Программа внеурочной деятельности
«Педагогический класс» для 10-11 класса
Автор: Рогожникова Наталья Геннадьевна,
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 19
у. Междуреченска Кемеровской области
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Педагогический класс» предусматривает работу на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов» (далее по тексту – МБОУ СОШ № 19) по реализации опережающей подготовки педагогических кадров, организации предпрофессиональных проб педагогической направленности на уровне среднего общего образования.
Программа внеурочной деятельности «Педагогический класс» позволит привлечь внимание старшеклассников к педагогическим профессиям, что будет способствовать исправлению дисбаланса на рынке труда и повлияет на решение молодых людей остаться в родном городе.
Предпрофессиональные пробы программы будут реализовываться в модульном режиме по направлениям, выбранным учащимися для поступления в учреждения профессионального образования (учителя начальных классов, учителя физики и информатики, учителя иностранного языка, педагога-организатора и др.)
Программа направлена на формирование Я – концепции и мировоззрения школьников; умения устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых; даёт первоначальные теоретические знания о педагогике и психологии, способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий через использование различных видов деятельности; развитию цифровых навыков школьников. Работа строится на учебном сотрудничестве и проблемно-диалогическом обучении. Учащиеся знакомятся с возможными направлениями будущей профессиональной сферы деятельности.
По итогам обучения по программе в соответствии с ФГОС СОО учащиеся должны будут публично защитить свой проект по организации образовательной деятельности. Экспертами в оценке проектных работ выступят руководящие работники образовательных организаций города, что позволит им познакомиться с будущими педагогами и выбрать кандидатов на заключение договоров о поступлении в педагогические вузы в рамках целевой квоты.
Программа внеурочной деятельности «Педагогический класс» рассчитана на два учебных года (162 часов).
Цели обучения: Формирование у учащихся целенаправленной профессионально-педагогической ориентации, устойчивого интереса к педагогической деятельности, готовности к осознанному выбору педагогической профессии.
Планируемые результаты:
Личностные результаты освоения программы:
· формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
· развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
· мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
· готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
· эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;
· уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;
· осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
· готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
· потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
· готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Содержание программы
10 класс (134 часа)
Модуль 1. Мотивационный (10 часов)
Введение. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Образование на современном этапе. Личностные качества педагога. Обсуждение-дискуссия образов учителей в фильмах «Завтра была война», «Уроки французского», «Доживем до понедельника»; деловая игра по личным воспоминаниям об учителях. Эссе «Каким должен быть учитель?»
Мотивы выбора профессии. Интересы и склонности в выборе профессии. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.
Мир педагогических профессий: воспитатель, психолог, методист, логопед, тренер, учитель. Преподаватель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, социальный педагог. Инспектор по делам несовершеннолетних, профориентолог, тьютор, и т.д.
Изучение профессиональных склонностей. Использование образовательных порталов «Профориентир» для организации тестирования и опроса на выявление профессиональных предпочтений. Беседа с психологом по результатам профдиагностики.
Образ «Я». Профессиональная перспектива. Форсайт сессия «Я через 20 лет».
Модуль 2. Психологический (9 часов)
Психология как наука. Темперамент, характер, способности. Основы целеполагания. Мотивация деятельности.
Психолого-возрастные особенности школьников. Психическая регуляция поведения и деятельности. Положение в группе. Психология малых групп. Особенности межличностного общения. Правила эффективного общения.
Тренинг по разрешению конфликтных ситуаций в детском коллективе.
Модуль 3. Педагогическое взаимодействие (7 часов)
Педагогическая этика, сферы ответственности учителя (педагога) – вовлечение каждого ребёнка в образовательный процесс, обеспечение индивидуальной и совместной деятельности, эмоциональной безопасности и безопасности жизни и здоровья детей. Решение педагогических задач, содержащих примеры нарушения этики педагога. Анализ решений.
Профессиональная педагогическая позиция. Решение ситуационных задач.
«Педагогические алгоритмы». Как работать с детским коллективом на уроке. Педагогические техники решения педагогических задач. Приемы педагогической техники.
