УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БАТАЙСКА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4
с углубленным изучением отдельных предметов
|
|
«Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов приказ № 136 от 25.08.21 ………………………… Г. Д. Збыковская
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Программирование»
(указать учебный предмет, курс)
4 «Б» класс начального общего образования
Уровень общего образования (класс)
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов: 72 часа в год
Учитель: Чеботарева Галина Васильевна
Программа по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности «Программирование» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, программы внеурочной деятельности «Увлекательное программирование в среде «Scratch»
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания)
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Программирование» 4 класс на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов с учѐтом программы внеурочной деятельности «Увлекательное программирование в среде «Scratch»
Нормативные документы для составления программы
Ø Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Ø Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; (с изменениями, внесенными Приказами Минобрнауки России: от 26 ноября 2010 г.№ 1241, от 22 сентября 2011 г № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060, от 29 декабря 2014 г.№ 1643, от 18 мая 2015 г. № 507, от 31 декабря 2015 г. № 1576; приказом Министерства просвещения от 11.12.2020 №712)
Ø Постановления Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10….» р. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Ø Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Министерства просвещения №442 от 28.08.2020;
Ø Образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов.
Ø Учебного плана МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов на 2021-2022 учебный год.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Данная программа разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 4 классов.
Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не сможет сделать, если человек не напишет для него соответствующую программу.
Целесообразность изучения пропедевтики программирования в игровой, увлекательной форме, используя среды программирования Scratch и Codu обусловлена следующими факторами:
Во-первых тем, что в основе этих двух сред лежит графический язык программирования, который позволяет контролировать действия и взаимодействия между различными типами данных. В средах используется метафора кирпичиков Лего, из которых даже самые маленькие дети могут собрать простейшие конструкции. Но, начав с малого, можно дальше развивать и расширять свое умение строить и программировать. Данные компоненты дают ребенку возможность наглядно освоить основные конструкции языков программирования.
Во-вторых, существенной ролью изучения программирование и алгоритмизации в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.
В-третьих, занятия по программе «Программирование» подготовит их к более успешному усвоению базового и профильного курса «Информатика и ИКТ» в старших классах.
Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями учащихся 4-х классов.
Сроки реализации программы: 1 год.
Программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 72 часа в год.
Цели программы:
ñ помочь формированию у детей базовых представлений о языках программирования, алгоритме, исполнителе, способах записи алгоритма.
ñ формирование отношения к информатике как к части общечеловеческой культуры;
ñ развитие логического и критического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;
ñ овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения смежных дисциплин;
ñ воспитание средствами информатики культуры личности;
ñ формирование понимания значимости информатики для научно-технического прогресса.
Задачи программы:
Обучающие:
· Обучение основным базовым алгоритмическим конструкциям.
· Освоение основных этапов решения задачи.
· Обучение навыкам разработки, тестирования и отладки несложных программ.
· Обучение навыкам разработки проекта, определения его структуры, дизайна.
Развивающие:
· Развивать познавательный интерес младших школьников.
· Развивать творческое воображение, математическое и образное мышление учащихся.
· Развивать умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации.
· Развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе.
Воспитывающие:
· Воспитывать интерес к занятиям информатикой.
· Воспитывать культуру общения между учащимися.
· Воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером.
· Воспитывать культуру работы в глобальной сети.
Формы и методы обучения определены возрастом учащихся. При проведении занятий используются компьютеры с установленными программами Scratch и Codu, проектор, компьютерная сеть с выходом в Интернет. Теоретическая работа чередуется с практической, а также используются интерактивные формы обучения.
Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа и проекты.
Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задач и выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи.
Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Программирование»
Личностные результаты:
· широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
· готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
· интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
· способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
· готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
· способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
· развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
· способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
· владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
· планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
· прогнозирование – предвосхищение результата;
· контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
· коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;
· оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
· владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы;
· поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
· структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
· владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;
· умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;
· умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
· использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты:
· умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
· умение составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы управления исполнителями на языке программирования Скретч и среде Codu;
· умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
· умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в программе Скретч и среде Codu;
· умение использовать сервисы сети Internet для решения поставленных задач;
· навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
По мере опытной проверки предполагается корректирование содержания программы.
Универсальные учебные действия самоопределения и смыслообразования
· устойчивой учебно-познавательной мотивации учения,
· умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»,
· умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».
