Программа внеурочной деятельности "Математика с увлечением" 2 класс

  • docx
  • 06.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Математика с увлечением.docx

 

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

Цильнинская средняя  школа имени Героя Советского Союза Н.И. Малышева

  муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

Наименование внеурочной деятельности: «Математика с увлечением»

Направление: общеинтеллектуальное

Уровень обучения: начальное общее образование

Класс: 2 - б

Срок реализации программы:   2024-2025  учебный год

Количество часов в неделю: 1 час

 

 

 

 

Учитель: Романова И. А.

 

 

 

 

р.п. Цильна

2024

 

 

 

 

Цель программы:

·         научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки пространственных отношений;

·         учить владеть основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, развить необходимые вычислительные навыки;

·         учить применять математические знания и представления для решения учебных задач, развивать опыт применять математические знания в повседневных ситуациях;

·         развивать  языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

·         развивать  творческие и интеллектуальные способности ребенка;

·         развивать логическое  мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

·          развивать  психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.

Программа поможет решить следующие задачи:

общеучебные

  • умение анализировать и решать задачи повышенной трудности;
  • умение решать  нестандартные логические задачи;
  • создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях;

развивающие

  • раскрытие творческих способностей ребенка;
  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие любознательности, способности  к самообразованию;

·        развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

·        развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

·        развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

            воспитательные

·         формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

 

 

 

 

 

 

Место курса внеурочной деятельности в плане

Программа внеурочной деятельности «Эрудит. Математика с увлечением. Думаю, решаю, доказываю…»  (математическое направление) реализуется через занятия, содержание которых предусматривают взаимосвязь с программой предмета  «Математика» автор М.И.Моро, УМК «Школа России». Программа рассчитана на 1ч. в неделю (34ч. в год).

 

I.                   Результаты  освоения   курса внеурочной деятельности

В области познавательных учебных действий обучающиеся научатся:

  •  выделять и формулировать познавательную цель;
  • выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • анализировать объекты с целью выделения в них существенных признаков;
  • строить речевые высказывания в устной форме;
  • строить рассуждения об объектах, его строении, свойствах в связях.

В области личных учебных действий обучающиеся научатся:

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации(составление плана и последовательности действий);
  • проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы знаний.

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

  • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
  • выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия;

  • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения , двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • адекватно использовать речевые средства для решения  различных коммуникативных задач;
  • владеть диалогической формой речи.

Личностными  результатами изучения курса являются:

  • развитие любознательности. Сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости. Целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

В результате освоения программы

Обучающие научатся:

 

 

            располагать числа в порядке  возрастания и в порядке убывания;

  • решать задачи на определение порядкового номера объекта;
  • решать нестандартные текстовые задачи;
  • заполнять «магические» квадраты;
  • решать математические «головоломки»;
  • решать арифметические ребусы;
  • решать нестандартные задачи, связанные с величинами;
  • решать логические задачи;
  • решать комбинаторные задачи;
  • решать задачи геометрического содержания.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • составлять таблицу данных нестандартных текстовых и логических задач;
  • строить «дерево возможностей» для решения комбинаторных задач;
  • получить более глубокие знания о геометрических фигурах и их свойствах.

 

II.                Содержание   курса внеурочной деятельности с указанием форм организации  и видов деятельности

I.                    Числа. (3 ч)

Нумерация чисел в пределах 100:

·         названия чисел;

·         порядок следования чисел (прямой, обратный);

·         расположение чисел в порядке возрастания и в порядке убывания .

II.                  Арифметические действия. (4 ч)

1.Сложение и вычитание в пределах 100:

·         числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число; заполнение магических квадратов; решение числовых ребусов;

·         нахождение значения выражения  рациональным способом;

·         восстановление примеров: поиск скрытого числа;

·         последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

    2. Сложение и вычитание многозначных чисел:

  • числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число; заполнение магических квадратов; решение  числовых ребусов;
  • нахождение значения выражения рациональным способом;
  • восстановление примеров: поиск скрытого числа;
  • последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманного числа;

 

 

  • последовательное выполнение :отгадывание задуманных чисел.

III.                Величины. (3ч)

1.задачи, связанные с величиной «время».

