1. Пояснительная записка
2. Содержание курса
3. Календарно-тематическое планирование
4. Планируемые результаты
5. Учебно-методический комплекс
1. Пояснительная записка
Программа “Я – гражданин” направлена на развитие и социальное и духовно-нравственное воспитание обучающихся на ступени основного общего образования. У выпускников 9 классов есть необходимость не только в обобщении ранее полученных на уроках знаниях, но и углубление представлений о человеке, его роли в современном мире, формирование ответственного отношения к своей судьбе и правильного вдумчивого поведения в социуме.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
На реализацию программы в 9-х классах отводится 64 часов из расчёта 4 часа в неделю
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- обобщение знаний учащихся;
- развитие интереса к изучению правовых норм Российского государства, символике РФ, чувства патриотизма и уважения к своему народу;
- содействие воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям своего государства, к законам своей страны;
- воспитание активной гражданской позиции;
- формирование у учащихся понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции, патриотизма и толерантности;
- повышение экономической и правовой грамотности
- воспитание приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ
Возможные приемы работы: объяснение учителя, сообщения учащихся, диалог ученик-ученик, презентации проектных работ,
Формы организации занятий:
2. Содержание программы
№п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Место человека в социуме |
10 |
2 |
Политическая культура |
11 |
3 |
Будущий избиратель |
13 |
4 |
Правовая культура |
14 |
5 |
Экономическая культура |
11 |
6 |
Профессионал будущего |
4 |
Раздел I. Место человека в социуме Человек. Индивид. Личность. Темперамент и черты характера. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности. Социализация и воспитание. Деятельность человека. Влияние общения на развитие личности. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. Конфликты в обществе. Социально-психологический процесс общения.
Раздел II. Политическая культура
Понятия (власть, авторитет, сила, иерархия власти). Закон и власть. Ветви власти. Источники власти. Политика. Роль политики в жизни общества. Федеральное собрание, правительство. Демократический и недемократический режимы.
Участие граждан в политической жизни
Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. Источники власти. Классификация форм правления Гражданское общество и правовое государство. Суверенитет.
Раздел III. Будущий избиратель
Избирательное право и его происхождение. Голосование выборы, референдум. Партии и движения. Принципы участия в выборах ,право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Пропорциональная система. Мажоритарная система. Составление списков избирателей, образование и утверждение избирательных округов и избирательных участников, формирование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование, подсчёт голосов и установление результатов выборов
Раздел IV. Правовая культура
Понятие «право» Нормы права. Отрасли права
Право и закон. Конституция — Основной закон государства. Гражданское
общество и правовое государство. Правонарушения. Правоохранительные органы.
Раздел V.Экономическая культура
Что такое экономика. Экономические системы. Потребности. Роль труда и капитала в развитии экономики. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Олигополия и монополия. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Экономический статус предпринимателя. Государственный бюджет, бюджет семьи. Основные статьи государственных расходов. Налоги как источник доходов федерального правительства. Прямые и косвенные налоги. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным.
