Министерство образования Удмуртской республики
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №18
Программа «Социальный театр»
(1 год обучения - 68 ч)
Уровень программы:
ознакомительный
Направленность программы: художественная
Автор: Пирожкова Е.А.
Воткинск, 2023 год.
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Дополнительная образовательная программа «Театральная студия» рассчитана на школьников 2,6 классов первого года обучения. Программа реализуется в течение одного года обучения. Занятия по программе проводятся во внеурочное время, по 2 академических часа в неделю. Полный курс обучения рассчитан на 68 академических часов.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы обусловлена её направленностью на развитие творческих способностей школьников и на их творческую самореализацию. Главной её целью является формирование активной, творческой личности, обогащение ее духовного и эмоционально опыта.
Театральное искусство, представляя собой синтез различных видов искусств (музыкального, хореографического, изобразительного, литературного) способствует формированию и развитию эстетической культуры личности ребенка, предоставляет возможность раскрытия индивидуального творческого потенциала.
Программа театральной студии «Мастерская творческих идей» предлагает воспитаннику проявить свою индивидуальность, свой талант, постигая язык сценического искусства. Через живое слово, звуки, краски, формы, ритмы, движения ребенок вовлекается в театрально-творческую деятельность. Соединение музыки, пластики, театрального и изобразительного искусства в единый процесс, помогает учащимся целостно воспринимать мир, познавать красоту во всем ее многообразии.
Синтетический характер театрального искусства, позволяет ребенку прикоснуться к различным видам творческой деятельности, что способствует гармоничному разностороннему развитию личности: музыкальному (слух, ритм, характер), изобразительному (чувствительность, моторика), пластическому (выразительность, координация движений). Обретение навыков разнообразной творческой деятельности расширяет арсенал средств для последующего сценического воплощения образа: визуального, слухового, графического, цветового, двигательного
Программа театральной студии «Мастерская творческих идей» решает следующие актуальные задачи: всестороннее развитие и воспитание каждого школьника; его психическое благополучие; нравственное здоровье, решение проблем социальной адаптации школьников; приобщение их к общечеловеческим ценностям.
Практическая значимость программы состоит в том, что интегрированные занятия развивают творческое мышление, формируют познавательную установку, тем самым повышая уровень обучения и воспитания учащихся.
Целью программы является - формирование активной, творческой личности, обогащение ее духовного и эмоционально опыта.
Задачи программы:
- художественно-эстетическое развитие учащегося;
- раскрытие творческого потенциала личности;
- формирование навыков и умений в области актерского мастерства;
- активизация и совершенствование словарного запаса, грамматического построения речи, звукопроизношения, мелодико-интонационного строя речи, выразительности;
-воспитания чувства коллективизма и ответственности
Планируемые результаты обучения:
В результате изучения курса ученик должен:
- знать и понимать
Владеть элементарными понятиями театрального искусства.
Знать игры и упражнения актерского тренинга. Знать основы выразительной речи, пластики и движения.
Понимать этические нормы зрительской культуры и правила поведения в театре. Знать этические нормы поведения актера и правила поведения на сцене.
- уметь
Свободно и естественно выполнять на сцене простые физические действия. Действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему. Строить диалог с партнером на заданную тему.
Уметь вести себя на сцене, пользоваться микрофоном и актерским реквизитом.
Читать наизусть текст героев спектакля, правильно произнося слова, соблюдая культуру речи и расставляя логические ударения. Владеть комплексом артикуляционной гимнастики. Уметь изменять интонации и силу голоса. Уметь слушать и вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и педагогом. Уметь самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера;
Категория обучающихся: обучающиеся 2,6 класса, возраст 7-13 лет (по возрастным группам).
Форма обучения: очная.
Срок освоения программы: 9 мес. Режим занятий: 34 недель по 2 часа в неделю (68 часов).
