Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения
Омской области «Сибирский профессиональный колледж» в селе Сосновское
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ дисциплины
ОП.05 Маркетинг
для специальности
43.02.08. «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»
2018
Одобрена цикловой методической комиссией естественнонаучных дисциплин
протокол № ____ от «___» ______ 201__ г. |
|
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 43.02.08. «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»
|
Председатель ЦМК
____________ Н.А.Андрусенко |
|
Заведующий учебной частью _______________ Н.Б. Троян
|
Методист ___________ Шпунтенко И.А.
Организация-разработчик: ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС
Разработчик: (Опаец Евгения Васильевна), преподаватель ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС
Рекомендована учебно-методическим советом ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС для применения в учебном процессе, протокол №____ от «___» _________ 201_ г.
© Сибирский профессиональный колледж
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
6 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины
|
11 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
12 |
1
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 Маркетинг
1.1Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл общепрофессиональные дисциплины, является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по специальности 43.02.08. «Сервис домашнего и коммунального хозяйства» с целью углубления подготовки, получения дополнительных умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентноспособности выпускника
1.2 Учебная дисциплина имеет междисциплинарные связи со следующими дисциплинами (междисциплинарными курсами):
«Сервисная деятельность», «Управление персоналом», «Менеджмент» и др.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Вариативная часть
В результате освоения дисциплины студент должен уметь
Код |
Наименование результата обучения |
Ув1 |
Проводить маркетинговые исследования |
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
Код |
Наименование результата обучения |
Зв 1 |
Принципы и стратегию маркетинга |
Зв 2 |
Рынок как объект маркетинга |
Зв 3 |
Потребительское поведение |
Зв 4 |
Комплекс маркетинга: продукт (услуга), продвижение, цена |
Зв 5 |
Сегментация рынка и позиционирование продуктом (услугой) |
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности: 43.02.08. «Сервис домашнего и коммунального хозяйства» и подготовке к формированию профессиональных компетенций:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 2.1 |
Организовывать газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение жилых помещений. |
ПК 2.2 |
Организовывать проведение соответствующих аварийно-ремонтных и восстановительных работ. |
ПК 3.1 |
Организовывать уборку и санитарную очистку придомовых территорий. |
ПК 3.2 |
Планировать, организовывать и обеспечивать контроль работ, связанных с озеленением придомовых территорий. |
ПК 3.3 |
Организовывать благоустройство и реконструкцию придомовых территорий. |
ПК 4.1 |
Оценивать исходное техническое состояние домовладений и жилищного фонда |
ПК 4.2 |
Организовывать обслуживание внутридомовых инженерных систем |
ПК 4.3 |
Планировать, организовывать и обеспечивать контроль объемов, качества и срока выполнения работ по содержанию, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту домовладений и жилищного фонда. |
ПК 4.4 |
Организовывать подготовку домовладений и жилищного фонда к сезонной эксплуатации |
ПК 5.1 |
Организовывать обслуживание в сфере жилищно- коммунального хозяйства |
ПК 5.2 |
Организовывать и контролировать деятельность подчиненных |
ПК 5.3 |
Планировать деятельность организаций жилищно- коммунального хозяйства |
В процессе освоения дисциплины у студентов формируются общие компетенции (ОК):
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины по очной форме обучения:
максимальной учебной нагрузки обучающегося __86____ часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ___54__ часов;
самостоятельной работы обучающегося ___32___ часов.
