Программа по математике. 9 класс. 34 часа
Параметры в школьном курсе математики.
Оглавление
Пояснительная записка
Структура курса планирования учебного материала
Краткое содержание курса
I. Первоначальные сведения.
II. Решение линейных уравнений (и уравнений приводимых к линейным), содержащих параметр.
III. Решение линейных неравенств, содержащих параметр.
IV. Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметр.
V. Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами.
VI. Нестандартные задачи.
VII. Текстовые задачи с использованием параметра.
Планирование
Заключение
Задачи для самостоятельного решения.
Литература
Цель данной программы обучения в старших классах - обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.
В заданиях по математике с развернутым ответом , а также с кратким ответом , встречаются задачи с параметрами.
Появление таких заданий далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры.
Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках. Трудности при решении задач с параметрами обусловлены тем, что наличие параметра заставляет решать задачу не по шаблону, а рассматривать различные случаи, при каждом из которых методы решения существенно отличаются друг от друга.
В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса для старшеклассников по теме: «Решение задач с параметрами».
Многообразие задач с параметрами охватывает весь курс школьной математики. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.
При проведении занятий на первое место выходят следующие формы организации работы: лекционно-семинарская, групповая и индивидуальная. Рекомендуемые методы работы: исследовательский и частично-поисковый. Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы.
Задачи курса
1. Сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету;
2. Выявить и развить математические способности;
3. Подготовить к обучению в вузе
Цель курса
1. Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств.
2. Изучение курса предполагает формирование у учащегося интереса к предмету, развитие их математических способностей.
3. Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащегося.
4. Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
В результате изучения курса учащиеся должны
1. Усвоить основные приемы и методы решения уравнений, неравенств систем уравнений с параметрами.
2. Применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр.
3. Проводить полное обоснование при решении задач с параметрами.
4. Овладеть навыками исследовательской деятельности.
I. Первоначальные сведения. 2ч
II. Решения линейных уравнений, содержащих параметры. 2ч
III. Решения линейных неравенств, содержащих параметры. 2ч
IV. Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры. 8ч
V. Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами. 6ч
VI. Нестандартные задачи с параметрами. 6ч
§ количество решений уравнений;
§ уравнения и неравенства с параметрами с некоторыми условиями
VII. Текстовые задачи с использованием параметра. 6 ч
VIII. Итоговые занятия 2ч.
Определение параметра. Виды уравнений и неравенств,
содержащие параметр.
Основные приемы решения задач с параметрам.
Решение простейших уравнений с параметрами.
Цель: Дать первоначальное представление учащемуся о параметре и помочь привыкнуть к параметру, рассмотреть понятие «параметр», его существенный признак и двойственная природа, особенности записи ответов при решении заданий с параметром.
Примерное содержание.
Решить уравнение с параметром - это значит найти все те и только те значения параметра, при которых задача имеет решения.
Условимся считать, что параметры в уравнениях принимают действительные значения, в задачах с параметрами отыскиваются действительные решения.
Другими примерами равенств с параметрами могут служить общие виды функций, изучаемых в основной школе.
- линейная функция y=kx+b, (k, b - параметры, x, y- переменные);
- квадратичная функция y= ax²+bx+c, гдеа≠0 (a, b, c-параметры, x, y -переменные).
Задачи с параметрами мы встречаем и в геометрии. Уравнение
окружности с центром в начале координат имеет вид ,
где x, y- координаты точек -
переменные, r- радиус окружности – параметр.
Моделируя различного вида задачи, можно получить различного вида уравнения, для которых нужно уметь выбирать ответы.
Общие подходы к решению линейных уравнений. Решение линейных
уравнений, содержащих параметр.
Решение уравнений, приводимых к линейным.
Решение линейно-кусочных уравнений.
Применение алгоритма решения линейных уравнений, содержащих параметр.
Геометрическая интерпретация.
Решение системных уравнений.
Цель: Поиск решения линейных уравнений в общем, виде; исследование количества корней в зависимости от значений параметра.
Примерное содержание.
1. Алгоритм решения уравнений вида Ах=В.
Решением является любое действительное число |
При А=0 и В=0 |
Нет решений |
При А=0, |
Единственное решение |
При |
2. Рассмотреть примеры.
