Администрация Уйского муниципального района
МКОУ «Уйская школа-интернат VIII вида»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Творческая мастерская»
2020 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности направлена на раскрытие творческих способностей, талантливости ребёнка с ОВЗ; на коррекцию и формирование познавательной и трудовой деятельности; на социкультурную адаптацию в современном обществе.
Актуальность программы заключается в том, что через практическую деятельность по художественному творчеству у учащихся с нарушением интеллекта развивается мелкая моторика, осуществляется коррекция психофизических процессов, на основе этого нарабатываются навыки трудовой деятельности.
Систематические занятия данным направлением творчества способствуют формированию у детей мотивации к учебному процессу (формируются такие качества личности как терпение, сосредоточенность, внимание, работоспособность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность).
Педагогическая целесообразность заключается в том, что занятия художественным творчеством дают положительные эмоции, формируют трудовые навыки, социальные отношения, адаптируют и социализируют ребёнка в современном обществе.
Программа внеурочной деятельности школьников по художественному творчеству основывается на принципах:
· принцип системности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);
· принцип наглядности (познание школьников с ОВЗ нуждается в наглядном подтверждении);
· принцип доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
· принцип личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ);
· принцип связи теории с практикой (знания, полученные детьми из демонстрирующего материала и бесед, подтверждаются практикой);
· принцип сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи);
· принцип творчества и самостоятельности (не делать то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей);
· принцип вариативности (предполагает использование различных технологий экологического развития школьников в зависимости от задач образовательного процесса, предпочтений детей, особенностей развивающей среды, желания родителей и т.д.);
· принцип единства с семьей предполагает соблюдение единых требований ОУ и семьи в вопросах художественно-эстетического творчества.
Цель программы: социализация и интеграция детей с особенным психофизическим развитием со средой нормального детства и воспитание общекультурных, социальных, духовно-нравственных качеств личности: целеустремленность, трудолюбие, преодоление трудностей, смелость, навык культурного поведения в обществе.
Программа решает три задачи: образовательную, коррекционно-развивающую и воспитательную.
Образовательная задача направлена на обучение:
-планировать свою работу в художественно-творческом направлении;
-в создании открыток, панно, картин как индивидуально, так и в коллективном творчестве.
Коррекционно-развивающая задача:
- направлена на коррекцию и компенсацию имеющихся нарушений, как в общекультурном воспитании, так и в интеллектуальном развитии;
- направлена на развитие творчества и трудового воспитания;
- направлена на формирование и коррекцию психических процессов: воображения, мышления, памяти, внимания, речи, средствами художественного творчества,
- оказывает положительное воздействия на эмоционально-волевую сферу, что в целом способствует повышению психофизической толерантности.
Воспитательная задача – социализация и адаптация в современном обществе, через художественное творчество, практическую деятельность, воспитание дисциплинированности, ответственности, целеустремленности, трудолюбия, доброты и других общекультурных качеств.
Отличительные особенности данной программы:
- художественное творчество, через которое формируется положительная социально-культурная личность ребёнка с нарушением интеллекта;
- социализация ребёнка через саморазвитие приобщения ребёнка к труду и творчеству.
- возможность применять полученные знания и практические способности, в повседневной жизни оформляя интерьер своей комнаты, дома и т.д.
Программа разработана для учащихся 1-4 классов коррекционной школы-интерната VIII вида для получения базовых знаний умений и навыков по художественному творчеству.
Сроки реализации программы
Освоение полного курса предметного содержания программы осуществляется путем прохождения трех ступеней обучения.
Начальный этап -1 год обучения - 1класс;
Основной этап – 2 год обучения – 2 класс;
Этап становления – 3 и 4 года обучения – 3, 4 класс.
Формы и режим занятий
Основной формой обучения по программе является работа школьного кружка.
Программа предусматривает использование таких форм работы как: фронтальная, индивидуальная, групповая (коллективная).
Виды:
· учебно-тематические занятия;
· учебно-практические занятия;
· занятия – презентация;
· экскурсионно-ознакомительные мероприятия;
· общешкольные мероприятия (предметная школьная неделя искусства, выставки художественного творчества);
· участие в конкурсной деятельности различных уровней (муниципальный, региональный, всероссийский).
Ожидаемый результат:
К концу первого учебного цикла занятий школьники:
– научатся различным приемам работы с бумагой, пластилином, природным материалом; познакомятся с искусством аппликации с элементами торцевания и бумагокручения;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы аппликации;
– научатся следовать устным инструкциям, обводить по шаблону; создавать изделия по аппликации и элементов пластилинографии, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями.
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
По итогам второго года обучения школьники:
-усовершенствуют приемы работы с бумагой, пластилином, природным материалом; отработают технику выполнения аппликации.
- будут создавать композиции;
-усовершенствуют навыки социкультурной личности;
-разовьют конструктивное мышление, пространственное воображение, художественно-эстетический вкус.