Раздел VI. Профессионал будущего
Правила выбора профессии. Основные понятия психических процессов и их виды. Уровень развития своих профессиональных важных качеств. Сферы трудовой деятельности ( классификация профессий). Значение правильного самоопределения для личности и общества
3.Календарно-тематическое планирование
№ |
Название |
Кол-во часов |
Форма проведения |
Раздел I«Место человека в социуме» (10 часов) |
|||
1 |
Человек - существо социальное |
1 |
Лекция |
2 |
Потребности человека |
1 |
Лекция. |
3 |
Деятельность человека. |
1 |
Самостоятельная работа. Решение тестовых занятий |
4-5 |
Общение. Коммуникативные навыки |
2 |
Лекция Практическое занятие. |
6 |
Мораль. Нравственные нормы. |
1 |
Лекция. Отработка тестовых понятийных заданий. |
7-8 |
Ценностные ориентации |
2 |
Мини-исследование. «Ценностные ориентации подростков» |
9-10 |
Межличностные отношения |
2 |
Лекция. Практическое занятие (выявление уровня толерантности) |
Раздел II «Политическая культура» (11 часов) |
|||
11-12 |
Гражданин РФ |
2 |
Лекция Практикум (анкетирование на тему «Моя правовая и политическая культура») |
13-14 |
Россия. Символы государства . |
2 |
Самостоятельная работа. Мини-исследование |
15-17 |
Государственное устройство. |
3 |
Лекция. Практикум. Решение тестовых заданий |
18-20 |
Власть в России. Три ветви власти |
2 |
Лекция. Практикум. Решение тестовых заданий |
21 |
Правовое государство |
1 |
Лекция. Работа с текстами |
22 |
Гражданское общество |
1 |
Лекция. Работа с текстами |
Раздел III «Будущий избиратель» (13 часов) |
|||
23-24 |
Что значит быть избирателем |
2 |
Социологический опрос «Выборы – кому это нужно» |
25-26 |
Избирательное право в РФ |
2 |
Лекция. Практикум |
27-28 |
Виды избирательных систем |
2 |
Лекция. Практикум |
29-31 |
Избирательный процесс, его основные стадии |
3 |
Лекция Практикум Деловая игра «Референдум» |
32-33 |
Обобщающее занятие |
2 |
Отработка тестовых заданий. Работа с источниками. |
34-35 |
Обобщающее занятие |
2 |
Турнир по праву |
Раздел IV «Правовая культура» (14 часов) |
|||
36-37 |
Право в системе социальных норм |
2 |
Лекция. Практикум |
38-39 |
Основной закон государства |
2 |
Практикум. Решение задач |
40 |
Права и обязанности |
1 |
Самостоятельная работа |
41 |
Гражданские права и обязанности. |
1 |
Самостоятельная работа |
42 |
Обязанность защиты Отечества. |
1 |
Диспут |
43-44 |
Гражданское право |
2 |
Лекция. Практикум |
45 |
Трудовое право |
1 |
Практикум. Решение задач |
46 |
Административное право |
1 |
Практикум. Решение задач |
47 |
Уголовное право |
1 |
Практикум. Решение задач |
48-49 |
Обобщающее занятие |
2 |
Деловая игра |
Раздел V «Экономическая культура» (11 часов) |
|||
50 |
Роль экономики в жизни общества |
1 |
Лекция |
51 |
Экономическая свобода и социальная ответственность |
1 |
Лекция. |
52-53 |
Закон спроса и закон предложения |
2 |
Самостоятельная работа. Мини-исследование |
54 |
Виды налогов. Государственные доходы и расходы. |
1 |
Лекция. Практикум. Решение тестовых заданий |
55-56 |
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия |
2 |
Лекция. Практикум. Решение тестовых заданий |
57 |
Семейная экономика |
1 |
Практическая работа |
58 |
Основы предпринимательской деятельности |
|
Лекция. Работа с текстами |
59 |
Деньги и их функции. Банковская система |
1 |
Виртуальная экскурсия |
60 |
Обобщающее занятие |
1 |
Игра по станциям |
Раздел VI «Профессионал будущего» (4 часа) |
|||
61 |
Понятие о профессии, специальности, должности. Тест «Карта интересов» |
1 |
Лекция. Тестирование |
62 |
Классификация профессий |
1 |
Беседа. Творческая работа |
63 |
Интересы и склонности.. Способности и профессиональная пригодность. Тесты Айзенка |
1 |
Беседа. Тестирование |
64 |
Востребованные профессии будущего |
1 |
Творческая работа |
4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
В результате реализации программы ожидается:
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся как основа личности гражданина России.
5. Учебно-методический комплекс
1.Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА. – М., АСТ: Астрель, 2009 г.
2.Певцова Е.А. Книга учителю обществознания. М. РС.2002 г
3.Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний» 8-9 кл., ООО «Кирилл и Мефодий».
4.http://www.mon.ru.gov.ru– официальный сайт Министерства образования и науки РФ
5.http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
6 .http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.