ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для учащихся 5 класса «Юный исследователь: Тайны Древней Истории»
Оценка 5

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для учащихся 5 класса «Юный исследователь: Тайны Древней Истории»

Оценка 5
Образовательные программы +1
docx
история
5 кл—7 кл
01.12.2022
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для учащихся 5 класса «Юный исследователь: Тайны Древней Истории»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для учащихся 5 класса «Юный исследователь: Тайны Древней Истории»
РП Юный исследователь.docx

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для учащихся 5 класса

«Юный исследователь: Тайны Древней Истории»

34 часа в год (1 час в неделю)

 

2022-2023 учебный год

 

 

Программу составил:

Учитель истории

Шаповаленко Наталья Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

2022

I.                  Паспорт программы

Наименование программы

Юный исследователь: Тайны Древней Истории

Разработчик программы

Шаповаленко Наталья Юрьевна (учитель истории)

Актуальность программы

История  является одним из основных общеобразовательных предметов, помогающих формировать у учащихся целостную картину мира. Именно с изучения истории Древнего Мира учащиеся начинают свое знакомство с прошлым человечества. Древний мир хранит в себе множество загадок, интересных для учащихся, которые достаточно сложно охватить на основных уроках истории. Именно на их раскрытие и направлена предложенная программа. Кроме того, данная программа способна расширить познавательный интерес учащихся, сформировать личностную само-идентификацию, воспитывать уважение к культурам других стран и народов, а также формировать и развивать функциональную грамотность учащихся.

Новизна программы

Особенностью программы является ее направленность на формирование компетенций функциональной грамотности учащихся через призму проблемных вопросов познания прошлого.

Потенциал программы

Мотивирующий: удовлетворение познавательного интереса учащихся, повышение мотивации к изучению истории;

Развивающий: развитие способности учащихся мыслить проблемно, формирование исследовательских навыков учащихся, развитие функциональной грамотности;

Воспитательный: воспитание уважения к истории других стран и народов.

Цель программы

Создание условий для интеллектуальной деятельности учащихся, развитие познавательного интереса к изучению истории.

Задачи программы

Повысить мотивацию учащихся к изучению проблемных вопросов истории; Направить познавательный интерес учащихся на изучение определенных, более проблемных тем; Предложить опорные вопросы для изучения; Предложить необходимый перечень литературы и источников для более глубокого знакомства с вопросами; Предложить задания для формирования творческих способностей учащихся; Предложить задания для формирования функциональной грамотности учащихся.

Ожидаемые результаты усвоения программы

– Увеличение количества интеллектуально-творческих мероприятий по истории в 2022-2023 гг.;

– Увеличение доли учащихся 5 класса, принявших участие в интеллектуально-творческих мероприятиях по истории до 85%;

Сформированность базовых навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся: итоговый проект по темам курса.

Основные исполнители программы

Учитель истории, учащиеся 5х классов, родители учащихся 5х классов, классные руководители 5х классов.

 

 

II. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь: Тайны Древней Истории» имеет обще-интеллектуальную направленность и ориентирована на дополнительное изучение общешкольных предметов, углубленное изучение предмета «История», а также на организацию учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Программа разработана как один из вариантов программы по реализации ФГОС и составлена на основе следующих нормативно-правовых актов:

1)    Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2)    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897);

3)    Примерная программа основного общего образования по истории;

4)    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

 

Цели и задачи программы внеурочной деятельности по истории «Юный исследователь: Тайны Древней Истории»

Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного положения дел в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития общества.

Цель программы внеурочной деятельности по истории  – создание условий для интеллектуальной деятельности учащихся, развитие познавательного интереса к изучению истории.

Для достижения поставленных целей в программе предусмотрено выполнение следующих задач:

Ø Повысить мотивацию учащихся к изучению проблемных вопросов истории;

Ø Направить познавательный интерес учащихся на изучение определенных, более проблемных тем;

Ø Предложить опорные вопросы для изучения;

Ø Предложить необходимый перечень литературы и источников для более глубокого знакомства с вопросами;

Ø Предложить задания для формирования творческих способностей учащихся;

Ø Предложить задания для формирования функциональной грамотности учащихся.

