Программа внеурочной деятельности "Творческая мастерская"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 08.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа внеурочной деятельности "Творческая мастерская"
Иконка файла материала творческая мастерская 22.docx

Администрация Уйского муниципального района

МКОУ «Уйская школа-интернат VIII вида»

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Творческая мастерская»

 

 

 

 

 

 

                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 г.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности направлена на раскрытие творческих способностей, талантливости ребёнка с ОВЗ; на коррекцию и формирование познавательной и трудовой деятельности; на социкультурную адаптацию в современном обществе.

Актуальность программы заключается в том, что через практическую деятельность по художественному творчеству у учащихся с нарушением интеллекта развивается мелкая моторика, осуществляется коррекция психофизических процессов, на основе этого нарабатываются навыки трудовой деятельности.

Систематические занятия данным направлением творчества способствуют формированию у детей мотивации к учебному процессу (формируются такие качества личности как терпение, сосредоточенность, внимание, работоспособность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность).

Педагогическая целесообразность заключается в том, что занятия художественным творчеством дают положительные эмоции, формируют трудовые навыки, социальные отношения, адаптируют и социализируют ребёнка в современном обществе.

Программа внеурочной деятельности школьников по художественному творчеству основывается на принципах:

·          принцип системности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);

·          принцип наглядности (познание школьников с ОВЗ нуждается в наглядном подтверждении);

·          принцип доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);

·          принцип личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ);

·          принцип связи теории с практикой (знания, полученные детьми из демонстрирующего материала и бесед, подтверждаются практикой);

·          принцип сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи);

·          принцип творчества и самостоятельности (не делать то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей);

·          принцип вариативности (предполагает использование различных технологий экологического развития школьников в зависимости от задач образовательного процесса, предпочтений детей, особенностей развивающей среды, желания родителей и т.д.);

·          принцип единства с семьей предполагает соблюдение единых требований ОУ и семьи в вопросах художественно-эстетического творчества.

         Цель программы: социализация и интеграция детей с особенным психофизическим развитием со средой нормального детства и воспитание общекультурных, социальных, духовно-нравственных качеств личности: целеустремленность, трудолюбие, преодоление трудностей, смелость, навык культурного поведения в обществе.

Программа решает три задачи: образовательную, коррекционно-развивающую и воспитательную.

Образовательная задача направлена на обучение:

-планировать свою работу в художественно-творческом направлении;

-в создании открыток, панно, картин как индивидуально, так и в коллективном творчестве.

Коррекционно-развивающая задача:

- направлена на коррекцию и компенсацию имеющихся нарушений, как в общекультурном воспитании, так и в интеллектуальном развитии;

- направлена на развитие творчества и трудового воспитания;

- направлена на формирование и коррекцию психических процессов: воображения, мышления, памяти, внимания, речи, средствами художественного творчества,

- оказывает положительное воздействия на эмоционально-волевую сферу, что в целом способствует повышению психофизической толерантности.

Воспитательная задача – социализация и адаптация в современном обществе, через художественное творчество, практическую деятельность, воспитание дисциплинированности, ответственности, целеустремленности, трудолюбия, доброты и других общекультурных качеств.

Отличительные особенности данной программы:

- художественное творчество, через которое формируется положительная социально-культурная личность ребёнка с нарушением интеллекта;

- социализация ребёнка через саморазвитие приобщения ребёнка к труду и творчеству.

- возможность применять полученные знания и практические способности, в повседневной жизни оформляя интерьер своей комнаты, дома и т.д.

Программа разработана для учащихся 1-4 классов коррекционной школы-интерната VIII вида для получения базовых знаний умений и навыков по художественному творчеству.

Сроки реализации программы

Освоение полного курса предметного содержания программы осуществляется путем прохождения трех ступеней обучения.

Начальный этап -1 год обучения - 1класс;

Основной этап – 2 год обучения – 2 класс;

Этап становления – 3 и 4 года обучения – 3, 4 класс.

Формы и режим занятий

Основной формой обучения по программе является работа школьного кружка.

Программа предусматривает использование таких форм работы как: фронтальная, индивидуальная, групповая (коллективная).

Виды:

·          учебно-тематические занятия;

·          учебно-практические занятия;

·          занятия – презентация;

·          экскурсионно-ознакомительные мероприятия;

·          общешкольные мероприятия (предметная школьная неделя искусства, выставки художественного творчества);

·          участие в конкурсной деятельности различных уровней (муниципальный, региональный, всероссийский).

Ожидаемый результат:

К концу первого учебного цикла занятий школьники:

– научатся различным приемам работы с бумагой, пластилином, природным материалом; познакомятся с искусством аппликации с элементами торцевания и бумагокручения;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы аппликации;

– научатся следовать устным инструкциям, обводить по шаблону; создавать изделия по аппликации и элементов пластилинографии, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями.

