Название материала Программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию «Юный эколог» для учащихся 1 – 4 классов
Пояснительная записка.
Обоснование проблемы.
История человечества неразрывно
связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного
взаимодействия её с человеком выросли в экологическую проблему. Если люди в
ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, то они погубят
себя. Эта проблема актуальна и для нашего города, так как Новокуйбышевск
расположен в зоне повышенного потенциального загрязнения атмосферы. Чтобы
этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как
в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные
убеждения. Формирование экологической культуры требует комплексного, системного
подхода.
Таким образом, конкретно формулируются задачи
экологического воспитания:
1. Понимание самоценности природы и осознание себя, как части природы.
2. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
3. Воспитание активной жизненной позиции.
4. Обучение азам экологической безопасности.
5. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
6. Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
Цель программы
экологического воспитания -
формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на
базе экологического сознания, как части общей культуры. Это предполагает
соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду
идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей
местности.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих
задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Участники программы:
· Педагоги, руководители направлений, ученики, родители.
Ожидаемые результаты реализации мероприятий программы:
· Повышение уровня экологической грамотности;
· Повышение уровня социальной активности учащихся;
Основные направления программы экологического воспитания основаны на четырех направлениях работы:
познавательном; творческом; практическом; исследовательском.
Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Творческое направление работы ставит целью знакомство учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это ¾ театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) ¾ посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.
Исследовательское направление осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
В процессе реализации программы личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.
Программа адаптированная, составлена на основе факультативного курса «Экология для младших школьников»
1 класс |
|||||||||
№
|
Да та |
Тема занятия |
Часы |
Содержание и методические приёмы.
|
Характеристика деятельности |
Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
|
|||
Личностные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
Регулятивные УУД |
||||||
1 |
|
Что такое экология. |
1 |
Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой. |
Сформировать представление о понятии «экология» |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Умение слушать и вступать в диалог |
Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
2 |
|
Радости и огорчения. |
1 |
Экскурсия в парк. Наблюдения. |
Наблюдение связи живой и неживой природы. |
||||
3,4 |
|
О Жучках и Мурках. |
2 |
Рассказы детей о домашних животных. |
Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей |
Формирование нравственно –эстетических понятий. |
Умение строить речевое высказывание |
Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Оценивать правильность выполнения заданий. |
5 |
|
Что окружает нас дома, в школе. |
1 |
Экскурсия по школе. Рассказы о назначении вещей. |
Формирование представлений о том, что вещи сделаны людьми |
Умение слушать и вступать в диалог.
|
|
||
6 |
|
Животные и растения в жизни моей семьи. |
1 |
Рассказы детей о домашних животных и растениях. |
Рассказывать о роли животных и растений в жизни людей. |
Формирование основ экологического воспитания |
Анализировать речевые ситуации.
|
|
Контролировать и оценивать свои действия |
7 |
|
Там, на неведомых дорожках. |
1 |
Экскурсия в сквер. |
Формирование представлений о взаимосвязях в лесу. |
Развитие готовности к сотрудничеству |
|
|
|
8 |
|
«Жалобная книга» природы. |
1 |
Знакомство с «Красной книгой» |
Выявление растений и животных, нуждающихся в охране |
|
Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения |
Умение слушать и вступать в диалог |
|
9 |
|
Изучаем способы охраны природы. |
1 |
Охраняемые природные территории.
