Программа внеурочной деятельности «Юнармия» по духовно-нравственному направлению разработана для учащихся 10 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна Программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности.
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному, спортивному и социальному направлению «Юнармия» разработана в соответствии с:
Данная Программа предназначена для учащихся 10 класса, составлена в соответствии с возрастными особенностями и рассчитана на 34 часа в год. Время одного занятия – 40 минут. Программа включает в себя два модуля:
1) часы общения;
2) традиционные общешкольные мероприятия (включающие с себя как подготовку к мероприятиям, так и сами мероприятия).
Занятия по Программе комбинированного типа. Они включают в себя теоретический аспект и практическую деятельность. Занятия могут проводиться в вечернее и каникулярное время.
Форма проведения занятий: групповая.
Возраст занимающихся – 16-17 лет.
Срок реализации Программы – 1 год.
Место проведения: МБОУ «Гимназия №24».
Планируемые результаты освоения курса
Личностные УУД:
· формирование потребности осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
· формирование быстроты реакции и логики поведения в ситуации;
· воспитание общечеловеческих ценностей (нравственности, милосердия, толерантности, доброты, товарищества и т.д.); ориентация в мире общечеловеческих ценностей;
· воспитание желания строить отношения с людьми, непохожими на тебя, работать в команде;
· развитие силы воли, координации движения, зрительной, слуховой, мышечной памяти, меткости;
· воспитание ответственного отношения к выполнению полученного задания (индивидуального и коллективного), упорства в достижении поставленной цели, развитие самодисциплины;
· воспитание отрицательного отношения к асоциальному поведению;
· потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
Метапредметные УУД:
· формирование умений выполнять разные социальные роли во время и при ликвидации последствий, чрезвычайных ситуаций;
· формирование навыков информационного поиска для выполнения учебных заданий, умений воспринимать, перерабатывать информацию, моделировать индивидуальный подход к обеспечению личной безопасности;
§планирование общих способов работы;
§овладение навыками самооценки деятельности и взаимного контроля.
Предметные УУД:
· знания об опасных и чрезвычайных ситуациях разного характера;
· об оказании первой помощи пострадавшим; о здоровом образе жизни;
· о безопасном поведении на дороге;
§ обистории Отечества;
§ о средствах индивидуальной защиты населения;
§ оспособах использования пневматического оружия и ручных гранат; значении дисциплины для достижения максимального результата обучения;
§ о значении строевой подготовки и технике ее исполнения;
· умение предвидеть возникновение опасной ситуации и применять полученные теоретические знания на практике в случае её возникновения;
· формирование установки на здоровый образ жизни и служению своему Отечеству.
· По окончании курса обучающиеся получают дополнительные (предметные) знания в области безопасности жизнедеятельности, а так же биологии, химии, истории.
Отечества, получат представление о службе в рядах Вооруженных сил России, познакомятся с особенностями командной работы.
· результате обучения школьники будут:
· уметь анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решение в ней;
· уметь одевать противогаз, ОЗК, выбирать нужные средства и оказывать первую помощь при травмах, транспортировать пострадавшего при помощи подручных средств, выполнять простейшие строевые приёмы без оружия, поражать цель при помощи пневматической винтовки и ручной гранаты, вести себя на дороге в роли пешехода, пассажира транспортных средств и водителя велосипеда; знать особенности учебной литературы по военному делу, истории Отечества, медицине, дорожной грамотности;
· знать ПДД для пешехода, пассажира и водителя велосипеда;
· уметь находить информацию;
владеть разными видами смыслового чтения, работать со словом, со справочной литературой;
· строить монологические высказывания, отстаивать свою точку зрения, обобщать, аргументировать, делать выводы, сравнивать;
· работать в команде, строить отношения с людьми, непохожими на тебя;
· оценивать свои и чужие поступки;
· пользоваться правилами поведения общими для всех людей.
Цель программы:
- сформировать правильное представление о роли государства в области обороны, о Вооружённых силах и других силовых структурах РФ, о воинской службе, и жизни, быте военнослужащих, их правах и обязанностях, готовность осознано выполнить свой священный долг по защите отечества с оружием в руках.
Задачи программы:
Ø дать начальные знания по основами обороны государства, познакомить со структурой Вооружённых сил;
Ø назначение видов и родов войск, их вооружением и боевыми возможностями;
Ø дать представление о требованиях, предъявляемых к будущему военнослужащему, о порядке призыва и прохождения службы, научить выполнять обязанности солдата, дневального, часового, командира отделения.
