Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области"
Утверждено: Введено в действие:
Педагогическим советом Приказом директора школы
"_____"_____________20___г. от "____"____________20___г. №____
Протокол №___________ _________________
ПРОГРАММА
отдельных учебных предметов.
Учебный предмет
"Музыка"
(уровень начального общего образования)
Разработчик: Шацкая Ю. В.
Содержание
1.Пояснительная записка________________________________________ 3
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса_______ 5
3.Содержание учебного предмета, курса___________________________ 13
4.Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы_____________________________ 16
Разработчики: Усачева Ю.Ю. Кретова О.А. Медведева О.В. Черевякова Л.В. Бенделиани Н.В. Енютина Н.Н.
|
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке (1 – 4) составлена на основе авторской учебной программы «Искусство. Музыка» В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр (УМК «Начальная школа XXI века») и следующих нормативно- правовых документов:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009(редот22.09.11);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации№1576 от 31декабря 2015 г. «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009»;
Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Устава МБОУ «СОШ №2 г. Щигры Курской области», утверждённого приказом директора школы от 17. 08. 22015 г. № 286;
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №2 г. Щигры Курской области»;
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебному предмету, курсу педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённого приказом директора школы от 01. 06 .2016 г.. 08. .№ 138.
Изменения в авторскую программу не внесены.
Цели программы: массовое музыкальное воспитание и образование обучающихся – формирование музыкальной культуры, как части их духовной культуры.
Задачи программы:
· Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.
· Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений; образного мышления и творческой индивидуальности;
· Овладение навыками умениями, навыками, способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация);
· Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти;
· Воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, к своему народу, Родине, уважение к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству;
· Воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;
· Освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре и лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
· Формирование устойчивого интереса к музыке и различным формам ее бытования.
Общая характеристика организации учебного предмета
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.
Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.
Важнейшей особенностью данной программы является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы создаёт условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а также дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Основу программы составляют: русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов: в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю), во 2-4 классах-34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
1-й класс
Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является
формирование следующих умений:
- 1-восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;
- эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;
- положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности;
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями
- уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям.
- начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- принимать учебную задачу;
- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей
− осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;
− адекватно воспринимать предложения учителя.
− принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;
− принимать позицию исполнителя музыкальных произведений;
− воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей.
Познавательные УУД:
− ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик);
− использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи («Музыкальный домик»);
− первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи;
− находить в музыкальном тексте разные части;
− понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;
− читать простое схематическое изображение.
Коммуникативные УУД:
− воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
− учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
− принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках;
− понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);
− контролировать свои действия в коллективной работе
− исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);
− использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
− следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.
Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются
формирование следующих умений:
− воспринимать доступную ему музыку разного эмоционально-образного содержания;
− различать музыку разных жанров: песни, танцы и марши;
− выражать свое отношение к музыкальным произведениям, его героям;
-- воплощать настроение доступных музыкальных произведений в пении;
− отличать русские народные песни и пляски от музыки других народов;
-- вслушиваться в звуки родной природы;
--воплощать образное содержание народного творчества в играх, движениях, импровизациях, пении простых мелодий, играх, импровизациях;
− понимать значение музыкальных сказок, шуток, роль музыки в мультипликации и кино.
− слушать музыкальное произведение, выделяя в нем основное настроение, разные части, выразительные особенности; наблюдать за изменениями темпа, динамики, настроения;
− находить сходство и различие тем и образов, доступных пониманию детей;
− различать темпы, ритмы марша, танца и песни;
− определять куплетную форму в тексте песен;
− различать более короткие и более длинные звуки, различать условные обозначения (форте – пиано и др.).
− исполнять попевки и песни выразительно, соблюдая певческую установку;
− чисто интонировать попевки и песни в доступной тесситуре;
− воспринимать темповые (медленно, умеренно, быстро), динамические (громко, тихо) особенности музыки;
− различать звучание русских народных и элементарных детских музыкальных инструментов
2-й класс
Личностными результатами изучения предметно-методического курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
− эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению
музыкальные произведения;
− образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о
музыкальной культуре родного края, музыкальном символе России (гимн);
-- интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
− первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных произведений;
− этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
- выражение в музыкальном исполнительстве (в том числе импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроения других людей;
− нравственно-эстетических переживаний музыки;
− восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героического характера и ненавязчивой морали русского народного творчества;
− позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
Метапредметными результатами изучения курса в 2-м классе являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
−принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
−планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
−эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
−выполнять действия в устной форме;
−осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности;
−понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
−выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
−выполнять действия в громко речевой (устной) форме.
