Программа внеурочной деятельности "История Донского края"

  • docx
  • 08.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала внеурочка 2019 казачество.docx

  Ростовская область   Неклиновский район  село Васильево-Ханжоновка

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение 

Васильево-Ханжоновская средняя общеобразовательная школа   имени А.Д.Зеленковой

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ  В-Ханжоновской СОШ

Приказ  от   «_30_» августа  2019 года №

_______________________

Безуглова В.А.      

 

 

 

 

 

 

                         

 

                                             Программа   

внеурочной деятельности

«История Донского края и казачества »

     Уровень общего образования –  основное общее, 9 класс

Количество часов – 35

Учитель Саенко Майя Владимировна

 

 

 

 

Программа разработана на основе  Регионального компонента государственного стандарта общего об­разования по истории,  учебного пособия Ю.Н.Круглова  - Многоликий мир казачества  Ростов-на-Дону - Баро 2007г.

        

 

 

 

 

 

1.     Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности "История Донского казачьего края"   разработана в соответствии с:

Федеральным Законом от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 01.05.2017 № 93-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 06.04.2015 № 68-ФЗ (ред. 19.12.2016))    

Областным законом от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС)

Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644)

 Образовательной программы МБОУ В-Ханжоновской СОШ на 2019-20 учебный год

Положением о порядке разработки рабочей программы по учебным предметам   в основной школе  в соответствии с ФГОС ООО.

·                   Цель курса: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Пробудить интерес к истории и культуре родного города, края,

       формировать эстетическое и нравственное их восприятие.

 Основными задачами данного курса являются:

 - формирование представлений о древней и средневековой истории  Донского края как части общемировых  процессов;

- целостное и яркое описание истории региона с особым вниманием к культурной жизни населявших его народов;

- характеристика выдающихся  земляков;

- раскрытие значения культурного наследия народов Дона для современности;

- воспитание патриотизма.

 

Формы и методы проведения занятий:

·                Беседа.

·                Экскурсия.

·                Коллективный рассказ-эстафета по заданной теме.

·                Рефераты, доклады и сообщения о городе, области.

·                Беседы – встречи.

·                Конкурсы.

·                Литературно-исторические задания, кроссворды, викторина, олимпиада.

·                Урок вопросов и ответов.

·                Историко-литературные уроки.

·                Презентации.

·                Конференции.

Приемы активизации обучения и воспитания:

·                 Творческое домашнее задание – рисунок, рассказ, стихотворение,

    сочинение.

·                 Участие родителей в домашней подготовке

·                 Экскурсии.

·                 Встречи.

·                 Беседы.

·                 Викторина, олимпиада, кроссворды.

·                 Ведение краеведческих тетрадей.

·                 Составление поэтического образа Донского края.

·                 Работа с разнообразными информационными источниками:

    бумажными (печатными, рукописными, фотографическими),     вещественными, компьютерными, видеоматериалами.

Основные требования к построению курса:

·                 Воссоздание наиболее ярких страниц истории и культуры        Ростова-на-Дону и Ростовской области при помощи очерков       (форма подачи знаний исходит из установки на живое впечатление).

·                 Широкое использование наглядного материала.

·                 Связь с уроками истории России, экологии, географии, проведение интегрированных занятий.

·                 Проведение после каждой пройденной темы итоговых занятий в различных творческих формах, в том числе с элементами игры.

·                 Постепенное погружение школьников в историческую и     духовно-эмоциональную атмосферу родного края.

·                 Развитие эмоциональной сферы личности школьника на основе    впечатлений об истории и культуре Донского края.

 

2.      Общая характеристика курса внеурочной деятельности

          Программа предназначена для учеников 9 класса. В соответствии с вышеизложенным программа может быть представлена как краеведческая.    Программа реализуется   во внеурочное время. Рабочая программа « История Донского края с древнейших времен до конца 16 века» разработана на основе регионального компонента.

Программа рассчитана на 35 часов  и будет пройдена за 34 часа согласно учебно-календарному графику школы.

