ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для учащихся 5 класса
«Юный исследователь: Тайны Древней Истории»
34 часа в год (1 час в неделю)
2022-2023 учебный год
Программу составил:
Учитель истории
Шаповаленко Наталья Юрьевна
2022
I. Паспорт программы
Наименование программы |
Юный исследователь: Тайны Древней Истории |
Разработчик программы |
Шаповаленко Наталья Юрьевна (учитель истории) |
Актуальность программы |
История является одним из основных общеобразовательных предметов, помогающих формировать у учащихся целостную картину мира. Именно с изучения истории Древнего Мира учащиеся начинают свое знакомство с прошлым человечества. Древний мир хранит в себе множество загадок, интересных для учащихся, которые достаточно сложно охватить на основных уроках истории. Именно на их раскрытие и направлена предложенная программа. Кроме того, данная программа способна расширить познавательный интерес учащихся, сформировать личностную само-идентификацию, воспитывать уважение к культурам других стран и народов, а также формировать и развивать функциональную грамотность учащихся. |
Новизна программы |
Особенностью программы является ее направленность на формирование компетенций функциональной грамотности учащихся через призму проблемных вопросов познания прошлого. |
Потенциал программы |
Мотивирующий: удовлетворение познавательного интереса учащихся, повышение мотивации к изучению истории; Развивающий: развитие способности учащихся мыслить проблемно, формирование исследовательских навыков учащихся, развитие функциональной грамотности; Воспитательный: воспитание уважения к истории других стран и народов. |
Цель программы |
Создание условий для интеллектуальной деятельности учащихся, развитие познавательного интереса к изучению истории. |
Задачи программы |
Повысить мотивацию учащихся к изучению проблемных вопросов истории; Направить познавательный интерес учащихся на изучение определенных, более проблемных тем; Предложить опорные вопросы для изучения; Предложить необходимый перечень литературы и источников для более глубокого знакомства с вопросами; Предложить задания для формирования творческих способностей учащихся; Предложить задания для формирования функциональной грамотности учащихся. |
Ожидаемые результаты усвоения программы |
– Увеличение количества интеллектуально-творческих мероприятий по истории в 2022-2023 гг.; – Увеличение доли учащихся 5 класса, принявших участие в интеллектуально-творческих мероприятиях по истории до 85%; – Сформированность базовых навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся: итоговый проект по темам курса. |
Основные исполнители программы |
Учитель истории, учащиеся 5х классов, родители учащихся 5х классов, классные руководители 5х классов. |
II. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь: Тайны Древней Истории» имеет обще-интеллектуальную направленность и ориентирована на дополнительное изучение общешкольных предметов, углубленное изучение предмета «История», а также на организацию учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Программа разработана как один из вариантов программы по реализации ФГОС и составлена на основе следующих нормативно-правовых актов:
1) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897);
3) Примерная программа основного общего образования по истории;
4) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по истории «Юный исследователь: Тайны Древней Истории»
Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного положения дел в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития общества.
Цель программы внеурочной деятельности по истории – создание условий для интеллектуальной деятельности учащихся, развитие познавательного интереса к изучению истории.
Для достижения поставленных целей в программе предусмотрено выполнение следующих задач:
Ø Повысить мотивацию учащихся к изучению проблемных вопросов истории;
Ø Направить познавательный интерес учащихся на изучение определенных, более проблемных тем;
Ø Предложить опорные вопросы для изучения;
Ø Предложить необходимый перечень литературы и источников для более глубокого знакомства с вопросами;
Ø Предложить задания для формирования творческих способностей учащихся;
Ø Предложить задания для формирования функциональной грамотности учащихся.
