Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения
Омской области «Сибирский профессиональный колледж» в селе Сосновское
ПРОГРАММА УЧЕБНОго предмета
Экономика
базовая (углубленная) подготовка
(социально- экономический профиль)
Группа СК-108
2020
Одобрена цикловой методической комиссией естественнонаучных дисциплин
протокол № ____ от «___» ______ 202__ г. |
|
Программа учебного предмета разработана на основе ФГОС СОО с учетом примерной программы учебной дисциплины Экономика для профессий и специальностей СПО, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» и Примерной ОПОП среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 г. №2/16-з)
|
Председатель ЦМК
____________Н.А.Андрусенко
|
|
Заведующий учебной частью _______________ Н.Б. Троян
|
Методист ___________ Фоменко Е.А.
Организация-разработчик: ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС
Разработчик: Опаец Е.В., преподаватель ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС
Рекомендована учебно-методическим советом ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС для применения в учебном процессе, протокол №____ от «___» ____________ 201_ г.
© Сибирский профессиональный колледж
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. Пояснительная записка
|
4 |
2. Общая характеристика учебного предмета
|
6 |
3. Место учебного предмета в учебном плане
|
6 |
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
|
7 |
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
|
9 |
6. условия реализации программы учебного предмета
|
16 |
7. Система оценки достижения планируеиых результатов освоения программы учебного предмета
|
18 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательного учебного предмета «Экономика» предназначена для изучения экономики в ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС, реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС СОО, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета «Экономика», с учетом Примерной ООП среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 г. №2/16-з) и примерной программы учебного предмета «Экономика» для профессий и специальностей СПО, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования».
Содержание программы «Экономика» направлено на достижение следующих целей:
• освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
• развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решения при ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия для себя, окружения и общества в целом;
• воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности;
• овладение умением находить актуальную экономическую информацию в источниках, включая Интернет; анализ, преобразование и использование экономической информации, решение практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, в том числе в семье;
• овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;
•формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования;
• понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России, умение ориентироваться в текущих экономических событиях.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов планируемых результатов обучения, необходимых для качественного освоения программ подготовки специалистов среднего звена, реализуемых на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (профиль освоения среднего общего образования – социально-экономический).
2. Общая характеристика учебного предмета
«Экономика»
Экономика является фундаментальным общеобразовательным предметом со сложившимся устойчивым содержанием и общими требованиями к подготовке обучающихся.
Общие цели изучения экономики традиционно реализуются в четырех направлениях:
1) общее представление об идеях и методах экономики;
2) интеллектуальное развитие;
3) овладение необходимыми конкретными знаниями и умениями;
4) воспитательное воздействие.
Изучение экономики, учитывающей специфику осваиваемой студентами специальности СПО, обеспечивается:
─ выбором различных подходов к введению основных понятий;
─ формированием системы учебных заданий, обеспечивающих эффективное осуществление выбранных целевых установок;
─ обогащением спектра стилей учебной деятельности за счет согласования с ведущими деятельностными характеристиками выбранной специальности.
Особое внимание при изучении учебной дисциплины уделяется:
1 формированию у обучающихся современного экономического мышления, потребности в экономических знаниях;
2 овладению умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
3 воспитанию уважения к труду и предпринимательской деятельности;
4 формированию готовности использовать приобретенные знания в последующей трудовой деятельности.
Изучение общеобразовательного учебного предмета «Экономика» завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
3.1Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета
Освоение содержания учебного предмета«Экономика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов личностных:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру;
- способность ставить цели и строить жизненные планы;
- способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
Планируемые метапредметные результаты освоения учебного предмета
Студент научится:
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
1. Умение самостоятельно определятьцели деятельностии составлять планы деятельности; 2. самостоятельно осуществлять , контролировать и корректировать деятельность; 3. использовать возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; 4. выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 5. умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 6. умение самостоятельно оценивать и принимать решения. Определяющие стратегию поведения. с учетом гражданских и нравственных ценностей.
|
1. владение навыками познавательной. Учебно- исследовательской и проектной деятельности, навыками решения проблем; 2. способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 3.готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 4. владение языковыми средствами – умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 5. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
|
1.умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессае совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 2.умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее- ИКТ) в решении когнитивных. Коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики. Техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
|
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета предметных:
Базовый уровень:
1)
сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как
пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов,
семей, отдельных предприятий и государства;
2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
3) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
4) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
5) сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
7) способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
8) понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.
