Программа внеурочной деятельности в начальной школе
Оценка 4.7

Программа внеурочной деятельности в начальной школе

Оценка 4.7
docx
02.05.2020
Программа внеурочной деятельности в начальной школе
Внеурочная деятельность.docx

Внеурочная

(воспитательная) деятельность с обучающимися  в начальной школе

на 2018-2019 учебный год

Пояснительная записка.

В ФГОС НОО внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для неформального общения обучающихся, имеет выраженную воспитательную и социально педагогическую направленность. Внеурочная деятельность – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем, учителем с целью создания ученического коллектива. В процессе многоплановой внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания и социализации.

Основой программы организации внеурочной деятельности обучающихся являются Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373), Концепция духовно – нравственного воспитания личности гражданина России, Примерная программа воспитания и социализации обучающихся, Устав ОУ.

Актуальность программы в том, что школьное воспитание представляет ту часть процесса социализации, которая организует, целеполагается, планируется, осуществляется и отслеживается педагогами. В настоящее время для многих обучающихся школа иногда остается единственным местом, где есть дело до самого ребенка и его проблем. Любой ребенок может рассчитывать на школу, как на место, где он может добиться положительных результатов, почувствовать себя личностью. Кроме этого, в специфике современного образования заложена высокая экспрессивность школьников., что предполагает грамотное интенсивное личностное общение с большим количеством людей при повышенной ответственности за качество собственной деятельности. Модернизация образования повышает требования к деятельности обучающихся, которые не всегда готовы к кардинальным изменениям собственной деятельности. Один из актуальных вопросов является воспитание у детей активного заинтересованного, ценностного отношения к окружающему социуму, собственному личностному развитию.

 

Цель воспитательной работы: совершенствование единого воспитательного пространства в учебном заведении в условиях реализации ФГОС НОО. Личностно – ориентированное воспитание, направленное на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуально – духовных свойств личности обучающихся.

 Социальные - защита ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение  в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортабельных условий развития личности, реализация  ФГОС через внеурочную учебную    деятельность   и программу воспитательной работы ОУ.

Диагностические– изучение личностных качеств обучающихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания.

Воспитательные - воспитание понимания детьми нравственных ценностей и создание условий для поиска в ситуации нравственного выбора, развитие эмоциональной и волевой сферы, создание здорового микроклимата в детском коллективе, обеспечение условий для творческой самореализации каждого учащегося.

 

Здоровьесберегающие - охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность.                                       

Основные направления воспитательной деятельности:

  • Духовно-нравственное.
  • Общеинтеллектуальное.
  • Общекультурное.
  • Социальное.
  • Спортивно-оздоровительное.
  • Экологическое
  • Семейное воспитание. Работа с родителями.

Основные принципы реализации программы:

Принцип гуманистической направленности -  предполагает отношение к обучающимся как к ответственным субъектам собственного развития, оказание психолого – педагогической поддержки в самопознании, самоопределении и самореализации личности.

Принцип вариативности – предполагает широкий спектр видов, форм и способов организации деятельности обучающихся по удовлетворению их потребностей.

Принцип добровольности – предполагает свободный выбор школьниками видов деятельности и добровольное участие в них, возможность самостоятельного определения сроков, способов, темпа освоения программ внеурочной деятельности в рамках индивидуальных образовательных маршрутов.

Принцип успешности и социальной значимости – предполагает создание ситуации успеха, формирование у детей потребности личностно значимых и коллективных результатов.

Принцип системности и целостности – предполагает целостность, преемственность и взаимосвязь между урочной и внеурочной деятельностью, между всеми участниками образовательного процесса, между всеми системами воспитания и дополнительного образования.

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной (воспитательной) деятельности школьников и предназначенадля реализации в 1 – 4 классах и состоит из следующих относительно самостоятельных разделов.

Общеинтеллектуальное направление.

 Цель: помочь осознать школьниками значимость развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.

Задачи воспитания:

1.Способствовать становлению, развитию и совершенствованию интеллектуальных возможностей обучающихся средствами воспитательной работы;

2 Создавать обучающимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами.

3.Проводить диагностические мероприятия с целью выявления и влияния на кругозор обучающихся, на их познавательный интерес, увлечения.

 

 

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами.

Появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта.

 

Спортивно – оздоровительное направление.

 

Задачи:

1.Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

2.Формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного отношения обучающихся к урокам физической культуры и занятиям спортом.