2 Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения
Вид учебной деятельности |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
86 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
54 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
не предусмотрено |
практические занятия |
16 |
контрольные работы |
не предусмотрено |
курсовая работа (проект) |
не предусмотрено |
самостоятельная работа студента (всего) |
32 |
Итоговая аттестация в форме : |
ДФК |
2.3 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем программы |
Тема и содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов. |
Объем часов |
Требования к знаниям, умениям |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
Раздел 1 Общие основы |
10- |
|
|||||
Тема 1.1. Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга |
Теоретические занятия |
4 |
|||||
1. |
Основные этапы становления и развития маркетинга. Маркетинг как экономическая категория. Определение маркетинга. О теориях маркетинга.Принципы маркетинга. Цели и задачи маркетинга. Основные сферы применения маркетинга. |
2 |
З1,З2 |
||||
2. |
Сбытовой маркетинг. Товарный маркетинг. Потребительский маркетинг. Комплексный системный маркетинг. Мета маркетинг, микро маркетинг, макро маркетинг, социальный, глобальный маркетинг. |
2 |
З1,З2 |
||||
Тема 1.2Окружающая среда маркетинга.
|
Теоретические занятия |
2 |
|
||||
1. |
Основные элементы окружающей среды фирмы. Маркетинг как сфера деятельности фирмы. Медиа среда фирмы. Функциональная структура маркетинговой службы. Товарная и региональная структуры маркетинговой службы. |
2 |
З1,З2 |
||||
Практические занятия |
2 |
|
|||||
1. |
Практическая работа №1«Анализ маркетинговой среды фирмы» |
2 |
У1,З1 |
||||
Самостоятельная работа Подготовка опорного конспекта по темам, изучение информационно – справочной литературы. |
2 |
|
|||||
Раздел 2 Маркетинговое исследование рынка |
18 |
|
|||||
Тема 2.1 Рынки и рыночные показатели. Сегментация рынка. |
Теоретические занятия |
4 |
|
||||
1. |
Понятие рынка, его виды и принципы функционирования. Отличительные признаки рынка. Рыночные показатели, их содержание и основное назначение монополизация цен. Государственное регулирование цен. |
2 |
З1,З3,З5 |
||||
2. |
Основные принципы сегментации потребительского рынка. Статус пользователя. Степень приверженности потребителей к товару. |
2 |
З1,З2,З3 |
||||
Тема 2.2 Маркетинговое исследование рынка. Поведение покупателей на рынке. |
Теоретические занятия |
4 |
|
||||
1. |
Маркетинговая информация. Система маркетинговых исследований. Система анализа маркетинговой информации. Методы получения первичной информации. Анкетирование. Процедуры и средства проведения опросов. |
2 |
З1,З2 |
||||
2. |
Потребительский рынок. Поведение потребителей. Модель покупательского поведения. Процесс принятия решения о покупке. Типы рынков предприятий. Особенности поведения покупателей на рынке товаров промышленного назначения. |
2 |
З1,З2,З4 |
||||
Практические занятия |
|
|
|||||
1 |
Практическая работа №2 «Сегментирование рынка. Определение круга потребителей товара» |
2 |
|
||||
Самостоятельная работа: Выполнить сообщения по теме: Как создаются коммерческие успешные товары Управление фирмами. Методы эффективного управления. Анкета – инструмент получения первичной информации |
8 |
|
|||||
Раздел 3 Товарная политика предприятия |
16 |
|
|||||
Тема 3.1 Понятие товара в маркетинге. Рыночная атрибутика товара. Концепция жизненного цикла товара. |
Теоретические занятия |
4 |
|
||||
1. |
Понятие товара в маркетинге. Классификация товаров и услуг. Методы создания новых товаров. Процесс создания новых товаров. Структура ассортимента товарной продукции. |
2 |
З2,З5 |
||||
2. |
Основные требования к товарному знаку. Использование фирменного наименования товара. Упаковка товара. Штриховая система. Товарный знак. |
2 |
З3,З4 |
||||
Тема 3.2 Виды и стратегии конкуренции. Определение конкурентоспособности товара и фирмы
|
Теоретические занятия |
4 |
|
||||
1. |
Конкуренция. Предмет и объект конкуренции. Функции конкуренции. Виды конкуренции. Анализ деятельности конкурентов. Стратегии конкуренции. Роль фирмы в конкурентной борьбе по Ф.Котлеру. |
2 |
З2,З3,З4 |
||||
2. |
