Выполнила: Полухина Людмила Викторовна, учитель русского языка и
литературы
Программа внеурочной деятельности
«Постулаты ономастики» 7 класс
(35 часов)
Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями учащихся по ономастике (разделу языкознания, изучающему собственные имена) невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие происхождения имен собственных. В этом случае на помощь приходит курс внеурочной деятельности «Постулаты ономастики», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Предлагаемая программа внеурочной деятельности содержит основные требования ФГОС, основные задачи образования в регионе, соответствует требованиям образовательной программы основного курса, учитывает особенности ступени образования, для которой он разработан.
Программа способствует осуществлению межпредметных связей, так как связана не только с русским языком и литературой, но и географией, историей, мировой художественной культурой, биологией и другими предметами школьной программы.
Данный курс предусматривает организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, использование современных учебных материалов, современных образовательных технологий в преподавании курса. Эффективным механизмом обучения основам исследовательской деятельности по предлагаемой программе является метод проектов, который позволяет повысить самостоятельность учащихся, предоставить каждому ученику свободу выбора объекта исследования, возможность эффективно решать проблемы, сотрудничая с другими людьми, испытать себя в научно-
исследовательской деятельности.
Программой предусмотрена возможность установления степени достижения промежуточных и итоговых результатов через систему контроля в форме творческих работ и участие в защите проектов с использованием современных оценочных средств.
Программа имеет практическую значимость: результаты исследовательской деятельности обучающихся могут быть представлены на
классных часах, предметных неделях, конференциях, размещаться на школьном и городском сайтах для формирования опыта социального взаимодействия. В ходе освоения программы обеспечивается взаимодействие школьников с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде: администрацией города (рекомендации по именованию новых улиц), СМИ (публикация материалов, совместные видеосюжеты). В ходе освоения программы дети знакомятся с представителями различных профессий: библиотекарями, архивариусами, экскурсоводами, журналистами, музейными работниками, что способствует профессиональной ориентации учащихся.
Собственные имена – наиболее многочисленный и употребительный пласт словарного состава, вызывающий большой научный и практический интерес. Немаловажное значение для становления ономастики оказала практика: стремление и желание людей узнать, почему так называются географические объекты, что значит то или иное имя, откуда и как пошла функционировать та или иная фамилия и т. д. Несмотря на такую значимость собственных имен в нашей жизни, они мало изучаются в школе, где в учебниках обращается внимание лишь на написание имен собственных с большой буквы. Именно этим объясняется актуальность предложенного курса для современной школы.
Цель программы заключается в развитии интеллектуальных способностей обучающихся через исследовательскую деятельность на основе ономастического материала.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
§ познакомить учащихся с лингвистическими понятиями из сферы ономастики, способствующими расширению кругозора школьников;
§ развить навыки исследовательской деятельности;
§ овладения навыками сбора фактического материала;
§ овладения приемами научного описания ономастической лексики (классификация, работа со словарями, научный анализ, систематизация, обобщение и т. д.)
§ привить интерес к сбору и анализу собственных именований на основе краеведческого материала.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный уровень:
§ Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020)
§ Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204
§ Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Развитие образования» на 2018 – 2025 годы;
§ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Региональный уровень:
§ Закон об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27 июня 2013 года);
§ Постановление правительства ХМАО-Югры от 26.09.2013 № 378-П «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018-2025 годы»;
§ «Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года».
Муниципальный уровень:
§ Стратегия развития муниципальной системы образования города Сургута до 2020 года
Общая характеристика программы
Образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа – русский язык;
Вид деятельности – внеурочная деятельность для учащихся 2 ступени обучения;
Срок реализации программы – 1 год (7 класс). Количество часов на реализацию программы: 35. Количество часов в неделю: 1.
Формы проведения занятий
В соответствии с требованиями к программам внеурочной деятельности аудиторные занятия чередуются с внеаудиторными:
§ лекция;
§ беседа;
§ доклад;
§ работа с различными источниками информации (Интернет, справочная, художественная, научно-популярная литература и др.)
§ выступления учащихся;
§ занятия с элементами игр;
§ урок-выставка;
§ урок-викторина;
§ урок-соревнование;
§ составление кроссвордов;
§ анализ и просмотр текстов;
§ онлайн-экскурсии;
§ онлайн-опросы;
§ сбор и классификация материала;
§ библиотечный урок и др.
