Программа внеурочной деятельности "Увлекательное рукоделие"

  • Документация
  • docx
  • 03.06.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ВД Увлекательное рукоделие.docx

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

 

Управление образования Тугулымского городского округа

 

МАОУ Тугулымская СОШ № 26

 

                                                                                                                                                                      

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

 

ШМО

заместитель директора по НМР

директор

 

 

руководитель ШМО

 

( Солодова Е.А. )

 

( Н.А. Панфилова)

 

 

 

 

 

Протокол №

 1

Протокол №

 1

Приказ №

 

 

от

года

от

года

от

года

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

 

 

 

 

Внеурочной деятельности

«Увлекательное рукоделие»

 

 

 

для

5

класса

Д

 общего образования

 

 

 

на 2022-2023 учебный год

 

 

 

 

Составитель:

Битюцкая Ирина Викторовна 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тугулым, 2023

         АННОТАЦИЯ

К АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

ПО ПРЕДМЕТУ «УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ РУКОДЕЛИЕ»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УО (1 ВИД)

     Программа внеурочной деятельности «Увлекательное рукоделие» разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, а также планируемых результатов начального общего образования.

Адаптированная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

·       Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;

·       Федерального государственного образовательного стандарта НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования науки РФ от 19.12.2014г. № 1598, зарегистрирован Минюстом РФ 03.02.2015г., № 35847);

·       Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), зарегистрирован Минюстом РФ 03.02.2015г., № 35850 (с дополнениями от13.02.2015г.);

·       Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (протокол от 22декабря 2015 г. № 4/15);

·       Основная адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ТСОШ № 26 (Приказ № 135 б от 31.08.2016г).

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа  курса «Увлекательное рукоделие» рассчитана для внеурочной деятельности обучающихся  6 классов сроком на 1 год. Всего 35 часов, 1 час в неделю.

Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Основные задачи изучения предмета:

·                   Воспитание интереса к изобразительному искусству.

·                   Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.

·                   Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их  содержание и формулировать своего мнения о них.

·                   Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.

·                   Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).

·                   Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.

·                   Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                          

 

Программа внеурочной деятельности «Увлекательное рукоделие»

разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся 6-х классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АОП.

 

Цель программы: воспитание  интереса к ручному творчеству,  вовлечение детей  в активную творческую деятельность, формирование  навыков и умений работы с материалами различного происхождения.

Задачи:

-научить детей основным техникам изготовления поделок;

-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

-привить интерес к народному искусству;

-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

 

 Отличительные особенности курса

 Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода, предполагающая активизацию познавательной,  художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных  особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.  Занятия  практической  деятельностью,  по  данной  программе    решают  не  только  задачи  художественного  воспитания,  но  и  более  масштабные  –  развивают  интеллектуально-творческий  потенциал  ребенка.  В  силу  того,  что  каждый  ребенок  является  неповторимой  индивидуальностью  со  своими  психофизиологическими  особенностями  и  эмоциональными  предпочтениями,  необходимо  предоставить  ему  как  можно  более  полный  арсенал средств  самореализации. Освоение множества технологических приемов  при  работе  с  разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям  познать  и  развить  собственные  возможности  и  способности,  создает  условия  для  развития  инициативности, изобретательности, гибкости мышления. 

 

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся,  воспитание  у  них  интереса  к  различным  видам  деятельности,  получение  и  развитие  определенных  профессиональных  навыков.  Программа  дает  возможность  ребенку  как  можно  более полно представить   себе  место, роль, значение и применение материала в окружающей  жизни.  Связь  прикладного  творчества,  осуществляемого  во  внеурочное  время,  с  содержанием  обучения    по  другим  предметам  обогащает  занятия  художественным  трудом    и  повышает  заинтересованность  учащихся.  Поэтому  программой  предусматриваются  тематические  пересечения  с  такими  дисциплинами,  как  математика  (построение  геометрических  фигур,  разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), ИЗО, литература - раздел народное творчество, география (изучение видов рукоделия мировых культур).