3.     Личностные  и  метапредметные  результаты  освоения  курса  внеурочной деятельности

Российская  гражданская  идентичность  (патриотизм,  уважение  к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России,  осознание и ощущение личностной сопричастности    судьбе    российского    народа).    Осознание    этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России.

     Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Метапредметные  результаты освоения курса внеурочной деятельности

o      овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности.

o      умение работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах,  выделять главную и избыточную информацию,   представлять   информацию   в сжатой словесной форме виде плана или тезисов);

o      приобретение опыта проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей       воспитанию       самостоятельности,       инициативности, ответственности, овладение умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности;

o       умение  организовывать  учебное  сотрудничество  и  совместную

деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

4.     Содержание курса внеурочной деятельности

Понятия «Родина большая и малая», «Родной край».

Творческая деятельность: рисунок на тему «Мой родной край»

Как назывался родной край в разные исторические времена. Ростовская область на карте России. Как выглядит флаг Ростовской области. История донского флага.

Творческая деятельность: рисунок (аппликация) на тему «Флаг Ростовской

Как выглядит герб Ростовской области. История донского герба. Что такое гимн? История гимна Ростовской области. Заучивание гимна Ростовской области наизусть.

    История Донского края – часть истории России.

 Донской край в древности.

 Донской край в трудах выдающихся ученых древности и средневековья. Археологические памятники Ростовской области как  вещественные источники. Музей-заповедник «Танаис».       Первобытные племена на территории Дона. Киммерийцы. Скифо-сарматская эпоха. Греки. Танаис. Занятия, культура, быт, верования.      Великое переселение народов. Готы в Приазовье. Гуннское нашествие.      Дон в эпоху раннего средневековья.      Смена населения. Хазары. Саркел. Разгром Хазарии. Славяне на Дону. Белая Вежа.

Донской край в X – XV веках.     Печенеги и половцы. Взаимодействие славян с миром кочевников. Монголо-татары на Дону. Золотоордынский Азак и генуэзско – венецианская Тана – центры ремесла и торговли.

Донской край в XVI веке.

     Дикое поле. Проблема происхождения донского казачества. Появление казачьих городков. Первые казачьи столицы. Казачье самоуправление. Отношение казачества с Московским царством. Участие казаков во взятии Казани и Астрахани. Поход в Сибирь Ермака Тимофеевича. Борьба казаков с Крымским ханством.

     Хозяйство, основные занятия, быт, обычаи и традиции населения края в XVI веке. Семейный уклад. Как казаки воспитывали детей. Что такое «Родословная»?

Проект: составление родословной своей семьи.История имен и фамилий казаков.

Проект: Что означает мое имя? Обычаи, обряды и праздники казаков. Яркие страницы истории земли Донской Посещение школьного и городского краеведческого музея

 

 

5.Тематическое  планирование

Основные виды учебной деятельности            

Работа в группах,  проектные формы работы, работа с экранно-звуковыми пособиями, работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации, в том числе ресурсы Интернета, защита проектов  и иные

Дата проведения

Тема урока

Кол-во
часов

по плану

по факту

1.

05.09.19

 

Моя малая родина Донской край

1

2.

12.09.19

 

Моя малая родина  В-Ханжоновское поселение

1

3.

19.09.19

 

Ростовская область на карте России

1

4.

26.09.19

 

Символы Ростовской области

1

5

3.10.19

 

Символы  Неклиновского района и В-Ханжоновского поселения

1

6

10.10.19

 

Растительный и животный мир степи

1

7

17.10.19

 

Яркие страницы истории Донского края

1

8

24.10.19

 

Древнейшие стоянки на Нижнем Дону

1

9

7.11.19

 

Начало эпохи металлов

1

10

14.11.19

 

Таинственные киммерийцы

1

11

21.11.19

 

Скифы

1

12

28.11.19

 

Курганы "Пять братьев"

1

13

5.12.19

 

Первые греческие поселения на Дону

1

14

12.12.19

 

