Программа внеурочной деятельности "История Донского края"
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности "История Донского края"

Оценка 4.8
docx
08.02.2020
Программа внеурочной деятельности "История Донского края"
внеурочка 2019 казачество.docx

  Ростовская область   Неклиновский район  село Васильево-Ханжоновка

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение 

Васильево-Ханжоновская средняя общеобразовательная школа   имени А.Д.Зеленковой

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ  В-Ханжоновской СОШ

Приказ  от   «_30_» августа  2019 года №

_______________________

Безуглова В.А.      

 

 

 

 

 

 

                         

 

                                             Программа   

внеурочной деятельности

«История Донского края и казачества »

     Уровень общего образования –  основное общее, 9 класс

Количество часов – 35

Учитель Саенко Майя Владимировна

 

 

 

 

Программа разработана на основе  Регионального компонента государственного стандарта общего об­разования по истории,  учебного пособия Ю.Н.Круглова  - Многоликий мир казачества  Ростов-на-Дону - Баро 2007г.

        

 

 

 

 

 

1.     Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности "История Донского казачьего края"   разработана в соответствии с:

Федеральным Законом от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 01.05.2017 № 93-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 06.04.2015 № 68-ФЗ (ред. 19.12.2016))    

Областным законом от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС)

Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644)

 Образовательной программы МБОУ В-Ханжоновской СОШ на 2019-20 учебный год

Положением о порядке разработки рабочей программы по учебным предметам   в основной школе  в соответствии с ФГОС ООО.

·                   Цель курса: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Пробудить интерес к истории и культуре родного города, края,

       формировать эстетическое и нравственное их восприятие.

 Основными задачами данного курса являются:

 - формирование представлений о древней и средневековой истории  Донского края как части общемировых  процессов;

- целостное и яркое описание истории региона с особым вниманием к культурной жизни населявших его народов;

- характеристика выдающихся  земляков;

- раскрытие значения культурного наследия народов Дона для современности;

- воспитание патриотизма.

 

Формы и методы проведения занятий:

·                Беседа.

·                Экскурсия.

·                Коллективный рассказ-эстафета по заданной теме.

·                Рефераты, доклады и сообщения о городе, области.

·                Беседы – встречи.

·                Конкурсы.

·                Литературно-исторические задания, кроссворды, викторина, олимпиада.

·                Урок вопросов и ответов.

·                Историко-литературные уроки.

·                Презентации.

·                Конференции.

Приемы активизации обучения и воспитания:

·                 Творческое домашнее задание – рисунок, рассказ, стихотворение,

    сочинение.

·                 Участие родителей в домашней подготовке

·                 Экскурсии.

·                 Встречи.

·                 Беседы.

·                 Викторина, олимпиада, кроссворды.

·                 Ведение краеведческих тетрадей.

·                 Составление поэтического образа Донского края.

·                 Работа с разнообразными информационными источниками:

    бумажными (печатными, рукописными, фотографическими),     вещественными, компьютерными, видеоматериалами.

Основные требования к построению курса:

·                 Воссоздание наиболее ярких страниц истории и культуры        Ростова-на-Дону и Ростовской области при помощи очерков       (форма подачи знаний исходит из установки на живое впечатление).

·                 Широкое использование наглядного материала.

·                 Связь с уроками истории России, экологии, географии, проведение интегрированных занятий.

·                 Проведение после каждой пройденной темы итоговых занятий в различных творческих формах, в том числе с элементами игры.

·                 Постепенное погружение школьников в историческую и     духовно-эмоциональную атмосферу родного края.

·                 Развитие эмоциональной сферы личности школьника на основе    впечатлений об истории и культуре Донского края.

 

2.      Общая характеристика курса внеурочной деятельности

          Программа предназначена для учеников 9 класса. В соответствии с вышеизложенным программа может быть представлена как краеведческая.    Программа реализуется   во внеурочное время. Рабочая программа « История Донского края с древнейших времен до конца 16 века» разработана на основе регионального компонента.

Программа рассчитана на 35 часов  и будет пройдена за 34 часа согласно учебно-календарному графику школы.