Ø научить действовать в строю;
Ø научить стрелять из пневматического оружия, метать гранаты в цель;
Ø научить действовать в бою, в разведке, на марше, в дозоре, в наступлении, в обороне.
Образовательная программа «Юнармеец»-экспериментальная, её основная цель включает в себя:
1. Ведущую образовательную цель: формирование гармонически развитой, здоровой в физическом, морально-нравственном отношении личности обучающегося, имеющего активную жизненную позицию и развитое патриотическое осознание ответственности за судьбу отечества.
2. Развивающая цель: сформировать у обучающихся средствами дополнительного образования творческую продуктивность мышления, самостоятельность и нестандартность принимаемых решений
3. Воспитывающая цель: сформировать волевую сферу обучающихся, завершить психологическую подготовку к службе в Вооружённых силах Р.Ф.
ОБЩИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ ПО ПРЕДМЕТАМ ОБУЧЕНИЯ
№, п/п |
Наименование дисциплины |
Количество часов |
|
1.Общественно-государственная подготовка и военная история:
|
5
|
1.1
|
Защита Отечества-конституционный долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Государственные символы Российской Федерации, Ульяновской области, символика Юнармии. Порядок прохождения военной службы. |
2 |
1.2 |
Дни воинской славы России. |
1 |
1.3 |
Святыни родного края. |
1 |
1.4 |
Ульяновцы в годы Великой отечественной войны 1941-1945 годов. |
1 |
|
2. Воинские ритуалы |
2 |
2.1 |
Военная присяга и порядок приведения к Военной присяге. Воинские ритуалы. |
2 |
|
3. Строевая подготовка |
6 |
3.1 |
Строевые приемы и движение без оружия. |
2 |
3.2 |
Строевые приемы и движение без оружия. |
2 |
3.3 |
Строевые приемы и движение без оружия. |
2 |
|
4.Тактическая и военно-медицинская подготовка |
7 |
4.1 |
Личная гигиена военнослужащих |
2 |
4.2 |
Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих и правила пользования ими. Оказание первой помощи при ранениях и кровотечениях. |
5 |
|
4. Огневая подготовка |
5 |
5.1
|
Стрелковое оружие: назначение, устройство, требования безопасности. Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия. Приемы и способы ведения огня из стрелкового оружия |
2
|
5.2 |
Стрельба из пневматической винтовки |
3 |
|
6.Основы безопасности личности, общества и государства |
6 |
6.1 |
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них. |
2 |
6.2 |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них. |
2 |
6.3 |
Терроризм, экстремизм – сущность и угрозы безопасности личности и общества. |
2 |
|
7.Физическая подготовка |
3 |
7.1 |
Ускоренное передвижение. Обучение технике бега на короткие, средние и длинные дистанции. Ознакомление со способами ускоренного передвижения в различных условиях местности. |
1 |
7.2 |
Преодоление препятствий. Обучение выполнению приемов преодоления препятствий по условиям Общевойскового контрольного упражнения. Сдача норм ГТО. |
2 |
|
|
34ч |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Кол-во час. |
Планируемые результаты
|
Форма организации познават. деятельности |
Формы контроля |
Дата |
||
предметные
|
метапредметные
|
личностные
|
||||||
|
1.Общественно-государственная подготовка и военная история:
|
5 |
|
|
|
|
|
|
1.1
|
Защита Отечества-конституционный долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Государственные символы Российской Федерации, Ульяновской области, символика Юнармии. Порядок прохождения военной службы. |
2 |
Ознакомление обучающихся с программой «Юнармия» |
УУД 1.Личностные. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», 2. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. |
Формирование установки на знание Государственных символов РФ, Ульяновской области, «Юнармии» |
Ф* |
Самоконтроль, взаимоконтроль |
|
1.2 |
Дни воинской славы России. |
1 |
Ознакомление с Днями воинской славы России |
УУД Регулятивные Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. Коммункативные1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 4. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 5. Критично относиться к своему мнению. 6. Понимать точку зрения другого. 7. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Познавательные Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала. Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, а, иллюстрация и др.) Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Личностные Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», « «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». |
Формирование установки на знание Дней воинской славы России |
Ф* |
Самоконтроль, взаимоконтроль |
|
1.3 |
Святыни родного края. |
1 |