 

III. Планируемые результаты внеурочной деятельности по истории «Юный исследователь: Тайны Древней Истории»

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса являются:

Ø способность учащихся к саморазвитию и самообразованию;

Ø наличие познавательного интереса учащихся к изучению истории древности;

Ø целостное мировоззрение учащихся;

Ø развитая культурная и социальная само-идентификации учащихся;

Ø навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

Ø уважение к народам мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

Ø следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

Ø обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

Ø расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

Ø формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

Ø планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

Ø соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

Ø работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);

Ø собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

Ø использовать современные источники информации – материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

Ø привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

Ø ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

Ø определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

Ø логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

Ø применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

Ø решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

Ø использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

Ø планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

Ø организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

Ø определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

Ø усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;

Ø расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;

Ø приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;

Ø определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира .

 

 

 

 

 

 

 

IV. Содержание тем учебного курса.

 

Раздел

Тема

Содержание

1

 

 

Тайны происхождения человека

Теории происхождения человека

 

1.     Креационизм

2.     Дарвинизм

3.     Космические гипотезы

4.     Шестая раса

5.     Инволюция

2

Мифы народов мира о происхождении человека

 

1.     Антропологические мифы

2.     Китайский взгляд на сотворение мира. Китайская мифология

3.     Греческая мифология о появлении человека

4.     Древнетюркская мифология о том, как появился человек

5.     Мифы восточных славян. Великаны - прародители

3

Снежный человек

Облик человека в будущем

Легенды

4

Тайны эволюции мира и природы

Куда делись мамонты?

1.     Причины изменения климата. Особенности

2.     Мамонты на территории России. Археологические находки

3.     Возможно ли возрождение мамонтов?

5

Исчезнувшие цивилизации

1.     Атлантида

2.     Лемурия

3.     Гиперборея

4.     Ароэ

5.     Павлопетри

6

Тайны эволюции человека

Огонь: враг или помощник

Как первобытные люди пришли к необходимости добывания огня

7

Как люди добрались  до земли и животных

Переход от собирательства к земледелию

Приручение первых животных человеком

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тайны древнейших сооружений

Мегалитические сооружения: для великанов или людей?

1.     Каласасайя и Пума Пунку (Тиауанако)

2.     Террасы в Саксаумане, Куско, Ольянтайтамбо, Мачу-Пикчу, Тамбо Мачая (Перу)

3.     Мегалиты в парке Асука, Япония

4.     Город Шраванабелагола Индия

5.     Египетский Великий Сфинкс

6.     Стоунхедж

 

Российские каменные мегалитические сооружения:

1.     Дольмены

2.     Хабаровские мегалиты

3.     Горная Шория

4.     Гора Воттоваара

 

9

Неразрешимые загадки древнейших сооружений

1.     Королевское кладбище Бру-на-Бойн

2.     «Долина кувшинов» в пригородных районах

3.     Пхонсавана (Лаос)

4.     «Дома фей» в Сардинии (Италия)

5.     Поселение Скара-Брей на территории залива Скайл (Шотландия)

6.     Гробница Гавриниса в заливе Морбиан (Франция)

7.     Коста-Рика. Каменные шары

10

 

 

 

 

Тайны Древнего Египта

Теории возникновения пирамид

1.     Древние машины

2.     Пирамиды Изначально были холмами

3.     Полирование и выравнивание вручную

4.     Известняковый бетон

5.     Зигзагообразные рампы

6.     Мокрый песок

7.     Теория спиральной рампы

8.     Теория водяных шахт

9.     Внеземное вмешательство

11

Загадки египетских иероглифов

Происхождение, предметы изображения, значение, развитие,  легенды, исчезновение.

12

Что скрывают мумии

1.     Особенности мумифицирования.

2.     Сосуды для хранения: что означают?

3.     Мейкап для мумий.

4.     О чем говорит положение рук?

13

Таинственная жизнь и смерть фараона Тутанхамона

Обстоятельства смерти Тутанхамона. Особенности захоронения. Раскопки

14

Тайны Древнего Востока

Легенда о Вавилонской башне

Библейская история башни. Археологические раскопки (доказательства существования) .  Зиккурат. Возникновение разных языков и народов.

15

Загадки финикийского письма и алфавита

Клинопись. Первые буквы в истории

16

Тайны библейских сказаний

Кто написал Библию?

Что нам рассказывает Библия?

Всемирный потоп. Переход Моисея через реку.

17

Кто жил в подземных городах?

