программа технология 2

  • docx
  • 27.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала tekhnologiya_15.docx

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

 ПО  ТЕХНОЛОГИИ

(наименование учебного предмета/курса)

 

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(уровень, ступень образования)

 

ОДИН  ГОД

(срок реализации программы)

 

 

 

 

 

 

 

 

Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:           технология, авторы Н.И.Роговцева, С.В. Анащенкова

(ФИО полностью)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

Пояснительная записка

 

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную на­правленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о тех­нологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к тех­нической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информа­ции, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Цели изучения технологии в начальной школе:

    приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

    приобретение первоначального опыта практической преобразователь­ной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, техни­ко-технологическими умениями и проектной деятельностью;

    формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

 

Основные задачи курса:

    духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-эти­ческого и социачьно-исторического опыта человечества; развитие эмоционально-ценностного отношения к со­циальному миру и миру природы через формирование позитивного отноше­ния к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;

    формирование идентичности гражданина России на основе знакомства с ремёслами народов России; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;

    формирование целостной картины мира (образа мира) на основе по­знания мира через осмысление духовно-психологического содержания пред­метного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудо­вых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления из­делий в проектной деятельности;

    развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любо­знательности на основе мо­тивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

 

Практическая деятельность на уроках технологии является средством об­щего развития ребёнка, становления социально значимых личностных ка­честв, а также формирования системы специальных технологических и уни­версальных учебных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Данная  программа адресована учащимся 2 класса МБОУ СОШ №5. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по технологии Н.В.Роговцевой с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

 

Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по технологии». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.

 

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год

 (1 час в неделю из расчета 33 рабочих недели).

 

Срок реализации программы: один год.

 

Изменений, внесённых в авторскую программу Н.В. Роговцевой нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Формы организации образовательного процесса:

Индивидуально-обособленная

Фронтальная

Коллективная

Работа в парах

Групповая

Выставки

Конкурсы

Показы

 

      Методы:

      Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или    эвристические, исследовательские)

 

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).

 

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

 

Контроля и самоконтроля (индивидуальный работа, самоконтроль).

 

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

 

 

      Технологии обучения:

Личностно ориентированного образования

Игровые

Деятельностного метода

 

 

 

 

ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И

ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

 

  При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

- работы, выполненные учащимися.

 

 

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

Программа реализуется в адресованном учащимся 2 классов комплекте: «Технология», автор Н.В.Роговцева.

Особое внимание в программе отводится практическим работам, при вы­полнении которых учащиеся:

    знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые ма­териалы и инструменты;

    овладевают отдельными технологическими операциями (способами ра­боты) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;

    знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;

    знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при вы­полнении работы:

    учатся экономно расходовать материалы;

    осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятель­ность);

    учатся преимущественно конструкторской деятельности;

    знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.

 

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и об­ществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность со­держания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их ини­циативности, изобретательности, гибкости мышления.

 

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формиру­ют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последова­тельность действий и выбирать необходимые средства и способы их выпол­нения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятель­ности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.

 

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружа­ющего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и ли­тературного чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Наименование разделов и тем

Всего часов

Практические работы

Проекты

1

Давайте познакомимся

1

-

-

2

Человек и земля

23

4

3

2.1

Земледелие

1

1

-

2.2

Посуда

4

1

1

2.3

Народные промыслы

5

-

-

2.4

Домашние животные  и птицы

3

1

1

2.5

Новый год

1

-

-

2.6

Строительство

1

-

-

2.7

В доме

4

1

1

2.8

Народный костюм

4

-

-

3

Человек и вода.

3

-

1

3.1

Рыболовство

3

-

1

4

Человек и воздух.

3

-

-

4.1

Работа с бумагой

2

-

-

4.2

Работа с фольгой

1

-

-

5

Человек и информация

3

2

-

5.1

Работа с бумагой и картоном

1

-

-

5.2

Поиск информации

2

2

-

6

Заключительный урок

1

-

-

 

Итого

34

6

4

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

6        ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями. Материалы и инструменты. Рубрика «Вопросы юного технолога».

 

2 ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ

2.1 – 2.23

Земледелие (1 ч.)  Деятельность человека на земле. Способы обработки земли и выращивания овощных культур.

Практическая работа  «Выращивание лука».

Посуда (4 ч.) Виды посуды и материалы, из которых она изготавливается. Назначение посуды. Способы хранения продуктов.  Составление плана работы по слайдам. Новая техника изготовления изделий – тестопластика.

Проект № 1 «Праздничный стол»

Народные промыслы (5 ч.) Хохломская роспись. Объёмное изделие. Техника: папье – маше, грунтовка. Аппликационные работы. Работа с текстильными материалами. Рельефные работы.  Работа резчика по дереву и игрушечника. Деревенский пейзаж в технике рельефной картины.