Познавательные УУД:
− осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых (Музыкальный словарик, задания «Вспомни, что ты знаешь о хороводе»);
− расширять свои представления о музыке (например, обращаясь к разделу «Рассказы о музыкальных инструментах»);
− ориентации в способах решения исполнительской задачи;
− использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в т.ч. карточки ритма;
− читать простое схематическое изображение;
− различать условные обозначения сравнивать разные части музыкального текста;
− соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями;
− осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Выясни у взрослых…»);
- работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
− соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия).
Коммуникативные УУД:
− использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
− исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на т.п.);
− учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
− принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;
− следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности;
− контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения (от каждого в группе зависит общий результат).
− выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;
− следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности;
− понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы о музыке;
− контролировать свои действия в коллективной работе;
Предметными результатами изучения курса в 2-м классе являются
формирование следующих умений:
− эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания, различных жанров;
− различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню-танец, песню-марш, танец, марш; воспринимать их характерные особенности;
− эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям доступного содержания;
− различать жанры народной музыки и основные ее особенности;
− размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о разнообразии чувств, передаваемых в музыке;
− передавать эмоциональное содержание песенного (народного и профессионального) творчества в пении, движении;
− понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение; элементы нотной записи;
− различать певческие голоса и звучание музыкальных инструментов;
− выражать свои эмоции в исполнении; передавать особенности музыки в коллективном музицировании.
− выразительно исполнять попевки и песни, следить за интонированием и соблюдением певческой установки;
− воспринимать темповые, динамические особенности музыки; различать простые ритмические группы;
− сопоставлять музыкальные особенности народной и профессиональной музыки;
− выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера, передавая изменения настроения в разных частях произведения.
3–й класс
Личностными результатами изучения учебно-методического курса в 3-м
классе является формирование следующих умений:
− эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения;
− образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о музыкальной культуре родного края, музыкальном символе России (гимн);
− интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
− первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных произведений;
− этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
− выражение в музыкальном исполнительстве (в том числе импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроения других людей.
− нравственно-эстетических переживаний музыки;
− восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героического характера и ненавязчивой морали русского народного творчества;
− позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
− первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной музыкально-исполнительской деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса в 3-м классе являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
−принимать и сохранять учебную, в том числе музыкально-исполнительскую, задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
−планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
−выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
−выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
−выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
-- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
−понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в том числе проектных и творческих;
−выполнять действия (в устной, письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
−воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.
Познавательные УУД:
− осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
− самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
− передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
− использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
− выбирать способы решения исполнительской задачи;
− соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
−соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями, исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками и нотный
текст
− обобщать учебный материал;
− устанавливать аналогии;
− сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись)
Коммуникативные УУД:
− осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
− самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
− передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
− использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
− выбирать способы решения исполнительской задачи;
− соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
− соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями, исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками и нотный
текст
− проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
--обобщать учебный материал;
--устанавливать аналогии;
Предметными результатами изучения курса в 3-м классе являются
формирование следующих умений:
− эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
− ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
− понимать возможности музыки передавать чувства и мысли человека;
− передавать в различных видах музыкально-творческой деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества
- представлениями о композиторском (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, Й. Гайдн, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Э. Григ, Г.В. Свиридов, С.С. Прокофьев, Р.К. Щедрин и др.) и исполнительском творчестве;
- музыкальными понятиями: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон;
- петь выразительно, с разными динамическими оттенками, с соблюдением основных правил пения; петь с дирижированием (на 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8);
− петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; петь песни в одноголосном и двухголосном изложении;
− различать мелодию и аккомпанемент; передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;
− сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;
− различать язык музыки разных народов мира.
