Программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию «Юный эколог» для учащихся 1 – 4 классов
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию «Юный эколог» для учащихся 1 – 4 классов

Оценка 4.9
doc
05.04.2024
Программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию «Юный эколог» для учащихся 1 – 4 классов
file0-ab57c3971915bf614b2b7727d3f6e49079e987ac.doc

 

Название материала Программа  внеурочной деятельности по экологическому воспитанию «Юный эколог» для учащихся 1 – 4  классов

 

Пояснительная записка.

Обоснование проблемы.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, то они погубят себя. Эта проблема актуальна и для нашего города, так как Новокуйбышевск расположен в зоне повышенного потенциального загрязнения атмосферы. Чтобы  этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Формирование экологической культуры требует комплексного, системного подхода.
Таким образом, конкретно формулируются задачи экологического воспитания:

1.      Понимание самоценности природы и осознание себя, как части природы.

2.      Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

3.      Воспитание активной жизненной позиции.

4.      Обучение азам экологической безопасности.

5.      Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.

6.      Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

Цель программы экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, как части общей культуры.  Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Участники программы:

·      Педагоги, руководители направлений, ученики, родители.

 

Ожидаемые результаты реализации мероприятий программы:

·      Повышение уровня экологической грамотности;

·  Повышение уровня социальной активности учащихся;

 

Основные направления программы экологического воспитания основаны на четырех направлениях работы:

познавательном; творческом; практическом; исследовательском.

Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Творческое направление работы ставит целью знакомство учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это ¾ театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) ¾ посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

Исследовательское направление осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

В процессе реализации программы личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

   Программа адаптированная, составлена на основе факультативного курса «Экология для младших школьников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1 класс

 

Да

та

 

Тема занятия

Часы

Содержание и методические приёмы.

 

Характеристика деятельности

Планируемые результаты (личностные и  метапредметные)

 

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1

 

Что такое экология.

1

Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой.

Сформировать представление о понятии «экология»

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение  осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Умение слушать и вступать в диалог

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

2

 

Радости и огорчения.

1

Экскурсия в парк. Наблюдения.

Наблюдение  связи живой и неживой природы.

3,4

 

О Жучках и Мурках.

2

Рассказы детей о домашних животных.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей

Формирование  нравственно –эстетических понятий.

Умение  строить речевое высказывание

Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оценивать правильность выполнения заданий.

5

 

Что окружает нас дома, в школе.

1

Экскурсия по школе. Рассказы о назначении вещей.

Формирование представлений о том, что вещи сделаны людьми

Умение слушать и вступать в диалог.

 

 

6

 

Животные и растения в жизни моей семьи.

1

Рассказы детей о домашних животных и растениях.

Рассказывать о роли животных и растений в жизни людей.

Формирование основ экологического воспитания

Анализировать речевые ситуации.

 

 

 

 

 

Контролировать и оценивать свои действия

7

 

Там, на неведомых дорожках.

1

Экскурсия в сквер.

Формирование представлений о взаимосвязях в лесу.

Развитие готовности к сотрудничеству

 

 

8

 

«Жалобная книга» природы.

1

Знакомство с «Красной книгой»

Выявление растений и животных,

нуждающихся в охране

 

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог

 

9

 

Изучаем способы охраны природы.

1

Охраняемые природные территории.

 

Знакомство с заповедниками, заказниками

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

10

 

Стихи о природе «Экология природы – экология души».

1

Библиотечный час.

Знакомство со стихами о природе и животных.

 

Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

11

 

Связь живой и неживой природы.

1

Понятия «живая» и «неживая» природа

Раскрыть  связи между живой и неживой природой.

 

Работа с информацией

формулировать собственное мнение

 

12, 13

 

Разнообразие живой природы.

2

Многообразие растений и животных.

Формирование представлений о разнообразии природы.

 

Умение  осознанно строить речевое высказывание

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов

 

14

 

Экологические связи в живой природе.

1

. Экологические связи в живой природе на примере леса.

Формирование понятий «прямые связи», «косвенные связи».

 

Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

15

 

Как зимой помочь птицам.

1

Экскурсия. Чем птицы отличаются от других животных.

Проводить наблюдения во время экскурсий.

Практическая работа.

Формирование основ экологического воспитания.

 

Умение слушать и вступать в диалог

 

16

 

Акция «Кормушка».

1

17

 

Книги о природе.

1

Библиотечный час.

Знакомство с книгами о природе.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Анализировать речевые ситуации.

