Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения
Омской области «Сибирский профессиональный колледж» в селе Сосновское
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ дисциплины
ОП.15 Основы экономики
44.02.06. «Профессиональное обучение»
(Программирование в компьютерных системах)
2018
Одобренацикловой методической комиссией естественнонаучных дисциплин
протокол № ____ от «___» ______ 201__ г. |
|
Программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностисреднего профессионального образования 44.02.06. «Профессиональное обучение» (Программирование в компьютерных системах)
|
Председатель ЦМК
____________ Н.А.Андрусенко |
|
Заведующий учебной частью _______________ Н.Б. Троян
|
Методист ___________ Шпунтенко И.А.
Организация-разработчик: ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС
Разработчик: (Опаец Евгения Васильевна), преподаватель ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС
Рекомендована учебно-методическим советом ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС для применения в учебном процессе, протокол №____ от «___» _________ 201_ г.
© Сибирский профессиональный колледж
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
3. условия реализации программы учебной дисциплины
|
|
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
|
1
1ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.15 Основы экономики
1.1Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл общепрофессиональные дисциплины, является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по специальности: 44.02.06. «Профессиональное обучение» (Программирование в компьютерных системах)с целью углубления подготовки, получения дополнительных умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентноспособности выпускника.
1.2Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
Вариативная часть
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
Код |
Наименование результата обучения |
Ув 1 |
Определять организационно- правовые формы организаций |
Ув 2 |
Определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации |
Ув 3 |
Рассчитывать основные технико- экономические показатели деятельности организации |
Ув 4 |
Находить и использовать необходимую экономическую информацию |
Ув5 |
Оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев и т.д. |
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
Код |
Наименование результата обучения |
Зв 1 |
Современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике |
Зв2 |
Основные принципы построения экономической системы организации |
Зв 3 |
Общую организацию производственного и технологического процессов |
Зв 4 |
Основные технико- экономические показатели деятельности организации и методики их расчета |
Зв 5 |
Методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования |
Зв 6 |
Состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования |
Зв 7 |
Способы экономии ресурсов, основные энерго-и материалосберегающие технологии |
Зв 8 |
Механизмы ценообразования на продукцию (услуги) |
Зв 9 |
Формы оплаты труда |
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности: 44.02.06. «Профессиональное обучение» (Программирование в компьютерных системах)
В процессе освоения дисциплины у студентов формируются общие компетенции (ОК):
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
2 Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения
Вид учебной деятельности |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
105 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
70 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
не предусмотрено |
практические занятия |
40 |
контрольные работы |
не предусмотрено |
курсовая работа (проект) |
не предусмотрено |
самостоятельная работа студента (всего) |
35 |
Итоговая аттестация в форме : |
ДФК |
2.3 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем программы |
Тема и содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов. |
Объем часов |
Требования к знаниям, умениям |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||
Раздел 1 Отрасль в условиях рынка |
18 |
|
|||||||||
Тема 1.1. Отрасль в системе национальной экономики |
Теоретические занятия |
4 |
|||||||||
1. |
Национальная экономика как система. Понятие национальной экономики. Сферы, отрасли экономики и межотраслевые комплексы.Секторы экономики. |
2 |
Зв1,Зв2,Зв3 |
||||||||
Тема 1.2 Потребности человека и ограниченность ресурсов |
1. |
Факторы производства. Прибыль и рентабельность. Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. |
2 |
Зв2, Зв4, Зв7, Ув1,