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на  основе  разумного  использования  развивающего  потенциала  информационной  среды  образовательного  учреждения  и  возможностей  современного  школьника.  Передача  учебной  информации  производится  различными  способами  (рисунки,  схемы,  выкройки,  чертежи,  условные обозначения).

  Развитие  коммуникативной  компетентности  происходит  посредством  приобретения  опыта  коллективного  взаимодействия,  формирования  умения  участвовать в учебном диалоге, развития  рефлексии как  важнейшего качества, определяющего  социальную  роль  ребенка.

 Программа  курса  предусматривает  задания, предлагающие  разные  виды  коллективного  взаимодействия:  работа  в  парах,  работа  в  малых  группах,  коллективный  творческий проект, презентации своих работ, участие в конкурсах.

 Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования  обеспечивает ориентация содержания занятий  на жизненные потребности детей.  

У  ребёнка  формируются  умения  ориентироваться  в  окружающем  мире  и  адекватно  реагировать  на  жизненные  ситуации.  Значительное  внимание  должно  уделяться  повышению  мотивации.  Ведь  настоящий процесс  художественного  творчества невозможно представить без  особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии  легче  усваиваются  навыки  и  приемы,  активизируются  фантазия  и  изобретательность.  Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом  рутинной работы.

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно  построенная работа на занятии.   

На  первом  этапе  формируется  деятельность  наблюдения.  Ребенок  анализирует  изображение  поделки,  пытается  понять,  как  она  выполнена,  из  каких  материалов.  Далее  он  должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам  самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы  показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои  варианты,  пытаться  усовершенствовать  приёмы  и  методы,  учиться  применять  их  на  других  материалах.   

 Следует помнить,  что  задача  занятия  — освоение нового технологического  приема  или  комбинация  ранее  известных  приемов,  а  не  точное  повторение  поделки,  предложенной  учителем.  Такой  подход  позволяет  оптимально  учитывать  возможности  каждого  учащегося,  поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания. 

  Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения  или реализуя  собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей,  подбирать  аналогичные заданным   материалы.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю),  имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов. Продолжительность одного занятия –40 минут.

1.                 Салфетное чудо

2.                 Бумажные грани

3.                 Текстильная радуга

4.                 Свободная техника

Основными методами преподавания являются наглядный и практический. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе практической деятельности по каждой технологии. В программу включена тема по  работе с вторичным сырьем. Она направлена на воспитание бережливости, умение давать вещи «вторую жизнь» и на развитие творческого воображения.

 

Личностные, Метапредметные и предметные результаты

освоения курса внеурочной деятельности

«Увлекательное рукоделие»

При прохождении курса внеурочной деятельности  «Увлекательное рукоделие» в основной школе обеспечивает­ся достижение личностных, метапредметных  результатов.

Личностные результаты

• развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовле­творения перспективных потребностей;

• формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

• формирование основ экологической культуры, соответ­ствующей современному уровню экологического мышле­ния; бережное отношение к природным и хозяйственным    ресурсам;

• развитие эстетического сознания через освоение художе­ственного наследия народов России и мира, творческой дея­тельности эстетического характера; формирование индиви­дуально-личностных позиций учащихся.

Метапредметные результаты

• самостоятельное определение цели своего обучения, по­становка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

• организация учебного сотрудничества и совместной дея­тельности с учителем и сверстниками; согласование и ко­ординация совместной познавательно-трудовой деятельно­сти с другими её участниками; объективное оценивание вкла­да своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

• оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика резуль­татов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выпол­няемых технологических процессах;

• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологиче­ской культурой производства;

 

Способы определения результативности  работы по программе

1.   Опрос

2.   Наблюдение

3.   Диагностика создаваемых проектов

4.   Внешняя оценка - выставки и конкурсное движение

 

Условия реализации программы

- Материально-технические: видеофильмы, интерактивный комплекс.