1.     Деринкую (Турция)

2.     Эдинбургские своды (Шотландия)

3.     Соляная Шахта (Польша)

18

Тайны Древнего Китая

Загадки китайских пирамид

1.     Великая белая пирамида

2.     Кто соорудил китайские пирамиды? Для чего?

19

Что скрывает Великая китайская стена

1.     Что такое Великая китайская стены?

2.     Кто и когда построил ВКС?

3.     Кто погиб при строительстве ВКС?

4.     Что символизирует ВКС?

20

Тайны Древней Индии

Тайны Варанаси

Когда появился и кто жил

21

Аномальные и загадочные места Индии

1.     Лепакши

2.     Джантар-Мантар

3.     Мистический мост Рама Сету  

4.     Шани Шигнапур

5.     Великая индийская стена

22

Тайны Древней Греции

«Иллиада» и «Одиссея»: вымысел или реальность

Сравнение поэм Гомера с реальными находками

23

Загадки Кносского дворца

Что изображали фрески во дворце?

Существовал ли Лабиринт Минотавра. Кто такой Минотавр?

24

Куда пропала статуя Зевса?

Существовала ли статуя Зевса? Кто построил? Куда пропала?

25

Что скрывают Греческие Боги

1.     Титаны

2.     Циклопы

3.     Почему изменяются времена года

4.     Музы

5.     Нимфы

26

Загадки истории Геродота

Откуда историк знал о событиях?

27

 

Тайны Древнего Рима

Загадки семи римских царей

1.     Легенда о Ромуле и Рэме.

2.     Откуда появился Рим?

3.     Кто такие этруски?

28

Несчастная судьба Помпеи: что же произошло?

Легенда о гибели Помпеи. Настоящие раскопки.

29

Тайны царя Мидаса

Когда правил. Чем известен?

30

Мир римских рабов.

Истоки римского рабства, повседневная жизнь. Восстания

31

Падение вечного города: можно ли было избежать?

Великое переселение народов: причины и последствия. Кто такие варвары?

Последний император Рима. Смена вех.

32

Резерв

Проведение практических и творческих работ.

33

Резерв

34

Резерв

 

V. Общее количество учебных часов

п/п

Раздел программы

Количество часов

1

Тайны происхождения человека

3

2

Тайны эволюции мира и природы

2

3

Тайны эволюции человека

2

4

Тайны древнейших сооружений

2

5

Тайны Древнего Египта

4

6

Тайны Древнего Востока

4

7

Тайны Древнего Китая

2

8

Тайны Древней Индии

2

9

Тайны Древней Греции

5

10

Тайны Древнего Рима

5

11

Резерв

2

12

Итоговое занятие

1

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

VI. Методы и формы контроля

Основная форма работы на занятиях – дискуссия / обсуждение

учащихся по темам. Форма практических работ – обучение исследовательски-проектной деятельности учащихся.

Промежуточный контроль проводится в форме творческих заданий по темам разделов. Итоговый контроль – итоговый проект учащихся по выбранной теме.


№ урока

Раздел

в разделе

Тема урока

Часы

Содержание урока

Дата проведения

план

факт

1

 

Тайны происхождения человека

1

Теории происхождения человека

 

1

Креационизм: основные идеи и последователи. Дарвинизм основные идеи и последователи.

Космические гипотезы основные идеи и последователи. Шестая раса основные идеи и последователи. Инволюция основные идеи и последователи.

 

 

2

2

Мифы народов мира о происхождении человека

1

Антропологические мифы: Адам и Ева; Миф о Прометее; Сайентология; Йоруба; Азтекас; инки; вайуу;. Китайский взгляд на сотворение мира: сотворение земли и неба, людей; Прародительница Нюйва. Китайская мифология. Греческая мифология о появлении человека. Древнетюркская мифология о том, как появился человек. Мифы восточных славян. Великаны - прародители

 

 

3

3

Снежный человек

Облик человека в будущем

1

Кто такой снежный человек? Выдумка или реальность? Легенды.

Как изменится человек в будущем?

 

 

4

Тайны эволюции мира и природы

1

Куда делись мамонты?

1

Причины изменения климата. Особенности. Мамонты на территории России. Археологические находки. Возможно ли возрождение мамонтов?