Углубленный уровень:
"Экономика" (углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения углубленного курса экономики должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
1) сформированность представлений об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; особенностях ее методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки;
2) владение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
3) владение приемами работы со статистической, фактической и аналитической экономической информацией; умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;
4) умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;
5) сформированность системы знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе, динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной деятельности |
Объем часов |
||
Всего |
1сем. |
2 сем. |
|
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
144 |
72 |
72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего), в том числе: |
144 |
72 |
72 |
теоретические занятия |
92 |
48 |
44 |
практические занятия |
40 |
20 |
20 |
контрольные работы |
- |
- |
- |
курсовая работа (проект) |
- |
- |
- |
консультации |
6 |
4 |
2 |
самостоятельная работа студента |
- |
- |
- |
Промежуточная аттестация |
6 |
- |
6 |
Итоговая аттестация в форме |
- |
ДФК |
Экзамен |
5.2. Тематический план и содержание учебного предмета
Наименование разделов и тем программы |
Тема занятия, содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) |
Кол-во часов |
Формирование планируемых результатов обучения (У1, З1) |
|||
Теория |
ЛПЗ |
Конс. |
СРС |
|
||
1 семестр |
||||||
Раздел 1. Экономика и экономическая наука |
|
|
|
|
|
|
1.1 Тема программы Потребности человека и ограниченность ресурсов |
Тема занятия. Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство.. |
2-2 |
|
|
|
Формулирование основных экономических понятий «потребности человека» и «ограниченность ресурсов». Характеристика потребностей человека, рынков труда, капиталов и ресурсов Изучение понятия «собственность», виды собственности в различных странах. Изучение форм: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигархии |
Практическое занятие № 1Построение «Пирамиды потребностей» |
|
2-4 |
|
|
||
Тема занятияОграниченность экономических ресурсов — главная проблема экономики. Границы производственных возможностей. |
2-6 |
|
|
|
||
Тема занятия Факторы производства. Прибыль и рентабельность. Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. |
2-8 |
|
|
|
||
Тема занятия Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Произведение расчета прибыли, понимание методов анализа прибыли, рентабельности (продукции, капитала и др.) |
2-10 |
|
|
|
||
Практическое занятие № 2 «Расчет чистой прибыли предприятия». |
|
2-12 |
|
|
||
Тема занятияОбоснование значения предпринимательства и финансово хозяйственной деятельности. Умение отличать предпринимательскую деятельность от коммерческой. |
2-14 |
|
|
|
||
Тема занятияРентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процента. Основные теории происхождения процента. |
2-16 |
|
|
|
||
Практическая работа №3.Определение места и роли знаний по экономике в жизни общества |
|
2-18 |
|
|
||
Практическая работа №4Определение типов экономических систем |
|
2-20 |
|
|
||
Тема занятия Выбор и альтернативная стоимость. Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты. |
2-22 |
|
|
|
||
Тема занятия Собственность и конкуренция. Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. |
2-24 |
|
|
|
||
Тема занятия Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства |
2-26 |
|
|
|
||
Практическая работа №5Определение методов анализа прибыли |
|
2-28 |
|
|
||
Тема занятияЭкономическая свобода. Значение специализации и обмена.Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка. Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена. |