Действия нравственно-этического оценивания
· сознательное принятие и соблюдение правил работы с файлами в корпоративной сети, а также правил поведения в компьютерном классе, направленное на сохранение школьного имущества и здоровья ученика и его одноклассников.
· углубляет знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Регулятивные универсальные учебные действия
· ставить учебные цели,
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане,
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль, сличая результат с эталоном,
· вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.
В процессе изучения курса «Программирования» ученик получит возможность для формирования действий:
· выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
· осознание качества и уровня усвоения.
В результате учебной деятельности, для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ |
Наименование тем |
Коли-чество часов |
Формы организации и виды деятельности |
1 |
Введение в компьютерное проектирование |
10 |
Аналитическая: обобщение полученной информации об устройствах компьютера, выбор необходимой алгоритмической конструкции для решения поставленной задачи. Практическая: использование различных устройств для ввода, вывода и хранения информации, создание описание и проверка алгоритма |
2 |
Основные приемы программирования и создания проекта в среде Скретч |
30 |
Аналитическая: сопоставление алгоритмических конструкций в виде блок -схем с записью в программе Скретч. Практическая: создание и отладка программного алгоритма на языке Скретч. |
3 |
Создание личного проекта |
6 |
Аналитическая: Обоснование выбора темы проекта. Практическая: Реализация и защита проекта. |
4 |
Понятие объектного программирования |
4 |
Аналитическая: вводные аспекты по работе с объектными моделями на примере среды Codu. Выбор необходимой алгоритмической конструкции для решения поставленной задачи. Практическая: использование различных устройств для ввода, вывода и хранения информации, создание описание и проверка алгоритма |
5 |
Основные приемы программирования и создания проекта среде Codu |
18 |
Аналитическая: сопоставление способов взаимодействия между объектами сред Scratch и Codu. Знакомство с возможностями среды на примере конкретных игровых проектов. Практическая: работа со сценой, формирование сцены, работа с объектами на сцене, взаимодействие между объектами сцены и аналогичными объектами. Создание, тестирование личного проекта. |
6 |
Создание личного проекта |
4 |
Аналитическая: Обоснование выбора темы проекта. Практическая: Реализация и защита проекта. |
Тематическое планирование курса «Программирование»
№ п\п |
Название раздела |
Колич час |
Ключевые воспитательные задачи (Модуль «Внеурочная деятельность») |
1 |
Устройство компьютера. Правила
техники безопасности. |
|
· Воспитывать интерес к занятиям информатикой. · Воспитывать культуру общения между учащимися. · Воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером. · Воспитывать культуру работы в глобальной сети.
|
2 |
Понятие алгоритма и программы. |
|
· Воспитывать интерес к занятиям информатикой. · Воспитывать культуру общения между учащимися. · Воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером. · Воспитывать культуру работы в глобальной сети.
|
3 |
Знакомство с исполнителем Скретч и средой программирования. |
|
|
4 |
Функция случайных чисел. Дизайн проекта. |
|
· Воспитывать интерес к занятиям информатикой. · Воспитывать культуру общения между учащимися. · Воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером. · Воспитывать культуру работы в глобальной сети.
