программа технология

  • docx
  • 27.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала tehnologiya.docx

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

 ПО  ТЕХНОЛОГИИ

(наименование учебного предмета/курса)

 

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(уровень, ступень образования)

 

ОДИН  ГОД

(срок реализации программы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:           технология, авторы Н.И.Роговцева, С.В. Анащенкова

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 г.

Пояснительная записка

 

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную на­правленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о тех­нологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к тех­нической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информа­ции, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством об­щего развития ребёнка, становления социально значимых личностных ка­честв, а также формирования системы специальных технологических и уни­версальных учебных действий.

 

 

Цели и задачи, решаемые при реализации тематического планирования в 3 классе:

· Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида.

· Освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальном представлении о мире профессий.

· Овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда.

· Способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.

· Воспитание трудолюбия, уважительное отношение к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

 

 

Планируемый уровень подготовки обучающихся:

·         Начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.)

·         Начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение).

·         Обучающиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Данная  программа адресована учащимся 3 класса МБОУ СОШ №5.

Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного стандарта начального общего образования по технологии 2011 года на основе Примерной программы начального образования по технологии, с учетом авторской программы Н.В.Роговцевой.

В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.

 

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю из расчёта 34 рабочих недели)

 

Срок реализации программы: один год.

 

Изменений, внесённых в авторскую программу Н.В. Роговцевой нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Формы организации образовательного процесса:

Индивидуально-обособленная

Фронтальная

Коллективная

Работа в парах

Групповая

Выставки

Конкурсы

Показы

 

      Методы:

      Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или    эвристические, исследовательские)

 

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).

 

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

 

Контроля и самоконтроля (индивидуальный работа, самоконтроль).

 

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

 

 

      Технологии обучения:

Личностно ориентированного образования

Игровые

Деятельностного метода

 

 

 

 

ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И

ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

 

  При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

- работы, выполненные учащимися.

 

 

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

Программа реализуется в адресованном учащимся 3 классов комплекте: «Технология», автор Н.В.Роговцева.

Особое внимание в программе отводится практическим работам, при вы­полнении которых учащиеся:

    знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые ма­териалы и инструменты;

    овладевают отдельными технологическими операциями (способами ра­боты) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;

    знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;

    знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при вы­полнении работы:

    учатся экономно расходовать материалы;

    осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятель­ность);

    учатся преимущественно конструкторской деятельности;

    знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.

 

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и об­ществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность со­держания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их ини­циативности, изобретательности, гибкости мышления.

 

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формиру­ют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последова­тельность действий и выбирать необходимые средства и способы их выпол­нения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятель­ности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.

 

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружа­ющего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и ли­тературного чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Вводный урок «Здравствуй, дорогой друг!»

1 ч.

 

2

Человек и земля.

21 ч.

3

Человек и вода.

4 ч.

4

Человек и воздух.

3 ч.

5

Человек и информация.

5 ч.

 

Итого

34 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

1  ЗДРАВСТВУЙ, ДОРОГОЙ ДРУГ!

1.1 Знакомство с учебником и правила работы по учебнику. Путешествие по городу (маршрут). Понятия: городская инфраструктура, маршрутная карта, экскурсия, экскурсовод.

 

2 ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ

2.1 – 2.21   Архитектура. Городские постройки. Парк. Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изготовление тканей. Вязание. Одежда для карнавала. Бисероплетение. Кафе. Фруктовый завтрак. Колпачок-цыплёнок. Бутерброды. Салфетница. Магазин подарков. Золотистая соломка. Упаковка подарков. Автомастерская. Грузовик.

Практическая работа № 1 «Коллекция тканей»

Практическая работа № 2 «Таблица: стоимость завтрака»

Практическая работа № 3 «Человек и земля»

Проект «Детская площадка»

 

3  ЧЕЛОВЕК И ВОДА

3.1 – 3.4    Мосты. Водный транспорт. Океанариум. Фонтаны.

Практическая работа № 4 «Мягкая игрушка»

Практическая работа № 5 «Человек и вода»

Проект «Океанариум»

 

4  ЧЕЛОВЕК И ВОЗДУХ

4.1 – 4.3   Зоопарк. Вертолётная площадка. Воздушный шар

Практическая работа № 6 «Тест: условные обозначения техники оригами»

Практическая работа № 7 «Человек и воздух»

 

5  ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ

5.1 – 5.5   Переплётная мастерская. Почта. Кукольный театр. Афиша.