2-30 |
|
|
|
||
1.2 Тема программы Семейный бюджет |
Тема занятия. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. |
2-32 |
|
|
|
Изучение семейного бюджета, групп денежных доходов семьи, влияния семейного бюджета на этические нормы и нравственные ценности отдельных людей |
Практическая работа №6Определение безработицы и ее экономическое влияние на семью. |
|
2-34 |
|
|
||
Практическая работа №7Расчет семейного бюджета |
|
2-36 |
|
|
||
Тема занятияРеальная и номинальная заработная плата, реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование |
2-38 |
|
|
|
||
Практическая работа №8 Расчет инфляции и ее последствия для семейного бюджета |
|
2-40 |
|
|
||
1.3 Тема программы Товар и его стоимость |
Тема занятия Понятие стоимости товара. Соотношение полезности и стоимости товаров. Понятие цены. Понятие стоимости товара
|
2-42 |
|
|
|
Изучение понятия стоимости товара в теории трудовой стоимости, предельной полезности, соотношения предельной полезности и издержек производства |
Тема занятияПотребительские предпочтения.Функция полезности потребления. Объективная и субъективная полезность
|
2-44 |
|
|
|
||
Практическая работа №9 Определение цены и стоимости товара |
|
2-46 |
|
|
||
Консультация |
|
|
2-2 |
|
|
|
Раздел 2 Рыночная экономика |
|
|
|
|
|
|
2.1 Тема программы Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры
|
Тема занятияКруговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса |
2-48 |
|
|
|
Изучение определения предприятия и их классификации. Раскрытие понятия «организационное. Формулировка цели составления маршрутной технологической карты. Изучение понятий: «производственный цикл», «поточное производство»; «единичный метод организации производства»; «ремонты»; «инструментальное и транспортное хозяйство» Изучение структуры производственных расходов: прямых и косвенных. Изучение состава и содержания бюджета затрат коммерческого предприятия |
Тема занятияЗакон предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. |
2-50 |
|
|
|
||
Тема занятияЭластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночные структуры. |
2-52 |
|
|
|
||
Тема занятия Экономика предприятия: цели, организационные формы.Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. |
2-54 |
|
|
|
||
Тема занятияВиды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий |
2-56 |
|
|
|
||
Тема занятия Организация производства. Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. |
2-58 |
|
|
|
||
Тема занятияПроизводственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства |
2-60 |
|
|
|
||
Тема занятияОсновной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства. |
2-62 |
|
|
|
||
Тема занятияПроизводственная функция. Материально-технические и социально экономические факторы. Нормирование труда. Характеристика производительности труда .Показатели уровня производительности труда. |
2-64 |
|
|
|
||
Тема занятия Производственные затраты. Бюджет затрат. Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство |
2-66 |
|
|
|
||
Консультация |
|
|
2-4 |
|
||
Практическая работа №10 Определение понятия предприятия и его роль в рыночной экономикеДФК |
68 |
20 |
|
|
Наименование разделов и тем программы |
Тема занятия, содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) |
Кол-во часов |
Формирование планируемых результатов обучения (У1, З1) |
|||
Теория |
ЛПЗ |
Конс. |
СРС |
|
||
|
2 семестр |
|
|
|
|
|
Раздел 3 Труд и заработная плата |
|
|
|
|
|
|
3.1 Тема программы Труд и заработная плата |
Тема занятия Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда. Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. |
2-2 |
|
|
|
Изучение понятия рынка труда. Изучение факторов формирования рынка труда: заработной платы, престижа профессии и удовлетворения, тяжести и сложности труда, потребности в свободном времени.