По итогам третьего года обучения школьники:
-совершенствуют приемы работы с бумагой, пластилином, природным материалом; отработают технику выполнения аппликации, торцевания и бумагокручения;
-усовершенствуют навыки социокультурной личности;
-разовьют конструктивное мышление, пространственное воображение, художественно-эстетический вкус.
Методы и приемы:
1. Организационные:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по технологическим картам, схемам и др.).
2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – школьники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Содержание базовых тем программы – 1-й год обучения 1 класс
Содержание программы направленно на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. Вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий.
Теоретические сведения. Знакомство с материалами, инструментами, используемыми в работе на школьном кружке. Правила техники безопасности.
Вводный урок. Знакомство с направлениями.
Аппликация, моделирование
Одно из основ детского художественного творчества, при котором закладываются первоначальные навыки эстетического вкуса, гаммы красок, развитие воображения и фантазии, пространственной ориентировки. Данное направление предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Торцевание
Торцевание - это техника в работе с бумагой. В этой технике можно составлять разнообразные картины, панно, открытки, аппликации и др. Владея такой техникой и используя собственную фантазию можно получить изумительные изделия, которые отличаются оригинальностью. Маленькие цветные кусочки бумаги с помощью палочки складываются, словно мозаика, в единую картину. Одно из преимуществ торцевания является то, что этой техникой можно заниматься коллективно, то есть каждый участник выполняет свой фрагмент, который затем соединяются в общую картину. Техника торцевания развивает не только художественный вкус и мелкую моторику, а также воспитывает такие качества как аккуратность, усидчивость, внимание и сплочение коллектива.
Пластилинография
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» – создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.
Календарно-тематическое планирование – 1-й год обучения 1 класс
№ |
Тема учебного занятия |
Кол-во часов |
Дата |
Коррекционная работа |
1 |
Ознакомительное занятие «Умные вещи». Колпак для волшебника. |
1 |
02.09. |
Активизация психических процессов. Развитие мышления, внимания. |
Аппликация и моделирование 1четверть |
||||
2 |
Вводная беседа аппликация. Аппликация из геометрических фигур «Дом» |
1 |
09.09. |
Развитие внимания, зрительного восприятия, мышления. |
3 |
Изготовление 3-D поделки из природного материала с элементами аппликации |
1 |
16.09. |
Развитие внимания, мышления, зрительного и эстетического восприятия |
4 |
Аппликация из геометрических фигур «Светофор» |
1 |
23.09. |
Развитие внимания, зрительного восприятия, мышления. |
5 |
Аппликация из геометрических фигур «Эмблема класса» (Сова) |
1 |
30.09. |
Развитие внимания, зрительного восприятия, мышления. |
6 |
Обрывная аппликация «Чудо-дерево» |
1 |
07.10. |
Развитие мелкой моторики, глазомера. |
7 |
Изготовление ободков-символов (1) |
1 |
14.10. |
Развитие мелкой моторики, мышления, зрительного восприятия |
8 |
Изготовление ободков-символов (2) |
1 |
21.10. |
Развитие внимания, мышления. |
|
||||
9 |
Изготовление заготовок для аппликации на картоне «Перекресток» |
1 |
11.11. |
Развитие мелкой моторики, глазомера. |
10 |
Аппликация на картоне «Перекресток» |
1 |
18.11. |
Развитие мелкой моторики, глазомера. |
11 |
Аппликация «Подарок для мамы» |
1 |
25.11. |
Развитие внимания, памяти. |
12 |
Рассказ и видеозапись стихов о маме (наизусть) |
1 |
02.12. |
Развитие внимания, памяти. |
13 |
Обрывная аппликации «Овощи, фрукты – полезные продукты» |
1 |
09.12. |
Развитие внимания, глазомера, коллективизма. |
14 |
Обрывная аппликация «Подарок другу» |
1 |
16.12. |
Развитие внимания, глазомера, коллективизма. |
15 |
Изготовление поделки «Символ нового года» |
1 |
23.12. |
Развитие внимания, глазомера, коллективизма. |
3 четверть |
||||
16 |
Завершение изготовления поделки «Символ нового года» |
1 |
14.01. |
Развитие внимания, глазомера, коллективизма. |
Пластилинография |
||||
17 |
Вводная беседа. Пластилинография. Солнце. |
1 |
21.01. |
Активизация психических процессов. Развитие мышления. |
19 |
Домик из геометрических фигур. Пластилинография. |
1 |
28.01. |
Развитие мелкой моторики. Развитие зрительного восприятия, произвольное внимание, речь через ответы на вопросы. |
20 |
Ёлочка. Пластилинография шариками. |
1 |
04.02. |
Развитие мелкой моторики рук, развитие фантазию, творчество, эстетический и художественный вкус. |
18 |
Овальная форма. Овал. Пластилинография |
2 |
11.02. |
Развитие умения ориентироваться на листе бумаги, внимания, мелкой моторики рук. |
21 |
Открытка к 23 февраля. Танк. Пластилинография |
2 |
18.02. |
Развитие моторики, воображения, творческого мышления. |
22 |
