РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
(наименование учебного предмета/курса)
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(уровень, ступень образования)
ОДИН ГОД
(срок реализации программы)
Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений: технология, авторы Н.И.Роговцева, С.В. Анащенкова
(ФИО полностью)
2013 г.
Пояснительная записка
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Цели изучения технологии в начальной школе:
• приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
• приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
• формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
• духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социачьно-исторического опыта человечества; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
• формирование идентичности гражданина России на основе знакомства с ремёслами народов России; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
• формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
• развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Данная программа адресована учащимся 2 класса МБОУ СОШ №5. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по технологии Н.В.Роговцевой с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по технологии». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год
(1 час в неделю из расчета 33 рабочих недели).
Срок реализации программы: один год.
Изменений, внесённых в авторскую программу Н.В. Роговцевой нет.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуально-обособленная
Фронтальная
Коллективная
Работа в парах
Групповая
Выставки
Конкурсы
Показы
Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля (индивидуальный работа, самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:
Личностно ориентированного образования
Игровые
Деятельностного метода
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
- работы, выполненные учащимися.
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА
Программа реализуется в адресованном учащимся 2 классов комплекте: «Технология», автор Н.В.Роговцева.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
• знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
• овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
• знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
• знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы:
• учатся экономно расходовать материалы;
• осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
• учатся преимущественно конструкторской деятельности;
• знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Практические работы |
Проекты |
1 |
Давайте познакомимся |
1 |
- |
- |
2 |
Человек и земля |
23 |
4 |
3 |
2.1 |
Земледелие |
1 |
1 |
- |
2.2 |
Посуда |
4 |
1 |
1 |
2.3 |
Народные промыслы |
5 |
- |
- |
2.4 |
Домашние животные и птицы |
3 |
1 |
1 |
2.5 |
Новый год |
1 |
- |
- |
2.6 |
Строительство |
1 |
- |
- |
2.7 |
В доме |
4 |
1 |
1 |
2.8 |
Народный костюм |
4 |
- |
- |
3 |
Человек и вода. |
3 |
- |
1 |
3.1 |
Рыболовство |
3 |
- |
1 |
4 |
Человек и воздух. |
3 |
- |
- |
4.1 |
Работа с бумагой |
2 |
- |
- |
4.2 |
Работа с фольгой |
1 |
- |
- |
5 |
Человек и информация |
3 |
2 |
- |
5.1 |
Работа с бумагой и картоном |
1 |
- |
- |
5.2 |
Поиск информации |
2 |
2 |
- |
6 |
Заключительный урок |
1 |
- |
- |
|
Итого |
34 |
6 |
4 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
6 ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями. Материалы и инструменты. Рубрика «Вопросы юного технолога».
2 ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ
2.1 – 2.23
Земледелие (1 ч.) Деятельность человека на земле. Способы обработки земли и выращивания овощных культур.
Практическая работа «Выращивание лука».
Посуда (4 ч.) Виды посуды и материалы, из которых она изготавливается. Назначение посуды. Способы хранения продуктов. Составление плана работы по слайдам. Новая техника изготовления изделий – тестопластика.
Проект № 1 «Праздничный стол»
Народные промыслы (5 ч.) Хохломская роспись. Объёмное изделие. Техника: папье – маше, грунтовка. Аппликационные работы. Работа с текстильными материалами. Рельефные работы. Работа резчика по дереву и игрушечника. Деревенский пейзаж в технике рельефной картины.
Домашние животные и птицы (3 ч.) Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование. Работа с природными материалами. Мозаика.
Проект № 2 «Деревенский двор».
Новый год (1 ч.) Работа с различными материалами. Елочные игрушки из яиц.
Строительство (1 ч.) Работа с бумагой. Полуобъемная пластика.
В доме (4 ч.) Работа с волокнистыми материалами. Помпон. Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Профессии – печник. Лепка.
Проект № 3 «Убранство избы»
Народный костюм (4 ч.) Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Работа с бумагой. Аппликационные работы. Работа с ткаными материалами. Шитье.
3 ЧЕЛОВЕК И ВОДА
3.1 – 3.3
Рыболовство (3 ч.) Работа с волокнистыми материалами. Изонить. Работа с бумагой. Аппликационные работы.
