Программа внеурочной деятельности в начальной школе

  • docx
  • 02.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Внеурочная деятельность.docx

Внеурочная

(воспитательная) деятельность с обучающимися  в начальной школе

на 2018-2019 учебный год

Пояснительная записка.

В ФГОС НОО внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для неформального общения обучающихся, имеет выраженную воспитательную и социально педагогическую направленность. Внеурочная деятельность – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем, учителем с целью создания ученического коллектива. В процессе многоплановой внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания и социализации.

Основой программы организации внеурочной деятельности обучающихся являются Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373), Концепция духовно – нравственного воспитания личности гражданина России, Примерная программа воспитания и социализации обучающихся, Устав ОУ.

Актуальность программы в том, что школьное воспитание представляет ту часть процесса социализации, которая организует, целеполагается, планируется, осуществляется и отслеживается педагогами. В настоящее время для многих обучающихся школа иногда остается единственным местом, где есть дело до самого ребенка и его проблем. Любой ребенок может рассчитывать на школу, как на место, где он может добиться положительных результатов, почувствовать себя личностью. Кроме этого, в специфике современного образования заложена высокая экспрессивность школьников., что предполагает грамотное интенсивное личностное общение с большим количеством людей при повышенной ответственности за качество собственной деятельности. Модернизация образования повышает требования к деятельности обучающихся, которые не всегда готовы к кардинальным изменениям собственной деятельности. Один из актуальных вопросов является воспитание у детей активного заинтересованного, ценностного отношения к окружающему социуму, собственному личностному развитию.

 

Цель воспитательной работы: совершенствование единого воспитательного пространства в учебном заведении в условиях реализации ФГОС НОО. Личностно – ориентированное воспитание, направленное на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуально – духовных свойств личности обучающихся.

 Социальные - защита ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение  в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортабельных условий развития личности, реализация  ФГОС через внеурочную учебную    деятельность   и программу воспитательной работы ОУ.

Диагностические– изучение личностных качеств обучающихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания.

Воспитательные - воспитание понимания детьми нравственных ценностей и создание условий для поиска в ситуации нравственного выбора, развитие эмоциональной и волевой сферы, создание здорового микроклимата в детском коллективе, обеспечение условий для творческой самореализации каждого учащегося.

 

Здоровьесберегающие - охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность.                                       

Основные направления воспитательной деятельности:

  • Духовно-нравственное.
  • Общеинтеллектуальное.
  • Общекультурное.
  • Социальное.
  • Спортивно-оздоровительное.
  • Экологическое
  • Семейное воспитание. Работа с родителями.

Основные принципы реализации программы:

Принцип гуманистической направленности -  предполагает отношение к обучающимся как к ответственным субъектам собственного развития, оказание психолого – педагогической поддержки в самопознании, самоопределении и самореализации личности.

Принцип вариативности – предполагает широкий спектр видов, форм и способов организации деятельности обучающихся по удовлетворению их потребностей.

Принцип добровольности – предполагает свободный выбор школьниками видов деятельности и добровольное участие в них, возможность самостоятельного определения сроков, способов, темпа освоения программ внеурочной деятельности в рамках индивидуальных образовательных маршрутов.

Принцип успешности и социальной значимости – предполагает создание ситуации успеха, формирование у детей потребности личностно значимых и коллективных результатов.

Принцип системности и целостности – предполагает целостность, преемственность и взаимосвязь между урочной и внеурочной деятельностью, между всеми участниками образовательного процесса, между всеми системами воспитания и дополнительного образования.

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной (воспитательной) деятельности школьников и предназначенадля реализации в 1 – 4 классах и состоит из следующих относительно самостоятельных разделов.

Общеинтеллектуальное направление.

 Цель: помочь осознать школьниками значимость развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.

Задачи воспитания:

1.Способствовать становлению, развитию и совершенствованию интеллектуальных возможностей обучающихся средствами воспитательной работы;

2 Создавать обучающимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами.

3.Проводить диагностические мероприятия с целью выявления и влияния на кругозор обучающихся, на их познавательный интерес, увлечения.

 

 

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами.

Появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта.

 

Спортивно – оздоровительное направление.

 

Задачи:

1.Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

2.Формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного отношения обучающихся к урокам физической культуры и занятиям спортом.

3 Развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

 

Ожидаемые результаты:

 У обучающихся формируются умения и навыки санитарно- гигиенической культуры, приучаются к здоровому образу жизни.

 

Общекультурное направление.

 

Задачи:

1. Воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное;

2. Развитие художественных способностей;

3. Воспитание чувства любви к прекрасному.

 

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся знакомятся основными направлениями эстетической культуры.

Получат возможность для развития художественных способностей и эстетического вкуса.

 

Духовно – нравственное направление.

 

Задачи:

1.Создать условия для формирования способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно‑нравственной компетенции — «становиться лучше»;

2.Способствовать формированию основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

3.Способствовать осознанию основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

4.Развивать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, чувства эмпатии;

5 Создать условия для воспитания волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.

 

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся научаться воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.

 

Экологическое направление.

 

Задачи:

1.Развитие познавательных интересов обучающихся.

2 Воспитание бережного отношения к природе, желание украшать нашу землю.

3.Развитие экологической культуры.

 

Ожидаемый результат:

Обучающиеся научатся правильному поведению в природе, гуманному отношению к окружающему миру, познакомятся с основными правилами охраны природы.

 

Социальная деятельность.