 

 

5

2

Исчезнувшие цивилизации

1

Атлантида: история легенды, гипотезы существования; представление легенды в литературе и искусстве. Лемурия: история легенды, гипотезы существования; представление легенды в литературе и искусстве. Гиперборея: история легенды, гипотезы существования; представление легенды в литературе и искусстве. Ароэ: история легенды, гипотезы существования; представление легенды в литературе и искусстве. Павлопетри: история легенды, гипотезы существования; представление легенды в литературе и искусстве.

 

 

6

Тайны эволюции человека

1

Огонь: враг или помощник

1

Как первобытные люди пришли к необходимости добывания огня. Территории и хронология. Особенности. Изменения в поведении и рационе людей.

 

 

7

2

Как люди добрались  до земли и животных

1

Переход от собирательства к земледелию. Неолитическая революция. Теории. Территории. Хронология. Приручение первых животных человеком.

 

 

8

 

Тайны древнейших сооружений

1

Мегалитические сооружения: для великанов или людей?

1

Каласасайя и Пума Пунку (Тиауанако): территория, история, возраст, особенности, значение. Террасы в Саксаумане, Куско: территория, история, возраст, особенности, значение, Ольянтайтамбо: территория, история, возраст, особенности, значение, Мачу-Пикчу: территория, история, возраст, особенности, значение, Тамбо Мачая (Перу): территория, история, возраст, особенности, значение Мегалиты в парке Асука, Япония. Город Шраванабелагола Индия. Египетский Великий Сфинкс. Стоунхедж: территория, история, возраст, особенности, значение

Российские каменные мегалитические сооружения: Дольмены. Хабаровские мегалиты. Горная Шория. Гора Воттоваара.

 

 

9

2

Неразрешимые загадки древнейших сооружений

1

Королевское кладбище Бру-на-Бойн. «Долина кувшинов» в пригородных районах. Пхонсавана (Лаос). «Дома фей» в Сардинии (Италия). Поселение Скара-Брей на территории залива Скайл (Шотландия). Гробница Гавриниса в заливе Морбиан (Франция). Коста-Рика. Каменные шары.

 

 

10

 

Тайны Древнего Египта

1

Теории возникновения пирамид

1

Древние машины. Пирамиды Изначально были холмами. Полирование и выравнивание вручную. Известняковый бетон. Зигзагообразные рампы. Мокрый песок.. Теория спиральной рампы. Теория водяных шахт. Внеземное вмешательство.

 

 

11

2

Загадки египетских иероглифов

1

Происхождение, предметы изображения, значение, развитие,  легенды, исчезновение.

 

 

12

3

Что скрывают мумии

1

Особенности мумифицирования. Сосуды для хранения: что означают? Мейкап для мумий. О чем говорит положение рук?

 

 

13

4

Таинственная жизнь и смерть фараона Тутанхамона

1

Обстоятельства смерти Тутанхамона. Особенности захоронения. Раскопки

 

 

14

Тайны Древнего Востока

1

Легенда о Вавилонской башне

1

Библейская история башни. Археологические раскопки (доказательства существования) .  Зиккурат. Возникновение разных языков и народов.

 

 

15

2

Загадки финикийского письма и алфавита

1

Клинопись. Первые буквы в истории. История, расшифровка, типы

 

 

16

3

Тайны библейских сказаний

1

Кто написал Библию?

Что нам рассказывает Библия?

Всемирный потоп. Переход Моисея через реку.

 

 

17

4

Кто жил в подземных городах?

1

Деринкую (Турция). Эдинбургские своды (Шотландия) . Соляная Шахта (Польша)

 

 

18

Тайны Древнего Китая

1

Загадки китайских пирамид

1

Великая белая пирамида. Кто соорудил китайские пирамиды? Для чего?

 

 

19

2

Что скрывает Великая китайская стена

1

Что такое Великая китайская стены? Кто и когда построил ВКС? Кто погиб при строительстве ВКС? Что символизирует ВКС?

 

 

20

Тайны Древней Индии

1

Тайны Варанаси

1

Священный город Индии. Когда появился и кто жил? Архитектура. Культура. Легенды. Особенности.

 

 

21

2

Аномальные и загадочные места Индии

1

Лепакши. Джантар-Мантар

Мистический мост Рама Сету. Шани Шигнапур

Великая индийская стена

 

 

22

Тайны Древней Греции

1

«Иллиада» и «Одиссея»: вымысел или реальность

1

Сравнение поэм Гомера с реальными находками.

