Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яшкульская многопрофильная гимназия
имени Хаглышевой Елизаветы Кюкеновны»
«Рассмотрено»
Руководитель кафедры
_______Хаглышева Н.Н.
Протокол №____ от
«___»___________ 2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора
по ВР МБОУ «ЯМГ
им. Хаглышевой Е.К.»
_______Романенко Л.В.
«___»___________2015г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «ЯМГ
им. Хаглышевой Е.К.»
_______ Очирова Э.Н.
Приказ № ___
от «___»________ 2015г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общекультурному направлению.
«Игра на музыкальных инструментах»
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 8 -10 лет
Срок реализации программы: 2 года
Составитель
Романенко Сергей Михайлович
педагог дополнительного образования
п. Яшкуль
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нет человека, который не любит музыку. Сердце каждого ребенка открыто для музыки. Надо только верить, что все дети талантливы.
Очень важно, какую мы предлагаем музыку детям. Маленький ребенок, начиная свое знакомство с музыкой с относительно простых мелодий, незаметно для себя оказывается на пути, который приведет его к пониманию всего лучшего. Пройти этот путь позволяет тесная связь музыки с жизнью, с другими видами искусства. Музыка должна пробуждать в ребёнке чувство радости, стремления двигаться, улыбаться. Ведь именно те звуки, которые он слышит, откладываются в его подсознании и влияют на будущее.
Данная программа составлена с учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения. Программа музыкального воспитания по внеурочной деятельности «Музыка вокруг тебя» поможет младшим школьникам творчески войти в удивительный мир музыки, полный чарующих разнообразных звуков.
В основу музыкальной деятельности положены
следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность
знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у
учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он
учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих
делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их
на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы, музыки, изобразительного искусства и вокал);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить музыкальный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Новизна программы в том, что она позволяет в условиях ОУ через внеурочную деятельность расширить возможности образовательной области «Искусство»; программа имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока и ориентирована на развитие творческих и музыкальных способностей младших школьников.
Цель: Создание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.
Задачи внеурочной деятельности:
1. Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
2. Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края.
3. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
5. Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.
6. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств.
7. Развитие творческих способностей младших школьников.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 4 года обучения. Возраст детей от 6 до 10 лет. Занятия проводятся по 1 академическому часу 1 раз в неделю, 34 часа в год. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»
- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения;
- эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;
- положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности и творческой;
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;
- уважение к чувствам и настроениям другого человека.
- понимания значения музыкального искусства в жизни человека;
-нравственно-эстетических переживаний музыки;
- начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
- выполнять действия в устной форме;
- осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.
- понимать смысл инструкции учителя и заданий;
- воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- выполнять действия в громкоречевой форме.
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»
- осуществлять поиск нужной информации;
- расширять свои представления о музыке;
- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в том числе карточки ритма;
- читать простое схематическое изображение;
- различать условные обозначения;
- сравнивать разные части музыкального текста;
- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.
- осуществлять поиск нужной дополнительной информации;
- работать с дополнительными текстами и заданиями;
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);
- соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
- исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;
- следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.
- выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;
- следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности;
- понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;
- контролировать свои действия в групповой работе;
- проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.
К концу 2 года занятий ребёнок
ЗНАЕТ:
1. Что такое музыка.
2. Чем отличается музыка от других видов искусств.
3. С чего зародилась музыка.
4. Какие виды музыкальной деятельности существуют.
5. Кто создаёт музыкальные произведения.
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных музыкальных средствах исполнения.
2. О вокально-хоровой деятельности (распевания).
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
УМЕЕТ:
1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.
2. Образно мыслить.
3. Концентрировать внимание.
4. Ощущать себя в музыкальном пространстве.
ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками).
2. Элементарного музыкального мастерства.
3. Образного восприятия музыкального произведения.
4. Коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к музыкальным инструментам, голосу, ответственность перед коллективом.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Применение на занятиях как коллективной, так и индивидуальной формы работы, организация индивидуальных, ансамблевых, коллективных выступлений, возможность импровизации помогают сделать занятия яркими, запоминающимися и максимально реализовать поставленные задачи.
Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: овладение теоретическими и практическими знаниями, участие в концертах, в школьных мероприятиях, выступление на тематических праздниках, родительских собраниях, классных часах, театрализованные представления музыкальных сказок, сценок из жизни школы и творческие работы.
В начале и в конце учебного года проводится диагностика учащихся, где они отвечают на теоретические вопросы в игровой форме, выполняют анкеты, тесты, практическую работу по основам вокального искусства. Для сопоставимости результатов используется единая 10-бальная система оценивания для всех видов подготовки. Оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия: качество исполнения изучаемых на занятиях песен, попевок, распевок и работы в целом; уровень творческой деятельности. Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребёнка на занятиях.
Тематическое планирование и содержание деятельности
Учебно-тематический план обучения
№
п/п
Темы занятий
Общее количество часов
Часы теоретических занятий
Часы практических занятий
Первый год
1.
Звуки окружающего мира
5
1
4
2.
Ансамбль
5
1
4
3.
Тайны инструментов
5
1
4
4.
Музыка вокруг тебя
7
3
4
5.
Фольклор
4
1
3
6.
Творчество
4
1
3
7.
Радуга талантов
3
3
Второй год
1.
Звуки, живущие в единстве
3
1
2
2.
Музыка и ты
3
1
2
3.
Тайны инструментов
7
2
5
4.
Три оркестра
9
3
6
5.
Пусть музыка звучит
5
1
4
6.
Творчество
3
3
7.
Радуга талантов
3
3
Календарно-тематическое планирование работы на первый год обучения
Nп/п
Тема занятия
Форма занятия
Кол-во часов
Примечание
1
Тема: «Звуки окружающего мира» Вводное занятие. Музыкальная игра «Звуки вокруг нас»
Групповая игра
1
Презентация музыкальной игры
2
«Деревянные звуки». Ритмические игры и упражнения.
Групповая и индивидуальная игра
1
3
«Стеклянные звуки». Ритмические игры и упражнения.
Групповая и индивидуальная игра
1
4
«Металлические звуки». Ритмические игры и упражнения.
Групповая и индивидуальная игра
1
5
«Шуршащие звуки».
Групповая игра
1
6
«Звуки природы»
Групповая и индивидуальная работа на улице
1
7
Тема: «Ансамбль»
Игра в ансамбле
1
8
Русские народные песни и инструменты
исполнительская деятельность
1
9
Ансамбль русских народных инструментов
Групповая игра
2
10
Презентация «Тайны народного оркестра»
Просмотр презентации
1
11-12
Тема: «Тайны инструментов»
Сольная и ансамблевая деятельность
1
13
Инструменты симфонического оркестра
Исполнительская деятельность
1
14
«Три оркестра»
Групповая игра
2
15
Презентация «Тайны симфонического оркестра»
Просмотр презентации
1
16
Тема: «Музыка вокруг тебя»
Встреча с юными музыкантами Школы искусств
Групповая
1
17
«Я хочу услышать музыку»
Работа в ансамбле
1
18
«Музыка осени»
Групповое и индивидуальное занятие
1
19
«Музыка зимы»
Групповое и индивидуальное занятие
1
20
«Музыка весны»
Групповое и индивидуальное занятие
1
21
«Музыка лета»
Групповое и индивидуальное занятие
1
22
Конкурс «Музыка природы»
Музыкальная игра
1
23
Тема: «Фольклор»
Работа в парах. Сочинение частушек.
Парная деятельность.
1
24
Знакомство с русскими народными песнями
Хоровая деятельность
1
25-26
Музыкальные игры
Групповая игра
2
27
Тема: «Творчество»
Музыкально-театрализованная импровизация.
Групповая и индивидуальная работа
1
28
«Я маленький композитор».