Корзина с цветами. Лепка из пластилина ленточным способом. |
1 |
25.02. |
Развитие внимание, глазомера, коллективизма. |
23 |
Корзина с цветами. Лепка из пластилина ленточным способом. |
1 |
04.03. |
Развитие внимание, глазомера, коллективизма. |
24 |
Весна пришла. Рисование пластилином на подложке. |
1 |
11.03. |
Развитие мелкой моторики, глазомера. |
Работа с природным материалом |
||||
25 |
Вводная беседа. Природный материал. |
1 |
18.03. |
Активизация психических процессов. Развитие мышления |
4 четверть |
||||
26 |
Поделка из природного материала |
1 |
31.03. |
Развитие эстетического вкуса, эмоционально – волевой сферы. |
27 |
Объёмные поделки из природного материала. "Застенчивый ёжик". |
1 |
07.04. |
Развитие эстетического вкуса, эмоционально – волевой сферы. |
28 |
Поделка из яичной скорлупы. "Цыплята". |
1 |
14.04. |
Развитие моторики, воображения, творческого мышления. |
29 |
Поделка из семян "Ромашковое поле". |
1 |
21.04 |
Развитие мелкой моторики, глазомера |
30 |
Вот и лето пришло! |
1 |
28.04. |
Развитие мелкой моторики, глазомера |
31 |
Вот и лето пришло! |
1 |
05.05. |
Развитие мелкой моторики, глазомера |
Методическое обеспечение
1. Непосредственная образовательная деятельность по решению задач внеурочного образования детей проводится в специальном, регулярно проветриваемом, освещенном помещении, где имеются рабочие места для детей, стенды с образцами, шкафы для хранения образцов, поделок, выставочных работ и материалов для работы. Одно из важнейших требований – соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, правил пожарной безопасности. Регулярно проводится инструктаж по ТБ с обучающимися и правилами при работе с колющими и режущими инструментами.
2. Для проведения непосредственной образовательной деятельности необходимы разноцветный пластилин, природный материал, клей ПВА, картон белый и цветной.
3. Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.
4. Дидактический материал:
- Использование учебных пособий и книг;
- Наглядные пособия поделок и изделий, собственноручно изготовленных педагогом.
- Творческие работы, стенды и т. д.
Материально-техническое обеспечение
№ |
Оборудование |
Количество |
|
||
1 |
Класс оборудованный АРМ педагога |
1 |
|
||
2 |
Цветной пластилин. |
15шт |
|
||
3 |
Ножницы |
15 шт. |
|
||
4 |
Клей ПВА |
15шт. |
|
||
5 |
Кисточки для клея |
15 шт. |
|
||
6 |
Листы ватмана размером: А4 А3 |
4 шт. |
|
||
7 |
Рамки для оформления работы размеры А4 и А3 |
5 шт. |
|
||
8 |
Картон цветной |
15шт |
|
||
9 |
Линейка |
15 шт. |
|
||
10 |
Карандаш простой |
15шт. |
|
||
11 |
|
Салфетки бумажные. |
15 уп. |
||
12 |
|
Клеенки |
15шт. |
||
13 |
|
Бумага форматом А4 |
2уп. |
||
Механизм отслеживания результатов.
Механизм отслеживания результатов разработан и оформлен в ряд таблиц:
-мониторинг участия детей в конкурсной деятельности;
-диагностическая карта творческой активности личности школьника;
-карта индивидуального наблюдения за творческим развитием ребёнка;
-оценка и контроль результатов по направлениям (например: «моделирование»);
Просмотр и анализ детских работ – важное условие успешного развития детского художественного творчества. Во-первых, детям это нравится, а во-вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задумываться над тем, что у него получилось, как его работа выглядит среди работ других детей и как оценивается.
Одним из важных средств поощрения и развития детского художественного творчества являются разнообразные выставки.
Результаты освоения программы дополнительного образования
Личностные результаты:
· Формирование уважительного отношения к художественному творчеству, культуре.
· Развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл обучения, принятие и освоение социальной роли обучающегося.
· Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
· Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о культурно-нравственных нормах, социальной активности.
· Формирование установки на безопасный, культурный досуг.
Метапредметные результаты:
· Овладение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
· Формирование умения планировать, контролировать, и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
· Определение общей цели и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
· Готовность конструктивно мыслить посредством учета интересов при сотрудничестве.
· Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
· Овладение базовыми, предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами.
Предметные результаты:
· Формирование первоначальных представлений о направлении «Пейп – арт» значении художественного творчества для социкультурного, духовно-нравственного развития о позитивном влиянии данного искусства на человека, о арт – культуре, как успешной учебы и социализации.
· Овладение умениями организовывать культурный досуг.
· Формирование навыка наблюдения за своим художественным творчеством, психоэмоциональным состоянием, данными мониторинга по творчеству.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.