Программа внеурочной деятельности "Веселая математика".

  • docx
  • 25.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Веселая математика.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 1

сельского поселения  «Село Троицкое»  Нанайского муниципального района
Хабаровского края

 

 

«Рассмотрено»

На заседании  МС

Протокол № 1

 

 от     августа 2018г.

 

«Рассмотрено»

На заседании педагогического совета Протокол

№ 1

 от          августа 2018 г.

«Утверждаю»

Руководитель МБОУ СОШ №1  с. Троицкое 

  ___________/М.В.Смирнова

Приказ №    от    сентября 2018г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 


Ибрагимовой Натальи Владимировны

учителя начальных классов    1 категории

 

 

по  курсу внеурочной деятельности

«Весёлая математика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018-2019 учебный год

1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Весёлая математика» для обучающихся 1 общеобразовательного класса МБОУ СОШ №1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края.

      Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2010, 2015 г.), на основе программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Весёлая математика» на период 2018 – 2022 учебных годов,  с учётом  требований к программам дополнительного образования детей, Положения МБОУ СОШ №1 «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».

Содержания программы кружка «Веселая математика» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в  муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней  общеобразовательной  школы сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края.

Содержание программы  отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. В основе программы лежит системно – деятельностный  подход.

Место в учебном плане.

    Учебный план начального общего образования МБОУ СОШ № 1  в 1 классе ориентирован на 33 учебные недели. На изучение «Весёлой математики» в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего – 33 часа.

Формы организации занятий: коллективная; групповая работа; парная работа; индивидуальная.

Методы: словесный; наглядный; практический.

Формы занятий: беседы, викторины; игры (с ролевым акцентом, с деловым акцентом, социально моделирующие); коллективные творческие дела; выставки.

Виды деятельности: игровая; познавательная.

Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур.

В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

Выпуск газеты «Удивительный мир чисел».

Выпуск книжки   «Мир занимательных задач».

Выставка рисунков « Геометрия вокруг нас».

Выпуск раскладушки  «Чертёжные и измерительные инструменты»

Выставка аппликаций из танов.

Конкурс сказок, сочинений «Математика вокруг нас».

 

Предполагаемые результаты освоения программы  «Весёлая математика».

Личностными результатами изучения данного  курса являются

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

 

Метапредметными результами изучения данного  курса являются:

 

 (Познавательные универсальные учебные действия)

выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,

выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий,

пользоваться специальными справочниками, энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах,

анализ объектов и их синтез,

выбор основания и критериев для сравнения, классификации объектов

 

(Регулятивные универсальные учебные действия)

принимать и сохранять учебную цель  и задачу, планировать её реализацию,

контролировать и оценивать свои действия,

вносить соответствующие коррективы  в их выполнение;

 

(Коммуникативные универсальные учебные действия)

планировать и координировать совместную деятельность с учителем и сверстниками,

выражать (с достаточной полнотой и точностью) свои мысли в соответствиис задачами и условиями коммуникации.

 

Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел « Содержание программы»).

 

Учебный материал распределён по разделам:

 

№ п/п

 

Название  раздела

Количество часов

 

1 год обучения

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

Теория

Практика

1

Удивительный мир чисел

 

8

2

6

2

Мир занимательных задач

 

12

2

10

3

Мир из геометрических фигур

13

 

3

10

Итого

33

 

2.1. Содержание программы первого года обучения

Раздел 1. «Удивительный мир чисел»

История развития  математики. Как люди научились считать. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 12. Единицы времени: час. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами). Ребус. Правила разгадывание ребусов: правило отбрасывания ненужных букв, включение в слово цифр, чтение букв по цифрам стоящим под рисунком. Что такое математический ребус. Решение математических ребусов. Монеты в 1р., 2р., 5р., 10.р, 1к., 5к.,10к.

Раздел 2. «Мир занимательных задач»

Что такое задача. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке, для ответа на заданные вопросы. Воспроизведение  способа  решения задачи. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных отношений. Задачи на комбинированные действия. Выбор наиболее эффективных способов решения. Задачи в стихах.

Раздел 3. «Мир из геометрических фигур»

 Что такое геометрия. История развития  геометрии. Взаимное расположение предметов в

про­странстве. Волшебная линейка. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Шкала линейки. Тренировка в написании цифр (индекса) на конверте по образцу, данному на клапане конверта. Линии. Замкнутые и незамкнутые линии.  Многоугольник. Занимательные задания с геометрическими фигурами. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Игры с кубиками. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.  Непрозрачная модель куба. Вид сверху, вид снизу, вид слева, вид справа. Работа с изображением куба. Ракурс: сверху  справа, сверху снизу, снизу справа, снизу слева.