Конкурентоспособность товара. Параметры конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность фирмы. Принципы конкурентоспособности фирмы по Т.Питерсу и Б.Уотермену |
2 |
З2,З3,У4 |
||||
Практические занятия |
4 |
|
|||||
1. |
Практическая работа №3. «Разработка товара новинки, характеристика жизненного цикла товара» |
2 |
У1 |
||||
2. |
Практическая работа№4 «Стратегическое планирование маркетинговой деятельности фирмы». |
2 |
У1 |
||||
Самостоятельная работа Выполнить сообщение по теме: Разработка и освоение новой продукции. Фирменного наименования товара. Анализ деятельности конкурентов |
4 |
|
|||||
Раздел 4 Ценовая политика предприятия |
20 |
|
|||||
Тема 4.1 Какие бывают цены. Процесс ценообразования. |
Теоретические занятия |
4 |
|
||||
1. |
Пути реализации продукции производителя. Основные виды цен. Структура розничной цены. Оптовые цены. Снабженческо-сбытовая скидка. Торговая скидка. |
2 |
З2,З4,З5 |
||||
2. |
Этапы процесса ценообразования. Внешние факторы, влияющие на ценообразование. Влияние каналов товародвижения на ценообразование. Мультипликационный эффект от повышения цен. Прейскурантные цены. Ценовые дотации. Вертикальное фиксирование цен. Ценовая дискриминация. Демпинг. |
2 |
З4 |
||||
Практические занятия |
2 |
|
|||||
1. |
Практическая работа №5 «Процесс ценообразования в маркетинге» |
2 |
У1 |
||||
Тема 4.2 Разработка стратегии ценообразования. Ценовая тактика, или как корректировать цену.
|
Теоретические занятия |
4 |
|
||||
1. |
Стратегия ценообразования. Стратегия установления цен на новые товары. Стратегия снятия сливок. Стратегия прочного внедрения. Стратегия скользящей падающей цены. Стратегия преимущественной цены. |
2 |
З2,З3 |
||||
2. |
Установление стандартных или меняющихся цен. Установление единой цены. Установление психологически привлекательных цен. Ступенчатое дифференцирование цен. Перераспределение издержек. Система франкирования. |
2 |
З3,З4 |
||||
Практические занятия |
2 |
|
|||||
1. |
Практическая работа №6 «Стратегическое планирование маркетинговой деятельности фирмы.» |
2 |
У1 |
||||
Самостоятельная работа выполнение индивидуальных практических заданий, подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно – практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Выполнить презентацию по теме: Процесс ценообразования в маркетинге. Подготовить реферат на тему: Внешнеторговые цены |
8 |
|
|||||
Раздел 5Сбытовая политика предприятия |
22 |
|
|||||
Тема 5.1 Главные понятия и задачи сбыта Методы сбыта товаров. |
Теоретические занятия |
4 |
|
||||
1. |
Сбыт в маркетинге. Сбыт и продажа - соотношение понятий. Канал сбыта. Оптовый торговец. Розничный торговец. Брокер, комиссионер, оптовый агент. Консигнатор, торговый агент, дилер. Товарная биржа. Товарный дом. |
2 |
З4,З5 |
||||
2. |
Прямой, или непосредственный, сбыт. Директ-маркетинг. Телемаркетинг. Косвенный сбыт. Экстенсивный сбыт. Селективный сбыт. Простая и сложная система сбыта. |
2 |
З3,З4 |
||||
Тема 5.2 Выбор оптимального канала сбыта. |
Теоретические занятия |
4 |
|
||||
1. |
Транзитная норма. Передача сбыта и удлинение канала сбыта. Как выбрать и заинтересовать продавца. Комиссионная система. Заключение контракта между производителем и продавцом |
2 |
З3,З5 |
||||
2. |
Стратегия сбыта. Каналы сбыта. Торговые посредники: типы и виды. Оптовая и розничная торговля. Организация товародвижения. |
2 |
З3,З4,З5 |
||||
Практические занятия |
4 |
|
|||||
1. |
Практическая работа №7 «Определение товарного ассортимента и номенклатуры. Характеристика товарной марки, оценка товара» |
2 |
У1 |
||||
2. |
Практическая работа №8 «Процесс распределения товаров на рынке». |
2 |
У1,З3 |
||||
Самостоятельная работа Выполнить сообщение по теме: Природа и значение оптовой и розничной торговли. Сущность рекламы и психология ее восприятия Создание образа предприятия. Формирование правильных знаний о товаре. Пути продвижения товара |
10 |
|
|||||
|
Всего |
86 |
|
||||
3 условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально- экономических дисциплин».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места, по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- раздаточный материал.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- экран.
