Программа внеурочной деятельности «Азбука Здоровья» разработана для занятий с учащимися 3-х классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и авторской программы Л.А. Обухова, Н.А Лемяскина, О.Е. Жиренко «135 уроков здоровья, или школа докторов природы» (2014).
Цели программы «Азбука Здоровья»:
· формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
· развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
· обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи программы «Азбука Здоровья»:
- способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни;
-обучить учащихся приёмам по профилактике заболеваний;
- расширить гигиенические знания и навыки учащихся;
- сформировать представления об окружающих опасностях;
-обучить примем оказания первой помощи;
- обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления, улучшение осанки, профилактика плоскостопия;
-обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.
В ходе реализация программы по формированию здорового образа жизни ученик должен знать:
· основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
· особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
· особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
· основы рационального питания;
· правила оказания первой помощи;
· способы сохранения и укрепление здоровья;
· основы развития познавательной сферы;
· соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
· влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
· значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.
В ходе реализация программы по формированию здорового образа жизни ученик должен уметь:
· составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
· выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
· различать “полезные” и “вредные” продукты;
· использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевого энцефалита;
· определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
· заботиться о своем здоровье;
· находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
· применять коммуникативные и презентационные навыки;
· использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
· оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
· находить выход из стрессовых ситуаций;
· принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
· адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
· отвечать за свои поступки;
· отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, (45 минут). Занятия проводятся в спортивном зале или учебном кабинете, закрепленном за классом, а также на спортивной площадке школы. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.
Форма организации внеурочной деятельности «Азбука Здоровья» – кружок. Программа кружка рассчитана на один год обучения. Периодичность занятий — один раз в неделю. Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа. Практические занятия составляют большую часть программы. Применяемые виды внеурочной деятельности:
· игровая;
· познавательная;
· проблемно-ценностное общение;
· досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
· спортивно-оздоровительная деятельность.
1. Растем здоровыми. Что такое скелет и позвоночник. Как утроены наши кости. Функции костей. Что такое череп. Уникальные свойства костей. Что такое рахит. Почему искривляется позвоночник. Как правильно держать спину. Осанка и компьютер. Ранец или портфель. Вес ранца для школьника. Упражнения на укрепление осанки. Как не испортить осанку. Спорт и здоровье. Основные виды спорта. Виды спорта для школьника. Чем ты увлекаешься?
2. Опасности вокруг нас. Какие опасности нас подстерегают. Что такое электричество. Электрический ток и электротравма. Тепловые и солнечные удары. Химия в нашем доме. Как избежать отравлений. Бытовые травмы. Ожоги. Как уберечься в мороз. Ядовитые растения. Ядовитые насекомые. Как помочь больным и беспомощным. Первая доврачебная помощь. Правила безопасного поведения в доме и на улице. Безопасность в грозу, дождь. Правила поведения на воде. Правила обращения с огнем.
№ урока |
Название раздела и темы |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Виды учебной деятельности |
Формируемые УУД (к разделу) |
Примечание (описание причин корректировки) |
|
по плану |
факт. |
|
|||||
Раздел 1. Растем здоровыми |
|||||||
1. |
Что такое скелет и позвоночник. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
Интерес к новым знаниям; Умение задать вопрос, корректно вести диалог; Умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения задач информацию; Умение позитивно относиться к своему здоровью; Владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; Умение действовать на основе выбранных елевых и смысловых установок; Умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к собственному здоровью и сферам деятельности по здоровьесбережению; Умение применять правила поведения в экстремальных ситуациях. Уметь принимать решения и брать на себя ответственность за их последствия; Умение ставить вопросы к наблюдаемым явлениям, отыскивать их причины, обозначать свое понимание или непонимание к изучаемой проблеме; деятельности в природной среде; |
|
2. |
Как устроены наши кости. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
3. |
Функции костей. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
4. |
Что такое череп. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
5. |
Уникальные свойства костей. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
6. |
Что такое рахит. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
7. |
Почему искривляется позвоночник. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
8. |
Как правильно держать спину. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
9. |
Осанка и компьютер. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
10. |
Ранец или портфель. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
11. |
Вес ранца для школьника. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
12. |
Упражнения на укрепление осанки. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
13. |
Как не испортить осанку. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
14. |
Спорт и здоровье. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
15. |
Основные виды спорта. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
16. |
Виды спорта для школьника. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
17. |
Чем ты увлекаешься? |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
Раздел 2. Опасности вокруг нас. |
|||||||
18. |
Какие опасности нас подстерегают. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
Умение брать на себя ответственность, принимать решения на основе собственных позиций; Умение действовать на основе выбранных целевых и смысловых установок; Умение развивать положительные навыки общения в обществе; Способность ориентироваться в информационных потоках уметь выделять в них главное и необходимое; Владение навыками работы с различными источниками информации; Владение способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; Умение распознать и идентифицировать потенциальную опасность; Умение применять правила личной гигиены, заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; Умение подобрать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств; Умение применять правила поведения в экстремальных ситуациях; Умение контролировать свое психоэмоциональное состояние в условиях риска для здоровья и жизни; Владение знаниями и умениями оказать помощь себе и другим людям в экстремальных условиях. |
|
19. |
Что такое электричество. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
20. |
Электрический ток и электротравма. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
21. |
Тепловые и солнечные удары. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
22. |
Химия в нашем доме. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
23. |
Как избежать отравления. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
24. |
Бытовые травмы. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
25. |
Ожоги. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
26. |
Как уберечься в мороз. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
27. |
Ядовитые растения. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
28. |
Ядовитые насекомые. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
29. |
Как помочь больным и беспомощным. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
30. |
Первая доврачебная помощь. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
31. |
Правила безопасного поведения в доме и на улице. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
32. |
Безопасность в грозу, дождь. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
33. |
Правила поведения на воде. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
34. |
Правила обращения с огнем. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд.Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
2.Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
4. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
5. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
6. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
7.Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
8. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
9. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
10. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
11. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
12. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
13. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
14. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.