3.     Личностные  и  метапредметные  результаты  освоения  курса  внеурочной деятельности

Российская  гражданская  идентичность  (патриотизм,  уважение  к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России,  осознание и ощущение личностной сопричастности    судьбе    российского    народа).    Осознание    этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России.

     Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Метапредметные  результаты освоения курса внеурочной деятельности

o      овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности.

o      умение работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах,  выделять главную и избыточную информацию,   представлять   информацию   в сжатой словесной форме виде плана или тезисов);

o      приобретение опыта проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей       воспитанию       самостоятельности,       инициативности, ответственности, овладение умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности;

o       умение  организовывать  учебное  сотрудничество  и  совместную

деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

4.     Содержание курса внеурочной деятельности

Понятия «Родина большая и малая», «Родной край».

Творческая деятельность: рисунок на тему «Мой родной край»

Как назывался родной край в разные исторические времена. Ростовская область на карте России. Как выглядит флаг Ростовской области. История донского флага.

Творческая деятельность: рисунок (аппликация) на тему «Флаг Ростовской

Как выглядит герб Ростовской области. История донского герба. Что такое гимн? История гимна Ростовской области. Заучивание гимна Ростовской области наизусть.

    История Донского края – часть истории России.

 Донской край в древности.

 Донской край в трудах выдающихся ученых древности и средневековья. Археологические памятники Ростовской области как  вещественные источники. Музей-заповедник «Танаис».       Первобытные племена на территории Дона. Киммерийцы. Скифо-сарматская эпоха. Греки. Танаис. Занятия, культура, быт, верования.      Великое переселение народов. Готы в Приазовье. Гуннское нашествие.      Дон в эпоху раннего средневековья.      Смена населения. Хазары. Саркел. Разгром Хазарии. Славяне на Дону. Белая Вежа.

Донской край в X – XV веках.     Печенеги и половцы. Взаимодействие славян с миром кочевников. Монголо-татары на Дону. Золотоордынский Азак и генуэзско – венецианская Тана – центры ремесла и торговли.

Донской край в XVI веке.

     Дикое поле. Проблема происхождения донского казачества. Появление казачьих городков. Первые казачьи столицы. Казачье самоуправление. Отношение казачества с Московским царством. Участие казаков во взятии Казани и Астрахани. Поход в Сибирь Ермака Тимофеевича. Борьба казаков с Крымским ханством.

     Хозяйство, основные занятия, быт, обычаи и традиции населения края в XVI веке. Семейный уклад. Как казаки воспитывали детей. Что такое «Родословная»?

Проект: составление родословной своей семьи.История имен и фамилий казаков.

Проект: Что означает мое имя? Обычаи, обряды и праздники казаков. Яркие страницы истории земли Донской Посещение школьного и городского краеведческого музея

 

 

5.Тематическое  планирование

Основные виды учебной деятельности            

Работа в группах,  проектные формы работы, работа с экранно-звуковыми пособиями, работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации, в том числе ресурсы Интернета, защита проектов  и иные

Дата проведения

Тема урока

Кол-во
часов

по плану

по факту

1.

05.09.19

 

Моя малая родина Донской край

1

2.

12.09.19

 

Моя малая родина  В-Ханжоновское поселение

1

3.

19.09.19

 

Ростовская область на карте России

1

4.

26.09.19

 

Символы Ростовской области

1

5

3.10.19

 

Символы  Неклиновского района и В-Ханжоновского поселения

1

6

10.10.19

 

Растительный и животный мир степи

1

7

17.10.19

 

Яркие страницы истории Донского края

1

8

24.10.19

 

Древнейшие стоянки на Нижнем Дону

1

9

7.11.19

 

Начало эпохи металлов

1

10

14.11.19

 

Таинственные киммерийцы

1

11

21.11.19

 

Скифы

1

12

28.11.19

 

Курганы "Пять братьев"

1

13

5.12.19

 

Первые греческие поселения на Дону

1

14

12.12.19

 

Танаис

1

15

19.12.19

 

Сарматы

1

16

26.12.19

 

Хазары

1

17

16.01.20

 

Дон в X- XII веках

1

18

23.01.20

 

Монголо-татарские завоеватели на Дону

1

19

30.01.20

 

Монголо-татарские завоеватели на Дону

1

20

6.02.20

 