Домашние животные и птицы (3 ч.) Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование. Работа с природными материалами. Мозаика.

Проект № 2 «Деревенский двор».

Новый год (1 ч.) Работа с различными материалами. Елочные игрушки из яиц.

Строительство (1 ч.) Работа с бумагой. Полуобъемная пластика.

В доме (4 ч.) Работа с волокнистыми материалами. Помпон. Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Профессии – печник. Лепка.

Проект № 3 «Убранство избы»

Народный костюм (4 ч.) Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Работа с бумагой. Аппликационные работы. Работа с ткаными материалами. Шитье.

 

 

3  ЧЕЛОВЕК И ВОДА

3.1 – 3.3

Рыболовство (3 ч.) Работа с волокнистыми материалами. Изонить. Работа с бумагой. Аппликационные работы.

Проект № 4 «Аквариум».

 

 

4  ЧЕЛОВЕК И ВОЗДУХ

4.1 – 4.3

Птица счастья (1 ч.) Работа с бумагой. Оригами. Моделирование. Работа с фольгой.

 

 

5  ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ

5.1 – 5.3

Книгопечатание (1 ч.) Работа с бумагой и картоном. Способы поиска информации. Поиск информации в Интернете.

 

 

6  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК

Конференция для обучающихся «Что я узнал во 2 классе?»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих резуль­татов.

Личностные результаты

1.   Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российс­кий народ и историю России.

2.   Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.   Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.   Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие моти­вов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5.   Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступ­ки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6.   Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7.   Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в раз­ных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

8.   Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

 

 

Метапредметные результаты

1.   Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.

2.   Освоение способов решения проблем творческого и поискового харак­тера.

3.   Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учеб­ные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реали­зации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4.   Использование знаково-символических средств представления инфор­мации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем реше­ния учебных и практических задач.

5.   Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, об­работки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью кла­виатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величи­ны и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и вы­ступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

6.  Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое вы­сказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

7.  Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обоб­щения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к из­вестным понятиям.

8.  Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возмож­ность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку собы­тий.

9.  Овладение базовыми предметными и межпредметны.ми понятиями, от­ражающими существенные связи и отношения между объектами и процес­сами.

 

 

Предметные результаты

К концу учебного года учащиеся первого класса должны знать и научиться:

ü название материалов, ручных инструментов и приспособлений, их значение, правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда;

ü условные обозначения, применяемые при обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;

ü правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;

ü способы и приёмы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные растительные материалы).

ü организовать своё рабочее место;

ü пользоваться ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иглой;

ü составлять композицию с учётом замысла;

ü решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, глины, природных материалов;

ü выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани – с помощью выкройки;

ü конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

ü применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;

ü конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

ü выполнять стежки швами «вперёд иголку» и «за иголку»;

ü конструировать из природных материалов на основе приёмов скручивания, скрепления, нанизывания;

ü пользоваться простейшими приёмами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность.

 

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

• проговаривать последовательность действий на уроке;

• учиться работать по предложенному учителем плану;

• учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

• учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

 

Познавательные универсальные учебные действия:

• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

• делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении);

• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

•  преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

 

 

 

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

· уметь донести свою позицию до собеседника;

· уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);

· уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках технология и следовать им;

· учиться согласованно работать в группе:

            а) учиться планировать работу в группе;

            б) учиться распределять работу между участниками проекта;

            в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

            г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Особое внимание уделяется оценке деятельности учащихся на уроке. По своему характеру деятельность учащихся на уроке двусторонняя, она включает творческую мыслительную деятельность и практическую часть по реализации замысла.

Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям:

- качество выполнения отдельных приемов, операций и работы в целом;

- степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или творческая);

- творческий поиск.

 

«5» - самостоятельно спланировал предстоящую деятельность, качественно и аккуратно выполнил работу в соответствии с инструкционной картой, проконтролировал результат своей деятельности, внес необходимые поправки и творческие находки

 

«4» - самостоятельно спланировал предстоящую деятельность, выполнил работу с небольшой помощью учителя, руководствуясь инструкционной картой, внес незначительные изменения. Работа выполнена качественно, но есть 1-2 замечания по аккуратности выполнения.

 

«3» - частично осознал цель работы и выполнил ее, не планируя предстоящей деятельности; не смог самостоятельно воспользоваться инструкционной картой, в ходе выполнения привлекались помощники. Работа выполнена с нарушением инструкционной карты, неаккуратно. К качеству работы есть 2-3 замечания.

 

«2» - не смог осознать предстоящую деятельность, применить изучаемые приемы и операции выполнения работы, воспользоваться инструкционной картой и помощью учителя. Работа небрежная, не соответствует образцу или не выполнена вообще.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНОЕ  И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Для учащихся:

1.      Учебники по технологии для 2 класса, авторы Н.И.Роговцева, С.В. Анащенкова.