 

 

 

18,19

 

Охраняемые растения и животные.

2

Знакомство с охраняемыми растениями и животными.

Работа со справочниками.

Работа с информацией

Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

20

 

Природа и творчество.

1

Творческие работы.

 

Формирование  основных нравственно –эстетических понятий.

 

 Формирование умения учитывать позицию собеседника.

21

 

 «Ручейки и озера».

1

Значение воды в жизни растений и человека.

Прослеживание пути питьевой воды от природного источника в дом.

Формировать умение анализировать сообщения

формулировать собственное мнение и аргументировать его

 

22

 

Роль воды в жизни человека.

1

23

 

Лесные айболиты.

1

Лекарственные растения.

Работа со справочниками.

Развитие готовности к сотрудничеству

Работа с информацией

 

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

24

 

Лесные опасности.

1

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящие насекомые.

Формулирование правил поведения в лесу.

 

 

Умение слушать и вступать в диалог

25

 

 «Зеленый наряд нашей планеты».

1

Экскурсия в кабинет биологии.

Получение знаний о редких растениях.

 

Анализировать речевые ситуации.

 

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов

Контролировать и оценивать свои действия

26

 

Кто такие насекомые.

1

Знакомство с насекомыми как одной из групп животных.

Получение представлений о многообразии насекомых.

Формирование основ экологического воспитания

 

формулировать собственное мнение и аргументировать его

27

 

Что у нас над головой.

1

28

 

Путешествие по весеннему лесу.

1

Экскурсия.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

 

Формировать умение анализировать сообщения

 

Различать недопустимые формы поведения в природе.

29

 

День птиц, или птичий КВН.

1

Особенности  обитания птиц, питания, разнообразие.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Формирование основ экологического воспитания

 

Умение слушать и вступать в диалог

 

30

 

Экология и здоровье человека.

1

Экскурсия в центр экологической информации.

 

 

Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.

 

Формирование основных правил здорового образа жизни

 

Работа с информацией

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование умения учитывать позицию собеседника.

Контролировать и оценивать свои действия

31

 

Экологические катастрофы

1

Загрязнение водоёмов, воздуха.

32

 

Хотим сказать всем…

1

Посещение кабинета технологии.

Изготовление экологических памяток.

 

 

33

 

Итоговое занятие.

1

Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел.

 

 

 

 

 

Планируемые результаты

 

К концу занятий в кружке в первом классе учащиеся научатся:

 

- различать понятия «живая природа», «неживая природа»;

- определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

- устанавливать зависимости между явлениями живой и неживой природы;

- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

- сравнивать домашних и диких животных.

 

К концу занятий в кружке в первом классе учащиеся смогут научиться:

 

- различать основные нравственно-этические понятия;

- рассказывать о семье, своих любимых занятиях;

- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

- моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

- на отдельных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой

 

 

 

 

 

2 класс

 

Да

та

Тема занятия

Часы

Содержание и методические приёмы.

Характеристика деятельности

Планируемые результаты (личностные и  метапредметные)

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1

 

Где мы живем, и что нас окружает.

1

Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой.

Формировать представление о понятии «экология»

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение  осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Умение слушать и вступать в диалог

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

2

 

Радости и огорчения.

1

Экскурсия в парк.

 

 Наблюдения.

наблюдение связи жизнедеятельности человека с природой.

3

 

Неживая и живая природа.

1

Понятия «живая» и «неживая» природа

Раскрыть  связи между живой и неживой природой.

 

Работа с информацией

формулировать собственное мнение и аргументировать его

 

4

 

Какие бывают растения.

1

Представления о многообразии растений.

Умение группировать растения, распознавать их.

Формирование основ экологического воспитания

Умение  осознанно строить речевое высказывание

 

 

5

 

В гости к осени.

1

Экскурсия.

Наблюдение за осенними изменениями в природе.

Формирование основ безопасной жизнедеятельности

 

Умение слушать и вступать в диалог.

 

 

6

 

Народные приметы об осени.

1

Экскурсия в школьную библиотеку.

Работа со справочным материалом.

 

 

 

 

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

 

Умение  осознанно и произвольно строить речевое высказывание

 

Контролировать и оценивать свои действия

7

 

Дикорастущие и культурные растения.

1

Формировать понятия  «дикорастущие и культурные растения»

Раскрыть значения растений для человека.

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

8

 

Растения в жизни человека.

1

Рассказы детей о домашних растениях.

Рассказывать о роли растений в жизни людей.