|
|||||||
Практические занятия |
6 |
|
|||||||||
1. |
Практическая работа №1. Место и роль знаний по экономике в жизни общества. |
2 |
Ув2,Ув1 |
||||||||
2. |
Практическая работа №2 Типы экономических систем |
2 |
Ув2,Ув1 |
||||||||
3. |
Практическая работа №3 Кривая спроса и цены |
2 |
Ув2, Ув3 |
||||||||
Тема 1.3 Материально-техническая база отрасли. Трудовые и финансовые ресурсы отрасли . |
Теоретические занятия |
4 |
|
||||||||
1. |
Понятие материально-технической базы. Виды материальных ресурсов. Основные и вспомогательные материалы. |
2 |
Зв2, Зв4, Зв7, Ув1, Ув2, Ув3 |
||||||||
2. |
Понятие и роль трудовых ресурсов. Структура кадров отрасли. Характеристика трудовых процессов в отрасли. Организация оплаты труда в отрасли. |
2 |
Зв1,Зв2,Зв3 |
||||||||
Практические занятия |
6 |
|
|||||||||
1. |
Практическая работа №4«»Работа с конспектом |
2 |
Ув2,Ув4 |
||||||||
2. |
Практическая работа №5«Прием и увольнение сотрудников» |
2 |
Ув2,Ув1 |
||||||||
3. |
Практическая работа №6«Начисление заработной платы с учетом отчислений» |
2 |
Ув2, Ув3 |
||||||||
Тема 1.4 Товар и его стоимость
|
Теоретические занятия |
2 |
|
||||||||
1. |
Понятие стоимости товара. Соотношение полезности и стоимости товаров. Понятие цены. Понятие стоимости товара. |
2 |
Зв3,Зв4,Зв6 |
||||||||
Практические занятия |
4 |
||||||||||
|
|||||||||||
1. |
Практическая работа №7 Мнения ученых экономистов XVII — XVIII веков по данному вопросу |
2 |
Ув1,Ув3 |
||||||||
2. |
Практическая работа №8 Понятие цены. Понятие стоимости товара |
2 |
|
||||||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1; примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы «Школы экономических учений России»; Подготовка докладов по теме: 1. Россия на рынке технологий; 2. Рынок и его развитие |
10 |
|
|||||||||
Раздел 2Рыночная экономика |
31 |
|
|||||||||
Тема 2.1 Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры |
Теоретические занятия |
2 |
|
||||||||
1. |
Экономика предприятия: цели, организационные формы. Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий |
2 |
Зв3,Зв4,Зв5 |
||||||||
Тема 2.2 Организация производства |
Теоретические занятия |
2 |
|
||||||||
1. |
Производственная структура предприятия. Типы производств и их технико-экономическая характеристика |
2 |
Зв1,Зв2,Зв3 |
||||||||
Тема 2.3. Производственные затраты. Бюджет затрат |
Теоретические занятия |
2 |
|
||||||||
1 |
Производственный процесс и его содержание. Основные принципы организации производственного процесса. Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия. |
2 |
Зв2,Зв3,Ув1 |
||||||||
Практические занятия |
10 |
|
|||||||||
1. |
Практическая работа№9 «Построение организационной структуры» |
2 |
Зв3,Ув1 |
||||||||
2. |
Практическая работа№10 «Технико-экономическая характеристика» |
2 |
Зв4,Ув2 |
||||||||
3. |
Практическая работа№11 «Организация производственного процесса» |
2 |
Ув1,Ув2 |
||||||||
4. |
Практическая работа№12 «Расчет производственного цикла» |
2 |
Ув4,Ув5 |
||||||||
5. |
Практическая работа№13 Методы анализа прибыли |
2 |
|
||||||||
Самостоятельная работа: проработка конспектов, изучение информационно – справочной литературы; Подготовка докладов по темам: Финансовый кризис 1998 года в России., Пути снижения издержек производства, Профсоюзы и их роль на рынке труда. Изучение основной и дополнительной литературы по теме 2,2. Подготовка презентаций по темам: 1. Эффективность разделения труда. Формы современного общественного разделения труда,2.Организационные структуры управления.3.Государственная политика в области развития малого бизнеса в РФ. 4.Развитие малого бизнеса в России.5. Совершенствование производственной структуры организации в современных условиях. |
15 |
|
|||||||||
Раздел 3 Государство, экономика. Деньги и банки |
38 |
|
|||||||||
Тема 3.1 Деньги и их роль в экономике |
Теоретические занятия |
8 |
|
||||||||
1. |
Основные средства организации. Сущность, назначение и состав основных средств организации. Показатели эффективного использования основных средств – фондоотдача и фондоемкость продукции, фондовооруженность труда. |
2 |
Зв1,Зв2 |
||||||||
2. |
Роль денег в экономике. Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас |
2 |
Зв3,Зв4,Зв9 |
||||||||
3. |
Банковская система Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение Центрального банка (ЦБ) РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. |
2 |
Зв3,Зв4,Зв9 |
||||||||
4. |
Инфляция и ее социальные последствия. Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер. |
2 |
Зв1,Зв4,Зв7 |
||||||||
