МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 47
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета протокол № 1
от 31 августа 2016 года
Председатель педсовета
__________Т.В. Легостаева
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
«ПОДГОТОВКА К СДАЧЕ КОМПЛЕКСА ГТО»
Направление: спортивно-оздоровительное
Вид деятельности: спортивный
Возраст школьников: 5-9 классы.
Разработчик: Рябухина Светлана Васильевна
Программа внеурочной деятельности «Подготовка к сдаче комплекса ГТО» разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М., Просвещение, 2016
I. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М., Просвещение, 2016, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Положением о Всероссийским физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне», основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №47. При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития и самореализации.
Программа предусматривает ориентацию на следующие цели:
Ø внедрение комплекса ГТО в систему физического воспитания школьников;
Ø повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности.
В процессе реализации программы предполагается решение следующих задач:
Ø создание положительного отношения школьников к комплексу ГТО, мотивирование к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;
Ø углубление знаний, расширение и закрепление арсенала двигательных умений и навыков, приобретенных на уроках физической культуры;
Ø развитие основных физических способностей (качеств) и повышение функциональных возможностей организма;
Ø обогащение двигательного опыта учащихся физическими упражнениями с общеразвивающей и прикладной направленностью, техническими действиями видов испытаний (тестов) комплекса ГТО;
Ø формирование умений максимально проявлять физические способности при выполнении видов испытаний (тестов) комплекса ГТО.
Программа учитывает следующие принципы:
· принцип комплектности, предусматривающий тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы, педагогического и медицинского контроля);
· принцип преемственности, определяющий последовательность изложения программного материала и соответствие его требованиям комплекса ГТО, чтобы обеспечить в учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объёмов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технической подготовленности;
· принцип вариативности, предусматривающий в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
Программа ориентирована на возрастные группы школьников согласно Положению о Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе «Готов к труду и обороне» (III ступень - возрастная группа 11-12 лет (5-6 классы), IV ступень – возрастная группа 13-15 лет (7-9 классы)), рассчитана на 5 лет и имеет общий объем 170 часов. Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 часу.
К выполнению нормативов комплекса ГТО допускаются школьники, относящиеся к основной группе здоровья, на основании результатов медицинского осмотра. Школьники, относящиеся к подготовительной группе здоровья, могут участвовать в сдаче норм и требований комплекса ГТО избирательно, в соответствии с ограничениями по состоянию здоровья, на основании справки терапевта, в которой указываются противопоказания к тому или иному виду двигательных действий. К особой группе относятся школьники специальной медицинской группы. Их участие в сдаче норм ГТО ограничивается физическими упражнениями малой интенсивности, основной акцент делается на разделы знаний и слагаемые здорового образа жизни.
II. Учебно-тематический план курса «Подготовка к сдаче комплекса ГТО»
Раздел |
Темы занятий
|
Количество часов |
|
|||||||||
III ступень |
IVступень |
|
||||||||||
5 кл |
6 кл |
7 кл |
8 кл |
9 кл |
|
|||||||
Основы знаний.
|
Комплекс ГТО в общеобразовательной организации |
В процессе занятий |
|
|||||||||
Первая помощь во время занятий физическими упражнениями и в пешем туристском походе |
В процессе занятий |
|
||||||||||
Туризм как средство физического воспитания школьников |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
||||||
Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей
|
Бег на 60 м |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|||||
Бег на 1,5км; 2 км; 3 км |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
||||||
Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики) Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (девочки) |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
||||||
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
||||||
Наклон вперед из положения стоя |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
||||||
Прыжок в длину с разбега |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
||||||
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
||||||
Метание мяча 150 г на дальность |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
||||||
Плавание 50 м |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
||||||
Стрельба из пневматической винтовки |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
||||||
Туристский поход с проверкой туристских навыков |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
|
||||||
«Всей семьёй сдаем нормы ГТО!» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
||||||
«А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
||||||
Общешкольные лично-командные соревнования по легкоатлетическому кроссу, посвященные Дню Победы |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
||||||
«Мы готовы к ГТО» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
||||||
Итого: |
34 |
34 |
34 |
34 |
34 |
|||||||
III. Содержание программы внеурочной деятельности
Основы знаний.
Комплекс ГТО в общеобразовательной организации: понятие, цели, задачи, структура, значение в физическом воспитании детей школьного возраста.
Виды испытаний (тестов) III и IV ступеней комплекса ГТО, нормативные требования.
Характеристика типовых травм, причины их возникновения, первая помощь при травмах.
Влияние занятий туризмом на здоровье человека. Значение туризма для формирования жизненно важных умений и навыков. Туризм в комплексе ГТО. Организация и проведение пеших туристских походов. Требование к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).
Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей
Бег на 60 м Бег с высоким подниманием бедра. Бег с ускорением 30-40 м. Высокий старт 5-10 м. Техника низкого старта. Челночный бег. Подвижные игры и эстафеты с бегом: «Вызов номеров», «Бегуны и пятнашки», «Сумей догнать», «Встречная эстафета», «Линейная эстафета». Бег на результат 60м.
