Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №20 имени В.В. Грушина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Василек»
Программа туристско-краеведческого направления в воспитании старших дошкольников Авторы программы: команда сетевого краеведения СП «Детский сад «Василек»: Померанцева ЕЛ, Васильева ОВ, Репринцева ЕИ, Матюк ЕВ
г. Новокуйбышевск 2015
|
Пояснительная записка
Интересы детей старшего дошкольного возраста в области познавательной и практической деятельности, чрезвычайно разнообразны и многосторонни. Значительно расширить кругозор детей и дать ответ на многие возникающие у них вопросы позволяет деятельность краеведческого кружка.
Туристско-краеведческая деятельность - это сложный вид педагогической работы. Туризм и краеведение - части единого целого. Туризм без краеведения не интересен, краеведение без знаний основ туристской техники невозможно. Если в походах и экскурсиях не ведётся краеведческая работа, то туризм теряет своё воспитательное значение и даже может стать отрицательным фактором, влияющим на развитие личности ребёнка. Дошкольное краеведение основано на ситуации поиска, на активном действии воспитанника. В формах, методах и приёмах организации краеведческой работы заложены большие возможности развития у детей способностей, содействуют активному усвоению знаний, выработке умений и навыков в решении практических задач. Кроме того, туристские походы и путешествия - это школа бережного отношения к природе, это основа экологического воспитания.
Данная методическая разработка туристско-краеведческого кружка направлена на воспитание у детей любви к родному краю, воспитание нравственных и духовных качеств личности. Учитывая разносторонние интересы детей и многообразие окружающего мира, в содержание включены вопросы по природе, истории, этнографии, археологии, литературе своего края, потому что свой родной край необходимо изучать комплексно.
Изучение природы, истории родной земли, ее трудовых, боевых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитание у детей дошкольного возраста патриотизма, чувства любви к большой и малой Родине. Правильно организованная краеведческая работа поможет воспитать у детей наблюдательность, умение ориентироваться на местности, пробудить интерес к окружающей природе и общественной деятельности, развить пытливость ума, расширить кругозор, привить навыки практической деятельности, закалить здоровье, укрепить чувства товарищества и дружбы.
Работа будет более эффективной, если за основу принять метод проектного обучения. Он включает следующие этапы: 1) постановка целей и задач; 2) планирование работы; 3) реализация проекта; 4) подведение итогов и презентация; 5) оценка (рефлексия осуществленной деятельности). Основной принцип проектного метода – предоставлять группам возможность работать как можно больше самостоятельно.
Учитывая потребности детей в игре, занятия проводятся в занимательной форме. Кроме того, необходимо проводить экскурсии, просмотр видеофильмов, оформление выставок, беседы, чтение книг, конкурсы, игры.
Цель: Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи:
1. Учитывая возрастные особенности, дать знания об окружающем мире, природе родной местности, истории, культурных традициях своего народа и других народов нашей страны.
2. Обучать простейшим приёмам наблюдения за природой, формировать умения и навыки обработки результатов наблюдений, прививать практические навыки.
3. Воспитывать любовь к Родине, к своему краю, бережное отношение к природе.
4. Воспитывать эстетические вкусы на основе культурных традиций, обычаев, обрядов народов своего края.
5. Помочь дошкольникам освоить культурные, духовные, трудовые традиции своего народа, осознать глубинные связи поколений.
6. Развивать творческие задатки, потребность общения с природой, развивать интеллект детей.
7. Содействовать правильному физическому развитию, укреплению здоровья.
8. Помочь освоить элементарные навыки туристской техники, умению ориентироваться, выживать в условиях походной жизни.
Содержание программы клуба «Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой!»
1. Растения родного края. Растения луга, леса, водоёмов. Что нам даёт лес. Лекарственные растения. Растения, которые надо охранять. Съедобные и несъедобные грибы. Практические занятия. Экскурсии в лес, луг, водоём. Сбор гербария, осенних листьев, ягод, плодов. Посадка цветов, кустарников.
2. Животные родного края. Животные луга, леса, водоёма. Редкие животные своего края Жизнь насекомых. Жизнь птиц. Влияние времени года на жизнь животных. Практические занятия. Экскурсии в природу. Наблюдения за жизнью животных.