|
Знакомство с заповедниками, заказниками |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
|||
10 |
|
Стихи о природе «Экология природы – экология души». |
1 |
Библиотечный час. |
Знакомство со стихами о природе и животных. |
|
Умение слушать и вступать в диалог |
Контролировать и оценивать свои действия |
|
11 |
|
Связь живой и неживой природы. |
1 |
Понятия «живая» и «неживая» природа |
Раскрыть связи между живой и неживой природой. |
|
Работа с информацией |
формулировать собственное мнение |
|
12, 13 |
|
Разнообразие живой природы. |
2 |
Многообразие растений и животных. |
Формирование представлений о разнообразии природы. |
|
Умение осознанно строить речевое высказывание |
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов |
|
14 |
|
Экологические связи в живой природе. |
1 |
. Экологические связи в живой природе на примере леса. |
Формирование понятий «прямые связи», «косвенные связи». |
|
Умение слушать и вступать в диалог |
Контролировать и оценивать свои действия |
|
15 |
|
Как зимой помочь птицам. |
1 |
Экскурсия. Чем птицы отличаются от других животных. |
Проводить наблюдения во время экскурсий. Практическая работа. |
Формирование основ экологического воспитания. |
|
Умение слушать и вступать в диалог |
|
16 |
|
Акция «Кормушка». |
1 |
||||||
17 |
|
Книги о природе. |
1 |
Библиотечный час. |
Знакомство с книгами о природе. |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Анализировать речевые ситуации.
|
|
|
18,19 |
|
Охраняемые растения и животные. |
2 |
Знакомство с охраняемыми растениями и животными. |
Работа со справочниками. |
Работа с информацией |
Умение слушать и вступать в диалог |
Контролировать и оценивать свои действия |
|
20 |
|
Природа и творчество. |
1 |
Творческие работы. |
|
Формирование основных нравственно –эстетических понятий. |
|
Формирование умения учитывать позицию собеседника. |
|
21 |
|
«Ручейки и озера». |
1 |
Значение воды в жизни растений и человека. |
Прослеживание пути питьевой воды от природного источника в дом. |
Формировать умение анализировать сообщения |
формулировать собственное мнение и аргументировать его |
|
|
22 |
|
Роль воды в жизни человека. |
1 |
||||||
23 |
|
Лесные айболиты. |
1 |
Лекарственные растения. |
Работа со справочниками. |
Развитие готовности к сотрудничеству |
Работа с информацией |
|
Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
24 |
|
Лесные опасности. |
1 |
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящие насекомые. |
Формулирование правил поведения в лесу. |
|
|
Умение слушать и вступать в диалог |
|
25 |
|
«Зеленый наряд нашей планеты». |
1 |
Экскурсия в кабинет биологии. |
Получение знаний о редких растениях. |
|
Анализировать речевые ситуации.
|
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов |
Контролировать и оценивать свои действия |
26 |
|
Кто такие насекомые. |
1 |
Знакомство с насекомыми как одной из групп животных. |
Получение представлений о многообразии насекомых. |
Формирование основ экологического воспитания |
|
формулировать собственное мнение и аргументировать его |
|
27 |
|
Что у нас над головой. |
1 |
||||||
28 |
|
Путешествие по весеннему лесу. |
1 |
Экскурсия. |
Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
|
Формировать умение анализировать сообщения |
|
Различать недопустимые формы поведения в природе. |
29 |
|
День птиц, или птичий КВН. |
1 |
Особенности обитания птиц, питания, разнообразие. |
Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
Формирование основ экологического воспитания |
|
Умение слушать и вступать в диалог |
|
30 |
|
Экология и здоровье человека. |
1 |
Экскурсия в центр экологической информации.
|
Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. |
Формирование основных правил здорового образа жизни |
Работа с информацией |
Формирование умения учитывать позицию собеседника. |
Контролировать и оценивать свои действия |
31 |
|
Экологические катастрофы |
1 |
Загрязнение водоёмов, воздуха. |
|||||
32 |
|
Хотим сказать всем… |
1 |
Посещение кабинета технологии. |
Изготовление экологических памяток. |
|
|
||
33 |
|
Итоговое занятие. |
1 |
Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел. |
|
|
|
Планируемые результаты
К концу занятий в кружке в первом классе учащиеся научатся:
- различать понятия «живая природа», «неживая природа»;
- определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
- устанавливать зависимости между явлениями живой и неживой природы;
- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
- сравнивать домашних и диких животных.