Открытые уроки лучших учителей школы. Анализ посещенных уроков
Модуль 4. Практический (102 часа)[1]
Исторические этапы развития социальной культурно-досуговой деятельности (СКД). Сценарно-режиссерские технологии. Культурно-досуговые программы. Энциклопедия КТД. Постановочная технология номера в праздничных зрелищах. Лидерская площадка. Школа подготовки помощников вожатых. Искусство организатора. Тренинг «Вожатый + и ++».
Летняя практика в лагерях дневного пребывания, загородных лагерях.
11 класс (34 часа)
Модуль 5. Путь в профессию (6 часов)
Виды и формы получения профессионального образования.
Знакомство с учреждениями высшего и среднего профессионального педагогического образования. Экскурсии в учреждения профессионального образования.
Круглый стол «Дороги, которые мы выбираем».
Модуль 6. Педагогические технологии организации образовательной деятельности (6 часов).
Технология игровой деятельности – виды игр, их функции и задачи. Квестовые, экскурсионные технологии, технологии малых форм и т. Д. Диги-технологии. Проектные технологии. Социальное проектирование. Мастер-классы учителей школы.
Модуль 7. Исследовательский (7 часов)
Методы исследования. Определение исследовательских, социальных проблем. Проведение исследования. Презентация результатов исследования.
Модуль 8. Проектный (12 часов)
Виды проектов. Требования к проектной деятельности. Этапы работы над проектом.
Разработка проекта занятия (урока, мероприятия, КТД, образовательных событий в рамках реализации программ внеурочной деятельности «Образовываясь, развиваюсь» и «Если не я, то кто же» на уровне основного общего образования МБОУ СОШ № 19. Предзащита проекта в форме деловой игры «Оптимисты-пессимисты».
Реализации проектных идей. Проведение уроков, занятий, образовательных событий.
Защита проекта.
Анализ проведенных мероприятий. Формирование сборника сценариев и разработок.
Модуль 9. Рефлексивный (3 часа)
Проведение мониторинга профессиональной готовности. Творческий проект «Моя будущая профессия». Презентация профессии, составление развернутой профессиограммы.
Составление резюме.
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ пп |
Раздел, тема |
Количество часов |
1. |
Модуль 1. Мотивационный |
10 часов |
1.1. |
Введение. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. |
1 |
1.2. |
Образование на современном этапе. |
1 |
1.3. |
Личностные качества педагога. Обсуждение-дискуссия образов учителей в фильмах «Завтра была война», «Уроки французского», «Доживем до понедельника» |
2 |
1.4. |
Деловая игра по личным воспоминаниям об учителях. Эссе «Каким должен быть учитель?» |
1 |
1.5. |
Мотивы выбора профессии. Интересы и склонности в выборе профессии. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. |
1 |
1.6. |
Мир педагогических профессий: воспитатель, психолог, методист, логопед, тренер, учитель. Преподаватель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, социальный педагог. Инспектор по делам несовершеннолетних, профориентолог, тьютор, и т.д. |
1 |
1.7. |
Изучение профессиональных склонностей. Использование образовательных порталов «Профориентир» для организации тестирования и опроса на выявление профессиональных предпочтений. Беседа с психологом по результатам профдиагностики. |
2 |
1.8. |
Образ «Я». Профессиональная перспектива. Форсайт сессия «Я через 20 лет». |
1 |
2. |
Модуль 2. Психологический |
9 часов |
2.1. |
Психология как наука |
1 |
2.2. |
Темперамент, характер, способности |
1 |
2.3. |
Основы целеполагания. Мотивация деятельности |
1 |
2.4. |
Психолого-возрастные особенности школьников |
1 |
2.5. |
Психическая регуляция поведения и деятельности |
1 |
2.6. |
Положение в группе. Психология малых групп. |
1 |
2.7. |