Ознакомление с местами Боевой Славы г.Ульяновска |
УУД Регулятивные Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. Коммункативные1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 4. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 5. Критично относиться к своему мнению. 6. Понимать точку зрения другого. 7. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Познавательные Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала. Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, а, иллюстрация и др.) Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Личностные Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», « «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». |
Формирование установки на знание мест Боевой Славы г.Ульяновска |
Ф* |
Самоконтроль, взаимоконтроль |
|
1.4 |
Ульяновцы в годы Великой отечественной войны 1941-1945 годов. |
1 |
Ознакомление с подвигом ульяновцев в годы ВОВ 1941-1945 гг |
УУД Регулятивные Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. Коммункативные1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 4. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 5. Критично относиться к своему мнению. 6. Понимать точку зрения другого. 7. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Познавательные Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала. Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, а, иллюстрация и др.) Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Личностные Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», « «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». |
Формирование установки на знание подвига ульяновцев в годы ВОВ 1941-1945 гг |
Ф* |
Самоконтроль, взаимоконтроль |
|
|
Воинские ритуалы |
2 |
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Военная присяга и порядок приведения к Военной присяге. Воинские ритуалы. |
2 |
Ознакомление с правилами проведения присяги и Воинских ритуалов |
УУД Коммуникативные Организация совместно-продуктивной деятельности. |
Формирование установки на знание правил проведения присяги и Воинских ритуалов |
Ф* |
Самоконтроль, взаимоконтроль |
|
|
Строевая подготовка |
6 |
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Строевые приемы и движение без оружия. |
2 |
Ознакомление со строевыми приемами и движением без оружия |
УУД Коммуникативные Организация совместно-продуктивной деятельности. |
Формирование установки на знание строевых приемов и движения без оружия |
Ф* |
Самоконтроль, взаимоконтроль |
|
3.2 |
Строевые приемы и движение без оружия. |
2 |
Ознакомление со строевыми приемами и движением без оружия |
УУД Коммуникативные Организация совместно-продуктивной деятельности. |
Формирование установки на знание строевых приемов и движения без оружия |
Ф* |
Самоконтроль, взаимоконтроль |
|
3.3 |
Строевые приемы и движение без оружия. |
2 |
Ознакомление со строевыми приемами и движением без оружия |
УУД Коммуникативные Организация совместно-продуктивной деятельности. |
Формирование установки на знание строевых приемов и движения без оружия |
Ф* |
Самоконтроль, взаимоконтроль |
|
|
4.Тактическая и военно-медицинская подготовка |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1 |
Личная гигиена военнослужащих |
2 |
Ознакомление с личной гигиеной военнослужащих |
УУД Личностные - формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения, развитие позитивной самооценки и самоуважения учащихся. Регулятивные - целеполагание как формирование замысла, - планирование и организация действий в соответствии с целью; - умение контролировать соответствие выполняемых действий способу;
|
Формирование установки на знание правил личной гигиены военнослужащих |
Ф* |
Самоконтроль, взаимоконтроль |
|
4.2 |
Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих и правила пользования ими. Оказание первой помощи при ранениях и кровотечениях. |
5 |
Ознакомление со средствами медицинского оснащения военнослужащих и правилами пользования ими; а также с правилами оказания первой помощи при ранах и кровотечениях |
Познавательные УУД: общеучебные УУД; Логические УД: анализ объектов с целью выделения признаков; Регулятивные УУД: планирование, целепологание; Коммуникативные УУД: взаимодействие, учет позиций собеседника |
Формирование установки на знание медицинского оснащения военнослужащих и правил пользования ими; а также правил оказания первой помощи при ранах и кровотечениях |
РП* И* Ф* |
Самоконтроль, взаимоконтроль |
|
|
Огневая подготовка |
5 |
|
|
|
|
|
|
5.1
|
Стрелковое оружие: назначение, устройство, требования безопасности. Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия. Приемы и способы ведения огня из стрелкового оружия |