К концу занятий в кружке в первом классе учащиеся смогут научиться:
- различать основные нравственно-этические понятия;
- рассказывать о семье, своих любимых занятиях;
- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
- моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
- на отдельных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой
2 класс
№
|
Да та |
Тема занятия |
Часы |
Содержание и методические приёмы. |
Характеристика деятельности |
Планируемые результаты (личностные и метапредметные) |
|||
Личностные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
Регулятивные УУД |
||||||
1 |
|
Где мы живем, и что нас окружает. |
1 |
Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой. |
Формировать представление о понятии «экология» |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Умение слушать и вступать в диалог |
Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
2 |
|
Радости и огорчения. |
1 |
Экскурсия в парк.
Наблюдения. |
наблюдение связи жизнедеятельности человека с природой. |
||||
3 |
|
Неживая и живая природа. |
1 |
Понятия «живая» и «неживая» природа |
Раскрыть связи между живой и неживой природой. |
|
Работа с информацией |
формулировать собственное мнение и аргументировать его |
|
4 |
|
Какие бывают растения. |
1 |
Представления о многообразии растений. |
Умение группировать растения, распознавать их. |
Формирование основ экологического воспитания |
Умение осознанно строить речевое высказывание |
|
|
5 |
|
В гости к осени. |
1 |
Экскурсия. |
Наблюдение за осенними изменениями в природе. |
Формирование основ безопасной жизнедеятельности |
|
Умение слушать и вступать в диалог.
|
|
6 |
|
Народные приметы об осени. |
1 |
Экскурсия в школьную библиотеку. |
Работа со справочным материалом. |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
|
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
|
Контролировать и оценивать свои действия |
7 |
|
Дикорастущие и культурные растения. |
1 |
Формировать понятия «дикорастущие и культурные растения» |
Раскрыть значения растений для человека. |
Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
|||
8 |
|
Растения в жизни человека. |
1 |
Рассказы детей о домашних растениях. |
Рассказывать о роли растений в жизни людей. |
Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения |
Умение слушать и вступать в диалог |
||
9 |
|
Дикие и домашние животные. |
1 |
Рассказы детей о домашних животных. |
Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей |
Умение слушать и вступать в диалог |
|
||
10 |
|
Живое рядом с нами. |
1 |
Многообразие растений и животных. |
Формирование представлений о разнообразии природы. |
Формирование основных нравственно –эстетических понятий. |
|
Умение слушать и вступать в диалог |
Контролировать и оценивать свои действия |
11 |
|
Красная книга. |
1 |
Знакомство с Красной книгой |
Раскрыть основные причины сокращения численности этих видов |
Работа с информацией |
формулировать собственное мнение и аргументировать его |
|
|
12 |
|
Возьми под защиту! |
1 |
Выявление растений и животных, нуждающихся в бережном отношении. |
Обсуждение, что угрожает этим видам, как дети могут способствовать их выживанию. |
|
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, |
|
13 |
|
Заочное путешествие по заповедникам. |
1 |
Посещение медиатеки. Охраняемые природные территории. |
Знакомство с заповедниками, заказниками |
|
Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения |
Умение слушать и вступать в диалог |
|
14 |
|
Невидимые нити. |
1 |
Экскурсия в сосновый бор. |
Формирование понятий «прямые, косвенные связи», |
|
Контролировать и оценивать свои действия |
||
15 |
|
В гости к зиме. |
1 |
Экскурсия. |
Проводить наблюдения во время экскурсий. |
Формирование основ экологического воспитания |
|
Умение слушать и вступать в диалог |
|
16 |
|
Акция «Кормушка». |
1 |
Занятие в кабинете технологии. |
Практическая работа. |
||||
17 |
|
Книги Н. Сладкова о природе. |
1 |
Библиотечный час. |
Знакомство с книгами Сладкова о природе. |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Анализировать речевые ситуации.
