Программа внеурочной деятельности "Чтение-вот лучшее учение"
Оценка 4.6

Программа внеурочной деятельности "Чтение-вот лучшее учение"

Оценка 4.6
Образовательные программы +1
docx
русская литература
11 кл +1
22.06.2020
Программа внеурочной деятельности "Чтение-вот лучшее учение"
программа разработана для детей 5-х классов
5в программа внеурочной деятельности.docx

Программа внеурочной деятельности учителя русского языка и литературы Пономаревой А.С., классного руководителя 5В класса.

«Чтение - вот лучшее учение»

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Чтение – вот лучшее учение»

.

Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.

В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.

Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.

Цель программы

  • формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении;
  • формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;
  • формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.

Задачи

  • развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;
  • вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
  • развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
  • освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
  • учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
  • углубления базовых знаний по теории текста;
  • использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
  • использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
  • использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;
  • использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.

Формы и режим занятий

Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозировано и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др.. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.

Формы проведения занятий – беседа, классный час, игра, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.

Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.

Режим занятий – программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1 раз в неделю). Возможный вариант – в течение полугодия. Время проведения занятия – 45 мин.

Результативность освоения программы

Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления результата является также участие школьников в мероприятиях, проведённых по этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце каждой четверти).

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

учащиеся научатся

  • осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
  • использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

Метапредметные результаты:

учащиеся овладеют

  • элементарными навыками работы с книгой;
  • умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
  • элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанногона основе умений:

  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;
  • предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;
  • находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
  • находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
  • выделять термины, обозначающие основные понятия текста.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информациина основе умений:

  • понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
  • выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;
  • объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
  • сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в не сплошных текстах);
  • интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
  • задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
  • прогнозировать содержание текста;
  • находить скрытую информацию в тексте;
  • использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информациина основе умений:

  • составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
  • делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
  • приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
  • преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексиюна основе умений:

  • откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
  • оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
  • использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
  • оценивать не только содержание текста, но и его форму.

Предметные результаты:

Учащиеся получат возможность

·         использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;

·         обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.

Учебно-тематический план.

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Аудиторные

( теория)

Внеаудиторные

(практика)

 

1

Умеем ли мы читать? (Виды чтения)

1

1

Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы

2

Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Библиотечный урок

1

1

Извлечение нужной информации из текста; составление памятки, работа в группах

3

Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал»)

1

1

Освоение стратегий смыслового чтения

4

Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)

1

1

Подготовка к конкурсу чтецов по выбранной теме:

5

Конкурс чтецов стихов А.С.Пушкина

1

1

Участие в конкурсе, выразительное чтение наизусть

6

Читать –это модно?

1

1

Опрос учащихся

7

Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

1

1

Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте.

8

Внимание к слову.

1

1

Лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения

9

Уроки семейного чтения по сказкам А.С.Пушкина

1

1

Семейный классный час

10

11

Оформление бумажных книг к Дню матери

2

2

Развитие творческих способностей

12

Сбор книг для библиотеки класса

1

1

Волонтерская деятельность

13

Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)

1

Находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения

14

15

Библиотечный урок (Книга и ее роль в жизни человека)

2

2

Освоение нового материала, экскурсия

16

17

Акция «Книжкин доктор»

2

2

Помощь в ремонте книг в школьной библиотеке

18

Урок с применением современных технологий, программ для чтения

1

1

Познавательный интерес, изучение нового

19

Аудиокнига-источник новой информации

1

1

Фрагмент аудиозаписи сказки ( Слушаем актерское чтение)

20

Ролевая игра «Какая книга лучше( электронная или бумажная?»

1

1

Ролевая игра

21

Чтение электронного текста (пересказ)

1

1

Развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения

22

Чтение бумажного текста (пересказ)

1

1

Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи

23

Сопоставление текста на бумаге и электронном носителе

1

1

Выделение тезиса и аргументов/ примеров в тексте учебно-научного стиля речи

24

Диалог с текстом

1

1

Составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой

25

Смысловое чтение

1

1

Осмысление информации, анализирование

26

Библиотечный урок по творчеству В.П.Астафьева

1

1

Знакомство с творчеством В.П.Астафьева, его чусовским периодом жизни, а также его текстами, написанными в городе Чусовом.

27

Экскурсия в дом-музей В.П.Астафьева

1

1

28

Чтение рассказов В.П.Астафьева

1

1

29

Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)

1

1

Осмысление информации, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации

30

Что помогает понять текст? (План текста)

1

1

Структурирование информации во время чтения и после чтения, перерабатывание  и фиксирование сжатой информации в форме плана

31

Книга воспитывает? Чему и как?

1

1

Игра

32

Составление памятка для учащихся и их родителей на тему: Зачем нужна книга.

1

1

Составление памятки

33

Советы читателям (расскажи и своей любимой книге)

1

1

Рассказ о совей книге, презентация

34

Чему я научился 

1

1

Создание памятки

 

Итого:

34

34

 


 

Программа внеурочной деятельности учителя русского языка и литературы

Программа внеурочной деятельности учителя русского языка и литературы

Формы и режим занятий Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером

Формы и режим занятий Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером

Метапредметные результаты: учащиеся овладеют элементарными навыками работы с книгой; умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический); элементарными…

Метапредметные результаты: учащиеся овладеют элементарными навыками работы с книгой; умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический); элементарными…

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации , на основе умений: составлять план к тексту…

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации , на основе умений: составлять план к тексту…

Библиотечный урок1 1Извлечение нужной информации из текста; составление памятки, работа в группах 3Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал»)11Освоение стратегий смыслового чтения…

Библиотечный урок1 1Извлечение нужной информации из текста; составление памятки, работа в группах 3Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал»)11Освоение стратегий смыслового чтения…

Познавательный интерес, изучение нового 19Аудиокнига-источник новой информации11Фрагмент аудиозаписи сказки (

Познавательный интерес, изучение нового 19Аудиокнига-источник новой информации11Фрагмент аудиозаписи сказки (

План текста) 1 1

План текста) 1 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2020