Бег на 1,5км; 2 км; 3 км Повторный бег на 200 м. Бег с увеличением отрезков дистанции. Бег в чередовании с ходьбой. Повторный бег с равномерной скоростью до 6 минут.
Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики). Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (девочки) Подтягивание из виса стоя (гриф на уровне головы). Подтягивание на перекладине из виса с помощью рук. Прыжком вис на согнутых руках. Лазание по канату. Упражнения с гантелями. Вис лежа на низкой перекладине (5 с и более). Подтягивание на низкой перекладине: из виса сидя; из виса лежа; прямые ноги на гимнастической скамейке. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу Сгибание и разгибание рук в упоре: лежа на параллельных скамейках; лежа, ноги на повышенной опоре. Упражнения с гантелями. Наклон вперед из положения стоя Разгибание ног из упора присев. Наклоны из различных исходных положений. Упражнения с максимальной амплитудой. Статические упражнения. Прыжок в длину с разбега Подбор толчковой ноги. Подбор разбега. Имитация отталкивания через шаг в ходьбе. Прыжки через препятствие. Выпрыгивания вверх. Прыжок в длину с разбега согнув ноги. Прыжок на результат.
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами Прыжки из упора присев. Выпрыгивание из полуприседа. Выпрыгивание из полного приседа. Прыжки через барьеры. Прыжок через препятствие. Прыжки в длину с места на результат.
Метание мяча 150 г на дальность Три шага в метании. Метание способом «из-за спины через плечо». Отведение мяча «прямо-назад». Метание мяча с четырех бросковых шагов. Метание с укороченного разбега. Броски набивного мяча двумя руками из-за головы: с места, с шага, с разбега. Метание мяча на технику. Метание мяча на результат.
Плавание 50 м Меры безопасности при занятиях на воде. Подготовительные упражнения на суше, в воде, погружение, скольжение. Плавание при помощи рук, ног, с поддерживающим средством в руках. Повторное проплывание 25 и 50 метров произвольным способом. Игры на воде: «Гонка катеров», «Кто победит?».
Стрельба из пневматической винтовки Меры безопасности при обращении с оружием и правила безопасного поведения на занятиях, в тире. Изготовка для стрельбы. Тренировка в удержании ровной мушки, задержки дыхания, плавного спуска. Выполнение выстрела по мишени.
Туристский поход с проверкой туристских навыков Меры безопасности в походе. Укладка рюкзака, установка палатки, разведение костра, способы преодоления препятствий, ориентирование на местности по карте, по компасу.
IV. Предполагаемые результаты реализации программы.
Универсальные учебные действия
Универсальными компетенциями учащихся по курсу «Подготовка к сдаче комплекса ГТО» являются:
· Умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели.
· Умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.
· Умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
· Формирование положительного отношения к занятиям физической культурой, накопление необходимых знаний.
· Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
· Развитие умения максимально проявлять свои физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
· Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.
· Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
· Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Подготовка к сдаче комплекса ГТО» являются следующие умения:
Коммуникативные:
· Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта.
· Находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления.
· Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
· Обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой.
· Организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.
Регулятивные:
· Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения.
· Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
· Видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека.
· Оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.
· Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Познавательные:
· Объяснять, для чего нужно соблюдать правила техники безопасности, уметь показать технику выполнения беговых упражнений, положения различных стартов.
· Технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Подготовка к сдаче комплекса ГТО» являются следующие умения:
· Знать и понимать требования инструкций по технике безопасности;
· Знать правила выполнения комплекса общеразвивающих упражнений;
· Знать технику выполнения специальных беговых упражнений;
· Знать технику выполнения метания мяча;
· Знать технику выполнения прыжковых упражнений;
· Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
· Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
· Организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;
· Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
· В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
· Находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
· Выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
· Применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
V. Методическое обеспечение
Методика работы с детьми строится в направлении сиистемно-деятельностного подхода и личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельную и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Занятия проводятся в школьном спортивном зале, на школьном стадионе, на игровых площадках. Для реализации программы используются спортивные сооружения, оборудование и спортивный инвентарь.
VI. Технологии
Здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, поэтапного формирования умственных действий, информационно- коммуникационные, проблемного обучения, развития умственных и творческих способностей учащихся, развития навыков обобщения, систематизации знаний, самодиагностики, развития исследовательских навыков, индивидуальной и коллективной проектной деятельности.
VII. Список литературы
1. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор (пособие для учителей) /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М: Просвещение, 2012г.
2.«Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М., Просвещение, 2016
3. Ломан В. Бег. Прыжки. Метания. М., 1974
4. Учебно-методическое пособие «Кроссовая подготовка в школе» авторы С.П.Аршинник. В.И. Тхорев, В.М. Шиян.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по ВР
методического объединения ____________ Ю.Ю. Федосеенко
учителей физической культуры и ОБЖ 31 августа 2016 года
от 31 августа 2016 года №1
__________ Н.В. Макарова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.