|
5 |
Работа со звуком. |
|
|
6 |
Основные этапы разработки проекта. |
|
|
7 |
Тестирование и отладка проекта. |
|
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Программирование»
№ |
дата |
Тема занятия |
1. |
1.09 |
Устройство компьютера. Правила техники безопасности. |
2. |
1.09 |
Устройство компьютера. Правила техники безопасности. |
3. |
8.09 |
Безопасность и гигиена в работе со средствами ИКТ. Организации компьютерного рабочего места. |
4. |
8.09 |
Безопасность и гигиена в работе со средствами ИКТ. Организации компьютерного рабочего места. |
5. |
15.09 |
Викторина «Что мы знаем о компьютерах» |
6. |
15.09 |
Викторина «Что мы знаем о компьютерах» |
7. |
22.09 |
Понятие алгоритма и программы. |
8. |
22.09 |
Понятие алгоритма и программы. |
9. |
29.09 |
Исполнитель. Создание простого алгоритма |
10. |
29.09 |
Исполнитель. Создание простого алгоритма |
11. |
6.10 |
Способы записи алгоритма. Программы. |
12. |
6.10 |
Способы записи алгоритма. Программы. |
13. |
13.10 |
Запись алгоритма различными способами. Примеры жизненных алгоритмов |
14. |
13.10 |
Запись алгоритма различными способами. Примеры жизненных алгоритмов |
15. |
20.10 |
Знакомство с исполнителем Скретч и средой программирования. |
16. |
20.10 |
Знакомство с исполнителем Скретч и средой программирования. |
17. |
27.10 |
Знакомство с основными элементами интерфейса программы Скретч. |
18. |
27.10 |
Знакомство с основными элементами интерфейса программы Скретч. |
19. |
3.11 |
Создание, сохранение и открытие проектов. |
20. |
3.11 |
Создание, сохранение и открытие проектов. |
21. |
10.11 |
Создание анимации для спрайта «Кот». |
22. |
10.11 |
Создание анимации для спрайта «Кот». |
23. |
17.11 |
Система команд исполнителя Скретч. |
24. |
17.11 |
Система команд исполнителя Скретч. |
25. |
24.11 |
Знакомство с основными группами команд. Изменение параметров анимации «Кот». |
26. |
24.11 |
Знакомство с основными группами команд. Изменение параметров анимации «Кот». |
27. |
1.12 |
Основные алгоритмические конструкции. Линейный и ветвления |
28. |
1.12 |
Основные алгоритмические конструкции. Линейный и ветвления |
29. |
8.12 |
Составление линейных алгоритмов |
30. |
8.12 |
Составление линейных алгоритмов |
31. |
15.12 |
Составление алгоритмов с разветвлениями и запись их различными способами |
32. |
15.12 |
Составление алгоритмов с разветвлениями и запись их различными способами |
33. |
22.12 |
Запись конструкции «следование» и «ветвление» в виде блок-схем |
34. |
22.12 |
Запись конструкции «следование» и «ветвление» в виде блок-схем |
35. |
12.01 |
Проект «Смена костюмов спрайта» |
36. |
12.01 |
Проект «Смена костюмов спрайта» |
37. |
19.01 |
Основные алгоритмические конструкции. Циклы. |
38. |
19.01 |
Основные алгоритмические конструкции. Циклы. |
39. |
26.01 |
Составление циклических алгоритмов и запись их различными способами. |
40. |
26.01 |
Составление циклических алгоритмов и запись их различными способами. |
41. |
2.02 |
Проект «Создание новых спрайтов с помощью графического редактора» |
42. |
2.02 |
Проект «Создание новых спрайтов с помощью графического редактора» |
43. |
9.02 |
Проект «Создание новых спрайтов с помощью графического редактора» |
44. |
9.02 |
Проект «Создание новых спрайтов с помощью графического редактора» |
45. |
16.02 |
Этапы решения задачи |
46. |
16.02 |
Этапы решения задачи |
47. |
2.03 |
Правила работы в сети. |
48. |
2.03 |
Правила работы в сети. |
49. |
9.03 |
Изучение объектов Скретч |
50. |
9.03 |
Изучение объектов Скретч |
51. |
16.03 |
Основные базовые алгоритмические конструкции и их реализация в среде исполнителя Скретч |
52. |
16.03 |
Основные базовые алгоритмические конструкции и их реализация в среде исполнителя Скретч |
53. |
23.03 |
Ветвления. |
54. |
23.03 |
Ветвления. |
55. |
30.03 |
Циклы |
56. |
30.03 |
Циклы |
57. |
6.04 |
Переменная и её использование. |
58. |
6.04 |
Переменная и её использование. |
59. |
13.04 |
Функция случайных чисел. Дизайн проекта. |
60. |
13.04 |
Функция случайных чисел. Дизайн проекта. |
61. |
20.04 |
Работа со звуком. |
62. |
20.04 |
Работа со звуком. |
63. |
27.04 |
Основные этапы разработки проекта. |
64. |
27.04 |
Основные этапы разработки проекта. |
65. |
4.05 |
Работа с проектом. |
66. |
4.05 |
Работа с проектом. |
67. |
11.05 |
Тестирование и отладка проекта. |
68. |
11.05 |
Тестирование и отладка проекта. |
69. |
18.05 |
Защита проекта. |
70. |
18.05 |
Защита проекта |
71. |
25.05 |
Защита проекта |
72. |
25.05 |
Защита проекта |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.