Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
Средняя общеобразовательная школа Перспектива
Утверждено
Директором МБОУ СОШ
«Перспектива»_________
Т.В. Воронецкой
Программа внеурочной деятельности
«Искусство общения»
Автор-составитель:
Учитель первой квалификационной категории
Ламм Н.В.
Новосибирск 2020
Пояснительная записка
Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность воспитательских средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Мало просто «воспитывать» традиционные ценностные отношения, воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей.
Детей с аутизмом отличает снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Для таких детей типичны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, интонацией. Обычны сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимании им состояния других людей, связи происходящих событий, в построении целостной картины мира, присутствует фрагментарность в восприятии и понимании происходящего. Исходя из этого, работа над построением правильной коммуникации особенно важна с детьми с РАС.
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта учащимися образовательного учреждения.
При разработке содержания программы, основных ее разделов руководствовались положениями личностно-ориентированной педагогики (В.А. Петровский и др.) о связи между развитием и деятельностью, особенно в отношении психических функций, педагогики Рудольфа Штейнера.
В основу программы «Искусство общения» положены следующие принципы:
- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;
- принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;
- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;
- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.
Цель: Создание условий для развития представлений ребёнка о возможных способах толерантного взаимодействия, устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребёнка со сверстниками.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о нравственных нормах поведения.
2. Знакомить учащихся с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.
3. Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения. 4. Развивать внутреннюю убежденность в востребовании воспитанника обществом.
5. Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.
Программа внеурочной деятельности «Искусство общения» рассчитана на 1 год обучения, 34 часа ( 34 учебной недели). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Формы и методы организации занятий
Формы:
· познавательная беседа;
· игры: ролевые, ситуационные;
· занятия с использованием художественных средств выразительности;
· упражнения;
Методы:
· методы формирования сознания личности (рассказ, метод примера);
· методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (метод создания воспитывающих ситуаций, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
· методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
Предполагаемые результаты освоения программы
Личностные:
· готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
· сформированность мотивации к обучению и познанию;
· ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества
Метапредметные
Регулятивные УУД:
1. овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и
взрослыми;
2. строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:
1. уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя,
2. учиться исследовать свои качества и свои особенности,
3. учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
1. учиться работать в паре и в группе,
2. слушать и понимать речь других ребят,
3. Строить коммуникацию со сверстниками социально приемлемым способом
Предметные:
· владение знаниями эффективного общения;
· развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
· развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций;
· формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Содержание
1 год (34 часа)
На занятиях проводится коррекция эмоционально-личностной сферы детей, развиваются навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Занятия с детьми призваны способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. На занятии дети не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в приемах различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Очень важно, чтобы дети осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения. В занятия включены приемы по выработке у детей элементарных правил вежливости. Через ролевое разыгрывание отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются знания этикета
Тема 1: Давайте познакомимся (1 ч)
Введение детей в мир общения, познакомить с правилами речевого этикета. Для чего мы знакомимся? Разыгрывание ситуации «Знакомство». Правила знакомства. Ролевые ситуации. Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве. Вежливые слова при знакомстве.
Тема 2. Дом, в котором я живу (1 ч)
Знание имён членов своей семьи. Что значить радовать родных и близких добрыми делами? Разыгрывание ситуаций. Игра «Покажи, не называя», «Кто скорее соберёт?». Игра « Кто, где живёт?».
Тема 3. Самое удивительное чудо на свете. (1 ч)
Роль книги в жизни человека. Экскурсия в библиотеку.
Тема 4. Вежливая азбука. Зачем нужна вежливость? (2)
Знакомство детей с правилами речевого общения, побуждать к употреблению в речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между людьми. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения).
Тема 5. Как хорошо быть вместе! (1ч)
Понятие о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Как проявляется доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику. Этюды на выражение эмоций, жестов. Ира «Будь внимателен». Игра – драматизация «Всё в порядке».
Тема 6. Внимательный ли ты слушатель? (1ч)
Упражнения на развитие диалогической и монологической речи. Дать понятие, что слушатель должен быть внимательным, вежливым. Игра «Внимательный ли ты слушатель?». Задание «Расшифруй пословицу». Игровая ситуация. Зашифрованная пословица, схемы для обозначения частей сказки, иллюстрации к стихотворению «Овощи».
Тема 7. Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят.(1 ч)
Дать понятие, что речевая ситуация имеет свои компоненты. Разыгрывание ситуаций, игра «Слово - творчество». Дидактическая игра «Мы разные», упражнение: «Что не так».