4–й класс
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Музыка» в 4-м
классе является формирование следующих умений:
− эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений и проекция этого содержания в собственных поступках;
− эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;
− любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов;
− учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
− знание основных моральных норм, желание следовать им в повседневной жизни;
− основа для самовыражения в музыкальном творчестве (авторство);
− навыки оценки и самооценки результатов музыкально-исполнительской и творческой деятельности;
− основа для формирования культуры здорового образа жизни и организации культурного досуга.
− способности видеть в людях лучшие качества;
− способности реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания и представления о музыке.
Метапредметными результатами изучения курса в 4-м классе являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
−понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;
−планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно-исполнительскими и учебными задачами;
−различать способ и результат собственных и коллективных действий;
−адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;
−вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки;
−осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;
−выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
−воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения;
−высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства;
−принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках;
Познавательные УУД:
− осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета);
− использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, для решения учебных (музыкально-исполнительских) задач;
− воспринимать и анализировать тексты, в том числе нотные;
− строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи;
− проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
− обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
− устанавливать аналогии;
− представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация проектов).
− соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);
− строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно-музыкальной выразительности;
Коммуникативные УУД:
− выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
− выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми;
− контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;
− продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, в том числе в проектной деятельности;
−задавать вопросы;
− использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера;
− стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей персонажа музыкального произведения.
− участвовать в диалоге, в обсуждении различных явлений жизни и искусства;
− продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
− продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются
формирование следующих умений:
− эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных жанров, включая фрагменты крупных музыкальных жанров;
− эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
− размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
− соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями;
− ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;
− сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки,
− ценить отечественные народные музыкальные традиции, понимая, что музыка разных народов выражает общие для всех людей мысли и чувства;
− воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах, элементах дирижирования и др.).
− соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
− наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
− наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
− общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
− узнавать звучание различных певческих голосов, хоров, музыкальных инструментов и оркестров
− узнавать звучание различных певческих голосов, хоров, музыкальных инструментов и оркестров
− исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.), в том числе петь в одноголосном и двухголосном изложении;
− определять виды музыки, сопоставлять музыкальные об разы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
− оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
− исполнять на элементарных музыкальных инструментах сопровождение к знакомым произведениям.
В процессе изучения музыкального искусства у выпускников начальной школы будет развиваться интеллектуальная и эмоциональная сферы, воспитываться художественный вкус, расширяться музыкальный и культурный кругозор. В ходе обучения искусству будет идти активный процесс становления социально-личностных отношений, проявления творческих инициатив в мире музыки, восприимчивости и способности к сопереживанию, развитие образного и ассоциативного мышления, творческой фантазии.
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Содержание учебного предмета, курса
1 класс
Родная речь (5 часов). Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой- либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они
1) музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
2) учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально- смысловые соответствия.
Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.
П.И. Чайковский (3 часа), М. И. Глинка (4 часа), Мелодия жизни (4 часа), С. С. Прокофьев (3 часа). Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.
Путешествие во времени и пространстве (6 часов). Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.
Счастье, ты где? (4 часа) По предмету «Музыка» в 1 классе контрольные и практические работы не предусмотрены. Проверка и контроль знаний проводится в виде уроков - концертов, уроков-утренников, и т.д.
2 класс
Во 2 классе раскрывается содержание музыкального искусства через темы: «Три кита» в музыке – песня, танец, марш (9 часов) - композитор, исполнитель, слушатель. Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки - ведущая проблема года, пронизывающая музыкальные занятия в начальной школе. Рассмотрение жизненных связей песен, танцев и маршей и их взаимопроникновение. Древняя легенда про «трёх китов», на которых будто бы держится Земля. Мелодия, напев - важнейшая часть разных музыкальных жанров, «душа музыки».
О чём говорит музыка (7 часов) - музыка выражает чувства человека (радость, гнев, печаль, тревога и др.), различные черты характера (силу и мужество, нежность и мягкость, серьёзность и шутливость), создаёт музыкальные портреты людей, сказочных персонажей и др. Музыка изображает различные состояния и картины природы (звуки и шумы, пение птиц, журчание ручья, грозу и бурю, колокольный звон и др.), движение (поступь, шаг человека, движение поезда, конницы и др.). Взаимосвязь выразительности и изобразительности. Сходство и различие между музыкой и живописью.
