Программа внеурочной деятельности "Творческая мастерская"
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности "Творческая мастерская"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
08.05.2021
Программа внеурочной деятельности "Творческая мастерская"
Программа внеурочной деятельности "Творческая мастерская"
творческая мастерская 22.docx

Администрация Уйского муниципального района

МКОУ «Уйская школа-интернат VIII вида»

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Творческая мастерская»

 

 

 

 

 

 

                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 г.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности направлена на раскрытие творческих способностей, талантливости ребёнка с ОВЗ; на коррекцию и формирование познавательной и трудовой деятельности; на социкультурную адаптацию в современном обществе.

Актуальность программы заключается в том, что через практическую деятельность по художественному творчеству у учащихся с нарушением интеллекта развивается мелкая моторика, осуществляется коррекция психофизических процессов, на основе этого нарабатываются навыки трудовой деятельности.

Систематические занятия данным направлением творчества способствуют формированию у детей мотивации к учебному процессу (формируются такие качества личности как терпение, сосредоточенность, внимание, работоспособность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность).

Педагогическая целесообразность заключается в том, что занятия художественным творчеством дают положительные эмоции, формируют трудовые навыки, социальные отношения, адаптируют и социализируют ребёнка в современном обществе.

Программа внеурочной деятельности школьников по художественному творчеству основывается на принципах:

·          принцип системности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);

·          принцип наглядности (познание школьников с ОВЗ нуждается в наглядном подтверждении);

·          принцип доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);

·          принцип личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ);

·          принцип связи теории с практикой (знания, полученные детьми из демонстрирующего материала и бесед, подтверждаются практикой);

·          принцип сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи);

·          принцип творчества и самостоятельности (не делать то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей);

·          принцип вариативности (предполагает использование различных технологий экологического развития школьников в зависимости от задач образовательного процесса, предпочтений детей, особенностей развивающей среды, желания родителей и т.д.);

·          принцип единства с семьей предполагает соблюдение единых требований ОУ и семьи в вопросах художественно-эстетического творчества.

         Цель программы: социализация и интеграция детей с особенным психофизическим развитием со средой нормального детства и воспитание общекультурных, социальных, духовно-нравственных качеств личности: целеустремленность, трудолюбие, преодоление трудностей, смелость, навык культурного поведения в обществе.

Программа решает три задачи: образовательную, коррекционно-развивающую и воспитательную.

Образовательная задача направлена на обучение:

-планировать свою работу в художественно-творческом направлении;

-в создании открыток, панно, картин как индивидуально, так и в коллективном творчестве.

Коррекционно-развивающая задача:

- направлена на коррекцию и компенсацию имеющихся нарушений, как в общекультурном воспитании, так и в интеллектуальном развитии;

- направлена на развитие творчества и трудового воспитания;

- направлена на формирование и коррекцию психических процессов: воображения, мышления, памяти, внимания, речи, средствами художественного творчества,

- оказывает положительное воздействия на эмоционально-волевую сферу, что в целом способствует повышению психофизической толерантности.

Воспитательная задача – социализация и адаптация в современном обществе, через художественное творчество, практическую деятельность, воспитание дисциплинированности, ответственности, целеустремленности, трудолюбия, доброты и других общекультурных качеств.

Отличительные особенности данной программы:

- художественное творчество, через которое формируется положительная социально-культурная личность ребёнка с нарушением интеллекта;

- социализация ребёнка через саморазвитие приобщения ребёнка к труду и творчеству.

- возможность применять полученные знания и практические способности, в повседневной жизни оформляя интерьер своей комнаты, дома и т.д.

Программа разработана для учащихся 1-4 классов коррекционной школы-интерната VIII вида для получения базовых знаний умений и навыков по художественному творчеству.

Сроки реализации программы

Освоение полного курса предметного содержания программы осуществляется путем прохождения трех ступеней обучения.