III. Планируемые результаты внеурочной деятельности по истории «Юный исследователь: Тайны Древней Истории»
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса являются:
Ø способность учащихся к саморазвитию и самообразованию;
Ø наличие познавательного интереса учащихся к изучению истории древности;
Ø целостное мировоззрение учащихся;
Ø развитая культурная и социальная само-идентификации учащихся;
Ø навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
Ø уважение к народам мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
Ø следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
Ø обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
Ø расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
Ø формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
Ø планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
Ø соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
Ø работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
Ø собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
Ø использовать современные источники информации – материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
Ø привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
Ø ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
Ø определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
Ø логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
Ø применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
Ø решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
Ø использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
Ø планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
Ø организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
Ø определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
Ø усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;
Ø расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
Ø приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;
Ø определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира .
IV. Содержание тем учебного курса.
№ |
Раздел |
Тема |
Содержание |
1 |
Тайны происхождения человека |
Теории происхождения человека
|
1. Креационизм 2. Дарвинизм 3. Космические гипотезы 4. Шестая раса 5. Инволюция |
2 |
Мифы народов мира о происхождении человека |
1. Антропологические мифы 2. Китайский взгляд на сотворение мира. Китайская мифология 3. Греческая мифология о появлении человека 4. Древнетюркская мифология о том, как появился человек 5. Мифы восточных славян. Великаны - прародители |
|
3 |
Снежный человек Облик человека в будущем |
Легенды |
|
4 |
Тайны эволюции мира и природы |
Куда делись мамонты? |
1. Причины изменения климата. Особенности 2. Мамонты на территории России. Археологические находки 3. Возможно ли возрождение мамонтов? |
5 |
Исчезнувшие цивилизации |
1. Атлантида 2. Лемурия 3. Гиперборея 4. Ароэ 5. Павлопетри |
|
6 |
Тайны эволюции человека |
Огонь: враг или помощник |
Как первобытные люди пришли к необходимости добывания огня |
7 |
Как люди добрались до земли и животных |
Переход от собирательства к земледелию Приручение первых животных человеком |
|
8 |
Тайны древнейших сооружений |
Мегалитические сооружения: для великанов или людей? |
1. Каласасайя и Пума Пунку (Тиауанако) 2. Террасы в Саксаумане, Куско, Ольянтайтамбо, Мачу-Пикчу, Тамбо Мачая (Перу) 3. Мегалиты в парке Асука, Япония 4. Город Шраванабелагола Индия 5. Египетский Великий Сфинкс 6. Стоунхедж
Российские каменные мегалитические сооружения: 1. Дольмены 2. Хабаровские мегалиты 3. Горная Шория 4. Гора Воттоваара
|
9 |
Неразрешимые загадки древнейших сооружений |
1. Королевское кладбище Бру-на-Бойн 2. «Долина кувшинов» в пригородных районах 3. Пхонсавана (Лаос) 4. «Дома фей» в Сардинии (Италия) 5. Поселение Скара-Брей на территории залива Скайл (Шотландия) 6. Гробница Гавриниса в заливе Морбиан (Франция) 7. Коста-Рика. Каменные шары |
