Программа внеурочной деятельности "Школа безопасности", 2 класс

  • docx
  • 05.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала школа безопасности 2кл.docx

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Школа безопасности» (Социальное направление)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса «Школа безопасности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  разработана на основе авторской программы по ОБЖ для 1-4 классов,  авторы Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова.

     Актуальность программы

Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого человека стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни, труда и отдыха. В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и где, в силу возрастных психофизиологических особенностей – чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой. Подтверждением этому служат печальные факты гибели и получения травм детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально-опасными личностями. Эти обстоятельства говорят о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодически, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Важную роль в этом процессе может сыграть предлагаемая для внеурочной деятельности в начальной школе программа «Школа безопасности».

Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития обучающихся  начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

 Вид программы: компилятивная.

Цель: формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

 Задачи:

Ø привить обучающимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;

Ø сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;

Ø выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

   В ходе реализации содержания программы обучающиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.                                                                                                               

Содержание программы

Ø Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

Чрезвычайные ситуации. Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

Ø Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Болезни, их причины и связь с образом жизни. От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания. Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний. Заноза, кровотечение, укус, ушиб. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами. Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.

Ø Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.

Безопасное поведение на воде. Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения. Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения. Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.

Ø Безопасное поведение на дорогах.

Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.

 

Календарно-тематическое планирование для 2-а класса

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

Форма проведения

План

Факт

1.                  

05.09

 

Чрезвычайные ситуации. Какими бывают чрезвычайные ситуации.

Познавательная игра

2.                  

12.09

 

Чрезвычайные ситуации природного происхождения.

Просмотр видеофильма

3.                  

19.09

 

Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.

Познавательная игра

4.                  

26.09

 

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

Познавательная игра

5.                  

03.10

 

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!»

Познавательная игра

6.                  

10.10

 

Отчего начинается пожар?

Познавательная игра

7.                  

17.10

 

Действия при пожаре.

Познавательная игра

8.                  

24.10

 

«Служба 01»

Викторина

9.                  

07.11

 

Важная профессия – пожарный!

Экскурсия

10.             

14.11

 

Как живет наш организм, из чего состоит тело человека.

Просмотр видеофильма

11.             

21.11

 

От чего зависит наше здоровье. Болезни, их причины и связь с образом жизни.

Ролевая игра

12.             

28.11

 

Пути передачи инфекционных заболеваний

Познавательная игра

13.             

05.12

 

Органы чувств. Кровеносная, дыхательная, пищеварительная и двигательная системы человека

Просмотр видеофильма

14.             

12.12

 

Заноза, кровотечение, укус, ушиб.  Первая медицинская помощь.

Ролевая игра

15.             

19.12

 

Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами

Познавательная игра

16.             

26.12

 

Безопасное поведение на воде.

Познавательная игра

17.             

09.01

 

Правила купания в оборудованных и

необорудованных местах. Правила поведения на пляже

Просмотр видеофильма

18.             

16.01

 

Чем опасны водоемы зимой. Осторожно, тонкий лёд!»

Ролевая игра

19.             

23.01

 

Безопасное поведение на природе.

Познавательная игра

20.             

30.01

 

Лесные пожары.

Просмотр видеофильма

21.             

06.02

 

Нарушение экологического равновесия в местах проживания людей.

Познавательная игра

22.             

13.02

 

Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения

Просмотр видеофильма

23.             

20.02

 

Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема.

Практическое занятие на улице.

24.             

27.02

 

Ядовитые растения, грибы, ягоды. Меры безопасности.

Викторина

25.             

05.03

 

Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми. Меры защиты от них.

Просмотр видеофильма

26.             

12.03

 

Как ориентироваться в лесу

Практическое занятие на улице.

27.             

19.03

 

Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад.

Экскурсия в парк

28.             

02.04

 

Почему дети попадают в дорожные аварии.

Познавательная игра

29.             

09.04

 

Безопасное поведение на дорогах. Движение пешеходов по дорогам

Экскурсия

30.             

16.04

 

Элементы дорог. Правила перехода дорог.

Ролевая игра

31.             

23.04

 

Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.

Экскурсия. Автогородок  МБОУСОШ №29

32.             

30.04

 

Новое о дорожных знаках.

Познавательная игра

33.             

07.05

 

Правила поведения на железной дороге.

Просмотр видеофильма

34.             

14.05

 

«Сохрани своё здоровье»

Викторина

Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами обучения являются:

Ø развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от  внешних и внутренних  угроз;

Ø формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

Ø воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами обучения являются:

Ø овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

Ø овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,  оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

Ø формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

Ø приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

Ø развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Ø освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

Ø формирование умений  взаимодействовать с окружающими, выполнять  различные социальные роли  во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами обучения являются:

  В познавательной сфере:

Ø знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

В ценностно-ориентационной сфере:

Ø умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

Ø умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

Ø умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

 В коммуникативной сфере:

Ø умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.      

Ресурсное обеспечение реализации программы

       Материально-техническое:

1.     Компьютер

2.     Мультимедиапроектор

3.     Экран

Учебные и методические пособия:

Ø Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста/ под ред. А.Т. Смирнова.—

М.: Просвещение: Рилионт, 2010.

Ø Анастасова.Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—2 кл./Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.— 2-е изд.— М.:Просвещение, 2011.

Ø Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2010.

Ø Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2010.

 

  Интернет-ресурсы

 1. Видеоуроки по предметам школьной программы. – Режим доступа: http://interneturok.ru/

2. Единая информационная среда распространения и доставки ЭОР. – Режим доступа: http://www.na5plus.ru/

3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.– Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

4. Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. – Режим доступа: http://www.nachalka.info

5. Портал детской безопасности «Спас- экстрим». Режим доступа: http://www.spas-extreme.ru

6. Сайт «Первая помощь». Режим доступа: http://pervaya-pomosch.com/

7. Электронные образовательные ресурсы. – Режим доступа: http://eor-np.ru/


 

Скачано с www.znanio.ru