Проект № 4 «Аквариум».
4 ЧЕЛОВЕК И ВОЗДУХ
4.1 – 4.3
Птица счастья (1 ч.) Работа с бумагой. Оригами. Моделирование. Работа с фольгой.
5 ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ
5.1 – 5.3
Книгопечатание (1 ч.) Работа с бумагой и картоном. Способы поиска информации. Поиск информации в Интернете.
6 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК
Конференция для обучающихся «Что я узнал во 2 классе?»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметны.ми понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
К концу учебного года учащиеся первого класса должны знать и научиться:
ü название материалов, ручных инструментов и приспособлений, их значение, правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда;
ü условные обозначения, применяемые при обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
ü правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
ü способы и приёмы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные растительные материалы).
ü организовать своё рабочее место;
ü пользоваться ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иглой;
ü составлять композицию с учётом замысла;
ü решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, глины, природных материалов;
ü выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани – с помощью выкройки;
ü конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
ü применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;
ü конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
ü выполнять стежки швами «вперёд иголку» и «за иголку»;
ü конструировать из природных материалов на основе приёмов скручивания, скрепления, нанизывания;
ü пользоваться простейшими приёмами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• проговаривать последовательность действий на уроке;
• учиться работать по предложенному учителем плану;
• учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
• учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные универсальные учебные действия:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
• делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении);
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
· уметь донести свою позицию до собеседника;
· уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);
· уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках технология и следовать им;
· учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Особое внимание уделяется оценке деятельности учащихся на уроке. По своему характеру деятельность учащихся на уроке двусторонняя, она включает творческую мыслительную деятельность и практическую часть по реализации замысла.
Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям:
- качество выполнения отдельных приемов, операций и работы в целом;
- степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или творческая);
- творческий поиск.
«5» - самостоятельно спланировал предстоящую деятельность, качественно и аккуратно выполнил работу в соответствии с инструкционной картой, проконтролировал результат своей деятельности, внес необходимые поправки и творческие находки
«4» - самостоятельно спланировал предстоящую деятельность, выполнил работу с небольшой помощью учителя, руководствуясь инструкционной картой, внес незначительные изменения. Работа выполнена качественно, но есть 1-2 замечания по аккуратности выполнения.
«3» - частично осознал цель работы и выполнил ее, не планируя предстоящей деятельности; не смог самостоятельно воспользоваться инструкционной картой, в ходе выполнения привлекались помощники. Работа выполнена с нарушением инструкционной карты, неаккуратно. К качеству работы есть 2-3 замечания.
«2» - не смог осознать предстоящую деятельность, применить изучаемые приемы и операции выполнения работы, воспользоваться инструкционной картой и помощью учителя. Работа небрежная, не соответствует образцу или не выполнена вообще.
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся:
1. Учебники по технологии для 2 класса, авторы Н.И.Роговцева, С.В. Анащенкова.
Изд. М. «Просвещение»
Для учителя:
1. Поурочные разработки по технологии, 2 класс. Автор М.А. Давыдова.
Изд. Москва «ВАКО», 2010 г.
2. Поделки из разных материалов для 1 – 4 классов, автор В.В. Выгонов.
Изд. М. «ЭКЗАМЕН», 2011 г.
3. Фантазии из природных материалов. Автор Е. Немешаева.
