Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 39
Рабочая программа
групповых занятий с одаренными детьми
по русскому языку
для учащихся 6-7 классов
на 2017-2018 учебный год
Составитель: учитель русского языка и
литературы
Котасова Н.Д.
Хабаровск, 2017 г.
1.Пояснительная записка
Русский язык как учебный предмет является основой школьного филологического образования и считается одним из важнейших, так как способствует развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Основная цель работы с одарёнными детьми – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных детей.
Рабочая программа групповых занятий по русскому языку для учащихся 6-7классов предполагает создание условий для оптимального развития одарённых и талантливых детей. Программа рассчитана на 68 часов: 34 часа в год в каждом классе
(1 час в неделю).
Работа с группой одарённых учащихся решает следующие задачи:
-повышает познавательный интерес школьников к предмету;
-развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;
-учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;
-развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.
Главная цель занятий – подготовка к олимпиадам различного уровня (школьным, муниципальным, республиканским), участие в конференциях и творческих конкурсах.
Программа включает в себя как теоретический, так и практический материал. При планировании теоретических занятий используются циклы в соответствии с разделами языкознания: занятия по фонетике и орфоэпии, по лексикологии и этимологии, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису. Причем, в каждой теме акцентируется внимание на тех аспектах, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьном курсе русского языка.
Практический материал занятий основан на исследовательской работе учащихся и последующей публикации этих работ.
Планирование работы с одарёнными детьми.
При планировании занятий с одаренными детьми учитель разбивает их на циклы в соответствии с разделами языкознания: занятия по фонетике и орфоэпии, по лексикологии и этимологии, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису. Кроме того, выделен особый цикл занятий. Это обучение различным видам анализа текста (лексическому, синтаксическому, семантическому, стилистическому), а также комплексному анализу текста, работа над которым актуализирует знания учащихся по всем лингвистическим разделам.
На занятиях школьникам дается как теоретический, так и практический материал. Причем, в каждой теме акцентируется внимание на тех аспектах, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьном курсе русского языка. Так в разделе «Фонетика и орфоэпия» рассматриваются фонетические процессы, лежащие в основе стихосложения, определяются фонетические средства, используемые для создания художественного образа, т. е. обслуживаются вопросы, лежащие за пределами чисто лингвистических знаний. В разделе «Лексикология и этимология» учитель дает обширный материал по таким понятиям, как омонимия и её виды, синонимия, антонимия, архаизмы и историзмы, неологизмы, иноязычная лексика, а также рассматривает стилистические приемы, основанные на их применении. На занятиях по морфологии уделяет внимание словам категории состояния, лишь недавно введённым в школьную программу, историческую морфологию. В разделе «Синтаксис» большое внимание уделяет разбору сложных синтаксических конструкций. На занятиях по комплексному анализу текста наиболее активно осуществляется самостоятельная поисково-исследовательская деятельность учащихся.
В работе с одаренными детьми используются разнообразные формы и методы работы, а так же приемы ораторского мастерства для практических занятий подбирается материал повышенного уровня сложности и эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей учеников. Слушание- чтение – говорение – письмо – все четыре вида деятельности в арсенале учителя. Практически на каждом занятии даются задания поисково – исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, этимологическими, иностранных слов, фразеологическими и т.д.) и справочниками. Например, для выполнения задания: объяснить значение и происхождение слова олимпиада – учащимся, безусловно, требуется толковый и этимологический словари. Для того, что бы доказать. что слова трясти- трус, нос – заноза, завтрак – утро, горло – ожерелье, дуть - надменный являются этимологическими родственниками, необходимо использовать этимологический словарь.
Формы и приёмы работы с одарёнными детьми.
Какие же формы и приёмы работы помогут его реализовать?
1. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника. Например, в упражнении пятиклассникам предлагается в данных пословицах изменить лицо глагола. Сильные учащиеся должны выполнить указанное задание на материале пословиц, которые они должны подобрать самостоятельно.
2. Задания, ориентирующие учащихся на установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями, на осмысление практической значимости полученных знаний. В упражнении задание: вставить гласные Е-И в окончаниях глаголов. Сильные учащиеся должны не только выполнить задание, но и доказать, что выбор орфограмм невозможен без знания грамматики.
3. Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно , не по шаблону, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы. Например: сколько вариантов группировки слов можете вы предложить? Укажите, что лежит в основе группировки.
(Сторож, мышь, течь, молодёжь, с пастбищ, река Сож, город Керчь, из училищ, дочь, без калош).
Учащиеся могут предложить массу вариантов группировки слов: а) наличие мягкого знака и его отсутствие; б) тип склонения; в) род; г) падеж; д)собственные- нарицательные; е) одушевлённые- неодушевлённые; ж) с предлогами – без предлогов; з) имеющие только форму ед. числа; и другие.
4. Задания на сравнение, сопоставление явлений. Например, в упражнении предлагается поставить глаголы в форме настоящего времени. Для сильных учеников задание усложняется : определить вид глагола и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола.
5. Задания исследовательского характера. 1) Подбор доказательств к данному умозаключению. Например: докажите справедливость следующих слов: «Обособленные определения широко используются в научных терминах, где надо выразить мысль довольно точно и в то же время с максимальной краткостью и чёткостью». Использовать учебники, толковые словари.