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог

9

 

Дикие и домашние животные.

1

Рассказы детей о домашних животных.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей

Умение слушать и вступать в диалог

 

10

 

Живое рядом с нами.

1

Многообразие растений и животных.

Формирование представлений о разнообразии природы.

Формирование  основных нравственно –эстетических понятий.

 

Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

11

 

Красная книга.

1

Знакомство с Красной книгой

Раскрыть основные причины сокращения численности этих видов

Работа с информацией

формулировать собственное мнение и аргументировать его

 

12

 

Возьми под защиту!

1

Выявление растений и животных,

нуждающихся в бережном отношении.

Обсуждение, что угрожает этим видам, как дети могут способствовать их выживанию.

 

Умение  осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

 

13

 

Заочное путешествие по заповедникам.

1

Посещение медиатеки. Охраняемые природные территории.

Знакомство с заповедниками, заказниками

 

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

 

 

Умение слушать и вступать в диалог

 

14

 

Невидимые нити.

1

Экскурсия в сосновый бор.

Формирование понятий «прямые,  косвенные связи»,

 

Контролировать и оценивать свои действия

15

 

В гости к зиме.

1

Экскурсия.

Проводить наблюдения во время экскурсий.

Формирование основ экологического воспитания

 

Умение слушать и вступать в диалог

 

16

 

Акция «Кормушка».

1

Занятие в кабинете технологии.

Практическая работа.

17

 

Книги  Н. Сладкова о природе.

1

Библиотечный час.

Знакомство с книгами Сладкова о природе.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Анализировать речевые ситуации.

 

 

 

18

 

Охраняемые растения и животные.

1

Знакомство с охраняемыми растениями и животными.

Работа со справочниками.

Работа с информацией

Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

19

 

Народные приметы о зиме.

1

Экскурсия в школьную библиотеку.

Работа со справочным материалом.

Формирование основ экологического воспитания.

Умение  осознанно и произвольно строить речевое высказывание

 

Контролировать и оценивать свои действия

20

 

Природа и творчество.

1

Посещение кабинета рисования. Творческие работы.

Творческие работы.

Формирование  основных нравственно эстетических понятий.

 

Формирование умения учитывать позицию собеседника.

 

21

 

Птицы и животные зимой.

1

Особенности жизни птиц и животных зимой.

Расширение знаний о жизни животных.

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

формулировать собственное мнение и аргументировать его

 

22

 

Акция «Помоги деревьям»

1

Работа на пришкольном участке.

Практическая работа.

23

 

Про воздух.

1

Знакомство с некоторыми свойствами воздуха.

Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Работа с информацией

Умение слушать и вступать в диалог

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

24

 

Причины и последствия загрязнения воздуха.

1

25

 

Откуда берется и куда девается мусор.

1

Источники мусора в быту, его классификация.

Выяснение, чем опасен мусор и что с ним делать, как его можно использовать.

 

 

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Анализировать речевые ситуации.

 

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов

Контролировать и оценивать свои действия

26

 

Вторая жизнь вещей.

1

Посещение кабинета технологии.

Практическая работа.

 

Аргументировать мнение

 

27

 

Откуда в снежках грязь.

1

Посещение кабинета химии.

Происхождение грязи в снежках.

Проследить распространение загрязняющих веществ в окружающей среде.

Формирование основ экологического воспитания.

Умение  осознанно и произвольно строить речевое высказывание

 

Контролировать и оценивать свои действия

28

 

Путешествие по весеннему лесу.

1

Экскурсия.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

 

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

 

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

29

 

Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

1

Оценивание различных примеров поведения в природе.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Формирование основ экологического воспитания

Умение слушать и вступать в диалог

30

 

Экология и здоровье человека.

1

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.

Формирование основных правил здорового образа жизни

Работа с информацией

 

 

31

 

Экологические катастрофы

1

Загрязнение водоёмов, воздуха.

32, 33

 

Хотим сказать всем…

2

Практическая работа.

Изготовление экологических памяток.

 

 

Формирование умения учитывать позицию собеседника.

Контролировать и оценивать свои действия

34

 

Итоговое занятие.

1

Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел.

 

 

 

 

Планируемые результаты

 

 

 

К концу занятий в кружке во втором  классе учащиеся научатся:

 

- различать понятия «живая природа», «неживая природа»;

- определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

- устанавливать зависимости между явлениями живой и неживой природы;

- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

- сравнивать домашних и диких животных.