-  Методическая литература, художественная литература.

- Внешние: участие в конкурсах школьного, городского, регионального и всероссийского уровней, проведение выставок, дизайнерство своего жилья, изготовление подарков на праздники.

 

Предполагаемая результативность курса

 

В результате прохождения программного материала  обучающиеся  должны знать:

1.                 Историю и приемы изготовления изделий по некоторым технологиям  в рамках программы (Папье-маше, Бисероплетение, «Айрис фолдинг», Вязание крючком,  Топиарий, Мягкие игрушки, Модульное оригами, Оригами «Кусудама»и пр.)

2.                 Приемы работы с различными материалами и инструментами. Технику безопасности при работе с данными инструментами.

Уметь:

1.                 Работать в технике «Папье- маше» (послойное наклеивание кусочков бумаги);

2.                 Работать в технике «Вязание крючком» (уметь вязать цепочку из воздушных петель, столбики без накида, с 1 накидом, прямое и круглое полотно);

3.                 Изготавливать сувениры и поделки  из бросового материала.

4.                 Работать в технике «Модульное оригами».

5.                 Работать в технике «Бисероплетение»

6.                 Сшивать  детали мягкой игрушки, набивать ватой;

7.                 Работать в технике Оригами «Кусудама»;

8.                  Работать по изготовлению Топиария- дерева счастья

9.                 Работать в технике     «Айрис фолдинг» 

Содержание программы

 

Раздел  «Салфетное чудо»

 

Вводное занятие. Материалы и технологии 

Презентация «Чему мы будем учиться. Какие я знаю материалы». Разнообразие творчества многонационального народа.

Папье-маше. Изготовление папье-маше  для изделия – топиарий

 Теория и приёмы работы.  Материалы для работы. Использование  папье-маше при изготовлении карнавальных масок и круглых легких подвесных форм. Заготовка  модели, которую предварительно смазывают вазелином, а затем послойно наклеивается вымоченная в клее изорванная мелко бумага. Правила сушки папье-маше. Техника безопасности.

Изготовление цветов из салфеток

Возможность фантазии, проявление терпения и настойчивости. Виды салфеток: однослойные или трехслойные салфетки. Техника «Роза», «Одуванчик» «Гвоздика».

Принцип изготовления цветка. Способ крепления цветов на основу. Техника безопасности

Оформление папье-маше

Топиарий - дерево счастья. История топиария.  Материалы, используемые при изготовлении топиария: бумага (бумажные салфетки, вырезанные цветочки, гофрированная  бумага, бумага для квиллинга или сложенное оригами - кусудаму), цветы из холодного фарфора или полимерной глины, атласные и капроновые ленты, фетр или хлопок, пуговицы и бусины, кофе, ракушки, высушенные листья и другие природные материалы, а также многое, многое другое). Формы топиария  (шар, сердце, цветок, имя и т.д.).  Способы крепления топиария на основе. Подставка  для деревца или букета - обычный цветочный горшочек, железное ведерко (окрашенное красками) красивый плоский камень или ракушка. Техника безопасности

Знакомство с техникой «торцевание». Заполнение основы торцеванием. Выполнение панно в технике торцевания 

Торцевание - объемная аппликация из бумаги. Материалы и инструменты,  используемые для работы в технике торцевания - гофрированная бумага или салфетки, бумага, картон, ножницы, клей и небольшая тонкая палочка.  Техника торцевания. Возможность выполнять большие разноцветные картины,  различные декоративные элементы (украшенные торцеванием рамочки небольшие вышитые крестиком или гладью картины). Техника безопасности

 

Раздел  «Бумажные грани» 

 

Модульное оригами. Способы соединения модулей. Изготовление изделия в технике «Модульное оригами».

Складывание модулей по определённому правилу. Соединение  деталей  между собой без клея. Способы крепление модулей между собой: на длинных сторонах, на коротких сторонах, два модуля на длинных сторонах, один – на короткой стороне. Изготовление  рамки для фотографии. Оформление рамки.

