Программа внеурочной деятельности "Программирование в начальной школе"
Оценка 4.6

Программа внеурочной деятельности "Программирование в начальной школе"

Оценка 4.6
Документация
docx
информатика
4 кл
24.01.2022
Программа внеурочной деятельности "Программирование в начальной школе"
Программа внеурочной деятельности для 4 класса составлена на основе программы Занимательное программирование в среде Скретч. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не сможет сделать, если человек не напишет для него соответствующую программу.
Программирование+.docx

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА БАТАЙСКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

с углубленным изучением отдельных предметов

 

 

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением                                              отдельных предметов приказ № 136 от 25.08.21                                                              

…………………………                                      Г. Д. Збыковская

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению 

«Программирование»

(указать учебный предмет, курс)

 

4 «Б» класс   начального общего образования

Уровень общего образования (класс)

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

 

Количество часов: 72 часа в год

 

Учитель: Чеботарева Галина Васильевна

 

Программа по общеинтеллектуальному направлению   внеурочной деятельности «Программирование» разработана    в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, программы  внеурочной деятельности «Увлекательное программирование в среде «Scratch»

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания)                                         

 

 

2021-2022 учебный год

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Программирование» 4 класс на уровне начального общего образования  составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов с учѐтом программы  внеурочной деятельности «Увлекательное программирование в среде «Scratch»

Нормативные документы для составления программы

Ø    Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Ø    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; (с изменениями, внесенными Приказами Минобрнауки России: от 26 ноября 2010 г.№ 1241, от 22 сентября 2011 г № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060, от 29 декабря 2014 г.№ 1643, от 18 мая 2015 г. № 507, от 31 декабря 2015 г. № 1576; приказом Министерства просвещения от 11.12.2020 №712)

Ø    Постановления Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10….» р. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Ø    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Министерства просвещения №442 от 28.08.2020;

Ø    Образовательной программы начального общего  образования МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов.

Ø    Учебного плана МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов на 2021-2022 учебный год.

 

Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

Данная программа разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 4 классов.

Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не сможет сделать, если человек не напишет для него соответствующую программу.

Целесообразность изучения пропедевтики программирования  в игровой, увлекательной форме, используя среды программирования Scratch и Codu обусловлена следующими факторами:

Во-первых тем, что в основе этих двух сред лежит графический язык программирования, который позволяет  контролировать действия и взаимодействия между различными типами данных.  В средах  используется метафора кирпичиков Лего, из которых даже самые маленькие дети могут собрать простейшие конструкции. Но, начав с малого, можно дальше развивать и расширять свое умение строить и программировать. Данные компоненты дают ребенку возможность наглядно освоить основные конструкции языков программирования.

Во-вторых, существенной ролью изучения программирование и алгоритмизации в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.

В-третьих, занятия по программе «Программирование» подготовит их к более успешному усвоению базового и профильного курса «Информатика и ИКТ»  в старших классах.

Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями  учащихся  4-х классов.

 Сроки реализации программы: 1 год.

 Программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 72 часа в год.

 

Цели программы:

 

ñ    помочь формированию у  детей базовых представлений о языках программирования, алгоритме, исполнителе, способах записи алгоритма.

ñ    формирование отношения к информатике как к части общечеловеческой культуры;

ñ    развитие логического и критического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;

ñ    овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения смежных дисциплин;

ñ    воспитание средствами информатики культуры личности;

ñ    формирование понимания значимости информатики для научно-технического прогресса.

 

 

Задачи программы:

Обучающие:

·         Обучение основным базовым алгоритмическим конструкциям.

·         Освоение основных этапов решения задачи.

·         Обучение навыкам разработки, тестирования и отладки несложных программ.

·         Обучение навыкам разработки проекта, определения его структуры, дизайна.


Развивающие:

·         Развивать познавательный интерес младших школьников.

·         Развивать творческое воображение, математическое и образное мышление учащихся.

·         Развивать умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации.

·         Развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе.

 

Воспитывающие:

·                  Воспитывать интерес к занятиям информатикой.

·                  Воспитывать культуру общения между учащимися.

·                  Воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером.

·                  Воспитывать культуру работы в глобальной сети.

 

Формы и методы обучения определены возрастом учащихся. При проведении занятий используются компьютеры с установленными программами Scratch и Codu, проектор, компьютерная сеть с выходом в Интернет. Теоретическая работа чередуется с практической, а также используются интерактивные формы обучения.

Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа и проекты.

Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задач и выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи.

Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.

