|
Рабочая программа внеурочной деятельности
Наименование курса: |
Эрудит |
Класс: |
4 А, 4Б |
Уровень общего образования: |
начальное общее |
Направление: |
общеинтеллектуальное |
Учитель математики: |
|
Срок реализации программы: |
|
Количество часов по учебному плану: всего |
34 |
часов в год; в неделю |
1 |
час |
первое полугодие 16 часов,; второе полугодие 18 часов
Планирование составлено: В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»; ООП НОО, требованиями ФГОС НОО
Рабочую программу составил/а |
|
|
подпись расшифровка
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов: |
|
1 уровень
|
Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни. |
2 уровень |
Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом. |
3 уровень
|
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. |
Личностные результаты:
· развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
· развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
· воспитание чувства справедливости, ответственности;
· развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
· Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
· Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
· Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
· Анализировать правила игры.
· Действовать в соответствии с заданными правилами.
· Включаться в групповую работу.
· Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
· Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
· Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
· Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
· Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
· Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
· Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
· Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
· Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
· Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
· Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
· Воспроизводить способ решения задачи.
· Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
· Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
· Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
· Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
· Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
· Конструировать несложные задачи.
· Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
· Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
· Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
· Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
· Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
· Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
· Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
· Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
· Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
· Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
· Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
· Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Требования к результатам обучения учащихся 4 класса
Обучающийся научится: |
Обучающийся получит возможность научиться: |
- проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур - конструировать предметы из геометрических фигур. - разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты; - применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание.
|
- выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге. - решать задачи на противоречия. - анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах. - работать над проектами
|
В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Регулятивные УУД:
· определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
· учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
· находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
· слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
· выразительно читать и пересказывать текст;
· договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
№ |
Наименование раздела |
Содержание |
1 |
Числа. Арифметические действия. Величины. |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. |
2 |
Мир занимательных задач. |
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. |
3 |
Геометрическая мозаика. |
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). |
Формы организации: индивидуальная, групповая, коллективная.
Виды деятельности: игровая, выставки рисунков, турнир, краткие сообщения.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ |
Тема |
Содержание занятий |
|
1 |
Занимательное моделирование |
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
|
|
2 |
Математическая копилка |
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. |
|
3 |
Какие слова спрятаны в таблице? |
Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. |
|
4 |
«Математика — наш друг!» |
Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
|
|
5 |
Решай, отгадывай, считай |
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.
|
|
6-7 |
В царстве смекалки |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
|
|
8 |
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
|
|
9-10 |
Мир занимательных задач |
Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.
|
|
11 |
Математические фокусы |
Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. |
|
12-13 |
Интеллектуальная разминка |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
|
14 |
Блиц-турнир по решению задач |
Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. |
|
15 |
Математическая копилка |
Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач |
|
16 |
Геометрические фигуры вокруг нас |
Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? |
|
17 |
Математический лабиринт |
Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». |
|
18 |
Математический праздник |
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». |
|
Итого: 18 ч |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.