|
|
|
18 |
|
Охраняемые растения и животные. |
1 |
Знакомство с охраняемыми растениями и животными. |
Работа со справочниками. |
Работа с информацией |
Умение слушать и вступать в диалог |
Контролировать и оценивать свои действия |
|
19 |
|
Народные приметы о зиме. |
1 |
Экскурсия в школьную библиотеку. |
Работа со справочным материалом. |
Формирование основ экологического воспитания. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
|
Контролировать и оценивать свои действия |
20 |
|
Природа и творчество. |
1 |
Посещение кабинета рисования. Творческие работы. |
Творческие работы. |
Формирование основных нравственно эстетических понятий. |
|
Формирование умения учитывать позицию собеседника. |
|
21 |
|
Птицы и животные зимой. |
1 |
Особенности жизни птиц и животных зимой. |
Расширение знаний о жизни животных. |
Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения |
формулировать собственное мнение и аргументировать его |
|
|
22 |
|
Акция «Помоги деревьям» |
1 |
Работа на пришкольном участке. |
Практическая работа. |
||||
23 |
|
Про воздух. |
1 |
Знакомство с некоторыми свойствами воздуха. |
Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха. |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Работа с информацией |
Умение слушать и вступать в диалог |
Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
24 |
|
Причины и последствия загрязнения воздуха. |
1 |
||||||
25 |
|
Откуда берется и куда девается мусор. |
1 |
Источники мусора в быту, его классификация. |
Выяснение, чем опасен мусор и что с ним делать, как его можно использовать. |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Анализировать речевые ситуации.
|
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов |
Контролировать и оценивать свои действия |
26 |
|
Вторая жизнь вещей. |
1 |
Посещение кабинета технологии. |
Практическая работа. |
|
Аргументировать мнение |
|
|
27 |
|
Откуда в снежках грязь. |
1 |
Посещение кабинета химии. Происхождение грязи в снежках. |
Проследить распространение загрязняющих веществ в окружающей среде. |
Формирование основ экологического воспитания. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
|
Контролировать и оценивать свои действия |
28 |
|
Путешествие по весеннему лесу. |
1 |
Экскурсия. |
Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
|
Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения |
|
Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
29 |
|
Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. |
1 |
Оценивание различных примеров поведения в природе. |
Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
Формирование основ экологического воспитания |
Умение слушать и вступать в диалог |
||
30 |
|
Экология и здоровье человека. |
1 |
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. |
Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. |
Формирование основных правил здорового образа жизни |
Работа с информацией |
|
|
31 |
|
Экологические катастрофы |
1 |
Загрязнение водоёмов, воздуха. |
|||||
32, 33 |
|
Хотим сказать всем… |
2 |
Практическая работа. |
Изготовление экологических памяток. |
|
|
Формирование умения учитывать позицию собеседника. |
Контролировать и оценивать свои действия |
34 |
|
Итоговое занятие. |
1 |
Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел. |
|
|
Планируемые результаты
К концу занятий в кружке во втором классе учащиеся научатся:
- различать понятия «живая природа», «неживая природа»;
- определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
- устанавливать зависимости между явлениями живой и неживой природы;
- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
- сравнивать домашних и диких животных.
К концу занятий в кружке во втором классе учащиеся смогут научиться:
- различать основные нравственно-этические понятия;
- рассказывать о семье, своих любимых занятиях;
- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
- моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
- на отдельных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой.
3 класс
№
|
Да Та |
Тема занятия |
часы |
Содержание и методические приёмы.
|
Характеристика деятельности |
Планируемые результаты (личностные и метапредметные) |
|||
Личностные УУД
|
Познавательные УУД
|
Коммуникативные УУД |
Регулятивные УУД |
||||||
1 |
|
Что такое экология. История с комарами и кошками. |
1 |
Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой. |
Формирование представления о понятии «экология» |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Умение слушать и вступать в диалог |
Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
2 |
|
Радости и огорчения. |
1 |
Экскурсия в парк.