3. Формы поверхности родного края. Горы, равнины. Как разрушаются горы. Овраги, балки, вершины, хребты. Практические занятия. Целевой поход. Наблюдения, зарисовки.
4. Горные породы, полезные ископаемые. Знакомство с группами горных пород: осадочными, магматическими, метаморфическими. Полезные ископаемые. Практические занятия. Работа с образцами горных пород и минералов. Экскурсия в краеведческий музей.
5. Воды своего края. Знакомство с основными реками, озёрами, водохранилищами, прудами своей местности. Значение рек, водоёмов в жизни людей. Практические занятия. Экскурсии на водоёмы, наблюдение за расходом воды, определение скорости течения. Описание водоёма.
6. Ориентирование на местности. Карта. Компас, устройство компаса. Стороны горизонта. Ориентирование на местности с картой и компасом. Условные знаки карт. Знакомство с картой своего края. Практические занятия. Определение сторон горизонта по компасу и местным признакам. Игры на местности с элементами ориентирования.
7. Охрана природы. Необходимость охраны природы. Правила поведения в природе. Практические занятия. Посадка растений, изготовление кормушек, скворечников, уборка мусора.
8. Прошлое своего края. Моя родословная, история моей семьи. Знакомство с историей своего посёлка, города. Памятники истории. Чтение книг по истории своего края.
9. Народы своего края. Знакомство с национальностями, проживающими в своей местности, знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами. Фольклор. Практические занятия. Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен, танцев, частушек.
10. Искусство. Культура. Знакомство с художниками, композиторами, писателями, поэтами своего края. Практические занятия. Посещение выставок, встречи, чтение произведений, посещение концертов. Конкурс рисунков "Наш край".
11. Туризм. Техника безопасности в походе. Личное и групповое снаряжение. Правила преодоления возможных препятствий. Туристские узлы. Разные виды костров. Участие в туристских мероприятиях. Целевые (однодневные и многодневные – с семьей) походы.
Календарно-тематическое планирование.
№ |
Содержание материала |
Формы работы |
Кол-во час |
сроки изучения. |
1 |
Что такое краеведение. |
Вводное занятие |
1 |
|
2 |
Поверхность России. |
Реки, озера, моря на карте России Игра-путешествие |
1 |
Январь |
3 |
Практическая работа с географическими картами |
Практическая работа с географическими картами |
2 |
|
4 |
Города и села на карте Самарской области. |
Практическое занятие |
1 |
Февраль |
5 |
Символика (герб, флаг, гимн) районов Самарской области, города Новокуйбышевска
|
Викторина |
1
1 |
|
6 |
История нашего края |
Беседа |
1 |
|
7 |
Укладка рюкзака |
Практическое занятие |
1 |
|
8 |
Обучение ориентированию на местности. Знакомство с компасом. |
Практическая работа |
1 |
Март
|
9. |
Город, в котором мы живем (История образования города)
Экскурсия по улицам нашего города |
Теоретическое занятие |
1
1 |
|
10 |
Посещение храма преподобного Серафима Саровского |
Экскурсия |
1 |
Апрель |
11 |
Растительный мир нашей области Почва- что это такое? |
Занятие в игровой форме Опыты-эксперименты |
1 1 |
|
12 |
Животный мир нашей области |
Занятие в игровой форме |
1 |
|
13 |
Проведение инструктажа по поведению и технике безопасности в походе |
Практические занятия |
2 |
Май
|
14 |
Иллюстрированный рассказ о парках г.Новокуйбышевска |
Беседа. Показ слайдов |
1
|
|
15 |
Туристическое снаряжение. Установка палатки. Виды костров. Укладка |
Практические занятия |
2
|
|
16 |
Организация целевого похода к озеру в парке «Победы» |
Практические занятия |
|
Июнь
|
17 |
Проведение инструктажа по поведению и технике безопасности в походе. |
Практическое занятие |
1
|
|
18 |
Целевой поход в парк «Победы» |
поход |
|
|
19 |
Природные ресурсы области. Обозначение полезных ископаемых на карте. |
Практическое занятие |
1
|
Июль |
20 |
Экология родного края |
Теоретическое занятие |
1 |
|
21 |
Видео отчет о походах |
Теоретическое занятие |
1 |
Август |
22 |
Экскурсия в краеведческий музей г.Новокуйбышевска |
поход |
