Пояснительная записка
Программа занятий внеурочной деятельности «Разговоры о важном» разработана в соответствии с требованиями обновленных ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в рамках нравственного направления во 2А классе ГКОУ УР «Школа « 75».
Актуальность
Необходимость нравственного образования в школе основывается на потребности общества в личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам поведения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Проблема формирования нравственных ориентиров у детей с нарушениями интеллекта особенно актуальна в настоящее время, для ее решения необходимо создать условия для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью.
Для этого необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, города, микрорайона, участвовать в совместной общественно-полезной деятельности детей и взрослых.
Тематика занятий программы связана с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Цель программы
Развитие ценностного отношения обучающихся с нарушениями интеллекта к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Задачи программы
1. Формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;
2. Формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях;
3. Воспитание у учащихся любви и привязанности к своей семье, родному дому, школе, городу;
4. Формирование и расширение бережного отношения к родной природе и всему живому;
5. Расширение представлений о своей малой Родине.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
Программа внеурочной деятельности по нравственному направлению «Разговоры о важном» составлена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Она рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год.
Программа внеурочной деятельности «Разговоры о важном» предназначена для обучающихся 2А класса, в котором обучаются дети с легкой степенью УО – 7 человек. Занятия проводятся после всех уроков основного расписания по понедельникам.
Режим занятий:
Общее количество часов в год |
Количество занятий в неделю |
Продолжительность одного занятия |
Время проведения |
34 |
1 |
Продолжительность занятий соответствует рекомендациям СанПин, т.е. 35 - 40 минут. |
Понедельник 6 урок с 13.10 до 13.50 часов |
Данная программа реализуется через следующие виды деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, художественное творчество, трудовая, туристско-краеведческая.
Формы работы: игры, беседы, рассматривание рисунков и фотографий, обсуждение заданных ситуаций, наблюдение учащихся за поведением людей, просмотр и обсуждение фильмов, беседы о своей семье, школе, родном городе, конкурсы рисунков, целевая прогулка, экскурсия, квест-игры, викторины.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы «Разговоры о важном»
Личностные результаты:
№ |
Критерии |
Индикаторы |
1 |
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину |
Начальные представления о символах государства, области, города, района, школы. Уважительное отношение к государственной символике. |
Начальные представления о героических страницах истории России |
||
Выполнение поручений в семье, в школе. |
||
2 |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении |
Умение понимать, что можно и что нельзя (в быту. в еде, в приеме лекарств и т.п.) |
Умение рассказать о себе (ФИО, имена родителей, адрес дома и школы, каким маршрутом добраться и т.д.). |
||
Умение ориентироваться в классе, школе (знать, где классный кабинет, учителя, столовая, расписание уроков и т.д.) |
||
3 |
Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни |
Участие в повседневной жизни класса, мероприятиях класса и школы |
4 |
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия |
Элементарные знания правил коммуникации |
Способность обращаться за помощью |
||
Умение выразить свои намерения, пожелания, опасения, благодарность, сочувствие. |
||
5 |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности |
Принятие и осознание социальной роли ученика |
Знание правил поведения в школе, прав и обязанностей ученика |
||
Соблюдение правил внутришкольной жизни |
||
Ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания |
||
Положительное отношение к школе и обучению |
||
Проявление познавательной активности и заинтересованности на уроках |
||
Проявление старательности и добросовестности в учебе |
||
6 |
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
Почтительное отношение к родителям и близким, уважительное отношение к взрослым |
7 |
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
Посещение культурных центров (кино, театр, концерты, выставки, музеи, парки и т.п.) |
Опрятность в одежде и аккуратность в делах |
||
Участие в занятиях художественным творчеством |
||
8 |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
Знание и соблюдение норм культурного поведения, Наличие культурных привычек |
9 |
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
Соблюдение режима дня, умение распределять время отдыха и учебных занятий |
Соблюдение санитарно-гигиенических правил ухода за собой |
||
Регулярные занятия физкультурой и спортом |
||
Элементарные знания основ здорового образа жизни |
||
Участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях |
||
Проявление бережного отношения к книгам |
||
Бережное отношение к школьному имуществу |
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
В ходе реализации программы учащиеся должны знать:
Минимальный уровень |
Допустимый уровень |
· Начальные представления о моральных нормах и правил нравственного поведения · Вежливые слова · Названия эмоций и чувств · Элементарные правила поведения и общения в семье и школе · Членов семьи · Имена и отчества родителей · Свой домашний адрес · Название своего города, республики · Государственные символы · Названия праздников · Значимые события города
|
· Моральные нормы и правила нравственного поведения · Правила вежливого общения со сверстниками и взрослыми · Способы управления своим настроением · Правила поведения и общения в семье и школе · Традиции семьи · Имена и отчества родителей, бабушек, дедушек · Названия некоторых улиц города · Название города, республики и некоторые достопримечательности города · Историю государственных символов · Историю праздников · Значимые даты и события города · Правила безопасного поведения в интернете |
Должны уметь:
Минимальный уровень |
Допустимый уровень |
· Различать государственные символы · Различать плохие и хорошие поступки · Различать членов семьи · Любить свою семью, школу, Родину · С уважением относится к старшим · Различать праздники · Донести сведения о своей родине · Ценить красоту и богатство родной природы · Различать народы
|
· Рассказать о государственных символах · Рассказать о плохих и хороших поступках · Рассказать о своих членах семьи · Рассказать о традициях семьи · Радоваться успехам родных одноклассников, друзей · Рассказать о праздниках · Рассказать основные исторические события; · Рассказать о соотечественниках прославивших город · Рассказать о культуре своего народа |
Календарно – тематическое планирование. 2 класс.
