ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЮНЫЕ ТИМУРОВЦЫ»
(4 класс)
Программу составила:
Игнатьева Г.В.,
учитель высшей категории
Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Основой разработки послужила педагогическая концепция Н.Е. Щурковой "Программа воспитания школьника" М.: Центр «Педагогический поиск», 2010. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Учитывая значимость, положительные результаты тимуровского движения хотелось бы возродить существовавшее тимуровское движение по оказанию помощи ветеранам и вдовам погибших и умерших участников ВОВ, локальных войн и конфликтов. Необходимо сначала дать специальную аргументацию положения о том, что представляет собой тимуровское движение, провести диспуты о прочитанных книгах, просмотренных кинофильмах, приобщить детей к культурным, духовным, трудовым традициям своего народа, сформировать у них патриотические чувства и развить духовность. Патриотизм — это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре. Россия — Родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру стран как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи...«Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Л. С. Лихачев). Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Детство – время активного социального “развертывания” растущего человека и освоения им социально культурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах. Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований личности. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребуется неизмеримо больше душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка, закрепленный в переживаниях, определяет его действия и поступки. В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив быть не может. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.
Программа кружка составлена с учетом государственного заказа (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников, материалов ФГОС нового поколения), общественного заказа (опрос детей и родителей). Она ориентирована на учащихся 3-4 классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой детей из разных классов.
Содержания проектов, входящих в Программу, таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.
Программа – комплексная программа развития детского движения, основная идея которой – воспитать поколение тех, кто способен помочь, понимающих, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Еще сравнительно недавно, скажем лет пятнадцать назад, всё было ясно: в стране существует одна взрослая политическая партия, одна молодежная организация и одна детская общественная (общественно-политическая, как её называли в те годы) Всесоюзная пионерская организация. В 1940 году опубликована повесть А.П. Гайдара «Тимур и его команда». Эта книга положила начало появлению первых тимуровских команд в пионерской организации. Тимуровское движение несет в себе национальную культуру, поэтому оно будет толчком к возврату национальных традиций. Окружающая действительность, изменения, произошедшие в стране, также не давали возможности реально приобщать детей к патриотизму. Эти пробелы могли быть восполнены участием в различных операциях, акциях, например, операция «Забота», операция «Обелиск»; посещениями разнообразных выставок народного искусства, школьных краеведческих музеев; сотрудничеством с детским садом.
Приоритеты данной программы:
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
3. Большое место в приобщении детей к патриотизму должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Тимуровское движение – это часть патриотического воспитания, а образовательная цель патриотического воспитания состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства — от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется мне стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Цель: - создание условий для формирования позитивного отношения школьника к родному Отечеству, к родному краю, природе и культуре, труду, людям через систему интеграции основного и дополнительного образования. Формирование собственного понимания нравственно-патриотической и гражданской позиции, воспитание осознанного участия в тимуровском движении и толерантности. Поддержка социальных инициатив, направленных на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания.
Задачи:
· создание условий для самоопределения и самореализации;
· формирование личности, ориентированной на культурные ценности;
· воспитание качеств, присущих:
- гражданину: чувство долга перед страной, чувство национальной гордости, уважение к символике государства и законам, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к языку, культуре и традициям, общественная активность, бережное отношение к природе, уважение прав и свобод другого человека, толерантность, правосознание;
- работнику: дисциплина и ответственность, работоспособность и организованность, трудолюбие и уважение к людям труда, деловитость и предприимчивость;
- семьянину: трудолюбие, культура общения, умение держаться в обществе, здоровый образ жизни, умение организовать свой досуг, знание норм и законов семейного права, знание психологии и этики, умение воспитывать собственных детей, уважение к родителям, старикам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом отряда.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой. Ведущие виды деятельности: познавательная, социально преобразующая, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
В общении должны реализовываться следующие правила:
· умение выслушивать его до конца;
· не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
· открытость и доступность учащимся.
Отношения строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности
Ожидаемые результаты:
Первый уровень- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, т.е. познание норм этики и морали; о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, т.е. познание базовых общественных ценностей…)
Второй уровень- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень- получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
В результате целенаправленной работы по организации тимуровского движения учащиеся приобретут такие духовно-нравственные качества как милосердие, терпимость, сострадание, трудолюбие, чувство долга и ответственность. Пополнят свои интересы социально значимым содержанием, основанным на опыте поколений. Приобщатся к культуре, традициям, общечеловеческим ценностям своего народа. Будут расти гражданами своего Отечества, людьми, уважающими себя и других. Станут полезными и нужными своей семье, своему обществу.
Формы и методы реализации:
Первый уровень результатов может быть достигнут посредством этической беседы, встреч, просмотра фильмов, т.е.инициативное участие ребенка в отдельных социальных акциях, организованных взрослыми.