Проект «Готовим спектакль»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ

 

Практические работы:

Практическая работа № 1 «Коллекция тканей»

Практическая работа № 2 «Таблица: стоимость завтрака»

Практическая работа № 3 «Человек и земля»

Практическая работа № 4 «Мягкая игрушка»

Практическая работа № 5 «Человек и вода»

Практическая работа № 6 «Тест: условные обозначения техники оригами»

Практическая работа № 7 «Человек и воздух»

 

 

Проекты:

Проект «Детская площадка»

Проект «Океанариум»

Проект «Готовим спектакль»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих резуль­татов.

Личностные результаты

1.   Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российс­кий народ и историю России.

2.   Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.   Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.   Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие моти­вов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5.   Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступ­ки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6.   Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7.   Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в раз­ных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

8.   Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

 

 

Метапредметные результаты

1.   Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.

2.   Освоение способов решения проблем творческого и поискового харак­тера.

3.   Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учеб­ные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реали­зации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4.   Использование знаково-символических средств представления инфор­мации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем реше­ния учебных и практических задач.

5.   Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, об­работки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью кла­виатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величи­ны и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и вы­ступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

6.  Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое вы­сказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

7.  Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обоб­щения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к из­вестным понятиям.

8.  Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возмож­ность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку собы­тий.

9.  Овладение базовыми предметными и межпредметны.ми понятиями, от­ражающими существенные связи и отношения между объектами и процес­сами.

 

 

Предметные результаты

К концу учебного года учащиеся первого класса должны знать и научиться:

ü название материалов, ручных инструментов и приспособлений, их значение, правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда;

ü условные обозначения, применяемые при обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;

ü правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;

ü способы и приёмы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные растительные материалы).

ü организовать своё рабочее место;

ü пользоваться ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иглой;

ü составлять композицию с учётом замысла;

ü решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, глины, природных материалов;

ü выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани – с помощью выкройки;

ü конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

ü применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;

ü конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

ü выполнять стежки швами «вперёд иголку» и «за иголку»;

ü конструировать из природных материалов на основе приёмов скручивания, скрепления, нанизывания;

ü пользоваться простейшими приёмами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность.

 

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

• проговаривать последовательность действий на уроке;

• учиться работать по предложенному учителем плану;

• учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

• учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

 

Познавательные универсальные учебные действия:

• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

• делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении);

• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

•  преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

 

 

 

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

· уметь донести свою позицию до собеседника;

· уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);

· уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках технология и следовать им;

· учиться согласованно работать в группе:

            а) учиться планировать работу в группе;

            б) учиться распределять работу между участниками проекта;

            в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

            г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Особое внимание уделяется оценке деятельности учащихся на уроке. По своему характеру деятельность учащихся на уроке двусторонняя, она включает творческую мыслительную деятельность и практическую часть по реализации замысла.

Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям:

- качество выполнения отдельных приемов, операций и работы в целом;

- степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или творческая);

- творческий поиск.

 

 

«5» - самостоятельно спланировал предстоящую деятельность, качественно и аккуратно выполнил работу в соответствии с инструкционной картой, проконтролировал результат своей деятельности, внес необходимые поправки и творческие находки

 

«4» - самостоятельно спланировал предстоящую деятельность, выполнил работу с небольшой помощью учителя, руководствуясь инструкционной картой, внес незначительные изменения. Работа выполнена качественно, но есть 1-2 замечания по аккуратности выполнения.

 

«3» - частично осознал цель работы и выполнил ее, не планируя предстоящей деятельности; не смог самостоятельно воспользоваться инструкционной картой, в ходе выполнения привлекались помощники. Работа выполнена с нарушением инструкционной карты, неаккуратно. К качеству работы есть 2-3 замечания.

 

«2» - не смог осознать предстоящую деятельность, применить изучаемые приемы и операции выполнения работы, воспользоваться инструкционной картой и помощью учителя. Работа небрежная, не соответствует образцу или не выполнена вообще.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНОЕ  И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Для учащихся:

1. Роговцева Н.И. Технология. 3 класс : учебник для общеобразоват. учреждений с прил.на электрон. носителе / Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В.Добромыслова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, из-во «Просвещение». – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2013, - 143 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива). –ISBN 978-5-09-029977-0

Для учителя:

1. Роговцева Н.И. Технология. 3 класс : учебник для общеобразоват. учреждений с прил.на электрон. носителе / Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В.Добромыслова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, из-во «Просвещение». – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2013, - 143 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива). –ISBN 978-5-09-029977-0

2. Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В.Шипилова Рабочая тетрадь по технологии. 3 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений– М.: Просвещение, 2013, - 80 с.: ил. (Академический школьный учебник) (Перспектива). –ISBN 978-5-09-030305-7