№ п/п |
Форма и тема занятия |
Содержание |
Дата проведения |
1 |
Беседа «Зачем я учусь?». |
Беседа о государственном празднике – День знаний, просмотр видеоролика |
|
2 |
Экскурсия «Где мы живем?» |
Экскурсия по микрорайону, беседа о названиях улиц, достопримечательностях города |
|
3 |
Беседа «Мечтаю летать» |
Эвристическая беседа о жизни К.Э.Циолковского, просмотр презентации, видеоролика, путешествие по «космическим остановкам» |
|
4 |
Беседа «Традиции моей семьи» |
Беседа о семье, традициях; просмотр видеоролика ко Дню пожилых людей, история праздника. |
|
5 |
Беседа «Если бы я был учителем» |
Беседа о важности профессии учителя, ролевая игра «Я – учитель» |
|
6 |
Беседа «Отчество – от слова отец» |
Беседа о происхождении отчества человека, работа с литературными источниками |
|
7 |
Беседа «Я хочу увидеть музыку» |
Беседа о композиторе П. И. Чайковском, слушание музыки, рисование музыки |
|
8 |
Рассматривание фотографий «Я и моя семья» |
Беседа о семье, создание семейного древа |
|
9 |
Беседа «Что такое единство народа?» |
Беседа о народах, их традициях, просмотр презентации |
|
10 |
Беседа «Память времен» |
Беседа о памятных событиях, просмотр видеоролика, составление ленты времени из иллюстраций |
|
11 |
Беседа «Самое главное слово на земле» |
Беседа о вежливых словах, дидактическая игра |
|
12 |
Беседа «Какие в нашей стране есть символы» |
Беседа о символах страны, просмотр презентации, творческая работа |
|
13 |
Обсуждение заданной ситуации «Если ты добрый, это хорошо» |
Беседа о доброте, чтение стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо», обсуждение поступков |
|
14 |
Экскурсия «С чего начинается Родина…» |
Экскурсия по памятным местам города |
|
15 |
Беседа «Где записаны права человека?» |
Беседа о правах человека, знакомство с конституцией |
|
16 |
Просмотр фильма «Светлый праздник Рождества» |
Беседа о празднике, просмотр видеоролика, творческая работа |
|
17 |
Беседа «Умеем ли мы мечтать?» |
Беседа о мечтах детей, творческая работа «Нарисуй свою мечту» |
|
18 |
Беседа «Виртуальный я – что можно и что нельзя» |
Беседа о безопасности в интернете, просмотр видеоролика |
|
19 |
Беседа «… осталась одна Таня» |
Беседа о Великой Отечественной войне, блокаде Ленинграда, просмотр видеофильма. Обсуждение заданной ситуации. |
|
20 |
Целевая прогулка «Мы идем в театр, а что это значит?» |
Прогулка по дороге до кукольного театра, наблюдение за окружающим, беседа о достопримечательностях и названий улиц. Беседа о правилах безопасного поведения при походе в театр. |
|
21 |
Беседа «Как становятся учеными?» |
Беседа о профессиях, о важности учения |
|
22 |
Викторина «Россия в мире» |
Викторина о России |
|
23 |
Беседа «Кому я хочу сказать «спасибо»?» |
Беседа о важности вежливых слов, их роли в жизни человека |
|
24 |
Беседа «Заряд на добрые дела» |
Беседа о важности добрых дел, дидактическая игра «Хорошие дела» |
|
25 |
Конкурс рисунков «Мамы разные важны» |
Беседа о Международном женском дне 8 марта, творческая работа |
|
26 |
Беседа «Что такое гимн?» |
Беседа о истории гимна, прослушивание гимна |
|
27 |
Квест-игра «Путешествие по Крыму» |
Беседа о Крыме, его происхождении, истории, презентация, квест-игра |
|
28 |
Беседа «Что на что похоже: зачем человеку воображение?» |
Беседа о воображении человека, просмотр видеоролика |
|
29 |
Викторина «Какие поступки делают человека великими?» |
Викторина о хороших и плохих поступках |
|
30 |
Беседа «Надо ли вспоминать прошлое?» |
Беседа о прошедших памятных событиях, просмотр презентации |
|
31 |
Просмотр фильма «Где можно увидеть нетронутую природу?» |
Просмотр видеофильма о местах нетронутой природы человеком |
|
32 |
Беседа «Без труда не выловишь рыбку из пруда» |
Беседа о значении труда в жизни человека, просмотр видеоролика |
|
33 |
Беседа «Мужество, честь, отвага. Что это и откуда берется в человеке?» |
Беседа о героях, их поступках. Просмотр презентации |
|
34 |
Конкурс загадок «Вместе весело шагать по просторам…» |
Загадки о Родине |
|
Научно-методическое обеспечение программы внеурочной деятельности
Интернет-ресурсы |
Методические пособия |
Другое |
https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ https://ikp-rao.ru/
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.