Программа внеурочной деятельности учителя русского языка и литературы Пономаревой А.С., классного руководителя 5В класса.
«Чтение - вот лучшее учение»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Чтение – вот лучшее учение»
.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы
Задачи
Формы и режим занятий
Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозировано и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др.. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
Формы проведения занятий – беседа, классный час, игра, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.
Режим занятий – программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1 раз в неделю). Возможный вариант – в течение полугодия. Время проведения занятия – 45 мин.
Результативность освоения программы
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления результата является также участие школьников в мероприятиях, проведённых по этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце каждой четверти).
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
учащиеся научатся
Метапредметные результаты:
учащиеся овладеют
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
Предметные результаты:
Учащиеся получат возможность
· использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
· обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.
Учебно-тематический план.
№ |
Наименование разделов, блоков, тем |
Всего часов |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
|
Аудиторные ( теория) |
Внеаудиторные (практика)
|
||||
1 |
Умеем ли мы читать? (Виды чтения) |
1 |
1 |
Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы |
|
2 |
Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Библиотечный урок |
1 |
1 |
Извлечение нужной информации из текста; составление памятки, работа в группах |
|
3 |
Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал») |
1 |
1 |
Освоение стратегий смыслового чтения |
|
4 |
Что и о чём? (Углубление понятия о тексте) |
1 |
1 |
Подготовка к конкурсу чтецов по выбранной теме: |
|
5 |
Конкурс чтецов стихов А.С.Пушкина |
1 |
1 |
Участие в конкурсе, выразительное чтение наизусть |
|
6 |
Читать –это модно? |
1 |
1 |
Опрос учащихся |
|
7 |
Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа) |
1 |
1 |
Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте. |
|
8 |
Внимание к слову. |
1 |
1 |
Лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения |
|
9 |
Уроки семейного чтения по сказкам А.С.Пушкина |
1 |
1 |
Семейный классный час |
|
10 11 |
Оформление бумажных книг к Дню матери |
2 |
2 |
Развитие творческих способностей |
|
12 |
Сбор книг для библиотеки класса |
1 |
1 |
Волонтерская деятельность |
|
13 |
Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте) |
1 |
Находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения |
||
14 15 |
Библиотечный урок (Книга и ее роль в жизни человека) |
2 |
2 |
Освоение нового материала, экскурсия |
|
16 17 |
Акция «Книжкин доктор» |
2 |
2 |
Помощь в ремонте книг в школьной библиотеке |
|
18 |
Урок с применением современных технологий, программ для чтения |
1 |
1 |
Познавательный интерес, изучение нового |
|
19 |
Аудиокнига-источник новой информации |
1 |
1 |
Фрагмент аудиозаписи сказки ( Слушаем актерское чтение) |
|
20 |
Ролевая игра «Какая книга лучше( электронная или бумажная?» |
1 |
1 |
Ролевая игра |
|
21 |
Чтение электронного текста (пересказ) |
1 |
1 |
Развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения |
|
22 |
Чтение бумажного текста (пересказ) |
1 |
1 |
Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи |
|
23 |
Сопоставление текста на бумаге и электронном носителе |
1 |
1 |
Выделение тезиса и аргументов/ примеров в тексте учебно-научного стиля речи |
|
24 |
Диалог с текстом |
1 |
1 |
Составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой |
|
25 |
Смысловое чтение |
1 |
1 |
Осмысление информации, анализирование |
|
26 |
Библиотечный урок по творчеству В.П.Астафьева |
1 |
1 |
Знакомство с творчеством В.П.Астафьева, его чусовским периодом жизни, а также его текстами, написанными в городе Чусовом. |
|
27 |
Экскурсия в дом-музей В.П.Астафьева |
1 |
1 |
||
28 |
Чтение рассказов В.П.Астафьева |
1 |
1 |
||
29 |
Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте) |
1 |
1 |
Осмысление информации, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации |
|
30 |
Что помогает понять текст? (План текста) |
1 |
1 |
Структурирование информации во время чтения и после чтения, перерабатывание и фиксирование сжатой информации в форме плана |
|
31 |
Книга воспитывает? Чему и как? |
1 |
1 |
Игра |
|
32 |
Составление памятка для учащихся и их родителей на тему: Зачем нужна книга. |
1 |
1 |
Составление памятки |
|
33 |
Советы читателям (расскажи и своей любимой книге) |
1 |
1 |
Рассказ о совей книге, презентация |
|
34 |
Чему я научился |
1 |
1 |
Создание памятки |
|
|
Итого: |
34 |
34 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.