2
|
Ознакомление с видами стрелкового оружия, его устройством, требованиями безопасности; с основами и правилами стрельбы из стрелкового оружия |
Познавательные УУД: общеучебные УУД; Регулятивные УУД: планирование, целепологание; Коммуникативные УУД: взаимодействие, учет позиций собеседника |
Формирование установки на знание видов стрелкового оружия, его устройством, требований безопасности; основ и правил стрельбы из стрелкового оружия |
РП* И* Ф* |
Самоконтроль, взаимоконтроль |
|
5.2 |
Стрельба из пневматической винтовки |
3 |
Ознакомление с правилами стрельбы из пневматической винтовки |
Познавательные УУД: общеучебные УУД; Регулятивные УУД: планирование, целепологание; Коммуникативные УУД: взаимодействие, учет позиций собеседника |
Формирование установки на знание правил стрельбы из пневматической винтовки |
Ф* И* П*
|
Самоконтроль, взаимоконтроль |
|
|
6.Основы безопасности личности, общества и государства |
6 |
|
|
|
|
|
|
6.1 |
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них. |
2 |
Ознакомление с чрезвычайными ситуациями природного характера и защите населения от них. |
Познавательные УУД: общеучебные УУД; Регулятивные УУД: планирование, целепологание; Коммуникативные УУД: взаимодействие, учет позиций собеседника |
Формирование установки на знание чрезвычайных ситуаций природного характера и защите населения от них. |
Ф* И* П*
|
Самоконтроль, взаимоконтроль |
|
6.2 |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них. |
2 |
Ознакомление с чрезвычайными ситуациями техногенного характера и защите населения от них. |
Познавательные УУД: общеучебные УУД; Регулятивные УУД: планирование, целепологание; Коммуникативные УУД: взаимодействие, учет позиций собеседника |
Формирование установки на знание чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защите населения от них. |
РП* И* Ф* |
Самоконтроль, взаимоконтроль |
|
6.3 |
Терроризм, экстремизм – сущность и угрозы безопасности личности и общества. |
2 |
Ознакомление с понятиями терроризм, экстремизм, сущностью их угрозы безопасности личности и общества. |
Познавательные УУД: общеучебные УУД; Регулятивные УУД: планирование, целепологание; Коммуникативные УУД: взаимодействие, учет позиций собеседника |
Формирование установки на знание понятий терроризм, экстремизм, сущности их угрозы безопасности личности и общества. |
Ф* И* П*
|
Самоконтроль, взаимоконтроль |
|
|
7.Физическая подготовка |
3 |
|
|
|
|
|
|
7.1 |
Ускоренное передвижение. Обучение технике бега на короткие, средние и длинные дистанции. Ознакомление со способами ускоренного передвижения в различных условиях местности. |
1 |
Ознакомление с техникой бега на короткие, средние и длинные дистанции; со способами ускоренного передвижения в различных условиях местности. |
Познавательные УУД: общеучебные УУД; Регулятивные УУД: планирование, целепологание; Коммуникативные УУД: взаимодействие, учет позиций собеседника |
Формирование установки на знание техники бега на короткие, средние и длинные дистанции; со способами ускоренного передвижения в различных условиях местности. |
РП* И* Ф* |
Самоконтроль, взаимоконтроль |
|
7.2 |
Преодоление препятствий. Обучение выполнению приемов преодоления препятствий по условиям Общевойскового контрольного упражнения. Сдача норм ГТО. |
2 |
Ознакомление с выполнением приемов преодоления препятствий по условиям Общевойскового контрольного упражнения; со сдачей норм ГТО. |
Познавательные УУД: общеучебные УУД; Регулятивные УУД: планирование, целепологание; Коммуникативные УУД: взаимодействие, учет позиций собеседника |
Формирование установки на знание приемов преодоления препятствий по условиям Общевойскового контрольного упражнения; со сдачей норм ГТО. |
Ф* И* П*
|
Самоконтроль, взаимоконтроль |
|
Список литературы:
· Аюбов Э.Н. «Основы безопасности жизнедеятельности» - М: «Русское слово», 2022 г. (10 класс)
· Аюбов Э.Н. «Основы безопасности жизнедеятельности» - М: «Русское слово», 2022 г. (11 класс)
· Боярский В.И. «Партизаны и армия» - М, 2001 г
· Выдрин И.Ф. «Начальная военная подготовка» - М, 2007г
· Домушин А.П. «Первые и впервые» - М, 2000гЗырянов А.А. «Общевоинские уставы» - М, 2020г
· Казаков Д.Ф. «Виды Вооружённых Сил Российской Федерации» - М, 2010г
· Лутовинов В.И. «Подготовка учащейся молодёжи к защите Отечества и военной службе» - М, 2013г
· Махальцов В.Д. «Проблемы патриотического воспитания: опыт, перспективы» - Новосибирск, 2015г
· Синяев А.Д. «В помощь призывнику» - М, 1997г
· Яроцкий А.П. «Знай стрелковое оружие» - М, 2000г
· Яроцкий А.П. «Наставление по стрелковому делу. Автомат Калашникова (АК)» - М, 2010г
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.