ПРИМЕР 1: Решить уравнение:
Решение.
Приведём данное уравнение к видуАх=В и воспользуемся алгоритмом.
,
,
Рассмотрим случаи:
Еслит.е.
и
,
то обе части уравнения разделим на
. Получим
, сократим дробь и получим единственное
решение уравнения:
.
Если , то подставив
это значение параметра в уравнение, получим
или
- неверное числовое равенство,
следовательно, данное уравнение решений не имеет.
Если , то подставив
это значение параметра в уравнение, получим
или
- верное числовое равенство,
следовательно, решением данного уравнения является любое действительное
число.
Ответ: при и
- единственное решение
уравнения:
при - нетрешений
при - любое
действительное число.
ПРИМЕР 2: Решить уравнение:
Решение.
Приведём данное уравнение к видуАх=В и воспользуемся алгоритмом.
,
,
,
.
Рассмотрим случаи:
Еслит.е.
и
,
тогда получим единственное решение уравнения:
.
Если , то подставив
это значение параметра в уравнение, получим
Решение
этого уравнения зависит от выражения, стоящего в правой части. Рассмотрим
случаи: а) 2в – 1 = 0, т.е.
то подставив
это значение параметра в уравнение, получим
-
верное числовое равенство, следовательно, решением данного уравнения является любое
действительное число.
в) , т.е.
то подставив это значение
параметра в
уравнение, получим или
- неверное числовое равенство,
следовательно, данное уравнение решений не имеет.
3. Если , то подставив
это значение параметра в уравнение, получим
Решение этого уравнения
зависит от выражения, стоящего в правой
части.
Рассмотрим случаи: а) 4 – а = 0, т.е. то подставив это значение
параметра в
уравнение, получим -
верное числовое равенство, следовательно,
решением данного уравнения является любое действительное число.
в) , т.е.
то подставив это значение
параметра в
уравнение, получим или
- неверное числовое равенство,
следовательно, данное уравнение решений не имеет.
4. Если и
, то подставив эти значения
параметров в уравнение, получим
- неверное
числовое равенство, следовательно, данное уравнение решений
не имеет.
Ответ: при и
- единственное решение
уравнения:
при,
или
,
- любое действительное число
при,
или
,
- нетрешений.
Определение линейного неравенства.
Алгоритм решения неравенств.
Решение стандартных линейных неравенств, простейших неравенств с параметрами.
Исследование полученного ответа.
Обработка результатов, полученных при решении.
Цель: Выработать навыки решения стандартных неравенств и приводимых к ним, углубленное изучение методов решения линейных неравенств.
Примерное содержание.
1.На доске записаны следующие неравенства:
а) |
б) |
в) |
Задание. Решите неравенства и запишите ответ.
2.Сформулируйте свойства неравенств, которые использованы при решении.
Неравенства вида axbax
b, где a
и b действительные числа или выражения, зависящие от
параметров, а x – неизвестное, называются линейными
неравенствами.
В зависимости от коэффициентов a и b решением линейного неравенства может быть либо неограниченный промежуток, либо числовая прямая, либо пустое множество.
3.. Решение линейных неравенств вида aх>b.
если a>0, то.
если a<0, то.
если a=0 и b<0,
то.
Если a=0 и b0, то решений нет.
Пример 1. Решите неравенство ах>1.
1) если a>0, то
2) если a<0, то
3) если a=0, то решений нет.
4. Решение линейных неравенств вида aх<b.
если a>0, то.
если a<0, то.
если a=0 и b>0,
то.
если a=0 и b0, то решений нет.
Пример 2. Решите неравенство ах<5.
1) если a>0, то
2) если a<0, то
3) если a=0, то .
5. Решение линейных неравенств вида axb.
если a>0, то.
если a<0, то.
если a=0 и b0, то
.
если a=0 и b>0, то решений нет.
Пример 3. Решите неравенство ax4.
1) если a>0, то
2) если a<0, то
3) если a=0, то решений нет.
6. Решение линейных неравенств вида axb
если a>0, то.
если a<0, то.
если a=0 и b0, то
.
если a=0 и b<0, то решений нет.
