2015г. |
Подготовиться к выступлению |
12. |
Ты – проектант. Выбор темы своего проекта. Деловая игра. |
1 |
12.02. 2015г. |
Поиск материала по теме проекта |
13. |
Ты – проектант. Деловая игра. Играем в учёных «Всегда ли тяжёлые предметы тонут в воде?». |
1 |
26.02. 2015г. |
Продолжить работу над проектом (цели, задачи, проблема) |
14. |
Ты – проектант. Продукт проекта. Интересные люди – твои помощники. |
1 |
12.03. 2015г. |
Продолжить работу над проектом (продукт проекта) |
15. |
Музей города. Мастер-класс |
1 |
26.03. 2015г. |
Продолжить работу над проектом |
16. |
Ты – проектант. Визитка. Тест. |
1 |
09.04. 2015г. |
Изготовление визитки к проекту |
17. |
Экскурсия. Кондитерская фабрика «Амта» |
1 |
23.04. 2015г. |
|
18. |
Консультация. Мини-сообщение. Выступление перед знакомой аудиторией |
1 |
14.05. 2015г. |
Подготовиться к защите мини-проекта |
19. |
Мини- конференция. Советы на лето Мудрого Совёнка Ух. |
1 |
21.05. 2015г. |
|
Реализацию программы осуществляют: учителя начальной школы Зарубина Ю.П., Мещерякова А.И.
Партнерство: школьная библиотека, библиотека микрорайона, Музей истории Бурятии, Музей города, БНЦ
Материально-техническое обеспечение:
ü принтер, сканер
ü телевизор
ü проектор
ü диски с презентациями
ü видео и аудиозаписи
ü стенды для экспозиций
Литература:
1) Савенков А.И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел» Директор школы. 2003. №10 с. 35 -40
2) Савенков А.И. Я – исследователь. Учебник – тетрадь для младших школьников. Самара. Издательство « Учебная литература» 2004г.
3) Обухов А. Введение в психологическое исследование: принципы построения программы. Школьные технологии. 2007 -№1 с.73
4) Смолкина Е.В. Учебная деятельность учащихся. Начальная школа 2007 .№2.с.17.
5) Правила юного мыслителя. Управление школой.2007 .№4 с.34
6) Калачихина О. Создание личностно – ориентированной образовательной среды на основе Учебно – исследовательской деятельности учащихся. Школьные технологии.2007. №4 с. 112.
7) Вдовиченко В.М., Дурейко Л.И., Кучинский В.И., Докиш С.П. Учебно-методическое пособие для учителей по курсу «Человек и мир» в подготовительном классе. Мн., 1998.
8) Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классы
9) Педагогика. Психология. Управление., М., 2003.
10) Иванова Н.В., Кузнецова М.П. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения. – 1999. - №6.
11) Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике. Мн., 2004.
12) Криволап Н.С. Исследовательская работа школьников. Мн., 2005.
13) Марголин Л., Фальк Б. Как побудить детей задавать вопросы.
// Народная мечта. – 2005. - №10.
14) Программа «Эколоджик», фонд «Сохраним чистоту Швеции».
Шведский институт 1997.
15) Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе.
// Начальная школа.- 2000.- №12.
16) Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006.
17) Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. // Директор школы. - 2003. - № 8..
18) Свадковский И.Ф. Исследовательская работа школьников.
2004. - (7) №1.
19) Семёнова Н.А. Методы и формы обучения: Учитель – ученик.
Исследовательская деятельность учащихся. //Начальная школа.- 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.