3.2 Образовательные технологии
При реализации программы учебной дисциплины наименование УД применяются активные и интерактивные форм проведения занятий: интерактивная учебная лекция, обсуждение в группах, публичная презентация проекта, групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций (кейс-метод), тренинги, круглый стол, выполнение индивидуальных и групповых проектов в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития требуемых компетенций обучающихся.
3.3 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Барышев А.Ф. Маркетинг, М., 2003г.
2. Басовский Л.Е. «Маркетинг», 2001 г.
3. Котлер Ф. «Основы маркетинга», 2003 г.
4. Романов А.Н. Маркетинг, М., 2000г.
5. Удалов Ф.Е.; Герасимчук В.И. «Маркетинг в рисунках, схемах и таблицах»,
6. «Маркетинг» (под ред. Э.А. Уткина), 2002г.
Дополнительные источники6
1 Баркан Д.И. Управление фирмой в условиях рынка: Маркетинг - ключ к успеху. - Л.: Аквилон, 2001.
2 Власов В.В. Япония. Производственная инфраструктура. - М.: Наука,
3 2004.
4 Картер Г. Эффективная реклама. - М.: Знание, 2007.
5 Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2005.
6 Мерсер Д. ИБМ: Управление в самой преуспевающей корпорации мира. - М.: Прогресс, 2001.
7 Юдинов А.Ю. Фирма и рынок. - М.: Знание. - Сер.«Экономика», 2000.-№ 8.
8 Система Atutor.
4 Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
4.1 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, тестирования, выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований и д.р.
Планируемые результаты освоения дисциплины |
Основные показатели планируемых результатов |
Формы промежуточной аттестации и методы контроля |
Ув1Проводить маркетинговые исследования; |
Ув1.1 Определяет этапы маркетинга; |
Тестирование, проверка тематических докладов ДФК |
Ув1.2 Составляет модель маркетолога; |
||
Ув1.3 Применяет методы мерчандайзинга |
||
Зв1Принципы и стратегию маркетинга; |
Зв1.1 Определяет принципы маркетинга; |
Выполнение контрольных и практических работ, ДФК |
Зв1.2 Разрабатывает стратегию маркетинга;
|
||
Зв1.3 Готовит программу развития бизнеса |
||
Зв2 Рынок как объект маркетинга |
Зв2.1 Различает виды рынка; |
Фронтальный опрос, проверка тематических докладов. |
Зв2.2 Понимает конъюнктуру рынка |
||
Зв2.3 Оформляет рекламу |
||
Зв3 Потребительское поведение |
Зв3.1 Объясняет потребительское поведение |
Выполнение контрольных, проверка тематических докладов. |
Зв3.2 Разрабатывает матрицу потребностей |
||
Зв3.3 Объясняет жизненный цикл товара |
||
Зв4 Комплекс маркетинга: продукт (услуга); |
Зв4.1 Разрабатывает товарную политику предприятия |
Тестирование, защита внеаудиторной самостоятельной работы. |
Зв4.2; Определяет цели и виды продвижения товара |
||
Зв4.3. Разрабатывает ценовую политику предприятия |
||
Зв5. Продвижение, цена; сегментация рынка и позиционирование продуктом (услугой |
Зв5.1Определяет свободную нишу; |
Тестовый контроль, итоговая аттестация ДФК. |
Зв5.2Проводит сегментацию рынка. |
||
Зв5.3Разрабатывает стратегию ценообразования |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.