Наблюдения. |
Наблюдение связи жизнедеятельности человека с природой. |
||||
3, 4 |
|
Природа вокруг нас. |
2 |
Экскурсии и практические работы. |
Раскрытие связи между живой и неживой природой. |
Формирование основ экологического воспитания. |
Умение осознанно строить речевое высказывание |
аргументировать собственное мнение |
|
5 |
|
В гости к осени. |
1 |
Экскурсия. |
Наблюдение за осенними изменениями в природе. |
Формирование основ безопасной жизнедеятельности |
|
Умение слушать и вступать в диалог.
|
Контролировать и оценивать свои действия |
6 |
|
Они могут исчезнуть. |
1 |
Причины сокращения численности живых существ |
Выявление причин исчезновения животных и растений. |
Формирование основ экологического воспитания. |
Умение осознанно строить речевое высказывание |
|
|
7 |
|
Как охраняют природу. |
1 |
Охраняемые природные территории. Памятники природы. |
Раскрытие значения растений и животных для человека. |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения |
Умение слушать и вступать в диалог |
Контролировать и оценивать свои действия |
8 |
|
По заповедным тропинкам. |
1 |
||||||
9 |
|
Тепло, свет и жизнь. |
1 |
Солнце как источник тепла и света для живых существ. |
Выявление роли света, воздуха и воды в природе и жизни людей |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Умение слушать и вступать в диалог |
||
10 |
|
Воздух и жизнь. |
1 |
||||||
11 |
|
Вода и жизнь. |
1 |
||||||
12 |
|
Возьми под защиту! |
1 |
Выявление растений и животных, нуждающихся в охране |
Обсуждение, что угрожает этим видам. |
|
Умение осознанно строить речевое высказывание |
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов |
|
13 |
|
Живое в почве. |
1 |
Разнообразие живых обитателей почвы |
Выявление обитателей почвы. |
|
Формировать умение анализировать сообщения |
Умение слушать и вступать в диалог |
|
14 |
|
Вот какие растения! |
1 |
Многообразие растений. Многообразие животных. Грибы и лишайники как особые группы живых существ |
Формирование представлений о разнообразии природы. |
Формирование основ экологического воспитания |
Анализировать речевые ситуации. |
Умение слушать и вступать в диалог |
Контролировать и оценивать свои действия |
15 |
|
Это всё животные. |
1 |
||||||
16 |
|
По грибы без лукошка. |
1 |
||||||
17 |
|
Полюбуйтесь: лишайники! |
1 |
||||||
18 |
|
Дуб и всё вокруг него. |
1 |
Экологические связи в живой природе на примере дубового леса |
Формирование понятий «прямые связи», «косвенные связи». |
Формирование основ экологического воспитания. |
Работа с информацией Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения |
Формирование умения учитывать позицию собеседника |
Контролировать и оценивать свои действия |
19 |
|
Невидимая сеть. |
1 |
||||||
20 |
|
Невидимая пирамида. |
1 |
||||||
21 |
|
Кто как защищается. |
1 |
||||||
22 |
|
Растения просят о помощи. |
1 |
Посещение школьной библиотеки. Охраняемые растения. Лекарственные растения и их охрана.
|
Выявление причин сокращения численности растений и животных и меры их охраны. |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Работа с информацией Анализировать речевые ситуации.