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

По итогам второго года обучения школьники:

-усовершенствуют приемы работы с бумагой, пластилином, природным материалом; отработают технику выполнения аппликации.

- будут создавать композиции;

-усовершенствуют навыки социкультурной личности;

-разовьют конструктивное мышление, пространственное воображение, художественно-эстетический вкус.

По итогам третьего года обучения школьники:

-совершенствуют приемы работы с бумагой, пластилином, природным материалом; отработают технику выполнения аппликации, торцевания и бумагокручения;

-усовершенствуют навыки социокультурной личности;

-разовьют конструктивное мышление, пространственное воображение, художественно-эстетический вкус.

Методы и приемы:

1. Организационные:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

• практический (выполнение работ по технологическим картам, схемам и др.).

2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – школьники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.

         Содержание базовых тем программы – 1-й год обучения 1 класс

          Содержание программы направленно на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. Вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. 

Теоретические сведения. Знакомство с материалами, инструментами, используемыми в работе на школьном кружке. Правила техники безопасности.

Вводный урок. Знакомство с направлениями.

Аппликация, моделирование

Одно из основ детского художественного творчества, при котором закладываются первоначальные навыки эстетического вкуса, гаммы красок, развитие воображения и фантазии, пространственной ориентировки.  Данное направление предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Торцевание

Торцевание - это техника в работе с бумагой. В этой технике можно составлять разнообразные картины, панно, открытки, аппликации и др. Владея такой техникой и используя собственную фантазию можно получить изумительные изделия, которые отличаются оригинальностью. Маленькие цветные кусочки бумаги с помощью палочки складываются, словно мозаика, в единую картину. Одно из преимуществ торцевания является то, что этой техникой можно заниматься коллективно, то есть каждый участник выполняет свой фрагмент, который затем соединяются в общую картину. Техника торцевания развивает не только художественный вкус и мелкую моторику, а также воспитывает такие качества как аккуратность, усидчивость, внимание и сплочение коллектива.

Пластилинография

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» – создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Календарно-тематическое планирование – 1-й год обучения 1 класс

Тема учебного занятия

Кол-во

 часов

Дата

 Коррекционная работа

1

Ознакомительное занятие

 «Умные вещи». Колпак для волшебника.

1

02.09.

Активизация психических процессов. Развитие  мышления, внимания.

Аппликация и моделирование

1четверть

2

Вводная беседа аппликация. Аппликация из геометрических фигур «Дом»

1

09.09.

Развитие внимания, зрительного восприятия, мышления.

3

Изготовление 3-D поделки из природного материала с элементами аппликации

1

16.09.

Развитие внимания, мышления, зрительного и эстетического восприятия

4

Аппликация из геометрических фигур «Светофор»

1

23.09.

Развитие внимания, зрительного восприятия, мышления.

5

Аппликация из геометрических фигур «Эмблема класса» (Сова)

1

30.09.

Развитие внимания, зрительного восприятия, мышления.

6

Обрывная  аппликация «Чудо-дерево»

1

07.10.

 Развитие мелкой моторики, глазомера.

7

Изготовление ободков-символов (1)

1

14.10.

 Развитие мелкой моторики, мышления, зрительного восприятия

8

Изготовление ободков-символов (2)

1

21.10.

Развитие внимания, мышления.

 

9

Изготовление заготовок для аппликации на картоне «Перекресток»

1

11.11.

Развитие мелкой моторики, глазомера.

10

Аппликация на картоне «Перекресток»

1

18.11.

Развитие мелкой моторики, глазомера.

11

Аппликация «Подарок для мамы»

1

25.11.

Развитие внимания, памяти.

12

Рассказ и  видеозапись стихов о маме (наизусть)

1

02.12.

Развитие внимания, памяти.

13

Обрывная аппликации «Овощи, фрукты – полезные продукты»

1

09.12.

Развитие внимания, глазомера, коллективизма.

14

Обрывная аппликация «Подарок другу» 

1

16.12.

Развитие внимания, глазомера, коллективизма.

15

Изготовление поделки «Символ нового года»

1

23.12.

Развитие внимания, глазомера, коллективизма.

3 четверть

16

Завершение изготовления поделки «Символ нового года»

1

14.01.

Развитие внимания, глазомера, коллективизма.

Пластилинография

17

Вводная беседа. Пластилинография. Солнце.

1

21.01.

Активизация психических процессов. Развитие мышления.

19

Домик из геометрических фигур.  Пластилинография.

1

28.01.

Развитие мелкой моторики. Развитие зрительного восприятия, произвольное внимание, речь через ответы на вопросы.

20

   Ёлочка. Пластилинография шариками.

1

04.02.

Развитие мелкой моторики рук, развитие фантазию, творчество, эстетический и художественный вкус.