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебный (тематический) план программы дополнительного образования
«Театральная студия» (1 год обучения)
68 часа
№ п/п |
Наименование тем курса |
Виды познавательной деятельности |
Колво |
1 |
Раздел 1.Вводное занятие |
Беседа |
1 |
|
Раздел 2. Основы театральной культуры |
|
4 |
2 |
Что такое театр? Кто создает спектакль? Профессия: актер. |
Лекция с элементами беседы |
1 |
3 |
Виды и жанры театрального искусства. |
Лекция с элементами беседы |
1 |
4 |
История театра: от Древней Греции до наших дней. |
Лекция с элементами беседы |
1 |
5 |
Культура зрителя. Актерская этика. |
Лекция с элементами беседы |
1 |
|
Раздел 3. Азбука актерского мастерства |
|
12 |
6 |
Актерский тренинг. Понятие актерское упражнение. Актерский этюд. |
Практическая работа |
2 |
7 |
Сценическое внимание. Три круга внимания. Внутренний монолог. |
Практическая работа |
2 |
8 |
Память и воображение. |
Практическая работа |
2 |
9 |
Виды актерских этюдов. Этюды наблюдения. Я в предлагаемых обстоятельствах. |
Практическая работа |
2 |
10 |
Эмоциональная память. Этюды на память физического действия. |
Практическая работа |
2 |
11 |
Сценическое самочувствие. Тонус актера. Артистическая смелость. |
Практическая работа |
2 |
|
Раздел 4. Основы художественного чтения |
|
8 |
12 |
Артикуляция. Дикция. Речевая разминка. |
Практическая работа |
2 |
13 |
Культура речи. Культура произношения гласных и согласных звуков. |
Практическая работа |
2 |
14 |
Голос – рабочий инструмент актера. |
Практическая работа |
2 |
15 |
Подтекст. Смысловые ударения. Работа с текстом. |
Практическая работа |
2 |
|
Раздел 5. Музыка в театре |
|
10 |
16 |
Музыкальное оформление спектакля |
Лекция с элементами беседы |
2 |
17 |
Постановка музыкальных номеров, запись фонограмм |
Практическая работа |
8 |
|
Раздел 6. Основы сценического движения |
|
10 |
18 |
Движение, танец, жест в театральном искусстве |
Лекция с элементами беседы |
2 |
19 |
Пластический тренинг. Свобода тела. |
Практическая работа |
2 |
20 |
Постановка танцевальных номеров |
Практическая работа |
6 |
|
Раздел 7. Театрально-игровая деятельность |
|
22 |
21 |
Работа с текстом сценария. Чтения |
Практическая работа |
4 |
22 |
Репетиции в выгородке. Построение мизанцен |
Практическая работа |
16 |
23 |
Репетиция в костюмах |
Практическая работа |
2 |
24 |
Итоговое занятие. |
Отчетный концерт |
1 |
|
Итого: |
|
68 |
2.2. Рабочая программа
Раздел 1.Вводное занятие
Раздел 2. Основы театральной культуры. Что такое театр? Кто создает спектакль? Профессия: актер. Виды и жанры театрального искусства.
История театра: от Древней Греции до наших дней. Культура зрителя. Актерская этика.
Раздел 3. Азбука актерского мастерства. Актерский тренинг. Понятие актерское упражнение. Актерский этюд. Сценическое внимание. Три круга внимания. Внутренний монолог. Память и воображение. Виды актерских этюдов. Этюды-наблюдения. Я в предлагаемых обстоятельствах. Эмоциональная память.
Этюды на память физического действия.
Сценическое самочувствие. Тонус актера. Артистическая смелость.
Раздел 4. Основы художественного чтения. Артикуляция. Дикция. Речевая разминка. Культура речи. Культура произношения гласных и согласных звуков. Голос – рабочий инструмент актера. Подтекст. Смысловые ударения. Работа с текстом.
Раздел 5. Музыка в театре. Музыкальное оформление спектакля. Постановка музыкальных номеров, запись фонограмм.