Изд. М. «АЙРИС ПРЕСС», 2011 г.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Условные обозначения: МП –мультимедийная презентация
ЭОР-электронные образовательные ресурсы
ФХ-фонохрестоматия
ИД-интерактивная доска
№ п/п |
Содержание (раздел, тема урока) |
Кол-во часов |
Сроки проведения |
Наглядно-техническое оснащение урока |
Примечание |
|
план |
факт |
|||||
Первая четверть |
||||||
Давайте познакомимся (1 час) |
||||||
1 |
Как работать с учебником. Материалы и инструменты. |
1 |
03.09 |
|
|
|
Человек и земля (23 часа) |
||||||
2 |
Профессии-садовод, овощевод. Практическая работа «Выращивание лука». |
1 |
10.09 |
|
|
|
3 |
Из каких материалов изготавливается посуда. Композиция из картона и ниток «Корзина с цветами». |
1 |
17.09 |
|
|
|
4 |
Композиция из пластилина «Семейка грибов на поляне» Практическая работа «Съедобные и несъедобные грибы» |
1 |
24.09 |
|
|
|
5 |
Профессии – пекарь, кондитер. Изделие – игрушка из теста. |
1 |
01.10 |
|
|
|
6 |
Проект № 1 «Праздничный стол». |
1 |
08.10 |
|
|
|
7 |
Работа с папье-маше. Миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше. |
1 |
15.10 |
|
|
|
8 |
Работа с бумагой. Аппликационные работы. Разделочная доска «Городецкая роспись» |
1 |
22.10 |
|
|
|
9 |
Работа с пластичными материалами. Дымковская игрушка (пластилин). |
1 |
29.10 |
|
|
|
10 |
Работа с текстильными материалами. Матрешка из картона и ткани (аппликация). |
1 |
12.11 |
|
|
Каникулы с 01.11 по 07.11 |
11 |
Работа в технике рельефной картины. Пейзаж «Деревня» |
1 |
19.11 |
|
|
|
12 |
Создание движущейся конструкции «Лошадка» Практическая работа «Домашние животные» |
1 |
26.11 |
|
|
|
13 |
Работа с природным материалом. Аппликация «Курочка из крупы» |
1 |
03.12 |
|
|
|
14 |
Проект № 2 «Деревенский двор» |
1 |
10.12 |
|
|
|
15 |
Изготовление изделий из яичной скорлупы. «Елочные игрушки из яиц» |
1 |
17.12 |
|
|
|
16 |
Работа в технике кракле. «Изба» |
1 |
24.12 |
|
|
|
17 |
Работа с нитками и бумагой. Помпон. Изделие «Домовой». Практическая работа «Наш дом» |
1 |
14.01 |
|
|
Каникулы с 29.12 по 12.01 |
18 |
Проект № 3 «Убранство избы» |
1 |
21.01 |
|
|
|
19 |
Работа с бумагой. Изделие «Коврик». Плетение. |
1 |
28.01 |
|
|
|
20 |
Конструирование мебели из картона «Стол и скамья» |
1 |
04.02 |
|
|
|
21 |
Работа с нитками и картоном. Композиция «Русская красавица». Плетение. |
1 |
11.02 |
|
|
|
22 |
Работа с бумагой. Аппликационные работы. Костюмы Ани и Вани. |
1 |
18.02 |
|
|
|
23 |
Работа с ткаными материалами. Изделие «Кошелек». Шитье. |
1 |
25.02 |
|
|
|
24 |
Работа с ткаными материалами. Изделие «Салфетка». Шитье. |
1 |
04.03 |
|
|
|
Человек и вода (3 часа) |
||||||
25 |
Работа в технике изонить. «Золотая рыбка» |
1 |
11.03 |
|
|
|
26 |
Работа с бумагой. Аппликационные работы. Проект № 4 «Аквариум». |
1 |
18.03 |
|
|
Каникулы с 23.03 по 30.03 |
27 |
Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Полуобъемная аппликация «Русалка» |
1 |
01.04 |
|
|
|
Человек и воздух (3 часа) |
||||||
28 |
Работа с бумагой в технике оригами. «Птица счастья» |
1 |
08.04 |
|
|
|
29 |
Работа с бумагой. Моделирование. Изделие «Ветряная мельница». |
1 |
15.04 |
|
|
|
30 |
Работа с фольгой. Изделие «Флюгер». |
1 |
22.04 |
|
|
|
Человек и информация (3 часа) |
||||||
31 |
Работа с бумагой и картоном. Изделие «Книжка-ширма». |
1 |
06.05 |
|
|
|
32 |
Способы поиска информации. Практическая работа «Поиск информации в Интернете». |
1 |
13.05 |
|
|
|
33 |
Правила набора текста. Практическая работа «Поиск информации в Интернете». |
1 |
20.05 |
|
|
|
Конференция для обучающихся (1 час) |
||||||
34 |
«Что я узнал во 2 классе?» |
1 |
27.05
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.