Второй – через дискуссии, диспуты, круглые столы, экскурсии, походы, т.е. социально-ориентированные КТД.
Третий –через различные социально ориентированные акции, оказание помощи на дому, т.е. социальные проекты, волонтерство (постоянное инициативное участие ребенка в деятельности на благо отдельных людей и общества в целом).
Механизм реализации программы: Акция «Забота»; Акция «Милосердие»;
«Сотрудничество»; «Проектная деятельность»; «Досуг»; «Мир вокруг нас».
Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, выездные и открытые мероприятия. Ведущим методом для реализации данной программы являются личный пример, а также методы убеждения и самовоспитания. Выбирая формы работы, нужно отдать предпочтение таким, в которых ребята смогут проявить себя, реализовать свое «я».
Критерии воспитательной системы в программе:
- сформировать нравственный, познавательный потенциал личности школьника;
- развитие креативных способностей учащихся;
- проявление каждого ученика и классного сообщества;
- сформированность классного коллектива.
Содержание программы делится на 6 основных направлений:
1. Акция «Забота» - Постоянное общение с ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, с теми, кто находится практически только в стенах своего дома.
2. Акция «Милосердие» - Организация совместной деятельности, помогающей вхождению детей с ограниченными физическими возможностями и социально незащищенных подростков в социум.
3. «Сотрудничество» - Участие в школьных, городских и всероссийских конкурсах.
4. «Проектная деятельность» - Пробудить интерес и создать условия для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека.
5. «Досуг» - Организация мероприятий для младших, стремление сделать их жизнь увлекательной и интересной.
6. «Мир вокруг нас» - Проведение субботников, охрана окружающей среды.
Условия реализации программы:
Создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации, школы, педагогического коллектива. Совместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного образования, со школьным краеведческим музеем.
Прогнозируемые результаты:
· воспитание чувства гордости, любви к родному краю;
· повышение интереса к исследовательской деятельности;
· проявление уважительного отношения к старшим;
· расширение кругозора;
· активное участие родителей в жизни класса, школы;
Личностные результаты – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на занятии. Учиться отличать верно выполненное задание или не верно. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний : отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор информации. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Перерабатывать полученную информацию на уроке, делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения по жанрам, по выразительным средствам. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД Уметь пользоваться правилами тимуровского отряда . Донести свои мысли до собеседника уметь слушать и понимать высказывания собеседников совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках и внеклассных занятиях учиться согласованно работать в группах:
а) учиться планировать работу в группах б) учиться распределять работу между участниками проекта
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
На каждое занятие отводится 1ч. в неделю. Всего в год 34 часа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
№ п/п |
Тема занятий |
Общее количество часов |
Теорети ческие занятия |
Практи ческие занятия |
|
1. |
Школа тимуровцев, разведка тимуровских дел |
2 |
1 |
1 |
|
2. |
Букет для педагога-ветерана |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
3. |
Акция к дню пожилого человека «Пусть будет теплой осень жизни» |
1 |
|
1 |
|
4. |
Тимуровский десант. Поддержание санитарного порядка в школе, учебных территорий, пришкольного участка |
1 |
|
1 |
|
5. |
«Мы - твои старшие друзья!». Акция «Внимание дорога». Выпуск листовок. |
3 |
1 |
2 |
|
6. |
Согреем ладони, разгладим морщинки. Рассказы о бабушках и дедушках. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
7. |
Давайте жить дружно |
1 |
1 |
|
|
8. |
«Дорога добра». Акция «Помоги младшему» (помощь в учебе) |
1 |
|
1 |
|
9. |
Тимуровский десант. Поддержание санитарного порядка в школе, учебных территорий, пришкольного участка |
1 |
|
1 |
|
10. |
Операция «Кормушка» |
2 |
1 |
1 |
|
11. |
Проект «Герои среди нас» |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
12. |
Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно. |
1 |
1 |
|
|
13. |
Россия-Родина моя! Акция «Славные страницы нашего государства» |
2 |
1 |
1 |
|
14. |
«Чья квартира лучше» (изготовление кворечников) |
3 |
1 |
2 |
|
15. |
Выпуск газеты о проделанной рабое |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
16. |
Тимуровский десант. Поддержание санитарного порядка в школе, учебных территорий, пришкольного участка |
2 |
|
2 |
|
17. |
По страницам истории «Орден Отечественной войны» |
1 |
1 |
|
|
18. |
Беседы с ветеранами войны и труда. Воспоминания о пережитом. О военных и трудовых подвигах |
2 |
|
2 |
|
19. |
Тимуровский десант. Поддержание санитарного порядка в школе, учебных территорий, пришкольного участка |
2 |
|
2 |
|
20. |
Хвасталка добрых дел |
1 |
1 |
|
|
ИТОГО |
34 |
11(32,4%) |
23(67,4%) |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.