18

Овальная форма. Овал. Пластилинография

2

11.02.

Развитие умения ориентироваться на листе бумаги, внимания, мелкой моторики рук.

21

Открытка к 23 февраля. Танк. Пластилинография

2

18.02.

Развитие моторики, воображения, творческого мышления.

22

Корзина с цветами. Лепка из пластилина ленточным способом.

1

25.02.

Развитие внимание, глазомера, коллективизма.

23

Корзина с цветами. Лепка из пластилина ленточным способом.

1

04.03.

Развитие внимание, глазомера, коллективизма.

24

Весна пришла. Рисование пластилином на подложке.

1

11.03.

Развитие мелкой моторики, глазомера.

Работа с природным материалом

25

Вводная беседа. Природный материал.

1

18.03.

Активизация психических процессов. Развитие мышления

4 четверть

26

Поделка из природного материала

1

31.03.

Развитие эстетического вкуса, эмоционально – волевой сферы.

27

  Объёмные поделки из природного материала. "Застенчивый ёжик".

1

07.04.

Развитие эстетического вкуса, эмоционально – волевой сферы.

28

  Поделка из яичной скорлупы. "Цыплята".

1

14.04.

Развитие моторики, воображения, творческого мышления.

29

Поделка из семян "Ромашковое поле".

1

21.04

Развитие мелкой моторики, глазомера

30

 Вот и лето пришло!

1

28.04.

Развитие мелкой моторики, глазомера

31

 Вот и лето пришло!

1

05.05.

Развитие мелкой моторики, глазомера

 

         Методическое обеспечение

1. Непосредственная образовательная деятельность по решению задач внеурочного образования детей проводится в специальном, регулярно проветриваемом, освещенном помещении, где имеются рабочие места для детей, стенды с образцами, шкафы для хранения образцов, поделок, выставочных работ и материалов для работы. Одно из важнейших требований – соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, правил пожарной безопасности. Регулярно проводится инструктаж по ТБ с обучающимися и правилами при работе с колющими и режущими инструментами.

2. Для проведения непосредственной образовательной деятельности необходимы разноцветный пластилин, природный материал, клей ПВА, картон белый и цветной.

3. Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

4. Дидактический материал:

- Использование учебных пособий и книг;

- Наглядные пособия поделок и изделий, собственноручно изготовленных педагогом.

- Творческие работы, стенды и т. д.

Материально-техническое обеспечение

Оборудование

Количество

 

1

Класс  оборудованный АРМ педагога

1

 

2

Цветной пластилин.

15шт

 

3

Ножницы

15 шт.

 

4

Клей ПВА

15шт.

 

5

Кисточки для клея

15 шт.

 

6

Листы ватмана размером: А4 А3

4 шт.

 

7

Рамки для оформления работы размеры А4 и А3

5 шт.

 

8

Картон цветной

15шт

 

9

Линейка

15 шт.

 

10

Карандаш простой

15шт.

 

11

 

Салфетки бумажные.

15 уп.

12

 

Клеенки

15шт.

13

 

Бумага форматом А4

2уп.

 

Механизм отслеживания результатов.

Механизм отслеживания результатов разработан и оформлен в ряд таблиц:

-мониторинг  участия детей в конкурсной деятельности;

-диагностическая карта творческой активности личности школьника;

-карта индивидуального наблюдения за творческим развитием ребёнка;

-оценка и контроль результатов по направлениям (например: «моделирование»);

Просмотр и анализ детских работ – важное условие успешного развития детского художественного творчества. Во-первых, детям это нравится, а во-вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задумываться над тем, что у него получилось, как его работа выглядит среди работ других детей и как оценивается.

Одним из важных средств поощрения и развития детского художественного творчества являются разнообразные выставки.

Результаты освоения программы дополнительного образования

Личностные результаты:

·          Формирование уважительного отношения к художественному творчеству, культуре.

·          Развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл обучения, принятие и освоение социальной роли обучающегося.

·          Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

·          Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о культурно-нравственных нормах, социальной активности.

·          Формирование установки на безопасный, культурный досуг.

Метапредметные результаты: 

·          Овладение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

·          Формирование умения планировать, контролировать, и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

·          Определение общей цели и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

·          Готовность конструктивно мыслить посредством учета интересов при сотрудничестве.

·          Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

·          Овладение базовыми, предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами.

Предметные результаты:

·          Формирование первоначальных представлений о направлении «Пейп – арт» значении художественного творчества для социкультурного, духовно-нравственного развития о позитивном влиянии данного искусства на человека, о арт – культуре, как успешной учебы и социализации.

·          Овладение умениями организовывать культурный досуг.

·          Формирование навыка наблюдения за своим художественным творчеством, психоэмоциональным состоянием,  данными мониторинга  по творчеству.