 

К концу занятий в кружке во втором  классе учащиеся смогут научиться:

 

- различать основные нравственно-этические понятия;

- рассказывать о семье, своих любимых занятиях;

- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

- моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

- на отдельных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой.

 

 

 

3 класс

 

Да

Та

Тема занятия

часы

Содержание и методические приёмы.

 

Характеристика деятельности

Планируемые результаты (личностные и  метапредметные)

Личностные УУД

 

Познавательные УУД

 

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1

 

Что такое экология.

История с комарами и кошками.

1

Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой.

Формирование представления о понятии «экология»

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение  осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Умение слушать и вступать в диалог

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

2

 

Радости и огорчения.

1

Экскурсия в парк.

 

 Наблюдения.

Наблюдение связи жизнедеятельности человека с природой.

3,

4

 

Природа вокруг нас.

2

Экскурсии и практические работы.

Раскрытие связи между живой и неживой природой.

Формирование основ экологического воспитания.

Умение  осознанно строить речевое высказывание

аргументировать

собственное мнение

 

5

 

В гости к осени.

1

Экскурсия.

Наблюдение за осенними изменениями в природе.

Формирование основ безопасной жизнедеятельности

 

Умение слушать и вступать в диалог.

 

Контролировать и оценивать свои действия

6

 

Они могут исчезнуть.

1

Причины сокращения численности живых существ

Выявление причин исчезновения животных и растений.

Формирование основ экологического воспитания.

Умение  осознанно  строить речевое высказывание

 

7

 

Как охраняют природу.

1

Охраняемые природные территории. Памятники природы.

Раскрытие значения растений и животных для человека.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

8

 

По заповедным тропинкам.

1

9

 

Тепло, свет и жизнь.

1

Солнце как источник тепла и света для живых существ.

Выявление  роли света, воздуха и воды в природе и жизни людей

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение слушать и вступать в диалог

10

 

Воздух и жизнь.

1

11

 

Вода и жизнь.

1

12

 

Возьми под защиту!

1

Выявление растений и животных,

нуждающихся в охране

Обсуждение, что угрожает этим видам.

 

Умение  осознанно строить речевое высказывание

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов

 

13

 

Живое в почве.

1

Разнообразие живых обитателей почвы

Выявление обитателей почвы.

 

Формировать умение анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог

 

14

 

Вот какие растения!

1

Многообразие растений. Многообразие животных.

Грибы и лишайники как особые группы живых существ

Формирование представлений о разнообразии природы.

Формирование основ экологического воспитания

Анализировать речевые ситуации.

Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

15

 

Это всё животные.

1

16

 

По грибы без лукошка.

1

17

 

Полюбуйтесь: лишайники!

1

18

 

Дуб и всё вокруг него.

1

Экологические связи в живой природе на примере дубового леса

Формирование понятий «прямые связи», «косвенные связи».

Формирование основ экологического воспитания.

Работа с информацией

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Формирование умения учитывать позицию собеседника

Контролировать и оценивать свои действия

19

 

Невидимая сеть.

1

20

 

Невидимая пирамида.

1

21

 

Кто как защищается.

1

22

 

Растения просят о помощи.

1

Посещение школьной библиотеки.

Охраняемые растения. Лекарственные растения и их охрана.

 

Выявление причин сокращения численности растений и животных и меры их охраны.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Работа с информацией

Анализировать речевые ситуации.

 

Умение слушать и вступать в диалог

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов

 

23

 

«Зелёная аптека» может закрыться?

1

24,

25

 

Животные должны жить.

2

26

 

По ботаническим садам и зоопаркам.

1

27

 

Путешествие по весеннему лесу.

1

Экскурсия.

Наблюдения  во время экскурсий.

 

 

формулировать мнение

Контролировать и оценивать свои действия

28

 

Откуда в снежках грязь.

1

Посещение кабинета химии.

Происхождение грязи в снежках.

Проследить распространение загрязняющих веществ в окружающей среде.

Формирование основ экологического воспитания.

Умение  осознанно и произвольно строить речевое высказывание

 

29

 

Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

1

Оценивание различных примеров поведения в природе.

Моделирование ситуаций по сохранению природы и ее защите.

Формирование основ экологического воспитания.

 

Умение слушать и вступать в диалог

 

30

 

Экология и здоровье человека.

1

Экскурсия в центр экологической информации.

Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.

 

Формирование основных правил здорового образа жизни

 

Работа с информацией

 

 

31

 

Экологические катастрофы

1

Загрязнение водоёмов, воздуха.

