Ростовская область Неклиновский район село Васильево-Ханжоновка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Васильево-Ханжоновская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Зеленковой
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ В-Ханжоновской СОШ Приказ от «_30_» августа 2019 года № _______________________ Безуглова В.А.
|
Программа
внеурочной деятельности
«История Донского края и казачества »
Уровень общего образования – основное общее, 9 класс
Количество часов – 35
Учитель Саенко Майя Владимировна
Программа разработана на основе Регионального компонента государственного стандарта общего образования по истории, учебного пособия Ю.Н.Круглова - Многоликий мир казачества Ростов-на-Дону - Баро 2007г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности "История Донского казачьего края" разработана в соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 01.05.2017 № 93-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 06.04.2015 № 68-ФЗ (ред. 19.12.2016))
Областным законом от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС)
Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644)
Образовательной программы МБОУ В-Ханжоновской СОШ на 2019-20 учебный год
Положением о порядке разработки рабочей программы по учебным предметам в основной школе в соответствии с ФГОС ООО.
· Цель курса: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Пробудить интерес к истории и культуре родного города, края,
формировать эстетическое и нравственное их восприятие.
Основными задачами данного курса являются:
- формирование представлений о древней и средневековой истории Донского края как части общемировых процессов;
- целостное и яркое описание истории региона с особым вниманием к культурной жизни населявших его народов;
- характеристика выдающихся земляков;
- раскрытие значения культурного наследия народов Дона для современности;
- воспитание патриотизма.
Формы и методы проведения занятий:
· Беседа.
· Экскурсия.
· Коллективный рассказ-эстафета по заданной теме.
· Рефераты, доклады и сообщения о городе, области.
· Беседы – встречи.
· Конкурсы.
· Литературно-исторические задания, кроссворды, викторина, олимпиада.
· Урок вопросов и ответов.
· Историко-литературные уроки.
· Презентации.
· Конференции.
Приемы активизации обучения и воспитания:
· Творческое домашнее задание – рисунок, рассказ, стихотворение,
сочинение.
· Участие родителей в домашней подготовке
· Экскурсии.
· Встречи.
· Беседы.
· Викторина, олимпиада, кроссворды.
· Ведение краеведческих тетрадей.
· Составление поэтического образа Донского края.
· Работа с разнообразными информационными источниками:
бумажными (печатными, рукописными, фотографическими), вещественными, компьютерными, видеоматериалами.
Основные требования к построению курса:
· Воссоздание наиболее ярких страниц истории и культуры Ростова-на-Дону и Ростовской области при помощи очерков (форма подачи знаний исходит из установки на живое впечатление).
· Широкое использование наглядного материала.
· Связь с уроками истории России, экологии, географии, проведение интегрированных занятий.
· Проведение после каждой пройденной темы итоговых занятий в различных творческих формах, в том числе с элементами игры.
· Постепенное погружение школьников в историческую и духовно-эмоциональную атмосферу родного края.
· Развитие эмоциональной сферы личности школьника на основе впечатлений об истории и культуре Донского края.
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Программа предназначена для учеников 9 класса. В соответствии с вышеизложенным программа может быть представлена как краеведческая. Программа реализуется во внеурочное время. Рабочая программа « История Донского края с древнейших времен до конца 16 века» разработана на основе регионального компонента.
Программа рассчитана на 35 часов и будет пройдена за 34 часа согласно учебно-календарному графику школы.
3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
o овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности.
o умение работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах, выделять главную и избыточную информацию, представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов);
o приобретение опыта проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, овладение умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности;
o умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
4. Содержание курса внеурочной деятельности
Понятия «Родина большая и малая», «Родной край».
Творческая деятельность: рисунок на тему «Мой родной край»
Как назывался родной край в разные исторические времена. Ростовская область на карте России. Как выглядит флаг Ростовской области. История донского флага.
Творческая деятельность: рисунок (аппликация) на тему «Флаг Ростовской
Как выглядит герб Ростовской области. История донского герба. Что такое гимн? История гимна Ростовской области. Заучивание гимна Ростовской области наизусть.
История Донского края – часть истории России.
Донской край в древности.
Донской край в трудах выдающихся ученых древности и средневековья. Археологические памятники Ростовской области как вещественные источники. Музей-заповедник «Танаис». Первобытные племена на территории Дона. Киммерийцы. Скифо-сарматская эпоха. Греки. Танаис. Занятия, культура, быт, верования. Великое переселение народов. Готы в Приазовье. Гуннское нашествие. Дон в эпоху раннего средневековья. Смена населения. Хазары. Саркел. Разгром Хазарии. Славяне на Дону. Белая Вежа.
Донской край в X – XV веках. Печенеги и половцы. Взаимодействие славян с миром кочевников. Монголо-татары на Дону. Золотоордынский Азак и генуэзско – венецианская Тана – центры ремесла и торговли.
Донской край в XVI веке.
Дикое поле. Проблема происхождения донского казачества. Появление казачьих городков. Первые казачьи столицы. Казачье самоуправление. Отношение казачества с Московским царством. Участие казаков во взятии Казани и Астрахани. Поход в Сибирь Ермака Тимофеевича. Борьба казаков с Крымским ханством.
Хозяйство, основные занятия, быт, обычаи и традиции населения края в XVI веке. Семейный уклад. Как казаки воспитывали детей. Что такое «Родословная»?
Проект: составление родословной своей семьи.История имен и фамилий казаков.
