Программа внеурочной деятельности 9 класс "Я -гражданин"
Оценка 4.7

Программа внеурочной деятельности 9 класс "Я -гражданин"

Оценка 4.7
docx
14.05.2021
Программа внеурочной деятельности 9 класс "Я -гражданин"
внеурочка общество 9 класс 4 часа Я - гражданин.docx

 

 

1. Пояснительная записка

2.  Содержание курса

3.  Календарно-тематическое  планирование

4. Планируемые результаты

5.   Учебно-методический комплекс

 1. Пояснительная записка

Программа “Я – гражданин” направлена на развитие и социальное и духовно-нравственное воспитание обучающихся на ступени основного общего образования.    У выпускников   9 классов есть необходимость  не только в обобщении ранее полученных  на уроках   знаниях, но и   углубление  представлений о  человеке, его роли в современном  мире,   формирование    ответственного отношения  к своей судьбе и правильного вдумчивого  поведения в социуме.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

На реализацию программы в 9-х классах отводится 64 часов  из расчёта  4 часа в неделю

         Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

         Задачи:

- обобщение знаний учащихся;

- развитие интереса к изучению правовых норм Российского государства, символике РФ, чувства патриотизма и уважения к своему народу;

- содействие воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям своего государства, к законам своей страны;

- воспитание активной гражданской позиции;

- формирование у учащихся понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции, патриотизма и толерантности;

- повышение экономической и  правовой  грамотности

- воспитание приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ

Возможные приемы работы: объяснение учителя, сообщения учащихся, диалог ученик-ученик, презентации проектных работ,

Формы организации занятий:

  • интерактивные лекции и беседы;
  • игры, конкурсы, диспуты, дебаты;
  • учебные исследования;
  • творческие  проекты
  • тестирование
  • практикумы

 

            2. Содержание программы

№п/п

Название раздела

Количество часов

1

Место человека в социуме

   10

2

Политическая культура

   11

3

Будущий избиратель

   13

4

Правовая  культура

   14

5

Экономическая культура

11

6

Профессионал будущего

    4

 

Раздел I. Место  человека в социуме Человек. Индивид. Личность.   Темперамент и черты характера. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности. Социализация и воспитание. Деятельность человека.  Влияние общения на развитие  личности. Отношения между разными национальностями внутри одного государства.     Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. Конфликты в обществе. Социально-психологический процесс общения.

Раздел II. Политическая культура

Понятия (власть, авторитет, сила, иерархия власти). Закон и власть. Ветви власти. Источники власти. Политика. Роль политики в жизни общества. Федеральное собрание, правительство. Демократический и недемократический режимы.

Участие граждан в политической жизни

Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. Источники власти. Классификация форм правления Гражданское общество и правовое государство. Суверенитет. 

Раздел III. Будущий избиратель

Избирательное право и его происхождение. Голосование выборы, референдум. Партии и движения. Принципы участия в выборах ,право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Пропорциональная система. Мажоритарная система. Составление списков избирателей, образование и утверждение избирательных округов и избирательных участников, формирование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование, подсчёт голосов и установление результатов выборов

Раздел IV. Правовая культура

Понятие «право» Нормы права. Отрасли права 
Право и закон. Конституция — Основной закон государства. Гражданское общество и правовое государство. Правонарушения. Правоохранительные органы
.

Раздел V.Экономическая культура

Что такое экономика. Экономические системы. Потребности. Роль труда и капитала в развитии экономики. Взаимосвязь обмена и рынка.  Формы и виды рынков. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Олигополия  и монополия. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Экономический статус предпринимателя. Государственный бюджет, бюджет семьи. Основные статьи государственных расходов. Налоги как источник доходов федерального правительства.  Прямые и косвенные налоги. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным.

Раздел VI.  Профессионал будущего

Правила выбора профессии. Основные  понятия  психических процессов и их виды. Уровень развития  своих  профессиональных важных качеств. Сферы трудовой  деятельности ( классификация профессий). Значение правильного  самоопределения  для личности  и общества

3.Календарно-тематическое  планирование

 

Название

Кол-во часов

Форма проведения

Раздел I«Место человека в социуме» (10 часов)

1

Человек - существо социальное

1

Лекция

2

Потребности человека

1

Лекция.

3

Деятельность человека.

1

Самостоятельная работа. Решение  тестовых  занятий

4-5

Общение. Коммуникативные

навыки

2

Лекция

Практическое  занятие.

6

Мораль. Нравственные нормы.

1

Лекция. Отработка тестовых понятийных  заданий.