|
Тема занятия Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата |
2-4 |
|
|
|
||
Тема занятия Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда |
2-6 |
|
|
|
||
Практическая работа №10Расчетзаработной платы |
|
2-8 |
|
|
||
Тема занятия Безработица. Политика государства в области занятости. Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. |
2-10 |
|
|
|
||
Тема занятия Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. |
2-12 |
|
|
|
||
Практическая работа №11«Определение заработной платы и рынка труда» |
|
2-14 |
|
|
||
Тема занятия Наемный труд и профессиональные союзы. Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. |
2-16 |
|
|
|
||
Тема занятия Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов |
2-18 |
|
|
|
||
Практическое занятие № 3 «Составление коллективного договора» |
|
2-20 |
|
|
||
Практическая работа №4Определение основных способов купли- продажи рабочей силы. «Рынок труда» |
|
2-22 |
|
|
||
Раздел 4 Государство, экономика. Деньги и банки. |
|
|
|
|
|
|
4.1 Тема программы Деньги и их роль в экономике. |
Тема занятия Роль денег в экономике. Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. |
2-24 |
|
|
|
Изучение определения денег: как ценности; эталона обмена; натуральных и символических; мер стоимости. Характеристика роли денег, связи денег и масштаба цен, мировых денег. Изучение видов денег. Характеристика структуры банковской системы РФ, деятельности банков и их роли в экономике страны. Изучение основных банковских операций и сделок, исключительной роли Центрального банка РФ, его задач и функций Расчет изменения силы инфляционных процессов. Характеристика видов инфляций |
Тема занятия Банковская система Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение Центрального банка (ЦБ) РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики |
2-26 |
|
|
|
||
Тема занятия Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения |
2-28 |
|
|
|
||
Практическая работа №5Определение происхождения денег: монет, бумажных и символических денег. |
|
2-30 |
|
|
||
Практическая работа №6Определение экономического понятия функции денег |
|
2-32 |
|
|
||
Тема занятия Инфляция и ее социальные последствия. Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер. |
2-34 |
|
|
|
||
Тема занятия Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок. Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. |
2-36 |
|
|
|
||
Тема занятия Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России. |
2-38 |
|
|
|
||
Практическая работа №7Определение особенностей экономического обращения ценных бумаг: документарных и бездокументарных. |
|
2-40 |
|
|
||
3.2 Тема программы Роль государства в развитии экономики
|
Тема занятия. Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них. |
2-42 |
|
|
|
Изучение методов государственного регулирования экономики Изучение основных этапов возникновения налоговой системы в мире. Раскрытие становления налоговой системы в России. Изучение функций и видов налогов |
Тема занятия. Налоги и налогообложение Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов |
2-44 |
|
|
|
||
Практическая работа №8 Определение отличительных черт развития налоговой системы в России. |
|
2-46 |
|
|
||
Тема занятия Государственный бюджет. Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. |
2-48 |
|
|
|
||
Тема занятия Дефицит и профицит бюджета. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура. |
2-50 |
|
|
|
||
Тема занятия Показатели экономического ростаПонятие валового внутреннего продукта (ВВП). Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. |
2-52 |
|
|
|
||
Тема занятия. Экономические циклы. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста. |
2-54 |
|
|
|
||
3.3 Тема программы Международная экономика |
Тема занятия Международная торговля — индикатор интеграции |
2-56 |
|
|
|
Изучение понятия
«международная торговля», факторов; |
Практическая работа №9Различие особенностей международной торговли. |
|
2-58 |
|
|
||
Тема занятияВалюта.Понятие валюты. Валютный курс и его харатеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. |
2-60 |
|
|
|
||
Тема занятия Особенности современной экономики России. |
2-62 |
|
|
|
||
Практическая работа №10Раскрытие понятий: «штрафы», «санкции», «возмещение ущерба». |
|
2-64 |
|
|
||
Консультация |
|
|
2-2 |
|
|
|
Промежуточная аттестация (экзамен) |
6 |
|
|
|
|
|
Всего за 2 семестр |
44
|
20 |
2 |
|
|
6. условия реализации программы учебного предмета
6.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оснащение кабинета
Оборудование |
Технические средства обучения |
Программное обеспечение |
посадочные места по количеству обучающихся; |
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.); |
|
рабочее место преподавателя.
|
информационно-коммуникативные средства |
|
|
экранно-звуковые пособия |
|
|
библиотечный фонд |
|
6.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного предмета УПВ.03«Экономика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
1Липсиц, И. В. Экономика [Текст]: учебник / И. В. Липсиц. - 5-е изд., перераб. - М.: Омега-Л, 2016. - 607 с.
2. Макконнел, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика [Текст]: учебник: пер. с англ / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю, Ш. М. Флинн. - 18-е изд. - М : ИНФРА-М, 2017. - 1010 с.
3. Экономическая теория [Текст]: учеб. для вузов / ред. А. И. Архипов, С. С. Ильин. - М.: ТК Велби : Проспект, 2016. - 608 с.