3 Развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

 

Ожидаемые результаты:

 У обучающихся формируются умения и навыки санитарно- гигиенической культуры, приучаются к здоровому образу жизни.

 

Общекультурное направление.

 

Задачи:

1. Воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное;

2. Развитие художественных способностей;

3. Воспитание чувства любви к прекрасному.

 

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся знакомятся основными направлениями эстетической культуры.

Получат возможность для развития художественных способностей и эстетического вкуса.

 

Духовно – нравственное направление.

 

Задачи:

1.Создать условия для формирования способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно‑нравственной компетенции — «становиться лучше»;

2.Способствовать формированию основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

3.Способствовать осознанию основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

4.Развивать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, чувства эмпатии;

5 Создать условия для воспитания волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.

 

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся научаться воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.

 

Экологическое направление.

 

Задачи:

1.Развитие познавательных интересов обучающихся.

2 Воспитание бережного отношения к природе, желание украшать нашу землю.

3.Развитие экологической культуры.

 

Ожидаемый результат:

Обучающиеся научатся правильному поведению в природе, гуманному отношению к окружающему миру, познакомятся с основными правилами охраны природы.

 

Социальная деятельность.

Задачи:

Способствовать тому, чтобы каждый ребенок понимал значимость трудовой деятельности, даже будни труд может сделать праздничными днями;

 

Ожидаемые результат:

Приобщение обучающихся к общественной работе, воспитание сознательного отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни.

 

Свободное общение. Работа с родителями.

 

Задачи:

Работа с родителями

1.Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.

2.Изучение семей обучающихся;

3 Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований;

4.Совместное проведение досуга.

Свободное общение

1.Изучение положения каждого ребенка в коллективе и его проблем в общении со сверстниками;

2.Создание в классе положительной эмоциональной атмосферы общения;

Ожидаемые результаты:

У родителей повысится заинтересованность школьной жизнью детей.

Обучающиеся научатся жить дружно, сплочённо.

Сформируется взаимодействие семьи и школы.

МОДЕЛЬ УЧЕНИКА 4 КЛАССА ПО ФГОС НОО

 

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик

ученика («портрет ученика начальной школы»):

-  любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа,

человечества:

- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

- умеющий учиться, осознающий важность образования исамообразования для жизни и деятельности, способный применятьполученные знания на практике;

- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственнымиценностямиосознающий свои обязанности перед семьёй, обществом. Отечеством;

- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог,

достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды деятельности, формы занятий младших школьников и результаты воспитания и социализации

 

 

Направления

Поставленные задачи

Название подраздела основных направлений

Формы работы и виды деятельности

Сформированные компетентности, результаты воспитания и социализации

 

1.Духовно – нравственное

«Нравст-венность, духовность  как основа личности»

- Формирование гуманистических отношений к окружающему миру.

- Приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей.

- Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

- Формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения.

- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

 

 

 

  «Зеркало души»

 

Тематические классные часы по нравственной тематике; организация экскурсионных поездок с целью знакомства с историческим и культурным наследием края; тренинги; организация социально-значимых дел.

Внеурочная деятельность:

Создание и защита проектов

  • Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений между этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • знание традиций ОУ, бережное отношение к ним.

 

 

 Гражданско-правовое и патрио-тическое  воспитание

 

 

- Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонацио-нального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонацио-нального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной.

-Формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости;

-Овладение технологией социального проектирования и участия в реальной жизни гражданского общества.

- Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений;

- Развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края;

 

 

 

 «Я гражданин»

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематические классные часы, беседы, ролевые игры, обсуждение литературных произведений, акции.

Экскурсия по историческим и памятным местам города и края, посещение музеев,  тематические беседы, КТД, празднование памятных дат.

Внеурочная деятельность:

Создание и защита проектов

  • Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям,  старшему поколению;
  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной  коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

 

2.Спортивно - оздоровительноеФормиро-вание ценности здорового и безопасного  образа жизни

 

 

 

 

 

 

3.Экологи-ческое воспитание

- Формирование стремления к здоровому образу жизни.

 - Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

- Формирование негативного отношения к вредным привычкам и устойчивых навыков здорового образа жизни.

 

 

- Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

 

    «Мое здоровье»

Тематические классные часы, профилактические беседы, спортивные соревнования, встречи со специалистами, проведение инструктивных и тренировочных занятий по отработке навыков безопасного поведения.