Начальный этап -1 год обучения - 1класс;

Основной этап – 2 год обучения – 2 класс;

Этап становления – 3 и 4 года обучения – 3, 4 класс.

Формы и режим занятий

Основной формой обучения по программе является работа школьного кружка.

Программа предусматривает использование таких форм работы как: фронтальная, индивидуальная, групповая (коллективная).

Виды:

·          учебно-тематические занятия;

·          учебно-практические занятия;

·          занятия – презентация;

·          экскурсионно-ознакомительные мероприятия;

·          общешкольные мероприятия (предметная школьная неделя искусства, выставки художественного творчества);

·          участие в конкурсной деятельности различных уровней (муниципальный, региональный, всероссийский).

Ожидаемый результат:

К концу первого учебного цикла занятий школьники:

– научатся различным приемам работы с бумагой, пластилином, природным материалом; познакомятся с искусством аппликации с элементами торцевания и бумагокручения;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы аппликации;

– научатся следовать устным инструкциям, обводить по шаблону; создавать изделия по аппликации и элементов пластилинографии, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями.

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

По итогам второго года обучения школьники:

-усовершенствуют приемы работы с бумагой, пластилином, природным материалом; отработают технику выполнения аппликации.

- будут создавать композиции;

-усовершенствуют навыки социкультурной личности;

-разовьют конструктивное мышление, пространственное воображение, художественно-эстетический вкус.

По итогам третьего года обучения школьники:

-совершенствуют приемы работы с бумагой, пластилином, природным материалом; отработают технику выполнения аппликации, торцевания и бумагокручения;

-усовершенствуют навыки социокультурной личности;

-разовьют конструктивное мышление, пространственное воображение, художественно-эстетический вкус.

Методы и приемы:

1. Организационные:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

• практический (выполнение работ по технологическим картам, схемам и др.).

2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – школьники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.

         Содержание базовых тем программы – 1-й год обучения 1 класс

          Содержание программы направленно на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. Вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. 

Теоретические сведения. Знакомство с материалами, инструментами, используемыми в работе на школьном кружке. Правила техники безопасности.

Вводный урок. Знакомство с направлениями.

Аппликация, моделирование

Одно из основ детского художественного творчества, при котором закладываются первоначальные навыки эстетического вкуса, гаммы красок, развитие воображения и фантазии, пространственной ориентировки.  Данное направление предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Торцевание

Торцевание - это техника в работе с бумагой. В этой технике можно составлять разнообразные картины, панно, открытки, аппликации и др. Владея такой техникой и используя собственную фантазию можно получить изумительные изделия, которые отличаются оригинальностью. Маленькие цветные кусочки бумаги с помощью палочки складываются, словно мозаика, в единую картину. Одно из преимуществ торцевания является то, что этой техникой можно заниматься коллективно, то есть каждый участник выполняет свой фрагмент, который затем соединяются в общую картину. Техника торцевания развивает не только художественный вкус и мелкую моторику, а также воспитывает такие качества как аккуратность, усидчивость, внимание и сплочение коллектива.

Пластилинография

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» – создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Календарно-тематическое планирование – 1-й год обучения 1 класс

Тема учебного занятия

Кол-во

 часов

Дата

 Коррекционная работа

1

Ознакомительное занятие

 «Умные вещи». Колпак для волшебника.

1

02.09.

Активизация психических процессов. Развитие  мышления, внимания.

Аппликация и моделирование

1четверть

2

Вводная беседа аппликация. Аппликация из геометрических фигур «Дом»

1

09.09.

Развитие внимания, зрительного восприятия, мышления.

3

Изготовление 3-D поделки из природного материала с элементами аппликации

1

16.09.

Развитие внимания, мышления, зрительного и эстетического восприятия

4

Аппликация из геометрических фигур «Светофор»

1

23.09.

Развитие внимания, зрительного восприятия, мышления.

5

Аппликация из геометрических фигур «Эмблема класса» (Сова)

1

30.09.

Развитие внимания, зрительного восприятия, мышления.