Практические занятия |
4 |
|
|||||||||
1. |
Практическая работа№14 «Расчёт потребности предприятия в основных средствах» |
2 |
Ув2,Ув4 |
||||||||
|
2. |
Практическая работа№15 Инфляция и ее последствия |
2 |
|
|||||||
Тема 3.2 Трудовые ресурсы. Организация, нормирование и оплата труда |
Теоретические занятия |
4 |
|
||||||||
1. |
Кадровый потенциал организации (предприятия). Кадровая политика предприятия. Классификация затрат рабочего времени. Виды трудовых норм. Сущность производительности труда и значение ее роста. Методы измерения и показатели производительности труда. |
2 |
Зв2,Зв3,Зв4 |
||||||||
2. |
Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда
|
2 |
Зв2,Зв5,Зв7 |
||||||||
Тема 3.3 Безработица. Политика государства в области занятости |
Теоретические занятия |
2 |
|
||||||||
1. |
Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. |
2 |
Зв1,Зв5,Зв8 |
||||||||
Практические занятия |
10 |
|
|||||||||
1. |
Практическая работа №16.Определение потребности организации (предприятия) в трудовых ресурсах |
2 |
Ув2,Ув4 |
||||||||
2. |
Практическая работа №17 Заработная плата (позиция работника и работодателя) |
2 |
Ув1,Ув3 |
||||||||
3. |
Практическая работа №18 Рассмотреть типы коммерческих организаций |
2 |
Ув2,Ув4 |
||||||||
4. |
Практическая работа №19 Основные способы купли-продажи рабочей силы |
2 |
Ув2,Ув3 |
||||||||
5. |
Практическая работа №20 Раскрыть понятия: «штрафы», «санкции», «возмещение ущерба». |
2 |
Ув2,Ув4 |
||||||||
Самостоятельная работа . Подготовка презентаций по темам: Организация оплаты труда и премирования на предприятиях. Бестарифные варианты оплаты труда.Комиссионная форма оплаты труда. Факторы и резервы роста производительности труда Подготовка докладов по темам: Финансовый кризис 1998 года в России., Пути снижения издержек производства, Профсоюзы и их роль на рынке труда. Подготовка презентаций по темам: Эффективность разделения труда. Формы современного общественного разделения труда, Организационные структуры управления. |
10 |
|
|||||||||
Всего |
105 |
|
|||||||||
3 условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально- экономических дисциплин».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места, по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- нормативно-правовые документы;
- раздаточный материал.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- экран.
3.2 Образовательные технологии
При реализации программы учебной дисциплины наименование УД применяются активные и интерактивные форм проведения занятий: интерактивная учебная лекция, обсуждение в группах, публичная презентация проекта, групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций (кейс-метод), тренинги, круглый стол, выполнение индивидуальных и групповых проектов в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития требуемых компетенций обучающихся.
3.3 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
3.3.1.Печатные издания
1. Соколинский В.М. Экономическая теория: уч. пособие. - 3-е изд., стер. - КноРус, 2010.
2. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2012.
3. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2013.
4. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства. - М.: Дело и сервис, 2011.
5. Казначевская Г.Б. Менеджмент. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2010.
6. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. - М.: Вильямс, 2014.
7. Котлер Ф. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2011.
3.3.2.Дополнительные источники:
1. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход. (ManagerialEconomics) - М., 2010.
2. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. Учебник. - М., 2013.
3. Экономика отраслей АПК./ Под ред. Минакова И.А. - М.: КолосС, 2014.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. - 4-е изд., прераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2011.
5. Теория управления: Учебник/Под общ. ред. Гапоненко А.Л. и Панкрухина А.П. изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2012.
6. Барышев А.Ф. Маркетинг - М.: Академия, 2012.
7. . «Маркетинг в России и за рубежом». Практический журнал Изд-во: Дело и сервис.
8. «Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ.
9. Экономика сельского хозяйства России. Практический журнал. Учрежден Министерством сельского хозяйства РФ. Издательство: «Подольская периодика».
4 Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
4.1 Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, тестирования, выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований и д.р.