Тема 8. Ссоры и споры. (1 ч)
Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. Упражнения на развитие невербальных средств общения, интонационную выразительность. Разыгрывание ситуаций. Игра-головоломка. Этюд. Ширма для пальчикового театра, персонажи пальчикового театра.
Тема 9. Умеет ли разговаривать природа. (1 ч)
Правила поведения, общения с природой. Упражнения на развитие воображения, пантомимических навыков. Упражнение на произнесение фраз с определённой интонацией и с разной силой голоса. Разыгрывание ситуаций. Инсценировка стихотворения, игра пантомима.
Тема 10. Это слово говорят, если вас благодарят. (1 ч)
Как употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. Художественное слово. Разыгрывание ролевой ситуации.
Тема 11. Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?). (2 ч)
Как вежливо обращаться с просьбой к собеседнику? Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово
Тема 12. Когда без извинения не обойтись? (1 ч)
Знакомство с правилами общения, которые используются при извинении. Как находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формулы извинения. Словесная игра, обыгрывание ролевой ситуации. Пиктограммы «Злость», «Извинение», «Радость».
Тема 13. Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора). (2 ч)
Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово
Тема 14. В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя). (1 ч)
Игра «Опиши предмет» Моделирование ситуации «Покупатель - продавец». Словесная игра «Назови одним словом», художественное слово
Тема 15. Вежливый отказ (2 ч)
Какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-либо с просьбой?
Тема 16. Правила поведения на уроке и на перемене (1 ч)
Закрепление основных правил поведения в школе.
Тема 17. Язык, мимика и жесты (1 ч)
Что можно сказать при помощи мимики и жестов. Упражнения « Отгадай эмоцию», «Покажи эмоцию». Освоение основных жестов.
Тема 18. Мы – команда (3 ч)
Простые подвижные и настольные игры на сплочение и взаимодействие коллектива. Умение ждать, следить за действиями другого человека.
Тема 19.Поговорим рисунками (1ч)
Изображение настроения цветом, фигурой. Что мы можем красками?
Тема 20. Правила общения с окружающими (2 ч)
Тема 21. Я умею договориться (1 ч)
Разыгрывание ролевой ситуации.
Тема 22. Сотрудничество и внимание (2 ч)
Упражнение « Пузыри в корзине», «Совместное рисование». Следим за соседом.
Тема 23. Тренинг коммуникативных навыков (3 ч)
Закрепление и отработка приобретенных коммуникативных навыков.
Тема 24. Итоговое занятие (1 ч)
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
1. |
Давайте познакомимся |
1 |
2. |
Дом, в котором я живу |
1 |
3. |
Самое удивительное чудо на свете |
1 |
4. |
Вежливая азбука. Зачем нужна вежливость? |
2 |
5. |
Как хорошо быть вместе! |
1 |
6. |
Внимательный ли ты слушатель? |
1 |
7. |
Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят. |
1 |
8. |
Ссоры и споры |
1 |
9. |
Умеет ли разговаривать природа |
1 |
10. |
Это слово говорят, если вас благодарят |
1 |
11. |
Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?) |
2 |
12. |
Когда без извинения не обойтись? |
1 |
13. |
Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора) |
2 |
14. |
В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя) |
1 |
15. |
Вежливый отказ |
2 |
16. |
Правила поведения на уроке и на перемене |
1 |
17. |
Язык, мимика и жесты |
1 |
18. |
Мы - команда |
3 |
19. |
Поговорим рисунками |
1 |
20. |
Правила общения с окружающими |
2 |
21. |
Я умею договориться |
1 |
22. |
Сотрудничество и внимание |
2 |
23. |
Тренинг коммуникативных навыков |
3 |
24. |
Итоговое занятие |
1 |
Итого |
34 |
Материально-техническое обеспечение
-Учебный кабинет с необходимым количеством парт и пространством для подвижных игр;
-Мультимедийный проектор.
-Ноутбук или компьютер.
-Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
-Детские книги разных типов из круга детского чтения
-Видеофильмы (цифровые), соответствующие тематике
- Кукольный театр
-Мяч
-Наглядные пособия
Используемая литература
1.Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников - Москва,2018.-253с.
2.Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы.-2019.-№3.-С.71-125
3. Т.А. Ладыженская и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. Методические рекомендации для учителя 1 класс /. – М.: Баласс; Ювента.2013
4. Бесова М.А. Шутки, игры песни соберут нас вместе – Ярославль: Академия развития, 2016
5. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
6. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения:
Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4 – М. : Генезис, 2019 – 160 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.