Дополнительные источники: энциклопедиями, справочниками, словарями, научной и научно-популярной литературой и другой по разным вопросам экономики.
1. Абакумова, О.Г. Макроэкономика. [Электронный ресурс]: конспект лекций./ О. Г. Абакумова. - М.: А-Приор, 2019. – 160 с. - Режим доступа:
2. Борисов, Е.Ф. Экономика. [Электронный ресурс]: учебник и практикум. / Е. Ф. Борисов. – М.: Юрайт, 2018. – 596 с. :
3. Войтов, А.Г. Экономика. Общий курс (фундаментальная теория экономики) [Электронный ресурс]: учебник. / А. Г. Войтов. – М.: Дашков и К, 2018. – 610 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=977
4. Гребенников, П.И. Макроэкономика. [Электронный ресурс]: учебник для
вузов. / П. И. Гребенников, А.И. Леусский, Л.С. Тарасевич. – М.: Юрайт, 2016. – 686 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1650
5. Елисеев, А.С. Экономика [Электронный ресурс]: Бизнес-курс МВА. / А. С. Елисеев. – М.: Дашков и К, 2018. – 498 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=951
6. Капканщиков, С. Г. Государственное регулирование экономики [Текст] : учеб. пособие / С. Г. Капканщиков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. :КноРус, 2019. - 448 с.
7. Макроэкономика: Уч. пос. / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. – М.: ДиС, 2019. – 208 с.
8. Микроэкономика: курс интенсивной подготовки / под ред. И.В.Новиковой. – 4 изд.. – Мн.: ТетраСистемс, 2019. – 272 с.
9. Микроэкономика: Уч./ Л. Е. Басовский – М.: НИЦ Инфра-М, 2018. – 224 с.
10. Резник, С.Д. Макроэкономика. [Электронный ресурс]: практикум./ С. Д.
Резник, С.Г. Чувакова. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 216 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.phppl1_cid=25&pl1_id=1018
11. Современная экономика [Текст]: учеб. пособие / ред. О. Ю. Мамедов. - М. КноРус, 2017.-320 с.
7. Система оценки достижения планируеиых результатов освоения программы учебного предмета
Оценка образовательных достижений, обучающихся осуществляется в рамках внутренней оценки ФБПОУ ОО «СПК», включающей различные оценочные процедуры (входной контроль, текущий и рубежный контроль, процедуры внутреннего мониторинга образовательных достижений, промежуточная аттестация).
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся.
Таблица 1
Базовый уровень |
|
Планируемые предметные результаты
|
Основные показатели оценки результата
|
ПР1. сформированость системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства |
ПР1.1Определяет понятие экономической сферы общества; ПР1.2 Объясняет экономическую деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; ПР 1.3 Выделяет основные функции субъекта экономических отношений |
ПР2. понимание сущности экономических институтов, их роли в социально экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности; |
ПР2.1Называет сущности экономических институтов; ПР 2.2 Выделяет роль экономических институтов в социально- экономическом развитии общества; ПР 2.3 Перечисляет формы и последствия экономических институтов на социально-экономическое развитие общества; ПР 2.4 Перечисляет сферы правовых и имущественных отношений |
ПР3. сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом |
ПР 3.1 Перечисляет виды экономических ресурсов; ПР 3.2 Выявляет ограниченность ресурсов по отношению к потребностям; ПР 3.3 Различает свободное и экономическое благо; ПР 3.4 Принимает рациональные решения в условиях относительной ограниченности ресурсов; |
ПР4. владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения |
ПР 4.1 Выполняет поиск актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; ПР 4.2 Анализирует информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; ПР 4.3 Анализирует несложные синтетические данные, отражающие экономические явления и процессы ПР 4.4 Решает познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические задачи по микроэкономике; |
ПР5. сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
|
ПР 5.1 Разрабатывает и реализовывает проекты путем анализа доходов и расходов семейного бюджета собственной семьи; ПР 5.2 Моделирует результаты решений модельных ситуаций по планированию семейного бюджета собственной семьи; ПР 5.3 Решает прикладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту |
ПР6.умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика) |
ПР6.1 ПР 6.1 Перечисляет факторы, влияющих на производительность труда ; ПР 6.2. Рассчитывает производительность труда; ПР 6.3. Объясняет понятия потребитель, заемщик, акционер, наемный работник, работодатель, налогоплательщик; ПР 6.4 Определяет назначение различных видов налогов; |
ПР7 .способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства |
ПР 7.1 Приводит примеры российских предприятий разных ОПФ; ПР 7.2 Устанавливает различия организационно-правовых форм предпринимательской деятельности; ПР 7.3 Различает факторы, влияющие на рынок труда; ПР 7.4 Различает меры государственной политики по снижению безработицы |
ПР8. понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.
