Программа внеурочного курса
Оценка 4.8

Программа внеурочного курса

Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
русский язык
31.05.2022
Программа внеурочного курса
Программа внеурочнго курса по русскому языку
программа внеурочного курса.doc

 

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области

Любимский аграрно-политехнический колледж

 

 

 

 

 

                                          Программа внеурочного курса

 

                                          «СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ»

 

 

 

 

                      

 

  Разработчик программы:

Смирнова Ксения Владимировна,

                                                                                         Преподаватель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            г. Любим

2021 г.

Содержание.

 

 

Содержание. 2

Пояснительная записка. 3

Цели и задачи. 4

Ожидаемые результаты. 4

Содержание материала. 5

Учебно-тематический план. 8

Литература. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

  Внеурочный курс «Секреты орфографии», предназначенный для обучающихся 1 курса. Выбор орфографии в качестве предмета изучения не случаен. Практика работы показывает, что студенты, знакомясь с новыми синтаксическими и пунктуационными темами, недостаточное внимание уделяют орфографическим нормам, многие орфограммы, изученные в 9 классе, забываются. Уроки повторения орфографии не всегда могут восполнить этот пробел. Обучающимся  особенно необходимы навыки орфографической грамотности, в связи с окончанием курса основной школы и сдачей письменного экзамена по русскому языку.

 Курс позволяет, с одной стороны, осуществить целостный, системный подход к повторению и обобщению орфографических тем, большая часть которых объединяется в своеобразные блоки (многие правила в таких блоках целесообразно представить в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем), с другой – внести в этот процесс элементы занимательности, углубить и расширить интерес учащихся к изучению русского языка.

 

Программа курса рассчитана на 1 год -68 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи.

Основной целью элективного курса является повышение правописной грамотности учащихся, развитие культуры письма.

В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи:

обучающие: - вооружение обучающихся совокупностью знаний о принципах русской орфографии;

- формирование практических умений и навыков по орфографических задач, при выполнении соответствующих заданий;

воспитывающие: - формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;

- формирование толерантности, культуры межнационального общения в многонациональном социуме;

-  воспитание любви и уважения к школе;

- воспитание культуры поведения и речи;

развивающие: - всестороннее развитие творческих способностей, индивидуального мышления, интересов;

- расширение общего кругозора.

 

    

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты.

В результате изучения курса обучаемый должен знать:

·                     правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

·                     условия, от которых зависит написание;

·                     норму, действующую при данных условиях;

·                     последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

·                     приёмы разграничения схожих написаний;

·                     правила постановки знаков препинания.

уметь:

·                     правильно писать слова с орфограммами, обусловленными     морфологическим и традиционным принципами написания;

·                     правильно писать слова с орфограммами в суффиксах прилагательных;

·                     правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

·                     правильно писать не с разными частями речи;

·                     правильно писать не и ни с местоимениями и наречиями;

·                     отличать предлоги от приставок, наречий и существительных;

·                     согласовывать в числе сказуемое с подлежащим;

·                     расставлять знаки препинания.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится в виде:

 

1)                орфографический диктант;

2)                тест по орфографии;

3)                работа юного корректора (исправление орфографических ошибок);

4)                реферат «Почему так пишутся?» с привлечением материалов научно-популярной лингвистической литературы и этимологического словаря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание материала.

 

Тема 1. Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.

           Морфемика и морфология как ключи к орфографической грамотности. Разбор по составу. Части речи.

                              

Тема 2. Орфограммы в корне слова.

           Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.

 

Тема 3. Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.

           Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.

 

Тема 4. Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.

           Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

 

Тема 5. Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.

           Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё

после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.

 

Тема 6. Н и НН в разных частях речи.

           Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О(-Е).

 

Тема 7. Правописание НЕ с разными частями речи.

           Слитное и раздельное написание  НЕ с глаголами, деепричастиями, причастиями, существительными, прилагательными и наречиями на –О(-Е). Слитное написание приставки НЕДО- со словами.

 

Тема 8Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.

           Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.

 

Тема 9. Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

           Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

 

           В конце занятий проводится практикум-зачет в форме орфографического диктанта, теста или в виде задания юному корректору по исправлению орфографических ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план.

 

 

Содержание разделов и тем

Количество

часов

Виды деятельности

учащихся

1

Основные факторы современного русского письма

2

лекция

2

Морфологический принцип орфографии.

3

Лекция. Морфологическая характеристика частей речи

3

Нарушения морфологического принципа орфографии.

3

Лекция.

4.

Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.

 

3

Морфемный разбор; классификационно-обобщающая работа.

 

5

Отличие приставок от предлогов

3

Лекция анализ правописания слов наречий и существительных с предлогом

6.

Орфограммы в корне слова.

 

4

Орфографический разбор; диктант «Проверяю себя».

 

7.

Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.

 

4

Анализ правописания дан-

ных слов; орфографичес-  кий разбор.

 

8.

Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.

 

4

Выборочное письмо; под-

бор примеров на данное правило.

 

9.

Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.

 

4

Выборочный диктант; орфографический разбор.

10.

Н и НН в разных частях речи.

 

4

Подбор примеров на дан- ное правило.

 

11

Правописание НЕ с разными частями речи.

 

4

Диктант «Проверяю се- бя»; анализ правописания данных слов.

 

12

Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.

 

4

Объяснительный словар- ный диктант; классификационно-

обобщающая работа.

 

13

Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

 

4

Орфографический анализ

текста.

14.

Зачетная работа.

 

2

Орфографический дик- тант, тест или исправле-ние орфографических ошибок в данном тексте.

 

 

                                             Итого:

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

    

1.                 Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык:. - М., 2018.

2.                 Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. – СПб, 2017.

3.     Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. -  М., 2017.

      4.   Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.

5.   Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа

      спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский  язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2020.

 6.   Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии:– М.,  2014.

7.                  Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.

8.   Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся       7-8 классов. – М., 1984.

9. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.

10.Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.

11. Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии       и пунктуации. – СПб, 2003.

12. Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из       опыта работы. – М., 1982.

13. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие       для учителя. – М., 1971.

14. Сайт ФИПИ.


Скачано с www.znanio.ru

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение

Содержание. Содержание. 2

Содержание. Содержание. 2

Пояснительная записка. Внеурочный курс «Секреты орфографии», предназначенный для обучающихся 1 курса

Пояснительная записка. Внеурочный курс «Секреты орфографии», предназначенный для обучающихся 1 курса

Цели и задачи. Основной целью элективного курса является повышение правописной грамотности учащихся, развитие культуры письма

Цели и задачи. Основной целью элективного курса является повышение правописной грамотности учащихся, развитие культуры письма

Ожидаемые результаты. В результате изучения курса обучаемый должен знать : · правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; · условия, от которых зависит написание; ·…

Ожидаемые результаты. В результате изучения курса обучаемый должен знать : · правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; · условия, от которых зависит написание; ·…

Содержание материала. Тема 1

Содержание материала. Тема 1

Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных

Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных

Учебно-тематический план. №

Учебно-тематический план. №

Правописание НЕ с разными частями речи

Правописание НЕ с разными частями речи

Литература. 1.

Литература. 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2022