Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области
Любимский аграрно-политехнический колледж
Программа внеурочного курса
Разработчик программы:
Смирнова Ксения Владимировна,
Преподаватель русского языка и литературы
г. Любим
2021 г.
Содержание. 2
Пояснительная записка. 3
Цели и задачи. 4
Ожидаемые результаты. 4
Содержание материала. 5
Учебно-тематический план. 8
Литература. 10
Внеурочный курс «Секреты орфографии», предназначенный для обучающихся 1 курса. Выбор орфографии в качестве предмета изучения не случаен. Практика работы показывает, что студенты, знакомясь с новыми синтаксическими и пунктуационными темами, недостаточное внимание уделяют орфографическим нормам, многие орфограммы, изученные в 9 классе, забываются. Уроки повторения орфографии не всегда могут восполнить этот пробел. Обучающимся особенно необходимы навыки орфографической грамотности, в связи с окончанием курса основной школы и сдачей письменного экзамена по русскому языку.
Курс позволяет, с одной стороны, осуществить целостный, системный подход к повторению и обобщению орфографических тем, большая часть которых объединяется в своеобразные блоки (многие правила в таких блоках целесообразно представить в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем), с другой – внести в этот процесс элементы занимательности, углубить и расширить интерес учащихся к изучению русского языка.
Основной целью элективного курса является повышение правописной грамотности учащихся, развитие культуры письма.
В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи:
обучающие: - вооружение обучающихся совокупностью знаний о принципах русской орфографии;
- формирование практических умений и навыков по орфографических задач, при выполнении соответствующих заданий;
воспитывающие: - формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;
- формирование толерантности, культуры межнационального общения в многонациональном социуме;
- воспитание любви и уважения к школе;
- воспитание культуры поведения и речи;
развивающие: - всестороннее развитие творческих способностей, индивидуального мышления, интересов;
- расширение общего кругозора.
В результате изучения курса обучаемый должен знать:
· правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
· условия, от которых зависит написание;
· норму, действующую при данных условиях;
· последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
· приёмы разграничения схожих написаний;
· правила постановки знаков препинания.
уметь:
· правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
· правильно писать слова с орфограммами в суффиксах прилагательных;
· правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
· правильно писать не с разными частями речи;
· правильно писать не и ни с местоимениями и наречиями;
· отличать предлоги от приставок, наречий и существительных;
· согласовывать в числе сказуемое с подлежащим;
· расставлять знаки препинания.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится в виде:
1) орфографический диктант;
2) тест по орфографии;
3) работа юного корректора (исправление орфографических ошибок);
4) реферат «Почему так пишутся?» с привлечением материалов научно-популярной лингвистической литературы и этимологического словаря.
Тема 1. Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.
Морфемика и морфология как ключи к орфографической грамотности. Разбор по составу. Части речи.
Тема 2. Орфограммы в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.
Тема 3. Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.
Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.
Тема 4. Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.
Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Тема 5. Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.
Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё
после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.
Тема 6. Н и НН в разных частях речи.
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О(-Е).
Тема 7. Правописание НЕ с разными частями речи.
Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, деепричастиями, причастиями, существительными, прилагательными и наречиями на –О(-Е). Слитное написание приставки НЕДО- со словами.
Тема 8. Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.
Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.
Тема 9. Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.
Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.
В конце занятий проводится практикум-зачет в форме орфографического диктанта, теста или в виде задания юному корректору по исправлению орфографических ошибок.
№
|
Содержание разделов и тем |
Количество часов |
Виды деятельности учащихся |
1 |
Основные факторы современного русского письма |
2 |
лекция |
2 |
Морфологический принцип орфографии. |
3 |
Лекция. Морфологическая характеристика частей речи |
3 |
Нарушения морфологического принципа орфографии. |
3 |
Лекция. |
4. |
Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.
|
3 |
Морфемный разбор; классификационно-обобщающая работа.
|
5 |
Отличие приставок от предлогов |
3 |
Лекция анализ правописания слов наречий и существительных с предлогом |
6. |
Орфограммы в корне слова.
|
4 |
Орфографический разбор; диктант «Проверяю себя».
|
7. |
Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.
|
4 |
Анализ правописания дан- ных слов; орфографичес- кий разбор.
|
8. |
Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.
|
4 |
Выборочное письмо; под- бор примеров на данное правило.
|
9. |
Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.
|
4 |
Выборочный диктант; орфографический разбор. |
10. |
Н и НН в разных частях речи.
|
4 |
Подбор примеров на дан- ное правило.
|
11 |
Правописание НЕ с разными частями речи.
|
4 |
Диктант «Проверяю се- бя»; анализ правописания данных слов.
|
12 |
Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.
|
4 |
Объяснительный словар- ный диктант; классификационно- обобщающая работа.
|
13 |
Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.
|
4 |
Орфографический анализ текста. |
14. |
Зачетная работа.
|
2 |
Орфографический дик- тант, тест или исправле-ние орфографических ошибок в данном тексте.
|
|
Итого: |
68 |
|
1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык:. - М., 2018.
2. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. – СПб, 2017.
3. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М., 2017.
4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.
5. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа
спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2020.
6. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии:– М., 2014.
7. Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.
8. Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. – М., 1984.
9. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.
10.Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.
11. Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. – СПб, 2003.
12. Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из опыта работы. – М., 1982.
13. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. – М., 1971.
14. Сайт ФИПИ.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.