Танаис

1

15

19.12.19

 

Сарматы

1

16

26.12.19

 

Хазары

1

17

16.01.20

 

Дон в X- XII веках

1

18

23.01.20

 

Монголо-татарские завоеватели на Дону

1

19

30.01.20

 

Монголо-татарские завоеватели на Дону

1

20

6.02.20

 

Тана - торговая фактория

1

 

21

13.02.20

 

Азов

1

 

22

20.02.20

 

Кто такие донские казаки

1

 

23

27.02.20

 

Донское казачество на заре своей истории

1

 

24

5.03.20

 

Донское казачество на заре своей истории

1

 

25

12.03.20

 

Донское казачество поступает на службу

1

 

26

19.03.20

 

Донское казачество поступает на службу

1

 

27

2.04.20

 

Казачьи семьи

1

 

28

9.04.20

 

Казачьи семьи

1

 

29

16.04.20

 

Имена и фамилии казаков

1

 

30

23.04.20

 

Имена и фамилии казаков

1

 

31

7.05.19

 

Обычаи, обряды и праздники казаков

1

 

32

14.05.20

 

Обычаи, обряды и праздники казаков

1

 

33

21.05.20

 

«Родная сторонушка»

1

 

34

28.05.20

 

«Родная сторонушка»

1

 

5.     Описание  учебно-методического  и  материально-технического  обеспечения курса внеурочной деятельности.

5.

 

Список литературы

Андрианов В.И., Терещенко А.Г. Памятники Дона. Ростов-на-Дону, 1981.                          Астапенко М.П. Край Донской казачий. Ростов-на-Дону, 1994.                                         Астапенко М.П. Краткое пособие по истории Донского края. Ростов-на-Дону, 1995. Астапенко М.П. Остается вечно монументом. Ростов: Книжное издательство, 1983.

Астапенко М.П. Природа и история родного края Ростов - на Дону 2006

Астапенко М.П. Хрестоматия по истории донского казачества. Ростов-на-Дону, 1994. Астапенко М.П. История Дона и донского казачества. Издательство БАРО-ПРЕСС, 2005г. Веряскина О.Г. История Донского края с древнейших времен до конца XVI в.: Учебник для 5-6 класса. Ростов-на-Дону, 2006.                                                                       Волошинова Л. Легенды Танаиса и Меотиды. Ростов-на-Дону, 1997.                        Гегузин И.М. Страницы ростовской летописи. Ростов-на-Дону, 1983.                                Демешина Е.И., Хмелевский К.Л. История Донского края. Ростов: Книжное издательство, 1983.                                                                                                                                                                             Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. Документальное издание. Ростов-на-Дону, 1992.                                                              Мининков Н.А. Донское казачество на заре своей истории: Пособие для учителя. Ростов-на-Дону, 1992.                                                                                                                              Моложавенко В.С. «Был и я среди донцов…». Записки краеведа. Ростов-на-Дону, 1984. Нагорный Б.А., Левченко В.С. На донском меридиане. Ростов-на-Дону, 1984.            Ригельман А.И. История о донских казаках. Ростов-на-Дону, 1992.                                         Скорик А.П., Тикиджьян Р.Г.. Казачий Дон: очерки истории. Документальное издание. Ростов-на-Дону, 1992.                                                                                                                Сухоруков В.Д. Рыцарская жизнь казаков. Новочеркасск, 1892г.

  Материально – техническое обеспечение программы

1.      Экранно-звуковые пособия

2.      Исторические карты  (IXXVI век)

3.      Презентации

4.      Ноутбук

5.      Интерактивная доска

6.      Принтер

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  «РАССМОТРЕНО»

Протокол  заседания

 методического объединения  

учителей  обществоведческих дисциплин  

МБОУ В-Ханжоновской СОШ

от «29» августа 2019 г. За № _1_

 Руководитель  МО __________Саенко М.В

 

                                                СОГЛАСОВАНО

 Заместитель директора по УВР

   ____________  Попова Ю.М..

   от «__30_» августа  2019  г.