«Управленческое содействие адаптации молодых педагогов в образовательном учреждении».
Сегодня проблема кадров в системе образования является одной из самых острых. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки. Система образования стремительно «стареет», поэтому необходим приток «свежих сил» – молодых, активных и компетентных педагогов. И от того, насколько хорошо они сумеют адаптироваться к своей профессиональной деятельности и условиям жизни, зависит будущее нашего образования. Решение данной задачи требует комплексного подхода, где определяющим должна стать работа по совершенствованию профессионализма молодых педагогов на этапе адаптации. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что молодые учителя в школах не удерживаются. Так как, психологически, да и физически трудно выдерживать тот объем нагрузок, которые испытывает учитель.
Из вышеизложенных противоречий вытекает проблема исследования: Какие условия управленческого содействия необходимо создать для адаптации молодых педагогов?
Исходя из этого, можно сформулировать объект и предмет работы.
Объект исследования: адаптация молодых педагогов.
Предмет исследования: процесс адаптации молодых педагогов.
Цель исследования: разработать программу управленческого содействия, способствующую адаптации молодых педагогов.
Гипотеза: процесс адаптации молодых педагогов будет протекать более эффективно, если в работе с молодыми педагогами использовать специально разработанную программу управленческого содействия в период адаптации.
В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой, сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить научную, педагогическую литературу по проблеме адаптации молодых педагогов.
2. Выявит факторы адаптации молодых педагогов.
3. Составить Программу управленческого содействия для эффективной адаптации молодых педагогов.
3. Апробировать программу управленческого содействия для эффективной адаптации молодых педагогов.
Новизна исследования состоит в разработке Программы управленческого содействия для эффективной адаптации молодых педагогов.
Практическая значимость исследования: созданная Программа управленческого содействия для эффективной адаптации молодых педагогов может использоваться в любом образовательном учреждении.
В первой главе нами были рассмотрены понятия «адаптация». Для нашего исследования мы выбрали следующие определения С.А. Дружилова:
Адаптация – это три взаимосвязанные аспекта:
1) адаптация как процесс приспособления специалиста к изменяющимся условиям профессиональной среды, характеризующийся своими пространственно-временными механизмами;
2) как результат этого процесса, характеризующийся степенью итоговой адаптированности человека;
3) как источник новообразований, характеризующийся комплексом формируемых качеств профессионала.
Оперируя данными понятиями во второй главе, мы разработали и реализовали Программу управленческого содействия для эффективной адаптации молодых педагогов.
Цель программы: создание условий в образовательном учреждении успешной адаптации молодых специалистов.
Данная программа состоит из четырех этапов.
На первом этапе работники кадровой службы информируют молодого специалиста о коллективе в целом, а также о будущей работе.
На втором этапе расширяется круг знакомых, выбранных по общности интересов, с которыми устанавливаются нормальные отношения.
На третьем этапе молодой специалист показывает себя «подходящим» для коллектива, и в конфликтных ситуациях он быстро улавливает общее настроение, сам настраивается доброжелательно по отношению к коллективу.
На четвертом этапе молодой специалист принимает участие в общественной жизни коллектива, изобретательской и рационализаторской деятельности. У него появляется определенный творческий успех в работе, способствующий дальнейшему продвижению.
Итак, нами была реализована Программа управленческого содействия для эффективной адаптации молодых педагогов. Реализованная Программа охватывает ключевые аспекты управленческого содействия для эффективной адаптации молодых педагогов, позволяя учесть специфику образовательной среды. Использование Программы позволило повысить эффективность адаптации молодых педагогов, что выразилось в повышении уровней:
- удовлетворенности выбранной специальностью;
- перспективы профессионального роста;
- соответствие реальной ситуации на работе ожиданиям.
Таким образом, основную роль в процессе успешной профессиональной и психологической адаптации играют управленческий аппарат образовательного учреждения, а так же психологи, методисты разрабатывающие комплекс мероприятий, который позволяет снизить как временные, так и психологические затраты на адаптацию новых сотрудников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.