 

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Программирование»

Личностные результаты:

·                широкие познавательные интересы, инициатива  и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала  в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

·                готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

·                интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

·                способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

·                готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

·                способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

·                развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

·                способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты: 

·        владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;

·        планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;

·        прогнозирование – предвосхищение результата;

·        контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);

·        коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;

·         оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

·        владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы;

·        поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

·        структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·         самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

·        владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;

·        умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;

·        умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

·        использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные результаты:

·        умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

·        умение составлять линейные, разветвляющиеся и циклические  алгоритмы управления исполнителями на языке программирования Скретч и среде Codu;

·        умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;

·        умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в программе Скретч и среде Codu;

·        умение использовать сервисы сети Internet для решения поставленных задач;

·        навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

 

По мере опытной проверки предполагается корректирование содержания программы.

Универсальные учебные действия самоопределения и смыслообразования

·              устойчивой учебно-познавательной мотивации учения,

·              умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»,

·              умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».

Действия нравственно-этического оценивания

·                    сознательное принятие и соблюдение правил работы с файлами в корпоративной сети, а также правил поведения в компьютерном классе, направленное на сохранение школьного имущества и здоровья ученика и его одноклассников.

·                    углубляет знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.

Регулятивные универсальные учебные действия

·                  ставить учебные цели,

·                  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане,

·                  осуществлять итоговый и пошаговый контроль, сличая результат с эталоном,

·                  вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.

В процессе изучения курса «Программирования» ученик получит возможность для формирования действий:

·                  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

·                  осознание качества и уровня усвоения.

В результате учебной деятельности, для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Содержание курса внеурочной деятельности

 

Наименование тем

Коли-чество часов

Формы организации и виды деятельности

1

Введение в компьютерное проектирование

10

Аналитическая: обобщение полученной информации об устройствах компьютера, выбор необходимой алгоритмической конструкции для решения поставленной задачи.

Практическая: использование различных устройств  для ввода, вывода и хранения информации, создание описание и проверка алгоритма

2

Основные приемы  программирования и создания проекта в среде Скретч

30

Аналитическая: сопоставление алгоритмических конструкций в виде блок -схем с записью в программе Скретч.

Практическая: создание и отладка    программного алгоритма на языке Скретч.

3

 Создание личного проекта

6

Аналитическая: Обоснование выбора темы проекта.

Практическая: Реализация и защита проекта.

4

Понятие объектного программирования

4

Аналитическая: вводные аспекты  по работе с объектными моделями на примере среды Codu. Выбор необходимой алгоритмической конструкции для решения поставленной задачи.

Практическая: использование различных устройств для ввода, вывода и хранения информации, создание описание и проверка алгоритма

5

Основные приемы  программирования и создания проекта среде Codu

18

Аналитическая: сопоставление способов взаимодействия между объектами сред Scratch и Codu. Знакомство с возможностями среды на примере конкретных игровых проектов.

Практическая: работа со сценой, формирование сцены, работа с объектами на сцене, взаимодействие между объектами сцены и аналогичными объектами. Создание, тестирование личного проекта.

6

 Создание личного проекта

4

Аналитическая: Обоснование выбора темы проекта.

Практическая: Реализация и защита проекта.

 

Тематическое планирование курса «Программирование»

 

№ п\п

Название раздела

Колич

час

Ключевые воспитательные задачи (Модуль «Внеурочная деятельность»)

1

Устройство компьютера. Правила техники безопасности.

 

·                  Воспитывать интерес к занятиям информатикой.

·                  Воспитывать культуру общения между учащимися.

·                  Воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером.

·                  Воспитывать культуру работы в глобальной сети.

 

2

Понятие алгоритма и программы.

 

·                  Воспитывать интерес к занятиям информатикой.

·                  Воспитывать культуру общения между учащимися.

·                  Воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером.

·                  Воспитывать культуру работы в глобальной сети.

 

3

 Знакомство с исполнителем Скретч и средой программирования.

 

4

Функция случайных чисел.  Дизайн проекта.

 

·                  Воспитывать интерес к занятиям информатикой.

·                  Воспитывать культуру общения между учащимися.

·                  Воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером.

·                  Воспитывать культуру работы в глобальной сети.

 

5

Работа со звуком.

 

6

Основные этапы  разработки проекта.

 

7

Тестирование и отладка проекта.

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Программирование»

 

дата

Тема занятия

1.       

1.09

Устройство компьютера. Правила техники безопасности.

2.       

1.09

Устройство компьютера. Правила техники безопасности.

3.       

8.09

Безопасность и гигиена в работе со средствами ИКТ. Организации компьютерного рабочего места.

4.       

8.09

Безопасность и гигиена в работе со средствами ИКТ. Организации компьютерного рабочего места.

5.       

15.09

Викторина «Что мы знаем о компьютерах»

6.       

15.09

Викторина «Что мы знаем о компьютерах»

7.       

22.09

Понятие алгоритма и программы.

8.       

22.09

Понятие алгоритма и программы.

9.       

29.09

Исполнитель. Создание простого алгоритма

10.   

29.09

Исполнитель. Создание простого алгоритма

11.   

6.10

 Способы записи алгоритма. Программы.

12.   