Тана - торговая фактория

1

 

21

13.02.20

 

Азов

1

 

22

20.02.20

 

Кто такие донские казаки

1

 

23

27.02.20

 

Донское казачество на заре своей истории

1

 

24

5.03.20

 

Донское казачество на заре своей истории

1

 

25

12.03.20

 

Донское казачество поступает на службу

1

 

26

19.03.20

 

Донское казачество поступает на службу

1

 

27

2.04.20

 

Казачьи семьи

1

 

28

9.04.20

 

Казачьи семьи

1

 

29

16.04.20

 

Имена и фамилии казаков

1

 

30

23.04.20

 

Имена и фамилии казаков

1

 

31

7.05.19

 

Обычаи, обряды и праздники казаков

1

 

32

14.05.20

 

Обычаи, обряды и праздники казаков

1

 

33

21.05.20

 

«Родная сторонушка»

1

 

34

28.05.20

 

«Родная сторонушка»

1

 

5.     Описание  учебно-методического  и  материально-технического  обеспечения курса внеурочной деятельности.

5.

 

Список литературы

Андрианов В.И., Терещенко А.Г. Памятники Дона. Ростов-на-Дону, 1981.                          Астапенко М.П. Край Донской казачий. Ростов-на-Дону, 1994.                                         Астапенко М.П. Краткое пособие по истории Донского края. Ростов-на-Дону, 1995. Астапенко М.П. Остается вечно монументом. Ростов: Книжное издательство, 1983.

Астапенко М.П. Природа и история родного края Ростов - на Дону 2006

Астапенко М.П. Хрестоматия по истории донского казачества. Ростов-на-Дону, 1994. Астапенко М.П. История Дона и донского казачества. Издательство БАРО-ПРЕСС, 2005г. Веряскина О.Г. История Донского края с древнейших времен до конца XVI в.: Учебник для 5-6 класса. Ростов-на-Дону, 2006.                                                                       Волошинова Л. Легенды Танаиса и Меотиды. Ростов-на-Дону, 1997.                        Гегузин И.М. Страницы ростовской летописи. Ростов-на-Дону, 1983.                                Демешина Е.И., Хмелевский К.Л. История Донского края. Ростов: Книжное издательство, 1983.                                                                                                                                                                             Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. Документальное издание. Ростов-на-Дону, 1992.                                                              Мининков Н.А. Донское казачество на заре своей истории: Пособие для учителя. Ростов-на-Дону, 1992.                                                                                                                              Моложавенко В.С. «Был и я среди донцов…». Записки краеведа. Ростов-на-Дону, 1984. Нагорный Б.А., Левченко В.С. На донском меридиане. Ростов-на-Дону, 1984.            Ригельман А.И. История о донских казаках. Ростов-на-Дону, 1992.                                         Скорик А.П., Тикиджьян Р.Г.. Казачий Дон: очерки истории. Документальное издание. Ростов-на-Дону, 1992.                                                                                                                Сухоруков В.Д. Рыцарская жизнь казаков. Новочеркасск, 1892г.

  Материально – техническое обеспечение программы

1.      Экранно-звуковые пособия

2.      Исторические карты  (IXXVI век)

3.      Презентации

4.      Ноутбук

5.      Интерактивная доска

6.      Принтер

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  «РАССМОТРЕНО»

Протокол  заседания

 методического объединения  

учителей  обществоведческих дисциплин  

МБОУ В-Ханжоновской СОШ

от «29» августа 2019 г. За № _1_

 Руководитель  МО __________Саенко М.В

 

                                                СОГЛАСОВАНО

 Заместитель директора по УВР

   ____________  Попова Ю.М..

   от «__30_» августа  2019  г.

 

 

 

 


 

Ростовская область Неклиновский район село

Ростовская область Неклиновский район село

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности "История

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности "История

Экскурсии. ·

Экскурсии. ·

Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности o овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности

Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности o овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности

Тематическое планирование

Тематическое планирование

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

РАССМОТРЕНО» Протокол заседания методического объединения учителей обществоведческих дисциплин

РАССМОТРЕНО» Протокол заседания методического объединения учителей обществоведческих дисциплин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2020