Куда ведут нас «три кита» (10 часов) - путь введения в оперу, балет, симфонию, концерт. Музыкальные образы в произведениях крупных форм. Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, балетов, симфоний, концертов. Осознание выразительных средств музыки в том или ином художественном образе.
Что такое музыкальная речь (9 часов) - постижение своеобразия каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, динамики, фактуры, лада, ритма, регистра, тембра и т.д. и опыт собственной исполнительской деятельности. Знакомство с простейшими музыкальными формами (одночастная, двухчастная, трёхчастная) на основе закономерностей детского восприятия. Выразительные возможности русских народных инструментов, инструментов симфонического оркестра в создании музыкальных образов.
3 класс
Учебный материал 3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вводит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жанрах - от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта.
Песенность, танцевальность, маршевость (9 часов) - жанровые истоки сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности. Усвоение темы на знакомой учащимся музыке.
• Сходство и различие музыкальной и разговорной речи. Выразительные и изобразительные интонации Музыкальная интонация - «сплав» средств музыкальной выразительности.
Интонация (7 часов) - Импровизации с использованием «зерна-интонации» (вокальные, инструментальные, ритмические, пластические). Интонационная осмысленность исполнения с опорой на понимание того, что такое интонация и как из неё вырастает мелодия.
Развитие музыки (10 часов) - Композиторы выражают в своих произведениях развитие чувств человека, переход от одного чувства, настроения к другому. Музыка - искусство, которое не существует вне времени и раскрывается перед слушателем постепенно, в процессе развития. Приёмы исполнительского и композиторского развития в музыке.
Построение формы музыки (9 часов) - Повтор, контраст, вариационность - основные принципы развития в народной музыке и в произведениях, сочинённых композиторами. «Зерно-интонация», тема и её развитие в музыкальном произведении. Средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) и т.д., их роль в развитии образного содержания музыки.
4 класс
Многоцветие музыкальной картины мира (7 часов) – учебный материал 4-го класса даёт школьникам представление о композиторской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Выявляют национальные особенности, характерные черты музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.). Триединство «композитор – исполнитель – слушатель» - сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначальных представлений и знаний о творчестве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях.
Музыка мира сквозь «призму» русской классики (8 часов) - включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентичного, подлинного, стилизованного), духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в различных формах и видах музыкально-исполнительской и творческой (сочинение, импровизации) деятельности школьников.
Музыкальное общение без границ (10 часов) - богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси.
Искусство слышать музыку (9 часов) - «академическая» и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамбли, хоры. Известные исполнители – певцы, инструменталисты, дирижёры, хоры, оркестры. Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов. Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общность тем, сюжетов, образов, приёмов развития.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
1 класс
№ |
Тема
|
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
|
«Внутренняя музыка» (3 часа)
|
|
1 |
Внутренняя музыка |
Наблюдать за музыкой в жизни человека. Проявлять эмоциональную отзывчивость. Исполнять колыбельные песни. |
2 |
Колыбельная песня |
Проявлять эмоциональную отзывчивость. Импровизировать в игре. |
3 |
Сказку складываем, музыкой сказываем. Народное музыкально-поэтическое творчество.
|
Проявлять эмоциональную отзывчивость. Импровизировать в игре. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве. Корректировать собственное исполнение. |
|
Родная речь (5 часов) |
|
4 |
Элементарная нотная грамота. Точки, чёрточки, крючки, дуги и круги… |
Ориентироваться в нотном письме, как графическом изображении интонаций. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. |
5 |
Общее представление об интонации: изображение окружающего мира. Сказанное слово и несказанное… |
Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и исполнение. |
6 |
Музыка природы. Прогулка в лес. |
Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение. |
7 |
Народное музыкально-поэтическое творчество: прибаутки, скороговорки. Поём вместе. |
Воспринимать на эмоционально-образном уровне музыкальное творчество своего народа. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве. Корректировать собственное исполнение. |
8 |
Портреты заговорили и запели.