Планируемые результаты обучения Личностные результаты:
§ понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
§ осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
§ достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
§ способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты Познавательные УУД:
§ ориентироваться в учебных источниках, отбирать и сопоставлять необходимую информацию;
§ анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты;
§ определять понятия, создавать обобщения, классифицировать и делать выводы;
§ уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде;
§ строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
§ проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
Регулятивные УУД:
§ самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи;
§ осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
§ корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
§ оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
§ формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; использовать справочную литературу, ИКТ.
Коммуникативные УУД:
§ формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
§ работать индивидуально и в группе: выполнять различные роли, находить общее решение;
§ формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, соблюдая правила речевого этикета;
§ осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
§ владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью.
Предметные результаты:
§ в результате прохождения курса по выбору учащиеся должны:
§ знать основные понятия ономастики;
§ знать отдельные факты из истории топонимов родного города;
§ знать основные понятия литературной ономастики;
§ анализировать особенности имён собственных в произведениях поэтов и прозаиков.
§ уметь разрабатывать проекты;
§ уметь работать с ономастическими словарями (ономастиконами);
§ владеть следующими методами: сбор информации, метод анализа текста и языковых единиц.
Содержание курса
1. Введение (3 ч.)
Имена собственные как предмет изучения ономастики. Особенности значения собственных имен.
Выдающиеся отечественные ономасты. Направления изучения собственных имен.
Ономастические словари, их цели и структура. Словари собственных имен разных типов.
2. Виды онимов (21ч.)
Антропонимы. Виды антропонимов. Личные имена.
Мода и имена. Появление новых имен, связанных с историческими событиями. Новые имена в эпоху революции. Мода на имена. Частотность употребления имен в последнем десятилетии.
Мое имя. Связь между именем человека и его характером. Патронимы. История развития отчеств на Руси.
Фамилии. Происхождение и география русских фамилий. Типовые суффиксы русских и иноязычных фамилий. Классификация фамилий (отантропонимические, прозвищные, оттопонимические)
Прозвища. Виды прозвищ (от имен и от реалий; индивидуальные и групповые / коллективные)
Псевдонимы. Их значение и структурные особенности. Псевдонимы русских и зарубежных писателей.
Этнонимы. Происхождение названий племен, наций, народностей.
Принципы называния в этнонимии.
Понятие о теонимах – именах богов. Греческие, египетские, языческие, христианские и другие теонимы.
Зоонимы. Россиеведческий аспект изучения зонимов. Виды зоонимов.
Традиции именования животных.
Понятие о фитонимах – названиях растений. Принципы номинации растений.
Гидронимы, их разновидности.
Космонимика. Этимология и история названий планет Солнечной системы. Научные и народные названия.
Названия кораблей, машин и т.п . История возникновения названий кораблей и машин.
Топонимы. Виды топонимов. Этимология топонимов.
Имя моего города. Работа с материалами СМИ, Интернета о г. Сургуте. Изучение словарной статьи в топонимическом словаре о названии города Сургута.
Урбанонимы, их разновидности.
Названия улиц моего города. Работа с картой улиц города. Встреча с представителями общественности (библиотечными работниками, старожилами города).
Эргонимы. Виды эргонимов. Способы образования и функции эргонимов. Языковой образ г. Сургута (классификация названий по семантическому признаку).
3. Литературная ономастика (3ч.)
Собственные имена в классической русской литературе XIX в. Собственные имена в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
Понятие о говорящих именах в литературных произведениях.
Говорящие имена и фамилии в произведениях русской литературы
Имена в лирических произведениях. Стихотворения, в которых озвучиваются имена.
4. Работа над проектом (7ч.)
Выбор тем индивидуальных или групповых проектов. Распределение учащихся по группам. Выбор тем проектов. Составление плана работы над проектом, уточнение сроков, распределение обязанностей.
Определение структуры исследовательского проекта. Оформление введения. Обозначение актуальности проекта, формулирование цели, задач, объекта и предмета исследования, уточнение методов и методик.
Описание этапов исследования в основной части работы. Изучение литературы по теме исследования.
Оформление практической части работы. Выбор оптимального варианта сбора информации. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения и т.п. Создание базы данных.
Оформление итогов исследования. Формулирование результатов и выводов в заключительной части работы. Оформление проекта в соответствии с требованиями.
Презентация проектов. Публичное представление проекта одноклассникам.
5. Итоги года (1ч.)
Повторение по теме «Ономастика». Разделы ономастики.