 3. Т.Н.Проснякова рабочая тетрадь «Бумажное волшебство» по технологии. 3 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2012. – 64 с.: ил. – ISBN 978-5-9507-1444-3 (Издательство «Учебная литература»). – ISBN 978-5-393-00667-9 (Издательский дом «Фёдоров»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Условные обозначения: МП –мультимедийная презентация

                                            ЭОР-электронные образовательные ресурсы

                                            ФХ-фонохрестоматия

                                            ИД-интерактивная доска

 

№ п/п

Содержание

(раздел, тема урока)

Кол-во часов

Сроки проведения

Наглядно-техническое оснащение урока

Примечание

план

факт

Вводный урок. Здравствуй, дорогой друг!

1 ч.

Человек и земля.

21 ч.

2

Архитектура.

Изделие «Дом» (модель из бумаги)

1

 

 

 

 

3

Городские постройки.

Изделие «Телебашня»  (модель из проволоки)

1

 

 

 

 

4

Парк.

Изделие «Городской парк» (макет из разных материалов)

1

 

 

 

 

5

6

Проект «Детская площадка» Изделия «Качалка. Песочница. Качели.» (объёмная модель из бумаги)

2

 

 

 

 

7

8

Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани.

Изделие «Строчка стежков. Украшение фартука»

Практическая работа № 1 «Коллекция тканей»

2

 

 

 

 

9

Изготовление тканей.

Изделие «Гобелен» (работа с тканью)

1

 

 

 

 

10

Вязание.

Изделие «Воздушные петли» (крючок, работа с пряжей)

1

 

 

 

 

11

Одежда для карнавала.

Изделия «Кавалер. Дама» (работа с тканью)

1

 

 

 

 

12

Бисероплетение.

Изделия «Браслетик. Цветочки»

Практическая работа № 2 «Кроссворд: ателье мод»

1

 

 

 

 

13

Кафе.

Изделие «Весы» (работа с бумагой)

Практическая работа № 3

«Тест: кухонные принадлежности»

1

 

 

 

 

14

Фруктовый завтрак.

Изделие «Солнышко в тарелке»

Практическая работа № 4

«Таблица: стоимость завтрака»

1

 

 

 

 

15

Изделие «Колпачок-цыплёнок»

 (работа с тканью)

1

 

 

 

 

16

Изделие «Бутерброды» (работа с продуктами питания)

1

 

 

 

 

17

Изделие «Салфетница» (способы складывания салфеток)

1

 

 

 

 

18

Магазин подарков.

Изделие «Брелок» (тестопластика)

1

 

 

 

 

19

Изделие «Золотистая соломка» (аппликация из соломки)

1

 

 

 

 

20

Изделие «Упаковка подарков» (работа с бумагой и картоном)

1

 

 

 

 

21

Автомастерская.

Изделие «Фургон мороженое» (работа с картоном)

1

 

 

 

 

22

Грузовик

Изделие «Автомобиль» (работа с конструктором)

Практическая работа № 5

«Человек и земля»

1

 

 

 

 

Человек и вода.

4 ч.

23

Мосты.

Изделие «Модель моста» (работа с картоном, проволокой и др.)

1

 

 

 

 

24

Водный транспорт.

Изделия «Яхта. Баржа» (работа с конструктором и бумагой)

1

 

 

 

 

25

Проект «Океанариум»

Изделие «Осьминоги и рыбки» Практическая работа № 6

«Мягкая игрушка» (работа с тканью)

1

 

 

 

 

26

Фонтаны.

Изделие «Фонтан» (объёмная модель из пластичных материалов)

Практическая работа № 7 «Человек и вода»

1

 

 

 

 

Человек и воздух.

3 ч.

27

Зоопарк.

Изделие «Птицы» (работа с бумагой)

Практическая работа № 8 «Тест: условные обозначения техники оригами»

1

 

 

 

 

28

Вертолётная площадка.

Изделие «Вертолёт» (работа с конструктором)

1

 

 

 

 

29

Воздушный шар.

Изделие «Клоун» (папье-маше)

Практическая работа № 9

«Человек и воздух»

1

 

 

 

 

Человек и информация.

5 ч.

30

Переплётная мастерская.

Изделие «Переплётные работы» (работа с разным материалом)

1

 

 

 

 

31

Почта.

Изделие «Заполняем бланк» (бумажные бланки)

1

 

 

 

 

32

33

Изделие «Кукольный театр»

Проект «Готовим спектакль» (работа с тканью)

2

 

 

 

 

34

Изделие «Афиша» (работа на компьютере)

1

 

 

 

 

 

Резерв

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

34 ч.

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также