Объёмное оригами. Кусудама. Изготовление изделия.

Японское искусство. Кусудама - шар из цветов – замечательный подарок близким людям на любой праздник Кусудама— это особенный класс моделей оригами. Техника сборки с использованием клея.

Понятие «развёртка детали». Изготовление «Звёзд счастья» «Бриллиантиков», модели птицы.

Раздел «Текстильная радуга» Текстильные материалы для игрушек. Изготовление  игрушки-сувенира

Из истории мягкой игрушки. Мягкая игрушка и современность.  Виды ткани для игрушки.  Работа с шаблоном. Выполнение обмеловки деталей.  Раскрой деталей с учетом припусков на швы. Прямые стежки и строчки. Смётывание деталей,  прошивание, набивка, сборка. Оформление работы (к готовому изделию пришить глаза, нос, рот,  выполнить декоративные швы).
          Цветы из шелковых лент. Виды лепестков по способу складывания. Изготовление украшения.

Красота и изящество этих удивительных шпилек из Японии завораживает. Из истории складывания Канзаши. Современные способы складывания лент в цветок.  Материалы и инструменты (ножницы, атласная лента (2,5 и 5 см),нитки в тон ленты, швейная игла, клей, бусины, пуговицы, бисер т.д.), необходимые для выполнения цветов. Подготовка лепестков из лент одной длины. Соединение  лепестков между собой с помощью клея или ниток с иголкой. Наклеивание заготовки на основу.  Прикрепление   изделия  к резинке, ободку, заколке, булавке. Окончательное оформление изделия.


         Аксессуары в одежде: брошки, брелоки  из текстильных материалов 

Аксессуары призваны дополнить образ так, чтобы он приобрел законченный вид. Знакомство  с основными видами аксессуаров, познакомимся с их краткой историей. Аксессуар – слово французского происхождения и обозначает мелкую деталь, дополнение к какому-нибудь предмету. Для чего нужны аксессуары в одежде?  Какие вам знакомы аксессуары? когда человек начал украшать свое тело, свою одежду? почему человеку хотелось украшаться? Из чего человек делал свои украшения? Этапы изготовления брошки: подбор рисунка, подбор материала, перевод выкройки изделия на ткань, раскрой деталей, соединение деталей. Оформление брошки. Прикрепление застежки. 
       Основы вязания крючком. Столбики без накида. Вязание изделия.  Немного истории о вязании крючком. Материалы и инструменты для вязания. Виды крючков. Основные виды петель при вязании крючком. Столбики без накида. Условное обозначение в схеме. Выполнение прямого полотна. Вязание изделия по выбору (чехол для ключей, чехол для мобильного телефона, косметичка и т.д.). Техника безопасности.

Раздел «Свободная техника»

     Вторая жизнь вещей. Изготовление совы-органайзера  из дисков

Проблема утилизации отработанного сырья. Материалы и инструменты, необходимые для изготовления органайзера. Работа с CD – диском и фетром: вырезание фетра по шаблону, приклеивание.  Оформление изделия. Техника безопасности.

        Основы бисероплетения. Цепочка "в крестик". Цепочка "колечки". Изготовление изделий

Из истории бисероплетения. С чего  начинается бисероплетение. Освоение базовых техник - изготовление мелких сувенирных и декоративных изделий, изучение небольших хитростей и секретов мастерства бисероплетения. Что еще может понадобиться для бисероплетения (разнообразие бисера для поделок (размер, цвет, качество),  материал для нанизывания бисера (нити, лески, проволока),  инструменты для работы (ножницы,  пинцет, иглы) Техники плетения бисером. Цепочка "в крестик". Цепочка "колечки". Схемы плетения. Техника безопасности.