Раздел 6. Основы сценического движения. Движение, танец, жест в театральном искусстве. Пластический тренинг. Свобода тела. Постановка танцевальных номеров
Раздел 7. Театрально-игровая деятельность. Работа с текстом сценария. Чтения. Репетиции в выгородке. Построение мизанцен. Репетиция в костюмах Раздел 8. Итоговое занятие.
Формы обучения
Занятия проводятся в группах от 5 до 18 человек. Каждое занятие длится 1 академический час.
Все занятия коллективные, сочетают в себе два основных вида деятельности: беседа о специфике театрального искусства и игра. На первых занятиях преобладают игровые формы, которые дают возможность ребенку «рассказать» о себе, познакомиться, учат действию и общению в коллективе.
Одним из средств достижения поставленной цели выступает художественная игра. В игровой форме происходит знакомство с новыми видами деятельности, приобретение навыков творческих действий. Таким образом, кроме приобретения новых знаний и умений, происходит обогащение жизненного опыта учащихся.
Основные виды деятельности:
- беседа;
- игровые виды деятельности;
-слушание музыкального произведения и создание его пластического
образа;
- выразительное чтение;
- создание масок, костюмов, декораций;
- участие в постановке спектакля.
Условия для реализации программы
На каждый этап обучения предлагается определенный минимум умений, навыков, сведений по театральному искусству.
Программа является основой занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.
Программа предназначена для занятия детей, занимающихся в коллективе без специального отбора.
В группах должно заниматься по 10-12 человек.
2.3. Календарный учебный график (Приложение 1)
Раздел 3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Открытые занятия - 1 раз в полгода;
2. Итоговое занятие в конце каждого раздела;
3.Показательные выступления перед родителями перед новогодними праздниками и в конце учебного года.
4.Участие в школьных концертах и праздниках
5.Участие в конкурсах и танцевальных фестивалях.
Формы и примерное содержание входного, текущего и итогового контроля.
В качестве входного контроля учащимся предлагается ряд заданий, позволяющих выявить начальный уровень подготовки в области актерского мастерства (задания на сценическую импровизацию) и художественного слова (прочесть прозаический отрывок, стихотворение, басню).
По итогам изучения каждого раздела проводится оценивание результатов деятельности участников в форме самостоятельной показательной творческой работы. Для текущего контроля организуются коллективные обсуждения вопросов на практических занятиях; самостоятельная подготовка учебных этюдов и упражнений. Обсуждение выполнения заданий проводится коллективно. Итоговой формой контроля по программе является отчетный спектакль.
По завершении обучения слушатели смогут продемонстрировать следующие компетенции:
владение теоретическими знания элементарных профессиональных
понятий театральной сферы, а также специальной сценической терминологией; готовность к сценическому перевоплощению и выступлению перед
аудиторией; способность ориентироваться в сценическом пространстве, работать с
театральным реквизитом и костюмами;
способность подбирать и анализировать поэтический и прозаический материал для индивидуального репертуара;
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Литература
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Веселая психогимнастика или как научить ребенка управлять самим собой. – М.: Аркти, 2012.
2. Башаева Т. Развитие восприятие у детей Форма, цвет, звук. – М.: Академия развития, 1997.
3. Вайнерман С., Большев А. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М., 2001.
4. Василик И.А.Занятия речью в интеграционном классе. – М., 2006.
5. Вербицкая Л. Основы сценического движения. – М., 1983.
6. Выгоцкий Л. Воображение и творчество в детском творчестве. – М., 1991.
7. Гиппиус С. Гимнастика чувств. – М., 1967.
8. Ершова А. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1990.
9. Ильенко Л. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. – М., 2000. 10. Кипнис М., Психологические этюды, упражнения, задания. – М.: Ось-89, 2002.
11. Клюева Н., Касаткина Ю. Учим детей общению, Характер, коммуникабельность.– М.: Академия развития, 1997.