Изд. М. «Просвещение»

Для учителя:

 

1.      Поурочные разработки по технологии, 2 класс. Автор М.А. Давыдова.

Изд. Москва «ВАКО», 2010 г.

2.      Поделки из разных материалов для 1 – 4 классов, автор В.В. Выгонов.

Изд. М. «ЭКЗАМЕН», 2011 г.

3.      Фантазии из природных материалов. Автор Е. Немешаева.

Изд. М. «АЙРИС ПРЕСС», 2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Условные обозначения: МП –мультимедийная презентация

                                            ЭОР-электронные образовательные ресурсы

                                            ФХ-фонохрестоматия

                                            ИД-интерактивная доска

 

№ п/п

Содержание

(раздел, тема урока)

Кол-во часов

Сроки проведения

Наглядно-техническое оснащение урока

Примечание

план

факт

Первая четверть

Давайте познакомимся  (1 час)

1

Как работать с учебником. Материалы и инструменты.

1

03.09

 

 

 

Человек и земля  (23 часа)

2

Профессии-садовод, овощевод.

Практическая работа

«Выращивание лука».

1

10.09

 

 

 

3

Из каких материалов изготавливается посуда. Композиция из картона и ниток

«Корзина с цветами».

1

17.09

 

 

 

4

Композиция из пластилина

 «Семейка грибов на поляне»

Практическая работа «Съедобные и несъедобные грибы»

1

24.09

 

 

 

5

Профессии – пекарь, кондитер. Изделие – игрушка из теста.

1

01.10

 

 

 

6

Проект № 1

«Праздничный стол».

1

08.10

 

 

 

7

Работа с папье-маше. Миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше.

1

15.10

 

 

 

8

Работа с бумагой. Аппликационные работы. Разделочная доска «Городецкая роспись»

1

22.10

 

 

 

9

Работа с пластичными материалами. Дымковская игрушка (пластилин).

1

29.10

 

 

 

10

Работа с текстильными материалами. Матрешка из картона и ткани (аппликация).

1

12.11

 

 

Каникулы с 01.11 по 07.11

11

Работа в технике рельефной картины.  Пейзаж «Деревня»

1

19.11

 

 

 

12

Создание движущейся конструкции «Лошадка»

Практическая работа «Домашние животные»

1

26.11

 

 

 

13

Работа  с природным материалом. Аппликация «Курочка из крупы»

1

03.12

 

 

 

14

Проект № 2 «Деревенский двор»

1

10.12

 

 

 

15

Изготовление изделий из яичной скорлупы. «Елочные игрушки из яиц»

1

17.12

 

 

 

16

Работа в технике кракле. «Изба»

1

24.12

 

 

 

17

Работа с нитками и бумагой. Помпон.

 Изделие «Домовой».

Практическая работа «Наш дом»

1

14.01

 

 

Каникулы с 29.12 по 12.01

18

Проект № 3 «Убранство избы»

1

21.01

 

 

 

19

Работа с бумагой. Изделие «Коврик». Плетение.

1

28.01

 

 

 

20

Конструирование мебели из картона «Стол и скамья»

1

04.02

 

 

 

21

Работа с нитками и картоном. Композиция «Русская красавица». Плетение.

1

11.02

 

 

 

22

Работа с бумагой. Аппликационные работы. Костюмы Ани и Вани.

1

18.02

 

 

 

23

Работа с ткаными материалами. Изделие «Кошелек». Шитье.

1

25.02

 

 

 

24

Работа с ткаными материалами. Изделие «Салфетка». Шитье.

1

04.03

 

 

 

Человек и вода  (3 часа)

25

Работа в технике изонить. «Золотая рыбка»

1

11.03

 

 

 

26

Работа с бумагой. Аппликационные работы. Проект № 4 «Аквариум».

1

18.03

 

 

Каникулы с 23.03 по 30.03

27

Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Полуобъемная аппликация «Русалка»

1

01.04

 

 

 

Человек и воздух  (3 часа)

28

Работа с бумагой в технике оригами. «Птица счастья»

1

08.04

 

 

 

29

Работа с бумагой. Моделирование. Изделие «Ветряная мельница».

1

15.04

 

 

 

30

Работа с фольгой.

Изделие «Флюгер».

1

22.04

 

 

 

Человек и информация  (3 часа)

31

Работа с бумагой и картоном. Изделие «Книжка-ширма».

1

06.05

 

 

 

32

Способы поиска информации. Практическая работа «Поиск информации в Интернете».

1

13.05

 

 

 

33

Правила набора текста. Практическая работа «Поиск информации в Интернете».

1

20.05

 

 

 

Конференция для обучающихся  (1 час)

34

«Что я узнал во 2 классе?»

1

27.05