|
10 |
Тайны Древнего Египта |
Теории возникновения пирамид |
1. Древние машины 2. Пирамиды Изначально были холмами 3. Полирование и выравнивание вручную 4. Известняковый бетон 5. Зигзагообразные рампы 6. Мокрый песок 7. Теория спиральной рампы 8. Теория водяных шахт 9. Внеземное вмешательство |
11 |
Загадки египетских иероглифов |
Происхождение, предметы изображения, значение, развитие, легенды, исчезновение. |
|
12 |
Что скрывают мумии |
1. Особенности мумифицирования. 2. Сосуды для хранения: что означают? 3. Мейкап для мумий. 4. О чем говорит положение рук? |
|
13 |
Таинственная жизнь и смерть фараона Тутанхамона |
Обстоятельства смерти Тутанхамона. Особенности захоронения. Раскопки |
|
14 |
Тайны Древнего Востока |
Легенда о Вавилонской башне |
Библейская история башни. Археологические раскопки (доказательства существования) . Зиккурат. Возникновение разных языков и народов. |
15 |
Загадки финикийского письма и алфавита |
Клинопись. Первые буквы в истории |
|
16 |
Тайны библейских сказаний |
Кто написал Библию? Что нам рассказывает Библия? Всемирный потоп. Переход Моисея через реку. |
|
17 |
Кто жил в подземных городах? |
1. Деринкую (Турция) 2. Эдинбургские своды (Шотландия) 3. Соляная Шахта (Польша) |
|
18 |
Тайны Древнего Китая |
Загадки китайских пирамид |
1. Великая белая пирамида 2. Кто соорудил китайские пирамиды? Для чего? |
19 |
Что скрывает Великая китайская стена |
1. Что такое Великая китайская стены? 2. Кто и когда построил ВКС? 3. Кто погиб при строительстве ВКС? 4. Что символизирует ВКС? |
|
20 |
Тайны Древней Индии |
Тайны Варанаси |
Когда появился и кто жил |
21 |
Аномальные и загадочные места Индии |
1. Лепакши 2. Джантар-Мантар 3. Мистический мост Рама Сету 4. Шани Шигнапур 5. Великая индийская стена |
|
22 |
Тайны Древней Греции |
«Иллиада» и «Одиссея»: вымысел или реальность |
Сравнение поэм Гомера с реальными находками |
23 |
Загадки Кносского дворца |
Что изображали фрески во дворце? Существовал ли Лабиринт Минотавра. Кто такой Минотавр? |
|
24 |
Куда пропала статуя Зевса? |
Существовала ли статуя Зевса? Кто построил? Куда пропала? |
|
25 |
Что скрывают Греческие Боги |
1. Титаны 2. Циклопы 3. Почему изменяются времена года 4. Музы 5. Нимфы |
|
26 |
Загадки истории Геродота |
Откуда историк знал о событиях? |
|
27 |
Тайны Древнего Рима |
Загадки семи римских царей |
1. Легенда о Ромуле и Рэме. 2. Откуда появился Рим? 3. Кто такие этруски? |
28 |
Несчастная судьба Помпеи: что же произошло? |
Легенда о гибели Помпеи. Настоящие раскопки. |
|
29 |
Тайны царя Мидаса |
Когда правил. Чем известен? |
|
30 |
Мир римских рабов. |
Истоки римского рабства, повседневная жизнь. Восстания |
|
31 |
Падение вечного города: можно ли было избежать? |
Великое переселение народов: причины и последствия. Кто такие варвары? Последний император Рима. Смена вех. |
|
32 |
Резерв |
Проведение практических и творческих работ. |
|
33 |
Резерв |
||
34 |
Резерв |
V. Общее количество учебных часов
№ п/п |
Раздел программы |
Количество часов |
1 |
Тайны происхождения человека |
3 |
2 |
Тайны эволюции мира и природы |
2 |
3 |
Тайны эволюции человека |
2 |
4 |
Тайны древнейших сооружений |
2 |
5 |
Тайны Древнего Египта |
4 |
6 |
Тайны Древнего Востока |
4 |
7 |
Тайны Древнего Китая |
2 |
8 |
Тайны Древней Индии |
2 |
9 |
Тайны Древней Греции |
5 |
10 |
Тайны Древнего Рима |
5 |
11 |
Резерв |
2 |
12 |
Итоговое занятие |
1 |
|
Итого |
34 |
VI. Методы и формы контроля
Основная форма работы на занятиях – дискуссия / обсуждение
учащихся по темам. Форма практических работ – обучение исследовательски-проектной деятельности учащихся.
Промежуточный контроль проводится в форме творческих заданий по темам разделов. Итоговый контроль – итоговый проект учащихся по выбранной теме.