12. Кнебель М. Поэзия педагогики. – М., 1967.
13. Колчеев Ю., Колчеева Н. Театрализованные игры в школе. – М., 2000.
14. Козлянинова И. Сценическая речь. – М., 1995.
15. Кряжева Н. Развитие эмоционального мира детей. – М.: Академия развития, 1997.
16. Любимова Т. Учить не только мыслить, но и чувствовать. – Чебоксары, 1994.
17. Медведева И., Шишова Г. Книга для трудных родителей. – М., 1999.
18. Немеровский А. Пластическая выразительность актера. – М., 1981.
19. Пеня Т. Космос театр (программа полихудожественного развития). – М., 1994.
20. Свистунова Е.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия. – М., 2012.
21. Станиславский К. Работа актера над образом и над собой. Том 2. – М., 1954.
22. Торшилова Е. Шалун или мир дому твоему (программа и методика эстетического развития дошкольников). – М., 1998.
23. Фомичева М. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989.
24. Хухлаева О.В., О.Е. Хухлаев. Тропинка к своему Я. – М.:Генезис, 2012.
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Занятия проходят в актовом зале.
Звуко – аудио аппаратура
Ширмы
Реквизит, необходимый для разных образов
Костюмы
Грим
Тексты произведений
Приложение 1
Календарный учебный график
по дополнительной общеобразовательной программе
«Театральная студия»
(2,6 классы, 68 час)
№ п/п |
Тема занятия |
Дата |
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности |
04.09 |
2 |
Что такое театр? Кто создает спектакль? Профессия: актер. |
06.09 |
3 |
Виды и жанры театрального искусства. |
11.09 |
4 |
История театра: от Древней Греции до наших дней. |
13.09 |
5 |
Культура зрителя. Актерская этика. |
18.09 |
6 |
Актерский тренинг. Понятие актерское упражнение. Актерский этюд. |
25.09 |
7 |
Актерский тренинг. Понятие актерское упражнение. Актерский этюд. |
27.09 |
8 |
Сценическое внимание. Три круга внимания. Внутренний монолог. |
02.10 |
9 |
Сценическое внимание. Три круга внимания. Внутренний монолог. |
04.10 |
10 |
Память и воображение. |
09.10 |
11 |
Память и воображение. |
11.10 |
12 |
Виды актерских этюдов. Этюды наблюдения. Я в предлагаемых обстоятельствах. |
16.10 |
13 |
Виды актерских этюдов. Этюды наблюдения. Я в предлагаемых обстоятельствах. |
18.10 |
14 |
Эмоциональная память. Этюды на память физического действия. |
23.10 |
15 |
Эмоциональная память. Этюды на память физического действия. |
25.10 |
16 |
Сценическое самочувствие. Тонус актера. Артистическая смелость. |
08.11 |
17 |
Сценическое самочувствие. Тонус актера. Артистическая смелость. |
13.11 |
18 |
Артикуляция. Дикция. Речевая разминка. |
15.11 |
19 |
Артикуляция. Дикция. Речевая разминка. |
20.11 |
20 |
Культура речи. Культура произношения гласных и согласных звуков. |
22.11 |
21 |
Культура речи. Культура произношения гласных и согласных звуков. |
27.11 |
22 |
Основы сценического действия: Движение, танец, жест в театральном искусстве |
29.11 |
23 |
Основы сценического действия: Движение, танец, жест в театральном искусстве |
04.12 |
24 |
Основы сценического действия: пластический тренинг. Свобода тела. |
06.12 |
25 |
Основы сценического действия: пластический тренинг. Свобода тела. |
11.12 |
26 |
Музыка в театре: музыкальное оформление спектакля. |
13.12 |
27 |
Музыка в театре: музыкальное оформление спектакля. |
18.12 |
28 |
Основы сценического движения: постановка музыкального номера |
10.01 |
29 |
Основы сценического движения: постановка музыкального номера |
15.01 |
