Рабочая программа внеурочной деятельности
«Школа безопасности» (Социальное направление)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса «Школа безопасности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе авторской программы по ОБЖ для 1-4 классов, авторы Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова.
Актуальность программы
Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого человека стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни, труда и отдыха. В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и где, в силу возрастных психофизиологических особенностей – чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой. Подтверждением этому служат печальные факты гибели и получения травм детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально-опасными личностями. Эти обстоятельства говорят о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодически, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Важную роль в этом процессе может сыграть предлагаемая для внеурочной деятельности в начальной школе программа «Школа безопасности».
Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития обучающихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Вид программы: компилятивная.
Цель: формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.
Задачи:
Ø привить обучающимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
Ø сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
Ø выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
В ходе реализации содержания программы обучающиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Содержание программы
Ø Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
Чрезвычайные ситуации. Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
Ø Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Болезни, их причины и связь с образом жизни. От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания. Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний. Заноза, кровотечение, укус, ушиб. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами. Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.
Ø Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.
Безопасное поведение на воде. Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения. Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения. Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.
Ø Безопасное поведение на дорогах.
Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.
Календарно-тематическое планирование для 2-а класса
№ п/п |
Дата проведения |
Тема занятия |
Форма проведения |
||
План |
Факт |
||||
1. |
05.09 |
|
Чрезвычайные ситуации. Какими бывают чрезвычайные ситуации. |
Познавательная игра |
|
2. |
12.09 |
|
Чрезвычайные ситуации природного происхождения. |
Просмотр видеофильма |
|
3. |
19.09 |
|
Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений. |
Познавательная игра |
|
4. |
26.09 |
|
Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения |
Познавательная игра |
|
5. |
03.10 |
|
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!» |
Познавательная игра |
|
6. |
10.10 |
|
Отчего начинается пожар? |
Познавательная игра |
|
7. |
17.10 |
|
Действия при пожаре. |
Познавательная игра |
|
8. |
24.10 |
|
«Служба 01» |
Викторина |
|
9. |
07.11 |
|
Важная профессия – пожарный! |
Экскурсия |
|
10. |
14.11 |
|
Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. |
Просмотр видеофильма |
|
11. |
21.11 |
|
От чего зависит наше здоровье. Болезни, их причины и связь с образом жизни. |
Ролевая игра |
|
12. |
28.11 |
|
Пути передачи инфекционных заболеваний |
Познавательная игра |
|
13. |
05.12 |
|
Органы чувств. Кровеносная, дыхательная, пищеварительная и двигательная системы человека. |
Просмотр видеофильма |
|
14. |
12.12 |
|
Заноза, кровотечение, укус, ушиб. Первая медицинская помощь. |
Ролевая игра |
|
15. |
19.12 |
|
Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами |
Познавательная игра |
|
16. |
26.12 |
|
Безопасное поведение на воде. |
Познавательная игра |
|
17. |
09.01 |
|
Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже |
Просмотр видеофильма |
|
18. |
16.01 |
|
Чем опасны водоемы зимой. Осторожно, тонкий лёд!» |
Ролевая игра |
|
19. |
23.01 |
|
Безопасное поведение на природе. |
Познавательная игра |
|
20. |
30.01 |
|
Лесные пожары. |
Просмотр видеофильма |
|
21. |
06.02 |
|
Нарушение экологического равновесия в местах проживания людей. |
Познавательная игра |
|
22. |
13.02 |
|
Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения |
Просмотр видеофильма |
|
23. |
20.02 |
|
Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. |
Практическое занятие на улице. |
|
24. |
27.02 |
|
Ядовитые растения, грибы, ягоды. Меры безопасности. |
Викторина |
|
25. |
05.03 |
|
Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми. Меры защиты от них. |
Просмотр видеофильма |
|
26. |
12.03 |
|
Как ориентироваться в лесу |
Практическое занятие на улице. |
|
27. |
19.03 |
|
Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад. |
Экскурсия в парк |
|
28. |
02.04 |
|
Почему дети попадают в дорожные аварии. |
Познавательная игра |
|
29. |
09.04 |
|
Безопасное поведение на дорогах. Движение пешеходов по дорогам |
Экскурсия |
|
30. |
16.04 |
|
Элементы дорог. Правила перехода дорог. |
Ролевая игра |
|
31. |
23.04 |
|
Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. |
Экскурсия. Автогородок МБОУСОШ №29 |
|
32. |
30.04 |
|
Новое о дорожных знаках. |
Познавательная игра |
|
33. |
07.05 |
|
Правила поведения на железной дороге. |
Просмотр видеофильма |
|
34. |
14.05 |
|
«Сохрани своё здоровье» |
Викторина |
|
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами обучения являются:
Ø развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
Ø формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
Ø воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения являются:
Ø овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
Ø овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
Ø формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
Ø приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
Ø развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Ø освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
Ø формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения являются:
В познавательной сфере:
Ø знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
Ø умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
Ø умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
Ø умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
В коммуникативной сфере:
Ø умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
Ресурсное обеспечение реализации программы
Материально-техническое:
1. Компьютер
2. Мультимедиапроектор
3. Экран
Учебные и методические пособия:
Ø Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста/ под ред. А.Т. Смирнова.—
М.: Просвещение: Рилионт, 2010.
Ø Анастасова.Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—2 кл./Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.— 2-е изд.— М.:Просвещение, 2011.
Ø Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2010.
Ø Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы
1. Видеоуроки по предметам школьной программы. – Режим доступа: http://interneturok.ru/
2. Единая информационная среда распространения и доставки ЭОР. – Режим доступа: http://www.na5plus.ru/
3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.– Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
4. Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. – Режим доступа: http://www.nachalka.info
5. Портал детской безопасности «Спас- экстрим». Режим доступа: http://www.spas-extreme.ru
6. Сайт «Первая помощь». Режим доступа: http://pervaya-pomosch.com/
7. Электронные образовательные ресурсы. – Режим доступа: http://eor-np.ru/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.