 

 

23

2

Загадки Кносского дворца

1

Что изображали фрески во дворце? Существовал ли Лабиринт Минотавра. Кто такой Минотавр?

 

 

24

3

Куда пропала статуя Зевса?

1

Существовала ли статуя Зевса? Кто построил? Куда пропала?

 

 

25

4

Что скрывают Греческие Боги

1

Титаны. Циклопы. Почему изменяются времена года. Музы. Нимфы

 

 

26

5

Загадки истории Геродота

1

Откуда историк знал о событиях?

 

 

27

 

Тайны Древнего Рима

1

Загадки семи римских царей

1

Легенда о Ромуле и Рэме.

Откуда появился Рим?

Кто такие этруски?

 

 

28

2

Несчастная судьба Помпеи: что же произошло?

1

Легенда о гибели Помпеи. Настоящие раскопки.

 

 

29

3

Тайны царя Мидаса

1

Когда правил. Чем известен?

 

 

30

4

Мир римских рабов.

1

Истоки римского рабства, повседневная жизнь. Восстания

 

 

31

5

Падение вечного города: можно ли было избежать?

1

Великое переселение народов: причины и последствия. Кто такие варвары?

Последний император Рима. Смена вех.

 

 

32

 

Резерв

 

1

Резервное занятие

1

 

 

 

33

2

Резервное занятие

1

 

 

 

34

Итоговое занятие

3

Зачет

1

Защита проекта

 

 

 

VIII. Список литературы, рекомендуемой для учащихся

1.     «От тираннозавра к петуху! Большая книга эволюции животного мира», Энджи Триус и Марк Доран

2.     «Происхождение жизни. Школьный путеводитель», Ирина Рябинина

3.     Бейко В. Б., Березина М. Ф., Богатырёва Е. Л. И др. Большая энциклопедия животного мира: Науч.поп. издание для детей. – М.:ЗАО «РОСМЭН­ПРЕСС», 2007.– 303 с.

4.     Иванов О.М. Авдошки: встречи со снежным человеком. Самиздат.: 1996

5.     Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»,1997

6.     100 загадок Древнего Мира, 2014

7.     Серия книг «Загадки Древнего Египта»


 

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для учащихся 5 класса «Юный исследователь:

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для учащихся 5 класса «Юный исследователь:

I. Паспорт программы

I. Паспорт программы

Потенциал программы Мотивирующий: удовлетворение познавательного интереса учащихся, повышение мотивации к изучению истории;

Потенциал программы Мотивирующий: удовлетворение познавательного интереса учащихся, повышение мотивации к изучению истории;

II . Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь:

II . Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь:

Повысить мотивацию учащихся к изучению проблемных вопросов истории; Ø

Повысить мотивацию учащихся к изучению проблемных вопросов истории; Ø

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки: Ø формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности; Ø планировать…

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки: Ø формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности; Ø планировать…

ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации; Ø планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения…

ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации; Ø планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения…

IV . Содержание тем учебного курса

IV . Содержание тем учебного курса

Тайны древнейших сооружений Мегалитические сооружения: для великанов или людей?Каласасайя и

Тайны древнейших сооружений Мегалитические сооружения: для великанов или людей?Каласасайя и

О чем говорит положение рук? 13

О чем говорит положение рук? 13

Что скрывают Греческие Боги 1

Что скрывают Греческие Боги 1

Тайны Древнего Востока 4 7

Тайны Древнего Востока 4 7

Раздел№ в разделеТема урокаЧасыСодержание урокаДата проведения планфакт 1

Раздел№ в разделеТема урокаЧасыСодержание урокаДата проведения планфакт 1

Мифы восточных славян. Великаны - прародители 33

Мифы восточных славян. Великаны - прародители 33

Тайны эволюции человека1 Огонь: враг или помощник1Как первобытные люди пришли к необходимости добывания огня

Тайны эволюции человека1 Огонь: враг или помощник1Как первобытные люди пришли к необходимости добывания огня

Индия. Египетский Великий Сфинкс

Индия. Египетский Великий Сфинкс

Что скрывают мумии 1

Что скрывают мумии 1

Что скрывает Великая китайская стена1Что такое

Что скрывает Великая китайская стена1Что такое

Загадки истории Геродота 1

Загадки истории Геродота 1

VIII . Список литературы, рекомендуемой для учащихся 1

VIII . Список литературы, рекомендуемой для учащихся 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2022