Проект: Что означает мое имя? Обычаи, обряды и праздники казаков. Яркие страницы истории земли Донской Посещение школьного и городского краеведческого музея
5.Тематическое планирование
Основные виды учебной деятельности
Работа в группах, проектные формы работы, работа с экранно-звуковыми пособиями, работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации, в том числе ресурсы Интернета, защита проектов и иные
№ |
Дата проведения |
Тема урока |
Кол-во |
||
по плану |
по факту |
||||
1. |
05.09.19 |
|
Моя малая родина Донской край |
1 |
|
2. |
12.09.19 |
|
Моя малая родина В-Ханжоновское поселение |
1 |
|
3. |
19.09.19 |
|
Ростовская область на карте России |
1 |
|
4. |
26.09.19 |
|
Символы Ростовской области |
1 |
|
5 |
3.10.19 |
|
Символы Неклиновского района и В-Ханжоновского поселения |
1 |
|
6 |
10.10.19 |
|
Растительный и животный мир степи |
1 |
|
7 |
17.10.19 |
|
Яркие страницы истории Донского края |
1 |
|
8 |
24.10.19 |
|
Древнейшие стоянки на Нижнем Дону |
1 |
|
9 |
7.11.19 |
|
Начало эпохи металлов |
1 |
|
10 |
14.11.19 |
|
Таинственные киммерийцы |
1 |
|
11 |
21.11.19 |
|
Скифы |
1 |
|
12 |
28.11.19 |
|
Курганы "Пять братьев" |
1 |
|
13 |
5.12.19 |
|
Первые греческие поселения на Дону |
1 |
|
14 |
12.12.19 |
|
Танаис |
1 |
|
15 |
19.12.19 |
|
Сарматы |
1 |
|
16 |
26.12.19 |
|
Хазары |
1 |
|
17 |
16.01.20 |
|
Дон в X- XII веках |
1 |
|
18 |
23.01.20 |
|
Монголо-татарские завоеватели на Дону |
1 |
|
19 |
30.01.20 |
|
Монголо-татарские завоеватели на Дону |
1 |
|
20 |
6.02.20 |
|
Тана - торговая фактория |
1 |
|
21 |
13.02.20 |
|
Азов |
1 |
|
22 |
20.02.20 |
|
Кто такие донские казаки |
1 |
|
23 |
27.02.20 |
|
Донское казачество на заре своей истории |
1 |
|
24 |
5.03.20 |
|
Донское казачество на заре своей истории |
1 |
|
25 |
12.03.20 |
|
Донское казачество поступает на службу |
1 |
|
26 |
19.03.20 |
|
Донское казачество поступает на службу |
1 |
|
27 |
2.04.20 |
|
Казачьи семьи |
1 |
|
28 |
9.04.20 |
|
Казачьи семьи |
1 |
|
29 |
16.04.20 |
|
Имена и фамилии казаков |
1 |
|
30 |
23.04.20 |
|
Имена и фамилии казаков |
1 |
|
31 |
7.05.19 |
|
Обычаи, обряды и праздники казаков |
1 |
|
32 |
14.05.20 |
|
Обычаи, обряды и праздники казаков |
1 |
|
33 |
21.05.20 |
|
«Родная сторонушка» |
1 |
|
34 |
28.05.20 |
|
«Родная сторонушка» |
1 |
|
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
5.
Список литературы
Андрианов В.И., Терещенко А.Г. Памятники Дона. Ростов-на-Дону, 1981. Астапенко М.П. Край Донской казачий. Ростов-на-Дону, 1994. Астапенко М.П. Краткое пособие по истории Донского края. Ростов-на-Дону, 1995. Астапенко М.П. Остается вечно монументом. Ростов: Книжное издательство, 1983.
Астапенко М.П. Природа и история родного края Ростов - на Дону 2006
Астапенко М.П. Хрестоматия по истории донского казачества. Ростов-на-Дону, 1994. Астапенко М.П. История Дона и донского казачества. Издательство БАРО-ПРЕСС, 2005г. Веряскина О.Г. История Донского края с древнейших времен до конца XVI в.: Учебник для 5-6 класса. Ростов-на-Дону, 2006. Волошинова Л. Легенды Танаиса и Меотиды. Ростов-на-Дону, 1997. Гегузин И.М. Страницы ростовской летописи. Ростов-на-Дону, 1983. Демешина Е.И., Хмелевский К.Л. История Донского края. Ростов: Книжное издательство, 1983. Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. Документальное издание. Ростов-на-Дону, 1992. Мининков Н.А. Донское казачество на заре своей истории: Пособие для учителя. Ростов-на-Дону, 1992. Моложавенко В.С. «Был и я среди донцов…». Записки краеведа. Ростов-на-Дону, 1984. Нагорный Б.А., Левченко В.С. На донском меридиане. Ростов-на-Дону, 1984. Ригельман А.И. История о донских казаках. Ростов-на-Дону, 1992. Скорик А.П., Тикиджьян Р.Г.. Казачий Дон: очерки истории. Документальное издание. Ростов-на-Дону, 1992. Сухоруков В.Д. Рыцарская жизнь казаков. Новочеркасск, 1892г.
Материально – техническое обеспечение программы
1. Экранно-звуковые пособия
2. Исторические карты (IX – XVI век)
3. Презентации
4. Ноутбук
5. Интерактивная доска
6. Принтер
«РАССМОТРЕНО» Протокол заседания методического объединения учителей обществоведческих дисциплин МБОУ В-Ханжоновской СОШ от «29» августа 2019 г. За № _1_ Руководитель МО __________Саенко М.В
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ Попова Ю.М.. от «__30_» августа 2019 г.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.