|
Умение слушать и вступать в диалог Участвовать в обсуждении проблемных вопросов |
|
23 |
|
«Зелёная аптека» может закрыться? |
1 |
||||||
24, 25 |
|
Животные должны жить. |
2 |
||||||
26 |
|
По ботаническим садам и зоопаркам. |
1 |
||||||
27 |
|
Путешествие по весеннему лесу. |
1 |
Экскурсия. |
Наблюдения во время экскурсий. |
|
|
формулировать мнение |
Контролировать и оценивать свои действия |
28 |
|
Откуда в снежках грязь. |
1 |
Посещение кабинета химии. Происхождение грязи в снежках. |
Проследить распространение загрязняющих веществ в окружающей среде. |
Формирование основ экологического воспитания. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
|
|
29 |
|
Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. |
1 |
Оценивание различных примеров поведения в природе. |
Моделирование ситуаций по сохранению природы и ее защите. |
Формирование основ экологического воспитания. |
|
Умение слушать и вступать в диалог |
|
30 |
|
Экология и здоровье человека. |
1 |
Экскурсия в центр экологической информации. |
Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. |
Формирование основных правил здорового образа жизни |
Работа с информацией |
|
|
31 |
|
Экологические катастрофы |
1 |
Загрязнение водоёмов, воздуха. |
|||||
32, 33 |
|
Хотим сказать всем… (практические занятия) |
2 |
Посещение кабинета технологии.
|
Изготовление экологических памяток. |
|
|
Умение учитывать позицию собеседника |
Оценивать свои действия |
34 |
|
Итоговое занятие. |
1 |
Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел. |
|
|
|
Планируемые результаты
К концу занятий в кружке в 3 классе учащиеся научатся:
называть (приводить примеры):
К концу занятий в кружке в 3 классе учащиеся смогут научиться:
Различать
4 класс
№ За ня тия |
Да та |
Тема занятия |
часы |
Содержание и методические приёмы.
|
Характеристика деятельности |
Планируемые результаты (личностные и метапредметные) |
|||
Личностные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
Регулятивные УУД |
||||||
1 |
|
Что такое экология.
|
1 |
Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой. |
Формирование представления о понятии «экология» |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Умение слушать и вступать в диалог |
Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
2 |
|
Радости и огорчения. |
1 |
Экскурсия в парк.
Наблюдения. |
Исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности человека с природой. |
||||
3 |
|
Лес и человек. |
1 |
практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений. |
Умение группировать растения, распознавать их. |
Формирование основ экологического воспитания |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
формулировать собственное мнение и аргументировать его |
|
|
4 |
Как вести себя в природе. |
1 |
Выявление растений и животных ближайшего окружения, нуждающихся в бережном |
Обсуждение, что угрожает этим видам, как дети могут способствовать их выживанию. |
|
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов. |
Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
|
5 |
|
В гости к осени. |
1 |
Экскурсия. |
Наблюдение за осенними изменениями в природе. |
Формирование основ безопасной жизнедеятельности |
|
Умение слушать и вступать в диалог.
|
|
6 |
|
Акция «Чистая планета». |
1 |
Работа на пришкольном участке. |
Практическая работа. |
Формирование основ экологического воспитания. |
|
|
Контролировать и оценивать свои действия |
7 |
|
Наши друзья – животные. |
1 |
Многообразие животных.
|
Раскрытие значения животных для человека. |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Формировать умение анализировать сообщения |
Умение слушать и вступать в диалог |
Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
8 |
|
Разнообразие животных. |
1 |
||||||
9 |
|
Охрана животных. |
1 |
||||||
10 |
|
Если хочешь быть здоров. |
1 |
Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой. |
Выявление влияния вредных привычек на здоровье человека. |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
|
Умение слушать и вступать в диалог.
