Внеурочная
(воспитательная) деятельность с обучающимися в начальной школе
на 2018-2019 учебный год
Пояснительная записка.
В ФГОС НОО внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для неформального общения обучающихся, имеет выраженную воспитательную и социально педагогическую направленность. Внеурочная деятельность – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем, учителем с целью создания ученического коллектива. В процессе многоплановой внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания и социализации.
Основой программы организации внеурочной деятельности обучающихся являются Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373), Концепция духовно – нравственного воспитания личности гражданина России, Примерная программа воспитания и социализации обучающихся, Устав ОУ.
Актуальность программы в том, что школьное воспитание представляет ту часть процесса социализации, которая организует, целеполагается, планируется, осуществляется и отслеживается педагогами. В настоящее время для многих обучающихся школа иногда остается единственным местом, где есть дело до самого ребенка и его проблем. Любой ребенок может рассчитывать на школу, как на место, где он может добиться положительных результатов, почувствовать себя личностью. Кроме этого, в специфике современного образования заложена высокая экспрессивность школьников., что предполагает грамотное интенсивное личностное общение с большим количеством людей при повышенной ответственности за качество собственной деятельности. Модернизация образования повышает требования к деятельности обучающихся, которые не всегда готовы к кардинальным изменениям собственной деятельности. Один из актуальных вопросов является воспитание у детей активного заинтересованного, ценностного отношения к окружающему социуму, собственному личностному развитию.
Цель воспитательной работы: совершенствование единого воспитательного пространства в учебном заведении в условиях реализации ФГОС НОО. Личностно – ориентированное воспитание, направленное на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуально – духовных свойств личности обучающихся.
Социальные - защита ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортабельных условий развития личности, реализация ФГОС через внеурочную учебную деятельность и программу воспитательной работы ОУ.
Диагностические– изучение личностных качеств обучающихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания.
Воспитательные - воспитание понимания детьми нравственных ценностей и создание условий для поиска в ситуации нравственного выбора, развитие эмоциональной и волевой сферы, создание здорового микроклимата в детском коллективе, обеспечение условий для творческой самореализации каждого учащегося.
Здоровьесберегающие - охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность.
Основные направления воспитательной деятельности:
Основные принципы реализации программы:
Принцип гуманистической направленности - предполагает отношение к обучающимся как к ответственным субъектам собственного развития, оказание психолого – педагогической поддержки в самопознании, самоопределении и самореализации личности.
Принцип вариативности – предполагает широкий спектр видов, форм и способов организации деятельности обучающихся по удовлетворению их потребностей.
Принцип добровольности – предполагает свободный выбор школьниками видов деятельности и добровольное участие в них, возможность самостоятельного определения сроков, способов, темпа освоения программ внеурочной деятельности в рамках индивидуальных образовательных маршрутов.
Принцип успешности и социальной значимости – предполагает создание ситуации успеха, формирование у детей потребности личностно значимых и коллективных результатов.
Принцип системности и целостности – предполагает целостность, преемственность и взаимосвязь между урочной и внеурочной деятельностью, между всеми участниками образовательного процесса, между всеми системами воспитания и дополнительного образования.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной (воспитательной) деятельности школьников и предназначенадля реализации в 1 – 4 классах и состоит из следующих относительно самостоятельных разделов.
Общеинтеллектуальное направление.
Цель: помочь осознать школьниками значимость развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Задачи воспитания:
1.Способствовать становлению, развитию и совершенствованию интеллектуальных возможностей обучающихся средствами воспитательной работы;
2 Создавать обучающимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами.
3.Проводить диагностические мероприятия с целью выявления и влияния на кругозор обучающихся, на их познавательный интерес, увлечения.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами.
Появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта.
Спортивно – оздоровительное направление.
Задачи:
1.Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
2.Формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного отношения обучающихся к урокам физической культуры и занятиям спортом.
3 Развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Ожидаемые результаты:
У обучающихся формируются умения и навыки санитарно- гигиенической культуры, приучаются к здоровому образу жизни.
Общекультурное направление.
Задачи:
1. Воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное;
2. Развитие художественных способностей;
3. Воспитание чувства любви к прекрасному.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся знакомятся основными направлениями эстетической культуры.
Получат возможность для развития художественных способностей и эстетического вкуса.
Духовно – нравственное направление.
Задачи:
1.Создать условия для формирования способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно‑нравственной компетенции — «становиться лучше»;
2.Способствовать формированию основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
3.Способствовать осознанию основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
4.Развивать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, чувства эмпатии;
5 Создать условия для воспитания волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся научаться воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.
Экологическое направление.
Задачи:
1.Развитие познавательных интересов обучающихся.
2 Воспитание бережного отношения к природе, желание украшать нашу землю.
3.Развитие экологической культуры.
Ожидаемый результат:
Обучающиеся научатся правильному поведению в природе, гуманному отношению к окружающему миру, познакомятся с основными правилами охраны природы.