30 |
Театрально-игровая деятельность: работа с текстом сценария. Чтения. |
17.01 |
31 |
Театрально-игровая деятельность: работа с текстом сценария. Чтения. |
22.01 |
32 |
Театрально-игровая деятельность: работа с текстом сценария. Чтения. |
24.01 |
33 |
Основы театральной культуры: Виды и жанры театрального искусства. Драматический театр |
29.01 |
34 |
Музыка в театре: постановка музыкальных номеров. |
31.01 |
35 |
Музыка в театре: постановка музыкальных номеров. |
05.02 |
36 |
Основы сценического движения: постановка выхода на сцену |
07.02 |
37 |
Театрально-игровая деятельность: работа с текстом сценария. Чтения. |
12.02 |
38 |
Театрально-игровая деятельность: репетиция в выгородке. Построение мизансцен. |
14.02 |
39 |
Театрально-игровая деятельность: репетиция в выгородке. Построение мизансцен. |
19.02 |
40 |
Театрально-игровая деятельность: репетиция в выгородке. Построение мизансцен. |
21.02 |
41 |
Основы театральной культуры: Виды и жанры театрального искусства. Цирковые искусства, клоунада. |
26.02 |
42 |
Музыка в театре: постановка музыкальных номеров, запись фонограмм |
28.02 |
43 |
Музыка в театре: постановка музыкальных номеров, запись фонограмм |
04.03 |
44 |
Основы сценического движения: постановка танцевальных фрагментов |
06.03 |
45 |
Основы сценического движения: постановка танцевальных фрагментов |
11.03 |
46 |
Основы сценического движения: постановка танцевальных фрагментов |
13.03 |
47 |
Театрально-игровая деятельность: репетиция в выгородке. Построение мизансцен. |
18.03 |
48 |
Театрально-игровая деятельность: репетиция в выгородке. Построение мизансцен. |
20.03 |
49 |
Основы театральной культуры: История театра: от Древней Греции до наших дней |
01.04 |
50 |
Музыка в театре: постановка музыкальных номеров, запись фонограмм |
03.04 |
51 |
Музыка в театре: постановка музыкальных номеров, запись фонограмм |
08.04 |
52 |
Музыка в театре: постановка музыкальных номеров, запись фонограмм |
10.04 |
53 |
Музыка в театре: постановка музыкальных номеров, запись фонограмм |
15.04 |
54 |
Театрально-игровая деятельность: репетиция в выгородке. Построение мизансцен. |
17.04 |
55 |
Театрально-игровая деятельность: репетиция в выгородке. Построение мизансцен. |
22.04 |
56 |
Театрально-игровая деятельность: репетиция в выгородке. Построение мизансцен. |
24.04 |
57 |
Основы театральной культуры: История театра: от Древней Греции до наших дней |
29.04 |
58 |
Театрально-игровая деятельность: репетиция в выгородке. Построение мизансцен. Построение мизансцен. |
06.05 |
60 |
Театрально-игровая деятельность: репетиция в выгородке. Построение мизансцен. |
08.05 |
61 |
Театрально-игровая деятельность: репетиция в выгородке. Построение мизансцен. |
13.05 |
62 |
Театрально-игровая деятельность: репетиция в выгородке. Построение мизансцен. |
15.05 |
63 |
Театрально-игровая деятельность: репетиция в выгородке. Построение мизансцен. |
20.05 |
64 |
Театрально-игровая деятельность: репетиция в выгородке. Построение мизансцен. |
22.05 |
65 |
Театрально-игровая деятельность: репетиция в |
27.05 |
|
выгородке. Построение мизансцен. |
|
66 |
Основы театральной культуры: культура зрителя |
29.05 |
67 |
Театрально-игровая деятельность: репетиция в выгородке. Построение мизансцен |
03.06. |
68 |
Итоговое занятие |
05.06 |
Руководитель программы _____________________________/Копытенко Н.В./
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.