      Айрис фолдинг - радужное складывание  

Немного истории. Выбор рисунка для работы. Заготовка шаблона для работы. Наклеивание по контуру с обратной стороны на рисунок полоски цветной бумаги, ткани строго в определенном порядке, в соответствии с заранее приготовленным шаблоном или схемой. Изнаночная сторона заклеивается чистым листом бумаги. Оформление работы.

 

Раздел «Итоговое занятие»

  Выставка работ. Презентация своих работ.

 

Календарно-тематическое планирование

курса внеурочной деятельности «Увлекательное рукоделие»

6 д класс (1 час в неделю, всего 35 часов)

 

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Раздел «Салфетное чудо» (8 час. )

1

Вводное занятие. Материалы и технологии

2

2

Папье-маше. Изготовление основы (папье-маше)  для изделия-топиарий

2

3

Изготовление цветов из салфеток

2

4

Оформление папье-маше

3

5

Знакомство с техникой «торцевание». Заполнение основы торцеванием.

Панно  в технике торцевания

3

Раздел «Бумажные грани» (8 час.)

1

Модульное оригами. Способы соединения модулей.

Изготовление изделия в технике «Модульное оригами»

2

2

Объёмное оригами. Кусудама. Изготовление изделия.

2

3

Понятие «развёртка детали». Изготовление «Звёзд счастья» «Бриллиантиков», модели птицы

2

Раздел «Текстильная радуга» (10 час.)

1

Текстильные материалы для игрушек. Изготовление  игрушки-сувенира.

2

2

Цветы из шелковых лент. Виды лепестков по способу складывания. Изготовление украшения.

3

\3

Аксессуары в одежде: брошки  из текстильных материалов.

3

4

Основы вязания крючком. Столбики без накида.

Вязание изделия.

3

Раздел «Свободная техника» (6 час.)

1

Вторая жизнь вещей. Изготовление совы-органайзера  из дисков.

2

2

Основы бисероплетения. Цепочка "в крестик". Цепочка "колечки".

Изготовление изделий.

2

3

Айрис фолдинг - радужное складывание

2

4

Итоговое занятие. Выставка работ

1

 

 

       Итого: 35 ч

                                        

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение

Литература

1.                  Каминская Е. А. Игрушки и сувениры из бисера. [Текст]/ Е. А. Каминская . М.: РИПОЛ- классик, 2011.-256 с.

2.                  Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Основы объемного конструирования. Ярославль.: Академия развития. Академия  Холдинг, 2001.- 144 с.

3.                  Проснякова Т. Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ ПРЕСС КНИГА, 2011.- 104 с.

4.                  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (М., Просвещение, 2011)

5.                  Шнуровозова Т. В. . Фигурки из бисера. Уроки для начинающих.- Ростов- на- Дону, ООО ИД «Владис», 2011.-191 с

Интернет- ресурсы:

1.      http://www.chudo-_mastera._melnikova_i._p._g._leninsk-_kuzneckiy.docx

2.      http://www.rabochaya_programma_po_vd_tvorch._mast._5_kl.doc

3.      http://www.youtube.com/watch?v=yxw6hyG8UnQ Модульное оригами

4.      http://www.youtube.com/watch?v=R5UZxs3eq14 Оригами Кусудама

5.      http://www.youtube.com/watch?v=CW4abJs2KO4 Топиарий

6.      http://www.youtube.com/watch?v=8xyLdXG-6hs Плетение из газет

7.      Интернет-журнал «Крестик»: вышивка крестом и другие виды рукоделия
Источник: http://nacrestike.ru/publ/interesnoe/brosh_svoimi_rukami/10-1-0-1087
© nacrestike.ru

8.      Источник: http://nacrestike.ru/publ/master_klassy/cvety_iz_atlasnykh_lent/9-1-0-921
© nacrestike.ru

9.      Источник: http://masterclassy.ru/ Папье- маше

10.  http://www.youtube.com/watch?v=Gm3lUNLDuR4 воздушная петля, столбики без накида

11.  http://www.happy-giraffe.ru/community/24/forum/post/49779/

 

           


Скачано с www.znanio.ru