Социальная деятельность.
Задачи:
Способствовать тому, чтобы каждый ребенок понимал значимость трудовой деятельности, даже будни труд может сделать праздничными днями;
Ожидаемые результат:
Приобщение обучающихся к общественной работе, воспитание сознательного отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни.
Свободное общение. Работа с родителями.
Задачи:
Работа с родителями
1.Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.
2.Изучение семей обучающихся;
3 Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований;
4.Совместное проведение досуга.
Свободное общение
1.Изучение положения каждого ребенка в коллективе и его проблем в общении со сверстниками;
2.Создание в классе положительной эмоциональной атмосферы общения;
Ожидаемые результаты:
У родителей повысится заинтересованность школьной жизнью детей.
Обучающиеся научатся жить дружно, сплочённо.
Сформируется взаимодействие семьи и школы.
МОДЕЛЬ УЧЕНИКА 4 КЛАССА ПО ФГОС НОО
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик
ученика («портрет ученика начальной школы»):
- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа,
человечества:
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования исамообразования для жизни и деятельности, способный применятьполученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственнымиценностямиосознающий свои обязанности перед семьёй, обществом. Отечеством;
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог,
достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Виды деятельности, формы занятий младших школьников и результаты воспитания и социализации
Направления |
Поставленные задачи |
Название подраздела основных направлений |
Формы работы и виды деятельности |
Сформированные компетентности, результаты воспитания и социализации |
1.Духовно – нравственное «Нравст-венность, духовность как основа личности» |
- Формирование гуманистических отношений к окружающему миру. - Приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей. - Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира. - Формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения. - Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. |
«Зеркало души»
|
Тематические классные часы по нравственной тематике; организация экскурсионных поездок с целью знакомства с историческим и культурным наследием края; тренинги; организация социально-значимых дел. Внеурочная деятельность: Создание и защита проектов |
|
Гражданско-правовое и патрио-тическое воспитание
|
- Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонацио-нального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонацио-нального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной. -Формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости; -Овладение технологией социального проектирования и участия в реальной жизни гражданского общества. - Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений; - Развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края;
|
«Я гражданин»
|
Тематические классные часы, беседы, ролевые игры, обсуждение литературных произведений, акции. Экскурсия по историческим и памятным местам города и края, посещение музеев, тематические беседы, КТД, празднование памятных дат. Внеурочная деятельность: Создание и защита проектов |
|
2.Спортивно - оздоровительноеФормиро-вание ценности здорового и безопасного образа жизни
3.Экологи-ческое воспитание |
- Формирование стремления к здоровому образу жизни. - Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. - Формирование негативного отношения к вредным привычкам и устойчивых навыков здорового образа жизни.
- Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. |
«Мое здоровье» |
Тематические классные часы, профилактические беседы, спортивные соревнования, встречи со специалистами, проведение инструктивных и тренировочных занятий по отработке навыков безопасного поведения. Внеурочная деятельность: занятия в объединениях ДЮСШ (самбо), спортивные секции
Внеурочная деятельность: Создание и защита проектов |
|
4.Общеинтеллектуальное Личностное и интеллектуальное саморазвитие. Професси-ональноесамоопре-деление
|
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самооб-разованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осо-знанномупостроению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познаватель-ных интересов. - Формирование целостного ми-ровоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и об-щественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. - Формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире. - Развитие самооценки, рефлексии. - Формирование целостной и научно обоснованной картины мира. - Развитие познаватель-ных способностей. |
«Мое будущее»
|
Внеурочная деятельность по предметам Интеллектуальные игры, олимпиады, исследовательские проекты. Тренинги, анкетирование, беседы, использование Интернет-ресурсов Внеурочная деятельность: занятия в объединениях
|
· Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; · ценностное и творческое отношение к учебному труду; · элементарные представления о различных профессиях; · первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; · осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; · первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; · потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; · мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
|
5.Общекультурное Эстети-ческое и культурное развитие |
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. - Стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, культурным критериям. - Воспитание чувственной сферы, чуткости, видения прекрасного. |
«Сотрудничество» |
Посещение культурных центров города, области, КВН, классные часы, праздники, Просмотр и обсуждение спектаклей, кинофильмов, концертов. Внеурочная деятельность: занятия в объединении «Умелые ручки», «Танцевальный» занятия в школе искусств, РДК, ДДиЮ |
· Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; · первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; · элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; · первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; · первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; · первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; · мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи. |
6.Работа с родителями. Семейное воспитание |
- Осознание важности семьи в жизни человека и обществе, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. - Просвещение родителей и детей в осознании ценности семьи как основополагающей ячейки общества, формирующей общепринятые ценности и нормы.- Повышение роли и авторитета семьи. |
«Семья» |
Родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями и обучающимися, тематические классные часы, совместные мероприятия с участием детей и родителей. Внеурочная деятельность: «Семейный клуб» занятия в объединении походы, прогулки, праздники |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.