3. Учебно - тематический план

 

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол. часов

Содержание занятия

Раздел 1. Удивительный мир чисел

1

 

Вводное занятие.

Путешествие в страну «Арифметика».

Инструктаж по ТБ

1

 История развития  математики. Как люди научились считать.

Просмотр презентации «Математика вокруг нас».

Поведение инструктажа  по ТБ.

2, 3

 

Римские цифры

2

Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 12.

Единицы времени: час. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами).

 «Спичечный» конструктор (построение  римских цифр по заданному образцу).

4, 5

 

Ребусы

2

Ребус. Правила разгадывание ребусов: правило отбрасывания ненужных букв, включение в слово цифр, чтение букв по цифрам стоящим под рисунком.

Что такое математический ребус. Решение математических ребусов.

Конкур рисунков «Разгадай  мой ребус».

6, 7

 

Монеты

2

Монеты в 1р., 2р., 5р., 10.р, 1к., 5к.,10к.

Рисунок  из монет. Ролевая игра «Магазин».

8

 

Обобщение раздела «Удивительный мир чисел»

1

Выпуск газеты «Удивительный мир чисел».

(в газете размещается  материал созданный детьми, например: аппликация часы, рисунки конкурса «Разгадай  мой ребус»).

Раздел 2. Мир занимательных задач

9, 10

 

Весёлые задачи

2

Что такое задача. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке, для ответа на заданные вопросы. Воспроизведение  способа  решения задачи.

Игра «У кого какая цифра».

11 - 18

 

Эвристические задачи

8

Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».

Задачи на установления сходства и соответствия.

Задачи на установление временных отношений.

Задачи на комбинированные действия.

Выбор наиболее эффективных способов решения.

Задачи в стихах.Конкурс  « Цифры в загадках».

19, 20

 

Обобщение раздела

«Мир занимательных задач»

2

Выпуск книжки   «Мир занимательных задач»

 

 

Раздел 3. Мир из геометрических фигур

21

 

Путешествие в страну «Геометрия»

1

Что такое геометрия. История развития  геометрии.

Взаимное расположение предметов в про­странстве.

Конкур рисунков по творческому заданию.

22- 24

 

Чертёжные и измерительные инструменты

 

3

Волшебная линейка. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Шкала линейки.

Тренировка в написании цифр (индекса) на конверте по образцу, данному на клапане конверта.

Игра «Оцени величины предметов на глаз».

25 - 27

 

Геометрические фигуры

3

Линии. Замкнутые и незамкнутые линии. Многоугольник.

Занимательные задания с геометрическими фигурами.

Конкурс картинок « Геометрия вокруг нас».

28, 29

 

Танграм

2

Игра «Танграм». Составление картинки с заданным разбиением на части;

с частичнозаданным разбиением на части; без заданного разбиения.

Просмотр презентации «Танграм».

Игра «Соберем вместе» (работа с танами). Игра «Дорисуй».

30 - 32

 

Куб

3

1

05.05.16

12.05

Игры с кубиками. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Непрозрачная модель куба. Вид сверху, вид снизу, вид слева, вид справа. Работа с изображением куба. Ракурс: сверх справа, сверху снизу, снизу справа, снизу слева.

Просмотр презентации «Веселый кубик».

33

 

Праздник

 «Час математических чудес»

19.05

 

Выставка аппликаций из танов.

Выставка картинок конкурса « Геометрия вокруг нас».

Подведение итогов работы клуба.

4. Интернет – ресурсы

http:// schools. keldysh. ru/labmro. Методический сайт лаборатории  методики и информационной поддержки развития образования МИОО.

Материально  - технический ресурс: компьютер, проектор.

5. Список литературы

5.1. Литература для учителя:

1.     Волина В.. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.

2.     Все задачи «Кенгуру». Издание третье, дополненное. Санкт – Петербург, 2008.

3.     Калугин М. А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль:

4.     «Академия развития», 1998 – 192 с.

5.     Кордемский Б. А., Ахадов А.А. «Удивительный мир чисел» Москва «Просвещение» - 1986

6.     Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990

7.     Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная  Пресса». 2003

8.     Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002

5.2. Литература для учащихся:

1.      Большая детская энциклопедия. Серия книг в томах.

2.      Все задачи «Кенгуру». Издание третье, дополненное. Санкт – Петербург, 2008.

3.      Шадрина И.В.  Решаем геометрические задачи. 1 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003


Скачано с www.znanio.ru