|
Контролировать и оценивать свои действия |
11 |
|
Вредные привычки. Посещение медкабинета. |
1 |
||||||
12 |
|
Они могут исчезнуть. |
1 |
Причины сокращения численности живых существ, необходимые меры их охраны. |
Выявление причин исчезновения животных и растений. |
|
Умение строить речевое высказывание |
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов |
|
13 |
|
Как охраняют природу. Посещение школьной библиотеки. |
1 |
Знакомство с охраняемыми растениями и животными. |
Работа со справочниками. |
|
Формировать умение анализировать сообщения |
Умение слушать и вступать в диалог |
|
14 |
|
Вот какие растения. |
1 |
Многообразие растений. Многообразие животных. |
Формирование представлений о разнообразии природы. |
Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным. |
Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения
|
Умение слушать и вступать в диалог |
Контролировать и оценивать свои действия |
15 |
|
Это всё животные. |
1 |
||||||
16 |
|
По грибы без лукошка. |
1 |
Грибы и лишайники как особые группы живых существ |
|||||
17 |
|
Полюбуйтесь: лишайники! |
1 |
||||||
18 |
|
Живое в почве. |
1 |
Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы |
Выявление обитателей почвы. |
Формирование основ экологического воспитания. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения |
Умение слушать и вступать в диалог
|
Контролировать и оценивать свои действия
|
19 |
|
Акция «Зимняя кормушка». |
1 |
Занятие в кабинете технологии. |
Практическая работа. |
||||
20 |
|
Просмотр видеофильмов «Путешествие по заповедникам». |
1 |
Охраняемые природные территории. |
Знакомство с заповедниками, заказниками |
||||
21 |
|
Ручейки и озёра. |
1 |
Посещение школьной библиотеки.
Значение воды в жизни растений и человека.
Посещение медиатеки.
|
Прослеживание пути питьевой воды от природного источника в дом. |
||||
22 |
|
Жители подводного царства. |
1 |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Работа с информацией Анализировать речевые ситуации.
|
Умение слушать и вступать в диалог Участвовать в обсуждении проблемных вопросов |
Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. Контролировать и оценивать свои действия |
||
23 |
|
Водоёмы Самарской области. |
1 |
||||||
24 |
|
Охрана водоёмов. |
1 |
||||||
25 |
|
Проблемы чистой воды и здоровье человека. |
1 |
||||||
26 |
|
Превращения воды. |
1 |
||||||
27 |
|
Путешествие по весеннему лесу. |
1 |
Экскурсия. |
Проводить наблюдения во время экскурсий. |
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
формулировать собственное мнение и аргументировать его |
|
28 |
|
Птицы – наши друзья. |
1 |
Особенности обитания птиц, питания, разнообразие. |
Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
Формирование основ экологического воспитания. |
|
Контролировать и оценивать свои действия |
|
29 |
|
Планета Земля. |
1 |
Оценивание различных примеров поведения в природе. |
Моделирование ситуаций по сохранению природы и ее защите. |
Формирование основ экологического воспитания |
|
Умение слушать и вступать в диалог |
|
30 |
|
Экология и здоровье человека. |
1 |
Экскурсия в центр экологической информации. |
Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. |
Формирование основных правил здорового образа жизни |
Работа с информацией |
|
|
31 |
|
Экологические катастрофы |
1 |
Загрязнение водоёмов, воздуха. |
|||||
32, 33 |
|
Хотим сказать всем… (практические занятия) |
2 |
Практическая работа. |
Изготовление экологических памяток. |
|
|
Формирование умения учитывать позицию собеседника. |
Контролировать и оценивать свои действия |
34 |
|
Итоговое занятие. |
1 |
Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел. |
Планируемые результаты обучения
К концу занятий в кружке в 4 классе учащиеся научатся: - выявлять признаки живого организма, характерные для человека; - моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; - оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры ( жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
К концу занятий в кружке в 4 классе учащиеся могут научиться: -применять в житейской практике правила здорового образа жизни, - соблюдать правила гигиены и физической культуры; - различать полезные и вредные привычки; - моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
Список литературы
· Программа «Зеленый дом» автор А.А.Плешаков, Просвещение, 2007. · Экологическое воспитание в школе. Автор-составитель И.Г.Норенко, Волгоград, Учитель, 2007 год. · Игровые экологические занятия с детьми. Пособие для воспитателей и учителей. Минск, Асар, 1996 год. · Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». Мастерская учителя, Москва, Вако, 2008г., авторы: Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко, Л.П.Барылкина. · Внеклассные мероприятия 1- 4 класс Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др., Москва, ВАКО,2007год · Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. Авторы: А.А.Плешаков, А.А.Румянцев |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.