Работа в парах
1
29
«Детский оркестр». Игра на музыкальных инструментах
Групповая и индивидуальная работа
1
30
Презентация «Музыкальные инструменты»
Просмотр презентации
1
31
Тема: «Радуга талантов»
Репетиция концерта
Актовый зал
1
32
Генеральная репетиция концерта
Актовый зал
1
33
Отчетный концерт «Радуга талантов»
Актовый зал
1
Календарно-тематическое планирование работы на втором году обучения
Nп/п
Тема занятия
Форма занятия
Кол-во часов
Примечание
1
Тема: «Звуки, живущие в единстве»
Вводное занятие. Музыкальная игра «Проще простого»
Групповая игра
1
Презентация музыкальной игры
2
«Звукоряд»
Групповая и индивидуальная игра
1
3
«Волшебные нотки»
Групповая игра
1
4
Тема: «Музыка и ты». Встреча с музыкантами.
Групповая
1
Посещение
концерта
5
Музыкальный конкурс «Музыкальные загадки»
Групповая игра
1
6
«Музыка-здоровье-жизнь»
Групповая деятельность
1
7
Тема: «Тайны инструментов»
Сольная и ансамблевая деятельность
1
8-9
Инструменты симфонического оркестра
Исполнительская деятельность
2
10-11
«Три оркестра»
Групповая игра
2
12-13
Презентация «Тайны симфонического оркестра»
Просмотр презентации
1
14
Игра на музыкальных инструментах
Работа в парах
1
15-16
Тема: «Три оркестра»
Сольная и ансамблевая деятельность
2
17-18
Симфонический оркестр
Исполнительская деятельность
1
19
Народный оркестр
Групповая игра
1
20
Эстрадный оркестр
Групповая игра
1
21
Презентация «Тайны трёх оркестров»
Просмотр презентации
1
22
Тема: «Пусть музыка звучит»
Групповая
1
23
Игра «Музыкальное лото»
Групповая игра
1
24
«Великие классики»
Групповое и индивидуальное занятие
2
25
«Я слышу музыку»
Работа в ансамбле
1
26
«Путешествие в страну музыки»
Музыкальная игра
1
27
«Мир музыки»
Групповая игра
1
28
Тема: «Творчество»
«Я маленький композитор».
Игра на музыкальных инструментах
Работа в парах
1
29-30
Музыкальные игры русского народа
Групповая игра (на свежем воздухе, в зале)
2
31
Тема: «Радуга талантов»
Репетиция концерта
Актовый зал.
1
32
Генеральная репетиция концерта
Актовый зал.
1
33
Отчетный концерт «Радуга талантов»
Актовый зал.
1
Концерт в МДОУ д/сад «Родничок» г.о. Кохма
34
Отчетный концерт «Радуга талантов»
Близлежащие населённые пункты
1
Выездные концерты
(м.Лесное, м.Горино г. Иваново)
Содержание деятельности
Занятия внеурочной деятельности «Музыка вокруг тебя» ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1. Тема «Шумовые и музыкальные звуки»
Содержание
На первом вводном занятии руководитель знакомит ребят с программой внеурочной деятельности, правилами поведения на кружке, охрана голоса, инструктаж учащихся. В конце занятия проводится музыкальная игра.
«Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки.Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах.
Формы – беседа, прослушивание звуков природы, групповые игры.
2. Тема «Разбудим голосок»
Содержание
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Распевание. Скороговорки.
«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.
Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.
3. Тема «Развитие голоса»
Содержание
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.
4. Тема «Музыка вокруг тебя»
Содержание
Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, встречи с музыкантами, экскурсии в театр, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его особенностях.
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы – экскурсии, постановка музыкальных сказок, концертов.
5. Тема «Фольклор»
Содержание
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми, праздниками русского народа и народными инструментами, всё это расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками. Ансамбль. Народный оркестр. Чем похожи «Три оркестра».
Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, народных песен.
6. Тема «Творчество»
Содержание
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Формы – творческие игры, конкурсы.
7. Тема «Радуга талантов»
Содержание
«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, населением, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок.
По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно изготавливаются декорации, костюмы для музыкально-театрализованных представлений. Подготовка сольных партий. Прогонные и генеральные репетиции, выступление.
Формы – творческий отчёт, концертная деятельность.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий.
Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, концерты, праздники, встречи с музыкантами Владимирской областной филармонии, Школы искусств, творческие отчёты. Совместные просмотры и обсуждение концертов, музыкальных спектаклей. Выступление с концертными программами перед родителями, ветеранами войны и труда, малышами детского сада.