«Обладающие сжатостью и стройностью, конструкции с обособленными определениями широко применяются в художественной литературе при описании природы, персонажей». 2)Формулировка собственных умозаключений на основе собранного материала. Например: модальные частицы в баснях Крылова («Осёл и соловей», «Лжец», «Ворона и Лисица»)
Сравнительные обороты в поэме Лермонтова «Мцыри».
6. Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний. Цель таких занятий- будить детскую любознательность пробуждать желание заглянуть за рамки учебника формировать активное отношение к процессу познания.
Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями. Практическая необходимость обращаться к словарям воспитывается на базе ситуативных задач. Например:
Вы готовитесь к докладу. У вас возникли сомнения, как правильно произносить слова: феномен, договор, средства, ходатайствовать, хаос, отчасти, квартал, индустрия. Поставьте ударения в словах, используя словарь.
7. Творческие задания.
Репродуктивно- творческие задания предполагают выполнение работы по аналогии, по образцу. Начальным этапом может быть составление предложений по аналогии. Следующий этап – создание сочинений- миниатюр по образцу. Например, в упражнении предлагается вставить прилагательные в текст, представляющий собой описание пасмурного дня. Детям, имеющим более высокий уровень подготовки, предлагаю по данному образцу дать самостоятельное описание солнечного дня.
Функции учителя:
o Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
o Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
o Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного, муниципального и республиканского уровней.
o Создание банка данных материалов повышенного уровня сложности.
Тематическое планирование занятий
по русскому языку с группой одаренных детей (34 часа).
I.Цикл занятий по фонетике и орфографии (4 часа).
Фонетическая система современного русского языка. Классификация гласных и согласных звуков. Понятие сильной и слабой позиции.
Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы. Работа по орфоэпии. Позиционная смена гласных и согласных звуков.
Фонетические процессы, лежащие в основе русского стихосложения. Работа по орфоэпии. Варианты литературных произносительных норм.
Фонетические средства создания художественного образа. Аллитерация и ассонанс. Работа по орфоэпии.
II.Цикл занятий по лексике, этимологии и фразеологии (10 часов).
1.Однозначные и многозначные слова. Способ переноса значений слова. Производные метафорические значения слов.
2. Лексическая омонимия и сходные с ней языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Функционирование этих явлений в речи.
3. Синонимия. Понятие синонимического ряда. Типы синонима использование их в речи.
4. Антонимия, энантиосемия и полисимия. Стилистические фигуры основанные на этих явлениях (антитеза, оксюморон, анафразис).
5. Исторические изменения словарного состава языка. Этимология слова. Исконно русская и заимствованная лексика. Старославянизмы в составе русского литературного языка.
6. Процессы архаизации и обновления русской лексики. Историзмы, архаизмы, неологизмы, их типы. Стилистическое использование устаревших и новых слов.
7. Стилистическое расслоение русской лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слова. Оценочная лексика. Использование в речи стилистически окрашенной лексики.
8. Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы. Этимология фразеологизмов. Стилистическая дифференциация и использование фразеологизмов в речи.
9. Стили речи. Их особенности и языковые приметы. Порядок лексического и стилистического анализа текста.
10. Практическое занятие по лексическому и стилистическому анализу текстов.
III. Цикл занятий по словообразованию (2 часа).
Морфемный анализ слова. Продуктивные и непродуктивные морфемы.
Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательные цепочки и гнезда. Словообразовательный анализ слова (практическая работа)
IV. Цикл занятий по морфологии (4 часа).
Существительные конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные. Категории рода и числа у данных существительных.
Морфологические признаки (род, число, склонение) заимствованной лексики.
Историческая морфология. Некоторые изменения в роде, числе и падежных формах существительных и прилагательных в русском языке.
Слова категории состояния. Их морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении.
V. Цикл занятий по синтаксису. (7 часа).
Простое предложение, его грамматическая основа. Нетрадиционные способы выражения подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого.
Второстепенные члены предложения. Их виды и способы выражения.
Компоненты, осложняющие простое предложение (однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции).
Двусоставные и односоставные предложения, Виды односоставных предложений. Неполные предложения. Синтаксический разбор простых предложений.
Сложные синтаксические конструкции.
Синтаксический анализ текста (практические задания).
VI. Цикл занятий по комплексному анализу текста (7 часов).
Определение текста, его особенности. Виды связи предложений в тексте. Типы речи и их характеристика. Практическая работа по данной теме.
Структура комплексного анализа текста. Понятия темы и идеи текста. Нахождение ключевых слов в тексте.
Практические задания по комплексному анализу текста.
Планируемый результат
реализации рабочей программы
Данная Программа позволяет обеспечить целостный подход к многоаспектному решению проблемы выявления и поддержки детской одаренности: от определения природы этого феномена до внедрения современных образовательных технологий работы с одаренными детьми и управления этой деятельностью.
Показателями эффективности реализации программы групповой работы с одаренными детьми по русскому языку будет являться:
· удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;
· повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательной области «Филология»;
· адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;
· повышения уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями в ходе участия в конференциях, конкурсах и т.п.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.