6.10

Способы записи алгоритма. Программы.

13.   

13.10

Запись алгоритма различными способами. Примеры жизненных алгоритмов

14.   

13.10

Запись алгоритма различными способами. Примеры жизненных алгоритмов

15.   

20.10

 Знакомство с исполнителем Скретч и средой программирования.

16.   

20.10

Знакомство с исполнителем Скретч и средой программирования.

17.   

27.10

Знакомство с основными элементами интерфейса программы Скретч.

18.   

27.10

Знакомство с основными элементами интерфейса программы Скретч.

19.   

3.11

Создание, сохранение и открытие проектов.

20.   

3.11

Создание, сохранение и открытие проектов.

21.   

10.11

Создание анимации для спрайта «Кот».

22.   

10.11

Создание анимации для спрайта «Кот».

23.   

17.11

Система команд исполнителя Скретч.

24.   

17.11

Система команд исполнителя Скретч.

25.   

24.11

Знакомство с основными группами команд. Изменение параметров анимации «Кот».

26.   

24.11

Знакомство с основными группами команд. Изменение параметров анимации «Кот».

27.   

1.12

Основные алгоритмические конструкции. Линейный и ветвления

28.   

1.12

Основные алгоритмические конструкции. Линейный и ветвления

29.   

8.12

Составление линейных алгоритмов

30.   

8.12

Составление линейных алгоритмов

31.   

15.12

Составление алгоритмов с разветвлениями и запись их различными способами

32.   

15.12

Составление алгоритмов с разветвлениями и запись их различными способами

33.   

22.12

Запись конструкции «следование» и «ветвление» в виде блок-схем

34.   

22.12

Запись конструкции «следование» и «ветвление» в виде блок-схем

35.   

12.01

Проект «Смена костюмов спрайта»

36.   

12.01

Проект «Смена костюмов спрайта»

37.   

19.01

Основные алгоритмические конструкции. Циклы.

38.   

19.01

Основные алгоритмические конструкции. Циклы.

39.   

26.01

Составление циклических алгоритмов и запись их различными способами.

40.   

26.01

Составление циклических алгоритмов и запись их различными способами.

41.   

2.02

Проект «Создание новых спрайтов с помощью графического редактора»

42.   

2.02

Проект «Создание новых спрайтов с помощью графического редактора»

43.   

9.02

Проект «Создание новых спрайтов с помощью графического редактора»

44.   

9.02

Проект «Создание новых спрайтов с помощью графического редактора»

45.   

16.02

Этапы решения задачи

46.   

16.02

Этапы решения задачи

47.   

2.03

Правила работы в сети.

48.   

2.03

Правила работы в сети.

49.   

9.03

Изучение объектов Скретч

50.   

9.03

Изучение объектов Скретч

51.   

16.03

Основные базовые алгоритмические конструкции и их реализация в среде исполнителя Скретч

52.   

16.03

Основные базовые алгоритмические конструкции и их реализация в среде исполнителя Скретч

53.   

23.03

 Ветвления.

54.   

23.03

Ветвления.

55.   

30.03

 Циклы 

56.   

30.03

Циклы 

57.   

6.04

Переменная и её использование.

58.   

6.04

Переменная и её использование.

59.   

13.04

Функция случайных чисел.  Дизайн проекта.

60.   

13.04

Функция случайных чисел.  Дизайн проекта.

61.   

20.04

Работа со звуком.

62.   

20.04

Работа со звуком.

63.   

27.04

Основные этапы  разработки проекта.

64.   

27.04

Основные этапы  разработки проекта.

65.   

4.05

Работа с проектом.

66.   

4.05

Работа с проектом.

67.   

11.05

Тестирование и отладка проекта.

68.   

11.05

Тестирование и отладка проекта.

69.   

18.05

Защита проекта.

70.   

18.05

Защита проекта

71.   

25.05

Защита проекта

72.   

25.05

Защита проекта

 


 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Программирование» 4 класс на уровне начального общего образования составлена на основе

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Программирование» 4 класс на уровне начального общего образования составлена на основе

В-третьих, занятия по программе «Программирование» подготовит их к более успешному усвоению базового и профильного курса «Информатика и

В-третьих, занятия по программе «Программирование» подготовит их к более успешному усвоению базового и профильного курса «Информатика и

Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа и проекты

Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа и проекты

ИКТ; · использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни

ИКТ; · использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни

Регулятивные универсальные учебные действия · ставить учебные цели, · планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во…

Регулятивные универсальные учебные действия · ставить учебные цели, · планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во…

Содержание курса внеурочной деятельности №

Содержание курса внеурочной деятельности №

Тематическое планирование курса «Программирование» № п\п

Тематическое планирование курса «Программирование» № п\п

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Программирование» № дата

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Программирование» № дата

Составление линейных алгоритмов 2

Составление линейных алгоритмов 2

Переменная и её использование

Переменная и её использование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2022