Постановка музыкальных номеров к школьным праздникам, тематическим концертам, театральные постановки музыкальных сказок, литературно-музыкальные композиции, - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и развитие творческих способностей.
Беседы о музыке знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического музыкального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль музыки. Все это направлено на развитие духовной культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что дети научатся коллективной работе, работе с партнером, общаться со зрителем, научатся вокально-хоровой работе над выразительным исполнением песен, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети научатся играть на шумовых инструментах, выразительно исполнять народные песни и попевки, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создавать музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети смогут привнести элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.
Следует стараться, чтобы маленьких детей не отпугнуть чем-то слишком серьёзным, что может показаться им утомительным или скучным. Для этой цели нужно создать ассоциации со всем, что им привычно и приятно. Использовать как можно больше сказки и больше фантазии. Не уставая, будить воображение ребёнка, связывая сказку, фантазию с музыкой. Не уставая, рассказывать и показывать, «колдовать» вокруг музыки.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы по внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,необходимо оборудование: музыкальные инструменты, музыкальный центр (караоке), магнитофон, микрофоны, компьютер, портреты композиторов, репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы, записи музыкальных произведений по программе на электронных носителях.
Кабинет, в котором проходят занятия, должен хорошо проветриваться, ежедневно должна проводиться влажная уборка.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература
- «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений».Авторы: Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов,М.«Просвещение»2011
- Учебная программа по музыке Г.С. Ригиной. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.
- «Мир вокального искусства» 1-4 классы - программы, разработки занятий, методические рекомендации. Автор-составитель Г.А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- «Комплексные занятия по развитию творческих способностей школьников»: Методическое пособие. Авторы-составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д., 2004г.
- «Первые уроки музыки» - Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. Автор: Домогацкая И.Е., 2003г.
- «Музыкальные игры для детей», автор: Образцова Т.Н., 2005 г.
- «Развитие музыкальных способностей детей», автор: Михайлова М.А. 1997г
- «Первые уроки музыки и творчества». Автор: Е.И.Юдина, Москва "Аквариум" – 1999 г.
Рекомендуемая литература для воспитанников и родителей
- «Музыкальный букварь», автор И.В.Кошмина – М.:ОЛИСС, ДЕЛЬТА, 2005
- «Как Рыжик научился петь» / Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Автор: Абелян Л. – М., 1989.
- «Первые шаги в музыке». Авторы: Конорова Е., Андреева М. – М.: «Советский композитор», 1991.
- Поёт детская хоровая студия «Веснянка»: песни для детей младшего, среднего и старшего возраста: Учебно-методическое пособие/ Авторы-составители Л.П. Дугакова, Л.В. Алдакова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
- «Хоровое сольфеджио: методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов». Авто: Струве Г. – М., 1988.
- «Путешествие по Музыкальной стране». Автор: Крайнова Г.– Саратов, «Научная книга», 1996.
- «С кисточкой и музыкой в ладошке». Авторы: Басина Н.Э., Суслова О.А. – М.: Линка-Пресс, 1997.
Перечень Интернет-ресурсов
1. http://www.solnyshko.ee/
2. http://www.uroki.net/
3. http://www.zankov.ru/
4. http://www.viki.rdf.ru/
5. http://www.nachalka.com/photo
6. http://www.n-shkola.ru/
7. http://www.uchportal.ru/load/46
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Музыкальная карусель»
для учащихся 2-4 классов
на 2016-2017 учебный год
Программу составила:
,
учитель музыки
2016
Пояснительная записка
Данная программа является рабочей программой внеурочной деятельности «Музыкальная карусель» во 2,3,4 классе.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документах:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (редакция от 01.01.2001),
2. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования(приказ Министерства Образования и Науки РФ от 01.01.2001 г. № 000)
(http://www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/97127/#0)
3. Сборник рабочихпрограмм по предмету «Музыка» для учащихся1-4 класса , . 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014г.
4. Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 на 2016-2017 учебный год.
5. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин №2.4.2.2821-10 (http://www. epidemiolog. ru/law/san/?ELEMENT_ID=3240117);
6. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программначального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ г.)
7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03 "Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием".
Рабочая программа рассчитана на 2 класс – 34 часа (1 час в неделю), 3 класс – 34 часа (1 час в неделю),4 класс - 34 часа (1 час в неделю.),
Возраст ребят, участвующих в реализации программы – 8-11 лет.
Основной идеей программы является обеспечение развития творческого потенциала учащихся, развития художественного вкуса, устойчивого интереса к музыке и музыкальной деятельности. Программа базируется на художественно – образном, нравственно – эстетическом постижении младшими школьниками произведений русских и зарубежных композиторов через исполнительскую деятельность, музыкально – пластические движения, музыкальную импровизацию.
Активное восприятие музыки способствует формированию основ музыкальной культуры, освоением музыкальных произведений, знаний о музыке, а также помогает овладевать практическими навыками в слушании и пении, в игре на элементарных музыкальных инструментах.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере музыки обусловлена необходимостью разнообразить досуг младших школьников, сделать его интересным и познавательным. Также занятия музыкой носят психолого – терапевтический эффект, поэтому они играют большую роль в улучшении здоровья учащихся.
Основополагающими принципами построения программы по организации внеурочной деятельности младших школьников являются:
· общедоступность,
· систематичность и целенаправленность,
· взаимодействие педагога и учащихся,
· увлеченность,
· здоровый эмоциональный климат во время занятий.
Цель программы:
· воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
· развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности;
· развитие певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
Задачи внеурочной деятельности:
· развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
· освоение более сложных музыкальных жанров (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
· развитие творческих способностей детей.
· знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.
II. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
· Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
· Приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.
· Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
· Умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, Участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
· Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Предметные результаты
· Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
· Формирование общего представления о музыкальной картине мира;
· Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
· Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Метапредметные результаты
· Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
· Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
· Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
· Умение составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме.
Личностные УУД:
·понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
· понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к разнообразным явлениям музыкальной культуры своего региона, России, мира, знаний о музыке и музыкантах, музицирования, участия в исследовательских проектах;
·усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе восприятия и музицирования, участия в различных виды музыкального творчества, во внеурочных формах работы;
· владение первичными навыками работы с информационно - компьютерными средствами (компьютер, плеер, музыкальный центр, интерактивная доска, айфоны, Интернет).
Познавательные УУД:
· наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки;
· владение словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования;
· поиск и использование в практической деятельности информации о музыке (жанры, стили, язык), композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, (в том числе, с применением компьютерных средств);
·владение умениями и навыками самостоятельного интонационно - образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений на основе понимания интонационной природы музыки и использования различных видов музыкально-практической деятельности;
· осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;
· закрепление понимания знаково-символических элементов музыки как средства выявления общности между музыкой (народной и профессиональной) и другими видами искусства – литературой, изобразительным искусством, кино, театром;
· умение проводить сравнения, классификацию музыкальных произведений различных жанров, эпох, направлений музыкального искусства; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке (диалогический и монологический типы), выполнения диагностических тестов, самостоятельных и контрольных работ, участия в индивидуальных и групповых мини-исследованиях;
· владение умениями постановки и формулирования проблемы, разработки алгоритмов музыкальной деятельности при решении задач учебной деятельности, а также – творческого, поискового, исследовательского характера (включая работу в сети Интернет с помощью родителей);
· владение формами рефлексии при индивидуальной оценке восприятия и исполнения музыкальных произведений разных жанров, стилей, эпох;
· участие в исследовательской деятельности и представление ее результатов в учебной и внеурочной деятельности (праздники, фестивали, конкурсы, представления для жителей поселка, семейная филармония культуры и искусства для родителей и др.);
· использование знаний о музыке и музыкантах, полученных на уроках, при составлении домашней библиотеки, фонотеки, видеотеки и пр.
Регулятивные УУД:
· владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной);
· планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения «сочинения» (импровизаций) музыки, создания композиций, а также при организации проектно-исследовательской деятельности;
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.