2.задачи, связанные с величиной «масса».

3. задачи, Связанные с величиной «объем».

     

     IV.  Логические задачи. (16 ч)

1.      Задачи на установление  взаимно однозначного соответствия  между множествами.

2.      Задачи на упорядочивание множеств.

3.      Комбинаторные задачи:

·         задачи, решаемые способом перестановок;

·         задачи, решаемые  при помощи построения графиков;

·         задачи, решаемые при помощи построения «дерева возможностей».

·         задачи на расстановки.

·         Задачи на промежутки.

V.                 Задачи геометрического содержания. (3 ч)

 

  1. Задачи, раскрывающие смысл понятий: «точка», «прямая», «отрезок», «луч», «окружность», «радиус окружности».
  2. Задачи, в которых необходимо подсчитать количество конкретных геометрических фигур: треугольников, прямоугольников, четырёхугольников.
  3.  Задачи, связанные с понятиями «периметр квадрата», «периметр прямоугольника», «площадь квадрата», «площадь прямоугольника».
  4. Задачи, для решения которых требуется выполнить дополнительные  построения.
  5. Задачи, требующие работы со счётными палочками.

VI.               Задачи - шутки. (2 ч)

VII.              Олимпиады. (3 ч)

 

 

 III. Основные виды деятельности:

·         решение занимательных задач, ребусов;

·         решение нестандартных задач и задач на развитие логического мышления, творческого воображения;

·         практическая работа со счётными палочками;

·         оформление математических газет;

·         участие в математических олимпиадах различных уровней и видов, международной игре «Кенгуру»;

·         знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

·         проектная деятельность, творческие работы;

·         самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

 

 

 

         IV.  Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Числа

3

2.

Арифметические действия

4

3.

Величины

3

4.

Логические задачи

16

5.

Задачи геометрического содержания

3

6.

Задачи - шутки

2

7.

Олимпиады

3

 

Итого

34 ч

 

 

 

V.  Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Математика с увлечением»

 

 

№п/п

Тема

Количество часов

 Дата проведения

 

 

 

план

факт

 

Раздел 1.  « Числа»

3

 

 

1.

Что мы умеем

1

 

 

2.

Нумерация чисел в пределах 100

1

 

 

3.

Нумерация чисел в пределах 100

1

 

 

 

Раздел 2 «Арифметические действия»

4

 

 

4.

Арифметические действия с числами в пределах 100.

1

 

 

5.

Арифметические действия с числами в пределах 100.

1

 

 

6.

Арифметические действия с числами в пределах 100.

1

 

 

7.

Арифметические действия с числами в пределах 100.

1

 

 

 

Раздел 3 «Величины»

3

 

 

8.

Задачи, связанные с величинами.

1

 

 

9.

Задачи, связанные с величинами.

1

 

 

10.

Задачи, связанные с величинами.

1

 

 

 

Раздел 4 «Логические задачи»

16

 

 

11.

Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.

1

 

 

12.

Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.

1

 

 

13.

Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.

1

 

 

14.

Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.

1

 

 

15.

Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.

1

 

 

16.

 Эрудиты соревнуются (Олимпиада)

1

 

 

17.

Логические задачи. Задачи на планирование действий.

1

 

 

18.

Логические задачи. Задачи на планирование действий.

1

 

 

19.

Задачи на упорядочивание множеств.

1

 

 

20.

Комбинаторные задачи.

1

 

 

21.

Комбинаторные задачи.

1

 

 

22.

Комбинаторные задачи.

1

 

 

23.

Эрудиты соревнуются (Олимпиада)

1

 

 

24.

Задачи на принцип Дирихле.

1

 

 

25.

Разные задачи

1

 

 

26.

Разные задачи

1

 

 

27.

Разные задачи

1

 

 

 

Раздел 5 «Задачи геометрического содержания»

3

 

 

28.

Задачи геометрического содержания.

1

 

 

29.

Задачи геометрического содержания.

1

 

 

30

Задачи геометрического содержания.

1

 

 

 

Раздел 6 «Задачи – шутки»

2

 

 

31.

Задачи – шутки.

1

 

 

32.

Задачи- шутки.

1

 

 

33.

Эрудиты соревнуются (Олимпиада)

1

 

 

34.

Подводим итоги.

1