№ урока |
Раздел |
№ в разделе |
Тема урока |
Часы |
Содержание урока |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||||
1 |
Тайны происхождения человека |
1 |
Теории происхождения человека
|
1 |
Креационизм: основные идеи и последователи. Дарвинизм основные идеи и последователи. Космические гипотезы основные идеи и последователи. Шестая раса основные идеи и последователи. Инволюция основные идеи и последователи. |
|
|
2 |
2 |
Мифы народов мира о происхождении человека |
1 |
Антропологические мифы: Адам и Ева; Миф о Прометее; Сайентология; Йоруба; Азтекас; инки; вайуу;. Китайский взгляд на сотворение мира: сотворение земли и неба, людей; Прародительница Нюйва. Китайская мифология. Греческая мифология о появлении человека. Древнетюркская мифология о том, как появился человек. Мифы восточных славян. Великаны - прародители |
|
|
|
3 |
3 |
Снежный человек Облик человека в будущем |
1 |
Кто такой снежный человек? Выдумка или реальность? Легенды. Как изменится человек в будущем? |
|
|
|
4 |
Тайны эволюции мира и природы |
1 |
Куда делись мамонты? |
1 |
Причины изменения климата. Особенности. Мамонты на территории России. Археологические находки. Возможно ли возрождение мамонтов? |
|
|
5 |
2 |
Исчезнувшие цивилизации |
1 |
Атлантида: история легенды, гипотезы существования; представление легенды в литературе и искусстве. Лемурия: история легенды, гипотезы существования; представление легенды в литературе и искусстве. Гиперборея: история легенды, гипотезы существования; представление легенды в литературе и искусстве. Ароэ: история легенды, гипотезы существования; представление легенды в литературе и искусстве. Павлопетри: история легенды, гипотезы существования; представление легенды в литературе и искусстве. |
|
|
|
6 |
Тайны эволюции человека |
1 |
Огонь: враг или помощник |
1 |
Как первобытные люди пришли к необходимости добывания огня. Территории и хронология. Особенности. Изменения в поведении и рационе людей. |
|
|
7 |
2 |
Как люди добрались до земли и животных |
1 |
Переход от собирательства к земледелию. Неолитическая революция. Теории. Территории. Хронология. Приручение первых животных человеком. |
|
|
|
8 |
Тайны древнейших сооружений |
1 |
Мегалитические сооружения: для великанов или людей? |
1 |
Каласасайя и Пума Пунку (Тиауанако): территория, история, возраст, особенности, значение. Террасы в Саксаумане, Куско: территория, история, возраст, особенности, значение, Ольянтайтамбо: территория, история, возраст, особенности, значение, Мачу-Пикчу: территория, история, возраст, особенности, значение, Тамбо Мачая (Перу): территория, история, возраст, особенности, значение Мегалиты в парке Асука, Япония. Город Шраванабелагола Индия. Египетский Великий Сфинкс. Стоунхедж: территория, история, возраст, особенности, значение Российские каменные мегалитические сооружения: Дольмены. Хабаровские мегалиты. Горная Шория. Гора Воттоваара. |
|
|
9 |
2 |
Неразрешимые загадки древнейших сооружений |
1 |
Королевское кладбище Бру-на-Бойн. «Долина кувшинов» в пригородных районах. Пхонсавана (Лаос). «Дома фей» в Сардинии (Италия). Поселение Скара-Брей на территории залива Скайл (Шотландия). Гробница Гавриниса в заливе Морбиан (Франция). Коста-Рика. Каменные шары. |
|
|
|
10 |
Тайны Древнего Египта |
1 |
Теории возникновения пирамид |
1 |
Древние машины. Пирамиды Изначально были холмами. Полирование и выравнивание вручную. Известняковый бетон. Зигзагообразные рампы. Мокрый песок.. Теория спиральной рампы. Теория водяных шахт. Внеземное вмешательство. |
|
|
11 |
2 |
Загадки египетских иероглифов |