32, 33

 

Хотим сказать всем… (практические занятия)

2

Посещение кабинета технологии.

 

Изготовление экологических памяток.

 

 

Умение  учитывать позицию собеседника

Оценивать  свои действия

34

 

Итоговое занятие.

1

Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел.

 

 

 

 

 

Планируемые результаты

 

 

 

К концу занятий в кружке в 3 классе учащиеся научатся:

называть (приводить примеры):

  • тела живой и неживой природы;
  • свойства воздуха, воды;
  • объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
  • причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ.

 

К концу занятий в кружке в 3 классе учащиеся смогут научиться:

Различать

  • приспособления животных к среде обитания;
  • объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
  • раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
  • участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы;
  • моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

 

 

 

4 класс

За

ня

тия

Да

та

Тема занятия

часы

Содержание и методические приёмы.

 

Характеристика деятельности

Планируемые результаты (личностные и  метапредметные)

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1

 

Что такое экология.

 

1

Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой.

Формирование представления о понятии «экология»

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение  осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Умение слушать и вступать в диалог

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

2

 

Радости и огорчения.

1

Экскурсия в парк.

 

 Наблюдения.

Исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности человека с природой.

3

 

Лес и человек.

1

практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений.

Умение группировать растения, распознавать их.

Формирование основ экологического воспитания

Умение  осознанно и произвольно строить речевое высказывание

формулировать собственное мнение и аргументировать его

 

 

4

Как вести себя в природе.

1

Выявление растений и животных ближайшего окружения,

нуждающихся в бережном

Обсуждение, что угрожает этим видам, как дети могут способствовать их выживанию.

 

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

5

 

В гости к осени.

1

Экскурсия.

Наблюдение за осенними изменениями в природе.

Формирование основ безопасной жизнедеятельности

 

Умение слушать и вступать в диалог.

 

 

6

 

Акция «Чистая планета».

1

Работа на пришкольном участке.

Практическая работа.

Формирование основ экологического воспитания.

 

 

Контролировать и оценивать свои действия

7

 

Наши друзья – животные.

1

Многообразие животных.

 

Раскрытие значения животных для человека.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Формировать умение анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

8

 

Разнообразие животных.

1

9

 

Охрана животных.

1

10

 

Если хочешь быть здоров.

1

Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой.

Выявление  влияния вредных привычек на здоровье человека.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

 

Умение слушать и вступать в диалог.

 

Контролировать и оценивать свои действия

11

 

Вредные привычки.

Посещение медкабинета.

1

12

 

Они могут исчезнуть.

1

Причины сокращения численности живых существ, необходимые меры их охраны.

Выявление причин исчезновения животных и растений.

 

Умение  строить речевое высказывание

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов

 

13

 

Как охраняют природу. Посещение школьной библиотеки.

1

Знакомство с охраняемыми растениями и животными.

Работа со справочниками.

 

Формировать умение анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог

 

14

 

Вот какие растения.

1

Многообразие растений. Многообразие животных.

Формирование представлений о разнообразии природы.

Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным.

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

 

Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

15

 

Это всё животные.

1

16

 

По грибы без лукошка.

1

Грибы и лишайники как особые группы живых существ

17

 

Полюбуйтесь: лишайники!

1

18

 

Живое в почве.

1

Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы

Выявление обитателей почвы.

Формирование основ экологического воспитания.

Умение  осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог

 

 

Контролировать и оценивать свои действия

 

19

 

Акция «Зимняя кормушка».

1

Занятие в кабинете технологии.

Практическая работа.

20

 

Просмотр видеофильмов «Путешествие по заповедникам».

1

Охраняемые природные территории.

Знакомство с заповедниками, заказниками

21

 

Ручейки и озёра.

1

Посещение школьной библиотеки.

 

Значение воды в жизни растений и человека.

 

Посещение медиатеки.

 

Прослеживание пути питьевой воды от природного источника в дом.

22

 

Жители подводного царства.

1

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Работа с информацией

Анализировать речевые ситуации.

 

Умение слушать и вступать в диалог

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

Контролировать и оценивать свои действия

23

 

Водоёмы Самарской области.

1

24

 

Охрана водоёмов.

1

25

 

Проблемы чистой воды и здоровье человека.

1

26

 

Превращения воды.

1

27

 

Путешествие по весеннему лесу.

1

Экскурсия.

Проводить наблюдения во время экскурсий.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение  осознанно и произвольно строить речевое высказывание

формулировать собственное мнение и аргументировать его

 

28

 

Птицы – наши друзья.

