программа внеурочки

  • docx
  • 03.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала rabochaya_programma_vneurochka.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УМНИКИ И УМНИЦЫ

1 КЛАСС.

 ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 

 

 

(Математика 1 класс. ("Занимательная математика")

Образовательная система "Петерсон".

 

 

Разработчик программыучитель

Серова Виктория Александровна

Пояснительная записка

Главной задачей обучения детей – достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Программа предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления. .

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.

Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.

Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.

Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Умники и умницы» создаст условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче.

Создание курса связано с тем, что:

  • в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
  • нужно развивать логическое мышление детей;
  • анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
  • конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

 

Цели и задачи курса

В проекте определены цели, стоящие перед курсом:
1. Формирование основ научного мировоззрения – формирование представлений об логических на основе которых строится современная научная картина мира.
2. Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с логическими упражнениями– развитие у школьников теоретического, творческого мышления, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений, а также умение грамотно пользоваться источниками информации, умение правильно организовать информационный процесс и т.д.
3. Овладение логическими системами как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования, немыслимого без усиления роли обучения.

Цели пропедевтического курса программы (с точки зрения непрерывного изучения курса) должны быть направлены на создание максимально благоприятных условий к началу базового курса для обеспечения возможности достижения целей. В первую очередь, с точки зрения программы, к таким условиям относится развитие мышления учеников. Поэтому в Образовательной системе «Перспектива. Петерсон» принят следующий набор задач обучения пропедевтическому курсу «Умники и умницы»:
1. Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые несут логическое мышление

• применение формальной логики при решении задач: построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций («если – то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом;рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход: самое важное – объекты, а не действия, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».
2. Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с логикой

 


 

Тематическое планирование учебного материала

 

1–-й класс (5 ч)

Учебно-тематический план

Раздел

Тема

Количество часов

В том числе, контр.раб.

Элементы логики (5 часов)

                 I.             

Функции предметов

1

 

             II.             

Знакомство с отрицанием (термин не вводится).

1

 

          III.             

Логические упражнения.

1

 

          IV.             

Понятие "Истина" и "Ложь"

1

 

              V.             

Логическая операция «и».

1

 

Резерв

 

 

 

Итого

 

5

0