|
Сентябрь |
23 |
Экскурсия по улице Егорова |
экскурсия |
1 |
|
24 |
Работа с картой-планом квартала |
Практическое занятие |
1 |
Сентябрь |
25 |
Карта нашего города. |
Теоретическое занятие |
1 |
|
26 |
Рисунок карты квартала |
Практическое занятие |
1 |
|
27 |
Конкурс рисунков «Мой город» |
Выставка |
1 |
|
28 |
Знакомство с историей Земли Самарской в древности и до наших времен. |
Игра -путешествие. |
1 |
Октябрь |
29 |
Православные традиции нашего народа. |
Теоретическое занятие |
1 |
|
30 |
Посещение святого источника |
экскурсия |
1 |
|
31 |
Полезные ископаемые нашей области |
Теоретическое занятие |
1 |
|
32 |
Экскурсия в библиотеку |
экскурсия |
|
Ноябрь |
33 |
Экскурсия к памятникам боевой славы Сбор материалов «Наша Победа» |
экскурсия |
1 |
|
34 |
«Город, в котором я живу» |
Викторина |
1 |
|
35 |
«Я живу в Новокуйбышевске» |
Показ слайдов |
1 |
Декабрь |
36 |
«Мой край родной!» |
Итоговое занятие. Показ слайдов. |
|
|
Ожидаемые результаты.
1. У старших дошкольников сформированы простейшие умения и навыки наблюдения за природой, обработки результатов наблюдений.
2. Созданы условия для освоения дошкольниками культурных, духовных, трудовых традиции своего народа, осознания связей поколений.
3. Усовершенствованы творческие задатки, потребность общения с природой и развития интеллекта воспитанников.
4. У старших дошкольников приобретен опыт в освоении элементарных навыков туризма, умению ориентироваться, выживать в условиях походной жизни.
5.Созданы условия для правильного физического развития и становления ценностей здорового образа жизни, овладения его элементарными нормами и правилами.
6. Сформированы основные навыки безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Методические рекомендации.
Учитывая комплексный характер выбранного направления, всю работу можно разделить на блоки.
1. Теоретические занятия.
Учебное занятие может проходить по-разному, в зависимости от возраста, содержания обучения, объема учебного времени, характера деятельности. Наиболее распространенные формы работы - это: беседы, лекции, конференции, работа с источниками литературы, экскурсии в музей, посещение предприятий, встречи с интересными людьми.
2. Практические занятия.
Это обучение работы с приборами, туристским снаряжением, картами. Это объяснение, демонстрация, тренировка. Практические занятия лучше проводить на природе.
3. Исследовательская и поисковая работа.
Уже на первом году обучения воспитанники ведут наблюдения за погодой, фенологические изменения в природе, с отметкой в календаре погоды. Затем воспитанники клуба обучаются комплексному изучению исследуемого района, приобретают навыки археологического поиска, работы в архивах, в музеях, сбора материала в беседах с местным населением.
4. Оформление результатов краеведческой работы.
Целью исследовательской работы является открытие новых сведений по краеведению и оформление их. Фото, видео отчеты, выставки рисунков и т. д.
5. Целевые походы, экскурсии.
Это наиболее сложный вид работы, который требует тщательной подготовки. Здесь на первое место должны быть поставлены вопросы по технике безопасности. Изучается район путешествия, прокладывается маршрут, намечаются объекты краеведческого исследования, распределяются обязанности среди участников, готовится необходимое снаряжение.
6. Общественно-полезная краеведческая работа.
Посадка зеленых насаждений, уборка территорий от мусора, изготовление скворечников, кормушек, охрана памятников природы, истории и культуры, работа в краеведческом музее, просветительская деятельность и другие виды работы.
7. Работа с родителями
Совместно с родителями и педагогами целевой поход в парк «Дубки».
Оформление семейного дерева жизни (родословная),
Создание альбома «Моя семья, мой город родной»
Подборка материала «Улицы нашего города»
Сбор информации «Кто такие «Почетные люди города»
Совместные походы – экскурсии по городу.
Совместное оформление цветников «Цвети наш город - расцветай»
Конкурс «Мои семейные традиции»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.