Задачи:

Способствовать тому, чтобы каждый ребенок понимал значимость трудовой деятельности, даже будни труд может сделать праздничными днями;

 

Ожидаемые результат:

Приобщение обучающихся к общественной работе, воспитание сознательного отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни.

 

Свободное общение. Работа с родителями.

 

Задачи:

Работа с родителями

1.Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.

2.Изучение семей обучающихся;

3 Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований;

4.Совместное проведение досуга.

Свободное общение

1.Изучение положения каждого ребенка в коллективе и его проблем в общении со сверстниками;

2.Создание в классе положительной эмоциональной атмосферы общения;

Ожидаемые результаты:

У родителей повысится заинтересованность школьной жизнью детей.

Обучающиеся научатся жить дружно, сплочённо.

Сформируется взаимодействие семьи и школы.

МОДЕЛЬ УЧЕНИКА 4 КЛАССА ПО ФГОС НОО

 

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик

ученика («портрет ученика начальной школы»):

-  любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа,

человечества:

- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

- умеющий учиться, осознающий важность образования исамообразования для жизни и деятельности, способный применятьполученные знания на практике;

- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственнымиценностямиосознающий свои обязанности перед семьёй, обществом. Отечеством;

- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог,

достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды деятельности, формы занятий младших школьников и результаты воспитания и социализации

 

 

Направления

Поставленные задачи

Название подраздела основных направлений

Формы работы и виды деятельности

Сформированные компетентности, результаты воспитания и социализации

 

1.Духовно – нравственное

«Нравст-венность, духовность  как основа личности»

- Формирование гуманистических отношений к окружающему миру.

- Приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей.

- Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

- Формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения.

- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

 

 

 

  «Зеркало души»

 

Тематические классные часы по нравственной тематике; организация экскурсионных поездок с целью знакомства с историческим и культурным наследием края; тренинги; организация социально-значимых дел.

Внеурочная деятельность:

Создание и защита проектов

  • Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений между этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • знание традиций ОУ, бережное отношение к ним.

 

 

 Гражданско-правовое и патрио-тическое  воспитание

 

 

- Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонацио-нального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонацио-нального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной.

-Формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости;

-Овладение технологией социального проектирования и участия в реальной жизни гражданского общества.

- Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений;

- Развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края;

 

 

 

 «Я гражданин»

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематические классные часы, беседы, ролевые игры, обсуждение литературных произведений, акции.

Экскурсия по историческим и памятным местам города и края, посещение музеев,  тематические беседы, КТД, празднование памятных дат.

Внеурочная деятельность:

Создание и защита проектов

  • Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям,  старшему поколению;
  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной  коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

 

2.Спортивно - оздоровительноеФормиро-вание ценности здорового и безопасного  образа жизни

 

 

 

 

 

 

3.Экологи-ческое воспитание

- Формирование стремления к здоровому образу жизни.

 - Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

- Формирование негативного отношения к вредным привычкам и устойчивых навыков здорового образа жизни.

 

 

- Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

 

    «Мое здоровье»

Тематические классные часы, профилактические беседы, спортивные соревнования, встречи со специалистами, проведение инструктивных и тренировочных занятий по отработке навыков безопасного поведения.

Внеурочная деятельность:

занятия в объединениях ДЮСШ (самбо), спортивные секции

 

 

 

Внеурочная деятельность:

Создание и защита проектов

  • Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического,  нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
  • Ценностное отношение к природе;
  • Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.    

 

 

4.Общеинтеллектуальное

Личностное и интеллектуальное саморазвитие.

Професси-ональноесамоопре-деление

 

 

- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самооб-разованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осо-знанномупостроению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познаватель-ных интересов.

- Формирование целостного ми-ровоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и об-щественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

- Формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.

- Развитие самооценки, рефлексии.

- Формирование целостной и научно обоснованной картины мира.

- Развитие познаватель-ных способностей.

 

«Мое будущее»

 

 

Внеурочная деятельность по предметам

Интеллектуальные игры, олимпиады, исследовательские проекты.

Тренинги, анкетирование, беседы, использование Интернет-ресурсов

Внеурочная деятельность:

занятия в объединениях

 

 

·         Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

·         ценностное и творческое отношение к учебному труду;

·         элементарные представления о различных профессиях;

·         первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

·         осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

·         первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

·         потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

·         мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

 

5.Общекультурное

Эстети-ческое и культурное развитие

- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

- Стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, культурным  критериям.

- Воспитание чувственной сферы, чуткости, видения прекрасного.

«Сотрудничество»

Посещение культурных центров города, области,

 КВН, классные часы, праздники,

Просмотр и обсуждение спектаклей, кинофильмов, концертов.

Внеурочная деятельность:

занятия в объединении «Умелые ручки», «Танцевальный» занятия в

школе  искусств, РДК, ДДиЮ

·         Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

·         первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

·         элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

·         первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

·         первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

·         первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

·         мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

 

6.Работа с родителями.

Семейное воспитание

- Осознание важности семьи в жизни человека и обществе, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

- Просвещение родителей и детей в осознании ценности семьи как основополагающей ячейки общества, формирующей общепринятые ценности и нормы.- Повышение роли и авторитета семьи.

«Семья»

Родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями и обучающимися, тематические классные часы, совместные мероприятия с участием детей и родителей.

 Внеурочная деятельность: «Семейный клуб»

занятия в объединении

походы, прогулки, праздники

  • Начальные представления  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями; уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи , бережное отношение к ним.