6

Обрывная  аппликация «Чудо-дерево»

1

07.10.

 Развитие мелкой моторики, глазомера.

7

Изготовление ободков-символов (1)

1

14.10.

 Развитие мелкой моторики, мышления, зрительного восприятия

8

Изготовление ободков-символов (2)

1

21.10.

Развитие внимания, мышления.

 

9

Изготовление заготовок для аппликации на картоне «Перекресток»

1

11.11.

Развитие мелкой моторики, глазомера.

10

Аппликация на картоне «Перекресток»

1

18.11.

Развитие мелкой моторики, глазомера.

11

Аппликация «Подарок для мамы»

1

25.11.

Развитие внимания, памяти.

12

Рассказ и  видеозапись стихов о маме (наизусть)

1

02.12.

Развитие внимания, памяти.

13

Обрывная аппликации «Овощи, фрукты – полезные продукты»

1

09.12.

Развитие внимания, глазомера, коллективизма.

14

Обрывная аппликация «Подарок другу» 

1

16.12.

Развитие внимания, глазомера, коллективизма.

15

Изготовление поделки «Символ нового года»

1

23.12.

Развитие внимания, глазомера, коллективизма.

3 четверть

16

Завершение изготовления поделки «Символ нового года»

1

14.01.

Развитие внимания, глазомера, коллективизма.

Пластилинография

17

Вводная беседа. Пластилинография. Солнце.

1

21.01.

Активизация психических процессов. Развитие мышления.

19

Домик из геометрических фигур.  Пластилинография.

1

28.01.

Развитие мелкой моторики. Развитие зрительного восприятия, произвольное внимание, речь через ответы на вопросы.

20

   Ёлочка. Пластилинография шариками.

1

04.02.

Развитие мелкой моторики рук, развитие фантазию, творчество, эстетический и художественный вкус.

18

Овальная форма. Овал. Пластилинография

2

11.02.

Развитие умения ориентироваться на листе бумаги, внимания, мелкой моторики рук.

21

Открытка к 23 февраля. Танк. Пластилинография

2

18.02.

Развитие моторики, воображения, творческого мышления.

22

Корзина с цветами. Лепка из пластилина ленточным способом.

1

25.02.

Развитие внимание, глазомера, коллективизма.

23

Корзина с цветами. Лепка из пластилина ленточным способом.

1

04.03.

Развитие внимание, глазомера, коллективизма.

24

Весна пришла. Рисование пластилином на подложке.

1

11.03.

Развитие мелкой моторики, глазомера.

Работа с природным материалом

25

Вводная беседа. Природный материал.

1

18.03.

Активизация психических процессов. Развитие мышления

4 четверть

26

Поделка из природного материала

1

31.03.

Развитие эстетического вкуса, эмоционально – волевой сферы.

27

  Объёмные поделки из природного материала. "Застенчивый ёжик".

1

07.04.

Развитие эстетического вкуса, эмоционально – волевой сферы.

28

  Поделка из яичной скорлупы. "Цыплята".

1

14.04.

Развитие моторики, воображения, творческого мышления.

29

Поделка из семян "Ромашковое поле".

1

21.04

Развитие мелкой моторики, глазомера

30

 Вот и лето пришло!

1

28.04.

Развитие мелкой моторики, глазомера

31

 Вот и лето пришло!

1

05.05.

Развитие мелкой моторики, глазомера

 

         Методическое обеспечение

1. Непосредственная образовательная деятельность по решению задач внеурочного образования детей проводится в специальном, регулярно проветриваемом, освещенном помещении, где имеются рабочие места для детей, стенды с образцами, шкафы для хранения образцов, поделок, выставочных работ и материалов для работы. Одно из важнейших требований – соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, правил пожарной безопасности. Регулярно проводится инструктаж по ТБ с обучающимися и правилами при работе с колющими и режущими инструментами.

2. Для проведения непосредственной образовательной деятельности необходимы разноцветный пластилин, природный материал, клей ПВА, картон белый и цветной.

3. Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

4. Дидактический материал:

- Использование учебных пособий и книг;

- Наглядные пособия поделок и изделий, собственноручно изготовленных педагогом.

- Творческие работы, стенды и т. д.

Материально-техническое обеспечение

Оборудование

Количество

 

1

Класс  оборудованный АРМ педагога

1

 

2

Цветной пластилин.

15шт

 

3

Ножницы

15 шт.

 

4

Клей ПВА

15шт.

 

5

Кисточки для клея

15 шт.

 

6

Листы ватмана размером: А4 А3

4 шт.

 

7

Рамки для оформления работы размеры А4 и А3

5 шт.

 

8

Картон цветной

15шт

 

9

Линейка

15 шт.

 

10

Карандаш простой

15шт.

 

11

 

Салфетки бумажные.

15 уп.

12

 

Клеенки

15шт.

13

 

Бумага форматом А4

2уп.

 

Механизм отслеживания результатов.

Механизм отслеживания результатов разработан и оформлен в ряд таблиц:

-мониторинг  участия детей в конкурсной деятельности;

-диагностическая карта творческой активности личности школьника;

-карта индивидуального наблюдения за творческим развитием ребёнка;

-оценка и контроль результатов по направлениям (например: «моделирование»);

Просмотр и анализ детских работ – важное условие успешного развития детского художественного творчества. Во-первых, детям это нравится, а во-вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задумываться над тем, что у него получилось, как его работа выглядит среди работ других детей и как оценивается.

Одним из важных средств поощрения и развития детского художественного творчества являются разнообразные выставки.

Результаты освоения программы дополнительного образования

Личностные результаты:

·          Формирование уважительного отношения к художественному творчеству, культуре.

·          Развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл обучения, принятие и освоение социальной роли обучающегося.

·          Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

·          Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о культурно-нравственных нормах, социальной активности.

·          Формирование установки на безопасный, культурный досуг.

Метапредметные результаты: 

·          Овладение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

·          Формирование умения планировать, контролировать, и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

·          Определение общей цели и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

·          Готовность конструктивно мыслить посредством учета интересов при сотрудничестве.

·          Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

·          Овладение базовыми, предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами.

Предметные результаты:

·          Формирование первоначальных представлений о направлении «Пейп – арт» значении художественного творчества для социкультурного, духовно-нравственного развития о позитивном влиянии данного искусства на человека, о арт – культуре, как успешной учебы и социализации.

·          Овладение умениями организовывать культурный досуг.

·          Формирование навыка наблюдения за своим художественным творчеством, психоэмоциональным состоянием,  данными мониторинга  по творчеству.


Администрация Уйского муниципального района

Администрация Уйского муниципального района

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности направлена на раскрытие творческих способностей, талантливости ребёнка с

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности направлена на раскрытие творческих способностей, талантливости ребёнка с

ОУ и семьи в вопросах художественно-эстетического творчества

ОУ и семьи в вопросах художественно-эстетического творчества

Программа разработана для учащихся 1-4 классов коррекционной школы-интерната

Программа разработана для учащихся 1-4 классов коррекционной школы-интерната

По итогам второго года обучения школьники: -усовершенствуют приемы работы с бумагой, пластилином, природным материалом; отработают технику выполнения аппликации

По итогам второго года обучения школьники: -усовершенствуют приемы работы с бумагой, пластилином, природным материалом; отработают технику выполнения аппликации

Теоретические сведения . Знакомство с материалами, инструментами, используемыми в работе на школьном кружке

Теоретические сведения . Знакомство с материалами, инструментами, используемыми в работе на школьном кружке

Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией

Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией

Аппликация «Подарок для мамы»125

Аппликация «Подарок для мамы»125

Застенчивый ёжик". 1 07

Застенчивый ёжик". 1 07

Салфетки бумажные. 15 уп

Салфетки бумажные. 15 уп

Определение общей цели и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать…

Определение общей цели и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2021