Пример 4. Решите неравенство ах6.
1) если a>0, то ;
2) если a<0, то ;
3) если a=0, то .
7. Решить неравенства.
(m-1)x<5m
если m-1>0, т.е. m>1, то ,
2 если m-1<0, т.е. m<1, то ,
3. если m-1=0, т.е. m=1, то .
(a-1)x>6
еслиa-1>0, т.е. a>1, то,
2. если a-1<0, т.е. a<1, то ,
3. если a-1=0, т.е. а=1, то решений нет.
При каких значениях параметра b
уравнение имеет положительный корень?
Решение.
Так как корень х>0,
то 0,8 b+14>0; 0,8 b>-14;
b>-1,75.
Ответ: при b>-1,75
Актуализация знаний о квадратном уравнении. Исследования
количества корней, в зависимости от дискриминанта. Использование теоремы Виета.
Исследование трехчлена.
Алгоритм решения уравнений.
Аналитический способ решения.
Графический способ.
Классификация задач, с позиций применения к ним методов исследования.
Цель: Формировать умение и навыки решения квадратных уравнений с параметрами.
Примерное содержание.
1.Повторить
Теорему Виета.
Тождество
Свойства функций и
При каких значениях a, b, cи Д корни квадратного уравнения одного или разных знаков.
5. Выделение полного квадрата из квадратного трёхчлена.
2.Решить уравнения: 1)ax² + 2x + 4=0,
2)(a + 3)x²+2x(a+5)+2a+7=0.
Ответ: 1) x=-2 приа=0; х=-4
при а=1/4; при
; не имеет корней при а>1/4
.2) х=-1/4 при а=-3; х=1, х=-3/2
приа=-4,а=1; при
; не имеет корней при
.
Область значений функции.
Область определения функции.
Монотонность. Координаты вершины параболы.
Цель: Познакомить с многообразием задач с параметрами.
Примерное содержание.
Квадратичная функция задаётся формулой y=ax²+bx+c,
гдепараметры, x и y-
переменные. Графиком квадратичной функции является парабола.
Коэффициент a определяет направление ветвей параболы. Еслиа>0 , то они направлены вверх, если а<0, то направлены вниз. Дискриминант квадратного трёхчлена D=b²-4ac определяет наличие и количество общих точек с осью Ох. Если D<0, то парабола не пересекает ось абсцисс. Если D=0, то парабола и ось имеют одну общую точку. Если D>0, то общих точек две.
Графический способ решения задач с параметрами является универсальным, а значит (обратная сторона любой универсальности), есть конкретные случаи, когда задачу можно решить несколько проще.
Пусть для функции y=ax²+bx+c, гдепараметры, x и y — переменные.
Числа
и
– нули функции, D = b
– 4ac, D> 0,
,
= -
- абсцисса вершины параболы. В
этих задачах, как правило, требуется определить те значения параметра, при
которых выполняется некоторое условие для расположения корней.
Уравнения высших степеней. Теорема Безу. Симметрические уравнения. Система однородных уравнений и приводящиеся к ним. Аналитические способы решения уравнений высших степеней с параметрами. Графический способ решения уравнений высших степеней с параметром
Задачи физического содержания. Задачи на объемные доли и концентрации вещества. Задачи на проценты.
В этом разделе формируются навыки решения текстовых задач.
(34 часа)
№ урока |
Тема |
1-2 |
Первоначальные сведения |
3-4 |
Решение линейных уравнений, содержащих параметры |
5-6 |
Решение линейных неравенств, содержащих параметры |
7-10 |
Квадратные уравнения, содержащие параметры |
11-14 |
Квадратные неравенства, содержащие параметры |
15-20 |
Свойства квадратичной функции |
21-26 |
Нестандартные задачи с параметрами |
27-32 |
Текстовые задачи с использованием параметра |
31-32 |
Нестандартные задачи |
33 |
Итоговая контрольная работа по курсу |
34 |
Защита индивидуальных проектов |
Введение данного курса «Решение задач с параметрами» необходимо учащимся в наше время. Владение приемами решения задач спараметрам можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.
Решение задач, уравнений с параметрами, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими задачами.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.