1 |
Происхождение, предметы изображения, значение, развитие, легенды, исчезновение. |
|
|
|
12 |
3 |
Что скрывают мумии |
1 |
Особенности мумифицирования. Сосуды для хранения: что означают? Мейкап для мумий. О чем говорит положение рук? |
|
|
|
13 |
4 |
Таинственная жизнь и смерть фараона Тутанхамона |
1 |
Обстоятельства смерти Тутанхамона. Особенности захоронения. Раскопки |
|
|
|
14 |
Тайны Древнего Востока |
1 |
Легенда о Вавилонской башне |
1 |
Библейская история башни. Археологические раскопки (доказательства существования) . Зиккурат. Возникновение разных языков и народов. |
|
|
15 |
2 |
Загадки финикийского письма и алфавита |
1 |
Клинопись. Первые буквы в истории. История, расшифровка, типы |
|
|
|
16 |
3 |
Тайны библейских сказаний |
1 |
Кто написал Библию? Что нам рассказывает Библия? Всемирный потоп. Переход Моисея через реку. |
|
|
|
17 |
4 |
Кто жил в подземных городах? |
1 |
Деринкую (Турция). Эдинбургские своды (Шотландия) . Соляная Шахта (Польша) |
|
|
|
18 |
Тайны Древнего Китая |
1 |
Загадки китайских пирамид |
1 |
Великая белая пирамида. Кто соорудил китайские пирамиды? Для чего? |
|
|
19 |
2 |
Что скрывает Великая китайская стена |
1 |
Что такое Великая китайская стены? Кто и когда построил ВКС? Кто погиб при строительстве ВКС? Что символизирует ВКС? |
|
|
|
20 |
Тайны Древней Индии |
1 |
Тайны Варанаси |
1 |
Священный город Индии. Когда появился и кто жил? Архитектура. Культура. Легенды. Особенности. |
|
|
21 |
2 |
Аномальные и загадочные места Индии |
1 |
Лепакши. Джантар-Мантар Мистический мост Рама Сету. Шани Шигнапур Великая индийская стена |
|
|
|
22 |
Тайны Древней Греции |
1 |
«Иллиада» и «Одиссея»: вымысел или реальность |
1 |
Сравнение поэм Гомера с реальными находками. |
|
|
23 |
2 |
Загадки Кносского дворца |
1 |
Что изображали фрески во дворце? Существовал ли Лабиринт Минотавра. Кто такой Минотавр? |
|
|
|
24 |
3 |
Куда пропала статуя Зевса? |
1 |
Существовала ли статуя Зевса? Кто построил? Куда пропала? |
|
|
|
25 |
4 |
Что скрывают Греческие Боги |
1 |
Титаны. Циклопы. Почему изменяются времена года. Музы. Нимфы |
|
|
|
26 |
5 |
Загадки истории Геродота |
1 |
Откуда историк знал о событиях? |
|
|
|
27 |
Тайны Древнего Рима |
1 |
Загадки семи римских царей |
1 |
Легенда о Ромуле и Рэме. Откуда появился Рим? Кто такие этруски? |
|
|
28 |
2 |
Несчастная судьба Помпеи: что же произошло? |
1 |
Легенда о гибели Помпеи. Настоящие раскопки. |
|
|
|
29 |
3 |
Тайны царя Мидаса |
1 |
Когда правил. Чем известен? |
|
|
|
30 |
4 |
Мир римских рабов. |
1 |
Истоки римского рабства, повседневная жизнь. Восстания |
|
|
|
31 |
5 |
Падение вечного города: можно ли было избежать? |
1 |
Великое переселение народов: причины и последствия. Кто такие варвары? Последний император Рима. Смена вех. |
|
|
|
32 |
Резерв
|
1 |
Резервное занятие |
1 |
|
|
|
33 |
2 |
Резервное занятие |
1 |
|
|
|
|
34 |
Итоговое занятие |
3 |
Зачет |
1 |
Защита проекта |
|
|
VIII. Список литературы, рекомендуемой для учащихся
1. «От тираннозавра к петуху! Большая книга эволюции животного мира», Энджи Триус и Марк Доран
2. «Происхождение жизни. Школьный путеводитель», Ирина Рябинина
3. Бейко В. Б., Березина М. Ф., Богатырёва Е. Л. И др. Большая энциклопедия животного мира: Науч.поп. издание для детей. – М.:ЗАО «РОСМЭНПРЕСС», 2007.– 303 с.
4. Иванов О.М. Авдошки: встречи со снежным человеком. Самиздат.: 1996
5. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»,1997
6. 100 загадок Древнего Мира, 2014
7. Серия книг «Загадки Древнего Египта»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.