Планируемые результаты освоения дисциплины |
Основные показатели оценки планируемых результатов |
Формы промежуточной аттестации и методы контроля |
Ув1 Определять органи-зационно-правовые формы организаций; |
Ув1.1 объясняет признаки организационно- |
Тестирование, ДФК |
Ув1.2 правовых форм организаций; |
||
Ув1.3 различает формы организаций;
|
||
Ув1.4 объясняет построение структуры организации. |
||
Ув2Определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации |
Ув2.1 перечисляет ресурсы предприятия; |
Наблюдение за выполнением практического задания |
Ув2.2 анализирует кругооборот в |
||
Ув3 Рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации; |
Ув3.1 использует экономические формулы при расчете основных технико-экономических |
Подготовка и выступление с докладом, презентацией ДФК |
Ув3.2 рассчитывает показатели организации; |
||
Ув3.3 распределяет ресурсы. |
||
Ув4 Находить и использовать необходимую экономическую информацию; |
Ув4.1. находит необходимую экономическую информацию; |
Опрос по индивидуальным заданиям. Устный опрос, реферат. Оценка презентаций |
Ув4.2 использует интернет-источники; |
||
У4.3 учитывает особенности экономики в области профессиональной деятельности. |
||
Ув5Оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев |
Ув5.1 различает первичные документы (бланки) для учета рабочего времени, выработки, начисления заработной платы, простоев; |
Текущий контроль в форме тестирования. Оценка презентаций |
Ув5.2 заполняет первичные документы; |
||
Ув5.3 работает в программе «1С.Предприятие». |
||
Зв1 Современное со-стояние и перспективы развития сельского хозяйства, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике; |
Зв1.1 перечисляет принципы рыночной экономики; |
Экспертная оценка на практическом занятии. Опрос по индивидуальным заданиям.ДФК |
Зв1.2 объясняет принципы построения экономической системы организации; |
||
Зв1.3 умеет применить принципы в профессиональной деятельности. |
||
Зв2 Основные принципы построения экономической системы организации; |
Зв2.1 анализирует современное состояние автоматизации и компьютеризации организации; |
Текущий контроль в форме тестирования. Экспертная оценка на практическом занятии. Оценка презентаций. ДФК |
Зв2.1 умеет на основе SWOT- анализа разработать элементы стратегического плана для организации; |
||
Зв2.3 разрабатывает бизнес-план показателей; |
||
Зв3 Общую организацию производственного и технологического процессов; |
Зв3.1 применяет формулы; |
Опрос по индивидуальным заданиям. Устный опрос, реферат. Оценка презентаций.ДФК |
Зв3.2 рассчитывает технико-экономические показатели деятельности организации; |
||
Зв3.3 разрабатывает структуру предприятия экономике;
|
||
Ув2.3 определяет состав ресурсов. |
||
Зв4 Основные технико-экономические показатели деятельности организации и методики их расчета; |
Зв4.1 перечисляет методы управления основными и оборотными средствами, |
Текущий контроль в форме тестирования. Оценка презентаций. Фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий ДФК |
Зв4.2 описывает методы управления основными и оборотными средствами; |
||
Зв4.3 оценивает их влияние на эффективность принятия решения. |
||
Зв5 Методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования |
Зв5.1 анализирует финансово-хозяйственную деятельность предприятия; |
Текущий контроль в форме тестирования. ДФК |
Зв5.2 определяет показатели эффективного использования ресурсов |
||
Зв6 Состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; |
Зв6.1 выделяет элементы, влияющие на потерю ресурсов; |
Фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий ДФК |
Зв6.2 определяет способы экономии ресурсов; |
||
Зв7 Способы экономии ресурсов, основные энерго- и материало-сберегающие технологии; |
Зв7.1 перечисляет основные методы образования цен на продукцию (услуги); |
Оценка презентаций. Фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий ДФК |
Зв7.2 умеет составить калькуляцию на товар |
||
Зв8 Механизмы ценообразования на продукцию (услуги) |
Зв8.1 различает формы оплаты труда; |
Текущий контроль в форме тестирования. Устный опрос, реферат. ДФК |
Зв8.2 начисляет заработную плату; |
||
Зв8.3 рассчитывает семейный бюджет |
||
Зв9 Формы оплаты труда |
Зв9.1 объясняет признаки организационно-правовых форм организаций; |
Текущий контроль в форме тестирования. Экспертная оценка на практическом занятии. Оценка презентацийДФК |
Зв9.2 различает формы организаций; |
||
Зв9.3 объясняет построение структуры организации. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.