|
Воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное и музыкальное творчество народов мира художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения. |
|
Пётр Ильич Чайковский (3 часа)
|
|
9 |
Детские годы. |
Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве. Корректировать собственное исполнение. |
10 |
Здесь живёт музыка П.И. Чайковского. |
|
11 |
Волшебный тот цветок… Тренируем свою «внутреннюю музыку». |
|
|
Михаил Иванович Глинка (4 часа) |
|
12 |
Детские годы. |
Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения. Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве. Корректировать собственное исполнение. |
13 |
Опера «Руслан и Людмила». «Бряцайте, струны золотые» |
|
14 |
Опера «Руслан и Людмила». О, поле, поле!
|
|
15 |
Руслан и Людмила. Слава!
|
|
|
Мелодия жизни (4 часа)
|
|
16 |
Заветное слово. |
Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. |
17 |
Как начинается музыка? |
|
18 |
Вольфганг Амадей Моцарт. |
Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения. Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве. Корректировать собственное исполнение. Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение. Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов. Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов. Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение. Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов. Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов. |
19 |
Моцарт сочиняет.
|
|
|
Сергей Сергеевич Прокофьев (3 часа)
|
|
20 |
Детство композитора |
|
21 |
Дорогой, Щелкунчик! |
|
22 |
Музыка для детей С. Прокофьева.
|
|
|
Путешествие во времени и пространстве (6 часов) |
|
23 |
Тренируем свою «внутреннюю музыку». |
|
24 |
Народное музыкально-поэтическое творчество. Русские обряды. Празднуем Масленицу. |
|
25 |
Тренируем свою «внутреннюю музыку».
|
|
26 |
Две песни. Сочиняем песенку. |
|
27 |
Русские обряды. Ждём весну, встречаем птиц. Весенние заклички. |
|
28 |
Музыка. |
|
29 |
Профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Иные земли. |
Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. |
|
Счастье, ты где? (4 часа) |
|
30 |
Идём за Синей птицей. |
Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения. |
31 |
Тренируем свою «внутреннюю музыку». Счастье, ты где? |
Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение. |
32 |
Музыка для детей. |
Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве. Корректировать собственное исполнение. |
33 |
Итоговое повторение. Урок – концерт. |
Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве. Корректировать собственное исполнение. |
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
2 класс
№ |
Тема Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
|
|
Три жанра в музыке - песня, танец, марш (9 часов) |
|
1 |
Как получается музыка? Мифы, сказки, легенды. |
Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. |
2 |
Марш. |
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве. Корректировать собственное исполнение. Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов.
|
3 |
Музыкальная лаборатория. |
|
4 |
Танец. |
|
5 |
Волшебный мир танца. |
|
6 |
Песня. |
|
7 |
Разучиваем, поём, играем. |
|
8 |
Музыкальное представление. |
|
9 |
Обобщающий урок по теме: жанры музыки.
|
|
|
О чём говорит музыка (7 часов) |
|
10 |
Музыкальная лаборатория. |
Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения. Узнавать изученные музыкальные произведения. Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение). Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение. |
11 |
О чем говорит музыка? |
|
12 |
Что выражает музыка? |
|
13 |
Музыкальный портрет. |
|
14 |
Изобразительность в музыке. |
|
15 |
Музыкальная лаборатория. |
|
16 |
Разучиваем, поём, играем.
|
|
|
Куда ведут нас «три кита» (10 часов) |
|
17 |
Куда ведут нас «три кита»? Опера. |
Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера). Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.
|
18 |
М. Коваль «Волк и семеро козлят». |
|
19 |
Балет. |
|
20 |
Волшебный мир танца. |
|
21 |
Симфония. |
|
22 |
Концерт. |
|
23 |
Опера и симфония. |
|
24 |
Музыкальная лаборатория. |
Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера). Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. |
25 |
Марш в опере, балете, симфонии. |
Наблюдать за интонационным богатством музыкального мира. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в музыкально-поэтическом творчестве и корректировать собственное исполнение. |
26 |
Обобщение по теме «Куда ведут нас песня, танец, марш?
|
|
|
Что такое музыкальная речь (9 часов) |
|
27 |
Что такое музыкальная речь? |
Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух- и трёхчастные). Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм. Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на муз. инструментах, музыкально-пластическом движении. |
28 |
Мелодия, темп, лад, регистр. |
|
29 |
Разучиваем, поём, играем. |
|
30 |
Музыкальная лаборатория. |
|
31 |
Средства выразительности в музыке. |
|
32 |
С.Прокофьев «Петя и волк». |
Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях. Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов. Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах. |
33 |
Выразительные возможности инструментов симфонического оркестра. |
Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов. Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах. |
34 |
Создание музыкальных образов.