Особенности межличностного общения. Правила эффективного общения. |
1 |
2.8. |
Тренинг по разрешению конфликтных ситуаций в детском коллективе |
2 |
3. |
Модуль 3. Педагогическое взаимодействие |
7 часов |
3.1. |
Педагогическая этика, сферы ответственности учителя (педагога) – вовлечение каждого ребёнка в образовательный процесс, обеспечение индивидуальной и совместной деятельности, эмоциональной безопасности и безопасности жизни и здоровья детей. Решение педагогических задач, содержащих примеры нарушения этики педагога. Анализ решений. |
1 |
3.2. |
Профессиональная педагогическая позиция. Решение ситуационных задач. |
2 |
3.3. |
«Педагогические алгоритмы». Как работать с детским коллективом на уроке. Педагогические техники решения педагогических задач. Приемы педагогической техники. |
2 |
3.4. |
Открытые уроки лучших учителей школы. Анализ посещенных уроков |
2 |
4. |
Модуль 4. Практический |
102 часа[2] |
4.1. |
Исторические этапы развития социальной культурно-досуговой деятельности (СКД) |
9 |
4.2. |
Сценарно-режиссерские технологии |
12 |
4.3. |
Культурно-досуговые программы |
12 |
4.4. |
Энциклопедия КТД |
9 |
4.5. |
Постановочная технология номера в праздничных зрелищах |
9 |
4.6. |
Лидерская площадка |
6 |
4.7. |
Школа подготовки помощников вожатых |
21 |
4.8. |
Искусство организатора |
21 |
4.9. |
Тренинг «Вожатый + и ++». |
3 |
|
Летняя практика в лагерях дневного пребывания, загородных лагерях |
|
|
ИТОГО ЗА ГОД |
134 |
11 класс
№ пп |
Раздел, тема |
Количество часов |
5. |
Модуль 5. Путь в профессию |
6 часов |
5.1. |
Виды и формы получения профессионального образования. |
1 |
5.2. |
Знакомство с учреждениями высшего и среднего профессионального педагогического образования. Экскурсии в учреждения профессионального образования. |
4 |
5.3. |
Круглый стол «Дороги, которые мы выбираем». |
1 |
6. |
Модуль 6. Педагогические технологии организации образовательной деятельности |
6 часов |
6.1. |
Технология игровой деятельности – виды игр, их функции и задачи. |
1 |
6.2. |
Квестовые, экскурсионные технологии, технологии малых форм. |
1 |
6.3. |
Диги-технологии |
1 |
6.4. |
Проектные технологии. Социальное проектирование |
1 |
6.5. |
Мастер-классы учителей школы |
2 |
7. |
Модуль 7. Исследовательский |
7 часов |
7.1. |
Методы исследования. Определение исследовательских, социальных проблем. |
1 |
7.2. |
Проведение исследования. Оформление результатов. |
5 |
7.3. |
Презентация результатов исследования. |
1 |
8. |
Модуль 8. Проектный |
12 часов |
8.1. |
Виды проектов. Требования к проектной деятельности. Этапы работы над проектом. |
1 |
8.2. |
Разработка проекта занятия (урока, мероприятия, КТД, образовательных событий в рамках реализации программ внеурочной деятельности «Образовываясь, развиваюсь» и «Если не я, то кто же») на уровне основного общего образования МБОУ СОШ № 19. |
4 |
8.3. |
Предзащита проекта в форме деловой игры «Оптимисты-пессимисты». |
2 |
8.4. |
Реализации проектных идей. Проведение уроков, занятий, образовательных событий. |
2 |
8.5. |
Защита проекта. Анализ проведенных мероприятий. Формирование сборника сценариев и разработок. |
3 |
9. |
Модуль 9. Рефлексивный |
3 часа |
9.1. |
Проведение мониторинга профессиональной готовности. |
1 |
9.2. |
Творческий проект «Моя будущая профессия». Презентация профессии, составление развернутой профессиограммы. |
1 |
9.3. |
Составление резюме |
1 |
|
ВСЕГО ЗА ГОД |
34 ЧАСА |
|
ИТОГО |
|
Скачано с www.znanio.ru
[1] Модуль реализуется через сетевое взаимодействие с МБОУ ДОД ЦДТ: программа дополнительного образования «Школа вожатых»
[2] Модуль реализуется через сетевое взаимодействие с МБОУ ДОД ЦДТ: программа дополнительного образования «Школа вожатых»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.