|
ПР 8.1 Приводит примеры глобальных проблем в современных международных экономических отношениях; ПР 8.2 Объясняет назначение международной торговли; ПР 8.3 Приводит примеры глобализации мировой экономики. ПР 8.4. Выделяет сферы применения показателя ВВП; ПР 8.5 Определяет роль России в современной мировой экономике |
Таблица 2
Углубленный уровень |
|
Планируемые предметные результаты
|
Основные показатели оценки результата
|
ПР1сформированность представлений об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; особенностях ее методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки |
ПР1.1
--получаетпредставление об экономической науке ПР1.2 объясняет сущность основных направлений современной экономической науки
|
ПР2. владение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики |
ПР2.1 - дает определения понимания сущности экономических знаний ПР2.2 - показывает сформированность отношения в самостоятельной деятельности ПР2.3- определяет основополагающие методы в области экономики |
ПР3 владение приемами работы со статистической, фактической и аналитической экономической информацией; умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;
|
ПР3.1- формирует экономическое мышление: умения ПР3.2- определяет рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов ПР3.3- принимает ответственность за возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом |
ПР4.умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства; |
ПР4.1- владеет актуальной экономической информацией ПР4.2- обосновывает факты, аргументы и оценочные суждения |
ПР5) сформированность системы знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе, динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России |
ПР5.1- анализирует и использует экономическую информацию для решения практических задач ПР5.2- решает практические задачи;
|
Оценка личностных результатов образовательной деятельности может осуществляться в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Внутренний мониторинг организуется администрацией колледжа и осуществляется классным руководителем преимущественно на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения учебной дисциплины.
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией колледжа в ходе внутреннего мониторинга.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по учебной дисциплине.
Оценка предметных результатов ведется каждым преподавателем в ходе процедур текущего, рубежного контроля и промежуточной аттестации, а также администрацией колледжа в ходе внутреннего мониторинга учебных достижений.
КАРТА РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ ПРЕДМЕТА
УПВ.03 Экономика
1 семестр
№ п/п |
Виды точек рубежного контроля[1] |
Форма отчетности[2] |
1. |
Тест на тему Экономика и экономическая наука «Что такое экономика» |
Письменная работа |
2. |
Тест на темуРыночная экономика взаимодействие спроса и предложения |
Письменная работа |
3. |
Практическая работа №7Расчет семейного бюджета |
Письменная работа |
КАРТА РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ ПРЕДМЕТА
УПВ.03 Экономика
2 семестр
№ п/п |
Виды точек рубежного контроля[3] |
Форма отчетности[4] |
1. |
Практическая работа №2 Заработная плата и рынок труда |
Письменная работа |
2. |
Практическая работа №5 Происхождение денег: монет, бумажных и символических денег. |
Письменная работа |
3. |
Тест на тему. Налоги и налогообложение |
Письменная работа |
Скачано с www.znanio.ru
[1] Указываются виды рубежного контроля (контрольные работы, тесты, проекты, практические или лабораторные работы и т.д.)
[2] Указывается форма отчетности (письменная работа, графическая работа, электронный тест, презентация, отчет, защита проекта и т.д.)
[3] Указываются виды рубежного контроля (контрольные работы, тесты, проекты, практические или лабораторные работы и т.д.)
[4] Указывается форма отчетности (письменная работа, графическая работа, электронный тест, презентация, отчет, защита проекта и т.д.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.