Обобщающий урок. |
Размышлять о музыкальных образах Отечества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении музыкальных образов. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и др. |
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
3 класс
№ |
Тема |
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
|
Песня, танец и марш перерастают в «песенность», «танцевальность» и «маршевость» (9 часов) |
|
1 |
Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки («три кита»). |
Наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нём. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. |
2 |
Из песни, танца и марша образуется песенность, танцевальность и маршевость. |
Сравнивать музыкальные произведения разных стилей и жанров. Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Инсценировать фрагменты опер, мюзиклов, опираясь на понятия песенность, танцевальность и маршевость в музыке. Импровизировать (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации) в характере основных жанров музыки. Осуществлять собственный музыкально-исполнительный замысел в пении и импровизациях. |
3 |
Танцевальность |
|
4 |
Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке. |
|
5 |
Песенность |
|
6 |
Песенность в вокальной и инструментальной музыке. |
|
7 |
Маршевость. |
|
8 |
Песенность, танцевальность и маршевость могут встречаться в одном произведении. |
|
9 |
Песенность, танцевальность и маршевость .Обобщение.
|
|
|
Интонация (7 часов) |
|
10 |
Интонационное богатство музыкального мира. Интонационно осмысленная речь: устная и музыкальная. |
Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Распознавать и эмоционально Откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Сравнивать музыкальные и речевые интонации. Определять их сходство и различия. Выявлять различные по смыслу интонации. Определять жизненную основу музыкальных интонаций. Воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение). Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации. Применять знание основных средств выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения. Передавать в собственном исполнении ( пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы. Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение. Корректировать собственное исполнение. Предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. |
11 |
Сходство и различие музыкальной и разговорной речи. |
|
12 |
Интонация – выразительно-смысловая частица музыки. |
|
13 |
Выразительные и изобразительные интонации. |
|
14 |
Выразительность и изобразительность в интонациях существуют в неразрывной связи. |
|
15 |
Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. |
|
16 |
Интонация – основа музыки. Обобщение.
|
|
|
Развитие музыки (10 часов) |
|
17 |
Знакомство с понятием развитие музыки. |
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Наблюдать средства музыкальной выразительности ( мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль в развитии. Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении; Использовать.
|
18 |
Композиторское и исполнительское развитие музыки. |
|
19 |
Сходство и различие интонации в процессе развития музыки. |
Различать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность) в народной музыке и в произведениях композиторов. Корректировать собственное исполнение. Предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Инсценировать произведения различных жанров. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др.
|
20 |
Развитие музыки в процессе работы над каноном. |
|
21 |
Развитие музыки в процессе работы над каноном. |
|
22 |
Знакомство с понятием кульминация. |
Чувствовать кульминацию музыкального произведения. Передавать её средствами исполнения.
|
23 |
Интонационно-мелодическое развитие музыки. |
Различать мажор и минор. Использовать и воплощать ладово-гармоническое развитие музыки в собственном музыкальном творчестве.
|
24 |
Ладово-гармоническое развитие музыки. |
|
25 |
Развитие музыки в произведениях Э. Грига. |
Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов. Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение. |
26 |
Обобщение по теме «Развитие музыки».
|
|
|
Построение (формы) музыки (9 часов) |
|
27 |
Введение в тему «Построение музыки». Одночастная форма произведения. |
Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух-, трёхчастные, вариации, рондо). Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Инсценировать произведения различных жанров и форм Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. Наблюдать и оценивать интонационное богатство мира. Участвовать в музыкальной жизни школы, города. Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. |
28 |
Двух- и трёхчастная формы музыкального произведения. |
|
29 |
Знакомство с формой рондо. |
|
30 |
Вариационная форма построения музыки. |
|
31 |
Средства построения музыки – повторение и контраст. |
|
32 |
Общие принципы построения музыкальной формы |
|
33 |
Обобщение по теме «Построение музыки». |
|
34 |
Итоговое обобщение и повторение. Урок-концерт. |
Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве. Корректировать собственное исполнение; Предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. |
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
4 класс
№ |
Тема урока |
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
|
Многоцветие музыкальной картины мира (7 часов) |
|
1 |
Многообразие звучащего пространства. |
Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека |
2 |
Музыка Германии. |
Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны. Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране.