1

Особенности  обитания птиц, питания, разнообразие.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Формирование основ экологического воспитания.

 

Контролировать и оценивать свои действия

29

 

Планета Земля.

1

Оценивание различных примеров поведения в природе.

Моделирование ситуаций по сохранению природы и ее защите.

Формирование основ экологического воспитания

 

Умение слушать и вступать в диалог

 

30

 

Экология и здоровье человека.

1

Экскурсия в центр экологической информации.

Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.

Формирование основных правил здорового образа жизни

Работа с информацией

 

 

31

 

Экологические катастрофы

1

Загрязнение водоёмов, воздуха.

32, 33

 

Хотим сказать всем… (практические занятия)

2

Практическая работа.

Изготовление экологических памяток.

 

 

 Формирование умения учитывать позицию собеседника.

Контролировать и оценивать свои действия

34

 

Итоговое занятие.

1

Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел.

 

Планируемые результаты обучения

 

К концу занятий в кружке в 4 классе учащиеся научатся:

- выявлять признаки живого организма, характерные для человека;

- моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

- оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры ( жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;

 

К концу занятий в кружке в 4 классе учащиеся могут научиться:

-применять в житейской практике правила здорового образа жизни,

- соблюдать правила гигиены и физической культуры;

- различать полезные и вредные привычки;

- моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

 

Список литературы

 

 

·         Программа «Зеленый дом» автор А.А.Плешаков, Просвещение, 2007.

·         Экологическое воспитание в школе.

      Автор-составитель И.Г.Норенко, Волгоград, Учитель, 2007 год.

·         Игровые экологические занятия с детьми. Пособие для воспитателей и учителей. Минск, Асар, 1996 год.

·         Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». Мастерская учителя, Москва, Вако, 2008г., авторы: Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко, Л.П.Барылкина.

·         Внеклассные мероприятия 1- 4 класс  Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др., Москва, ВАКО,2007год

·           Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов.  Авторы: А.А.Плешаков, А.А.Румянцев



Скачано с www.znanio.ru

Название материала Программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию «Юный эколог» для учащихся 1 – 4 классов

Название материала Программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию «Юный эколог» для учащихся 1 – 4 классов

Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников

Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников

Да та Тема занятияЧасыСодержание и методические приёмы

Да та Тема занятияЧасыСодержание и методические приёмы

Экскурсия в сквер. Формирование представлений о взаимосвязях в лесу

Экскурсия в сквер. Формирование представлений о взаимосвязях в лесу

Книги о природе. 1

Книги о природе. 1

Путешествие по весеннему лесу

Путешествие по весеннему лесу

К концу занятий в кружке в первом классе учащиеся смогут научиться: - различать основные нравственно-этические понятия; - рассказывать о семье, своих любимых занятиях; - участвовать…

К концу занятий в кружке в первом классе учащиеся смогут научиться: - различать основные нравственно-этические понятия; - рассказывать о семье, своих любимых занятиях; - участвовать…

Какие бывают растения.1Представления о многообразии растений

Какие бывают растения.1Представления о многообразии растений

Умение слушать и вступать в диалогКонтролировать и оценивать свои действия 11Красная книга

Умение слушать и вступать в диалогКонтролировать и оценивать свои действия 11Красная книга

Экскурсия в школьную библиотеку

Экскурсия в школьную библиотеку

Путешествие по весеннему лесу

Путешествие по весеннему лесу

К концу занятий в кружке во втором классе учащиеся смогут научиться: - различать основные нравственно-этические понятия; - рассказывать о семье, своих любимых занятиях; - участвовать…

К концу занятий в кружке во втором классе учащиеся смогут научиться: - различать основные нравственно-этические понятия; - рассказывать о семье, своих любимых занятиях; - участвовать…

Природа вокруг нас. 2

Природа вокруг нас. 2

Возьми под защиту! 1

Возьми под защиту! 1

Растения просят о помощи. 1

Растения просят о помощи. 1

Экологические катастрофы 1

Экологические катастрофы 1

За ня тия Да та

За ня тия Да та

В гости к осени. 1

В гости к осени. 1

Вот какие растения. 1

Вот какие растения. 1

Посещение медиатеки. Прослеживание пути питьевой воды от природного источника в дом

Посещение медиатеки. Прослеживание пути питьевой воды от природного источника в дом

Итоговое занятие. 1

Итоговое занятие. 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2024