Внеурочная деятельность:

занятия в объединениях ДЮСШ (самбо), спортивные секции

 

 

 

Внеурочная деятельность:

Создание и защита проектов

  • Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического,  нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
  • Ценностное отношение к природе;
  • Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.    

 

 

4.Общеинтеллектуальное

Личностное и интеллектуальное саморазвитие.

Професси-ональноесамоопре-деление

 

 

- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самооб-разованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осо-знанномупостроению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познаватель-ных интересов.

- Формирование целостного ми-ровоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и об-щественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

- Формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.

- Развитие самооценки, рефлексии.

- Формирование целостной и научно обоснованной картины мира.

- Развитие познаватель-ных способностей.

 

«Мое будущее»

 

 

Внеурочная деятельность по предметам

Интеллектуальные игры, олимпиады, исследовательские проекты.

Тренинги, анкетирование, беседы, использование Интернет-ресурсов

Внеурочная деятельность:

занятия в объединениях

 

 

·         Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

·         ценностное и творческое отношение к учебному труду;

·         элементарные представления о различных профессиях;

·         первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

·         осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

·         первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

·         потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

·         мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

 

5.Общекультурное

Эстети-ческое и культурное развитие

- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

- Стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, культурным  критериям.

- Воспитание чувственной сферы, чуткости, видения прекрасного.

«Сотрудничество»

Посещение культурных центров города, области,

 КВН, классные часы, праздники,

Просмотр и обсуждение спектаклей, кинофильмов, концертов.

Внеурочная деятельность:

занятия в объединении «Умелые ручки», «Танцевальный» занятия в

школе  искусств, РДК, ДДиЮ

·         Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

·         первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

·         элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

·         первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

·         первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

·         первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

·         мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

 

6.Работа с родителями.

Семейное воспитание

- Осознание важности семьи в жизни человека и обществе, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

- Просвещение родителей и детей в осознании ценности семьи как основополагающей ячейки общества, формирующей общепринятые ценности и нормы.- Повышение роли и авторитета семьи.

«Семья»

Родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями и обучающимися, тематические классные часы, совместные мероприятия с участием детей и родителей.

 Внеурочная деятельность: «Семейный клуб»

занятия в объединении

походы, прогулки, праздники

  • Начальные представления  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями; уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи , бережное отношение к ним.

 

 


 

Внеурочная (воспитательная) деятельность с обучающимися в начальной школе на 2018-2019 учебный год

Внеурочная (воспитательная) деятельность с обучающимися в начальной школе на 2018-2019 учебный год

Воспитательные - воспитание понимания детьми нравственных ценностей и создание условий для поиска в ситуации нравственного выбора, развитие эмоциональной и волевой сферы, создание здорового микроклимата в…

Воспитательные - воспитание понимания детьми нравственных ценностей и создание условий для поиска в ситуации нравственного выбора, развитие эмоциональной и волевой сферы, создание здорового микроклимата в…

Принцип системности и целостности – предполагает целостность, преемственность и взаимосвязь между урочной и внеурочной деятельностью, между всеми участниками образовательного процесса, между всеми системами воспитания и…

Принцип системности и целостности – предполагает целостность, преемственность и взаимосвязь между урочной и внеурочной деятельностью, между всеми участниками образовательного процесса, между всеми системами воспитания и…

Общекультурное направление.

Общекультурное направление.

Развитие познавательных интересов обучающихся

Развитие познавательных интересов обучающихся

МОДЕЛЬ УЧЕНИКА 4 КЛАССА ПО ФГОС

МОДЕЛЬ УЧЕНИКА 4 КЛАССА ПО ФГОС

Виды деятельности, формы занятий младших школьников и результаты воспитания и социализации

Виды деятельности, формы занятий младших школьников и результаты воспитания и социализации

Духовно – нравственное «Нравст-венность, духовность как основа личности»-

Духовно – нравственное «Нравст-венность, духовность как основа личности»-

Зеркало души» Тематические классные часы по нравственной тематике; организация экскурсионных поездок с целью знакомства с историческим и культурным наследием края; тренинги; организация социально-значимых дел

Зеркало души» Тематические классные часы по нравственной тематике; организация экскурсионных поездок с целью знакомства с историческим и культурным наследием края; тренинги; организация социально-значимых дел

Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к

Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к

Экологи-ческое воспитание - Формирование стремления к здоровому образу жизни

Экологи-ческое воспитание - Формирование стремления к здоровому образу жизни

Формирование целостного ми-ровоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и об-щественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Формирование целостного ми-ровоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и об-щественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2020