|
3 |
Музыка Польши и Венгрии. |
Осознавать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа. Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране.
|
4 |
Знакомство с музыкальной культурой Италии и Испании. |
Осознавать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа. Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране. Воспроизводить специфическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности. |
5 |
Музыка Норвегии. |
Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны. Осознавать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа. Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране.
|
6 |
Музыка Америки. |
Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны. Осознавать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа. Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране. Воспроизводить специфическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности.
|
7 |
Вариации на тему… |
Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны. Осознавать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа. Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране. Воспроизводить специфическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности.
|
|
Музыка мира сквозь «призму» русской классики (8 часов) |
|
8 |
Глинка в Испании. |
Осознавать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры. Исполнять музыку других народов, передавая её интонационные и стилистические особенности. |
9 |
Италия глазами русских художников. |
Осознавать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры.
|
10 |
Итальянское каприччио П.И. Чайковского. |
Осознавать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры. Исполнять музыку других народов, передавая её интонационные и стилистические особенности. |
11 |
Восточный ветер. |
Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока. Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии.
|
12 |
Вокруг света с Н.А. Римским – Корсаковым. |
Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока. Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии.
|
13 |
Восточные мотивы. |
Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока. Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии.
|
14 |
Русский восток. |
Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока. Исполнять музыку других народов, передавая её интонационные и стилистические особенности |
15 |
Заключительный урок по теме Музыка мира сквозь «призму» русской классики . |
Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока. Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии. Осознавать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры.
|
|
Музыкальное общение без границ (10 часов) |
|
16 |
1 музыкальный салон. И.С. Бах. |
Выявлять интонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке. Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи. Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации |
17 |
1 музыкальный салон В.А. Моцарт |
Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи. Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации. |
18 |
2 музыкальный салон. Р. Шуман. |
Выявлять интонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке. Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи. Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации. |
19 |
2 музыкальный салон. Ф. Шопен. |
Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи. Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации. |
20 |
3 музыкальный салон. Ф. Лист. |
Выявлять интонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке. Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи. Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации. |
21 |
3 музыкальный салон. Ф. Шуберт. |
Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи. Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации. |
22 |
4 музыкальный салон. К. Дебюсси. |
Выявлять интонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке. Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи. Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации. |
23 |
4 музыкальный салон. А.Н. Скрябин. |
Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи. Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации. |
24 |
5 музыкальный салон. Музыка стран ближнего зарубежья. |
Находить общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии. Приходить к выводу, что общее — это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-художественных средств.
Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.
|
25 |
5 музыкальный салон. День «Открытых дверей».
|
Находить общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии. Приходить к выводу, что общее — это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-художественных средств.
Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.
|
|
Искусство слышать музыку (9 часов)
|
|
26 |
Голос России. |
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства. Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов.
|
27 |
Что значит слышать голос России. |
Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.
Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов. |
28 |
Я часть России. |
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства. Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов.
|
29 |
Гимн России. |
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства. Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов.
|
30 |
Образы борьбы и победы в искусстве. |
Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.
Подготовить реферат о творчестве любимого композитора.
|
31 |
Героические образы в симфониях Л. Бетховена. |
Осмысливать на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства. Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов.
|
32 |
Фортепианный концерт Э. Грига. |
Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства. Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов.
|
33 |
В музыке Баха слышатся мелодии космоса. |
Осмысливать на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства. Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов. Подготовить реферат о творчестве любимого композитора.
|
34 |
Заключительный урок по теме года: Услышать в музыкальной партитуре мира голос России и собственный голос. |
Осмысливать на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства. Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов. Участвовать в музыкальной жизни класса, школы в форме проведения классных концертов для малышей и родителей.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.