Программа внеурочного курса

  • Разработки курсов
  • doc
  • 31.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа внеурочнго курса по русскому языку
Иконка файла материала программа внеурочного курса.doc

 

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области

Любимский аграрно-политехнический колледж

 

 

 

 

 

                                          Программа внеурочного курса

 

                                          «СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ»

 

 

 

 

                      

 

  Разработчик программы:

Смирнова Ксения Владимировна,

                                                                                         Преподаватель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            г. Любим

2021 г.

Содержание.

 

 

Содержание. 2

Пояснительная записка. 3

Цели и задачи. 4

Ожидаемые результаты. 4

Содержание материала. 5

Учебно-тематический план. 8

Литература. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

  Внеурочный курс «Секреты орфографии», предназначенный для обучающихся 1 курса. Выбор орфографии в качестве предмета изучения не случаен. Практика работы показывает, что студенты, знакомясь с новыми синтаксическими и пунктуационными темами, недостаточное внимание уделяют орфографическим нормам, многие орфограммы, изученные в 9 классе, забываются. Уроки повторения орфографии не всегда могут восполнить этот пробел. Обучающимся  особенно необходимы навыки орфографической грамотности, в связи с окончанием курса основной школы и сдачей письменного экзамена по русскому языку.

 Курс позволяет, с одной стороны, осуществить целостный, системный подход к повторению и обобщению орфографических тем, большая часть которых объединяется в своеобразные блоки (многие правила в таких блоках целесообразно представить в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем), с другой – внести в этот процесс элементы занимательности, углубить и расширить интерес учащихся к изучению русского языка.

 

Программа курса рассчитана на 1 год -68 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи.

Основной целью элективного курса является повышение правописной грамотности учащихся, развитие культуры письма.

В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи:

обучающие: - вооружение обучающихся совокупностью знаний о принципах русской орфографии;

- формирование практических умений и навыков по орфографических задач, при выполнении соответствующих заданий;

воспитывающие: - формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;

- формирование толерантности, культуры межнационального общения в многонациональном социуме;

-  воспитание любви и уважения к школе;

- воспитание культуры поведения и речи;

развивающие: - всестороннее развитие творческих способностей, индивидуального мышления, интересов;

- расширение общего кругозора.

 

    

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты.

В результате изучения курса обучаемый должен знать:

·                     правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

·                     условия, от которых зависит написание;

·                     норму, действующую при данных условиях;

·                     последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

·                     приёмы разграничения схожих написаний;

·                     правила постановки знаков препинания.

уметь:

·                     правильно писать слова с орфограммами, обусловленными     морфологическим и традиционным принципами написания;

·                     правильно писать слова с орфограммами в суффиксах прилагательных;

·                     правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

·                     правильно писать не с разными частями речи;

·                     правильно писать не и ни с местоимениями и наречиями;

·                     отличать предлоги от приставок, наречий и существительных;

·                     согласовывать в числе сказуемое с подлежащим;

·                     расставлять знаки препинания.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится в виде:

 

1)                орфографический диктант;

2)                тест по орфографии;

3)                работа юного корректора (исправление орфографических ошибок);

4)                реферат «Почему так пишутся?» с привлечением материалов научно-популярной лингвистической литературы и этимологического словаря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание материала.

 

Тема 1. Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.

           Морфемика и морфология как ключи к орфографической грамотности. Разбор по составу. Части речи.

                              

Тема 2. Орфограммы в корне слова.

           Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.

 

Тема 3. Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.

           Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.

 

Тема 4. Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.

           Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

 

Тема 5. Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.

           Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё

после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.

 

Тема 6. Н и НН в разных частях речи.

           Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О(-Е).

 

Тема 7. Правописание НЕ с разными частями речи.

           Слитное и раздельное написание  НЕ с глаголами, деепричастиями, причастиями, существительными, прилагательными и наречиями на –О(-Е). Слитное написание приставки НЕДО- со словами.

 

Тема 8Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.

           Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.

 

Тема 9. Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

           Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

 

           В конце занятий проводится практикум-зачет в форме орфографического диктанта, теста или в виде задания юному корректору по исправлению орфографических ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план.

 

 

Содержание разделов и тем

Количество

часов

Виды деятельности

учащихся

1

Основные факторы современного русского письма

2

лекция

2

Морфологический принцип орфографии.

3

Лекция. Морфологическая характеристика частей речи

3

Нарушения морфологического принципа орфографии.

3

Лекция.

4.

Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.

 

3

Морфемный разбор; классификационно-обобщающая работа.

 

5

Отличие приставок от предлогов

3

Лекция анализ правописания слов наречий и существительных с предлогом

6.

Орфограммы в корне слова.

 

4

Орфографический разбор; диктант «Проверяю себя».

 

7.

Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.

 

4

Анализ правописания дан-

ных слов; орфографичес-  кий разбор.

 

8.

Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.

 

4

Выборочное письмо; под-

бор примеров на данное правило.

 

9.

Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.

 

4

Выборочный диктант; орфографический разбор.

10.

Н и НН в разных частях речи.

 

4

Подбор примеров на дан- ное правило.

 

11

Правописание НЕ с разными частями речи.

 

4

Диктант «Проверяю се- бя»; анализ правописания данных слов.

 

12

Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.

 

4

Объяснительный словар- ный диктант; классификационно-

обобщающая работа.

 

13

Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

 

4

Орфографический анализ

текста.

14.

Зачетная работа.

 

2

Орфографический дик- тант, тест или исправле-ние орфографических ошибок в данном тексте.

 

 

                                             Итого:

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

    

1.                 Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык:. - М., 2018.

2.                 Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. – СПб, 2017.

3.     Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. -  М., 2017.

      4.   Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.

5.   Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа

      спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский  язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2020.

 6.   Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии:– М.,  2014.

7.                  Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.

8.   Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся       7-8 классов. – М., 1984.

9. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.

10.Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.

11. Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии       и пунктуации. – СПб, 2003.

12. Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из       опыта работы. – М., 1982.

13. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие       для учителя. – М., 1971.

14. Сайт ФИПИ.


Скачано с www.znanio.ru