Календарно-тематическое планирование
|
№ п/п |
Дата проведения |
Тема |
Форма проведения |
Практичес кие и контрольн ые работы |
|
|
По план у |
По факт у |
||||
|
1. Введение (3ч.) |
|||||
|
1 |
|
|
Понятие об ономастике |
Лекция с элементами беседы |
|
|
2 |
|
|
Выдающиеся отечественные ономасты |
Лекция с элементами беседы |
|
|
3 |
|
|
Ономастические словари, их цели и структура |
Самостоятельн ая работа с разнообразным и словарями |
Практическ ая работа «Анализ словарных статей» |
|
2. Виды онимов (21ч.) |
|||||
|
4 |
|
|
Антропонимы |
Лекция с элементами беседы |
|
|
5 |
|
|
Мода и имена |
Работа с различными источниками информации |
|
|
6 |
|
|
Моё имя |
Выступления учащихся |
Доклад |
|
7 |
|
|
Фамилии как часть антропонимии |
Урок-игра |
|
|
8 |
|
|
Фамилии в моей семье |
Выступления учащихся |
Доклад |
|
9 |
|
|
Патронимы |
Лекция с элементами беседы |
|
|
10 |
|
|
Псевдонимы |
Урок- викторина |
|
|
11 |
|
|
Теонимы |
Лекция с элементами беседы |
|
|
12 |
|
|
Этнонимы |
Экскурсия (онлайн- экскурсия) в ИКЦ «Старый Сургу т» |
|
|
13 |
|
|
Зоонимы |
Урок-выставка |
|
|
14 |
|
|
Фитонимы |
Лекция с элементами беседы |
|
|
15 |
|
|
Гидронимы |
Составление кроссвордов |
|
|
16 |
|
|
Космонимика |
Урок- соревнование |
|
|
17 |
|
|
Названия кораблей, машин и т.п |
Лекция с элементами беседы |
|
|
18 |
|
|
Топонимы |
Экскурсия (онлайн- |
|
|
|
|
|
|
экскурсия) в МБУК «Сургутский кр аеведческий музей» |
|
|
19 |
|
|
Имя моего города |
Выступления учащихся |
Доклад |
|
20 |
|
|
Урбанонимы |
Лекция с элементами беседы |
|
|
21 |
|
|
Названия улиц моего города |
Выступления учащихся |
Доклад |
|
22 |
|
|
Эргонимы |
Лекция с элементами беседы |
|
|
23 |
|
|
Виды эргонимов |
Лекция с элементами беседы |
|
|
24 |
|
|
Языковой образ г. Сургута |
Сбор и классификация материала |
|
|
3. Литературная ономастика (3ч.) |
|||||
|
25 |
|
|
Собственные имена в классической русской литературе 19 века |
Библиотечный урок |
|
|
26 |
|
|
Говорящие имена и фамилии в произведениях русской литературы |
Анализ и просмотр текстов |
|
|
27 |
|
|
Имена в лирике. Стихотворения, посвященные различным именам. |
Анализ и просмотр текстов |
Эссе |
|
4. Работа над проектом (7ч.) |
|||||
|
28 |
|
|
Выбор тем индивидуальных или групповых проектов |
Лекция с элементами беседы, самостоятельна я работа с разнообразным и источниками |
|
|
29 |
|
|
Определение структуры исследовательского проекта. Оформление введения |
Лекция с элементами беседы, самостоятельна я работа с разнообразным |
|
|
|
|
|
|
и источниками |
|
|
30 |
|
|
Описание этапов исследования в основной части работы |
Лекция, сбор и классификация материала |
|
|
31 |
|
|
Оформление практической части работы |
Онлайн-опросы |
|
|
32 |
|
|
Оформление итогов исследования |
Лекция с элементами беседы, самостоятельна я работа с разнообразным и источниками |
|
|
33 |
|
|
Презентация проектов |
Выступления учащихся |
Проект |
|
34 |
|
|
Презентация проектов |
Выступления учащихся |
Проект |
|
5. Итоги года (1ч.) |
|||||
|
35 |
|
|
Что мы знаем об ономастике и ее разделах? |
Лекция с элементами беседы |
|
Примерные темы итоговых проектов
1. Связь между именем человека и его характером.
2. Происхождение патронимов (анализ фонемного и морфемного состава языковых единиц).
3. Мода и имена. Влияние истории на антропонимы.
4. Зачем нужны псевдонимы?
5. Роль никнеймов в виртуальном пространстве.
6. Семантические модели убанонимов г. Сургута (на примере названий улиц).
7. Семантические модели эргонимов г. Сургута (на примере названий салонов красоты).
8. Говорящие имена и фамилии в произведениях русской литературы: семантический анализ.

Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.