7-8

Ценностные ориентации

2

Мини-исследование.  «Ценностные ориентации   подростков»

9-10

Межличностные  отношения

2

Лекция.  Практическое занятие  (выявление уровня  толерантности)

Раздел II  «Политическая культура» (11  часов)

11-12

Гражданин  РФ

2

Лекция

Практикум  (анкетирование на тему «Моя правовая и  политическая культура»)

13-14

Россия. Символы государства .

2

Самостоятельная работа.  Мини-исследование

15-17

Государственное устройство.

3

Лекция. Практикум.  Решение тестовых заданий

18-20

Власть в России. Три ветви власти

2

Лекция. Практикум.  Решение тестовых заданий

21

Правовое государство

1

Лекция. Работа с текстами

22

Гражданское общество

1

Лекция.  Работа с текстами

Раздел III «Будущий избиратель» (13 часов)

23-24

Что  значит быть избирателем 

2

Социологический опрос  «Выборы – кому это нужно»

25-26

Избирательное право в РФ

2

Лекция.  Практикум

27-28

Виды избирательных систем

2

Лекция. Практикум

29-31

Избирательный процесс, его основные стадии

3

Лекция

Практикум

Деловая игра «Референдум»

32-33

Обобщающее занятие

2

Отработка тестовых  заданий. Работа с источниками.

34-35

Обобщающее  занятие

2

Турнир по  праву

Раздел IV  «Правовая культура» (14 часов)

36-37

Право в системе социальных норм

2

Лекция.  Практикум

38-39

Основной закон государства

2

Практикум. Решение задач

40

Права и обязанности

1

Самостоятельная работа

41

Гражданские права и обязанности.

1

Самостоятельная работа

42

Обязанность защиты Отечества.

1

Диспут

43-44

Гражданское право

2

Лекция.  Практикум

45

Трудовое право

1

Практикум. Решение задач

46

Административное право

1

Практикум. Решение задач

47

Уголовное право

1

Практикум. Решение задач

48-49

Обобщающее занятие

2

Деловая игра

Раздел  V «Экономическая культура» (11 часов)

50

Роль экономики в жизни   общества

1

Лекция

51

Экономическая свобода и социальная ответственность

1

Лекция. 

52-53

Закон спроса и закон предложения

2

Самостоятельная работа.  Мини-исследование

54

Виды налогов. Государственные доходы и расходы.

1

Лекция. Практикум.  Решение тестовых заданий

55-56

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия

2

Лекция. Практикум.  Решение тестовых заданий

57

 Семейная экономика

1

Практическая работа

58

Основы предпринимательской деятельности

 

Лекция. Работа с текстами

59

Деньги и их функции. Банковская система

1

Виртуальная экскурсия

60

Обобщающее занятие

1

Игра по станциям

Раздел  VI «Профессионал будущего» (4 часа)

61

Понятие  о профессии, специальности, должности.  Тест «Карта интересов»

1

Лекция. Тестирование

62

Классификация  профессий

1

Беседа.  Творческая работа

63

Интересы и склонности.. Способности  и профессиональная  пригодность.  Тесты Айзенка

1

Беседа.  Тестирование

64

Востребованные профессии  будущего

1

Творческая работа

 


4. Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, 
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
  •  уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

Коммуникативные УУД:

  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
  •  приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

Познавательные УУД:

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.

В результате реализации программы ожидается:

  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся как основа личности гражданина России.

 

5.   Учебно-методический комплекс

1.Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА. – М., АСТ: Астрель, 2009 г.

2.Певцова Е.А. Книга учителю обществознания. М. РС.2002 г

3.Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний» 8-9 кл., ООО «Кирилл и Мефодий».

4.http://www.mon.ru.gov.ru– официальный сайт Министерства образования и науки РФ

5.http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений

6 .http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка 2. Содержание курса 3

Пояснительная записка 2. Содержание курса 3

Конституции РФ Возможные приемы работы: объяснение учителя, сообщения учащихся, диалог ученик-ученик, презентации проектных работ,

Конституции РФ Возможные приемы работы: объяснение учителя, сообщения учащихся, диалог ученик-ученик, презентации проектных работ,

Понятия (власть, авторитет, сила, иерархия власти)

Понятия (власть, авторитет, сила, иерархия власти)

Название Кол-во часов Форма проведения

Название Кол-во часов Форма проведения

Избирательное право в РФ 2

Избирательное право в РФ 2

Закон спроса и закон предложения 2

Закон спроса и закон предложения 2

Метапредметные результаты: Регулятивные

Метапредметные результаты: Регулятивные

Программа внеурочной деятельности 9 класс "Я -гражданин"

Программа внеурочной деятельности 9 класс "Я -гражданин"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2021